Доходы и расходы бюджета
Какова основная структура бюджета? В казне нашей страны есть не только доходы и поступления, в ней заложен механизм перераспределения и последующего применения бюджетных средств, которые оказались в государстве.
Рассуждая о том, что такое казна, необходимо упомянуть и о расходном институте. В центре его внимания находятся взаимоотношения имущественного вида.
Процедура траты денежных ресурсов именуется «расходами бюджета». При этом имущество казны распределяется в базы разного уровня. Материальные поступления зависят от функций государства, финансовых нагрузок, а также от деятельности стран по наращиванию их, включая и переход к инновационной экономике от ее ресурсного варианта.
Автономным учреждениям
А относятся ли данные требования к автономным учреждениям? Если вспомнить ч.3 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 №174-ФЗ «Об автономных учреждениях», в которой описывается право автономных учреждений открывать счета в кредитных организациях и (или) лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства и финансовых органах, которая не претерпела никаких изменений, то логично предположить, что банковские счета автономным учреждениям закрывать не требуется. Более того, в новой редакции пункта 6 статьи 220.1 БК РФ указано: операции по средствам автономных учреждений должны осуществляться на лицевых счетах, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно приказу Федерального казначейства №21н «О порядке казначейского обслуживания» все операции в системе казначейских платежей теперь ведутся на лицевых счетах, которые были открыты прямым участникам в территориальных органах Федерального казначейства, и как следствие этого, казенные и муниципальные учреждения должны вести свои расчеты через финансовые органы субъектов РФ, т.е. через прямых участников системы казначейских платежей.
Для того чтобы совершить платеж, необходимо распоряжение о перечислении средств, составленное либо на бумажном носителе, либо в электронном виде от прямых или косвенных участников системы. Форма данного распоряжения для прямого участника устанавливается Федеральным казначейством, а для косвенного – прямым участником.
Обмен данными между прямыми участниками и территориальным органом Федерального казначейства осуществляется в электронном виде с применением усиленной электронной подписи уполномоченного лица.
При обмене данными, содержащих государственную тайну либо при отсутствии электронного документооборота, передача осуществляется на бумажном носителе с одновременным предоставлением документов на машинном носителе.
При казначейском обслуживании исполнения федерального бюджета территориальный ОФК проверяет распоряжения о совершении казначейских платежей, представленные получателями средств (администраторами источников финансирования дефицита) федерального бюджета, на соответствие (п. 15 Порядка № 21н):
-
документам, необходимым для санкционирования оплаты денежных обязательств
-
положениям порядка санкционирования оплаты денежных обязательств, установленного Минфином в соответствии со ст. 219 и 219.2 БК РФ.
В случае, если распоряжение о совершении казначейских платежей соответствует положениям, установленным данным порядком, то территориальный ОФК принимает его к исполнению. Такие распоряжения исполняются при наличии на казначейском счете, к которому они были представлены, остатка средств, достаточного для их исполнения.
Функции казны
Бюджетные доходы включают в себя различные источники финансирования, такие как налоги, сборы, акцизы и другие обязательные платежи. Казна отвечает за сбор и учет этих доходов, а также за контроль за выполнением налоговых обязательств.
Казна также занимается управлением бюджетными расходами. Это может включать выделение средств на государственные программы, социальные выплаты, государственные закупки, оплату труда госслужащих и другие расходы, необходимые для выполнения задач государства.
Одной из важных функций казны является инвестирование бюджетных средств. Казна может вкладывать свободные денежные средства в различные активы, такие как государственные облигации, акции, недвижимость и другие инвестиционные инструменты. Это позволяет не только сохранить деньги, но и получить дополнительный доход от инвестиций.
Кроме того, казна занимается учётом и анализом финансового состояния государства, а также разработкой финансовой политики. Она прогнозирует доходы и расходы, определяет приоритеты в распределении бюджетных средств и контролирует исполнение бюджета.
Краткий обзор
Бюджет имеет свою структуру, которая включает доходную часть и расходную часть. Доходы бюджета формируются из различных источников, включая налоги, сборы, поступления от инвестиций и т. д. Расходы бюджета, в свою очередь, включают все затраты государства на социальные программы, инфраструктурные проекты, национальную оборону и другие государственные нужды.
Казна является основным инструментом для управления финансами государства. В казне концентрируются денежные средства и другие активы, которые используются для финансирования бюджета. Кроме того, казна может включать также драгоценные металлы, валюту, ценные бумаги и другие финансовые инструменты.
Инвестиции являются одним из способов пополнения казны и позволяют государству получить дополнительные финансовые средства. Они могут быть как внутренними, то есть направляться на развитие экономики и инфраструктуры страны, так и внешними, то есть привлекаться из других государств.
Однако, несмотря на пополнение казны и инвестиции, бюджет может столкнуться с дефицитом. Дефицит бюджета возникает, когда расходы превышают доходы, что потенциально может привести к долговой нагрузке на государство. В таких ситуациях государство должно искать способы дополнительного пополнения казны или сократить расходы, чтобы уменьшить дефицит.
Историческое развитие бюджетной системы
В течение истории расходы и доходы государства всегда были активно управляемыми. Первые формы организации бюджета можно найти уже в древнегреческом обществе, где государственные расходы совмещались с личными выдачами правителей. Однако, с развитием государства и появлением новых социально-экономических систем, возникла необходимость в управлении финансовыми ресурсами.
С появлением капитализма государство начало больше внимания уделять прибыли и убыткам в своей деятельности, а также различным финансовым операциям. Бюджет стал рассматриваться как комплексный финансовый инструмент, состоящий из активов и пассивов. Пассивы включали доходы государства, в том числе налоги, сборы и другие поступления, а также займы и кредиты. Активы же представляли собой расходы государственной казны, включая инвестиции и социальные программы.
Основным источником доходов для бюджета становились налоги, причем их сборы стали организовываться соответствующими финансовыми органами. Однако, в различных странах в разные времена применялись разные формы налогообложения.
С развитием экономики и общественного строя у государств появилась необходимость в управлении и контроле над бюджетом. Именно поэтому бюджетная система стала развиваться параллельно с финансовой системой. Она стала основой для планирования и распределения финансовых ресурсов государства.
Год | Важные события в развитии бюджетной системы |
---|---|
1714 | В Великобритании была определена обязанность налогоплательщиков предоставлять информацию о своих доходах и расходах для более эффективной налоговой политики. |
1789 | Во Франции было образовано Генеральное попечительство по денежным делам, которое было ответственно за организацию и учет всех доходов и расходов государства. |
1864 | В Российской империи был введен новый бюджетный кодекс, который стал основополагающим документом для управления финансами государства. |
Со временем бюджетная система продолжила развиваться, становясь все более сложной и комплексной. В настоящее время бюджетный процесс включает фазы планирования, исполнения и контроля расходов государства, а также оценку и анализ эффективности бюджетных программ и инвестиций.
Одним из главных аспектов бюджетной системы является дефицит, который возникает, когда расходы превышают доходы. Дефицитный бюджет может привести к увеличению государственного долга и негативно повлиять на экономическую стабильность страны.
Виды и их различия
Существует несколько видов бюджетов, каждый из которых имеет свои особенности и применяется в определенных условиях.
- Один из наиболее распространенных видов бюджета — это инкрементный. Он предполагает увеличение расходов от года к году на основе предыдущего бюджета. Этот тип бюджета позволяет обеспечить плавное развитие и постепенное увеличение расходов на определенные области.
- Еще один тип бюджета — это нулевой. Он предполагает, что каждый раз при составлении бюджета все расходы должны быть оценены и утверждены независимо от того, были ли они утверждены ранее. Это помогает сократить ненужные расходы и привести бюджет в более эффективное состояние.
- Также существует программный, который ориентирован на конкретные программы и цели, а не на отдельные расходы. Он позволяет управлять бюджетными средствами более эффективно, определяя, какие программы и проекты необходимы и имеют наибольший приоритет.
По иерархичности выделяют государственный, региональный и местный.
В конце концов, каждый вид бюджета имеет свои преимущества и недостатки, и правильный выбор зависит от конкретной ситуации.
Бюджет — это не просто финансовый документ, а философия управления ресурсами и распределения финансовых потоков. Он играет ключевую роль в жизни государства и общества, определяя направления развития и уровень жизни людей. Философский анализ бюджета позволяет понять его роль в обществе и выявить основные ценности и принципы, которые лежат в его основе
Важно также понимать различные виды бюджетов и их особенности, чтобы выбирать наиболее подходящий вид для конкретной ситуации
Что такое бюджет?
Бюджет – это основной инструмент государственного финансового контроля. Он отражает доходы и расходы государства на определенный период времени.
Государственный бюджет состоит из двух частей: доходов и расходов. Доходы государства формируются из сборов налогов, сборов за использование уникальных объектов (например, недр), а также из нефинансовых источников (например, как прибыли от продажи акций или погашенных займов).
Расходы бюджета объединяют все государственные расходы на финансирование программ различного рода. Это могут быть социальные программы, программы экономического развития, инфраструктурные проекты и другие.
Каждый год, правительство и палата представителей подписывают бюджет, который определяет проценты, суммы и структуры для доходов и расходов на следующий финансовый год.
Это важно, так как бюджет имеет прямое влияние на все аспекты жизни в стране, включая социальную стабильность, экономическое развитие и уровень благосостояния населения
Зачем нужно знание бюджета
Данные государственного бюджета — на что тратит государство, за счет чего наполняет бюджет, есть ли дефицит и каков его размер — один из показателей, принимаемый аналитиками для оценки экономического состояния государства.
Эти сведения необходимы:
- политикам и чиновникам у власти, чтобы пояснять избирателям, на что они тратят казенные, т.е. принадлежащие всему народу, деньги;
- для Центрального банка, чтобы повышать или понижать ключевую ставку, которая влияет на размер кредитов для населения и бизнеса, а значит и ставку по сберегательным и депозитным счетам (подробнее см. таблицу ключевые ставки Центральных банков мира);
- для валютного рынка (форекс и биржи) — ведь страна с высоким дефицитом бюджета начнет тратить ЗВР, а это может спровоцировать девальвациюнациональной валюты к доллару США, евро, британскому фунту, иене, швейцарскому франку и другим мировым резервным валютам, стать причиной медвежьеготренда и высокой волатильности;
- для финансовых доноров (МВФ, Всемирный банк, ЕБРР и др.), которые могут предоставить кредит при соблюдении просителем встречных условий (подробнее: Кредиторы или кому население планеты должно $244 трлн);
- для фондового рынка — не нужно ли пересмотреть котировки основных национальных ценных бумаг и деривативов;
- для инвесторов и акционеров — доходность их инвестиций в USD и EUR может измениться из-за девальвации национальных фиатных денег;
- инвестиционных фондов, частных инвестиций, всевозможных инвестиционных портфелей, фондов доверительного управления (ДУ), биржевых фондов (ETF), ПИФов, хедж фондов, поскольку возрастает риск оттока капитала (финансовых активов и квазиденег).
При значительном дефиците бюджета падает привлекательность и цены государственных и муниципальных бондов (чем ниже кредитный рейтинг, тем выше проценты, но и риски невыплаты), фондовых индексов, обыкновенных акций и «префов» ведущих отечественных компаний («голубых фишек»), депозитарных расписок, варрантов, векселей в листинге на местной фондовой бирже (подробнее см. таблицу Биржи мира и их основные индексы);
Т.е. показатели госбюджета — один из ключевых макроэкономических показателей вместе с данными о ВВП, внешнем долге, инфляции, ЗВР, уровне безработицы и др. перспектив той или иной страны. Эти данные необходимы трейдерам и инвесторам для комплексного фундаментального анализа.
Какие подходы и методы используют в бюджетировании
Есть два основных подхода к организации бюджетного процесса: сверху вниз и снизу вверх. Они определяют, кто в компании инициирует подготовку плановых данных для бюджета.
Сверху вниз. При таком подходе бюджетирование начинается с высшего руководства. Топ-менеджмент разрабатывает укрупнённые бюджеты для всей компании, а затем спускает их нижестоящим руководителям. Они, в свою очередь, детализируют укрупнённые бюджеты и превращают их в операционные.
Стратегические цели компании учитывают сразу. Это сокращает время на дальнейшее согласование бюджетов с руководством.
Чаще всего подход «сверху вниз» применяют в крупных компаниях и холдингах.
Снизу вверх. При этом подходе, наоборот, бюджетирование начинают руководители на местах. Они разрабатывают детальные операционные бюджеты для своих подразделений и направляют их вышестоящему руководству. Руководство утверждает эти бюджеты — обычно спустя несколько итераций — и формирует сводные стратегические бюджеты для всей компании.
Подход «снизу вверх» увеличивает вовлечённость нижестоящих руководителей в планирование и исполнение бюджетов компании.
Методы бюджетирования зависят от того, какую базу компании используют для подготовки бюджетов. Расскажем о двух основных — приростном бюджетировании и бюджетировании «с нуля».
Приростное бюджетирование. При этом подходе отправная точка для новых бюджетов — бюджетные или фактические показатели предыдущих периодов. Их корректируют с учётом ожидаемых изменений в работе компании. Например, с учётом роста объёмов производства, продаж, цен и так далее. Это самый распространённый метод разработки бюджетов.
Структура и функции
Казна – это государственный орган, ответственный за управление финансами, контроль над расходованием и накоплением средств.
Бюджет – это план доходов и расходов государства на определенный период времени. Бюджет является основной составляющей финансовой системы государства.
Расходы – это денежные средства, затрачиваемые государством на реализацию своих функций и обязанностей.
В случае, когда расходы превышают доходы, возникает дефицит бюджета. Для покрытия дефицита государство может привлекать заемные средства или использовать финансовые резервы.
Доходы государства могут поступать от налогов, сборов, а также других источников.
Государство вкладывает часть своих денежных средств в различные проекты и предприятия с целью получения прибыли – это называется инвестициями.
Таким образом, структура и функции бюджета и казны тесно связаны с финансовой деятельностью государства, осуществлением расходов и получением доходов, а также управлением финансовыми активами и активами государства.
Что такое бюджет?
В понятии обывателя бюджет обычно ассоциируется с неким хранилищем денег, находящимся в распоряжении государства, правительство которого периодически берёт оттуда средства, чтобы потратить на пенсии, социальные программы вроде материнского капитала, перечислить зарплаты бюджетникам. По факту бюджет государства – это финансовый документ, включающий комплекс смет всех потребностей страны. Кроме того, в нём указаны все источники поступлений, из которых планируется получить средства. Бюджет консолидирует денежные потоки государства, содержит информацию о планах правительства в сфере экономической деятельности, и в целом задаёт параметры экономической политики, решает вопросы финансового регулирования в масштабах всей экономики государства.
Годовой бюджет страны является законодательным актом и проходит процедуру составления и его утверждения Государственной думой и Советом Федерации, прежде чем подписывается президентом и передаётся на исполнение правительству.
Мобилизация финансовых ресурсов обеспечивает органам власти выполнение возложенных на них функций, а экономическая важность бюджета заключается в формировании конечного спроса, напрямую оказывая влияние на такие экономические показатели, как:
- объём промышленного производства;
- инвестиции;
- достаток населения страны и показатели безработицы;
- валютный курс;
- внешний и внутренний долг государства;
- инфляция и показатель ключевой ставки.
Связь между бюджетом и казной и их отличия
Казна — это хранилище денежных средств, основное назначение которого — обеспечение финансовых потребностей государства. Казна является составной частью государственной казначейской системы и выполняет функции по хранению, учету и управлению финансами.
Бюджет — это финансовый план государства, который определяет доходы и расходы на определенный период времени. Бюджет составляется на основе планирования и отчетности, учитывая потребности государства и структуру его расходов и доходов.
Связь между бюджетом и казной заключается в следующих аспектах:
- Планирование: Бюджет формируется на основе планирования доходов и расходов государства. Казна участвует в этом процессе, предоставляя информацию о финансовых ресурсах и потребностях государства.
- Управление: Казна осуществляет управление денежными средствами, которые указаны в бюджете. Она осуществляет выплаты, контролирует расходы и следит за соответствием бюджетных средств установленным правилам и нормам.
- Отчетность: Казна предоставляет отчетность о расходах и доходах государства. Отчеты казны помогают оценить эффективность использования бюджетных средств и принять решения по их дальнейшему распределению.
Отличие между бюджетом и казной заключается в следующем:
- Бюджет — это план финансовых потоков государства, определяющий доходы и расходы на определенный период времени. Бюджет является основой для планирования и оценки финансовой деятельности государства.
- Казна — это хранилище денежных средств, управляющее финансовыми ресурсами государства. Казна выполняет функции по хранению, учету и управлению денежными средствами, а также обеспечивает их предоставление по соответствующим запросам.
Таким образом, бюджет и казна имеют тесную связь, поскольку бюджет определяет распределение денежных средств, а казна управляет этими средствами. Без согласования и сотрудничества между бюджетом и казной, эффективное управление финансами государства становится невозможным.
Бюджет и его структура
Структура бюджета включает в себя несколько ключевых элементов, каждый из которых играет важную роль в формировании бюджетной политики и реализации бюджетных решений.
Первым элементом является доходы бюджета. Это средства, которые поступают в государственную казну от налогов, сборов, выручки от государственных предприятий и других источников. Определение и привлечение доходов является ключевым вопросом для государственных финансов, поскольку это обеспечивает финансовую устойчивость и возможность осуществления расходов.
Вторым элементом структуры бюджета являются расходы. Это средства, которые государство тратит на различные нужды, такие как социальные программы, здравоохранение, образование, науку, инфраструктуру и т.д. Расходы могут быть как обязательными (например, выплаты пенсий или зарплаты госслужащим), так и необязательными (например, инвестиции в новые проекты).
Третьим элементом структуры бюджета является дефицит или избыток бюджета. Если расходы превышают доходы, то возникает дефицит бюджета. Если доходы превышают расходы, то возникает избыток бюджета
Контроль дефицита или избытка бюджета является важной задачей государственных финансов, поскольку это влияет на финансовую стабильность страны и ее кредитный рейтинг.
Четвертым элементом структуры бюджета является распределение расходов по приоритетам. Это означает, что государство выделяет больше средств на те области, которые считает наиболее важными для общества и экономики
Распределение расходов является процессом, который зависит от многих факторов, таких как экономическая ситуация, социальные потребности, политические цели и т.д.
Что такое казна?
Казна – это совокупность денежных и материальных ресурсов, которыми распоряжается государство. Таким образом, казна является экономической основой деятельности государства, которой обеспечивается исполнение государственных функций, реализация социальных и экономических программ, а также удовлетворение потребностей населения.
Использование казны, как правило, регулируется законодательством и контролируется государственными органами. Казна может формироваться за счет налогов, государственных займов, доходов от государственной собственности и других источников
Важно отметить, что казна – это не только деньги, но и материальные ресурсы, например, недвижимость, транспортные средства и т.д
От правильного управления казной зависит стабильность экономического развития государства и социальной сферы. Поэтому государственные органы и эксперты постоянно анализируют состояние казны и разрабатывают меры по ее оптимизации и использованию в интересах развития страны.
- Казна – это совокупность денежных и материальных ресурсов государства;
- Казна формируется из разных источников, в том числе из налогов, государственных займов и доходов от государственной собственности;
- Правильное управление казной является важным фактором для стабильности развития экономики и социальной сферы;
- Казна контролируется государственными органами и регулируется законодательством.
1.1 Понятие и сущность казны
12
-
понятие государства
как непосредственного самостоятельного
участника гражданского оборота, т.е. как
юридического лица (субъекта гражданского
права);
понятие государства
как собственника всех средств, проходящих
через бюджет;
понятие самой
совокупности всех средств, проходящих
через бюджет в их денежной и даже вещественной
форме3.
456789
-
-
в территориальном
аспекте: государственная казна — это
казна Российской Федерации, казна республики
в составе Российской Федерации, казна
края, области, города федерального значения,
автономной области, автономного округа;
в учетном
аспекте: государственная казна — это
совокупность объектов учета, находящихся
в государственной собственности соответствующего
субъекта, не закрепленных за государственными
предприятиями и учреждениями10.
-
в территориальном
Система доходов госбюджета
Доходы служат финансовой базой для реализации основополагающих задач в сфере экономики, социальной и оборонной политики страны, состоящей из платежей физических и юридических лиц в пользу государства, а также иных неналоговых доходов, поступающих в распоряжение финансовых распорядителей.
Виды государственных доходов
Все поступающие в распоряжение государства средства можно подразделить на налоговые, неналоговые и безвозмездные перечисления.
- Налоговые поступления от физических и юридических лиц занимают центральное место в системе государственных доходов, обеспечивая органам государственной власти основной источник денежных средств. Также они являются регулятором всех социальных групп населения страны. Так, для лиц, находящихся за чертой бедности, предусмотрен механизм освобождения от налогового бремени, а для богатых – повышенный уровень налогообложения на сверхприбыль.
- Неналоговыми источниками доходов являются средства от использования или продажи государственного (муниципального) имущества, штрафы, компенсации, а также услуги возмездного характера, которые оказывает государство своим гражданам.
- Безвозмездными перечислениями называют дотации и субсидии как инструмент финансовой помощи бюджетов разных уровней, а также добровольные пожертвования и безвозвратные перечисления от внебюджетных фондов, граждан и организаций.
Разделение налогов по уровню бюджетов
Все налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные.
Хотя система налогообложения и имеет трёхуровневый характер, наиболее значимы именно федеральные налоги. К их числу относятся такие налоги, как:
- НДФЛ;
- налог на прибыль организаций;
- НДС;
- все виды акцизов, таможенных и иных пошлин, оплата по системе «Платон».
Региональными являются налоги и сборы, обязательные к уплате на уровне субъектов государства. К этой категории относят:
- имущественный налог организаций;
- налог на игорный бизнес;
- транспортный налог;
- лицензионные сборы и пошлины.
На региональном уровне также устанавливаются налоговые льготы по отдельным видам налога.
Налоги и сборы местного уровня, а также льготы по этим налогам, устанавливаются и принимаются нормативными актами муниципалитетов. Правовое регулирование местных налогов и сборов органы местного самоуправления осуществляют в пределах определённых законодательством полномочий. К системе местных налогов относят:
- налог на имущество физических лиц;
- налог на землю;
- на содержание жилищного фонда;
- на рекламу.
Прямые и косвенные налоги
По способу изъятия налоговые платежи подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые налоги собираются непосредственно, буквально «напрямую» с субъекта налогообложения. Это налог на прибыль, НДФЛ, налог на совокупный доход
Прямые налоги могут взиматься в бюджеты всех уровней в зависимости от географического расположения предприятия и его стратегической важности
Доля косвенных налогов в системе бюджета России занимает ключевую роль и составляет более 70% от общего числа поступлений. Их значение заключается не только в доходности для государства, но и влиянии на ценообразование и общую структуру потребления.
К косвенным налоговым платежам относится, в первую очередь, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины и сборы, а также акцизы, которые взимаются с групп товаров с высокой доходностью (природные ресурсы, бензин, спирт и алкогольные напитки, табачные изделия).
Ключевое значение в этой группе налогов занимает именно НДС, приносящий почти половину поступлений в бюджет от всех косвенных налогов.
История бюджетного правила в России
За четыре года работы Стабилизационный фонд накопил 11,4% ВВП и затем был расформирован. Функции Стабфонда взял на себя Резервный фонд, а ФНБ был предназначен для софинансирования добровольных пенсионных накоплений и балансирования бюджета.
С этого началось применение второй версии бюджетного правила. В новой редакции оно предполагало привязку не к мировым ценам на нефть, а к проценту от ВВП. Правда, большинство положений бюджетного правила так и не было применено из-за мирового кризиса, в это время нефтегазовых доходов не хватало на финансирование расходов бюджета.
В 2013 году появилась третья версия бюджетного правила. Она была идентична первой, но учитывала все предыдущие ошибки и циклические колебания в экономике. Спустя год, в 2014-м, цены на нефть стали падать, волатильность на нефтяном рынке привела к ужесточению бюджетного правила, а потом и вовсе к переходу на «ручное» управление бюджетом. К 2017 году накопленные благодаря бюджетному правилу средства были полностью израсходованы.