Внешняя политика ес: сложности и перспективы

Страны нато: полный список государств на 2023 г., карта, история, структура, цели и задачи альянса, отношения с россией

Функции союзов стран

1. Политическая защита:

Союзы стран могут предоставлять политическую защиту своим членам. Это означает, что в случае агрессии или угрозы со стороны других стран, члены союза могут рассчитывать на взаимную поддержку и защиту от союзных партнеров. Это позволяет укрепить безопасность и суверенитет каждого члена союза.

2. Экономическое сотрудничество:

Одной из важных функций союзов стран является развитие экономического сотрудничества между членами. Создание единого рынка, свободная торговля, совместный экономический рост и развитие инфраструктуры способствуют укреплению экономической стабильности и процветания стран-членов.

3. Политическое влияние:

Союз стран может предоставлять своим членам политическое влияние и участие в принятии общих решений на международном уровне. Вместе с другими странами-членами, каждый член союза получает больше веса и возможности влиять на глобальную политику, решение конфликтов и принятие международных соглашений.

4. Культурный и образовательный обмен:

Союзы стран создают условия для культурного и образовательного обмена между членами. Это позволяет странам узнавать и ценить культурное наследие друг друга, установить академические связи и обмен программами образования, что обогащает не только самих граждан, но и способствует развитию межкультурного понимания и сотрудничества.

5. Решение общих проблем:

Союзы стран предоставляют платформу для сотрудничества и решений общих проблем, таких как изменение климата, глобальные эпидемии, трансграничное преступление и многое другое. Члены союза объединяют свои ресурсы, экспертизу и усилия, чтобы разработать и реализовать совместные стратегии, планы действий и решения, которые могут быть более эффективными, чем одиночные усилия каждой страны.

6. Укрепление международной безопасности:

Союзы стран способствуют укреплению международной безопасности путем сотрудничества в сфере военной обороны, разведки и обмена информацией. Члены союза могут вместе проводить военные учения, совместные операции по борьбе с терроризмом и другими угрозами, что увеличивает общую безопасность и стабильность региона.

7. Гуманитарная помощь:

Союзы стран также предоставляют гуманитарную помощь своим членам в случае кризисных ситуаций, таких как природные бедствия, конфликты и миграционные потоки. Совместные усилия и ресурсы помогают предоставить необходимую помощь пострадавшим странам и людям, а также восстановить инфраструктуру и обеспечить устойчивое развитие.

Примеры:

Некоторые примеры союзов стран:

  1. Европейский союз (ЕС) — создан с целью обеспечить политическую и экономическую интеграцию государств-членов в Европе.
  2. СНГ (Содружество Независимых Государств) — объединяет 9 государств-последних советских республик.
  3. НАТО (Североатлантический альянс) — военный союз, основанный на принципах коллективной безопасности.
  4. АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии) — создана для развития экономического и политического сотрудничества в регионе Юго-Восточной Азии.
  5. ОПЕК (Организация стран-экспортеров нефти) — объединяет страны-экспортеры нефти с целью координации политики в сфере нефтяной промышленности.

Каждый из этих союзов выполняет свои функции и способствует укреплению сотрудничества и интеграции между государствами-членами.

Экономическое и военное сотрудничество

НАТО и Евросоюз имеют разные цели и функции, однако оба союза работают над укреплением международной безопасности и стабильности.

НАТО в основном является военным союзом, основан на принципе коллективной обороны. Страны-члены НАТО обязуются оказывать взаимную помощь в случае агрессии на одну из них. Военное сотрудничество в рамках НАТО включает проведение совместных военных учений, разработку общего стратегического плана и координацию военных операций.

Евросоюз в свою очередь является политическим и экономическим союзом, который стремится к интеграции своих членов для укрепления экономической стабильности и содействия росту и процветанию. Он представляет собой объединение государств, основанное на принципах свободы передвижения товаров, услуг, людей и капитала. В рамках Евросоюза осуществляется сотрудничество по таким направлениям, как торговля, экономическая политика, валютное регулирование и многое другое.

Несмотря на то, что НАТО и Евросоюз имеют разные цели и функции, они тесно взаимодействуют друг с другом и проводят совместные операции в области безопасности и стабильности. В рамках сотрудничества между НАТО и Евросоюзом реализуются различные проекты, направленные на укрепление безопасности и защиту интересов стран-членов.

  • НАТО оказывает поддержку Евросоюзу в рамках операций по поддержанию мира и реструктуризации послеконфликтных территорий.
  • Евросоюз, в свою очередь, предоставляет НАТО экономическую и политическую поддержку в решении конфликтов и обеспечении безопасности.

Таким образом, экономическое и военное сотрудничество между НАТО и Евросоюзом является важным аспектом их взаимодействия и способствует укреплению безопасности и стабильности в Европе и за ее пределами.

Государства-члены Евросоюза

В Евросоюз входит 28 стран:

  • Австрия (1995 год)
  • Бельгия (1957 год)
  • Болгария (2007 год)
  • Великобритания (1973 год)
  • Венгрия (2004 год)
  • Германия (1957 год)
  • Греция (1981 год)
  • Дания (1973 год)
  • Ирландия (1973 год)
  • Испания (1986 год)
  • Италия (1957 год)
  • Кипр (2004 год)
  • Латвия (2004 год)
  • Литва (2004 год)
  • Люксембург (1957 год)
  • Мальта (2004 год)
  • Нидерланды (1957 год)
  • Польша (2004 год)
  • Словакия (2004 год)
  • Словения (2004 год)
  • Португалия (1986 год)
  • Румыния (2007 год)
  • Франция (1957 год)
  • Финляндия (1995 год)
  • Хорватия (2013 год)
  • Чехия(2004 год)
  • Швеция (1995 год)
  • Эстония(2004 год)

Для вступления в Европейский союз страна-кандидат должна соответствовать Копенгагенским критериям, принятым в июне 1993 года на заседании Европейского совета в Копенгагене и утверждённым в декабре 1995 года на заседании Европейского совета в Мадриде. Критерии требуют, чтобы в государстве соблюдались демократические принципы, принципы свободы и уважения прав человека, а также принцип правового государства. Также в стране должна присутствовать конкурентоспособная рыночная экономика, и должны признаваться общие правила и стандарты ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза.

Ни одно государство не покидало союза, однако Гренландия, автономная территория Дании, вышла из состава Сообществ в 1985 году. Лиссабонский договор предусматривает условия и процедуру выхода какого-либо государства из союза.

В настоящий момент 6 стран имеют статус кандидата: Албания, Исландия, Македония, Сербия, и Черногория.

Экономические союзы в мире и их роль

В современном мире существует множество экономических союзов, которые играют важную роль в международной экономике. Эти союзы объединяют различные страны или регионы с целью сотрудничества в сфере торговли, инвестиций и экономического развития.

Один из наиболее известных экономических союзов — Европейский союз (ЕС), который был создан в 1957 году и на данный момент включает 27 стран. ЕС является одним из крупнейших экономических блоков в мире и способствует свободной торговле между своими членами, а также формирует общие правила и стандарты.

Также стоит отметить Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС), которая была создана в 2001 году и объединяет Китай, Казахстан, Киргизию, Россию, Таджикистан, Узбекистан, Индию и Пакистан. ШОС стремится к укреплению торговли и экономического сотрудничества в регионе и также играет важную роль в политической сфере.

Другим примером экономического союза является Меркосур — экономическое соглашение между странами Южной Америки. В его состав входят Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай. Меркосур ставит целью улучшение внутренней и внешней торговли, а также сотрудничество в области инвестиций и технологий.

Роль экономических союзов в мире заключается в создании условий для развития торговых отношений, снижения торговых барьеров, стимулирования экономического роста и привлечения инвестиций. Они также способствуют укреплению политических отношений между странами-участницами и решению общих проблем.

Действие экономических союзов выражается в формировании таможенных союзов, создании единой валюты, стандартизации товаров и услуг, координации экономической политики. Эти меры способствуют снижению затрат на торговлю и упрощению процедур между странами-членами.

Примеры экономических союзов:
Название
Страны-участницы

Европейский союз (ЕС)
27 стран Европы
Шанхайская организация сотрудничества (ШОС)
Китай, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан, Индия, Пакистан
Меркосур
Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай

Экономические союзы в мире играют значимую роль в укреплении торговых связей, стимулировании экономического роста и развитии регионального сотрудничества. Они способствуют улучшению условий для бизнеса и создают благоприятную среду для привлечения инвестиций. Благодаря таким союзам страны-участницы могут активно взаимодействовать, обмениваться опытом и лучшими практиками, а также совместно решать проблемы и вызовы, с которыми они сталкиваются.

Украина – НАТО

Верховная Рада Украины с 2008 года принимала несколько резолюций о стратегической ориентации страны на интеграцию с Европейским Союзом и НАТО. Однако до сих пор страна не является членом альянса.

Объективные причины, которые мешают быстрому вступлению государства в Североатлантический блок, включают:

  • относительно слабую эффективность украинской армии, 
  • коррупцию и недостаток политической стабильности в стране. 

Власти стремятся внедрять реформы в военных и правоохранительных структурах, чтобы соответствовать стандартам НАТО.


Украина – НАТО

Альянс активно поддерживает Украину, предоставляя экспертную помощь в различных областях, а также наступательное и оборонительное оружие. Но членство в НАТО остается спорным вопросом: 

  • Нет консенсуса в самом альянсе.
  • Присутствует давление со стороны России.
  • Недостаточна подготовка страны к стандартам НАТО.
  • Имеются сложные национальные и религиозные разногласия внутри Украины.

Многие государства, являющиеся членами альянса, в вопросе вооруженного конфликта между Россией и Украиной высказываются за скорейшее мирное урегулирование, т.к. поставок оружия Киеву недостаточно для победы Украины, а выступление на ее стороне контингента НАТО приведет к многолетней войне и огромным бессмысленным жертвам.

Заглядывая в будущее

Попытки предсказать развитие европейского континента на многие десятилетия вперёд нельзя воспринимать серьёзнее, чем обычный футурологический прогноз. Но одно можно сказать наверняка: Организация Североатлантического договора сохранит своё значение и существование и в ближайшей, и в среднесрочной перспективе. Эта структура проверена временем и успела доказать свою эффективность в обеспечении стабильности и безопасности на континенте. Она является залогом успешного экономического и социального развития участвующих в ней государств. Одной из важнейших тенденций в развитии организации является постепенное смещение акцентов из военно-политических направлений в гуманитарные. В частности, в обеспечение проведения спасательных работ при преодолении последствий значительных природных катаклизмов.

Не менее важной сферой приложения усилий для альянса является противодействие всем формам террористических и экстремистских проявлений. Образно выражаясь, структуры НАТО являются своеобразным силовым каркасом, обеспечивающим существование так называемого «общеевропейского дома». Часто приходится слышать вопрос о том, возможна ли интегррация Российской Федерации в Организацию Североатлантического договора на правах полноценного члена? На вопрос этот сложно дать однозначный ответ

С определённостью можно только констатировать, что если такое и произойдёт, то будет это очень нескоро. Тем не менее, высшее руководство Российской Федерации не исключает полностью такой возможности в отдалённой перспективе. Но сегодня, на фоне обострившейся международной обстановки, говорить об этом не представляется возможным

Часто приходится слышать вопрос о том, возможна ли интегррация Российской Федерации в Организацию Североатлантического договора на правах полноценного члена? На вопрос этот сложно дать однозначный ответ. С определённостью можно только констатировать, что если такое и произойдёт, то будет это очень нескоро. Тем не менее, высшее руководство Российской Федерации не исключает полностью такой возможности в отдалённой перспективе. Но сегодня, на фоне обострившейся международной обстановки, говорить об этом не представляется возможным.

Военные операции НАТО

Североатлантический альянс проводил и проводит множество военных операций в разных регионах мира (за последние 30 лет их насчитывается 23). Некоторые из них:

Операция Год проведения Регион проведения
«Обдуманная сила» (принуждение к миру, воздушная поддержка боснийцам и хорватам в войне с сербами) 1995 г. Югославия
«Способный часовой» (оккупация территории) 1993 ‒ 1999 гг. Македония
«Острые копья» (война против сербской армии) 1995-1996 гг. Босния и Герцеговина
«Решительное подавление» 1999 г. Югославия
«Аллигатор» (против Талибана и Аль-Каиды) 2001 г. (Конфликт продолжается до сих пор.) Афганистан
«Единственный удар» (цель ‒ свержения Муаммара Каддафи) 2011 г.  Ливия
«Решительная поддержка»  2015 ‒ 2021 гг. Афганистан

Эти операции отличаются по своей природе и времени проведения. Некоторые из них были успешными, другие ‒ не столь удачными. Однако в целом они отражают готовность NATO демонстрировать свою военную мощь в любых регионах мира. Официально это проводится для предотвращения угроз безопасности.


Военные операции НАТО

Силы Североатлантического альянса осуществляют контроль при проведении многих военных операций США (например, «Буря в пустыне»), морскую и воздушную блокаду («Морской монитор», «Воздушный монитор», «Морской страж», «Запрещение полета»), непосредственно участвуют в военных действиях («Совместные усилия», «Совместная стража», «Совместная кузница»…) на суше, воде и в воздухе.

Россия считает НАТО инструментом внешней политики прежде всего США, стремящихся к господству в мировом пространстве. Поэтому расширение альянса на Восток вызывает обоснованное опасение с нашей стороны и необходимость принятия ответных мер.

История НАТО

До распада СССР

После Второй мировой войны Европа лежала в руинах, а количество бездомных и нищих зашкаливало. Высшее американское руководство осознавало, что в условиях тотальной бедности правительства европейских стран будут неуклонно склоняться к социалистическим идеологиям и, соответственно, подпадать под влияние СССР. Поэтому помощь государствам Западной Европы стала для США приоритетной задачей. С одной стороны, она, возродив европейские экономики, создала бы рынок сбыта для США, а с другой, не допустила бы приход в этих странах коммунистов к власти, сохранив их в американской сфере влияния. Для этого был принят «план Маршалла» — меры экономической помощи США странам Западной Европы. В 1948 он был утвержден Конгрессом и подписан американским президентом Гарри Трумэном. Общий объем помощи около $13 млрд, которые в основном поступали как кредиты. При этом главным условием получения средств было выведение коммунистов из составов правительств тех стран, которые договор подписывали. Однако одних экономических мер было недостаточно, требовалось принятие военных решений, необходимость которых увеличилась после блокады Западного Берлина Советским Союзом в 1948-1949 годах. Советская зона оккупации немецкой столицы была закрыта, поэтому союзники направляли в нее «изюмные бомбардировщики», с которых сбрасывалось продовольствие и энергоресурсы.

«Изюмный бомбардировщик» пролетает над Берлином

(Фото: wikipedia.org)

Главная военная мера была принята 4 апреля 1949 года, когда 12-ю странами был подписан Североатлантический договор, формирующий НАТО. К ним относились США, Канада, Исландия, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Дания, Италия и Португалия. В следующие годы Западная Европа начала восстанавливаться экономически. Параллельно к НАТО присоединялись новые страны: Греция с Турцией в 1952 году и ФРГ — В 1955-м. В ответ СССР с восточноевропейскими союзниками в 1955 году заключил Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, который еще называют «варшавским» в честь города, где он был заключен. Образовалась Организация Варшавского договора, которая стала прямым ответом СССР на расширение НАТО. В документе также присутствовал пункт о военной помощи странам-членам в случае нападения на одну из них. На 36 лет мир окончательно стал биполярным.

После распада СССР

В 1982 году к НАТО присоединилась Испания. Однако это уже не сыграло такой значительной роли, как если бы произошло за 30 лет до этого. Ко второй половине 1980-х было очевидно, что СССР проиграл «холодную войну». Плановая экономика оказалась нежизнеспособной, а подавление прав человека привело к тому, что на улицы стали выходить несогласные. В ноябре 1989 года пала Берлинская стена, символ разделенного мира и противостояния НАТО с ОВД. СССР не стал вторгаться в ГДР для предотвращения этого, как он поступал в 1956 году с Венгрией, а в 1968 году — с Чехословакией.

В ноябре 1990 года Парижская Хартия провозгласила окончание «холодной войны», чуть больше года спустя был упразднен СССР, сразу за этим первый президент независимой России Борис Ельцин направил в НАТО письмо, где заявил, что в будущем планирует подать заявку на присоединение России к альянсу. В первую половину 1990-х в дипломатических кругах активно шли дискуссии по поводу этого вопроса. В 1994 году организация запустила программу «Партнерство во имя мира», в рамках которой НАТО устанавливало сотрудничество со странами Восточной Европы, в том числе и с Россией. Ее целями стали:

  • помощь по достижению прозрачности военного планирования и формирования оборонных бюджетов государств-партнеров;
  • помощь по проведению реформ в вооруженных силах;
  • расширение и активизация политического и военного сотрудничества, повышение международной стабильности;
  • совместная работа над научными и экологическими проектами;
  • укрепление отношений между государствами.

В марте 2014 года отношения России и НАТО окончательно испортились. Фактически все сотрудничество приостановилось после начала вооруженного конфликта на востоке Украины. Альянс обвинил Москву в военном вмешательстве и агрессивных действиях, а также в «незаконной аннексии Крыма». В апреле альянс запретил доступ в штаб-квартиру для всех сотрудников российской миссии, кроме постпреда, его заместителя и помощника. Деятельность России в «Партнерстве во имя мира» была приостановлена.

Социальная экономика

Друг или враг: что вы знаете о работе НАТО

Рамки сотрудничества ЕС и НАТО

Обмен письмами между Генеральным секретарем НАТО и председателем ЕС в январе 2001 года определил рамки сотрудничества и формы консультаций по вопросам безопасности между двумя организациями. Сотрудничество получило дальнейшее развитие с подписанием в декабре 2002 года Декларации НАТО-ЕС ЕПБО (Декларация НАТО-ЕС по Европейской политике в области безопасности и обороны), и в марте 2003 года Соглашения об основах сотрудничества.

Декларация НАТО-ЕС по ЕПБО:

декларация НАТО-ЕС по ЕПБО, согласованная 16 декабря 2002 года, подтвердила гарантированный доступ ЕС к возможностям НАТО по планированию своих собственных военных операций и подтвердила политические принципы стратегического партнерства:
— эффективные взаимные консультации;
— равенство и должное уважение автономии принятия решений ЕС и НАТО;
— уважение интересов государств-членов ЕС и НАТО; — уважение принципов Устава Организации Объединенных Наций;
— последовательное, прозрачное и взаимоусиливающее развитие общих для обеих организаций требований к военному потенциалу.

Договоренности «Берлин плюс“:
в рамках сотрудничества, принятые 17 марта 2003 года, так называемые договоренности ”Берлин плюс» обеспечивают основу для сотрудничества НАТО-ЕС в области управления кризисными ситуациями в контексте операций под руководством ЕС, в которых используются коллективные средства и возможности НАТО, включая командные механизмы и помощь в оперативном планировании. По сути, они позволяют Североатлантическому союзу поддерживать операции под руководством ЕС, в которых НАТО в целом не участвует.

НАТО и ЕС регулярно встречаются для обсуждения вопросов, представляющих общий интерес. Встречи проходят на различных уровнях, в том числе на уровне министров иностранных дел, послов, военных представителей и советников по вопросам обороны. На всех уровнях проводятся регулярные переговоры между структурами НАТО и структурами ЕС (Европейской службой внешних действий, Европейским оборонным агентством, Европейской комиссией и Европейским парламентом).

Для содействия сотрудничеству на оперативном уровне были созданы постоянные механизмы военной связи. С ноября 2005 года в военном штабе ЕС действует постоянная группа связи НАТО, а в марте 2006 года в штаб-квартире НАТО SHAPE (Верховное главнокомандование Объединенных Вооруженных Сил (ОВС) НАТО в Европе) была создана группа ЕС.

История взаимоотношений НАТО и ЕС

Страны-кандидаты на вступление в НАТО

Вы получили представление о странах входящих в список НАТО. Теперь давайте уточним названия и данные о тех государствах, что только планируют вступить в Северо-Атлантический альянс.

Вступить в НАТО могут страны, соответствующие ряду характеристик:

  • географическое положение в Европе;
  • демократическое государство;
  • готовность внести вклад в безопасность региона.

Если страна соответствует вышеизложенным требованиям, она должна осуществить специальный план действий. После этого начинаются переговоры о возможности вступления кандидата в члены альянса. После ратификации всеми членами союза протокола о членстве, происходит его ратификация самим государством претендентом. Только после этого страна становится членом альянса.

30 сентября 2022 года, накануне принятия в состав страны 4 новых субъектов РФ, президент Украины В. Зеленский снова обратился к НАТО с просьбой о рассмотрении заявки от его страны в ускоренном режиме, в обход стандартных процедур. Вечером того же дня генсек организации Йенс Столтенберг заявил, что любые подобные вопросы должны решаться с полного и единогласного одобрения всех союзников.2 октября 2022 года появилась информация о том, что идею о принятии Украины в НАТО в общем заявлении поддержали президенты 9 государств: Румынии, Эстонии, Латвии, Литвы, Чехии, Словакии, Северной Македонии, Черногории, Польши. Ранее о своем согласии заявляла Канада. Представители этих стран высказались в поддержку суверенитета Украины, осудили прошедшие референдумы.

Претенденты на вступление в НАТО указаны ниже:

Теперь вы знакомы со списком стран НАТО на 2023 год и можете реально взглянуть на политическую обстановку в мире, оценить ее с правильной точки зрения.

НАТО уже стягивает войска к границам РФ

Страны НАТО вдвое увеличат численность своих войск в Эстонии, которая на Северо-Западе граничит с Россией. Об этом сообщил министр обороны балтийской республики Калле Лаанет. Причиной стала спецоперация РФ в Украине, передает Ura.ru.

Уже приняты решения об отправке:

  • около 900 военных из Великобритании,
  • 300 из Франции
  • 250 из Дании.

По сообщению РИА Новости, Украина обратилась к Евросоюзу с просьбой о предоставлении военной техники, в том числе систем ПВО и ПРО, а также пушек, минометов и автоматов, передает агентство Блумберг со ссылкой на информированный источник.

Ранее Евросоюз официально принял решение о предоставлении украинским войскам вооружений на 450 миллионов евро и сопутствующих материалов и оборудования на 50 миллионов евро.

Политическое формирование и структура организаций

НАТО представляет собой межправительственное военно-политическое объединение стран, основанное на принципах коллективной безопасности. Членами НАТО являются 30 стран-членов, включая США, Канаду, различные европейские государства и другие. Участие в НАТО добровольное, и членство в нем даёт странам возможность участвовать в коллективной обороне и проводить совместные военные учения.

Евросоюз, напротив, представляет собой политический и экономический союз государств Европы, основанный на принципах свободы, демократии и справедливости. Евросоюз имеет 27 членов, включая большинство европейских стран. Членство в Евросоюзе имеет многоцелевой характер, и оно предоставляет возможность участникам интегрироваться в экономический, политический и правовой контекст Европы.

Формирование НАТО произошло в результате договора о Вашингтонском договоре 1949 года, в то время как Евросоюз был создан на основе Маастрихтского договора 1992 года. Оба договора определили основные политические намерения и цели этих организаций.

Структура НАТО основана на принципе консенсуса между членами альянса. Организация включает в себя руководящие органы, такие как Совет Североатлантического альянса и Военный комитет, а также агентства и команды, ответственные за различные аспекты безопасности и обороны.

Структура Евросоюза предусматривает гораздо более сложную систему управления. Она включает в себя Европейский совет, Комиссию Европейского союза, Совет Европейского союза и Европейский Парламент. Дополнительно, в рамках Евросоюза существует множество комитетов, агентств и органов, ответственных за различные политические, экономические и социальные аспекты интеграции.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бронивиль
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: