Чем отличается дмш от дши: подробное сравнение программ и условий обучения

Роль дши в формировании творческой личности в современном мире

Какие могут возникнуть проблемы?

Чтобы понять, нужно ли ребенку заниматься музыкой, необходимо рассмотреть ряд ситуаций, которые могут возникнуть в процессе обучения:

  • Ребенку может элементарно не понравится заниматься музыкой. Занятия будут восприниматься им как «обязаловка», он не будет должным образом вовлекаться в процесс, тайно мечтая об условной карьере актера или пожарного. Здесь уже ничего не поделаешь, потому что если после нескольких занятий у ребенка не появился интерес, то вряд ли он появится дальше
  • Музыкальное образование, как и основное – это достаточно серьезная нагрузка на ребенка. Отсутствие свободного времени может привести к тому, что он не сможет заниматься теми делами, которыми занимаются все дети: гонять мяч, лазить по деревьям и т.д.
  • Затраты. Большинство музыкальных школ работает на платной основе, поэтому в семьях с низким доходом рано или поздно встает вопрос о целесообразности дальнейшего обучения музыке. Иногда ребенку требуются дополнительные уроки репетитора, что также является нагрузкой на семейный бюджет.
  • Не все дети готовы выступать на сцене. Страх публичных выступлений – это достаточно распространенное явление, которое встречается не только у детей, но и у взрослых. При постоянной практике этот страх уходит, но если у ребенка само присутствие на сцене вызывает приступы паники, то имеет смысл предварительно пройти курс психологической помощи. Только после этого можно думать об уроках музыке.
  • Неправильный выбор музыкального направления. Если у малыша есть склонность к гитаре, он фанат рок-музыки, то вряд ли его заинтересуют занятия на аккордеоне или флейте. Нужно внимательно относиться к желаниям своего ребенка, не проецируя на него свои нереализованные желания.

Так зачем же нужна музыкальная школа? Примерно 5% всех учеников выбирают музыку как свой основной вид деятельности, который может приносить им прибыль. Но это не значит, что для остальных 95% занятия оказываются бесполезными. Ребенок, который обучается музыке под руководством профессиональных педагогов, приобретает дополнительное интеллектуальное развитие, т.к. в обычных школах, к сожалению, культурное образование получить очень непросто.

Взвешивая все «за» или «против» занятий музыкой, нужно в первую очередь руководствоваться желаниями своего ребенка, а не личными амбициями или комплексами. Помните о том, что через принуждение Вы ничего не добьетесь – так Вы только оттолкнете от себя своего ребенка.

Профессиональная культура учителя музыки

  1.  педагогическое творчество (обусловленное постоянным творческим поиском учителя, связанным с необходимостью в условиях изменяющихся педагогических ситуаций оперативно находить решения для управления учебно-воспитательным процессом, индивидуально развивающего воздействия на ученика и др.);
  2.  художественное творчество, обусловленное творческой природой самого искусства.
  • наличие художественно-педагогической задачи;
  • опора на базовые законы и основные функции творчества;
  • художественно-педагогическая импровизация.
  • гуманистическая направленность личности учителя и его способность быть воспитателем.
  • психолого-педагогическая компетентность и развитое педагогическое мышление способность решать возникающие проблемы с позиции ученика.
  • образованность в сфере преподаваемого предмета, умение работать с содержанием и технологиями обучения, придавая им личностную ориентацию.
  • умение обосновывать и реализовывать собственную творческую педагогическую деятельность как личностно-ориентированную систему (дидактическую, воспитательную, методическую).
  • культура профессионального и поведения и саморазвития, умения и готовность саморегулировать собственную деятельность и процессы педагогического взаимодействия.

Профессиональная культура учителя музыки выражается в ее направленности на созидание и утверждение ценностей музыкальной культуры, развитие личностной музыкальной культуры школьника, возрастание ее духовной свободы и культурного богатства

Что дает музыкальная школа ребенку?

Очевидно, что далеко не каждый ребенок обладает безупречным голосом и музыкальным слухом. Но в большинстве случаев это никак не влияет на решение родителей отдать детей в музыкальную школу. И это правильно, потому что есть несколько веских причин, зачем нужно заниматься музыкой:

  1. Занятия музыкой помогают малышу понимать красоту окружающего мира. Это не голословное утверждение, потому что звуки – это первое, с чем он сталкивается еще до своего рождения. Занятия музыкой учат слушать и слышать красоту.
  2. Занятия помогают развивать память, ведь во время уроков ребенку постоянно приходится заучивать что-то, включая нотную грамоту, что положительным образом влияет на память.
  3. Разучивание музыкальных произведений предполагает большую работу сразу обоих полушарий мозга. Музыкант читает ноты, нажимает соответствующие клавиши, контролирует ритм, мелодию, громкость, соблюдает указанные в нотах приемы игры и аппликатуру.
  4. Музыкальные занятия позволяют развивать слух. Даже если до уроков у малыша не было особой склонности к музыке, то в ходе занятий она у него непременно появится.
  5. Учась петь или играть на музыкальном инструменте, ребенок не только лучше усваивает свой родной язык, но и намного легче обучается иностранным. Даже в ходе уроков он будет сталкиваться с зарубежными словами, что так или иначе отложится у него в голове (все термины в музыке – это итальянские слова, которые и сейчас используются в разговорной речи в Италии).
  6. Игра на инструменте положительно сказывается на координации, развивает мелкую моторику рук, т.е. происходит полноценное развитие обоих полушарий головного мозга.
  7. Малыши, которые занимаются музыкой с раннего возраста, являются более коммуникабельными. Они привыкают к выступлениям на сцене, не боятся внимания к себе. У них развивается внутренняя культура, поэтому они охотнее идут на контакт с другими людьми.
  8. Обучение музыке делает ребенка добрее, в нем развивается эмпатия, т.е. он может понимать чувства других и сопереживать им.
  9. У детей гармонично развиваются все имеющиеся способности. Конечно, у кого-то в меньшей степени, у кого-то в большей, но положительный эффект так или иначе присутствует. Ребенок учится ставить перед собой цели, в нем формируется усидчивость, трудолюбие и здоровые амбиции.
  10. Еще один немаловажный аргумент, для чего нужно музыкальное образование – это хороший плацдарм в будущей жизни. Даже если Ваш ребенок решит связать свою дальнейшую жизнь не с музыкой, наличие музыкального образования является одним из преимуществ при трудоустройстве во многих предприятиях.

Учеба в музыкальной школе даст Вашему ребенку массу профессиональных и личных качеств, разовьет в нем чувство прекрасного. Но все ли так однозначно в этой ситуации или есть «подводные камни»? Для более объективной картины логично рассмотреть не только плюсы, но и минусы обучения в музыкальной школе.

Польза, которую можно пощупать руками

Общим местом в спорах об актуальности музыкальных школ является история детских травм. Бьют по рукам, орут, отбивают охоту к музыке. Что вы думаете о музыкальной повинности, которую еще недавно отбывали девочки и некоторые мальчики из интеллигентных семей?

– Бьют, унижают, кричат… с этим в профессиональной среде надо жестко бороться. Не знаю, с чем связано, может, это личностные особенности отдельных педагогов, хотя, действительно, у старшего поколения даже в высшем звене это случалось, кое-где бывает и теперь. Но я не представляю, чтобы педагог сегодня, выезжая на мастер-класс в страны Юго-Восточной Азии, Европу или в Америку, прикрикивал бы на учеников. Если нечто подобное происходит – это вопиющий случай и исключение. Иными словами, кое-что меняется. Профессиональное сообщество обязано жестко противостоять такой манере обучения, бороться на всех уровнях, в том числе путем увольнения таких педагогов.

Фото: Московская музыкальная школа имени Виссариона Яковлевича Шебалина / Facebook

Есть, наверное, единственный повод повысить голос на уроке музыки – ситуация, когда ребенок играет громко, а тебе надо докричаться, чтобы он услышал. Но это следствие акустических особенностей игры на фортепиано и только. Поправить посадку, положение руки – это нормально. Прикосновения в музыке необходимы, здесь не может быть иначе. Но это делается, как вы понимаете, не с целью насилия.

Что касается «отбывает повинность», «оттрубил семь лет», то такое отношение идет из семьи. Если в семье внушают: «Ходить надо, не обсуждаем почему, пусть в жизни и не пригодится», неудивительно, что человек музыкальную школу воспринимает с неудовольствием.

Мы учились в ЦМШ и так же, как некоторые к музыке, мы относились к физике и алгебре, «которая зачем нужна вообще», «мне и тройки в аттестате хватит».

– И что предлагаете делать?

– Музыка воспитывает самодисциплину, способность к концентрации. Чтобы выйти на сцену с огромным произведением и сыграть его на публике, требуется много самоконтроля

Разве этот навык будет лишним в жизни? Разве не пригодится он, когда вы будете защищать диссертацию по физике или представлять проект реконструкции здания? Если в семье к музыке будут относиться как к важному, ведущему ребенка к большим вершинам, чем были бы они без музыкальной школы, то все изменится. Тогда и сами дети увидят в музыке достойный труд

Он должен быть оценен, в том числе государством. Но тогда плюс к ЕГЭ, то есть польза, которую можно пощупать руками, станет очевидна и родителям.

Программа обучения в лицее: что включает в себя?

Программа обучения в лицее предназначена для формирования учащихся всесторонне развитыми и образованными личностями. Большинство лицеев имеют углублённое изучение определенных предметов, что позволяет ученикам получить более глубокое знание в этих областях. Программа обучения в лицее включает в себя несколько основных компонентов:

1. Обязательная базовая часть

  • Русский язык и литература
  • Математика
  • Иностранный язык
  • История
  • Обществознание
  • Физика
  • Химия
  • Биология
  • География

2. Углубленное изучение предметов

В лицее проводится углубленное изучение одного или нескольких предметов по выбору учащегося. Это может быть физика, математика, химия, биология, литература и т.д. Ученик получает больше часов на изучение выбранных предметов и имеет возможность глубже погрузиться в их тематику.

3. Дополнительные предметы

Дополнительные предметы также входят в программу обучения в лицее. К ним могут относиться такие учебные курсы, как информатика, музыка, изобразительное искусство, физическая культура, экономика и другие. Это позволяет ученикам разносторонне развиваться и расширять свой кругозор.

4. Проектная деятельность и научные исследования

В лицее важное место отводится проектной деятельности и научным исследованиям. Учащиеся могут участвовать в различных проектах и научных конкурсах, где имеют возможность проявить свои таланты и раскрыть свой потенциал

5. Подготовка к поступлению

Одним из важных компонентов программы обучения в лицее является подготовка к поступлению в вузы. Учащиеся получают дополнительные знания и навыки, которые помогут им успешно справиться с вступительными экзаменами и поступить в выбранный университет.

Программа обучения в лицее позволяет ученикам получить глубокие знания в различных областях, развить свои таланты и умения, а также успешно справиться с поступлением в вуз.

Отличия лицея от других образовательных учреждений

Лицей – это одно из видов образовательных учреждений, которое обеспечивает высокое качество образования и предлагает особую программу обучения. Отличительные особенности лицея могут быть разными, но в целом они придерживаются следующих принципов:

  1. Гуманитарная и естественнонаучная направленность программы. Лицеи ориентированы на углубленное изучение предметов гуманитарного и естественно-научного цикла. Это позволяет создать акцент на развитие интеллектуальных способностей и формирование профессиональной направленности ученика.
  2. Повышенный уровень образования. Лицеи обеспечивают учебу на более высоком уровне, чем обычная школа. Здесь ученикам предлагают более глубокое и подробное изучение предметов, дополнительные уроки, курсы, творческие проекты и другие возможности для развития.
  3. Малый классный коллектив. В лицеях обычно ограниченное количество классов, что позволяет иметь маленький классный коллектив. Это позволяет более глубоко вникать в учебный материал, обеспечивает лучшую индивидуальную поддержку со стороны преподавателей и создает более тесные связи между учениками.
  4. Научно-исследовательская работа. Лицеи стимулируют и поддерживают участие учеников в научно-исследовательской работе. Они имеют специальные группы и секции, где ученики могут заниматься своими проектами и экспериментами, а также участвовать в конференциях и олимпиадах.
  5. Профориентационное направление. Лицеи активно помогают ученикам определиться с выбором профессионального пути. Они предоставляют дополнительные курсы и мероприятия по профориентации, помогают учащимся с выбором университета и подготовкой к поступлению.

Отличия лицеев от других образовательных учреждений делают их привлекательными для тех, кто стремится получить более глубокие знания, развить свои способности и найти свое место в мире знаний и профессий.

Преимущества обучения в лицее: что делает его особенным?

Обучение в лицее является для многих студентов и их родителей привлекательной альтернативой обычной школе. Лицей предлагает ряд особенностей, которые делают его особенным и привлекательным для учащихся:

Углубленная программа обучения: В лицее уделяется особое внимание академическим предметам, что позволяет студентам получить более глубокие знания в каждой области. Учебная программа включает дополнительные курсы, которые позволяют учащимся расширить свои знания и глубже погрузиться в изучаемый материал.
Малая группа обучения: В лицее классы обычно имеют небольшое количество учащихся, что позволяет более эффективное взаимодействие между преподавателями и учениками

Малая группа позволяет учителям уделять больше времени и внимания каждому студенту, индивидуально подходить к их особенностям и потребностям.
Более широкий выбор дополнительных предметов: Лицей предлагает дополнительные предметы, которые могут быть недоступны в обычной школе. Это может быть изучение иностранных языков, различные художественные или спортивные курсы, а также программы по развитию лидерских навыков и т. д. Большой выбор предметов помогает студентам расширить свои интересы и получить дополнительные компетенции.
Возможность интеллектуального развития: Лицей часто предлагает учащимся дополнительные возможности для интеллектуального развития, такие как олимпиады, научные конференции и проектные работы. Это способствует развитию исследовательских навыков, выработке критического мышления и подготовке к будущим успехам в научной сфере.
Подготовка к поступлению в высшие учебные заведения: Обучение в лицее подготавливает студентов к поступлению в университеты или высшие учебные заведения. Многие лицеисты, благодаря углубленной программе обучения и поддержке преподавателей, успешно справляются с вступительными экзаменами и поступают в престижные университеты.

В целом, лицей предлагает учащимся более интенсивное и глубокое образование, что позволяет им раскрыть свой потенциал, приобрести дополнительные знания и навыки, а также успешно справиться с поступлением в будущем.

Компетенции педагога-музыканта

  •  музыкально-теоретическая компетенция – опыт анализа и решения задач по гармонии, аннотирования музыкальных произведений, анализа музыкальных форм; опыт реконструкции музыкально-исторического процесса;
  •  дирижерско-хоровая и вокальная компетенции – опыт дирижирования хоровым коллективом и руководства вокальным ансамблем, чтения хоровых партитур; опыт вокализации и чистоты интонирования;
  •  музыкально-исполнительская компетенция – опыт художественно-интерпретационного анализа музыкального материала и его эмоционально-образного исполнительского воспроизведения; опыт концертмейстерской работы и творческого музицирования (чтения с листа, подбор по слуху, транспонирования);
  •  методическая компетенция – опыт организации музыкально-воспитательного процесса с опорой на психологию, музыкознания и общую педагогику; опыт формирования целостной музыкально-эстетической культуры школьников.

Музыкальное искусство, которое призвано главенствовать на музыкальных занятиях, требует от учителя совершенную исполнительскую технику, художественно-исполнительские умения и навыки, что требует неустанного их развития, доведения до виртуозности. Знания:

технологии проведения аналитического этапа работы; закономерностей стиля, жанра и их черт; исторической периодизации художественных направлений; своеобразия авторских стилистик, основных принципов формообразования.

Умения и навыки:

реализовывать межпредметные связи; различать элементы музыкального языка; осознавать значение средств музыкальной выразительности; отделять кульминации в частях и в целом музыкальном построении.

Знания:

технологии поэтапного разучивания произведения; приемов и способов звукоизвлечения; основных аппликатурных принципов и последовательностей; художественной природы музыкального материала.

Умения и навыки:

соблюдать баланс в соотношении художественных и технических задач; преодолевать технические трудности; концентрировать внимание на звучании и свободе аппарата; осуществлять постоянный слуховой самоконтроль. 3

Игра в ансамбле и концертмейстерская деятельность основана на владении учителем музыки следующими знаниями, умениями и навыками:

Знания:

акустических особенностей различных инструментов и вокальных диапазонов; закономерностей исполнения сольной и сопровождающей партии; смысловых нагрузок различных видов аккомпанемента.

Умения и навыки:

слушать солиста, понимать его художественные намерения; находить соответствующую палитру темброво-динамических красок; ориентироваться в различных фактурах вокально-хоровых произведений; вносить соответствующие изменения в партию аккомпанемента исходя из художественно-технических задач.

Знания:

технологии чтения с листа, транспонирования, подбора по слуху, импровизации; способов сокращения и облегчения перегруженных гармонических голосов и фактур; логики формирования музыкально-слуховых представлений.Умения и навыки:

оперировать слуходвигательными представлениями; быстро ориентироваться в изменениях развития фактуры и средств музыкальной выразительности; предугадывать логику развития музыкальной мысли; упрощать материал от второстепенных элементов; применять аппликатурные формулы во всех тональностях.

Профессионально-педагогическая компетентность учителя музыки

  1. Специально-педагогическую компетентность (осведомленность учителя в области музыкально-педагогической науки; владение им искусством превращение педагогической науки и музыкального искусства в средство формирования музыкальной культуры личности учащегося).
  2. Методическую компетентность (осознания учителем того факта, что любой метод музыкально-педагогического воздействия, становящийся методом музыкально-эстетической деятельности учащихся, превращается в метод самовоспитания и творческого саморазвития ученика).
  3. Социально-психологическую компетентность (осведомленность учителя в области многоуровневой художественно-диалогической коммуникации; осознание ее как детерминанты процесса достижения искомых музыкально-педагогических результатов).
  4. Дифференциально-педагогическую компетентность (знание учителем индивидуальных особенностей каждого учащегося: его способностей, сильных сторонах воли и характера, достоинств и недостатков, статусных характеристик).
  5. Аутопсихологическую компетентность (осознание учителем способов профессионального самосовершенствования, сильных и слабых сторон своей личности и ее деятельности и того, что и как нужно сделать в отношении самого себя, чтобы повысить качество своего труда).

Культурологическая ориентация профессиональной компетенции учителя музыки

  1. Семантическом (понимание, оценка и отношение к музыкально-педагогической ситуации в контексте имеющихся культурных образцов);
  2. Проблемно-деятельностном (адекватность целеполагания и эффективного решения музыкально-педагогических проблем и задач в данной культурной обстановке);
  3. Коммуникативном (художественно-диалогическое взаимодействие в ситуациях музыкально-педагогического общения в контексте соответствующих культурных образов).

Информационный компонент

  • методологическом (знание закономерностей развития обще-философского плана, обусловленности целей воспитания);
  • теоретическом (законы, принципы, правила педагогики и психологии, музыкальной педагогики, основных форм деятельности);
  • методическом (уровень конструирования музыкально-педагогического процесса);
  • технологическом (уровень решения практических учебно-воспитательных задач в конкретных условиях).
  • Состав операционного компонента профессиональной компетенции учителя музыки представлен системой педагогических знаний, умений и навыков:
  • ярко и увлекательно транслировать художественную информацию;
  • осмысливать способы художественно-педагогического построения урока, варьировать типы и формы занятий;
  • управлять развитием художественно-познавательных процессов, групповой и индивидуальной музыкальной деятельностью учащихся;
  • диагностировать уровень развития музыкальных способностей учащихся, оперировать методами педагогического исследования на музыкальных занятиях.

Деятельностно-творческий компонентмотивационно-эмоционального компонента

  • на себя – самоутверждение (чтобы видели во мне знающего, требовательного, настоящего учителя);
  • на школьника, детский коллектив;
  • на средства педагогического воздействия;
  • на цели педагогической деятельности (гуманистическая стратегия, творческое преобразование средств, объекта и субъектов деятельности).

Профессиональная компетентность учителя музыки является результатом, как саморазвития, так и той педагогической системы, в которой он получил общеобразовательную, специальную и профессиональную подготовку.

Приоритет при поступлении получат наиболее одарённые дети

ФОТО: АГН МОСКВА

Музыкальные и художественные школы получат особый статус, который не позволит приравнять их к обычным кружкам. Президентская инициатива позволит сохранить традиционную трёхуровневую систему образования, воспитавшую не одно  поколение выдающихся музыкантов, художников, танцоров, и возвращает балльную оценку абитуриентов при поступлении. Законопроект об особом статусе детских школ искусств Госдума единогласно поддержала на пленарном заседании 20 января.

Это вам не кружок

Сегодня количество детских школ в стране с каждым годом растёт, однако действующее законодательство не учитывает разницу между любительскими кружками и профессиональными школами искусств. По словам главы Комитета Госдумы по культуре Елены Ямпольской, им шлют письма педагоги из самых разных регионов страны — они бьют тревогу из-за того, что происходит в предпрофессиональном образовании в культуре. Многих взбудоражило внедрение сертификатов так называемого персонифицированного финансирования дополнительного образования, которые в ряде регионов стали применять к художественным и музыкальным школам.

По мнению Ямпольской, невозможно красивую формулу «деньги идут за ребёнком» использовать в искусстве: «Кружковая, досуговая деятельность — замечательная история, воспитывающая человека. Но когда мы говорим об одарённых детях, о капитале страны, мы должны подходить к этому гораздо серьёзнее и ответственнее». О том, что детские школы искусств недопустимо превращать в «кружки при домах пионеров», говорил и президент Владимир Путин на встрече с министром культуры Ольгой Любимовой в декабре прошлого года.

Через творческий конкурс

Внесённый главой государства законопроект переносит детские школы искусств с муниципального на региональный уровень. Таким образом, местные органы исполнительной власти в области культуры смогут разрабатывать и устанавливать требования к оснащению, кадровому составу, а также обеспечивать организационно-методическое сопровождение деятельности таких школ. По словам Ольги Любимовой, которая представляла инициативу в Госдуме, это поможет в разработке методических рекомендаций и мониторинге ситуации, ускорит решение различных проблем.

Согласно законопроекту, школы могут создаваться по видам искусств и иметь специальные наименования: «детская музыкальная школа», «детская хоровая школа», «детская художественная школа» и так далее. Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств также предусмотрят в вузах и профессиональных образовательных организациях.

Законопроект возвращает балльную систему при поступлении в училища на программы среднего профобразования.

«Сейчас учитывают экзамены, которые сдавались в школе, — ОГЭ, ЕГЭ, в то время как нужны творческие качества, которые могут оценить только преподаватели при вступительных испытаниях», — сказал глава Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов, выступая на пленарном заседании.

Как раз президентские поправки и дают возможность при приёме учитывать творческие способности детей, результаты международных, российских и региональных конкурсов. Также могут быть введены балльные оценки экзаменов в школах искусств.

Кроме того, законопроект наделяет Минкультуры правом устанавливать контрольные цифры приёма в вузы на специальности в области искусств за счёт федерального бюджета.

Главное конкурентное преимущество страны

По мнению Вячеслава Никонова, этот законопроект исключительно важный для сохранения главного конкурентного преимущества России: «Большой театр старше Соединённых Штатов Америки. Наша страна стоит на могучем фундаменте нашей культуры, нашей цивилизации».

Депутат отметил, что с приданием детским школам искусств особого статуса и переводом их на субъектовый уровень может увеличиться нагрузка на регионы. Но при помощи законодателей эту нагрузку можно облегчить, допустил Никонов. При этом и сами субъекты должны быть заинтересованы в развитии таких учебных заведений. «Ни один ребёнок, который занимается в музыкальной школе, не состоит на учёте в детской комнате ОВД», — привёл он аргумент в пользу строительства новых школ искусств.

Елена Ямпольская уверена, что законопроект сохранит «нашу традиционную трёхуровневую систему художественного образования, которая подарила миру огромное количество талантов».

Если закон будет принят, то предлагаемые им нормы вступят в силу с 2022/23 учебного года.

Физик, который умеет играть на флейте

Общедоступные музыкальные школы возникли в СССР в 30-е годы, то есть история не такая уж и длинная. Какая идея лежала в основе тогда и куда она улетучилась? 

– Во-первых, была другая экономика, совсем не рыночная. Во-вторых, было представление о классическом образовании, которое должно включать в себя обучение изящным искусствам. Музыкальное образование признано психологами как наиболее развивающее мозговую деятельность, причем в раннем возрасте. Есть исследования о влиянии развития мелкой моторики в сочетании с рядом интеллектуальных действий, связанных с эмоциональной сферой, на мозг. Обучение музыке, пусть звучит пафосно – это всеобъемлющий инструмент развития личности. В Советском Союзе это прекрасно понимали, поэтому-то и развивали сеть музыкальных школ по всей стране.

В-третьих, не забываем о политике. СССР стремился продемонстрировать миру, что его детям, вне зависимости от социального статуса, доступно то самое воспитание, которое до революции было уделом аристократии, а в других странах могли позволить себе лишь высшие слои общества. В СССР абсолютно любой ребенок мог стать музыкантом или художником, а простой учитель музыки – получать достойные деньги.

Когда все встало на рыночные рельсы, финансирование не просто резко упало, особенно это заметно было в 90-е, оно стало издевательским. Я приношу искреннюю благодарность и кланяюсь педагогам, которые в тяжелейшие годы, в середине 90-х, получая зарплату в 10$ в месяц, а хватало ее только на проезд в транспорте, продолжали воспитывать музыкантов и сохранять уникальную систему музыкального образования. Эта система продолжает работать и сейчас, стоит на плечах энтузиастов.

Лучшее подтверждение – международный конкурс Чайковского, на котором наши музыканты выступают просто феноменально. А ведь они и есть те самые дети, которые родились после перестройки.

Вкладывая в музыкальное образование, мы отапливаем улицу. Сколько выпускников музыкальных школ становится выдающимися музыкантами? Подобные упреки довольно часто звучат. Как вы к этому относитесь?

– Мне и моим единомышленникам такие упреки очень помогают. Есть исследования, что среди юных правонарушителей процент учащихся музыкальных школ ничтожен. Это говорит о том, что мы воспитываем не будущих профессиональных музыкантов, да и задачи такой не ставится, хотя небольшой процент талантливых детей профессионалами все-таки становятся.

Музыкальные программы составлены так, что логическим продолжением обучения в школе становится обучение в училище, а потом и в консерватории. Это единое целое, это та самая преемственность образовательных программ. Но из музыкальной школы прежде всего выходит личность, гражданин, образованный человек.

Обвинения в пустой трате государственных денег кажутся мне нелепыми и свидетельствуют о полном непонимании сути образования. Как можно жалеть о потраченных деньгах, если ребенок становится не просто культурным, эмпатичным, но разносторонним, устойчивым к опасностям, которые подстерегают его вовне. Как можно это игнорировать? Если все-таки пренебрегаете, то, как сказал один из моих коллег, «закрывая музыкальную школу, не забудьте построить на ее месте тюрьму».

Однажды уважаемый мной Михаил Швыдкой, бывший министр культуры, сказал: «Физик, который умеет играть на флейте, талантливее того, который играть не умеет».

У чиновников есть такое диковатое выражение – человеческий капитал. Так стоит вкладываться в этот капитал или мы отапливаем улицу?

У меня есть фестиваль Ассоциации студенческих клубов классической музыки. В ассоциацию входят студенты не-музыканты из МГУ, Бауманки, любых вузов, имеющие за плечами музыкальную школу. Ребята не забыли, как играли в детстве на инструментах, поэтому собираются в оркестры и ансамбли, музицируют. В этом их поддерживают профессиональные музыканты. Такой фестиваль – это что-то удивительное. Но и в СССР, в доме ученых в Москве, в Новосибирске, были оркестры, которые помогали ученым расслабиться после трудовых будней. Они играли на очень хорошем уровне и даже выступали. Музыкальное образование – это признак культурного человека. Конечно, упрек про отапливание улицы возмутил, но он же позволил консолидироваться коллегам и четче высказать нашу позицию.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бронивиль
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: