В чем разница между волостью и уездом?

Чем в царской россии волость отличалась от уезда

Территория и административное деление волости и уезда в России

Волость и уезд — это территориальные единицы административного деления в царской России. При этом, хотя и оба образуют часть государственной структуры, они имеют некоторые существенные отличия.

Волость представляет собой более мелкую территориальную единицу, чем уезд. Она является составной частью уезда и специализируется на выполнении определенных функций. Волость включает в себя несколько населенных пунктов и обычно имеет своего управляющего (волостного старосту) с ограниченной властью.

Уезд, в свою очередь, является более крупной территориальной единицей и осуществляет широкий спектр полномочий в сфере управления. Уездный начальник — высший должностной лицо в уезде. Уезд включает в себя несколько волостей и населенных пунктов. Задачами уездной администрации является поддержание порядка, решение вопросов экономического развития, проведение налоговой политики и других аспектов государственного управления на территории уезда.

Таким образом, волость и уезд являются составными частями административного деления царской России. Они выполняют различные функции и имеют разную степень власти в системе государственного управления. Волость — это меньшая территориальная единица с ограниченными полномочиями, а уезд — более крупная территория с широким спектром властных функций.

Уезд в царской России

Уезд в царской России был одной из основных единиц государственного управления. Он представлял собой административно-территориальную единицу, значение которой заключалось в управлении и контроле над земельными владениями.

Уезд выполнял широкий спектр функций, включающих в себя сбор налогов и сбор информации о населении и его составе. Также уезд был ответственен за управление территорией, в том числе проведение мероприятий по развитию инфраструктуры, поддержание общественного порядка и решение спорных вопросов.

Государство в царской России осуществляло контроль и регулирование деятельности уездов. В рамках правительственной структуры каждому уезду назначался глава, который осуществлял исполнительную власть и отчитывался перед вышестоящими властями. Уезд подчинялся губернаторству, а затем и центральным управляющим органам.

Уезд был административно-территориальным делением государства, определяющим распределение власти и управление населением и земельными владениями. В некоторых случаях уезд мог объединять в себе несколько волостей, что позволяло более эффективно осуществлять контроль и управление территорией.

Определение и состав

Волость и уезд — это административные деления в государстве под названием Российская империя. Волость — это населенный пункт, который включает в себя как сельскую местность, так и городские районы. Уезд, с другой стороны, представляет собой более крупное административное деление, объединяющее в себе несколько волостей.

В каждой волости проживало население, которое составляло основу земельных владений. Население волости включало крестьян и другие слои населения, которые были привлечены к проведению сельскохозяйственной деятельности.

Управление волостью осуществлялось через правительственную структуру, которая называлась волостным уездным начальством. Они контролировали все аспекты функций и управления волостью, включая сбор налогов, контроль над земельными владениями, разрешение конфликтов и поддержание общественного порядка.

Функции уезда

Уезд – это одно из основных административных делений в Российской Империи. Как правило, уезд включал в себя несколько волостей и представлял собой относительно крупную территорию. Отличительной особенностью уезда была его функция в управлении территорией и населением.

Уезд осуществлял основные функции по управлению земельными владениями, распределению земельных участков и владению соответствующими ресурсами. Благодаря правительственной структуре, представленной губернатором и значимым чиновникам, в уезде осуществлялась власть по принятию решений и контролю за исполнением законов.

Одной из основных функций уезда было управление населением. В рамках уезда принимались решения по вопросам налогообложения, судебным процессам, регистрации граждан и учета населения. Кроме того, уезд решал организационные вопросы по содержанию образовательных учреждений, здравоохранению и социальной поддержке.

Функции уезда были важной составляющей в общей системе административного деления Российской Империи. Благодаря своей компетенции во всех сферах управления, уезд являлся значимым звеном в системе местного самоуправления

Управление и административная структура

В царской России управление осуществлялось через сложную правительственную структуру, представляющую собой иерархическую систему органов государства. Верховной властью был царь, который назначал губернаторов, заместителей и других должностных лиц.

Административное деление страны было организовано на уровне уездов и волостей. Уезды являлись большими административно-территориальными единицами, располагались на значительной территории и включали в себя несколько волостей. Волости, в свою очередь, были меньшими административными единицами, охватывали определенные районы и населенные пункты.

Основной функцией уезда было осуществление контроля над территорией, сбор налогов, приведение в исполнение указов царя и других государственных органов. Волости же занимались непосредственным управлением в местных районах, в том числе ведением населенных пунктов, решением бытовых вопросов и поддержанием порядка.

На каждом уровне управления были определены свои функции и сфера ответственности. Волости регулировали местные дела, занимались сбором налогов, поддерживали судебный порядок и решали вопросы проживающего в них населения. Уезды обеспечивали координацию работы волостей, контролировали выполнение указов губернаторов и занимались вопросами общегосударственного значения.

Предпосылки реформы

В начале 60-х годов сложилась весьма плачевная ситуация в российских регионах, причиной которой во многом было неудовлетворительное местно самоуправление. До этого времени все чиновники назначались в Петербурге, и на местах абсолютно не знали нужды и потребности региона и людей, в нем проживающих. В результате практически все сферы жизнедеятельности регионов пришли в плачевное состояние.  Здравоохранение, образование, дороги, рынки, хозяйства – проблемы были буквально во всем.

Обратная сторона медали – позиции дворянства, которое было крайне недовольно отменой крепостного права.  Освобождение крестьян заставило многих дворян с недоверием относиться к действующей власти. Поэтому Земская реформа 1864 года принималась Александром 2 как попытка частично компенсировать потери дворянства, предоставив им долю власти в регионах.

В целом же можно выделить следующие причины проведения реформы 1 января 1864 года:

  • Привлечение к местному самоуправлению широкие слои населения.
  • Предоставить населению самостоятельность в решении местных вопросов.
  • Частичное возмещение дворянству утраченных привилегий.

Особо обращаю внимание на 2 пункт. Эти Александр 2 хотел отвлечь население от идей революции, направив их энергию в конструктивное русло для решения местных проблем

Трутовский — заседание Земства

Революция местного самоуправления

В советское время — с 1917 по 1924 гг. — были перекроены состав и границы дореволюционных волостей и уездов. В ходе этой территориально-административной перестройки были уничтожены все старые границы губерний и уездов.

На VII Дмитровском уездном Совете 13 августа 1919 г. было принято решение о выделении Сергиевского посада в самостоятельный уезд с прилегающими к нему волостями. 13 октября того же года постановлением Президиума Московского губернского исполкома был образован Сергиевский районный исполнительный комитет Совета рабочих и крестьянских депутатов на правах уезда с пятью волостями: Сергиевской, Софринской, Путиловской, Булаковской и Хотьковской. Территория последних была разделены на сельсоветы. 18 октября 1919 г. постановлением Московского губернского исполкома Сергиевский посад был переименован в город Сергиев.

В течение 1921-1921 гг. в состав Сергиевского района были включены полностью Озерецкая волость Дмитровского уезда, Ерёминская, Константиновская и Рогачёвская волости и частично Ботовская волость Александровского уезда Владимирской губернии.

В июне 1922 г. район был переименован в уезд. К нему были присоединены Хребтовская и Федорцовская волости Переславль-Залесского уезда. Из части Ботовской и Булаковской и Рогачёвской волостей была образована Шараповская волость. Таким образом, в состав новообразованного Сергиевского уезда входили 11 волостей: Ерёминская, Константиновская, Озерецкая, Путиловская, Рогачёвская, Сергиевская, Софринская, Федорцовская, Хотьковская, Хребтовская и Шараповская.

Органами административного управления были уездный исполком, 11 волостных исполкомов на 472 села, деревень, погостов, хуторов, фабрик, железнодорожных станций и платформ.

В начале 1929 г. с целью более эффективного развития промышленности была образована Центрально-Промышленная область в составе Московской, Тверской, Тульской и Рязанской губерний. Летом этого же года она была переименована в Московскую область. В её состав вошли 10 округов, которые были разделены на 144 района. Спустя

7 лет её разделили на Московскую, Рязанскую и Тульскую области, а ранее 27 её районов были переданы в новообразованную Калининскую область.

Постановлением президиума Мособл­исполкома от 5 ноября 1929 г. город Сергиев был переименован в Загорск в память о секретаре Московского комитета ВКП(б) В. М. Загорском, убитом левыми эсерами в 1919 г. В документах город с новым названием стал упоминаться с 1930 г.

Тогда же, в 1929 г., северная треть Сергиевского уезда вошла в состав новообразованного Константиновского района. Его границы были проведены безотносительно к предшествовавшим делениям этой части уезда XVII — начала XX вв.

В середине 1950-х гг. в Загорском районе числились районный центр и 15 сельсоветов: Абрамцевский и Семхоз дачные поселковые, Ахтырский, Березняковский, Бужаниновский, Васильевский, Воздвиженский, Воронцовский, Выпуковский, Каменский, Марьинский, Митинский, Мишутинский, Наугольновский, Тураковский.

В Константиновском районе располагались районный центр — село Константиново и 10 сельсоветов: Богородский, Веригинский, Заболотьевский, За­ку­беж­ский, Константиновский, Кузь­минский, Ново-Шурмовский, Селковский, Хребтовский, Ченцовский.

В 1957 г. Константиновский район был упразднён, его территория отошла к Загорскому (бывшему Сергиевскому) району. Северная граница района стала проходить по рубежам второй половины 1920-х гг.

Петровские губернии

Первая реформа Петра I

В результате в 1708 году царь Пётр I провёл областную реформу, разделив территорию России на 8 огромных губерний: Московскую, Ингерманландскую (Шлиссельбург; с 1710 — Санкт-Петербургская), Архангелогородскую, Киевскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую (Тобольск).

Взамен уездов территория страны была поделена на города с прилегающими к ним землями, а также разряды и приказы. В 1710—1713 годах губернии были дополнительно разделены на доли, которые управлялись ландратами.

В 1713 году из присоединённой части Шведской Ливонии и части Смоленской губернии была образована Рижская губерния, а остальная часть Смоленской губернии была передана Московской губернии. В 1714 году из северо-запад Казанской губернии был преобразован в Нижегородскую губернию. В 1717 году юг Казанской губернии был преобразован в Астраханскую губернию. В 1717—1719 годах территории Нижегородской губернии временно возвращались в состав Казанской губернии.

Вторая реформа Петра I

В 1719 году была проведена новая реформа: все губернии, кроме Астраханской и образованной в этом же году Ревельской, были подразделены на новые промежуточные единицы — провинции, всего 47 штук. Доли были упразднены, а уезды были возращены и временно (до 1727 года) переименованы в дискрикты. Во главе провинции стоял воевода, а во главе дистрикта — земский комиссар. Сложившаяся трёхуровневая система — губерния, провинция, уезд — просуществовала до губернской реформы Екатерины II в 1775 года, за это время число губерний выросло от 8 до 20.

Также в 1719 году была присоединена оставшаяся часть Шведской Эстляндии, из которой была образована Ревельская губерния (Ревель — современный Таллин). В 1725 году Азовская губерния стала Воронежской (Азов был утерян в результате Прутского мира в 1709 году, а Воронеж служил административным центром губернии с 1715 года). В 1726 году была вновь образована Смоленская губерния — из частей Рижской и Московской губерний — и число губерний достигло 12.

Изменения 1727—1744 годов

В 1727 году дисктрикты были переименованы обратно в уезды. Одновременно было проведено измельчение административно-территориальных единиц: вместо 166 уездов их стало около 250, вместо 12 губерний их стало 14.

Была образована Белгородская губерния из частей Киевской, а Новгородская — из частей Санкт-Петербургской.

В 1744 году были образованы две новые губернии — Выборгская (из частей Санкт-Петербургской) и Оренбургская (из частей Казанской и Астраханской) — общее количество губерний достигло 16, при этом прибалтийские губернии вместо провинций и уездов делились на дистрикты.

Ранние изменения при Екатерине II

В 1764 году во многих провинциях были объединены уезды. Кроме того, в 1764—1765 годах были образованы 4 новых губернии, а в 1772—1775 годах — ещё 3, и их стало 23.

В 1764 году Иркутская губерния была образована из одноимённой провинции Сибирской губернии, а из присоединённых территорий, преимущественно земель Войска Запорожского, были образованы Новороссийская (Кременчуг) и Малороссийская (Левобережная Украина) губернии. В 1765 году из частей Белгородской и Воронежской губерний была образована Слободско-Украинская губерния (центр в Харькове).

В 1772 году после первого раздела Речи Посполитой были образованы Могилёвская и Псковская губернии. В 1775 году из земель Османской империи, присоединённых по итогам Кючук-Кайнарджийского мира, была образована новая Азовская губерния (отличная от старой, переименованной в Воронежскую). В обоих случаях новые губернии включили в себя земли других губерний России.

Волости и станы

На территории современного Сергиево-Посадского района располагались полностью московская волость Радонеж­ская, частично московские волости Бели и Воря, волость Инобаж Дмитровского уезда, стан Мишутин и Верхдубенский, а также волости Бускутово, Рождествено, Атебал и Кинела Переславского уезда, частично волости Серебож, Закубежская и Шуромская того же уезда.

Во второй половине XVI в. царь Иван Грозный дал троицким крестьянам право выбирать у себя по сёлам и деревням приказчиков, старост, целовальников, сотцких, пятидесятцких, десятцких, учинять губных целовальников и дьячков, делать тюрьмы и к ним выбирать сторожей, татей и разбойников сыскивать самим в своих поселениях.

Во времена хозяйственного кризиса второй половины XVI в. и Смуты начала XVII столетия европейская часть Московского государства оказалась запустевшей, погибло подавляющее большинство сельских поселений. С наступлением мира после заключения в 1618 г. Деулинского перемирия возродилась лишь десятая часть поселений XVI в. В новых условиях хозяйственного развития страны было перестроено административно-территориальное деление государства.

На территории современного Сергиево-Посадского района теперь располагались только 10 станов.

Cookie файлы бывают различных типов:

Необходимые. Эти файлы нужны для обеспечения правильной работы сайта, использования его функций. Отключение использования таких файлов приведет к падению производительности сайта, невозможности использовать его компоненты и сервисы.

Файлы cookie, относящиеся к производительности, эффективности и аналитике. Данные файлы позволяют анализировать взаимодействие посетителей с сайтом, оптимизировать содержание сайта, измерять эффективность рекламных кампаний, предоставляя информацию о количестве посетителей сайта, времени его использования, возникающих ошибках.

Рекламные файлы cookie определяют, какие сайты Вы посещали и как часто, какие ссылки Вы выбирали, что позволяет показывать Вам рекламные объявления, которые заинтересуют именно Вас.

Электронная почта. Мы также можем использовать технологии, позволяющие отслеживать, открывали ли вы, прочитали или переадресовывали определенные сообщения, отправленные нами на вашу электронную почту. Это необходимо, чтобы сделать наши средства коммуникации более полезными для пользователя. Если вы не желаете, чтобы мы получали сведения об этом, вам нужно аннулировать подписку посредством ссылки «Отписаться» («Unsubscribe»), находящейся внизу соответствующей электронной рассылки.

Сторонние веб-сервисы. Иногда на данном сайте мы используем сторонние веб-сервисы. Например, для отображения тех или иных элементов (изображения, видео, презентации и т. п.), организации опросов и т. п. Как и в случае с кнопками доступа к социальным сетям, мы не можем препятствовать сбору этими сайтами или внешними доменами информации о том, как вы используете содержание сайта.

Земства всему голова

В январе 1864 г. было введено в действие «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». По нему земства утверждались как всесословные органы местного самоуправления в уездах и губерниях. Все землевладельцы, промышленники и торговцы, которые обладали недвижимым имуществом определённой ценности, а также сельские общества получили право избирать из своей среды сроком на 3 года представителей (они назывались по-тогдашнему «гласными») в уездные земские собрания. В последних председательствовал уездный предводитель дворянства. Собрания созывались ежегодно на короткий срок для решения местных хозяйственных дел. Уездное собрание избирало из своей среды уездную земскую управу, состоявшую из председателя и нескольких членов. Управа являлась постоянно действующим административным учреждением. Подобный порядок управления был установлен и для губерний.

Земства должны были играть роль своеобразного посредника между высшими этажами государственной власти и населением. Земская реформа преследовала цель децентрализации управления и развития начал местного само­управления в России. В основе реформы лежали две идеи. Первая — выборность власти: все органы местного самоуправления избирались и контролировались избирателями. Кроме того, эти органы были под контролем представительной власти. Вторая идея: местное самоуправление имело реальную финансовую основу своей деятельности. В XIX в. до 60 % всех собираемых с территорий платежей оставалось в распоряжении земства, т. е. городов и уездов, по 20 % уходило в государственную казну и губернию.

В компетенцию земских учреждений входило решение всех местных хозяйственных дел в рамках губерний и уездов. Часть дел, таких как содержание тюрем, устройство и ремонт почтовых трактов и дорог, выделение подвод для разъездов государственных чиновников и полиции, являлись обязательными для земских учреждений. Другая часть, в виде страхования от пожаров, ремонт местных мостов и дорог, продовольственная и медицинская помощь населению, организация народного образования и т. п., решалась или не решалась по усмотрению из уездных и губернских земств. Земские учреждения содержались за счёт обложения специальным налогом местного населения. Реформа местного самоуправления позволила, прежде всего, наладить медицинское обслуживание населения уездов и губерний, повысить уровень агрокультуры, приобщить рядовых жителей сельских поселений и городов к основам культуры и грамотности.

Правовой статус:

Волость в царской России была уровнем административно-территориального деления управления губернией. Это был маленький район или район обычно без города. Она представляла собой сельскую область с определенной территорией и населением.

Уезд же был более крупным административно-территориальным делением губернии. Он включал в себя как городские населенные пункты, так и сельскую местность. Уезд был довольно крупным регионом с большим населением и важным правительственным и управленческим значением.

Таким образом, волость и уезд имели разные правовые статусы и выполняли разные функции в административном устройстве царской России.

Волость:

Волость в царской России была маленькой административной единицей, входящей в состав уезда. Вся территория империи была разделена на губернии, которые, в свою очередь, состояли из уездов. Каждый уезд состоял из нескольких волостей.

Волость была нижестоящей единицей управления и отвечала за управление определенным регионом. Глава волости — волостелин, который выбирался населением волости. Он контролировал работу волостного правительства и решал вопросы, касающиеся жизни и благосостояния населения.

Волость, в отличие от уезда, обычно включала несколько близлежащих сельских поселений. Уезд же включал в себя и города, и села. Таким образом, границы волости охватывали небольшую территорию, а уезд — уже более крупный регион.

Волостное правительство занималось различными административными и хозяйственными вопросами, такими как сбор налогов, поддержание порядка, развитие сельского хозяйства и т.д. Оно также контролировало работу сельской полиции и судов, занималось осуществлением государственных программ развития региона.

Уезд:

Уезд был регионом, в котором осуществлялось местное управление, подчиняющееся центральному правительству страны.

В уезде находились города и деревни, в которых проживало население. Уезд осуществлял административное деление территории, находящейся под его властью.

Основная задача уезда заключалась в управлении территорией, обеспечении порядка, сборе налогов и поддержании благосостояния его населения.

Город в уезде являлся его центром, где находились учреждения управления и проводились основные решения по развитию региона.

  • **Регион**: административно-территориальная единица;
  • **Правительство**: управление, подчиняющееся центральной власти;
  • **Власть**: осуществление местного управления и поддержание порядка;
  • **Население**: жители городов и деревень на территории уезда;
  • **Административное деление**: разбиение района на уезды;
  • **Территория**: определенный участок земли, подчиненный уезду;
  • **Управление**: осуществление решений по развитию региона;
  • **Город**: центр уезда, место нахождения учреждений управления.

Сокольских гор волость

Находилась близ города Юрьевца, недалеко от Волги и писалась в XVII веке дворцовою, т.е. принадлежала дворцу. 1619 года, по прошению юрьевчан и окрестных волостей, в том числе и Сокольских гор, царь Михаил Феодорович грамотою от 5 февраля велел, чтобы в язовом строенье и ямской гоньбе помогали и крестьяне Коряковской волости.
Тогда на Волге они строили два яза для рыбной ловли на царский обиход, отправляли гоньбу летом по Волге на стругах, а зимою подводами .
Сокольской волости деревня Мочалино упоминается 1627 года .
Село Сокольское на луговом берегу Волги Макарьевского уезда ныне принадлежит графу Салтыкову, находится между Юрьевцем и Пучежем.
В волости Сокольских гор 1658 г. упоминается село Цыкино и деревня Улиново.
Цыкино от Юрьевца на восток на луговой стороне, ниже села Валов полторы версты, от Волги верстах в 8, и село Каретино, из которого 1650 г. перевезена деревянная церковь в Юрьевец и построена в Ломовой пустыне; село Бабушкино в конце XVIII века писалось еще Сокольской волости Макарьевского уезда.

Старинные волости и станы в Костромской стороне. (версия 2) Материалы для историко-географического словаря Костромской губернии. 1909 г. — 84 с.

Разделение земель на Руси началось ещё в древности, но первые упоминания относятся ко времени правления . Деление земли на определенные единицы облегчало управление территорией.

Под термином «земля» в Древней Руси понималась некоторая часть территории государства. Это определение можно часто встретить в летописях. «Земля» образовывалась из-за сплачивания населения вокруг определённого места — города, который выступал как старинный племенной центр.

Такими городами были:

  • Смоленск
  • Новгород
  • Искоростень
  • Пресечень
  • Старая Ладога
  • Вышгород

В результате междоусобных войн многие центры потеряли своё значение и признали главенство более сильных городов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бронивиль
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: