В чем разница между ритором и оратором: объяснение и примеры

Ораторское мастерство и искусство речи: самоучитель как стать оратором

Вопросы-пристройки

Они покажут участникам, что вы заботитесь о том, как они себя чувствуют. И, как следствие, расположат их к вам, поставят вас на один уровень с ними.

Подумайте над наиболее частыми ситуациями комфорта/дискомфорта, которые сопровождают участников. Наверняка это простые человеческие вещи: кто-то не выспался, а кому-то некомфортно от того, что он пришел один и никого не знает.

Начните с закрытых вопросов на поднятие руки и присоедините ответ аудитории к своему собственному опыту и эмоциональному состоянию:

  • Кто первый раз на конференции? А кто уже не первый раз? Я часто выступаю, но на этой конференции я тоже впервые, поэтому меня раздирает такое же любопытство с примесью скептицизма, как и многих из вас.
  • Кто сегодня встал позже 9 утра? А с 8 до 9 утра? А раньше 8? Раньше 7? Вижу, многие встали рано, чтоб приехать на конференцию, наверное вы хотите спать. Я попробую рассказать свой доклад так, чтобы вам было интересно и никто не пожалел, что пришлось так рано вставать!

Кому нужны уроки ораторского мастерства

Многие считают, что постигать основы риторики нужно только публичным людям: политикам, актерам, адвокатам, руководителям. На деле же умение хорошо говорить пригождается в любой профессии. Без него нельзя убедить клиентов купить ту или иную вещь, невозможно вдохновить сотрудников на более продуктивную работу. Красивая и убедительная речь помогает быстрее добиваться желаемого, в том числе в личных отношениях.

Кому наверняка стоит задуматься о записи на ораторские курсы:

  • руководителям;
  • менеджерам;
  • докторам;
  • преподавателям;
  • проповедникам.

Изучение риторики жизненно необходимо тем, кому нравится быть в центре внимания. Не владея красноречием, невозможно заставить публику слушать и слышать. В повседневной жизни эти навыки пригодятся при проведении различных мероприятий, презентаций, на защите диплома, собеседовании или во время интервью. Дисциплина требует постоянной практики и развития, поэтому никогда нельзя останавливаться на достигнутом.

Ораторское искусство для детей

Сегодня риторика, как научная дисциплина об ораторском искусстве, востребована и для гармоничного развития детей. Она развивает личностные качества ребенка, учит умению общаться, грамотно и уверенно выражать свои мысли, вести диалог, используя интонацию и мимику, приобретать первые навыки публичных выступлений.

Задачами преподавания риторики являются:

Заниматься с детьми можно и дома:

  • работать над техникой речи, проговаривая скороговорки;
  • учиться вежливому общению;
  • много читать и разговаривать на разные темы, чтобы увеличивать словарный запас;
  • организовывать театрализованные представления для развития актерских навыков;
  • разучивать и читать стихи с выражением;
  • тренироваться выступать перед близкими и друзьями.

Эти занятия помогут вашему ребенку стать увереннее и не стесняться на публичных мероприятиях, научат устанавливать контакты с людьми, раскроют творческий потенциал.

Академическое и судебное Евангелие

Для академического ораторского искусства характерна речь, которая помогает сформировать научное мировоззрение, отличающееся глубоким рассуждением, логикой и культурой. Сюда входят университетские лекции, отчеты об исследованиях и обзоры. Академическое красноречие близко к науке, но часто использует выразительные и визуальные средства. Например, академик Нечкин пишет о Ключевском как о мастере, свободно говорящем по-русски. Словарь Ключевского настолько богат, что может раскрыть многие слова художественной речи, народные фразы, пословицы, слова с использованием ярких слов, характерных для старых документов.

Академическое красноречие на русской земле сформировалось в начале 19 века. Оно было направлено на пробуждение общественного и политического сознания. Гимназия университета превратилась в трибуны передовых ораторских речей. Это связано с тем, что в 40-60-е гг. к работе пришли молодые ученые, неотделимые от передовых европейских идей: Грановский, Соловьев, Сеченов, Менделеев, Столетов, Тимирязев, Вернадский, Ферсман, Вавилов.

Криминалистическое искусство ораторов заключается в том, чтобы оказывать целенаправленное и эффективное воздействие на аудиторию. Назначают: прокуратура и выступление (защита).

Завершение речи: 9 эффектных приемов

Знать, как и уметь выстраивать начало публичного выступления – это только половина вашего успеха. Не менее важным навыком в ораторском искусстве считается завершение речи. Если вы будете использовать приемы, описанные ниже, ваше выступление надолго запомнится, оставит приятное впечатление и произведет нужный эффект. Для хорошего завершения возможно применение и одного приема, и только некоторых из них, и сразу всех. Сочетание может быть любым в зависимости от ваших задач. Имейте в виду, что каждый последующий прием придает усиление предыдущему. Некоторые могут показаться вам очень похожими, однако между ними есть принципиальные отличия, хоть и не очень заметные на первый взгляд. Читать подробнее…

3

Сочетание риторики и поэзии

Мерзялаков считал поэта и оратора людьми, занимающимися одним и тем же творчеством. Он не проводил резкой границы между понятиями лирики и риторики. Также и Белинский В.Г. утверждал, что поэзия и есть красноречие (не цель, а средство). Российский придворный спикер Кони А.Ф. писал о мастерстве публичных выступлений как об истинном творчестве, включая артистизм и элементы поэзии, выраженные устно. У человека, выступающего на публике, должно быть творческое мышление. По словам Кони, разница между поэтом и оратором в том, что они приходят к одной и той же реальности, исходя из разных точек зрения.

Отсюда первый совет: необходимо ответить для себя на вопрос, а что именно слушатели хотят от меня узнать.

Если оратор находит интерес аудитории, то он становится ей интересен. Вот почему блестящие рекламные выступления, снабженные яркими слайдами и артистично поданные, вызывают у публики скуку. Как говорил Д. Карнеги, «чтобы тебя слушали, говори не о себе, а о слушателе». 

Сегодняшняя аудитория отличается прагматичностью и высокой степенью усталости от информации

Люди хотят получать то, что может принести им реальную пользу, и быстро теряют внимание, когда речь становится слишком абстрактной и никак не связанной с их опытом. Поэтому примеры, особенно сюжеты из личной практики, так хорошо помогают удерживать внимание слушателей

Волшебное слово «Однажды…» заставляет замереть любую аудиторию. В моей практике был случай, когда на одной из конференций докладчик совершенно потерял связь с залом, читая с листа свой материал. И вот когда народ уже не просто стал зевать и ерзать, а потянулся к выходу, этот парень вдруг отложил в сторону свои листочки и произнес: «Все, что я сейчас читал, понять трудно… Давайте, я расскажу на примере нашей компании, как это работает на самом деле». Потом он вышел из-за трибуны и стал увлеченно рассказывать. Тут же появился в его речи юмор, стали выразительными жесты, загорелись глаза. Слушатели ожили и начали слушать, задавать вопросы, а в финале наградили докладчика такими аплодисментами, которых он, может, прежде никогда и не получал.

Стратегии решения конфликта между сотрудниками

Стратегия — это линия поведения, которую выбирают участники конфликта. Она оказывает решающее значение на итог спора. Руководитель, работая с конфликтной ситуацией, должен направить подчиненных к выбору наиболее продуктивной стратегии. Некоторые из них предполагают не открытое противостояние, а уход от решения проблемы

Эти очаги напряжения впоследствии могут привести к кризису, поэтому на такие «скрытые» конфликты тоже важно обращать внимание. Пять основных стратегий поведения в конфликтной ситуации:

1. Конкуренция – оппоненты ориентированы только на свои цели, готовы к открытой борьбе, навязыванию своей точки зрения другой стороне. Уступка в конфликте воспринимается как проигрыш.
Когда такая позиция оправдана? В случаях, если ситуация опасная и нет времени на переговоры. Выбранное решение должно быть конструктивно, выгодно для всей организации, а не для конкретного человека. В остальных случаях эта стратегия носит разрушительный характер, ведет к ухудшению отношений.

2. Уступка – отказ от борьбы, добровольный или под влиянием обстоятельств. Выбирая эту стратегию, участник конфликта стремится сохранить хорошие отношения, уклоняясь от открытого противостояния. Уход от конфликта необходим в случаях осознания неправильности своей позиции, зависимости от оппонента, когда ущерб, полученный в ходе противостояния больше, чем возможная выгода. В этой стратегии конфликт между сотрудниками очевиден, но одна из сторон сознательно от него уходит.

3. Компромисс – каждый оппонент в чем-то уступает, чтобы прийти к общему решению. Используется при равных возможностях, но взаимоисключающих интересах участников конфликта. Для выбора этой стратегии нужно желание идти навстречу друг другу. Несмотря не то, что это конструктивный подход, сотрудники могут быть удовлетворены решением, так как вынуждены в чем-то поступиться.

4. Избегание конфликта – отрицание, стремление закрыть глаза на возникающее напряжение. Эта стратегия используется для того, чтобы выиграть время, определиться с линией поведения перед тем, как конфликт перейдет в открытую фазу. Также конфликт избегают, если его предмет не важен для сотрудника, он надеется, что ситуация решится сама.

5. Сотрудничество – поиск такого решения, которое устроит всех. Для поиска решения нужен полный и открытый анализ, обсуждения разногласий, желание решить конфликт с выгодой для всех коллег. Это наиболее эффективное поведение, но и самое сложное.

Рассмотрим эти стратегии на примере:

Менеджер пообещал клиенту, что дизайн сайта будет готов за неделю. Дизайнер может успеть выполнить эту работу, если откажется от остальных проектов, но подведет других заказчиков. Менеджер настаивает – клиент крупный, возможно долгосрочное сотрудничество, можно «подвинуть» остальных в очереди. Возникает конфликт.

Если в этой ситуации выбрать стратегию конкуренции, менеджер и дизайнер могут потратить немало времени на выяснение, чья позиция правильная, привлечение коллег, обсуждение ситуации с руководителем. Время будет упущено, отношения испорчены.

Дизайнер может поработать в выходные или задержаться подольше, чтобы не обострять ситуацию. В конце концов, зачем портить отношения с менеджером, можно и уступить, пожертвовав своим свободным временем. Этот способ решения конфликта между сотрудниками не может считаться выигрышным, так как дизайнер вынужден перерабатывать из-за чужой ошибки.

Менеджер может проигнорировать слова дизайнера и надеяться, что все само как-нибудь решится – клиент забудет об установленном сроке или работа потребует меньше времени. Он избежит конфликта, но последствием может стать потеря заказчика.

В случае выбора компромиссного решения стороны идут на взаимные уступки: менеджер просит заказчика немного подождать, а дизайнер пару раз задерживается на работе или передвигает некритичные задачи в пользу требуемого проекта. В итоге – все соглашения выполнены, но остается некоторая напряженность.

Выбирая стратегию сотрудничества, менеджер и дизайнер могут проанализировать загруженность дизайнера, возможность подвинуть какие-то заказы или делегировать их другим исполнителям, а также рассматривают увеличение срока выполнения для крупного заказа. Это анализ позволит выбрать оптимальное решение, устраивающее все стороны. Чтобы предупредить конфликт сотрудников в дальнейшем, руководитель может оптимизировать процесс работы, например, обязать менеджера уточнять сроки выполнения заказа у дизайнера до того, как озвучить их заказчику.

Александр Аларийский, основатель toxoff.net:

Этапы развития российской риторики

  • XII–XVII вв.В Древней Руси в это время самого слова «риторика» не знали, тем более, об учебных пособиях по ней речи не шло. Зато отдельные правила ораторского искусства успешно применялись. Для обозначения его существовали свои названия: благоречие, красноречие, риторикия. Кто желал обучиться искусству слова, делал это, основываясь на текстах богослужений, создаваемых проповедниками. Известный пример – сборник таких выступлений «Пчела», изданный в XIII столетии.
  • Первая половина XVII века. Появился первый отечественный учебник об основах риторики.
  • Конец XVII-середина XVIII века. Издается книга «Риторика» Михаила Усачева, появились издания: «Поэтика», «Старообрядческая риторика», «Этика», лекции Феофана Прокоповича об ораторском искусстве.
  • XVIII век. Риторика формируется, как российская наука. А М.В. Ломоносов, лично внесший огромный вклад в нее, посвятил ей целый ряд произведений, а его «Риторика» в развитии отечественной науки стала основной.
  • Начало и середина XIX века. Стране пережила риторический бум. Издано много учебных пособий известных авторов, среди которых Галич А.И., Зеленский К.П., Кошанский Н.Ф., Мерзляков А.Ф., Рижский И.С., Сперанский М.М.

Ораторское искусство: упражнения

Многие из нас хотели бы обладать ораторским талантом: умение красиво и убедительно разговаривать и представлять свои идеи может значительно улучшить жизнь каждого. Но какие шаги нужно сделать на пути к выдающимся ораторским способностям? Здесь на помощь приходят специальные упражнения. Они касаются голоса, дыхания, артикуляции, дикции и других составляющих, имеющих для любого выступления огромнейшее значение. Их совсем немного, на даже этого количества вполне хватит, чтобы неплохо прокачаться в навыке выступать и научиться быть харизматичным и запоминающимся оратором. Читать подробнее…

6

Образец речи руководителя при знакомстве с коллективом

Когда руководители приходят в новый коллектив и начинают представляться, рассказывая свое резюме и увлечения, то это не всегда выглядит профессионально. Ваша цель – произвести хорошее впечатление на новых сотрудников, и они пойдут за вами.

Смысл выступления заключается в том, чтобы задать тон. Люди должны понять, как вы будете решать поставленные задачи и общаться с коллективом

Вы должны показать, что для вас важно в достижении успеха всей команды

Конечно, в первый же день, никто из этих людей не будет ожидать от вас выработанной стратегии развития бизнеса , так как это требует времени. Но они будут искать подсказки в ваших словах, каким лидером вы стремитесь быть.

По этой причине напомните сотрудникам, что ваши двери всегда открыты, и все, что будет сказано, останется за ними. И не забудьте упомянуть командную работу в своей речи, так как это основополагающий ключ к успеху любого коллектива.

Пример речи руководителя:

Меня зовут Сергей, и я являюсь начальником отдела снабжения в этой компании. Я новичок здесь, поэтому я надеюсь, что вы будете открыты со мной, когда я буду задавать вам вопросы. Я не собираюсь проверять ваши слабости или недостатки ваших коллег

Мне важно услышать, что и как вы делаете, и как мы можем это улучшить. Для меня сейчас важно понять сам процесс работы в этом отделе

Главным принципом работы нашего отдела будет – безопасность. Работаете ли вы на фабрике или в офисе, я бы хотел, чтобы вы все благополучно вернулись домой в конце рабочего дня. И как раз этими вопросами я буду интересоваться в первые дни, поэтому будьте со мной открыты в обсуждении подобных проблем, ведь это касается каждого из нас.

Следующее – это уважение. Вы можете рассчитывать на то, что я буду всегда относиться к вам с уважением. Это значит не ругаться и не повышать на вас голос. Я буду ожидать такого же обращения в ответ, и что такого рода уважительное отношение будет распространяться на всех в компании. Я лояльно отношусь к смеху и разного рода разговорам, но это должно быть с уважением к каждому.

Третье – это честность. Это означает, что мы говорим правду. Вы можете ожидать, что я скажу правду, и я буду ожидать того же. Говорить правду очень освобождает. У правды нет политики и нет запретных тем. Если это заставит компанию работать лучше, об этом нужно говорить откровенно.

Да, и стремление говорить правду – это не то же самое, что выдавать всю информацию. Вы не должны говорить каждому о своей зарплате по первой просьбе, или о будущем слиянии компании. А значит, некоторая информация должна оставаться в секрете.

Последнее ожидание связано с командной работой. Если вам нужна помощь, вы должны попросить ее. Каждый здесь должен рассчитывать на помощь своего коллеги. Вы также должны оказывать помощь, когда можете, особенно если это поможет другим лучше выполнять свою работу. Несомненно, это означает, что вы будете прилагать дополнительные усилия и жертвовать собой.

Эти усилия будут признаны окружающими вас людьми и могут, в конечном счете, даже привести к существенному улучшению вашего положения. Или, как минимум, вы будете уверены, что можете рассчитывать на помощь, когда она вам необходима.

Это все мои ожидания в этом коллективе. Пожалуйста, дайте мне знать, если у вас имеются какие-то возражения или предложения.

Моя дверь всегда открыта

Спасибо за внимание!. Заключение

Заключение

Изучение того, как представиться новым коллегам, поможет вам достичь долгого и успешного пребывания в вашей новой компании. После знакомства со своими коллегами убедитесь, что вы поддерживаете отношения с ними. Хорошие отношения на работе могут принести вам пользу во многих отношениях, например, облегчат вашу трудовую жизнь и повысят производительность.

  • What means of travelling do you prefer why сообщение

      

  • Имя функции позволяющей вывести сообщение например результат вычисления

      

  • Днк и наследственная информация сообщение по информатике

      

  • Поощрение сообщение на родину

      

  • Розовый морской огурец сообщение

Вопрос 2. Кто может стать великим оратором?

Многие считают, что умение блестяще выступать перед публикой – это дар свыше, что с ним рождаются. Поэтому кому-то он дан, а кому-то, к сожалению, нет. Вынужден разочаровать или, наоборот, обрадовать, но эффектное выступление – это прежде всего результат тщательной, целенаправленной и долгой работы над собой, своими навыками и умениями.

Хотя, что греха таить, действительно кому-то от природы есть данные успешного оратора – хорошее произношение, громкий и приятный голос, внешность, обаяние, артистичность, гибкость мышления, остроумие, хорошая память, способность быстро устанавливать контакт с людьми, трудолюбие и сильная воля. А кому-то приходится достигать этого самому, постоянно набивая шишки. Поэтому в риторической науке даже есть понятия естественного (врожденного) и искусственного (приобретенного) ораторского мастерства.

Ораторское мастерство и красноречие – это настоящее искусство. Давайте проведем параллель с другими видами искусств. Некоторые с рождения имеют предрасположенность к рисованию. Однако просто взять и сразу нарисовать шедевр не получится ни у кого. Учеба, подготовка, опыт, время, пробы – и только потом можно говорить о создании настоящего произведения искусства. То же самое и с ораторством. Даже если вы обладаете природными данными, интуитивным пониманием правил построения речи, настоящее блестящее выступление возможно только со временем, в результате кропотливой подготовки.

Великим оратором может стать каждый. Рецепт прост. 5 % таланта и 95 % работы – вот слагаемые успеха в этом деле. Иногда мне говорят: нет, я, конечно, хочу стать блестящим оратором, но учиться мастерству публичных выступлений не буду, у меня к этому вообще нет данных. Тогда я вспоминаю самых известных ораторов.

Давайте вспомним и мы. Огромный шаг от косноязычия к красноречию сделал великий древнегреческий оратор Демосфен, с детства страдающий тихим и слабым голосом, легко переходившим в фальцет, а также картавостью, шепелявостью, нечеткой дикцией, нервным тиком и имеющий не меньшее количество других комплексов. Болезненная одышка заставляла его замолкать на полуслове. Во время выступления он сильно волновался, при этом одно его плечо начинало подергиваться, что служило предметом постоянных насмешек окружающих. Чтобы избавиться от этого недостатка, во время репетиций Демосфен вешал над плечом остро заточенный меч и таким образом справился со своим недугом (я вас к этому отнюдь не призываю). Чтобы сделать свой голос громким, он тренировался на берегу бушующего моря и в результате смог научиться говорить громче любой самой шумной толпы. Демосфен постоянно перекатывал во рту камешки и проговаривал свои речи, чтобы избавиться от картавости. Когда он произносил свою первую речь, его с позором освистали. Но, несмотря на всю эту, мягко говоря, неперспективную картину, у Демосфена было главное – огромное желание овладеть искусством публичных выступлений. И он смог стать великим оратором – со всей Эллады люди съезжались, чтобы послушать и посмотреть, как выступает Демосфен.

«Поэтами рождаются, ораторами становятся», – сказал Марк Туллий Цицерон и был прав. Все в ваших руках!

Да вспомните хотя бы пример из недавней истории. Дедушка Ленин картавил, имел большие проблемы с артикуляцией, но это не помешало ему стать великим оратором, способным произносить пламенные речи, вести за собой толпы восторженных людей и войти во всемирную историю как великий вождь народа.

Или взять Маргарет Тэтчер. От рождения она имела, скажем так, не очень приятный для уха, визгливый голос. Перед большой аудиторией «железная леди» терялась, пугалась сотен глаз, забывала слова, не знала, куда смотреть. На самом деле «железной» Маргарет Тэтчер стала потом. Она прекрасно понимала, что без ораторского искусства она не сможет добиться успеха в большой политике. И она начала работать над собой – занятия по постановке голоса, курсы ораторского мастерства, долгие месяцы подготовки, репетиций и проб, консультации преподавателя театрального искусства и профессионального имиджмейкера. Что получилось в результате, мы все хорошо знаем.

Каждый из вас может стать великим оратором. Главное – желание. И если желание у вас есть, значит, первый шаг на пути постижения искусства красноречия вами уже сделан. И помните, что 95 % успеха зависят от вашей регулярной работы над навыками ораторского мастерства. Все в ваших руках.

Особенности ораторской речи

Ораторскую речь характеризуют такие особенности:

Устное изложение. Процесс коммуникации с аудиторией происходит непосредственно при озвучивании мыслей. Тексты для ораторского выступления усваиваются на слух и строятся так, чтобы быть легкими в восприятии.

Наличие обратной связи. Хороший оратор чувствует аудиторию. Он различает настроение, ловит реакции на сказанное, угадывает наметившиеся вопросы и гибко строит дальнейший диалог.

Применение различных средств общения. Использование жестов, пантомимики, интонации и других невербальных способов присуще именно ораторскому искусству, чем и отличает его от обычной устной речи.

Связь между текстом, подготовленным для выступления, и его устной интерпретацией. Выбор правильной тональности общения помогает преподносить информацию в доходчивой форме и находить контакт с аудиторией.

Что почитать

— Нардонэ Дж. «Страх, паника, фобия. Краткосрочная терапия»; — Сапольски Р. «Почему у зебр не бывает инфаркта. Психология стресса»; — Синельников В. «Жизнь без страха»; — Соломатина О. «Как победить свой страх. 12 демонов на пути к свободе, счастью, творчеству»; — Русанова Н. Руководство по избавлению от панических атак;  — Курпатов А. «Секретная таблетка от страха»; — Знаменитости, страдающие боязнью сцены | ELLE

Скидка 25 % по промокоду AOLT на первую сессию с автором статьи

Статья оказалась для вас полезной? Поставьте ей ниже лайк. А если кажется, что автор текста может помочь с вашей проблемой, запишитесь к нему на первую сессию со скидкой 25% по промокоду AOLT 

Записаться на сессию

Основы риторики и ораторского искусства

Риторика — это искусство хорошо, убедительно и красиво говорить на публике. Она включает в себя знания о способах выразительности и восприятия речи, умение выбирать правильные слова и использовать эмоциональную нагрузку. Риторика помогает выступающему убедить слушателей в своей правоте и вызвать в них нужные чувства.

Ораторское искусство — это способность говорить красиво, увлекательно и интересно. Оно учит убеждать людей, приводить аргументы и доказывать свою точку зрения

Оратор с помощью своего искусства может впечатлить, вдохновить и привлечь к себе внимание слушателей

Оба направления — риторика и ораторское искусство — затрагивают множество важных аспектов коммуникации

Важно понимать, что они не противоположны друг другу, а дополняются. Умение выразительно говорить и убедительно аргументировать свои мысли с помощью риторики и ораторского искусства необходимо представителям всех профессий, от учителя до политика

  • Пример риторики: «Я имею мечту, что однажды дети наши будут жить в стране, где не будут судить по цвету кожи, а по содержанию их характера.»
  • Пример ораторского искусства: «Мы стоим на пороге нового культурного эпохи. Дух сей эпохи — динамизм, новаторство, креативность. Давайте войдем в эпоху будущего вместе!»

Онлайн-программа «Современная риторика»

За 8 недель на этой программе вы освоите и научитесь применять традиционные и современные приемы риторики для выступлений, презентаций, видеоблогинга, стендапов и многого другого. Вы научитесь говорить четко, внятно, управлять своим голосом, правильно вести себя на сцене и работать с аудиторией, справляться со страхом публики, готовить хорошее выступление – от плана и поиска материала до непосредственно текста речи, освоите множество других важных навыков, связанных с выступлениями. Узнать подробнее…

Мы желаем вам силы, чтобы преодолевать любые страхи, и неиссякающего вдохновения, чтобы учиться всему, что вам хочется!

Кто такой оратор

Оратор — это человек, имеющий ораторские способности, которые заключаются в умении красиво и убедительно говорить, в совершенстве владеть инструментами актерского искусства, обладать психологическими знаниями.

Талант красноречия может быть врожденным. Считается даже, что он есть у каждого из нас, только в разной степени проявлен. Это означает, что любой желающий может развить этот дар, учитывая индивидуальные особенности и работая над собой.

С наработкой ораторских навыков, приходит умение публичного выступления, которое имеет свои свойства:

  • особое содержание речи — языковые и невербальные, в виде мимики и жестов, методы воздействия на слушателя;
  • целенаправленность — получение обратной связи от аудитории;
  • эффективность — как результат психологического состояния оратора и его авторитета у публики.

А вот выстроить грамотно свою речь можно, если использовать правила ораторского искусства:

Выступление должно быть структурированным для лучшего усвоения и доступным для понимания.
Речь правильная, выразительная и без слов-паразитов способна надолго завладеть вниманием публики.
Подаваемая информация обязана быть полезной и правдивой.
Эмоциональная наполненность выступления и сухой язык цифр создадут баланс и не дадут улетучиться интересу слушателя.
Не следует злоупотреблять и его вниманием, лаконичность и информационная емкость речи приветствуются.
Начало выступления и его заключительная часть оказывают на публику больший эффект, чем содержание, — это следует учесть в композиционной структуре речи.
С аудиторией нужно разговаривать на понятном ей языке, учитывая ее интеллектуальный уровень, возрастную категорию, социальную принадлежность.

И тогда она будет обладать необходимыми для ораторской речи качествами:

Как научиться ораторскому мастерству самостоятельно, мы еще поговорим.

А пока — кратко об основах ораторского искусства.

О страхе публичных выступлений

Страх перед выступлениями мешает жить полноценной жизнью и сильно ограничивает людей в социальном взаимодействии. Человек начинает избегать ситуаций, где ему предстояло бы выступить перед публикой (сказать тост на торжестве, высказать свое мнение на собрании и т.д.).

Глоссофобия сопровождается такими неприятными ощущениями, как:

  • учащённое сердцебиение;
  • повышенная потливость;
  • дрожь в руках и ногах;
  • сухость во рту, ощущение кома в горле;
  • тошнота;
  • ощущение нехватки воздуха;
  • чувство озноба или жара;
  • дискомфортные ощущения в желудке;
  • напряжение во всем теле.

Боязнь произносить речь перед аудиторией может проявляться:

До выступления

Как только человек узнает, что ему предстоит выступить с докладом или презентацией перед большим количеством людей, у него нарушается привычный образ жизни, в голове постоянно крутятся мысли о возможной неудаче, он плохо ест и спит.

Чем ближе день Х, тем тяжелее чувствует себя выступающий. Он старается всевозможными способами отложить это мероприятие или вообще отказаться от него.

Кто-то может даже заболеть перед выступлением, поскольку психика не выдерживает такой нагрузки и включает свои защитные механизмы, одним из которых является уход в болезнь.

Во время выступления

Человек оказывается на сцене, и тут же в его голове включается хор мыслей: а вдруг слушателям не понравится то, что я скажу? А вдруг кто-то засмеётся? А если все поймут, что я волнуюсь?

Докладчика может вывести из строя любая мелочь: покашливание кого-то из зрителей, духота, посторонний шум, и вот он уже теряет нить повествования, начинает заикаться и паниковать.

После выступления

Учёные говорят, что в основе глоссофобии лежит один из базовых инстинктов человека – инстинкт доминирования. Под его воздействием человек стремится занять более высокую иерархическую ступень на общественной лестнице. Страх выступления на публике является защитным механизмом, который уберегает людей от возможности быть неуспешными в глазах окружающих.

Поэтому от страха выступлений на публике не нужно избавляться. Необходимо трансформировать его в положительный настрой и уверенность в себе. Признать, что страх существует, но он не помешает вам выступить перед людьми и рассказать им всё, что вы хотели.

О том, как помочь ребёнку подружиться со своим страхом, мы поговорим далее.

Говорите не уху, а глазу. Помогайте другим «увидеть» вашу речь.

Не только примеры, но и обычный маркер в руках способен творить чудеса. Если позволяет формат выступления, старайтесь фиксировать ключевые мысли на доске или флипчарте. Можно использовать клейкие листочки большого формата, рисуя на них свои идеи. 

Это способ помогает организовать свои мысли и сделать их предельно понятными и запоминающимися. Наблюдать за тем, как рождается слово, интереснее всего

Поэтому оратор, который рисует свою мысль, гарантированно удерживает внимание лучше, чем тот, кто только использует один канал восприятия – слуховой. Метод визуализации не требует от нас обладания навыками живописца

Рисунки и схемы должны быть предельно простыми. 

Сложности

Трудности публичного выступления можно разделить на 5 категорий.

Во-первых, отсутствие умения планировать время выступления так, чтобы максимально удерживать внимание слушателей. Аудитория не должна устать от информации и ее подачи.

Во-вторых, нужно суметь избавиться от нервозности.Слушатели ни в коем случае не должны ее почувствовать. Чаще всего она передается дрожанием голоса во время выступления и сбивчивостью речи

Как выступить перед аудиторией без волнения – разберем ниже.

В-третьих, от волнения при самом публичном выступлении можно  легко провалить его. Может «пересохнуть в горле» или просто захочется убежать.
В-четвертых, успех выступления зависит только от самого лектора, которому не на кого рассчитывать, кроме самого себя.

В-пятых, трудность составляет понимание отношения аудитории к  выступлению. Нужно четко понимать запросы и склонности слушателей, чтобы произвести на них впечатление.

Какой должна быть ораторская речь?

Кто такой оратор и как им стать?

К речи оратора тоже предъявляется ряд серьезных требований:

наличие хорошо поставленного голоса (чтобы успешно передавать информацию, адресуя ее не только к разуму своей публики, но и к их эмоциям);

отчетливое и верное произношение (невнятное бормотание или «проглатывание» половины букв в словах вряд ли поспособствуют удержанию внимания слушателей);

сбалансированность темпа речи (излишняя торопливость может создать у аудитории ощущение, что выступающий спешит и его информация не слишком важна, а вот медленная вялая подача материала и вовсе вызовет ответное безразличие);

простые и понятные выражения (избегать нужно не только сложных и редких фраз и терминов, но и вульгарных слов или уличного жаргона; язык докладчика должен быть близок к языку его слушателей);

краткие и четкие объяснения (длинные витиеватые фразы плохо воспринимаются людьми и негативно влияют на дыхание самого выступающего);

образность речи и богатый словарный запас помогут создать у публики яркие зрительные образы и тогда она запомнит выступление лучше;

заранее поставленная цель (знание того, чего вы хотите сказать и чего добиться от публики, верно подобранные и убедительные аргументы непременно дадут результат);

изменение интонаций, голосового темпа и выразительные паузы позволят публике акцентировать свое внимание на нужных моментах и лучше осмыслить произнесенное;

сила голоса должна быть такой, чтобы доклад был слышан каждому присутствующему, но при этом не вызывал раздражение излишней громкостью (приятный тембр не нарушит комфортного восприятия публики).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бронивиль
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: