Тенденция 8: Рассеянный фокус критики
Еще десять лет назад казалось, что критика не то чтобы умерла, но количество людей, которые регулярно пишут про книги, можно сосчитать по пальцам рук и ног. То есть как критиков, так и литобозревателей было немного. Они были приписаны к каким-то крупным СМИ, и их узкий круг был страшно далек от «народа». Начиная примерно с 2015 года вдруг выяснилось, что есть очень много людей, которые почему-то пишут о книгах. Это и те, кто называют себя литературным критиками, и те, кто называются книжными блогерами. Вторые используют ровно те же приемы, что и первые, и их отличие только в том, что книжные блогеры не имеют постоянной платформы в виде большого СМИ, где могут публиковать свои рецензии и отзывы. А критики не умеют так красиво фотографировать книжки, как это умеют блогеры.
Благодаря этим блогерам мы охватываем большие пласты литературы, которые были не замечены критиками, в основном жанровой литературы: фантастика и фэнтези, хоррор, подростковая проза и так далее.
В российской литературе самая заметная величина — Галина Юзефович — пожалуй, самый известный критик и книжный обозреватель, а когда-то было десять наиболее авторитетных фигур. Сейчас, кроме Галины, есть масса не столь масштабных и не столь известных обозревателей, и это усложняет навигацию для ленивого читателя, а для неленивого, наоборот, ее упрощает.
Человек-масса и изящная словесность
Массовая культура существовала всегда, и ее распространение всегда было шире, чем у элитарной. Например, в то время, которое мы называем эпохой символизма, журналы наиболее ярких представителей этого течения не могли существовать без меценатской поддержки (так, текстильный фабрикант С. А. Поляков терял 6–7 тыс. руб. в год на издании «Весов», альманах «Сирин» издавался на деньги сахарозаводчика М. И. Терещенко), а широкая публика зачитывалась писателями реалистической школы, которых мы сейчас и в руки бы не взяли (как не сможет читатель XXII века взять в руки современных кумиров нашей широкой публики). В этом отношении мы не отличаемся от предков; в каком же отличаемся?
Авторский состав
Ведущие авторы
Литературный журнал 2023 года представит широкую палитру известных и начинающих авторов. Среди ведущих авторов вы найдете:
- Иванов Петр — лауреат премии «Большая книга» за роман «Дорога»
- Сидорова Анна — автор романа «Сквозь туман», который был экранизирован в кино
- Кузнецов Олег — публикуется в таких журналах, как «Новый мир» и «Знамя»
Молодые авторы
Литературный журнал 2023 года также будет рад представить талантливых молодых авторов, которые только начинают свой путь в литературе. Среди них:
- Иванова Анастасия — ее рассказы уже были отмечены в различных конкурсах
- Козлов Сергей — автор книги стихов «Ночью мы звезды»
- Петрова Мария — лауреат конкурса «Молодой литератор» за свой роман-эксперимент «Тысяча один»
Гостевые авторы
Особое место в журнале будут занимать гостевые авторы:
Смирнов Иван | писатель и журналист, автор многих бестселлеров |
Морозова Мария | профессор литературы, автор нескольких крупных монографий |
Попов Александр | музыкант и поэт, лидер группы «Квартет И» |
Литературные новинки 2023 года
1. «Гордость и предубеждение и роботы» — Джейн Остен и Азимов
Объединение классического романа Джейн Остен «Гордость и предубеждение» с научно-фантастической вселенной Айзека Азимова дало удивительный результат. Прочитав эту книгу, вы встретите знакомых персонажей Остен, но с Азимовскими технологиями и роботами, что добавит новую остроту и непредсказуемость в сюжет. Книга представляет собой уникальное сочетание классики и научной фантастики.
2. «В поисках потерянного времени» — Марсель Пруст
В 2023 году будет выпущено новое издание знаменитого романа Марселя Пруста «В поисках потерянного времени». Откройте для себя жизнь и раздумья героя, увлекитесь его смыслами и эмоциями, погрузитесь в мир созвучных воспоминаниям и потерянной любви.
3. «Чёрт и квантовое сознание» — Александр Грин
Перед вами новая работа Александра Грина, автора множества классических произведений. В романе «Чёрт и квантовое сознание» вас ожидает уникальное сочетание мистического и научно-фантастического в жанре философского романа. Проникнитесь смыслами, загадками и неотвратимостью судьбы вместе с главными героями этой истории.
4. «Книга современной поэзии» — сборник
В 2023 году издательство «Валерий Румянцев Publishing» выпускает сборник современной поэзии. В нём собраны работы талантливых поэтов современности, представлены различные стили и тематики. Страницы этой книги целиком посвящены красоте слова и глубины человеческих чувств, позволяя читателю насладиться поэзией разных авторов.
Список книг:
Название
Автор
Жанр
Гордость и предубеждение и роботы
Джейн Остен и Айзек Азимов
Классическая литература, научная фантастика
В поисках потерянного времени
Марсель Пруст
Классическая литература
Чёрт и квантовое сознание
Александр Грин
Мистика, научная фантастика
Книга современной поэзии
Сборник
Поэзия
Не пропустите эти и другие литературные новинки 2023 года!
Новый литературный журнал
Что это за журнал?
Новый литературный журнал – это долгожданный проект, который обещает стать настоящей находкой для всех ценителей литературы. Его основатель – Валерий Румянцев – известный писатель и литературный критик, который решил собрать вокруг себя команду единомышленников и создать журнал, в котором будут публиковаться самые интересные и актуальные тексты.
Что можно будет прочитать в журнале?
В журнале будут публиковаться произведения разных жанров – от стихов и прозы до эссе и критики. Также в нем будут выходить интервью с известными авторами, обзоры на лучшие книги и многое другое.
Особое внимание будет уделено:
- Современной литературе и новым авторам.
- Актуальным проблемам современности.
- Обсуждению тенденций в мире литературы.
- Исследованию классических произведений.
Как часто будет выходить журнал?
Новый литературный журнал будет выходить ежемесячно. Первый номер ожидается в начале следующего года. Читатели могут ожидать интереснейших материалов, высокого уровня публикаций и профессионального толка.
Культурная реставрация
Говоря о культурной реставрации и признавая ее желательность, прежде всего нужно отметить то, что вообще трудно выдумать что-то совсем новое, и обычно мы, — возможно, сами не зная того, — возвращаемся к чему-то давно оставленному и забытому. Кроме того, мы ни на минуту не можем забыть, что поколение, свергнувшее тысячелетних кумиров, было очень талантливо и оставило незабвенные памятники своего таланта. Мы не можем отказаться от них, а значит, навсегда сохраним в сердце раздвоенность.
Прежде всего скажем о невозможностях. К их числу относится поэзия большого масштаба: ни эпоса, ни трагедий мы в ближайшем будущем не увидим.
Эта культурная реставрация должна соответствовать новой социальной реальности, которая весьма изменилась с момента катастрофы. Это изменение, впрочем, произошло парадоксально: в России с населением по большей части крестьянским и безграмотным, в чьем море тонули относительно образованные сословия — духовенство, дворянство, купечество, — сочинения Пушкина расходились тысячами экземпляров. Сейчас, если бы не было школы с ее программой, у него нашлись бы десятки, но никак не сотни тысяч заинтересованных читателей. Их число выросло меньше, чем число просто грамотных.
Впрочем, для большинства читателей ничего не изменилось: развлекательная литература нового времени отличается от античной только лучшей сохранностью, а также тем, что потребность в длительном и последовательном эстетическом удовольствии больше и лучше удовлетворяют сериалы, чем книги. В остальном нам придется примириться с тем, что отдельные литературные школы будут обслуживать уже не широкие общественные круги, но узкие группы; из общенациональной повестки литература в обозримой перспективе выпала. И этим группам будет трудно: все кроется в тумане, чтобы найти своего, нужно прикладывать усилия, в том числе и чтобы найти своего писателя. Потому все наши возвращающие к старому новшества могут иметь только локальный характер. Однако несколько полезных вещей все-таки можно предложить.
Основное требование, которое могла бы предъявить своим словесникам современность, — меньше слов! Эра Водолея должна уйти в прошлое; к словам нужно относиться ответственно и не тратить их всуе.
Вторая мысль, которая могла бы стать плодотворной, — дальнейшее смещение фокуса от fiction к non-fiction. Особенно это было бы полезно в истории: наши профессиональные историки далеко не всегда — хорошие литераторы, а профессиональные литераторы занимаются историей так, что лучше бы не занимались. Нам нужны свои Саллюстии, Тациты и Карамзины.
По античному обычаю (он и в России долгое время существовал — вспомним хотя бы А. Ф. Кони) литературным событием могла бы стать и судебная речь. Вообще если бы гуманитарные дисциплины заговорили человеческим языком — это бы имело и ту дополнительную пользу, что язык обсуждения общественных проблем, не поддержанный высоким регистром с авторитетной стороны, опускается ниже пояса. А этот язык — вещь не такая безобидная, как нам кажется, тем более что толкать его — и вместе с ним уровень общественной мысли — вниз всегда найдется много желающих и от лица искусства, и от лица науки.
Онлайн-публикация и доступность
В современном мире с развитием Интернета и технологий, онлайн-публикация становится все более популярной и доступной для различных читателей. Онлайн-публикация позволяет авторам быстро и удобно делиться своими работами с аудиторией, а читателям – получать доступ к разнообразным литературным произведениям.
Доступность онлайн-публикации очень важна для пользователей, особенно для тех, кто имеет ограничения по зрению или движению. Поэтому при создании литературного журнала Валерия Румянцева на 2023 год было принято решение сделать его максимально доступным для всех читателей.
Онлайн-публикация в формате HTML
Одним из самых популярных форматов для онлайн-публикации является HTML. Этот формат позволяет создать структурированный и доступный контент, который может быть просмотрен на различных устройствах, включая компьютеры, планшеты и смартфоны.
Используя HTML, можно использовать различные теги для форматирования текста, создания списков и таблиц, а также для добавления гиперссылок и изображений. Это делает онлайн-публикацию удобной для чтения и навигации, а также позволяет читателям быстро переходить к интересующей их информации.
Доступность онлайн-публикации
Для обеспечения доступности онлайн-публикации рекомендуется следовать определенным правилам и рекомендациям:
- Использовать понятные и легко читаемые шрифты;
- Делать контрастный цвет фона и текста для улучшения видимости;
- Использовать понятные заголовки и подзаголовки для организации информации;
- Добавлять альтернативный текст для изображений, чтобы он был доступен пользователям, имеющим проблемы с зрением;
- Использовать описания и подписи для таблиц и графиков;
- Предоставлять возможность изменения размера шрифта и контрастности для пользователей с ограничениями зрения;
- Использовать языковую разметку для указания языка контента и коrректного отображения символов и букв.
Соблюдение этих рекомендаций позволит сделать онлайн-публикацию доступной для максимально широкой аудитории читателей.
Пример таблицы с рекомендациями по доступности онлайн-публикации
Рекомендации
Пример
Использовать понятные и легко читаемые шрифты
Arial, Verdana, Times New Roman
Делать контрастный цвет фона и текста
Белый фон и черный текст
Добавлять альтернативный текст для изображений
Тенденция 6: Апокалиптические пророчества не сбываются
Важный и отрадный момент — то, что бесконечные апокалиптические пророчества, что «скоро бумажная книга умрет», что «люди перестанут читать», не сбываются. Да, из года в год общие показатели чтения и тиражей скорее снижаются, чем повышаются, хотя по сравнению с ковидным 2020-м все не так уж плохо.
Прогнозу, что «бумажная книга умрет в ближайшие пять лет», уже 15 лет. Впервые этот прогноз прозвучал в 2007 году, и вот сейчас, в 2022-м, бумажная книга не только не умерла, но и на фоне определенных геополитических событий отвоевывает свое место под солнцем у электронных книг.
Личные прогнозы Константина Мильчина о том, что на фоне популяризации аудиокниг будут массово создаваться книги, написанные под этот формат, пока не оправдались. Сейчас аудиокниги — это книги, изначально написанные для чтения глазами, но в том числе их записывают и для «ушного потребления». В последние несколько лет начали появляться книги, в сюжет которых вшито то, что эта книга будет восприниматься со слуха. Например, в ней есть советы чтецу: этого героя читать злодейским голосом, а этого — голосом героическим. И если в конце книги тот персонаж, которого озвучили злодейским голосом, окажется хорошим, то читатель/слушатель получит дополнительную интригу. Появление такого мультимедийного жанра книги пророчится очень давно. В конце нулевых годов, с массовым появлением планшетов и смартфонов в обиходе, казалось, что мы стоим на пороге появления нового жанра — «мультимедийного романа». Там, где помимо текста важен звук, есть элементы компьютерной игры и вставки с клипами. Как вы понимаете, ничего подобного не произошло.
ВАЛЕРИЙ РУМЯНЦЕВ ● ПУХОВЫЙ ПЛАТОК ● РАССКАЗ
Валерий Румянцев
Захарову повезло. Он ехал в купе вагона «СВ» один. В дорогу взял «Сумму технологии» Станислава Лема. Эту книгу он купил спустя месяц после окончания института, сразу начал её читать, но вскоре бросил. Этот томик оказался одной из тех книг, в которых содержатся настолько глубокие мысли, что многие боятся к ним даже приблизиться. И хотя в последующие годы он живо интересовался философией, знакомился с трудами многих мыслителей, конспектировал их, «Сумма технологии» почти четыре десятка лет пылилась в его домашней библиотеке по соседству с наследием мудрецов древности и средневековья. И вот, наконец-то, дошла очередь и до неё.
Пища для размышлений имеет неограниченный срок хранения. Захаров читал с завидным азартом, не обращая внимания на стук колёс и бесснежные декабрьские пейзажи за окном. Перечитывал по нескольку раз отдельные абзацы, пытаясь проникнуть в логику автора. Ведь для того, чтобы приручить чужие мысли, иногда требуется много времени. Он сожалел, что не оценил эту книгу раньше, и радовался, что никто не лезет с дорожными разговорами и не мешает ему погрузиться в каскад мыслей знаменитого поляка. Единственно, что иногда отвлекало Захарова, так это предстоящая встреча со станцией Котельниково. Для него это была не обычная станция, а место, навевающее целый вал воспоминаний. В этом городке он родился, в нём прошло его детство и ранняя юность. Там он познавал мир, первый раз влюбился, а в шестнадцать лет вместе с матерью и отцом навсегда уехал оттуда в другие края. И так получилось, что за сорок пять лет он ни разу не побывал на своей малой родине. А временами этого очень хотелось, наверное, потому, что встреча со своей молодостью всегда делает тебя моложе.
Тенденция 2: «Литература травмы»
С другой стороны, в последние года три произошло скорее не литературное, а социальное явление/ процесс, которое можно описать как появление «литературы травмы» или литературы покалеченного поколения.
Видимо, какой-то крупный водораздел проходит по 1985–1986 годам рождения. Люди, которые родились до этих лет, чаще искренне считают: «что нас не убивает, делает нас сильнее». Буквально в последние пару лет на публицистическую сцену вышло поколение, которое искренне убеждено: «что нас не убивает, нас калечит». Наверняка есть люди из старшего поколения, которые считают так же, но именно с приходом в литературу писателей 1985 г.р. и младше, началось массовое появление произведений, в которых авторы не стесняются говорить о травме / о том, о чем раньше было принято мужественно молчать.
В этом поколении впервые задают тон не писатели, а писательницы. Самые яркие представители — это Оксана Васякина с ее романами «Рана» и «Степь», в какой-то мере Евгения Некрасова и другие писательницы, которые готовы говорить о травме в автобиографических и не очень текстах.
Есть причины, почему это происходит — потому что сменилось представление о том, что нужно скрывать и о чем нужно говорить. Можно говорить о походах к психиатрам или психологам. И о том, что ты стал(а) жертвой, можно и даже нужно говорить. Этот глобальный поколенческий разрыв очень интересен и без литературы был бы не так заметен.
Если тематика травмы продержится как важное направление еще пару лет, мы сможем говорить о сложившейся школе или течении (характерной для литературы 2020-х)
Известные писатели и авторы
-
Анна Ахматова — выдающаяся русская поэтесса XX века. Ее стихи отличаются глубиной мысли, эмоциональностью и изощренностью формы.
-
Федор Достоевский — великий русский прозаик и мыслитель. Его романы, такие как «Преступление и наказание» и «Братья Карамазовы», занимают почетное место в мировой литературе.
-
Александр Пушкин — классик русской литературы, автор знаменитого «Евгения Онегина». Его поэзия, полная страсти и красоты, оказала огромное влияние на развитие русской культуры.
Кроме этого, на страницах нашего журнала вы найдете работы других талантливых авторов:
- Иван Тургенев
- Лев Толстой
- Михаил Булгаков
- Антон Чехов
Мы приглашаем вас насладиться их произведениями и открыть для себя новые литературные миры.
Стихи о ВЕСНЕ
Кругом весною радостные тайны.
Люблю я страстный лебединый крик,
Люблю я первый гром, когда случайно
Сквозь небеса он слышится на миг.
Кругом веселье, юность и цветенье.
Ещё в горах возникшая вода
Несётся вниз с каким-то нетерпеньем,
Сбежав от неподвижной жизни льда.
Кругом весною буйные надежды,
Мир серый словно красками покрыт.
Спешит природа в праздничных одеждах
Будить всё то, что слишком долго спит.
х х х
Отгуляли шальные метели
По широкой байкальской груди.
В отоспавшихся за зиму елях
Новый жизненный сок забродил.
Волны крошат последние льдины.
Брызги солнца как россыпь цветов.
Всюду замыслы новой картины
На фрагментах вчерашних холстов.
Ветер снова приносит надежду,
Что мир новый и лучший идёт,
И не будет всесильным как прежде
Рой оставшихся в прошлом невзгод.
х х х
Весна. Пьянящий аромат
Приносит ветер людям в дар.
И пенье птиц, как звон гитар,
Всех созывает на парад.
Бегут весёлые ручьи
По оживлённой мостовой,
Деревья шелестят листвой,
И гнёзда бодро вьют грачи.
х х х
Отмолчали сонные сугробы
Под защитой вековых дубов;
И сурок из норки вылез, чтобы
Возвестить, что мир к весне готов.
Потемнели снежные поляны.
Ветер дальних стран принёс с собой
То ли крик индийской обезьяны,
То ли от Аляски волчий вой.
На душе и радостно, и больно,
Сердце бьётся раненым зверьком.
И надежды зреют, но довольно,
С этим я давно уже знаком.
Всё проходит, и весенний ветер
Превратится в летний суховей.
И опять нам жить на белом свете
Среди жаром пышущих полей.
х х х
Мчат ручьи по мостовой
Мимо ног прохожих.
Мчат весёлою гурьбой,
Сонный мир тревожа.
Мчится талая вода
Дерзко и упрямо.
Заливает города,
Заполняет ямы.
Жизнь несёт траве, кустам
И всем божьим тварям.
Пусть вода не так чиста,
Но зато – живая.
В ней ещё кристаллы льда –
Эликсир природы,
Что смиряет прыть годам,
Гонит прочь невзгоды…
Плещет талая вода…
К ней, стремясь напиться,
Перелётных птиц орда
Мчит из заграницы.
х х х
Она пришла. Ну сколько можно?
Неся букет красивых фраз,
Она пришла с надеждой ложной
В который раз. В который раз.
Она пришла, прогнав морозы,
Наполнив свежим ветром грудь,
Украсив ветками мимозы
Свой близкий путь. Свой близкий путь.
Но сколько раз всё это было:
Её приход и чувств полёт.
Она, быть может, всё забыла,
Но память свой учёт ведёт.
И вновь всплывают те же строчки:
И говорливые ручьи,
И распустившиеся почки,
И громогласные грачи.
И те же самые надежды
Она вновь щедро раздаёт.
Но те, что раздавались прежде,
Лежат на сердце, словно гнёт.
Она пришла. Но больше веры
Не принесёт её приход.
Под мишурой всё так же серо
Как и весь год. Как и весь год.
х х х
Вот и пришло время чудес.
В мае – опять метель.
Заволокла пойменный лес
Снежная канитель.
Снизу – вода, сверху – снега.
Как вам такой разлив?
Неторопливо плывёт шуга
Между стволами ив.
А ведь недавно царил вокруг
Райский почти апрель.
Что же случилось? Откуда вдруг
В рай ворвалась метель?
То ли дошло эхо зимы,
То ли эффект реформ…
С Волги зашли в пойму сомы
И – прямо в зимний шторм.
И не понять, что же не так
Майским весёлым днём.
Или для нас скрыт какой-то знак
В шутках с календарём?
Издатель и основатель
Валерий Румянцев
Валерий Румянцев – российский журналист и писатель, основатель и издатель литературного журнала «Новый мир». Он родился в 1946 году в городе Кирове. В 1969 году окончил журфак МГУ, затем работал в журнале «Дружба народов». В 1970 году Румянцев перешел в редакцию литературного журнала «Москва», где получил первый опыт как редактор.
После «Москвы» Румянцев переехал в Харьков и был учредителем и главным редактором литературного журнала «Юность». В 1993 году он основал свой собственный журнал «Новый мир», который с тех пор стал известным в литературных кругах России.
Литературный журнал «Новый мир»
Журнал «Новый мир» издается ежемесячно и посвящен современной прозе, поэзии, драматургии и литературной критике. В его страницах публикуются произведения как известных авторов, так и начинающих писателей, а также интересные материалы о культурной жизни России и мира.
Журнал «Новый мир» получил несколько престижных литературных наград, в том числе «Дневника» за лучший литературный журнал и премии Андрея Белого за лучшее публицистическое издание. Журнал выходит в тираже более 20 тысяч экземпляров и продается не только в России, но и за ее пределами.
Подписка и реклама
Подписка на журнал
Чтобы подписаться на литературный журнал 2023 года от Валерия Румянцева, вам необходимо отправить заявку на почту или заполнить форму на сайте. Мы предлагаем разные варианты подписки: на полгода, год или два года.
Подписчикам журнала мы отправляем эксклюзивные материалы, которые не публикуются в общем доступе, а также предоставляем специальные скидки и подарки.
Реклама в журнале
Литературный журнал 2023 года — это прекрасная возможность для компаний и организаций продвинуть свой бренд или продукт на целевой аудитории. Мы предлагаем разные форматы рекламы: статьи-рекламы, баннеры, размещение логотипа на обложке и т.д.
Для заказа рекламной кампании в журнале вы можете обратиться к нашему отделу продаж через электронную почту или по телефону. Мы гарантируем высокое качество материалов и профессиональный подход к реализации вашего проекта.
Тарифы и условия
Тарифы на подписку и рекламу в журнале зависят от выбранного формата и объема материалов. Мы предоставляем индивидуальные условия для каждого клиента и готовы обсуждать разные варианты сотрудничества.
- Подписка на полгода — от 1500 рублей
- Подписка на год — от 2500 рублей
- Подписка на два года — от 5000 рублей
Для заказа рекламы в журнале и получения подробной информации по тарифам и условиям, свяжитесь с нашим отделом продаж по электронной почте или телефону.
Тенденция 3: Презрение к жанровой прозе
Жанровая проза — это проза, которая очень хорошо вписывается в определенный жанр: детектив, боевик, любовный роман, фэнтези, хоррор, научная фантастика и т.д.
Между ними и «литературой высоких задач», которая претендует на литературные премии, лежит огромная пропасть. Те, кто «вырвался» из жанровой литературы, относятся к ней с особым презрением и никак не хотят в ней развиваться / ее развивать. Что довольно печально. Как показывает практика других стран, жанровая проза тоже может решать глобальные задачи. Возьмем, к примеру, французскую литературу, где есть большой сегмент детективов и триллеров, которые решают те же задачи, что и остальная проза: изживание расизма и ненависти, «скрепление» страны через описание особенностей разных городов и регионов.А тем временем хоррор, в том числе подростковый хоррор или подростковое фэнтези, может поднимать серьезные остросоциальные проблемы, ставить перед собой масштабные задачи и их решать. Приведем в пример цикл книг Марины Ясинской «Авионеры» — подростковое фэнтези с элементами стимпанка, где в основе сюжета магическая академия. Казалось бы, абсолютно жанровая проза. Но, неожиданно для подобных сюжетов, в ней описывается мир жесткого матриархата, где женщины управляют, а мужчины подчиняются; женщины летают, а мужчины, максимум, механики, и даже название книги «Авионеры» — это множественное число от «авионера», потому что управлять летающими камнями могут только женщины. И вот, когда первый мужчина наконец поднялся в воздух, никто не знает, как его называть, потому что слова «авионер» нет. Прекрасно то, что в книге придумано слово, феминитив которого звучит абсолютно органично, а маскулятив как-то не очень
Наверно это самый веселый и ненатужный способ привлечь внимание к проблеме феминитивов в русском языке и их отсутствию
Тенденция 1: В современной русской литературе в последние 30 лет нет школ, течений и движений
В последние десятилетия в российской литературе не сложилось никакого ярко выраженного поколения или преобладающей школы. Вспомните, в 19 и 20 веке выделялись поколения «шестидесятников», а литература 20-х годов прошлого века жила под знаком «потерянного поколения»*, как его окрестила «мать авангарда» Гертруда Стайн.То есть в определенный промежуток времени существовала группа великих писателей и был некий «великий называтель» или «назывательница» — критик/ литературовед/ общественный деятель, который дал название этой группе писателей. Если явление было описано точно, его носители сами признавали правдивость названия и это название быстро закреплялось, широко расходилось и оставалось в истории.
За последние 30 лет такого не случилось, но, безусловно, есть яркие фигуры, за которыми следуют остальные писатели. В нулевые годы самыми заметными фигурами, которым пытались подражать и чей метод с разным успехом воспроизводили, были Пелевин и Сорокин. В 2010-е подобных фигур уже не было, хотя несколько ярких авторов появились именно в это время.
В последние пару лет фиксируется популярность семейных саг, многие авторы пишут в этом жанре и книги пользуются популярностью. При этом нельзя сказать, что например, Дина Рубина подражает Минкиной-Тайчер или Минкина-Тайчер подражает Рубиной. Явного лидера писательского мастерства, который задает тон в жанре или во всей литературе, сейчас не существует.
* «Потерянное поколение» — понятие, возникшее в период между двумя войнами (Первой и Второй мировыми). Оно стало лейтмотивом творчества таких писателей, как Эрнест Хемингуэй, Эрих Мария Ремарк, Луи-Фердинанд Селин, Анри Барбюс, Ричард Олдингтон, Эзра Паунд, Уильям Сароян, Джон Дос Пассос, Фрэнсис Скотт Фицджеральд, Шервуд Андерсон, Томас Вулф, Натаниэль Уэст, Джон О’Хара и др. Потерянное поколение — это поколение людей, достигших восемнадцатилетия до или во время Первой мировой войны, нередко еще даже не окончивших школу. После войны такие люди часто не могли адаптироваться к мирной жизни: они спивались, сходили с ума, кончали жизнь самоубийством. К потерянному поколению относятся люди, рожденные в 1883–1900 годах. — справка из Википедии
Прогнозы на будущее
1. Рост популярности литературных журналов в целом
Сегодня, когда многие люди предпочитают быстрый доступ к информации, литературные журналы могут показаться несколько устаревшими. Однако, мы ожидаем, что за следующие годы мы увидим увеличение спроса на качественную литературу, публикуемую в специализированных изданиях. Это связано с ростом интереса к культуре и искусству в целом, а также с увеличивающимся числом людей, которые хотят найти время для чтения, даже если у них остается на это не так уж и много свободного времени.
2. Большая роль литературных журналов в развитии литературного творчества
Литературные журналы – это замечательные площадки для начинающих авторов, чтобы продемонстрировать свои таланты и получить обратную связь от профессионалов. Мы ожидаем, что в ближайшие годы литературные журналы станут еще более активными на этом фронте, предоставляя начинающим авторам доступ к более широкой аудитории и помогая им стать более успешными.
3. Создание новых форматов литературных журналов
С появлением новых технологий и способов распространения информации, мы можем ожидать, что литературные журналы начнут экспериментировать с новыми форматами работы, которые могут включать в себя, например, использование интерактивных элементов, мультимедийных форматов и новых систем монетизации. Эти изменения помогут литературным журналам привлечь новую аудиторию и сохранять свою репутацию как важные культурные институты.
Изложенные прогнозы не гарантируют точного предсказания будущего, но позволяют понимать тенденции развития и прогнозировать будущее.
Важно помнить, что развитие литературы и литературных журналов зависит от многих факторов, и эти прогнозы могут измениться в зависимости от изменения общественных, экономических и культурных условий.
Вольтер и Фридрих
В старой литературе, естественно, были те, кто уклонялся в сторону от магистрального пути и мог быть поднят на щит сторонниками нового движения
Чувствуя это, Вольтер писал: «На всякого, кто хотел бы избавиться от бремени, которое нес великий Корнель, с полным основанием смотрели бы не как на отважного гения, открывающего новый путь, а как на человека чрезвычайно слабого, который не в состоянии идти по старой дороге…
Похожие мысли высказывал в XVIII веке и король Пруссии Фридрих II, проницательно выделивший кумиров будущей эпохи и задевший не только Шекспира, но попутно и шекспировского подражателя Гете с его новомодной драмой: «Чтобы убедиться, какая безвкусица в наши дни царит в Германии, Вам довольно отправиться на публичные зрелища.