Шумные соседи

Чем флейта отличается от дудки: основные различия

Техника игры

Свирель и флейта – это духовые инструменты, но их техника игры отличается. Для игры на свирели нужно использовать двойное дыхание. Это означает, что музыкант должен дышать через нос и рот одновременно. Такой подход позволяет создавать длительные звуковые потоки. Чтобы изменить высоту звука, нужно изменять форму рта и позицию языка.

Игра на флейте требует другого подхода. Музыкант должен дуть в флейту только ртом и контролировать мощность и давление воздуха. Чтобы создать различные звуки, необходимо изменять высоту дыхания, используя губы и язык во время дыхания в флейту. Также, чтобы создавать различные ноты, необходимо открывать и закрывать отверстия на флейте.

Важным элементом техники игры на свирели и флейте является дыхание. Музыкант должен уметь контролировать свое дыхание, чтобы не получить перерыв в звуке, а также уметь дышать глубоко и рационально, чтобы выдержать длительную игру.

Некоторые музыканты используют различные дополнительные приемы игры на свирели и флейте, такие как пальцевые приемы и эффекты. Однако, в основном, техника игры для этих инструментов сосредоточена на владении дыханием и точном контроле над высотой и громкостью звука.

Многоствольные

Основная статья: Многоствольная флейта.

Многоствольные флейты состоят из нескольких скреплённых или не скреплённых между собой трубочек разной длины, каждая из которых издаёт один основной тон. Верхние концы трубочек располагаются на одном уровне рядом друг с другом. Нижний конец трубочки открыт или закрыт пробкой. Трубочки подносят к губам в вертикальном положении и дуют на их верхний срез.

Сиринга

Основная статья: Сиринга.

Сири́нга (греч. σῦριγξ) — древнегреческий музыкальный инструмент, род продольной флейты. Термин впервые встречается в «Илиаде» Гомера (X,13). Различались одноствольная сиринга (σῦριγξ μονοκάλαμος) и многоствольная сиринга (σῦριγξ πολυκάλαμος); за последней позднее закрепилось название флейты Пана. Русские переводчики традиционно передают σῦριγξ несколько невнятным словом «свирель». Греческое слово послужило анатомическим наименованием голосового органа птиц (см. сиринкс).

Сиринга известна как традиционный духовой инструмент пастухов и крестьян в эпоху античности. Данная разновидность часто фигурирует в древнегреческой поэзии; использовалась также в целях музыкального сопровождения сценических представлений, в том числе — в Древнем Риме. Впоследствии инструмент проник также и в позднейшую европейскую народную музыку.

Флейта Пана

Фле́йта Па́на — класс деревянных духовых инструментов, многоствольная флейта, состоящая из нескольких (2 и больше) пустотелых трубок различной длины. Нижние торцы трубок закрыты, верхние — открыты.

Наименование связано с тем, что в эпоху античности изобретение данной разновидности флейты мифологически приписывалось божеству лесов и полей Пану. При игре музыкант направляет поток воздуха от одного конца трубок к другому, в результате чего заключённые внутри воздушные столбы начинают колебаться, и инструмент производит свист определённой высоты; каждая из трубок издаёт один базовый звук, акустические характеристики которого зависят от её длины и диаметра. Соответственно, количество и величина трубок определяют диапазон панфлейты. У инструмента может быть подвижная или неподвижная пробка; в зависимости от этого используются различные способы его тонкой настройки.

Кугиклы

Основная статья: Кугиклы.

Куги́клы (куви́клы, цевни́ца) — русский народный духовой музыкальный инструмент, являющийся разновидностью многоствольчатой флейты.

Инструмент представляют собой набор пустотелых трубок различной длины и диаметра. Трубки изготавливаются из стеблей куги (болотного камыша), тростника, бамбука, веток деревьев и кустарников, имеющих сердцевину. Верхние открытые концы расположены на одном уровне, нижний закрыт узлом ствола.

Флейта обычно составлена из 3—5 трубок одинакового диаметра, но разной длины (от 100 до 160 мм). Трубки инструмента не скрепляются между собой, что позволяет их менять в зависимости от требуемого строя. Поднося верхние концы трубочек ко рту и поводя ими (или головой) из стороны в сторону, дуют на края срезов, извлекая, как правило, короткие, толчкообразные звуки. Комплект из пяти дудочек в руках одного исполнителя называется «парой».

Виды

В отличие от остальных музыкальных инструментов, разновидности флейт сильно отличаются как строением, так и звучанием.

Флейты без свисткового устройства имеют самую простую конструкцию. Музыкант вдувает воздух в одно отверстие, который выходит из другого со звуком. Звучание регулируется силой дыхания и перекрываемыми отверстиями для пальцев. Пример — традиционная индейская кена. Стандартная длина кены — 25-70 см. Используется в творчестве коренных народов Южной Америки. Схожие вариации без свисткового устроства: японская сякухати из бамбука и китайская деревянная флейта сяо.

Поперечная

Аэрофоны со свистковым устройством выдают звук образованный от прохождения потока воздуха через специальный механизм. Механизм называется мундштуком, в него дует исполнитель. Пример свистковой версии — блокфлейта. В головной части установлен блок. Нижние отверстия двойные. Нота берется с помощью вилочных аппликатур. Характер звучания — слабый, поперечные модели звучат громче.

Похожий тип — свирель. Распространен среди славянских народов. Характеризуется диапазоном звучания в 2 октавы. Длина 30-35 см. Родственные русские народные инструменты: дудка, пыжатка, двойная жалейка.

Двойная флейта представляет собой спаренную конструкцию с двойным свистковым устройством. Белорусский вариант называется парной дудкой. Длина первой трубки 330-250 мм, второй — 270-390 мм. При игре их держат под углом друг от друга.

Многоствольные версии выглядят как ряд скрепленных трубочек разной длины. Музыкант попеременно дует в разные трубочки, конец которых звучит разным тембром. Примеры: сиринга, панфлейта, кугиклы.

Современная флейта изготавливается из металла. Характеристика звука — сопрано. Высота звука меняется передуванием, а также закрытием и открытием клапанов. Относится к поперечным аэрофонам.

Сдвоенные или одинарные отверстия

Обратите внимание на два нижних отверстия у предыдущих блокфлейт. В нашем примере, у барочной блокфлейты они сдвоены, у немецкой – одинарные

В нашем примере, у барочной блокфлейты они сдвоены, у немецкой – одинарные.

На самом деле есть барочные блокфлейты с одинарными отверстиями и немецкие со сдвоенными. Так что это НЕ ПРИЗНАК системы, что бы вам кто не говорил.

Для чего нужны сдвоенные отверстия?

Простой пример. Допустим вам нужно сыграть до#.

На блокфлейте со сдвоенными отверстиями вы закрываете все отверстия, а в нижнем сдвоенном просто перекрываете более крупное отверстие, не трогая более мелкое.

На блокфлейте с одинарными, вам придется закрыть все отверстия, а самое нижнее прикрыть на половину! При том от того, если чуть перестараетесь или на оборот, можете получить немного более разный тон.

Для себя я выбрал блокфлейту со сдвоенными отверстиями. Она стоит чуть дороже, но лично мне так комфортнее.

А вот теперь перейдем к более серьезным различиям.

Происхождение, история свирели

Русская свирель ещё недостаточно изучена. Специалисты давно пытаются соотнести бытующие свистковые инструменты с древнерусскими названиями. Наиболее часто летописцы употребляют три названия инструментов такого типа — свирель, сопель и цевница.

Слово «свирель» более древнее, чем «сопель«, поскольку оно встречается в общеславянском языке и, следовательно, существовало еще в эпоху, предшествовавшую разделению этого языка на восточную, западную и южную ветви. Однако относилось ли такое название к инструменту определенного вида сказать трудно: в древней Руси «свирцом», «свирянином» называли исполнителя на любом духовом инструменте, кроме рога и трубы — «трубачея».

Итак, традиции игры на свирелях у русских народов видимо много старше эпохи восточнославянской общности. На раскопках Древнего Новгорода в 1951—1962 годах обнаружены две свирели. Одна из них, датируемая концом XI века, имеет ширину 22,5 см и 4 игровых отверстия. Вторая свирель относится к началу XV века, она имеет длину 19 см и только 3 игровых отверстия.

Какова была древнерусская свирель, была ли она парной или одинарной флейтой, сказать трудно, сведений об этом не сохранилось. Положение усложняется еще тем, что нередко перемешиваются названия сходных инструментов родственных национальностей: русских, украинцев, белорусов.

Н.И.Привалов закрепил название «свирель» за парной флейтой, потому что так назывался этот инструмент на Смоленщине — основном районе его бытования. Одинарную свирель в таком случае называют «сопелью». В наше время свирелью все чаще называют инструмент типа продольной флейты со встроенным в верхнюю его часть свистковым устройством.

Устройство свирели

Свирель представляет собой простую деревянную, иногда металическую, дудку. На одном конце её есть свистковое устройство в виде клюва, а на середине лицевой стороны вырезаны разное количество игровых отверстий — обычно шесть. Изготавливается инструмент из крушины, орешника, клёна, ясеня или черёмухи.

Двойная свирель(двойница, двойчатка) состоит из двух однотипных дудок неравномерной длины. Каждая дудка имеет свистковое приспособление для вдувания воздуха и по три игровых отверстия. Размеры двойной свирели колеблются в широких пределах. Длина большой дудки 29-47 см, малой 22-35 см. Обычно большую дудку держат в правой руке, малую в левой.

Объединение двух дудок в один инструмент даёт возможность исполнения двухголосных мелодий одним игроком. Репертуар наигрышей на двойной свирели обширен и весьма разнообразен. Двойная свирель была неравномерно распространена по Руси.

В первые годы нашего столетия В.В.Андреев ввел в свой оркестр свирели, снабженные клапанной механикой. Инструменты такой конструкции встречаются и в современных оркестрах народных инструментов.

Техника игры на флейте и дудке: основные нюансы

Флейта — это духовой музыкальный инструмент, который издает звук при помощи воздушного потока, создаваемого игроком. Конструктивно флейту можно разделить на три основных элемента: мундштук, корпус и клапаны. Основные нюансы в технике игры на флейте заключаются в правильном дыхании, контроле высоты тона и правильной постановке рук при игре.

Дудка — это также духовой музыкальный инструмент, но имеющий более простую конструкцию, чем флейта. Дудка издает звук при помощи горячего воздуха, проходящего через узкое отверстие. Основные нюансы в технике игры на дудке заключаются в правильном дыхании и правильной постановке рук при игре.

Важно отметить, что техника игры на флейте и дудке имеет свои отличия. Для флейты необходимо более мощное дыхание, чем для дудки

При игре на дудке важно правильно настроить язык, чтобы создать качественный звук. Общим для обоих инструментов является необходимость умения правильно держать инструмент и настраивать звук с помощью изменения давления воздуха внутри инструмента.

Для начала игры на флейте или дудке необходимо принять правильную позу и держать инструмент неподвижно.
Далее, правильная постановка рук позволяет управлять высотой тона и изменять звучание инструмента.
При игре на флейте необходимо настраивать высоту тона при помощи клапанов, а на дудке — при помощи языка и дыхания.
Важно помнить, что техника игры на флейте или дудке требует постоянного тренирования и улучшения.

Также можно использовать таблицу, чтобы наглядно показать различия в технике игры на флейте и дудке:

Флейта Дудка
Более сложная конструкция. Простая конструкция.
Нужно более мощное дыхание. Достаточно легкое дыхание.
Контроль высоты тона при помощи клапанов. Контроль высоты тона при помощи языка и дыхания.

История


Костяная флейта эпохи палеолита (ориньякская культура)

Древнейшей формой флейты является свисток. Постепенно в свистковых трубочках стали прорезать пальцевые отверстия, превращая простой свисток в свистковую флейту, на которой уже можно было исполнять музыкальные произведения. Первые археологические находки флейты датируются 35—40 тыс. лет до н. э., таким образом, флейта является одним из древнейших музыкальных инструментов.

Продольная флейта была известна в Египте ещё пять тысяч лет тому назад, и она остаётся основным духовым инструментом на всём Ближнем Востоке. В Европе была широко распространена в XV—XVII вв.
Продольная флейта, имеющая 5-6 пальцевых отверстий и способная к октавному передуванию, обеспечивает полный музыкальный звукоряд, отдельные интервалы внутри которого могут меняться, образуя различные лады посредством вилочных аппликатур, закрытия отверстий наполовину, а также изменения направления и силы дыхания.
Ныне изредка применяется при исполнении старинной музыки.

Поперечная флейта с 5-6 пальцевыми отверстиями была известна в Китае по меньшей мере 3 тысячи лет назад, а в Индии и Японии — более двух тысяч лет назад. В Европе в период Средневековья были распространены, в основном, простые инструменты свисткового типа (предшественницы блок-флейты и флажолета), а также поперечная флейта, которая проникла в Центральную Европу с Востока через Балканы, где до сих пор остается самым распространённым народным инструментом.

К концу XVII века поперечная флейта была усовершенствована французскими мастерами, среди которых выделяется Оттетер, которые, в частности, добавили к шести пальцевым отверстиям клапаны для исполнения полного хроматического звукоряда. Обладая более экспрессивным звучанием и высокими техническими возможностями, поперечная флейта вскоре вытеснила продольную (блок-флейту) и к концу XVIII века заняла прочное место в симфоническом оркестре и инструментальных ансамблях.

Между 1832 и 1847 Теобальд Бём усовершенствовал инструмент, который с тех пор уже относительно мало изменился. Он ввёл следующие наиболее важные новшества: 1) расположил большие пальцевые отверстия в соответствии с акустическими принципами, а не удобствами исполнения; 2) снабдил инструмент системой клапанов и колец, помогающей с помощью 9 пальцев закрывать 15-17 отверстий или даже больше в зависимости от так называемых опций и системы инструмента (немецкой, являющейся оригинальной системой Бёма, или французской, являющейся гибридом системы Бёма и старофранцузской); 3) использовал цилиндрический канал сечения ствола с конически-параболической головкой вместо имевшего место вплоть до 1847 г. обратноконического, что улучшило интонацию и выровняло звучание в разных регистрах; 4) перешёл на использование металла для изготовления инструмента, что по сравнению с деревянным инструментом усилило блеск звучания. (Ранее чаще всего использовались деревянные флейты, а также, реже, из стекла и слоновой кости. В результате многочисленных экспериментов с разными материалами Бём пришёл к заключению, что наиболее чистому звучанию способствует серебро, поэтому в наши дни оно входит в состав как сплавов для более дешёвых ученических моделей, так и является добавкой к золоту и платине в наиболее дорогостоящих профессиональных моделях.) Но наибольшая заслуга Бёма заключается в том, что благодаря гениальному клапанному механизму стало возможным исполнение на флейте хроматической гаммы и произведений во всех без исключения тональностях.

В современных оркестрах используют обычную большую флейту (её тембр разнообразен, но несколько холодноват, и сила звука мала), малую флейту с резким звуком (октавой выше), реже альтовую флейту в строе Соль (её тембр чуть теплее), крайне редко басовую флейту (октавой ниже).

Тембральная окраска звучания разных инструментов

Итак, мы выяснили, что инструментальный тембр зависит от особенностей того или иного инструмента. И у каждого инструмента – свой голос. От чего он зависит?

  • От источника звука или вибратора, который производит звук (струна, голосовые связки и т.д.)
  • Резонатора – окружения или корпуса: он усиливает звук, отражая его (дека/корпус гитары, рояля и пр.)
  • Способа извлечения звука – приёма, используемого в конструкции инструмента или способе игры музыканта (щипок, удар, скольжение)

В группе струнных инструментов источником звука являются струны. По способу игры на них различают два вида.

  • Щипковые – гитара, балалайка, домра, арфа, гусли и многие другие народные инструменты. Звук извлекается пальцами, реже – медиатором.
  • Смычковые – все скрипичные, начиная от самой маленькой скрипки-пикколо до контрабаса. Понятно, что на них, как правило, играют смычком. Но есть приёмы, когда играют и пальцами.

Какие слова чаще всего используют, чтобы описать тембр этих инструментов? Певучие, журчащие, струящиеся, нежные, мягкие. Тембр виолончели сравнивают с человеческим голосом.

Музыканты знают, что два одинаковых с виду инструмента могут звучать по-разному. Например, гитара с металлическими струнами звучит громче и звонче. А с нейлоновыми – мягче и тише. На звук влияет порода дерева, из которой сделан корпус инструмента. Верхнюю деку скрипки, гитары, балалайки чаще всего делают из ели или кедра. Нижнюю деку и обечайку – из клёна, красного дерева или палисандра. Каждая порода придаёт тембру специфическое звучание. И профессиональные музыканты это ценят.

Клавишные инструменты отличает от всех других наличие клавиатуры. Она может быть разного вида. Фортепиано, орган, аккордеон – клавиши. Баян и гармонь – кнопки. Клавишные тоже делятся на две группы.

  • Струнные – пианино (струны расположены вертикально) и рояль (горизонтально). Есть ещё дальняя родня – клавесин, клавикорд и другие. Здесь по струнам ударяют специальные молоточки, когда музыкант нажимает на клавиши.
  • Духовые – орган, аккордеон, баян, гармонь, фисгармония. Тут «правит бал» нагнетаемый воздух. У органа он «поёт», проходя через трубы разного диаметра. У других инструментов звук издают металлические пластины – язычки. А давление воздуха создаётся мехом. Кстати, эти инструменты входят и в другую группу – которая так и называется – язычковые. По способу извлечения звука.

Тембры этих инструментов очень разные. За счёт большого количества октав звучание бывает звонким, бархатистым, серебристым, прозрачным. Орган, конечно, стоит особняком. Его звук – мощный, трубный – не перепутать ни с чем. Фортепиано тоже, порой оно может заменить целый оркестр. Баян и аккордеон часто снабжены дополнительными переключателями регистров. Они делают их тембр похожим на другие инструменты: кларнет, гобой, орган, челесту и т.д.

Духовые – те, в которые музыканты вдувают воздух с помощью своих лёгких. Всевозможные трубы, рожки и гуделки. По материалу изготовления также делятся на две группы.

  • Деревянные – от самых древних и простых – дудки, свирели, флейты, до более сложных – кларнета, фагота, гобоя.
  • Медные – труба, валторна, тромбон, туба, геликон. Высота звука формируется положением губ музыканта, силой выдоха и нажатием на клапаны или вентили.

Кстати, всеми любимый саксофон можно отнести к обеим группам. Корпус у него металлический, а язычок – деревянный.

Тембральная окраска духовых тоже яркая и легко узнаваемая. Металлические, звонкие, гудящие у медных. Более мягкие, переливчатые, струящиеся у деревянных. Могут напоминать пение птиц и бурчание недовольного человека, журчание ручья и поступь бегемота.

Сергей Прокофьев очень умело использует тембры инструментов в симфонической сказке «Петя и волк». Послушайте самое начало:

Если вас заинтересовала эта сказка, предлагаю вашему вниманию замечательный мультфильм, в основе которого лежит музыка Прокофьева:

https://youtube.com/watch?v=iR4vZPOlbEc%3F

МУЗЫКА В НАШЕЙ ЖИЗНИ

Музыка входит в нашу жизнь с детских лет. Правда, наши ранние музыкальные впечатления чаще всего ограничены самыми простыми видами музыки — песней, маршем и танцем. Но к этой музыке мы привыкаем так быстро и так по-настоящему начинаем любить ее, что не можем даже и представить себе — как же без нее можно обойтись, как без нее можно жить!..

И никогда еще, кажется, никто из ребят не спрашивал: как научиться понимать, как полюбить песню, марш или танец? Когда приходит к нам любовь к этой музыке и ее понимание — мы даже не замечаем. А вот о том, как полюбить и как научиться понимать более сложную музыку, ребята спрашивают часто. И говорят иной раз так: «Я очень люблю песни. А вот когда слышу по радио серьезную музыку, мне делается скучно. Как научиться понимать такую музыку?»

Но ведь к серьезной музыке относятся и очень многие песни. Разве «Бухенвальдский набат» или «Гимн демократической молодежи» — это не серьезная музыка?

«Серьезной» музыкой ребята чаще всего называют музыку без пения, музыку для разных инструментов, особенно для симфонического оркестра. Но среди любимейших музыкальных пьес ребят на первом месте, кажется, стоят «Танец маленьких лебедей» и «Неаполитанская песенка» Чайковского, написанные для симфонического оркестра, и «Турецкий марш» Моцарта, написанный для фортепиано! И эти пьесы, как и великое множество подобных пьес, относятся к самой настоящей серьезной музыке. Почему же они так легко слушаются и пользуются такой любовью? Потому что пьесы эти несложные, понятные по своему характеру, по тому, как они построены, т. е. по своей музыкальной форме. Но не только поэтому. Еще и потому, что в основе этих пьес лежат те самые песня, танец и марш, к которым мы привыкаем с самого детства. Они-то и становятся своего рода «мостиками», по которым нам легче перейти в увлекательный мир большой и сложной музыки.

Не удивляйтесь и тем более не огорчайтесь, если большие и сложные сочинения, например симфонии, сонаты, квартеты, может быть, не сразу покажутся вам понятными и интересными. Ведь большие и серьезные книги вроде «Войны и мира» Толстого стали для вас понятными и интересными тоже не в детском, а уже в юношеском возрасте. Придет время, когда вы оцените всю потрясающую силу и глубину, всю необыкновенную красоту симфоний Бетховена и Чайковского, сонат Шопена и Прокофьева! А пока внимательно вслушивайтесь в музыку сочинений небольших и несложных. Таких сочинений с хорошими толковыми пояснениями, которые помогут вам понять музыку, исполняется много и в радиопередачах для детей, и в разных концертах. Те произведения, которые вас заинтересуют, старайтесь слушать по нескольку раз.

И вспомните: сколько лет вы учитесь читать, понимать и любить книги? А для того чтобы научиться слушать, любить и понимать музыку, тоже нужны годы. Незаметно приблизится день, когда вы скажете: «Я не представляю себе жизни без серьезной музыки, так же как не представляю ее себе без серьезной книги!..»

Выбор инструмента для начинающего музыканта

Какой инструмент выбрать? Это вопрос, который задают себе многие начинающие музыканты. Сегодня на рынке существует множество музыкальных инструментов различной сложности и стоимости.

Определите свои музыкальные предпочтения. От выбора инструмента зависит, какую музыку вы будете играть. Если вы любите классическую музыку, скрипка, фортепиано или гитара будут хорошим выбором. Если же вы больше предпочитаете джаз или блюз, то лучше выбрать саксофон или тромбон. Если вы не можете определиться, то лучше начать с самых популярных инструментов — гитары или фортепиано.

Выберите инструмент, соответствующий вашему возрасту и размеру. Если вы ребенок, то вам нужен инструмент, который подходит для детей. Например, небольшая гитара или скрипка. Если вы взрослый и хотите играть на гитаре, то нужно найти инструмент со струнами не выше 12-го лада. Также есть инструменты, которые можно легко разбирать, что очень удобно, если вы будете с собой брать инструмент на занятия или выступления.

Попробуйте инструмент перед покупкой. Никогда не покупайте инструмент, который не пробовали. Лучше всего попробуйте несколько инструментов, прежде чем принимать решение. Посетите специализированные магазины музыкальных инструментов, где вам предложат инструменты разных фирм и различной цены.

Сделайте свой выбор. Когда вы попробуете несколько инструментов, выберите тот, на котором вам комфортно играть. Ведь самый дорогой инструмент не всегда самый лучший для вас. Главное — учиться на инструменте, который вам действительно нравится и хочется играть.

Область применения

Свирель давно утратила былую популярность. Если раньше она была незаменимой вещью на народных праздниках, всегда находилась в руках скоморохов и пастухов, то сейчас её мало где можно встретить.

Несколько столетий этот музыкальный инструмент не попадал в оркестры русской народной музыки. Ситуация изменилась только к 1890-ым годам. Тогда простой сельский инструмент поселился среди более сложных современных. Случилось это благодаря русскому дворянину, который к голой трубке добавил язычок для более удобного расположения наконечника между губ. Сейчас свирель встретить можно только в коллективах с уклоном на исконно русскую культуру. «Народники» используют её на выступлениях наравне с бубном и деревянными ложками.

С активным дополнительным образованием возрастает востребованность свирели в школах музыкального профиля. Всё потому, что научиться играть на ней несложно. Обучение занимает немного времени в сравнении с другими инструментами. Надеяться на то, что свирель вернётся на сцену, можно, потому что исторические корни в обществе сохраняются независимо от происходящего.

История происхождения

Время первого появления свирели на свет с точностью определить невозможно. История утверждает, что этот инструмент возник ещё в древнем мире, когда человек начинал создавать культуру. Сделать нужные дыры на деревянной палке не составило труда, необычный звук уже получался.

Славяне переняли флейту у других народов, предположительно от жителей Греции. Уже в то время появилось три варианта устройства: то

  1. инструмент с одним стволом;
  2. инструмент с двумя словами;
  3. много соединённых стволов.

Пастушья свирель в живописи

Сейчас одна из самых старых свирелей, найденных археологами – это дудка XI века с тремя отверстиями. Обнародуются и более поздние находки, которые приводят к одному выводу. Флейта постоянно претерпевала изменения, но не один век оставалась востребованной в народе.

Духовые музыкальные инструменты (аэрофоны)

Первая и одна из самых популярных на сегодняшний день категорий – это духовые. Интересным фактом является то, что аэрофоны появились в истории человечества одними из самых первых. Ещё в древние времена первобытный человек обнаружил способность дерева, вырезанного в форме трубки, издавать приятные звуки. Так появились примитивные флейты и кларнеты.

Говоря о духовых орудиях музыкантов, важно отметить, что среди них выделяют деревянные и медные инструменты. Предметы из мягкой древесины, очевидно, появились раньше своих последователей и пользовались популярностью на Руси

К ним можно отнести упомянутую выше флейту, саксофон, фагот, гобой и кларнет.

Также неправильно будет не упомянуть об удивительных придумках русского народа, уже ставших национальным достоянием. Это всем известная свирель, старинный дудук, балабан и некоторые другие.

Теперь давайте обратимся к медным духовым инструментам. С освоением железа и внедрением его в промышленное производство были усовершенствованы и предметы искусства. Здесь стоит вспомнить духовой оркестр, почти полностью состоящий из таких инструментов.

Саксгорны представлены альтом, баритоном, басом, тенором и эуфониумом. Также, сидя в зрительном зале, со сцены можно услышать звучание трубы и тромбона, тубы и флюгельгорна, фанфары и геликона. На первый взгляд, звуки издаваемые этими «трубами» могут показаться одинаковыми, но это далеко не так, и каждая из них играет важную роль при исполнении произведений великих композиторов.

Особенности игры на свирели и флейте

Свирель:

Свирель – это музыкальный инструмент деревянной конструкции, относящийся к группе духовых деревянных инструментов. Одной из особенностей игры на свирели является то, что для создания звука требуется использовать дыхание музыканта. Свирель имеет простую конструкцию, состоящую из деревянного корпуса с отверстиями и различных размеров и формы отверстием для создания звуков. В зависимости от способа выполнения отверстий, можно получить разные ноты.

Флейта:

Флейта – это древний музыкальный инструмент, который также относится к семейству духовых деревянных инструментов. Основная особенность игры на флейте заключается в том, что для получения звука необходимо использовать воздушный поток, который создается музыкантом, благодаря чему инструмент начинает звучать. Флейта имеет цилиндрическую форму и обычно состоит из трех частей: головки, тела и футляра. Производить звуки на флейте можно, закрывая и открывая отверстия пальцами или клапанами.

Одной из основных разниц между свирелью и флейтой является способ создания звука. На свирели звук создается с помощью дыхания музыканта, в то время как на флейте для этого используется воздушный поток. Это влияет на тембр и выразительность звука каждого из инструментов. Кроме того, свирель часто имеет простую конструкцию и удобна в использовании даже для начинающих музыкантов, в то время как флейта может быть более сложной для освоения из-за наличия клапанов и более сложных техник игры. Однако, в обоих случаях игра на свирели и флейте требует определенных навыков и техники, чтобы достичь хорошего звучания и музыкальности.

Сила звука

Если исполнить музыкальное произведение от начала до конца на одном уровне громкости, оно много потеряет в своей выразительности. Сила звука меняется даже в одной музыкальной фразе, хотя в нотах и не всегда бывают по этому поводу какие-либо пометки. Ведь и в разговоре мы никогда не произносим фразу ровным голосом, если только не стараемся делать это нарочно. Более того, не фраза, а один-единственный музыкальный звук может начаться громко, а к концу затихнуть, или наоборот.

Если бы музыкальные инструменты не способны были изменять громкость звука, музыка вряд ли могла бы выражать тончайшие оттенки чувств. Сила звука четвертая и последняя его характеристика. С точки зрения музыканта, сила звука, как и его длительность, тоже относительна. Переходы от очень тихо» до очень громко» обозначаются только словами, буквами и разными музыкальными знаками, а не физическими величинами, хотя с помощью приборов силу звучания можно измерить довольно точно.

Относительность силы музыкального звука видна еще отчетливее, если представить себе отдельные инструменты. Скажем, в нотном тексте для арфы проставлено громко», а в нотах трубача тихо». Но труба и в этом случае будет звучать никак не тише арфы. Не получается слишком тихо и у большого барабана. На этот счет среди музыкантов ходит нечто вроде анекдота. Дирижер на репетиции попросил барабанщика в таком-то месте ударить тише.

Тот постарался выполнить пожелание, но дирижер все равно остался недоволен и попросил еще тише. Как ни пытался барабанщик удовлетворить требование дирижера, у него ничего не получалось. Наконец он решил схитрить и не ударил вовсе. Вот теперь хорошо! сказал дирижер. Однако можно было бы еще чуть тише». Весьма относительно и наше восприятие громкости, оно зависит от настроения, от того, устали мы или нет, не болит ли голова. Например, вы в прекрасном расположении духа включаете на полную громкость магнитофон, и даже такая сила звучания не кажется вам излишней.

А за стеной сосед пришел домой после напряженного и, может быть, полного неприятностей рабочего дня. Естественно, звук вашего магнитофона, даже ослабленный капитальной стеной, будет казаться ему слишком громким. И еще штрих, подчеркивающий относительность. Каким бы слабым ни был музыкальный звук, если мы его расслышим, то сразу же и выделим из любого шума, настолько он характерен. Что же происходит в воздушной волне при изменении силы звука? Мы помним, что звуковая волна складывается из уплотнений и разрежений. Так вот, чем громче звук, тем, если так можно выразиться, плотнее уплотнения.

А в нашей синусоиде, изображенной на бумаге, вершины становятся выше: увеличивается амплитуда колебаний, как говорят физики. Кстати, физики различают понятия силы звука и его громкости, но для нас сейчас эта разница несущественна. На большинстве инструментов сила звука изменяется просто. По клавише рояля можно ударить слабо и сильно. Струну гитары можно защипнуть слегка или с силой. Смычок скрипки, альта, виолончели, контрабаса можно прижимать к струне сильнее или слабее. Но не все инструменты способны широко варьировать силу звука.

Некоторые духовые, например, могут брать высокие звуки только громко, и если попытаться взять потише, звук попросту сорвется. Еще сложнее обстоит дело с органом. Там напор воздуха постоянен, каждая труба звучит всегда с одинаковой силой. Но и в органе есть не совсем обычные приспособления, которые позволяют менять силу звучания. Мы поговорим о них, когда дойдем до этого инструмента. Громкость обычных музыкальных инструментов никогда не бывает чрезмерной, даже когда они объединяются в большие оркестры. Но с тех пор как к музыке подключилась электроника, вопрос этот стал намного серьезнее.

Тут уже вступили в действие и физические величины: мощность усилителей выражают в ваттах и даже киловаттах, а силу звука в децибелах, причем все чаще стало мелькать сравнение громкости некоторых современных ансамблей с ревом реактивных самолетов, все чаще стали говорить о болевом пороге, к которому приближается громкость звучания группы электроинструментов, оснащенных мощной аппаратурой. Конечно, тут о силе звука как средстве музыкальной выразительности говорить не стоило бы. Такое оглушающее воздействие относится уже не к музыке, а скорее к медицине.

Но поскольку медицинские вопросы в тему нашего разговора не входят, на этом мы и закончим рассказ о музыкальном звуке.

По книге «В мире музыкальных инструментов» С.Газарян Издательство «Просвещение», 1985

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бронивиль
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: