Древняя русь: могущественное государство восточных славян

Вариант 2

«Слово о полку Игореве» — это одно из самых значительных произведений в истории русской литературы. Написанная в 12 веке, она сохранила для нас уникальный образ древней Руси и ее героической эпохи. Это главным образом связано с выдающимся поэтическим мастерством автора, который использовал в своем творении множество художественных оборотов и формул, которые были характерны для того времени.

В «Слове о полку Игореве» затрагиваются такие темы, как борьба за власть, любовь и преданность, патриотизм и героизм, все это дает нам возможность узнать о жизни древних славян и их менталитете. Но самое главное, что делает это произведение уникальным, это его способность передать духовную составляющую народа, его культуру и традиции.

«Слово о полку Игореве» — это главный пример русской эпосы, она является примером уникального сочетания мифологических и исторических элементов. Она демонстрирует, что русская культура имеет свой уникальный характер и стиль

Как пример можно привести сцену, когда Игорь не обращает внимание на солнечное затмение, которое считалось дурным знаком в те времена. Эта деталь говорит о том, что русские воины были убеждены в своей победе и верили в свою мощь

Еще один пример — это образ Ярославны, жены Игоря. Ее горькие стоны о муже, которые она обращает к самой природе, являются образцом женской любви и преданности. Ярославна стала иконой любви и преданности в русской литературе и культуре.

В заключение, можно сказать, что «Слово о полку Игореве» является величайшим памятником древнерусской литературы, который сохранился для нас до сегодняшнего дня. И о социальных проблемах, что делает его более значимым и интересным для изучения. «Слово о полку Игореве» остается одним из главных памятников древнерусской литературы и важным источником для исследования истории и культуры Руси.

Мне нравится832Не нравится410

Первые киевские князья: становление и укрепление Руси

Согласно летописным источникам, первым киевским князем следует считать Олега, регента при малолетнем сыне Рюрика, Игоре. Он не принадлежал к правящей династии, однако оставил яркий след в истории Древней Руси — один лишь полулегендарный сюжет о щите на воротах Царьграда многого стоит.

По всей видимости, Игорь до самой смерти Олега играл роль «второго номера» в политической жизни Киевской Руси. Он занял княжеский стол уже будучи умудрённым мужем — в возрасте 35 лет. В целом политический вектор в его правление изменился мало: продолжалось перманентное противостояние с Византией, вылившееся в два неудачных похода на Константинополь. Так же остро стоял вопрос автономии племён, входивших в состав государства. В 945 году, во время повторного сбора дани с древлян, киевский князь был убит и началось восстание, подавить которое смогла его жена, Ольга.

Именно Ольга стала первым человеком из рода Рюриковичей, принявшим крещение по византийскому образцу. В 957 году вдова Игоря посетила Константинополь и вернулась оттуда «Еленой» — именно такое имя дали ей при воцерковлении. Она пыталась склонить на свою сторону сына Святослава, однако тот оказался ярым приверженцем язычества и большую часть своего правления, начавшегося в 960 году, провёл в борьбе против православной империи. Причины тем не менее крылись не в вопросах религии — шла борьба за бассейн Дуная. В результате многолетней борьбы Святослав был убит печенежскими наёмниками.

Племена восточных славян и их жизнь до единого государства

До прихода Рюрика на территории Руси проживало большое количество разных племенных союзов, как славянских, так и финноугорских. Летописи сообщают нам о наиболее крупных из них: поляне, словене ильменские, кривичи, дреговичи — всем им с течением времени было суждено стать ядром будущего единого государства.

Однако не все принимали добровольно новые порядки — древляне, например, несколько раз восставали против князей единой Руси, а вятичи, проживавшие на территории нынешних Московской и Рязанской областей, последними вошли в состав Киевской Руси — при Владимире Святом.

Расселение восточных славян. (forum.molgen.org)

Жизнь в племенных общинах того времени регулировалась так называемым «Законом Русским» — так исследователи называют совокупность правовых норм, с теми или иными различиями, существовавшими практически во всех славянских племенных союзах до появления знаменитой «Русской Правды» Ярослава Мудрого. Важнейшие вопросы в жизни людей решал совет старейшин, а ополчением командовал вождь-князь. Со временем именно он станет человеком номер один в политической жизни племени.

Крещение Руси — поворотный пункт в истории государства

Сразу после победы над своим противником, претендентом на великокняжеский стол, Ярополком Святославичем, Владимир предпринял попытку укрепить языческую веру. Некоторые исследователи называют первые годы правления этого князя даже «языческой реакцией», поскольку существует гипотеза о благосклонном отношении к христианам и их проповедям на территории Руси Ярополка. Владимир попытался установить единый пантеон языческих богов во главе с Перуном и воздвиг в Киеве языческое капище. Тем не менее эти действия не привели к желаемым результатам: сказывалось то, что у каждого племени Киевской Руси были свои главные боги и жречество не соглашалось на принудительные меры центра.

Тогда Владимир принял решение позаимствовать веру извне. Согласно летописному преданию, лишь отчасти отражающему реальные события, крещению Руси предшествовало «испытание вер». Взвесив все «за» и «против», киевский князь сделал выбор в пользу византийского варианта христианства. Этому способствовали тесные связи Руси и Империи Ромеев и политические интересы главы государства и его дружины. В результате в 988 году (согласно общепринятой датировке), Владимир с соратниками крестился сам, а затем организовал массовое крещение в Киеве.

988 год стал поворотным моментом в истории Киевской Руси. На Север хлынули потоки греческих миссионеров и священнослужителей, культурная жизнь начала стремительно меняться под влиянием Византии.

Образы русских князей Игоря и Всеволода

Образ киевского князя Святослава и его «Золотое слово»

В образе князя Игоря изображен человек, одержимый жаждой подвига и славы, он дерзок и безудержен. Ему не хватает рассудительности и политической зрелости. Он храбрый воин и готов сложить голову вместе со своими дружинниками. Осознав, какую страшную цену он заплатил за свое тщеславие,Игорь после половецкого плена едет к отчему престолу в Киев, как и библейский блудный сын. И за это раскаяние ему в конце поется слава.

Весьма живописен образ князя Всеволода. Младшего брата князя Игоря прозвали за воинскую удаль и храбрость Буй-Тур ли Яр-Тур. Слова «буй» и «яр»в Древней Руси означали «неистовый» и «неукротимый», «туром» называли дикого быка. Молодой князь Всеволод в описании боя предстает как храбрый воин, он скачет впереди своих дружинников, уверенно владеет мечом и луком, держит оборону и продолжает сражаться, даже лишившись оружия. Братья дружны и преданы друг другу.

В образе князя Святослава показан мудрый правитель. Киевский князь не раз предпринимал успешные походы против половцев, укрепляя границы русских земель. Он осознавал, к чему может привести раскол между русскими удельными князьями, которые правят по принципу «это мое – и то мое же», ища лишь личной выгоды.

В «смутном» сне Святослава проявились его тревожные предчувствия, что желание славы и молодость могут толкнуть князей Игоря и Всеволода на рискованный и бессмысленный поход. Образы-символы, увиденные во сне, предвещали беду, они были для славян плохими приметами. Кровать предзнаменовала болезнь или смерть, черное покрывало считалось погребальным, синее отравленное вино сулило горечь разлуки, рассыпанный из вражеского колчана жемчуг – скорбь и слезы, терем без главного украшения – конька на крыше символизировал разрушение. Крики ворона в далекой стороне, где-то у моря, были признаком беды, идущей с вражеской стороны. Сон стал пророческим.

После поражения дружин князя Игоря и Всеволода русские земли лишились защитников, стали доступны для разорения половцам. Святослав, оплакивая гибель дружин, осуждая неразумное честолюбие князей, взывает забыть о междоусобице и распрях, «склонить стяги», «вложить в ножны мечи», т.е. умерить гордыню и перестать враждовать между собой, не искать себе личной славы и почестей, объединиться для защиты границ своих вотчин от вражеских набегов, чтобы не допустить грабежей кочевников на русских землях.

В. Васнецов «После побоища Игоря Святославовича с половцами»

Обращение киевского правителя к боярам автор назвал «золотым словом». Его речи присуща политическая дальновидность и государственная мудрость. Святослав обращается с призывом сплотиться перед лицом внешнего врага, ибо поход князя Игоря показал, что жажда личной славы может привести к поражению, ослабит рубежи русских земель. В «золотом слове» Святослава раскрывается основная идея всего произведения.

Организация конкурса «Путешествие в Древнюю Русь»

Организация конкурса начинается задолго до его проведения. Комитет, состоящий из представителей организаторов, разрабатывает мероприятие, определяет тему и формат конкурса, устанавливает правила участия и критерии оценки. Также привлекаются партнеры и спонсоры для поддержки проекта и обеспечения призового фонда.

Рекламная кампания конкурса проводится на различных платформах, включая социальные сети, сайты организаторов, туристические форумы и СМИ. Организаторы организуют пресс-конференции, отправляют пресс-релизы и приглашают журналистов для распространения информации о конкурсе.

Для участия в конкурсе необходимо заполнить заявку на сайте организаторов и предоставить необходимые документы. Организаторы проверяют заявки, выбирают участников и высылают инструкции для выполнения заданий. Конкурс может состоять из различных этапов, включая тестирование знаний, творческие задания или выполнение практических задач.

Организаторы проводят оценку работ и определяют победителей. При этом учитывается не только правильность и качество выполнения заданий, но и оригинальность и творческий подход к представлению материала. Жюри конкурса состоит из профессионалов в области истории, культурного наследия и туризма, иногда с привлечением гостевых экспертов.

В финале конкурса победители получают ценные призы, например, путешествия на самые интересные исторические места Древней Руси, экскурсии по музеям и археологическим объектам, а также возможность участвовать во встречах с историками и учеными.

Организация конкурса «Путешествие в Древнюю Русь» является отличной возможностью вдохновить молодую аудиторию на изучение истории, познакомиться с культурным наследием своей страны и провести время с пользой и удовольствием.

Остановки маршрута: уникальные места и достопримечательности

Маршрут нашего путешествия затронет несколько удивительных мест, которые наверняка оставят незабываемые впечатления. Вот некоторые из них:

  • Андреевский монастырь — одно из старейших и красивейших святынь центральной России. Это место излучает особую энергетику, а архитектура и история впечатляют даже тех, кто не является верующим.
  • Старица — древнее поселение на берегу Волги, которое существует уже более 800 лет. Здесь можно увидеть остатки древних крепостей, посетить музей ремесел и народного искусства и попробовать настоящую кузнечную работу в жаркой кузнице.
  • Кострома — город-музей на реке Волге, который славится своим красивым кремлем, архитектурными памятниками и духом старины. В необходимое время в нашем путешествии мы остановимся здесь и посетим местную церковь, музей истории города, а также проведем время на набережной, наслаждаясь красотой окружающей природы.

В общем, наше путешествие будет насыщено красотами и достопримечательностями древней России. Мы увидим много интересных мест, посетим действующие монастыри, познакомимся с народными традициями и обычаями, и возвращением домой запомним это путешествие на долгие годы.

Подготовка к путешествию в древнюю Русь

Одежда и обувь

Для поездки в древнюю Русь рекомендуется выбирать одежду из натуральных тканей, таких как хлопок и лен, которые позволяют коже дышать и не создают дискомфорта в жару.

Также необходимо выбирать удобную и прочную обувь, которая позволит комфортно ходить по неровному дорожному покрытию, такому как брусчатка и камни.

Еда и напитки

Во время поездки в древнюю Русь важно не забывать о правильном питании и увлажнении организма. Рекомендуется брать с собой бутылку воды и перекусы, такие как орехи, сухофрукты и сезонные фрукты

Также необходимо учитывать, что в древней Руси еда была более простой и натуральной, поэтому можно попробовать местную кухню, которая в основном состоит из злаковых каш и мясных блюд на гриле.

Достопримечательности и культура

  • Перед поездкой в древнюю Русь необходимо изучить достопримечательности и культуру тех времен, чтобы понимать контекст и значение многих объектов и памятников культуры;
  • Не стоит забывать о правилах поведения и этикете, которые были приняты в древней Руси. Например, необходимо уважительно относиться к старшим и не поднимать голос, если таковой не требуется;
  • Также, стоит подготовить список музеев, галерей и выставок, которые можно посетить, чтобы окунуться в атмосферу тех времен и разглядеть уникальные предметы древности.

Исторические достопримечательности, которые увидят победители

Путешествуя по Древней Руси, победители конкурса смогут увидеть множество исторических достопримечательностей, напоминающих о прошлых эпохах и культуре нашей страны.

Кремль

Кремль – это главная достопримечательность Москвы. Он был построен в 12 веке, и находится на Красной площади. Это не просто крепость, это символ России и ее великой истории. Он включает в себя целый комплекс различных зданий, музеев и храмов, такие как Архитектурно-художественный музей, Царь-Колокол, Церковь Вознесения на Крови, Александровский сад и многие другие

Псковская крепость

После Кремля, Псковская крепость считается одной из самых значительных крепостей России. Она была построена в 903 году, и это одна из немногих крепостей, которая сохранила свою оригинальную архитектуру. Это место окружено замечательными лесами, и представляет собой настоящий дух России.

Вологодский Кремль

Вологодский Кремль был построен в 15 веке, и считается одним из самых красивых исторических монументов России с множеством памятников культуры и искусства. Кремль расположен в центре города и считается главной достопримечательностью Вологды.

  • Путешествуя по Древней Руси, вы сможете посетить множество исторических достопримечательностей.
  • Кремль – символ России и ее великой истории.
  • Псковская крепость сохранила свою оригинальную архитектуру и окружена замечательными лесами.
  • Вологодский Кремль считается одним из самых красивых исторических монументов России.

Образы природы. Плач Ярославны

Художественные особенности «Слова»

Природа в «Слове» вовлечена в действо, она очеловечена и одухотворена, вместе с героями переживает происходящее. Солнечным затмением она предупреждает о грозящей погибели, перед вторым сражением, предвещая кровавый исход битвы, ночь стонущей грозой будит птиц и зверей, волки и лисицы воют и лают, накликая беду, орлы клекотом сзывают зверей на кости еще не павших воинов. Во время самого сражения природа откликается на действо: зори становятся кровавыми, тучи чернеют, блистают, как оружие, синие молнии. После поражения войска природа скорбит: деревья с тоской к земле приклонились, трава поникла от жалости.

Природа сочувствует героям, пытается им помочь. Сами герои изображаются как часть природы, они сравниваются с птицами и зверями: туром, кукушкой, волком, соколом, горностаем. Образ русской природы и герои воспринимаются как единое целое.

Русская земля и ее природа представлены как одухотворенный образ защитницы, в самые трагические моменты, прерывая повествование, автор обращается дважды: «О, Русская земля, уже ты за холмом!»

С природой связано языческое восприятие мира. Ярославна, плача, ищет у заступницы природы помощи, взывает к ветру, солнцу, Днепрус просьбой пощадить дружинников князя Игоря. Стоя на крепостной стене в Путивле, она представляет себя кукушкой, которая полетит на поле брани к Каяле-реке и утрет кровавые раны милому мужу.

Не случайно плач Ярославны звучит над «великой Галицкой землей», долетает до «широкого берега Дуная», когда она стремится к донским степям, где погибло войско. Обычно княгинь называли по отчеству, подчеркивая их родовую принадлежность. Ярославна была дочерью Ярослава Осмомысла, влиятельного галицкого князя на дунайских землях. Она хочет, чтобы ее голос услышали в вотчине могущественного отца, надеясь на его помощь.

«Плач Ярославны» В. Фаворского 

Но несмотря на происхождение и статус, в словах плача Ярославны переданы чувства любой любящей, преданной и самоотверженной русской женщины, ее забота и печаль. Плач Ярославны созвучен плачу всех жен павших ратников «стонам» Киева и Чернигова, всей Русской земли, оплакивающей гибель русской рати.

«Слово» уникально среди других произведений русского средневековья удивительной литературной выразительностью, богатством образов, метафоричностью, символикой. Подобных произведений литературы Киевской Руси до нас не дошло.

Лучшие фотографии по теме «Древняя Русь»

Итак, представляем вам лучшие фотографии, которые наша жюри выбрало по теме «Древняя Русь»:

  1. Фотография «Каменный город Великий Новгород» позволяет нам заглянуть в историю и увидеть, как жили и работали наши предки. Каменные стены и зубчатые башни города впечатляют своей непоколебимостью и силой.
  2. На втором месте — фотография «Киево-Печерская лавра», которая изображает древний монастырь, знаменитый своей архитектурой и историческим значением.
  3. Третье место занимает снимок «Кремль в Москве», который показывает нам мощь и красоту столицы России с ее древними стенами и историческими зданиями.
  4. Четвертое место достается фотографии «Великая река Волга», на которой плавают суда, перевозившие грузы и людей в те времена.
  5. И наконец, на пятое место мы ставим фотографию «Городской пруд в Пскове», который является памятником истории и культуры, а также прекрасным местом для отдыха.

Благодарим всех участников конкурса за прекрасные фотографии и надеемся, что наши путешествия и посещение древних мест помогут нам лучше понять и полюбить наше наследие.

Легенды и мифы Древней Руси

Древняя Русь, как и любая другая древняя цивилизация, была обнажена слоем легенд и мифов, которые до сих пор окутывают ее историю. В этих историях часто переплетаются исторические факты и фантастические элементы, описывая события, места и героев, которые жили в то далекое время.

Одной из самых известных легенд Древней Руси является легенда о богатыре Илье Муромце. Илья Муромец, согласно преданию, был сильнейшим и неуязвимым воином своего времени. Его сила была такой, что он мог поднимать огромные грузы и сражаться с огромными армиями врагов. Легенда гласит, что он защищал Русь от нападений и неоднократно совершал невероятные подвиги.

Еще одной знаменитой легендой является легенда о Садко. Согласно этой истории, Садко был музыкантом, который смог покорить даже самое жесткое сердце. Он был так виртуозен на своей гуслях, что однажды смог вызвать и обратить в свою сторону самого морского царя. В благодарность за это, царь подарил Садко несметные богатства и жизнь в вечной радости.

В Древней Руси существовали и множество мифов, связанных с природой. Например, миф о водяном, который считался хранителем водных богатств и мог наказывать человека за его неряшливость и неуважение к природе. Еще один известный миф – о русалках, красивых нимфах, живущих в водоемах. Верилось, что русалки могут принести как удачу и добро, так и невзгоды.

Легенды и мифы Древней Руси играли большую роль в формировании образа и мировоззрения тех времен. Они помогали разобраться в сложной действительности и объяснять необъяснимое. Эти истории до сих пор завораживают и вдохновляют нас своей загадочностью и красотой.

Насколько похожи Русь и Византия?

Активно искать точки соприкосновения Древней Руси и стран Центральной, Западной и Северной Европы ученые начали не в последнюю очередь потому, что стало ясно: Русь далеко не во всем наследовала Византии. Например, в домонгольской Руси не возникла — и не могла возникнуть — развитая бюрократия. Византию опоясывали цепи чиновничества, где каждый, даже самый мелкий служащий был важным звеном. Карьерная лестница должностей организовывала общество, поскольку по ней действительно можно было подняться — хотя бы на несколько ступеней. Эта система зародилась еще в Риме, и ей понадобились столетия, чтобы сформироваться. В Восточной Римской империи она со временем стала одной из основ жизни, а в первые века Руси такая слаженная и объемная бюрократическая машина была попросту не нужна.

Не так просто обстояли дела и с заимствованиями в области права.

А как же византийское искусство и книжность? Уж их-то Русь точно заимствовала! Долгое время ученые так и считали, даже говорили о «трансплантации» культуры на русские земли. Но в последнее время исследователи усомнились и в этом. Никто не отрицает, что многие явления пришли на Русь из державы ромеев, но этот процесс не ограничивался простым копированием.

Византийская культура включала разные течения: как минимум можно говорить о соперничестве «гуманистической» и «аскетической» традиций. Первая сохраняла наследие Античности и старалась встроить его в христианский контекст. Важны были не только идеи античных мудрецов, но и «высокий стиль» их текстов. Полноценно воспринимать «гуманистические» произведения, наслаждаясь хитросплетениями редких слов и узнавая отсылки, могли лишь немногие высокообразованные ценители. «Аскетическое» течение обращалось к более широким массам, выражалось проще и не восторгалось античными тонкостями. Ценился опыт христианской веры, как личный, так и накопленный веками, а также точное соответствие церковным догматам — акривия.

Это неудивительно: в далекие земли чаще отправлялись те, кто не очень-то ценил доступ к изысканным новинкам культуры, возможный только в столице. Куда важнее для них было распространить и укоренить христианство среди недавних язычников. Это повлияло и на выбор книг для перевода на славянские языки, и на характер образования местных жителей: как можно меньше античных красот с языческими мотивами! Конечно, какие-то элементы «гуманистического» направления проникали на Русь, но в основном древнерусская культура выросла не из многообразия византийской, а из ее тщательно отобранных фрагментов. На них быстро наслоились следы взаимного влияния Руси и соседних стран, также недавно принявших христианство: Польши, Чехии, Венгрии, скандинавских земель. Так сложилась самостоятельная древнерусская культура, во многом весьма далекая от византийской.

Может быть, Русь прилежно копировала Византию хотя бы в том, что касается христианской веры? Оказывается, и в этом можно усомниться. «Принятие» новой религии — долгий процесс, и свержение киевских идолов было лишь началом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бронивиль
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: