Федеральный проект: что это значит

Национальные проекты россии: суть и основные направления

Секторы экономики и социальные сферы, поддерживаемые проектами

Федеральные проекты в России охватывают несколько секторов экономики и социальных сфер. Эти проекты направлены на решение важных проблем и задач, стоящих перед различными секторами общества.

1. Здравоохранение

В рамках федеральных проектов в здравоохранении осуществляется модернизация больниц и поликлиник, закупка современного медицинского оборудования, оплата труда медицинских работников. В результате реализации проектов планируется повысить качество и доступность медицинской помощи для населения.

2. Образование

Образование также является одной из сфер поддержки федеральными проектами. Проекты направлены на модернизацию школ и ВУЗов, создание современных учебных программ и внедрение инновационных методик обучения. Целью этих проектов является повышение качества образования и подготовка конкурентоспособных специалистов.

3. Транспорт

Федеральные проекты в транспортной сфере направлены на развитие автомобильных дорог, железных дорог, морских и речных портов, аэропортов. Они предусматривают строительство новых инфраструктурных объектов, реконструкцию существующих и обеспечение их современным оборудованием. Цель проектов – повышение эффективности и безопасности транспортной системы страны.

4. Жилищное строительство

Жилищное строительство – важный сектор экономики, поддерживаемый федеральными проектами. Они направлены на создание доступного жилья для граждан, улучшение качества жилищного фонда, содействие молодым семьям и многодетным семьям в приобретении жилья. Реализация проектов позволит решить проблему дефицита жилья и улучшить жилищные условия населения.

5. Сельское хозяйство

Проекты в сельском хозяйстве направлены на развитие отрасли, поддержку и содействие аграрным производителям. Они предусматривают финансовую помощь фермерским хозяйствам, модернизацию сельскохозяйственной техники, обновление и развитие инфраструктуры сельских территорий. Цель – повышение эффективности сельского хозяйства и обеспечение продовольственной безопасности страны.

6. Энергетика

Федеральные проекты в сфере энергетики направлены на развитие альтернативных источников энергии, модернизацию энергетического оборудования и решение энергетических проблем в регионах. Они способствуют укреплению энергетической безопасности страны и переходу на более экологичные и энергоэффективные технологии.

Федеральные проекты также поддерживают развитие малого и среднего бизнеса. Они предусматривают финансовую помощь предпринимателям, обучение и консультации, создание бизнес-инкубаторов и предоставление льготных условий для малого и среднего бизнеса. Цель проектов – создание благоприятных условий для развития предпринимательства и стимулирование экономического роста.

Таким образом, федеральные проекты охватывают различные секторы экономики и социальные сферы, включая здравоохранение, образование, транспорт, жилищное строительство, сельское хозяйство, энергетику и развитие малого и среднего бизнеса. Реализация этих проектов позволит решить важные задачи и проблемы, стоящие перед страной и обществом.

Федеральные целевые программы

Можно предположить, что в условиях однолетнего бюджетного планирования, которое практиковалось в России до самого последнего времени, появление федеральных целевых программ (ФЦП) было неизбежно. Без подобного инструмента реализация любых долгосрочных проектов на основе государственного финансирования немыслима из-за отсутствия четких гарантий выделения этого финансирования в течение всего периода реализации проекта. В связи с этим ФЦП как инструмент бюджетного планирования появились еще в 1995 году. «Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация» был утвержден постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 594 «О реализации Федерального закона „О поставках продукции для федеральных государственных нужд“».

Необходимо отметить, что порядок разработки и реализации ФЦП непрерывно совершенствовался, претерпев с 1995 года в общей сложности 14 более или менее масштабных правок. Самих же программ за этот период времени было реализовано более сотни. В настоящий момент в процессе реализации находится 55 ФЦП (по крайней мере именно такое количество будет финансироваться из федерального бюджета в 2012 году). Все это позволяет сделать вывод о том, что ФЦП оказались удобным и практичным инструментом. Об этом также свидетельствует и успешный перенос федерального опыта на региональный уровень: на текущий момент региональные целевые программы (РЦП) стали общепринятым инструментом реализации долгосрочных проектов за счет средств бюджетов субъектов РФ.

Тем не менее до сих пор удельный вес ФЦП в расходах федерального бюджета незначителен. Так, согласно данным портала «Федеральные целевые программы России» (fcp.economy.gov.ru), общая сумма финансирования ФЦП в 2012 году запланирована в объеме 1028 млрд руб. Это всего 8,1 % от предполагаемых расходов федерального бюджета на текущий год. Кроме того, если верить бюджетным прогнозам на 2013 и 2014 годы, заложенным в закон о федеральном бюджете, в последующие годы этот показатель будет снижаться.

Являясь жизненно необходимым инструментом, ФЦП тем не менее не могут быть названы совершенным инструментом долгосрочного бюджетного планирования. Анализ практики реализации ФЦП обнаруживает некоторые характерные проблемы. Главная из них — ФЦП не до конца выполняют свою основную, по мнению автора, функцию — гарантирование поступления бюджетного финансирования в заданные сроки и в заданном объеме. ФЦП утверждаются постановлениями Правительства РФ. Таким образом, любые изменения в них также должны быть утверждены постановлениями Правительства РФ, что теоретически должно обеспечивать относительную стабильность финансирования. На практике же параметры ФЦП фактически пересматриваются ежегодно в ходе подготовки проекта закона о бюджете. При этом изменения, вносимые в ФЦП, могут касаться как объемов финансирования, так и более фундаментальных элементов, вплоть до перечня мероприятий, и быть вызваны не только факторами, имеющими отношение к реализации ФЦП, но и внешними, непредсказуемыми заранее обстоятельствами.

Кроме того, практика реализации ФЦП показывает, что фактическое финансирование мероприятий ФЦП очень редко соответствует утвержденному. Причины этого могут быть как связанными с реализацией ФЦП (например, экономия средств за счет проведения конкурсных процедур), так и внешними (например, неполное софинансирование из бюджетов субъектов РФ или внебюджетных источников). Субъекты РФ зачастую не проявляют заинтересованности в выполнении мероприятий ФЦП и их софинансировании, предпочитая получать федеральное софинансирование для собственных РЦП, реализация которых подконтрольна региональным властям. Также нередки случаи, когда относительно высокие стандарты отчетности о реализации ФЦП не выдерживаются их исполнителями. В отчетности раскрывается не вся нужная информация.

Несмотря на отмеченные недостатки, ФЦП вплоть до 2014 года останутся безальтернативным инструментом реализации долгосрочных проектов за счет бюджетных средств. Начиная с 2014 года они войдут в состав государственных программ и продолжат свое существование в новом качестве (прекращения процесса подготовки и реализации новых ФЦП в связи с началом реализации государственных программ не планируется).

Результаты национальных проектов России

На протяжении реализации национальных проектов Россия получила следующие результаты:

  • Улучшение демографической ситуации. Благодаря мерам, предпринятым в рамках национальных проектов, удалось снизить смертность и повысить рождаемость в стране. Это привело к увеличению населения и замедлению процесса старения общества.
  • Развитие образования. Было проведено капитальное ремонту и модернизация школьных и дошкольных учреждений, а также техникумов и профессиональных училищ. В результате улучшилось качество образования и были созданы новые условия для обучения и развития молодежи.
  • Развитие здравоохранения. Благодаря национальным проектам была проведена модернизация медицинских учреждений, закуплено новое оборудование и улучшены условия для оказания медицинской помощи населению. Были запущены программы профилактики и борьбы с распространением опасных заболеваний.
  • Повышение доступности жилья. В рамках национальных проектов были реализованы программы выдачи субсидий и ипотечных кредитов, что позволило многим семьям приобрести собственное жилье. Созданы новые жилищные комплексы и снижено количество жилищных проблемных зон.
  1. Развитие транспортной инфраструктуры. Воздвигнуты новые дороги, строились мосты и транспортные узлы, модернизировались железнодорожные и авиационные сети. Это позволило улучшить транспортную доступность и связанность отдаленных регионов страны, а также ускорить движение товаров и граждан.
  2. Развитие цифровой экономики. В рамках национальных проектов были созданы условия для развития информационных технологий и цифровых сервисов. Было проведено широкое внедрение цифровых технологий в государственное управление, образование, медицину и другие сферы, что позволило улучшить качество жизни граждан, сократить бюрократические процедуры и повысить эффективность работы организаций.
  3. Развитие спорта. Страна активно развивала спортивную инфраструктуру, проводила масштабные мероприятия, создавала условия для занятия спортом населением. Благодаря этому российские спортсмены показали отличные результаты на различных международных соревнованиях, включая Олимпийские игры.

Пример таблицы с результатами национальных проектов
Название проекта
Затраты, млрд рублей
Результат

Проект «Здоровье»
500
Снижение смертности и улучшение качества медицинской помощи

Проект «Образование»
700
Модернизация образовательных учреждений и повышение качества обучения

Проект «Жилье и городская среда»
800
Улучшение доступности жилья и решение жилищных проблем

Вышеуказанные результаты являются лишь некоторыми примерами достижений национальных проектов России. Все они способствуют развитию страны, повышению качества жизни граждан и укреплению ее положения на мировой арене.

Цифровое государственное управление

В 2020 г. потрачено 23,6 млрд рублей (93,6%)

Помимо развития портала Госуслуг — единого окна для взаимодействия между государством гражданами, — 95% социально значимых услуг должны быть переведены в электронный вид. Начиная с апреля 2021 года пользователям стала доступна бета-версия обновленного портала, ключевым отличием которой является наличие интеллектуального помощника — робота Макса, в онлайн-режиме отвечающего на вопросы пользователей, выявляя их потребности.

Кроме того, до конца 2021-го в России должны быть запущены шесть новых суперсервисов — госуслуг нового вида, сформированных вокруг жизненных ситуаций каждого человека: «Уведомление и обжалование штрафов за нарушение ПДД онлайн»; «Правосудие онлайн»; «Рождение ребенка»; «Утрата близкого человека»; «Трудовая миграция онлайн»; «Мое здоровье онлайн».

В настоящее время на портале доступны семь суперсервисов. Среди них: «Поступление в вуз онлайн», с помощью которого во время пандемии выпускники школ подавали документы и дистанционно оформляли зачисление в вузы; «Социальная поддержка онлайн» (с согласия гражданина информирует о возможном возникновении прав на меры социальной поддержки); «Цифровое исполнительное производство» (помогает узнать о ходе исполнительного производства, а также дистанционно подать ходатайство без посещения судебных приставов); «Трудовые отношения онлайн» (позволяют оформить пособие по безработице с использованием базы вакансий «Работа в России», а также получить сведения о трудовой деятельности в электронном виде); «Оформление европротокола онлайн» (мобильное приложение для платформ Android и iOS, предоставляет возможность оформить ДТП без участия сотрудника ГИБДД); «Пенсия онлайн»; «Онлайн-помощь при инвалидности».

В период пандемии выросла аудитория пользователей портала «Госуслуги»: на 12,1 млн увеличилась количество пользователей портала (до 77,5 млн человек), вдвое выросла средняя ежедневная аудитория портала (4,2 млн пользователей), а также увеличилось количество обращений, не требующих очного присутствия.

Сейчас в личном кабинете обеспечен доступ гражданина к 12 видам сведений о себе и истории межведомственных запросов по заявлениям. При этом более двух пользователей оформили заявки на получение финансовых услуг с использованием данных портала «Госуслуги».

Вопрос-ответ:

В чем разница между федеральными и национальными проектами?

Федеральные проекты и национальные проекты — это два разных вида программного обеспечения. Федеральные проекты финансируются и контролируются на федеральном уровне правительства Российской Федерации. Они включают в себя проекты, которые направлены на развитие страны в целом, такие как модернизация транспортной системы или развитие здравоохранения. Национальные проекты, с другой стороны, финансируются и контролируются национальными организациями или ассоциациями. Они обычно ориентированы на решение конкретных проблем или потребностей определенных групп населения, такие как развитие сельских территорий или создание доступного жилья для молодых семей.

Какие задачи решаются федеральными проектами?

Федеральные проекты направлены на решение широкого спектра задач. Одной из наиболее важных областей, в которых они работают, является модернизация транспортной системы. Это может включать в себя развитие и модернизацию автомобильных дорог, железнодорожной сети и гражданской авиации. Кроме того, федеральные проекты могут заниматься улучшением условий жизни в городах и поселках, развитием образования и здравоохранения, а также созданием новых рабочих мест и поддержкой предпринимательства.

Какие группы населения поддерживаются национальными проектами?

Национальные проекты могут быть направлены на поддержку различных групп населения. Например, одним из возможных фокусов такой программы может быть развитие сельских территорий и поддержка сельхозпроизводства. Это поможет улучшить условия жизни и труда для сельских жителей и обеспечит продовольственную безопасность страны. Другие национальные проекты могут быть ориентированы на молодежь, предоставляя поддержку в области образования, карьерного роста и доступного жилья.

Кто финансирует федеральные проекты?

Финансирование федеральных проектов осуществляется на федеральном уровне. Государственный бюджет выделяет средства для реализации таких программ, а также может привлекать дополнительные источники финансирования, например, за счет заемных средств или инвестиций из различных источников. Федеральные проекты обычно включают в себя стратегически важные и крупномасштабные программы, поэтому финансирование осуществляется на самом высоком уровне управления.

Какое влияние имеют национальные проекты на экономику страны?

Национальные проекты могут оказывать значительное влияние на экономику страны. Реализация таких проектов может способствовать росту производства и сокращению дефицита рабочих мест. Например, проекты, способствующие развитию жилищного строительства, могут создавать новые рабочие места в строительной отрасли, а также способствовать росту потребительского спроса на материалы и услуги, связанные с жилищным строительством. Кроме того, реализация национальных проектов может улучшить условия жизни граждан и повысить конкурентоспособность России на мировом рынке.

Сбалансированность региональных бюджетов

Еще одним важным, на мой взгляд, вопросом является совершенствование механизмов распределения межбюджетных трансфертов в соответствии с утвержденной 13 февраля 2019 года Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года. Я имею в виду прежде всего проведение инвентаризации отраслевых правил предоставления регионам межбюджетных трансфертов с целью учета демографической ситуации и их перспективной экономической специализации. Кроме того, необходимо разработать методику оценки эффективности налоговых льгот, предоставляемых производителям продукции в соответствии с перспективными экономическими специализациями регионов для их учета при распределении дотаций на выравнивание.

При разработке соответствующих правил и методик необходимо обратить особое внимание на приоритетные территории — Дальний Восток и Байкальский регион, Арктическая зона, Северный Кавказ, Калининградская область, Республика Крым и город Севастополь. Они согласно данной стратегии должны добиться опережающих темпов социально-экономического развития.. Почти стопроцентное софинансирование из федерального бюджета субсидий на реализацию национальных проектов не отменяет проблемы обеспечения сбалансированности субъектов РФ

Ведь расходы на
национальные проекты составляют не более 10% расходов федерального бюджета и 20% общего объема межбюджетных трансфертов. И мы не сможем достичь национальных целей развития, если у регионов не будет достаточно средств для финансирования своих текущих расходов в сфере здравоохранения, образования и культуры. В связи с этим необходимо продолжить мониторинг ситуации с доходной частью консолидированных бюджетов регионов.

Почти стопроцентное софинансирование из федерального бюджета субсидий на реализацию национальных проектов не отменяет проблемы обеспечения сбалансированности субъектов РФ. Ведь расходы на
национальные проекты составляют не более 10% расходов федерального бюджета и 20% общего объема межбюджетных трансфертов. И мы не сможем достичь национальных целей развития, если у регионов не будет достаточно средств для финансирования своих текущих расходов в сфере здравоохранения, образования и культуры. В связи с этим необходимо продолжить мониторинг ситуации с доходной частью консолидированных бюджетов регионов.

С этого года перестает взиматься налог на движимое имущество. В счет компенсации выпадающих доходов регионы еще в прошлом году получили дотации в сумме 97 миллиардов рублей. Однако объем выпадающих доходов может быть больше, так как из-за неточности методологии отнесения имущества к движимому образовалась лазейка для ухода от налогов за счет регистрации недвижимого имущества как движимого. Поэтому, во-первых, нужно ускорить работу по утверждению соответствующих методик, а во-вторых, быть готовым предоставить регионам дополнительные межбюджетные трансферты.

Влияние на экономику страны

Реализация национальных проектов и федеральных проектов имеет значительное влияние на экономику страны. Они направлены на решение конкретных проблем и задач, связанных с развитием отдельных секторов экономики или регионов. В результате успешной реализации таких проектов происходит активное развитие отраслей промышленности, сельского хозяйства, инфраструктуры и других сфер.

Одно из основных отличий между национальными и федеральными проектами заключается в масштабе реализации. Национальные проекты проводятся на всей территории страны и охватывают разные сферы, такие как образование, здравоохранение, жилье и др. Они направлены на решение приоритетных задач, важных для всей страны, и способствуют повышению уровня жизни населения, развитию науки и инноваций.

Федеральные проекты, в свою очередь, фокусируются на развитии определенных регионов или отраслей экономики. Они охватывают более узкую сферу и решение специфических проблем. Такие проекты направлены на стимулирование экономического роста в определенных регионах, создание новых рабочих мест, привлечение инвестиций, модернизацию производственных мощностей и т.д.

Реализация национальных и федеральных проектов имеет положительное влияние на экономику страны. Она способствует увеличению объемов производства, росту экспортного потенциала, повышению конкурентоспособности отечественных товаров и услуг на мировом рынке. Кроме того, проекты способствуют развитию предпринимательства, появлению новых предприятий и привлечению инвестиций, что положительно сказывается на уровне занятости населения и уровне жизни в целом.

Также реализация проектов влияет на развитие социальной сферы, в том числе образования и здравоохранения. Улучшение качества образования и доступности медицинских услуг способствует повышению квалификации и здоровья населения, что в долгосрочной перспективе положительно сказывается на экономике страны в целом.

Бюджет национальных проектов до 2024 года

Диаграмма:

Таблица. Бюджет национальных проектов до 2024 года:

Наименование нацпроекта Предстоящие затраты на воплощение, в трлн. рублей
Здравоохранение 1,7258
Образование 0,7845
Демография 3,1052
Культура 0,1135
Безопасные и качественныеавтомобильные дороги 4,7797
Жилье и городская среда 1,0662
Экология 4,0410
Наука 0,636
Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы 0,4815
Цифровая экономика 1,6349
Производительность труда и поддержка занятости 0,0521
Международная кооперация и экспорт 0,9568
Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры 6,3481

Для реализации всех нацпроектов денежные средства будут привлечены из следующих источников и в следующих размерах:

  • 13,1582 триллион. рублей — федбюджет;
  • 7,5153 триллион. рублей — иные источники, находящиеся вне рамок имеющихся госбюджетов;
  • 0,1478 триллион. рублей — внебюджетные госфонды;
  • 4,9039 триллион. рублей — бюджеты регионов Российской Федерации.

С более детальной информацией можно ознакомиться тут — ссылка.

Кадры для цифровой экономики

В 2020 г. потрачено 5,9 млрд рублей (94,5%)

Подготовку квалифицированных кадров для цифровой экономики поможет обеспечить усовершенствованная система образования. Кроме того, граждане страны смогут получать новую мотивацию для освоения цифровых компетенций. В частности, возможность освоения цифровых компетенций по специальным программам дополнительного образования на условиях полной или частичной компенсации затрат должны получить 200 тыс. россиян. При этом 50 тыс. госслужащих пройдут обучение компетенциям в сфере цифровой трансформации государственного и муниципального управления. Будет увеличен прием на бюджетные места в вузах на программы в сфере информационных технологий до 120 тыс. человек. Кроме того, 80 тыс. преподавателей высшего и среднего профессионального образования пройдут повышение квалификации по новым программам для специальностей в сфере информационных технологий (ИТ) и различных предметных отраслей.

По данным Минцифры, в 2020 году на бюджетные отделения вузов по ИТ-направлениям поступили порядка 62 тыс. человек. Прирост к прошлому году составил 25% (в 2019-м принято 49,5 тыс. человек)

Привлечь внимание молодежи к перспективным профессиям и заинтересовать их новыми ИТ-направлениями помогут программы популяризации ИТ-специальностей, которые российские регионы начали реализовывать в 2021 году. Продолжилась реализация дополнительных профессиональных образовательных программ, включая программы переподготовки антикризисных лидеров и команд цифровой экономики

В 2020-м обучение по ним прошли 5,5 тыс. человек.

В 2019 году была запущена программа дополнительного профессионального образования для различных групп населения с использованием персональных цифровых сертификатов. В 2020-м в реализации программы приняли участие 48 регионов. За два года 38 тыс. человек получили дополнительное профессиональное образование по этой программе.

Для повышения эффективности государственной политики в сфере цифрового развития на государственной (муниципальной) службе организовано обучение работающих специалистов, включая руководителей организаций и сотрудников органов власти и органов местного самоуправления. За 2019–2020 годы обучение прошли 23 тыс. человек.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бронивиль
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: