Александро-свирский монастырь

Нетленные мощи святого александра свирского — свидетельство о реальности духовного мира

Кто он? Краткая биография

Святой родился в селе Мандеры, что находилось в Новгородской земле. Известно, что он был буквально вымолен у Господа родителями, Стефаном и Вассой, после многих лет, когда они не могли зачать ребенка. Мирским именем преподобного было Амос.

Икона прп. Александра Свирского в монастыре

В 19 лет он ушел из дома, чтобы стать иноком на Валааме. Через несколько лет он принял здесь постриг с именем Александра, под которым теперь его знает православный мир. Спустя еще некоторое время в обители его нашел отец. Узнав, что сын стал иноком, родители по времени также приняли монашество.

О дальнейшем земном пути преподобного известно, что:

  • проведя в монастыре около 13 лет, в 1486 г., он ушел на уединенное подвижничество; он поселился близ реки Свирь, в 7 верстах от монастыря;
  • примерно 7 лет Александр жил один; но однажды ему явилась Святая Троица; Сам Господь благословил Своего раба строить Ему храм и принимать братий; так появился Троицкий Александро-Свирский монастырь;
  • около 1508 г. преподобный, по настоянию братии, стал игуменом;
  • незадолго до кончины он удостоился еще одного небесного посещения, Божией Матери, Которая обещала не оставлять его монастырь; как раз в это время прп. Александр задумал возвести второй храм – Покрова Богородицы.

Кончина святого была мирной, а погребен он был в основанном им монастыре.

Молитва

О свяще́нная главо́, А́нгеле земни́й и челове́че Небе́сный, преподо́бне и богоно́сне о́тче наш Алекса́ндре, изря́дный уго́дниче Пресвяты́я и Единосу́щныя Тро́ицы, явля́й мно́гия ми́лости живу́щим во святе́й оби́тели твое́й и всем, с ве́рою и любо́вию притека́ющим к тебе́!

Испроси́ нам вся благопотре́бная к житию́ сему́ вре́менному, и ну́жная к ве́чному спасе́нию на́шему. Посо́бствуй предста́тельством твои́м, уго́дниче Бо́жий, пред Го́сподем на враги́ ви́димыя и неви́димыя.

Ве́рных рабо́в Его́, в ско́рби и печа́ли день и нощь вопию́щих к Нему́, многоболе́зненный вопль да услы́шит и да изведе́т от поги́бели живо́т наш.

Да в ми́ре глубо́це пребу́дет свята́я Правосла́вная Це́рковь Христо́ва, и в благострое́нии зи́ждется оте́чество на́ше, во вся́ком благоче́стии неруши́мо. Бу́ди всем нам, чудотво́рче святы́й, помо́щник ско́рый во вся́кой ско́рби и обстоя́нии. Наипа́че же в час кончи́ны на́шея яви́ся нам засту́пник благосе́рдый, да не пре́дани бу́дем на мыта́рствех возду́шных вла́сти зло́бнаго мироде́ржца, но да сподо́бимся непреткнове́ннаго восхо́да в Ца́рствие Небе́сное.

Ей, о́тче, моли́твенниче наш при́сный! Не посрами́ упова́ния на́шего, не пре́зри смире́нная моле́ния на́ша, и предста́тельствуй за нас пред Престо́лом Живонача́льныя Тро́ицы, да сподо́бимся вку́пе с тобо́ю и со все́ми святы́ми, мы недосто́йнии, в селе́ниих ра́йских сла́вити вели́чие, благода́ть и ми́лость Еди́наго в Тро́ице Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

История обретения мощей

Впервые нетленные останки святого были явлены верующим в 1641 г. Шли последние дни шестой седмицы Великого Поста. Тогда случилась необычная гроза: молния сверкала точно над местом, где был похоронен святой. Суть этого небесного знамения выяснилась на Лазареву Субботу: тогда работники, копавшие ров для строительства будущей церкви Преображения Господня, нашли гроб основателя обители. Свидетели вспоминают, что:

  • гроб находился как бы в пещере – земля над ним стояла сводом; при этом сам гроб почти сгнил;
  • но, когда сняли крышку, с ужасом и радостью увидели… совершенно нетленное тело, хотя пролежавшее в земле более ста лет; черты лица святого были во всем подобны его иконным изображениям, он казался как бы спящим; кожа имела янтарный цвет;
  • наконец, от нетленного тела изливалось благовонное миро – знамение святости прп. Александра и Божией благодати, подаваемой по его молитвам.

О чуде узнал царь Михаил Федорович, немедленно пожертвовавший для мощей раку из чистого серебра. В ней они пребывали в соборе монастыря до 1870 г., когда рака была заменена на новую, также серебряную – как говорили, весом 11 пудов.

К мощам не иссякал поток паломников. Было составлено и их подробнейшее описание – именно оно поможет удостовериться в подлинности святыни, когда ее обретут вторично.

Рака преподобного Александра Свирского (1909) Фото : Сергей Прокудин-Горский

Вскрытие и изъятие мощей в советское время

Был октябрь 1918 г. По стране шла кампания «вскрытия мощей», кощунственных надругательств над святынями с целью показать «темному народу» «вековой обман церковников».

Дошла очередь и до Александро-Свирской обители, куда приехал революционер Август Вагнер.

Приказывая открыть раку, он уже предвкушал «триумф материализма над мракобесием», ожидая найти полуистлевшие кости. Но – увидел сохранное человеческое тело. «Восковая кукла,» – так написал он в отчете. Но медики, освидетельствовавшие мощи, этого не подтвердили: это было именно тело, нетленное, несмотря на прошедшие столетия.

Неудобную атеистическим властям правду попытались скрыть:

  • Вагнеру «настойчиво порекомендовали» переписать отчет – так появилась история, что в раке якобы найден череп и несколько зубов, а также «кучка полуистлевших костей»;
  • сами мощи увезли подальше – в Петроград, хотя обычно вскрытые останки святых выставляли на всеобщее обозрение, а потом передавали в ближайший музей; но здесь случай был не тот: версия о «вековом обмане» явно дала осечку.

С этого времени честные останки пребывали в музее Военно-Медицинской Академии. В 1930-е их не раз искали сотрудники НКВД с целью уничтожить столь явное свидетельство реальности нетления мощей – но всякий раз мощи «терялись» в запасниках. Распоряжение прятать их от обысков давалось академиком Владимиром Тонковым, который, по сути, и спас тогда святыню. А вот после его смерти в 1954 г. след мощей потерялся. Но не потому, что их изъяли из музея, а потому, что о реликвии попросту забыли.

Свирский монастырь.

Как добраться.

Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь расположен в Ленинградской области в 20 километрах от моста за Лодейным Полем через реку Свирь, не доезжая 10 километров до границы с Карелией. Основные способы добраться до Свирского монастыря  — это экскурсионный тур или на автомобиле. Ходят сюда и местные рейсовые автобусы, но этот вариант подходит только для жителей ближайших населенных пунктов. Экскурсионные автобусы и паломнические туры отправляются, в основном, из Санкт-Петербурга. Если же ехать на автомобиле, то с автотрассы Лодейное Поле — Петрозаводск необходимо по указателю повернуть налево на юг (координаты поворота для навигатора: 60,81620  33,33580) и проехать еще 5 километров. Парковка везде бесплатная, но лучше всего припарковаться немного не доезжая до монастыря (координаты парковки для навигатора: 60,77900  33,32060).

Преображенский собор Свирского монастыря. Фото Александра Ишханова

Описание Свято-Троицкого Свирского монастыря

Основан Свирский монастырь был в конце 15 века Преподобным Александром Свирским. Монастырь Александра Свирского состоит из двух комплексов (Преображенского и Троицкого), находящихся друг от друга на расстоянии двухсот пятидесяти метров. Сначала посещаем дальний Преображенский комплекс, расположенный на берегу Рощинского озера.

                                                       Мощевики 26 святых в Свирском монастыре. Фото Александра Ишханова

В Преображенской части Свирского монастыря расположен Преображенский собор, в котором хранятся мощевики — частицы мощей святых: Святителя Николая Чудотворца; Великомученника и целителя Пантелеймона; Святителя Иоанна Златоуста; Святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы Девы Марии; Часть древа, на которым был распят Христос Спаситель (всего 26 святых), перевезенные в Свирский монастырь в 2013 г. из Одесской епархии. В одном помещении с мощевиками установлен гроб Александра Свирского, но мощей здесь нет. После реставрации Троицкого комплекса мощи Александра Свирского были перемещены в Троицкий собор. Считается, что даже гроб Александра Свирского обильно источает струи исцелений и творит преславные чудеса. На территории Преображенского комплекса есть помещение, находящееся на том месте, где Александру Свирскому явилась Святая Троица. Здесь можно набрать и взять с собой домой святой песок. Рядом находится церковная лавка, в которой можно приобрести освещенные иконы.

Троицкий собор Свирского монастыря. Фото Александра Ишханова

Переходим в Троицкую часть монастыря, восстановленную несколько лет назад. Здесь в Церкви Покрова Пресвятой Богородицы находится место явления Чудотворцу Александру Свирскому Пресвятой Богородицы Приснодевы Марии. До основания монастыря в округе на сотни километров процветало язычество, и только благодаря монастырю здесь стало укореняться православие. Троицкий собор Свирского монастыря обладает ценнейшими экземплярами икон и фресок 17-19 веков.

                                                    Паломники у мощей Александра Свирского. Фото Александра Ишханова

Были времена, когда монастырь претерпевал полный упадок, но при этом его главная святыня – мощи Александра Свирского – была сохранена. После восстановления Троицкого комплекса сюда из Преображенской части монастыря перемещены мощи Преподобного Александра Свирского. Эта святыня притягивает сюда множество паломников со всей православной Руси. 

Обычно сюда приезжают без ночевки. А зря. Здесь экологически чистое место, лес, два озера, имеется несколько гостиниц: Старая Слобода, Инема, гостевой дом: У озерка и др. Можно найти места и в частном секторе.

А теперь предлагаю посмотреть мой трехминутный фильм о Свято-Троицком Свирском монастыре:

Вам могут быть интересны и другие мои статьи:

Мандроги

Старая Ладога

Где остановиться в Каменномостском

Мамедово ущелье

Пшехский водопад

История обители

Чудесная и одновременно непростая история святой обители началась более 500 лет назад. Преподобный 26-летний Александр Свирский принял монашеский постриг на Валааме. Стремление к уединению привело его на берег речки Свирь у Рощинского озера. Однако ученики известного отшельника последовали за ним и устроили рядом монашеское поселение.

После молитвенного видения Святой Троицы преподобный решил заложить церковь. А неподалеку началось возведение храма Покрова Пресвятой Богородицы, который существует и доныне.
В период расцвета «Северной Лавре» подчинялись десятки пустыней и монастырей. На ее территории располагалось восемь храмов, трапезная, книгохранилище и хозяйственные постройки. Обитель была настоящим духовным оплотом православия с богатыми иконостасами и другими ценностями. А мощи отошедшего в 1533 году Александра Свирского обрели свое место в Преображенском храме.

Революционные события 1917 года принесли полное разграбление храмов. Настоятель и ряд монахов были расстреляны. А мощи преподобного переданы Военно-медицинской службе.

Монастырские помещения использовались как детский дом, трудовой лагерь, техникум и психиатрическая больница.
Возрождение древнего центра православия началось только в 1997 году. На его территории вновь поселились монахи. И произошло долгожданное возвращение святых мощей. Ежегодно во время празднования Троицы останки крестным ходом переносят из Преображенского в Троицкий собор.

Новгородский след

Новая интерпретация мифа об Александре возникла в первой половине 15-го века, когда Москва начала борьбу против новгородской феодальной республики. В развернувшейся идеологической войне новгородские летописцы припомнили, что основатель династии московских государей был новгородским князем. Это означало старшинство Господина Великого Новгорода по отношению к Москве.

Подвиги, приписанные Александру, должны были представить новгородцев защитниками и хранителями Руси и её духовных скреп. Именно к этому времени и по этой причине в Новгородской летописи появляются сведения о полководческих подвигах Александра, которые так любят цитировать историки.

Как фигура общенационального масштаба образ Александра Невского начал формироваться только во второй половине 16-го века, когда Ивану Грозному потребовалось обосновать необходимость завоевания Новгорода и Ливонской конфедерации. Именно в это время Александр получил прозвище Невский и был объявлен общенациональным святым, в честь которого ежегодно отмечался церковный праздник.

Окончательное оформление образ Александра Ярославича получил в десятитомном «Лицевом своде», который был создан под руководством Ивана Грозного в его резиденции в Александровской слободе. Почти каждая страница «Лицевого свода» украшена миниатюрами (всего там их более 16 тысяч).

Житие Александра Невского . (Wikimedia Commons)

Цель этого сборника, как следует из его названия, — свести воедино все местные летописи и создать полную и, что особенно важно, единственно «правильную» версию истории, которая обосновывает идею, что Москва — преемница Руси Киевской и Владимиро-Суздальской, а правящая династия в лице Ивана Грозного — единственная легитимная власть.

Персонально Александру Ярославичу в «Лицевом своде» посвящено целых 196 миниатюр в двух томах — больше, чем всем остальным русским князьям. Но удивляет даже не количество посвящённых Александру иллюстраций, а то, что создателей свода совершенно не интересуют следующие за Ледовым побоищем двадцать лет его жизни. А ведь это были наиболее важные годы: Александр становится великим князем Киевским, а потом и великим князем Владимирским, то есть из рядового удельного князя превращается в политика национального масштаба.

Очевидно, что такое «неуважение» к последующей деятельности Александра обусловлено стремлением обойти неудобные моменты его биографии, связанные с захватом великокняжеского трона и сотрудничеством с Ордой.

В царствование Ивана Грозного началась и монументальная пропаганда образа Александра Ярославича. В построенном по указанию царя храме Василия Блаженного была помещена большая икона «Святой Александр Невский с деянием», где изображены 32 его прижизненных подвига и посмертных чуда.

Какие святыни хранятся в обители?

Большинство паломников в первую очередь стремятся попасть к останкам Александра Свирского, желая прикоснуться к их благотворной силе и укрепить свою веру.

В обители хранится одна из немногих копий Туринской плащаницы — ткани, в которую было завернуто тело Иисуса Христа после распятия. Эта святыня вместе с частицей Креста Господня находится в церкви Захарии и Елизаветы. Погребальная пелена мироточит, привлекая этим чудом тысячи верующих и обычных туристов.

Относительно «новая» святыня, прибывшая из Одесской епархии, — ковчег с частичками мощей разных святых. Среди них — целитель Пантелеймон, Иоанн Златоуст, Николай Чудотворец. Кроме того, там находятся кусочки яслей Господа и креста, на котором Его распяли.

Интересные факты

  • В советское время мощи преподобного хранились в качестве анатомического экспоната «неизвестного».
  • Существует поверье о помощи мощей святого бесплодным парам, когда молитва у раки помогала женщинам зачать малыша.
  • Купол Троицкой церкви украшен изображением Господа, благословляющим рукой со сжатыми пальцами. Это воспринимают за знак, что здешние земли находятся в Его руке.

Великий князь

В 1246 году умер великий князь Ярослав Всеволодович. Александр посетил Орду и столицу Монгольской империи Каракорум и в результате непростых переговоров был признан сначала великим князем Киевским, а затем и Владимирским.

Находясь на великокняжеском престоле, Александр, получивший за победу над шведами прозвище Невский, продолжал сдерживать их и установил хорошие отношения с Норвегией. Одновременно, чтобы избежать карательных походов ордынцев, он вынужден был содействовать им в проведении переписи населения Руси, результаты которой использовались при установлении размера дани. В то же время он сумел убедить власти Орды отказаться от мобилизации русских для участия в войнах с другими народами.

По словам Антона Горского, Александру Ярославичу приходилось действовать, исходя из сложившихся обстоятельств, устанавливать отношения с правителями Монгольской империи и Орды.

Как отметил Горский, важным аспектом в деятельности Александра Ярославича было то, что он тесно связал Новгород и северо-восточную Русь.

«Со времён Александра новгородцы признавали своим князем того, кто занимал великокняжеский стол во Владимире. Это впоследствии сыграло свою роль, когда происходило присоединение Новгорода к единому Русскому государству», — подчеркнул историк.

  • Печать Александра Невского. После 1236 года

Александр Невский умер 27 ноября 1263 года. Перед смертью он принял монашеский постриг. На Московском соборе 1547 года он был канонизирован Русской православной церковью.

В 1724 году Пётр I собственноручно перенёс в учреждённый им мужской монастырь мощи Александра Невского, покоившиеся до этого во Владимире. А во время Великой Отечественной войны имя князя стало одним из символов борьбы с западной экспансией. По словам историков, снятый незадолго до начала войны Сергеем Эйзенштейном фильм «Александр Невский» оказался чрезвычайно актуальным, а многие фразы из него стали крылатыми, в том числе и его знаменитое «Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет!».

Как отметил в беседе с RT заведующий кафедрой политологии и социологии РЭУ им. Г.В. Плеханова Андрей Кошкин, роль Александра Невского в истории России и русского народа была судьбоносной.

«Середина XIII века для Руси была тяжёлым, переломным моментом. Александр Невский сумел задать вектор, который в дальнейшем привёл к созданию современной России и русского народа», — заявил эксперт.

По мнению Михаила Мягкова, фигура Александра Невского до сих пор остаётся актуальной в русской культуре.

  • Миниатюра из «Царского титулярника» (1672)

«Он пронизывает буквально всё наше бытие. Военные помнят о его выдающихся победах, дипломаты — о его судьбоносном внешнеполитическом выборе, всё общество — о его шагах по защите духовности, православия. Он был многогранен, как русский народ. Он является одним из символов России», — подытожил Мягков.

Где находятся мощи

В Александро-Свирском Троицком монастыре. Он находится в Лодейнопольском районе Ленинградской области, в деревне Старая Слобода. Обитель стоит на берегу озера Рощинского.

Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь. Фото Елены Балабановой

Хотя в 1998 г. обитель была возвращена Церкви в состоянии «мерзости запустения», сейчас она полностью восстановлена. Вот как пишут об обители современные паломники:

  • «Невероятное место! По своей силе, истории , по красоте!!! В храме хранятся мощи преподобного Александра Свирского. К мощам можно приложиться, иногда даже в открытой раке. Территория монастыря ухоженная, внутри очень уютно. На службе вечером гасят свет и кажется, что попадаешь в портал без времени…» (Ирина)
  • «Удивительное, незабываемое святое место. Здесь каждый найдёт душевное спокойствие, умиротворение. В таких местах хочется остановиться и подумать без суеты. Монастырь отреставрирован. Очень красивая природа вокруг» (Алла)
  • «Этот монастырь ,самое настоящее райское место…. Как только въезжаешь в деревню, через которую лежит путь к монастырю ,понимаешь ,что Александр Свирский любит и бережёт своих деток, которые к нему приходят поклониться… уже начиная с деревеньки ощущаешь БЛАГОДАТЬ!!! ПРЕПОДОБНЕ АЛЕКСАНДРЕ МОЛИ БОГА О НАС !» (Руслан)

КЕЛЬЯ, СТАВШАЯ ХРАМОМ

Возвращаясь к Свято-Троицому собору, мы проходим мимо Феодоровского корпуса, где находились кельи насельников Александро-Невской лавры.

Здесь жил  великий русский святой Серафим (Вырицкий).

Он принял монашеский постриг в конце 1920 года, когда гонения на Русскую православную церковь стали особенно сильными.

А в иеромонаха, как бы избирая Серафима хранителем чистоты православия,  его  возвел священномученик Вениамин, практически в начале своего крестного пути.

Серафим Вырицкий и был таким хранителем…

И когда молишься в храме, устроенном на втором этаже Федоровского корпуса,  где находилась раньше келья преподобного, кажется, что невидимо присутствует при этой молитве и сам Серафим Вырицкий… (ХРАМ СЕР. ВЫР.)

ПОСТ НОМЕР ОДИН

Прощаясь с Лаврой, зайдем еще раз на Никольское кладбище…

2 ноября многие петербуржцы приходят сюда на могилу митрополита Иоанна…

Вспоминаю одну из годовщин…

С утра лил дождь, непогода, сырость, но на архиерейском кладбище в Лавре было черно от людей…

Я пришел около пяти часов вечера, навстречу, почти так же густо, как по Невскому, шел народ.

Только лица были другие, не такие, как на проспекте…

Более сосредоточенные, молитвенные.

Потом стоял возле могилы, пока служили панихиду, и все разглядывал собравшихся.

И то ли от того, что все с зажженными свечками стояли в сгущающихся сумерках, то ли от панихидного пения, но очень похоже было на картину Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни».

Впрочем, свечки тут, конечно, — не главное.

Главное, повторяю, лица…

Русские… Православные…

И звучали слова молитв, и проносилось — Господи, помилуй! — шелестом по толпе; и все ярче в сгущающихся сумерках разгорались огоньки свечей, и все ярче разгорался ответным светом крест на могиле митрополита, сумевшего собрать вокруг себя в такие трудные годы русских людей…

Звучали молитвы, и как бы сливались с огоньками свечей огни подступившего к кладбищу города — казалось, спешат с зажженными свечами к могиле митрополита Иоанна и те, кого мы не видим…

А непогоды, весь день изливающейся на город, словно и не было. По-летнему теплыми сделались сумерки.

Много было знакомых…

— А мы с утра здесь… — сказал знакомый казак.

— Что же так? — спросил я. — Охраняете?

— Порядок поддерживаем… У нас здесь, как атаман говорит, пост номер один…

Открытое место на берегу, служащее для склада товаров.

На изготовление этой раки мастера Сестрорецкого оружейного завода употребили около 90 пудов серебра.

Изучение останков

Долгие годы верующие не знали, где находятся мощи их любимого святого. А они были спрятаны сотрудниками ВМА, чем и спасены от уничтожения. В годы советской власти представители официальной науки изучали тело, которое к ним попало волей случая. Осмотр проводили ученые, специалисты в разных областях:

  • Антрополог Баниволенский Ю.
  • Анатом, кандидат медицинских наук Твардовская М.
  • Рентгенолог Борисов Е.
  • Профессор Балин В.

Все они считают, что состояние плоти праведника не поддается закономерностям природы. Процессы, которые протекают в тканях святого, резко отличаются от обычных. Монолитные останки не подверглись тлению за сотни лет, сохранность тела и цвет кожных покровов поражают исследователей.

Монахиня Леонида (Сафонова) в миру является кандидатом биологических наук, она принимала активное участие в поисках мощей

Как ученый она тоже не могла не обратить внимание на необычное состояние тела. Прежде всего поражает не только его сохранившаяся прижизненная конфигурация, но и состояние мышечной, соединительной тканей

Это очень хорошо видно по очертаниям лица, состоянию ног и кистей.

В норме человеческие ткани усыхают и на срезе напоминают спрессованный картон. Связки и сосуды похожи на пучки веревок. Подкожная ткань святого во время изучения оказалась белого цвета, белой и воздушной. Испарившаяся жидкость заменялась воздухом, что позволило органам сохранять прежний вид. Ни одна известная технология бальзамирования не способна дать таких результатов.

Такая степень сохранность уникальна даже если сравнивать нетленные мощи Александра Свирского с останками других православных святых. Для исследования были взяты мощи Иоасафа Белгородского. Ткани его лица рентгенолог Е. Борисов нашел хрупкими и лишенными эластичности, поверхность их является высохшей и шероховатой, цвет тканей бурый. Св. Александра до сих пор легко опознать по внешности. Кожа светлая, янтарно-желтого оттенка, практически лишенная морщин.

Чем прославился св. Александр Свирский

Если говорить коротко о самом главном, то святой Александр Свирский известен как:

  • «тайнозритель Святой Троицы», «новый Авраам»; фактически это – единственный из русских святых, которому, как праотцу Аврааму, явились Три Ангела в великом свете: преподобный удостоится таким образом видеть Самого Господа, насколько это возможно человеку;
  • основатель Троицкого монастыря на реке Свирь, его первый игумен;
  • чудотворец, при жизни и еще более – по кончине;
  • святой, мощи которого до настоящего времени совершенно нетленны, это – полностью сохранившееся тело, хотя со времени кончины прошло полвека (500 лет).

Русский святой Александр Свирский (1448 — 1533), игумен, преподобный

Мироточение

Миром называется драгоценное масло, источающее аромат. Это символ проявления Божьей милости. Истечение от мощей считается признаком их святости. Благовонное масло неоднократно упоминается в Священном Писании, оно служило также для приготовления тела к погребению.

Мироточение происходит необъяснимым образом из икон, гробниц и с тел усопших праведников. Химический состав ароматного масла изучался биохимиками. В нем были обнаружены компоненты, входящие в состав живых организмов – например, животный белок. Масло свидетельствует о том, что плоть святых остается живой, хотя внешне признаков и нет.

Согласно наблюдениям послушника Александра, особенно сильно миро выделялось во время первых проведенных богослужений. Источаемый аромат был настолько силен, что на него слетелась масса пчел, о чем был заснят сюжет для новостей. Православные употребляют миро для получения исцелений – делать это нужно с благоговением и молитвой.

  • О чем молятся Александру Невскому;
  • Молитва св. Матроне;
  • Сильная молитва от одиночества Господу Богу.

Нетленные мощи

Святой Александр Свирский скончался 9 сентября 1533 г. Первое обретение его тела состоялось в апреле 1641 г. По указанию царя Михаила Федоровича в то время монахи проводили ремонт старой церкви, расположенной над гробницей святого. Планировалось соорудить новую, из камня. Так и было обнаружено, что тело в нем совершенно не было подвержено тлению. Даже одежды остались целыми. Когда сняли ветхую доску с гроба, то повсюду разнеслось благоухание.

По телу инока было разлито миро, издававшее приятный аромат. Мантия, схима, сандалии – все на праведнике было цело. Само тело также полностью уцелело, кожные покровы сохранили цвет и структуру. Даже мягкие ткани лица, которые первыми поддаются тлению. Температура мощей святого долгие столетия остается такой же, как у живого человека – около 36°С. Останки были торжественно перенесены в храм.

В августе того же года состоялось первое освидетельствование мощей. На него собрались представители духовенства:

  • Митрополит Новгородский Афоний;
  • Архимандрит Хутынский Евфимий;
  • Игумен Вяжский Иосиф.

Иерарх в священном облачении раскрыл грудь и руки усопшего праведника. Из-под капюшона монашеского облачения виднелся край бороды. Ноги лежали как у только что почившего – левая обращена плюсной в сторону, правая – вверх. Все присутствующие убедились в том, что перед ними действительно тело преподобного Александра.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бронивиль
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: