Образовательное пространство: ключевые аспекты и методы создания

Методическое пространство для обучения: эффективные инструменты и методы

Готовы ли школы к переменам?

На первый взгляд может показаться, что сформировать свое образовательное пространство под силу только частным школам. Там больше денег, больше свободы. На самом деле это не так. Большинство частных школ работают в очень стесненных условиях, арендуют маленькие помещения, где перегораживают все, что только можно. Есть исключения, но их немного. 

Государственные школы находятся в более выгодных условиях. Если заглянуть во ФГОС и приказы об оснащении школ, то становится очевидно: в современных образовательных учреждениях хотят видеть просторные классы, много мастерских и общественные пространства. Новые проекты школьных зданий качественно лучше, а деньги на стадии строительства выделяются в достаточном количестве. 

Школа от компании «А101» (Новая Москва)

Старые здания глобально переделать не получится. Но в типовой школе можно видоизменить актовый зал, сделать его более комфортным и современным. Поменять рассадку, добавить проходы в центре или убрать часть кресел и сделать танцпол. Столовую можно превратить в современное антикафе, где дети будут сидеть, общаться, делать уроки.

Мосметод – путь к личному кабинету

Что такое Мосметод?

Мосметод – это информационный ресурс, созданный для сотрудников учебных учреждений Москвы. Он содержит методические рекомендации, материалы для подготовки к урокам и многое другое. Кроме того, на сайте можно авторизоваться в личном кабинете, где хранится информация о педагогическом стаже и учете рабочего времени.

Как авторизоваться на сайте?

Для того, чтобы войти в личный кабинет на сайте Мосметод, необходимо пройти процедуру регистрации и иметь учетную запись. После этого нужно ввести свои логин и пароль на главной странице сайта и нажать кнопку «Войти». Если же вы забыли свой пароль, можно воспользоваться указанным на сайте способом восстановления доступа.

Что доступно в личном кабинете на Мосметоде?

Личный кабинет на сайте Мосметод содержит разнообразную информацию, связанную с работой учителя: педагогический стаж, учет рабочего времени, просмотр накопленных баллов и многое другое. Здесь можно загрузить методические материалы, материалы для подготовки к урокам и прочие важные документы. Также в кабинете можно сообщать о своих отпусках и заболеваниях, заполнять документы для подтверждения квалификации и оформления путевок на оздоровительные мероприятия.

Как пользоваться Мосметодом?

Для удобства поиска информации на сайте Мосметод используется удобная навигация и поиск, позволяющие быстро находить нужные материалы. Отображение сайта адаптивное, что значительно упрощает работу с ним на мобильных устройствах.

  • Регистрация: первый шаг на сайте Мосметод – регистрация. Она займет всего несколько минут и позволит получить доступ к личному кабинету.
  • Вход: для входа на сайт нужно ввести свой логин и пароль на главной странице.
  • Поиск: для быстрого поиска нужной информации на сайте можно воспользоваться поиском, расположенным на главной странице.

Как научиться мыслить по-новому

Педагогам еще трудно мыслить пространственными сценариями. Этому нигде не учат, а в вузах рассказывают только о том, как мыслить методикой. Студентам не объясняют, как рассадить класс, где стоит или сидит ребенок, который отвечает на вопросы учителя, и что изменится, если будут другие упражнения или вид деятельности. 

Но скоро у педагогов появится возможность получить практические знания об управлении образовательным пространством. В рамках образовательной программы «Метод», которая будет проходить с 3 декабря 2021 года  по 21 января 2022 года, Мария Битянова проведет мастер-класс и расскажет, как методистам думать пространственно. Будут азы теории и много практики. Участники определят образовательную цель, напишут сценарий занятий, сформируют свою программу. И, главное — научатся формировать пространство в зависимости от своих целей и инструментов. 

Основные принципы создания образовательного пространства

При создании образовательного пространства необходимо учитывать ряд основных принципов, которые помогут создать эффективную и комфортную образовательную среду для студентов. Вот некоторые из них:

Индивидуализация обучения

Каждый студент уникален и имеет свои особенности, потребности и способности

Поэтому важно создать образовательное пространство, которое позволяет индивидуализировать обучение. Это может включать в себя различные методы и подходы к обучению, адаптацию программы под потребности каждого студента, использование разнообразных учебных материалов и технологий

Активное и практическое обучение

Образовательное пространство должно способствовать активному и практическому обучению. Это означает, что студенты должны быть активно вовлечены в учебный процесс, иметь возможность применять полученные знания на практике, решать задачи и проблемы, работать в группах и командах.

Сотрудничество и коммуникация

Образовательное пространство должно способствовать сотрудничеству и коммуникации между студентами и преподавателями. Это может быть достигнуто через организацию групповых проектов, дискуссий, совместных исследований и других форм работы, которые требуют взаимодействия и обмена идеями.

Развитие критического мышления и творческого потенциала

Образовательное пространство должно способствовать развитию критического мышления и творческого потенциала студентов. Это может быть достигнуто через постановку проблемных ситуаций, проведение исследований, стимулирование самостоятельного мышления и поиска решений, а также поддержку и развитие творческих способностей.

Гибкость и адаптивность

Образовательное пространство должно быть гибким и адаптивным, чтобы соответствовать изменяющимся потребностям и требованиям студентов. Это может включать в себя возможность выбора учебных программ и курсов, гибкий график занятий, использование различных форм и методов обучения.

Это лишь некоторые из основных принципов создания образовательного пространства

Важно помнить, что каждое образовательное пространство уникально и должно быть адаптировано под конкретные потребности и цели обучения

Что такое методы обучения

Термин «метод обучения» можно понимать по-разному, но в большинстве случаев под этим подразумевают то, каким образом учитель взаимодействует с учениками в процессе обучения. Существует и другое значение, более полно отражающее его суть. Метод обучения – это способ расширения знаний об окружающем мире, позволяющий узнать истину.


Что такое методы обучения

Методы обучения стали появляться еще в ту эпоху, когда знания передавались от старших членов сообщества молодому поколению. За все время они претерпели существенные изменения:

  1. Появление нового рода деятельности – педагог.
  2. Возникновение письменности, заменившей устную речь.
  3. Начало книгопечатания.
  4. Переход к использованию компьютерных систем в обучении.

Метод, методология, методика, приемы… С помощью этих понятий описывается процесс обучения, но между ними существуют различия.

Приемы Это составляющие определенного метода, подразумевающие конкретные действия учителя и учеников в ходе обучения.
Метод Представляет собой совокупность приемов, используемых в обучении. Например, семинар является методом обучения, а контрольная работа для проверки знаний – приемом обучения. Один и тот же прием обучения может входить в состав различных методов.
Методика Разновидность метода обучения, включающая установленный план занятий и основанная на четких теоретических аспектах. У методики может быть автор.
Методология Обобщающее понятие для методов, методик и приемов обучения.

Методы обучения принято разделять на приемы. Сам по себе прием не позволяет достичь цели, однако именно благодаря приемам метод приводит к желаемому результату. Предположим, метод работы с книгой состоит из следующих приемов:

  • чтение вслух;
  • составление плана;
  • заполнение таблицы данными из текста;
  • схематичное представление материала;
  • конспектирование;
  • поиск цитат.

Узнай, какие ИТ — профессии входят в ТОП-30 с доходом от 210 000 ₽/мес

Павел Симонов
Исполнительный директор Geekbrains

Команда GeekBrains совместно с международными специалистами по развитию карьеры
подготовили материалы, которые помогут вам начать путь к профессии мечты.

Подборка содержит только самые востребованные и высокооплачиваемые специальности и направления в
IT-сфере. 86% наших учеников с помощью данных материалов определились с карьерной целью на ближайшее
будущее!

Скачивайте и используйте уже сегодня:

Павел Симонов
Исполнительный директор Geekbrains

Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023

Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда

Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка

Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием

ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains

Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽

Получить подборку бесплатно

pdf 3,7mb
doc 1,7mb

Уже скачали 23394

В зависимости от ситуации один и тот же метод реализуется посредством различных приемов. Например, работа с книгой может предполагать либо чтение вслух и составление плана, либо схематичное представление материала и поиск цитат, либо конспектирование.

Один и тот же прием может использоваться в разных методах. Так, схематичное представление материала может быть приемом объяснительно-иллюстративного метода (в ходе занятия учитель рисует схему на доске) или же приемом исследовательского метода (ученики изображают в виде схемы самостоятельно пройденный ими материал).

Для реализации методов и приемов обучения на практике требуется обеспечение учащихся предметами, такими как учебники или специальные приспособления.

Стандартные методы обучения принято разделять на словесные, наглядные и практические, а также комбинированные методы. Рассмотрим их подробнее.

Как выбирать методы обучения

Методов обучения существует огромное множество, и исследователи сходятся во мнении, что среди них не бывает «плохих» и «хороших» — каждый будет более или менее действенным в разных образовательных контекстах. Нельзя сказать, например, что инновационные методы всегда эффективнее традиционных, а обучение на практике лучше теории — в каких-то образовательных ситуациях работа с учебником или лекция будут полезнее проектной работы или ролевой игры.

Юрий Бабанский сформулировал принцип оптимальности в выборе методов обучения, исходя из того, что каждый из них ориентирован на решение определённых педагогических и учебных задач

Поэтому педагогу, тренеру или методисту очень важно понимать преимущества и недостатки разных методов, чтобы применять их наиболее эффективно

Кроме целей и задач обучения, на выбор методов влияют, конечно, особенности возрастного и индивидуального развития учащихся (детей и взрослых учат по-разному), прочие психологические факторы, особенности учебного курса и конкретной темы. Например, гуманитарные дисциплины предлагают больший простор в формулировании проблем для дискуссий, чем технические, а для развития командных навыков отлично подходит групповая проектная работа. Конечно, большое значение имеет и фактор времени — чтобы внедрить и постоянно использовать некоторые методы обучения, нужно гораздо больше времени и усилий, чем на применение более простых и привычных методов.

При использовании совсем новых, инновационных методов обучения важно полагаться не на моду и хайп, а на доказательный подход: брать в работу только то, эффективность чего доказана, или, по крайней мере, внедрять новые методы с осторожностью. Есть примеры, когда некогда очень популярные подходы не оправдывались. Например, так было с идеей учить людей в зависимости от их типа — аудиал, визуал или кинестетик

Например, так было с идеей учить людей в зависимости от их типа — аудиал, визуал или кинестетик.

Больше интересного про образование в — нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Что такое образовательное пространство?

Образовательное пространство – это комплексная система, включающая основные элементы, взаимодействующие между собой и создающие оптимальные условия для обучения и развития. Оно представляет собой среду, где происходит передача знаний, формирование навыков и развитие компетенций.

Основными компонентами образовательного пространства являются:

  1. Учащиеся – основные участники образовательного процесса. Они представляют собой центральную фигуру, вокруг которой строится весь учебный процесс. Образовательное пространство должно быть адаптировано к потребностям и интересам учащихся, способствовать их активному участию и самостоятельной работе, а также развивать критическое мышление и творческие способности.

  2. Учителя – профессионалы, обеспечивающие качественную организацию и проведение учебных занятий. Они создают учебные программы, выбирают методики обучения, оценивают успеваемость учащихся и обеспечивают поддержку их развития. Учителя должны быть готовы к использованию современных образовательных технологий и инструментов, а также иметь навыки работы с разнообразными группами учащихся.

  3. Учебные материалы – это различные средства обучения, которые используются для передачи знаний и развития навыков. Это могут быть учебники, электронные пособия, интерактивные учебники, аудио- и видеоматериалы, интернет-ресурсы и др. Учебные материалы должны быть доступными, актуальными и соответствовать требованиям образовательных программ.

  4. Физическое пространство – помещения, где происходит обучение и взаимодействие участников образовательного процесса. Они могут быть оборудованы классами, лабораториями, компьютерными классами, библиотеками, спортивными залами и другими учебными и творческими помещениями. Физическое пространство должно быть комфортным, безопасным и поддерживать различные формы обучения и сотрудничества.

  5. Технические средства – это информационно-коммуникационные технологии и оборудование, которые используются для поддержки образовательного процесса. Они включают компьютеры, интерактивные доски, проекторы, мультимедийное оборудование и другие средства, позволяющие создавать интерактивные учебные материалы, обеспечивать доступ к информации и сотрудничество в режиме реального времени.

Образовательное пространство должно быть гибким и адаптивным, чтобы учитывать различные потребности и характеристики учащихся. Оно должно создавать условия для развития критического мышления, творческого подхода к решению задач и саморазвития. Вся система образования должна быть ориентирована на развитие личности, обеспечение ее успешной социализации и подготовку к будущей профессиональной деятельности.

Методика и технология

Методика преподавания – это педагогическая наука, которая исследует принципы и способы, средства и методы, план-конспект и формы организации обучения и воспитания. Методика преподавания – это искусство и наука одновременно, способная осуществить воплощение идеи в практическое применение.

Технология преподавания – это система и методы организации преподавательской деятельности. Технология преподавания включает в себя разработку учебных материалов, выбор средств и методов обучения, организацию преподавательного процесса и контроль успеваемости.

Технология преподавания представляет собой совокупность методов, способов и средств обучения, которые используются для достижения поставленных целей и задач обучения.

  • Средства обучения: электронные технологии, интерактивные доски, видео и аудио материалы, учебные пособия.
  • Методы обучения: лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа.
  • Формы организации обучения: групповая работа, парные упражнения, индивидуальные задания.

Все эти элементы методики и технологии преподавания объединяются в единую систему, которая позволяет эффективно обучать студентов и достигать поставленных образовательных целей.

Таким образом, методика и технология преподавания – это сложное и многогранный процесс, включающий различные способы и методы, средства и способы, которые помогают реализовать образовательный процесс и обеспечить эффективное усвоение знаний студентами.

Классификация методов обучения

В педагогике до сих пор не существует общепринятого подхода к классификации и систематизации методов обучения. Вероятно, потому, что сам процесс обучения состоит из множества взаимосвязанных элементов, к тому же его надо рассматривать как со стороны преподавателя, так и со стороны учащегося.

Поэтому, пытаясь привести всё многообразие методов к определённой системе, исследователи выбирают различные основания для классификации:

  • По дидактическим задачам: бывают методы приобретения знаний, формирования умений и навыков, применения знаний, творческой деятельности, закрепления и проверки знаний, умений и навыков. Эту концепцию предложили Михаил Данилов и Борис Есипов.
  • По источнику передачи информации: методы бывают словесные (лекция, дискуссия, работа с учебником), наглядные (работа с иллюстрациями и схемами, просмотр видеороликов) и практические (решение задач, лабораторные работы, дидактические игры). Над этой классификацией работали Евгений Голант, Михаил Верзилин и другие педагоги.
  • По характеру познавательной деятельности учащихся: информационно-рецептив­ный метод (когда учитель передаёт информацию ученикам), репродуктивный (ученик выполняет действия по примеру учителя), метод проблемного изложения (учитель формулирует проблему и показывает логические шаги для её решения), эвристический (учитель разбивает проблему на отдельные задачи, а ученики их решают) и исследовательский (ученики ищут решения новых для них проблем). Авторы этого подхода, который отражает развитие самостоятельности учащегося, — Исаак Лернер и Михаил Скаткин.
  • По логике изложения и восприятия информации: индуктивные методы (когда учитель сначала излагает конкретные факты, а потом озвучивает общие положения, или же ученики решают задачи, чтобы прийти к общей формуле) и дедуктивные методы (от абстрактных понятий или общих законов учащиеся переходят к конкретным следствиям, от теории — к решению задач). Такую классификацию разработал Анатолий Алексюк.

Юрий Бабанский склонялся к целостному подходу и предложил свою систему, которая в какой-то степени объединяет все остальные классификации. Так, по концепции Бабанского, методы обучения делятся на три большие группы:

  • Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные и практические, индуктивные и дедуктивные, репродуктивные и проблемно-поисковые, методы самостоятельной работы).
  • Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (методы вовлечения и формирования познавательного интереса, а также методы поощрения и порицания — для развития ответственности за результат обучения).
  • Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности (методы устного и письменного контроля, контрольные лабораторные работы, компьютерные тесты).

Стоит заметить, что названные методы — общие для всех дисциплин, однако на практике они могут принимать форму, наиболее подходящую для конкретного предмета. Например, если воспользоваться классификацией Лернера и Скаткина, репродуктивным методом может быть как повторение за учителем фраз на иностранном языке, так и проведение химического опыта по образцу.

Что такое образовательное пространство

Образовательное пространство – это среда, в которой осуществляется образовательный процесс. Оно включает в себя все физические, психологические и социальные аспекты, которые влияют на обучение и развитие студентов.

Образовательное пространство может быть представлено в различных формах, таких как классные комнаты, библиотеки, лаборатории, компьютерные классы, а также виртуальные платформы и онлайн-курсы. Оно может быть организовано как внутри учебного заведения, так и за его пределами.

В образовательном пространстве студенты взаимодействуют с учителями, друг с другом и с учебными материалами. Они получают знания, развивают навыки и формируют свою личность. Образовательное пространство должно быть организовано таким образом, чтобы стимулировать активное участие студентов, их творческое мышление и самостоятельность.

Важными элементами образовательного пространства являются его доступность, комфортность и безопасность. Оно должно быть оборудовано современными техническими средствами, учебными материалами и инструментами, которые помогут студентам эффективно учиться и развиваться.

Возможности личного кабинета Мосметод

Доступ к личным данным

Личный кабинет Мосметод позволяет получить доступ к личным данным и информации об образовательных процессах. Ваш персональный кабинет содержит все данные о курсах, которые Вы проходили, успеваемость и промежуточные результаты. Вы сможете как отслеживать свой прогресс, так и узнать о результатах прошлых курсов.

Электронный дневник

Личный кабинет Мосметод также содержит в себе электронный дневник с полной информацией о посещаемости и промежуточных результатов. Вы можете проверить свой успех и узнать, какие задания выполнены успешно, а какие нуждаются в доработке. Более того, Вы можете связаться с преподавателем по конкретным вопросам.

Удобство обучения

Личный кабинет Мосметод заботится о Вашем удобстве обучения, поэтому здесь Вы сможете найти все необходимые материалы и задания для прохождения курсов. Материалы и задания представлены в удобной для прохождения форме, а также обновляются и пополняются регулярно. Проходить курсы стало удобнее и эффективнее!

Статистика

Личный кабинет Мосметод предоставляет глубокую статистику, которая поможет Вам более глубоко изучить свой прогресс. Вы можете увидеть диаграммы, которые показывают Ваш прогресс и успеваемость по каждому курсу. Это поможет Вам выявить свои сильные и слабые стороны. Более того, преподаватели также могут использовать статистику для анализа общей успеваемости группы и планирования уроков с учетом этой информации.

Примеры успешного создания образовательного пространства

Школа “Монтессори”

Школа “Монтессори” – это пример успешного создания образовательного пространства, основанного на методе Марии Монтессори. В такой школе ученики имеют свободу выбора активностей и работают с различными материалами, которые способствуют их развитию. Учитель в данном случае выступает в роли наблюдателя и наставника, который помогает ребенку в его самостоятельном обучении.

Университетский кампус

Университетский кампус – это пример успешного создания образовательного пространства для студентов. В кампусе есть различные здания и помещения, предназначенные для учебы, исследований, общения и отдыха. Здесь студенты могут свободно перемещаться между разными зонами и использовать доступные ресурсы, такие как библиотеки, лаборатории, спортивные площадки и т.д. Кампус также предоставляет возможность для взаимодействия и обмена знаниями между студентами и преподавателями.

Онлайн-платформы для обучения

Онлайн-платформы для обучения, такие как Coursera, Udemy, edX и другие, представляют собой успешные примеры создания образовательного пространства в виртуальной среде. Здесь студенты могут выбирать из широкого спектра курсов и обучаться в удобное для них время и темпе. Платформы предоставляют доступ к видеолекциям, учебным материалам, заданиям и форумам для обсуждения. Такие платформы также обеспечивают возможность обратной связи со студентами и оценки их успехов.

Это лишь несколько примеров успешного создания образовательного пространства

Важно понимать, что каждое образовательное пространство должно быть адаптировано к конкретным потребностям и целям обучения, а также учитывать особенности учащихся и доступные ресурсы

Что такое метод обучения

В педагогике существует множество определений этого термина. Например, известный советский педагог Юрий Бабанский называл методом обучения «способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения». А советский и российский педагог Исаак Лернер в книге «Дидактические основы методов обучения» сформулировал это понятие так:

«Метод обучения является системой последовательных действий учителя, организующего познавательную и практическую деятельность ученика, устойчиво ведущую к усвоению им содержания образования, то есть к достижению целей обучения».

Определения могут различаться в деталях, но сходятся в принципиальных аспектах: метод обучения всегда подразумевает организованную деятельность учителя и ученика для достижения целей обучения.

Методы обучения меняются со временем, так как они тесно связаны с социальным, культурным, технологическим контекстом. Например, на самых ранних этапах развития человечества главенствовал метод подражания — юные члены первобытного сообщества наблюдали за старшими и таким образом учились создавать орудия труда, добывать еду и так далее. Появление языка дало возможность обучать потомков устно. Письменность, а затем книгопечатание надолго закрепили чтение книг как один из основных методов обучения. И конечно, изобретение компьютеров и интернета тоже сыграло свою роль в том, как люди учат и учатся.

Философы во все времена искали и практиковали наиболее действенные методы обучения. Например, Сократ стал родоначальником эвристического метода, в котором учитель не просто передаёт ученику знание, а с помощью специально выстроенной беседы помогает самостоятельно его отыскать. А французский гуманист Мишель Монтень в XVI веке пропагандировал индивидуализацию обучения, поощрял любознательность и самостоятельное изучение явлений природы.

Мосметод – вход в личный кабинет

Как зайти в Мосметод?

Перед вами откроется страница авторизации, где вы должны ввести логин и пароль от своего личного кабинета

Обратите внимание, что логин и пароль должны быть строго соблюдены, в противном случае вы не сможете зайти в личный кабинет

Что можно делать в личном кабинете Мосметод?

В личном кабинете Мосметод вы можете оставлять отзывы о пройденных курсах, проходить онлайн-тестирование, смотреть результаты прохождения тестирования, получать доступ к учебным материалам, общаться с другими участниками курсов и т.д.

Также в личном кабинете вы можете отслеживать свой аккаунт и статистику прохождения курсов, а также редактировать свой профиль и уведомления.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бронивиль
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: