Казаки (народность)

Казаки

Козаки, или черкасы, это позднейшие казаки

В старинных источниках мы постоянно сталкиваемся с синонимом слова «козаки». Это черкасы. Причём черкасы – всего лишь форма написания этнонима черкесы. Черкасами называли не только запорожских, но и донских казаков, о чём говорят названия столиц Войска Донского: Старочеркасск и Новочеркасск. Достоверно известно, что в состав запорожского казачества по меньшей мере с конца XV века, то есть фактически с момента его возникновения, входили черкесы. Возможно, они появились там и раньше. «Повесть временных лет» сообщает о том, что в конце Х века, после победы над Хазарией, князь Святослав Игоревич расселил выведенных им с Северного Кавказа ясов и касогов в окрестностях Киева. Ясами в то время называли осетин, а касогами – черкесов.

Историк казачества Александр Шенников сообщает, что хопёрские казаки, по времени предшествовавшие донским казакам, до конца XIX века часто назывались «чиками». Это название Шенников считает производным от «зихов» – так в древности и раннем средневековье именовались народы адыго-абхазской группы (то есть «черкесы» в широком смысле слова). Расцвет средневековой христианской Зихии пришёлся на VIII—Х века, когда она была важным союзником Византии в регионе, но потом была завоёвана Хазарией. Можно вспомнить в связи с этим гипотезу, что самоназвание «казак/козак» происходит от этнонима касогов.

Наконец, до начала XVIII века все казачьи войска были независимыми государствами, сношения с которыми Россия вела через Посольский приказ. В источниках того времени казаки предстают народом только формально православным и явно отличным от русских по своей культуре.

Покорение казачества развернулось только в XVIII веке. Пётр I в 1707—1708 гг. присоединил к России Донскую область. В историографии это традиционно называется подавлением восстания Кондратия Булавина. Тот же Соловьёв описывает, как при Анне Иоанновне происходило покорение яицких казаков, а также башкир. Окончательное же присоединение этих народов к России произошло только в 1770-е годы, в связи с подавлением восстания Емельяна Пугачёва. Причём яицких казаков переименовали в «уральских», чтобы стереть у них память о прежней свободе, а волжское казачество было истреблено полностью. Таким образом, казаки, или, точнее, козаки, до XVIII столетия имели мало общего с русскими.

Казак – по-тюркски «свободный»

Так всё-таки, откуда пошли козаки – от казаков/казахов или от касогов? Можно предполагать и то, и другое. «Казак» по-кипчакски это вольный человек. Но и влияние черкесского этноса на формирование казачества отрицать невозможно.

Вернёмся снова к карте Боулза. На ней Россия, расположенная к западу от Уральского хребта, Нижней Волги и Дона, и «Русская Сибирская Тартария» обозначены как различные государства. Кроме того, низовья Дона, Волги и Северный Кавказ выделены на ней цветом, как особое государство, правда, не подписаны никаким именем. Там есть только два этнонима, относящихся явно не ко всей территории этого анклава: башкиры и кипчаки. Но можно предположить, что это представление отражает память о кочёвках калмыков или ногайцев на всей этой огромной территории. Характерно, что донские казаки на карте не подписаны (и вероятно, не было на то оснований – они были практически уничтожены Петром Великим).

Похоже, карта Боулза к моменту издания отражала несколько устаревшие сведения. Низовья Волги, Яика (Урала) и область обитания башкир к тому времени можно было уже считать прочно присоединёнными к России. Большинство историков считает сведения карты Боулза об Азии фантастическими. Но что, если она отражает какие-то реалии, неведомые нынешним историкам, однако хорошо известные современникам?
Как бы то ни было, но русские в XVII и какой-то части XVIII столетия, похоже, прекрасно отличали казаков/козаков от казаков/казахов. Хотя, возможно, и знали, что происхождение обоих народов общее или очень близкое

« Камень к голове и нож в люльку: как русские защищали детей от болезней

Крупнейшие казачьи войска России

К концу семнадцатого века казацкие объединения начали формироваться в организованные отряды, которые впоследствии считали элитой российской армии. Данный процесс длился до девятнадцатого века, система была разрушена Великой Октябрьской революцией и последовавшей за ней Гражданской войной.

В те времена все представители казачества разделились на несколько крупных войск:

Донское. Их появление датируется 1671 годом, окончательное преобразование провел Петр Великий. Он же запретил выбирать атамана, разработав собственную иерархию

В итоге Империя получила пусть не организованное, но отважное войско для защиты южной и восточной границы;

Хоперские казаки. Отличались высокой хозяйственностью, занимались разведением скота, пахали землю. В 1786 году ими усилили Кавказскую линию, насильно переселив людей в эти места. Тогда же их численность пополнилось на сто сорок пять семейств за счёт присоединения персов и калмыков.

Хлыновские. В десятом веке на речке Вятка был возведен город Хлынов, который стремительно развивался и постепенно стал центром большого региона. Поскольку населенный пункт находился далеко от столицы, вятичи создали собственное самоуправление. С пятнадцатого века они начали серьезно досаждать соседним поселениям. Безобразие прекратил Иван Третий. Лидеров казнили, знать распределили в Подмосковье, остальных перевели в холопы;

Мещерские. Единственные представители казацких войск неславянского происхождения. Изначально они обитали в Мещерской Украине. Специализировались на разведение скота и грабеже соседей. С четырнадцатого века находились на службе у русских царей. В Смутное время поддержали самозванцев, за что и были изгнаны из страны;

Северские. Потомки восточнославянских племен. Их с удовольствием принимали на воинскую службу, поскольку казаки были закалены в многочисленных битвах. За участие в восстании под предводительством Болотникова северные земли колонизировали, основная часть жителей перешли в разряд крестьян.

  • Волжские. Это хлыновцы, поселившиеся на Волге. Также занимались разбоем, русским царям не удалось взять их под контроль. Именно здесь появился на свет Ермак, который впоследствии покорял Сибирь;
  • Кубанские. По завершении русско-турецкой войны потребовалось заселить новые территории и найти применение запорожцам, отличавшимся буйным нравом. Изначально их отправили в Тамань, затем отдали и Кубань. Переселение поражало воображение, примерно двадцать пять тысяч человек перебрались на новое место.

Казаки на Руси

На Руси c XIV−XV вв. называли людей вольных, не связанных никакими обязательствами, готовых к работам по найму и свободно перемещавшихся с места на место, независимо от их языка, веры и происхождения.

С. М. Соловьев в своем труде «История России с древнейших времён» пишет и о знаменитых казацких дружинах:

В России многие слышали о Запорожских и Донских казаках, это два самых известных казачьих сообщества. Оба появились приблизительно в XV-XVI веках. Они имели похожие традиции и культуру, но жили на разных территориях, хоть и недалеко друг от друга. Запорожцы — вдоль Днепра на территории современной Украины, донские — вдоль нижнего Дона на территории современной России.

Донские казаки нанимались на службу к представителям русской монархии, запорожцы служили Великому княжеству Литовскому, а затем — Речи Посполитой.

К XIX казачество стало исключительно военным сословием, казаки часто участвовали в подавлении различных восстаний. Во время гражданской войны казаки сражались по обе стороны участников конфликта, а некоторые воздержались от военных действий.

20 век

Первая Мировая Война

Накануне Первой мировой войны Донское казачье войско состояло из 17 регулярных полков плюс 6 отдельных сотний (эскадронов). Кроме того, два полка императорской гвардии были завербованы с донской территории. К 1916 году донское войско расширилось до 58 линейных полков и до 100 отдельных сотен. Центральное расположение донских территорий означало, что эти подразделения широко использовались как на немецком, так и на австро-венгерском фронтах, хотя и в меньшей степени против османских турок на юге. Сохраняющаяся ценность Дона и других казаков как конных войск была проиллюстрирована решением, принятым в 1916 году о выводе около трети регулярной русской кавалерии, но о сохранении казачьих полков в их традиционной роли.

Февраль 1917 г. Революция

С началом Февральской революции 1917 года три полка донских казаков (1-й, 4-й и 14-й) входили в состав петербургского гарнизона. Частично состоящий из новобранцев из более бедных регионов принимающей территории, эти подразделения находились под влиянием общего разочарования в царском правительстве. Соответственно, они не действовали эффективно, когда им было приказано разогнать растущие демонстрации в городе. Сообщения о том, что на исторически лояльных донских казаков больше нельзя было положиться, явились важным фактором внезапного краха царского режима.

Большевистское преследование

Донское казачье войско было расформировано на русской земле в 1918 году, после русской революции, но донские казаки в Белой армии и те, кто эмигрировал за границу, продолжали сохранять музыкальные и иные традиции своего войска. Многие нашли работу в качестве трюков в различных цирках по всей Европе и в Соединенных Штатах. Адмирал Александр Васильевич Колчак, один из лидеров Белого движения во время гражданской войны в России, был донского казачьего происхождения. После поражения Белой Армии в Гражданской войне в России на выживших казаков и их родине проводилась политика их расклассификации («Расказачивание»), поскольку они рассматривались как угроза новому советскому режиму.

Родина казачества часто была очень плодородной, и во время кампании коллективизации многие казаки разделили судьбу кулачества. По словам историка Майкла Корта, «в течение 1919 и 1920 годов из примерно 1,5 млн. Донских казаков большевистский режим убил или депортировал приблизительно от 300 000 до 500 000 человек». Регион также сильно пострадал во время советского голода 1932–1933 гг. В результате советской политики.

Использование слова «казак» и «козак» в русском языке

Слова «казак» и «козак» являются синонимами и используются в русском языке для обозначения одной и той же группы людей — военно-кочевого народа, который исторически проживал на территории Украины, России и других стран.

Оба варианта написания слова являются правильными и допустимыми. В русском языке преобладает форма «казак», которая используется в официальных документах, литературе и других письменных источниках.

Однако в украинском языке преимущественно используется форма «козак». Это связано с историческими и культурными особенностями Украины, где казачество имело большое значение.

В обоих случаях, независимо от написания, слово «казак» или «козак» обозначает члена казачьего общества, который отличается своими военными навыками, духом независимости и свободы.

Понятия казак и козак

При использовании в русском языке же, важно писать это слово правильно, чтобы избежать опечаток и грамматических ошибок. Ведь правильное написание отражает уровень грамотности и внимательности автора

Кроме того, использование правильной формы слова позволяет избежать недоразумений и неправильных толкований при чтении текста. Так что будьте внимательны и правильно пишите — «казак».

Все же, несмотря на все тонкости и различия в написании слова «казак» или «козак», оба варианта означают одно и то же — представителя военно-административной организации, обладающего своими особенностями и традициями.

Разные значения слов

Слова «казак» и «коzак» в русском языке звучат похоже, но имеют разные значения и употребляются в разных контекстах.

Слово «казак» обозначает военнослужащего особого статуса в казачестве. Он является членом казачьей общины и имеет особые права и обязанности.

Слово «козак» обозначает мужчину, который занимается скотоводством и содержанием коз

Кроме того, «козак» имеет фольклорное значение и ассоциируется с отважностью и бесстрашием

Очень важно правильно писать слова «казак» и «козак», чтобы избежать различных недоразумений и смешений в значении этих слов. Использование правильного слова в определенном контексте способствует ясности и пониманию текста

Слово Значение
казак военнослужащий в казачестве
козак человек, занимающийся скотоводством и содержанием коз

Исторический контекст

Слово «казак» имеет русское происхождение и в русском языке означало военнополевую возлюбленную женщину разбойника. В XV веке этим словом стали называть вооруженных бояр и вольных людей, которые противостояли нашествиям Татаро-Монгольского ига. Впоследствии слово «казак» приобрело дополнительное значение — крестьянина с особыми правами.

Слово «козак», в свою очередь, имеет украинское происхождение

В Украине в XIII-XVIII веках роль козака была весьма важной. Козаки охраняли границы государства и участвовали в военных походах защиты родины

Также козаками могли становиться люди из других слоев населения, которые принимали участие в козачьком братстве.

Сегодня оба написания слова «казак» и «козак» признаны правильными. В России чаще используется вариант с буквой «а», а в Украине с буквой «о». Грамотно использовать то или иное написание можно в зависимости от того, с какой исторической периодом связана речь

Таким образом, правильное написание слова «казак» или «козак» важно для сохранения исторической точности и ясного выражения мысли

Ранняя история

Более двух тысяч лет назад скифы жили на берегах реки Дон. Много скифских гробниц было найдено в этой области. Впоследствии область была заселена хазар и половцев. Степи реки Дон назывались «Диким полем». Район находился под общим контролем Золотой Орды, и там бродили многочисленные татарские вооруженные формирования, нападая на русских и иностранных торговцев.

Первыми христианами, обосновавшимися на территориях вокруг Дона, были племена ясси и косоги. После падения Золотой Орды в 1480 году, больше русских колонистов начали экспансию на эту землю из Новгородской республики после битвы при Шелоне и из соседнего Рязанского княжества. До конца XVI века донские казаки населяли независимые свободные территории.

«Тума»

Неизвестно, являлся ли упомянутый ребенок дочерью казака, но к детям, рожденным на чужбине, представители данного военного сословия относились достаточно равнодушно. По крайней мере так утверждал автор труда «Картины былого Тихого Дона», П. Н. Краснов. Краснов писал: «Первым казакам в их вечной тревоге, жившим среди неприятельской страны, некогда было думать о детях, и если у кого от татарки или турчанки рождался ребенок, его некому было холить и воспитывать, и часто он умирал». Отношение к детям изменилась после того, как казаки начали привозить женщин с собой (причем охотнее брали «в услужение» именно татарок и турчанок), а те рожали дочерей и сыновей уже на новом месте жительства.

Для казаков, родившихся от матерей-турчанок или татарок, на Дону существовало особое наименование – «тума». «Емельяном зовут Кузьминым, а сын тума, родился-де он, Емелька, на Дону, в Черкасском, отец-де ево, Кузьма, был русский человек, а мать — туркeня», — гласит документ XVIII века (Лидия Новак и Нелли Фрадкина, «Казачий курень»). Впрочем, «тумой» называли не только сына турчанки, но и татарки. Примечательно, что известный донской казак Степан Разин тоже носил прозвище «тума», благодаря чему историки заключили, что его мать была либо турчанкой, либо татаркой, то есть восточной пленницей, привезенной Разиным-старшим из похода.

Попытки подчинить казачество

1569 год ознаменовался формированием нового литовско-польского государства под названием Речь Посполитая. Данный союз был выгоден для обоих сторон, а вот вольные казаки совсем не вписывались в «планы». Поскольку их действия на границах нового государства противоречили интересам Речи Посполитой.

Безусловно, укрепления, которые возводили казаки были надежной защитой от набегов татар. Но привыкший в воле народ был неконтролируемым и не считался с авторитетом короны.

По этой причине в 1572 году по указу правителя нового государства Сигизмунда Второго Августа выпущен универсал. Согласно ему, был регламентирован наём трехсот казаков для службы на благо Речи Посполитой.

Ряд представителей вольной народности внесли в специальный реестр, поэтому их в дальнейшем именовали «реестровые казаки». Данные подразделения всегда должны были находиться в полной боевой готовности, чтобы молниеносно отреагировать на попытки татар штурмовать государство. Также в их обязанности входило подавлять бунтующих крестьян.

Расказачивание во времена Российской Империи

После того как восстание за свободу в семнадцатом веке закончилось поражением, началась смута и военная мощь казачества была существенно подорвана. Также вольный народ лишился поддержки Российской Империи, после того как в битве под Полтавой перешел на шведскую сторону. Казачью армию в том сражении возглавил Иван Мазепа.

В результате череды неудачных событий в восемнадцатом веке активируется процесс расказачивания, он достигает своего пика во времена правления Екатерины Второй. В 1775 году произведена ликвидация Запорожской Сечи.

Перед казачеством встал выбор: вести крестьянский образ жизни или вступить в гусарские, драгунские полки. Многие предпочли остановиться на втором варианте.

Однако существенная часть представителей казачества (примерно двенадцать тысяч человек) отказалась от предложения Империи. Для сохранности в целостности границ государства и каким-то образом узаконить остатки казацких войск, по решению Александра Суворова в 1790 году был сформирован Черноморский отряд, куда вошли те, кто отказался от жизни в качестве крестьян или гусар.

Роль казачества

Достаточно быстро казаки превратились в серьёзную военную силу, недооценивать которую было нельзя. В Смутное время именно им выпала одна из ключевых ролей в рядах повстанцев. В дальнейшем казаки оказали воздействие на ход земского освободительного движения. В Отечественной войне 1812 года именно казачьи отряды Матвея Платова смогли нанести решающий удар по армии Наполеона.

Помимо военных обязанностей, казаки успешно выполняли иную задачу — покорение новых земель. Благодаря им расширялась территория Российской империи, а главное — укреплялись границы государства.

П. Н. Бержере «Александр I представляет Наполеону казаков, башкир и калмыков 9 июля 1807 года»

В отчёте К. Симонова о поездке в Кемерово и Чумай значится следующее:

Несложно догадаться, что такая служба была не только ответственной, но и крайне опасной. К началу прошлого века казачество уже представляло собой уникальную общность, что значительно выделялась на фоне остальных представителей русского народа. Вероятно, именно поэтому историки до сих пор не могут определиться, кем же стали казаки: субэтносом или отдельной народностью.

Кубанские казаки в мае 1916 года

Казаки — хранители поистине уникальных истории и культуры. Свободолюбивые предки представителей современного казачества оставили своим потомкам неповторимое наследие. Оно в некотором роде повторяет русские традиции, однако имеет настолько самобытный колорит, что способно удивить каждого. Кто они — казаки? Их прошлое оставило столько тайн, что наверняка не смогут ответить на этот вопрос даже сами казаки.

Менталитет, культура и традиции

Казаки отличаются своенравием, воинственностью. Из-за чрезмерной гордости они регулярно становились участниками стычек с соседними поселениями, которые не относились к их народности. Зато эти качества чрезмерно ценились в боевых действиях, поэтому не попрекались, а приветствовались.

Девушки также имели сильный характер, они умело вели домашнее хозяйство в одиночку, ведь мужичины большую часть времени проводили на войне. Казаки в основном разговаривают на русском языке, но со своими особенностями, связанными с заимствованием из соседних наречий.

Существует мнение, что главное оружие казацких воинов – сабля. Это не совсем верное утверждение. Да, казаки использовали шашку (особенно черкесы), но, например, черноморцы предпочитали огнестрельное оружие. Также каждый мужчин имел при себе кинжал.

К шпагам казаки относились стрепетом, держали в идеальном состоянии и помешали в красивые ножны, декорированные драгоценностями. Казачьи ритуалы практически идентичны с российскими, но слегка специфичны ввиду особого образа жизни. Например, в процессе похорон за гробом следовал конь и только потом родственники погибшего. Вдова под иконами клала шапку покойного супруга.

С повышений серьезностью относились к проводам на войну и встрече с неё. Однако самым пышным торжеством считалась свадьба. Мероприятие состояло из нескольких этапов: сначала устраивали смотрины, затем проводили сватовство, праздник в доме девушки, венчание в церкви. Заканчивалось многоходовое действием торжеством в избе новобрачного.

На свадьбе гремели национальные песни, надевались красивые наряды. Мужчина брал с собой оружие, девушка выбирала яркие вещи. Отличительной чертой невесты являлась непокрытая голова (у крестьянок подобное недопустимо). Платок слегка маскировал пучок волос, сформированный на затылке.

Казаки в художественной литературе

Многие классические произведения художественной литературы рассказывают об укладе жизни и быте казаков.

Проза

  • Гоголь Н. В. «Тарас Бульба».
  • Толстой Л. Н. «Казаки», «После боя».
  • Шолохов М. А. «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Донские рассказы».
  • Седых К. Ф. «Даурия», «Отчий край».
  • Петров (Бирюк) Д. И. «Кондратий Булавин», «На Хопре», «Сказание о казаках».
  • Мирошниченко Г. И. «Азов».
  • Егоров Иван Яковлевич «Буйные травы».
  • Калинин А. В. «На юге».
  • Никулин М. А. «Полая вода».
  • Краснов П. Н. «От Двуглавого Орла к красному знамени».
  • Шукшин В. М. «Я пришёл дать вам волю»
  • А. П. Чехов «Казак»

Поэзия

  • Туроверов А. «Конь боевой с походным вьюком».
  • Туроверов Н. Н. «Стихи».
  • Софронов А. В. стихотворения «Медвежье ухо», «Седло», «Казачья слава», «Казаки за бугром».

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

ПОМОЧЬ

Иерархия казаков

Обычно у казаков действует определенная иерархия, хотя ряд казачьих сообществ не признает эту систему.

Казачьи поселения называют «станицами», во главе станицы стоит «атаман», избираемый на «казачьем круге» (совете). Несколько станиц могли объединяться в полки во главе с полковником.

Казачьи чины

Нижние чины:

  • Казак — рядовой
  • Приказный (приказной казак) — ефрейтор

Унтер-офицерские (младшие) чины:

  • Младший урядник — младший унтер-офицер, младший сержант
  • Урядник — унтер-офицер, сержант
  • Старший урядник — старший унтер-офицер, старший сержант
  • Младший вахмистр — старшина
  • Вахмистр — фельдфебель, прапорщик
  • Старший вахмистр — старший прапорщик
  • Подхорунжий — младший лейтенант

Обер-офицерские (старшие) чины:

  • Хорунжий — подпоручик, лейтенант
  • Сотник — поручик, старший лейтенант
  • Подъесаул — штабс-капитан, капитан
  • Есаул — майор

Штаб-офицерские (главные) чины:

  • Войсковой старшина — подполковник
  • Казачий полковник — полковник

Генеральские (высшие) чины:

  • Генерал-майор — генерал-майор
  • Генерал-лейтенант — генерал-лейтенант
  • Генерал от кавалерии — полный генерал
  • Генерал-фельдмаршал — генерал-фельдмаршал

Культурные особенности казаков и козаков

Казаки и козаки — это две отдельные культуры, которые имеют свои уникальные особенности. Казаки — это народ, который имеет свою многовековую историю, которая сложилась на территории России и Казахстана. Козаки же — это народ, который проживает на территории Украины и имеет свою уникальную культуру.

Основным элементом культуры казаков является казачество. Оно пронизывает все сферы жизни казаков — от экономики и политики до культуры и искусства. Одной из основных культурных ценностей казаков является честь. Казаки всегда стремятся сохранить свою честь и репутацию, что делает их непоминутыми и легендарными персонажами.

Козаки, в свою очередь, также имеют свои уникальные культурные ценности. Одной из них является козачество. Оно представляет собой сложный механизм нравственных качеств, который помогает козакам выживать и развиваться на территории Украины. Кроме того, козаки славятся своим гостеприимством и любовью к своей земле. Они уважают традиции и всегда готовы защищать свою родину.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что культуры казаков и козаков имеют множество уникальных черт, которые делают их неповторимыми и богатыми. Казачество и козачество — это два понятия, которые имеют свой собственный смысл в каждой культуре, и которые украшают жизнь казаков и козаков.

Структура войска

Деление казачьих войск носило территориально-исторический принцип. Донские, черкасы и др. казаки, часть которых стало поволжскими, постепенно продвигались на юг и восток Российской империи и организовывались в новые войска. Состав на конец XIX — начало XX века с цветовыми обозначениями на погонах был следующим:

Степовые казачьи войска
Донское казачье войско Оренбургское казачье войско Забайкальское, Уссурийскоеи Иркутское казачьи войска Уральское и Семиреченкоеказачьи войска Сибирское казачье войско Амурское казачье войско Астраханское казачье войско
Конные полки Конные полки Конные полки,дивизионы и сотнии пешие батальоны Конные полки Конные полки Конные полки Конные полки
Приказный14-го Донского казачьегоВойскового атаманаЕфремова полка,1914 г. Подхорунжий1-го Оренбургского казачьегоЕ.И.Выс. НаследникаЦесаревича полка,1914 г. Казак2-го Аргунского конного полкаЗабайкальского казачьего войска,1911-1917 гг. Сотник5-го Уральского казачьегоконного полка,1904-1907 гг. Казачий полковник7-го Сибирского казачьегоконного полка,1904-1907 гг. Младший урядникАмурского 1-огоказачьего полка,1904-1907 гг. Старший урядник1-го Астраханского конногоказачьего полка,1911-1917 гг.
Кавказские казачьи войска
Кубанское казачье войско Терское казачье войско
Конные полки и сотни Пластунские батальоны Местные пешие команды Конные полки и сотни Конные батареи
Подъесаул1-го Екатеринославскогоконного казачьего полка,1911-1917 гг. Войсковой старшина4-ого Пластунскогобатальона,1911-1917 гг. ЕсаулУсть-Лабинскойместной пешей команды,1911-1917 гг. Вахмистр1-го Кизляро-Гребенского,генерала Ермолова полка,1911-1917 гг. Хорунжий2-ой Терской коннойартиллерийской батареи, 1911-1917 гг.

Культура казаков

Казак – по-тюркски «свободный»

Так всё-таки, откуда пошли козаки – от казаков/казахов или от касогов? Можно предполагать и то, и другое. «Казак» по-кипчакски это вольный человек. Но и влияние черкесского этноса на формирование казачества отрицать невозможно.

Вернёмся снова к карте Боулза. На ней Россия, расположенная к западу от Уральского хребта, Нижней Волги и Дона, и «Русская Сибирская Тартария» обозначены как различные государства. Кроме того, низовья Дона, Волги и Северный Кавказ выделены на ней цветом, как особое государство, правда, не подписаны никаким именем. Там есть только два этнонима, относящихся явно не ко всей территории этого анклава: башкиры и кипчаки. Но можно предположить, что это представление отражает память о кочёвках калмыков или ногайцев на всей этой огромной территории. Характерно, что донские казаки на карте не подписаны (и вероятно, не было на то оснований – они были практически уничтожены Петром Великим).

Похоже, карта Боулза к моменту издания отражала несколько устаревшие сведения. Низовья Волги, Яика (Урала) и область обитания башкир к тому времени можно было уже считать прочно присоединёнными к России. Большинство историков считает сведения карты Боулза об Азии фантастическими. Но что, если она отражает какие-то реалии, неведомые нынешним историкам, однако хорошо известные современникам?
Как бы то ни было, но русские в XVII и какой-то части XVIII столетия, похоже, прекрасно отличали казаков/козаков от казаков/казахов. Хотя, возможно, и знали, что происхождение обоих народов общее или очень близкое

« Что немецкие солдаты носили с собой в алюминиевых цилиндрах

Роль казачества в истории России

Сложно представить, какой была бы современная Россия без казаков. Они участвовали практически во всех войнах и сражениях со времён Ивана Грозного, защищали границы Российской империи от вторжения врагов, поднимали восстания, отстаивая свои права, а также права крестьян и простых рабочих.

Казаки помогали с освоением территорий огромной страны, заселяли ее, открывали новые земли. Нужно помнить о том, что Ермак, Хабаров, Дежнёв были яркими представителями казачества.

Их культура и обычаи повлияли и на русские традиции, внесли значительный вклад в нашу музыку, танцы, легенды и сказания.

Виды казаков

В зависимости от ареала обитания и этнической принадлежности выделяли несколько групп казаков:

  1. Терские. Они проживали на территории Северного Кавказа вдоль реки Терек.
  2. Кубанские. Они жили в современном Краснодарском крае, Республике Адыгее, Карачаево-Черкесии. В основном это были бывшие запорожцы после пересечения.
  3. Уральские. Выходцы с Уральской области (ныне Казахстан). До переименования звались яицкими казаками.
  4. Украинские. Казаки, жившие в Запорожской сети и ликвидированные как община Екатериной II.
  5. Донские. Самое многочисленное казачество, проживающее на берегах Дона. Территориальные соседи запорожцев.
  6. Казаки-некрасовцы. Они покинули донские земли после восстания Буланова. Своё название получили от фамилии лидера — Игната Некрасова.
  7. Черкесы-казаки. Проживали на Северном Кавказе и Причерноморье.

Также выделяют линейных казаков — это казаки, которые ушли из Кавказского линейного войска, которое охраняло мирное население, в Кубанское.

Донское казачество ещё в XVI веке было поделено на «верховое» и «низовое» — в зависимости от того, где именно на Дону проживали казаки. Две группы разительно отличались друг от друга и внешностью, и образом жизни, и манерой поведения.

Кто такие казаки? Происхождение слова

Казаки — это определенное сословие, которое существовало в Российском государстве. Современное сообщество, которое именует себя «казаками» — потомки представителей этого сословия (среди историков споры на счет преемственности).  Слово «казак» происходит от тюркского «вольный человек». Впервые слово зафиксировал неизвестный составитель мамлюкско-арабского словаря, который предположительно работал в Египте. Однако ряд исследователей отвергает такой перевод слова переводом слова «qāzāq» и склоняется к версии «одинокий» или «неприкаянный».

Эта версия близка к истине, так как во времена зарождения казачества (а, история казаков насчитывает более 500-а лет существования) считалось особой доблестью в молодости провести некоторое время в отшельничестве: удалиться в пустыню, горы или леса, чтобы питаться дичью и одеваться в шкуры зверей.

В словаре В. И. Даля есть своя версия происхождения слова. Так, по мнению Даля «вероятно» происходит от среднеазиатского «казмак» в значении «скитаться, бродить». Для него казаком был «войсковой обыватель, поселённый воин, принадлежащ.<ий> к особому сословию казаков», в новгородском и северных диалектах «батрак, годовой наёмный работник, не подёнщик», иногда «прислуга».

Создание Запорожской Сечи

Впервые представители качества пытались провести самоорганизацию в 1552 году под предводительством волынского князя Вишневецкого, более известного, как Байда.

За собственные средства мужчина организовал военную базу под названием Запорожская сечь. Располагалась она на небольшом острове Хортица. Именно здесь протекал жизнь вольных казаков. Место было выбрано идеально, поскольку база перекрывала дорогу татарам в Крым и находилась неподалеку от польской границы.

Также уникальное расположение Сечи существенно затрудняло попытки штурма крепости. Просуществовало поселение недолго, в 1557 году его разрушили. Однако вплоть до 1775 года все военные базы строились аналогичным способом, на речных островах.

Женщины в казачьих сообществах

Женщины-казачки всегда славились своей силой, умом и красотой. Брачные обряды и права женщин у казаков  сильно отличались от общерусских, на протяжении всей истории они претерпевали значительные изменения. В период XVII-XVIII веков роль женщины в казачьем обществе эволюционировала к практически полному равноправию с мужчинами в том же обществе.

Изначально казаки приводили в дом супругу из числа захваченных пленниц, часто это были турчанки, татарки или черкешенки, брачный обряд был самым простым, о своем намерении объявляли на казачьем кругу.

Но постепенно тип женщины, которая полностью подчиняется мужчине сменился на роль хозяйки. В отсутствии мужа, который часто воевал, женщина вела сама хозяйство, обрабатывала пай, поддерживала дом, занималась воспитанием детей.

Казачки почитались всей станицей, существовала пословица «женщину-мать защищает круг».

Традиционной одежды у казачек изначально не было, они носили наряд той местности, откуда были пленены. Постепенно был сформирован традиционный образ, хотя наряды казачек разных станиц все равно отличались.

Традиционный элементы одежды:

  • на праздники надевали кубелек – платье с V-образным вырезом и вышивкой ручной работы;
  • замужние женщины носили сукман – сарафан с короткими рукавами;
  • верхний праздничный наряд – кохта;
  • повседневно женщины носили сарафан поверх рубашки;
  • чтобы не запачкаться, использовали белый передник, «запон»;
  • шарованы широкие или узкие;
  • зимой женщины спасались жупейкой;
  • нижнюю юбку, спидницу, украшали символическими узорами;
  • в холода надевали юбку-плахту;
  • на шапку надевали капюшон «башлык».

Казацкие восстания за религиозно-национальную независимость

С 1583 по 1657 год некоторые представители вольной народности бунтовали, чтобы сбросить с себя «оковы» Речи Посполитой и иных государств, предпринимавших попытки подчинить казачество.

Максимальная тяга к свободе проявилась у народности после 1620 года, когда гетман Сагайдачный, возглавлявший запорожское войско, зашёл на территорию Киевского братства. Подобный поступок стал своеобразным символом сплоченности казацких традиций и православия.

С этого времени восстания представителей казачества несли не только освободительный характер, но и содержали религиозную подоплеку. Между Польшей и вольным народом неустанно возрастало напряжение, что привело к знаменитой войне под предводительством Богдана Хмельницкого.

Кровопролитные битвы длились с 1648 по 1654 год. Также следует отметить ряд менее масштабных, но значимых восстаний, а точней: бунт под руководством Наливайко, Павлюка и других исторических личностей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бронивиль
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: