Урал-375 и Урал-4320 — в чем отличия и сходства грузовиков из СССР
Военные автомобили представляют большую ценность в любой стране мира. Такая техника несет определённый функционал
Особое внимание уделяются грузовой категории. Стратегическое назначение этих машин было незаменимо в Советской Армии и в современное время
Какие грузовики, произведенные в СССР, до сих пор упоминаются в учебниках по истории и имеют статус прорывных?
Речь пойдет о грузовой технике, которая выпускалась в СССР, – о моделях марки Урал.
Первая модель, которая была выпущена на Уральском автомобильном заводе —
Урал-375. Грузовик представили в 1961 году. Он имел стандартную для своего времени компоновку, капотная кабина располагалась в передней части, а кузов — в задней. Колесная формула самая обычная — 6х6.
В качестве силовой установки использовали мотор, объемом 7 литров, на 8 цилиндров. Его мощность составляла 180 л.с. Совместно с двигателем работала 5-скоростная МКПП и раздаточная коробка передач с двойным сцеплением. Масса грузовика достигала 8.4 тонны, а габариты были достаточными для его класса — длина 7.3 метра, высота 2.6 метра, ширина 2.7 метра. При таких размерах грузоподъемность кузова составляла 4.5 тонны. Автомобили имел дальний ход, так как топливный бак вмещал 360 литров. На конвейере грузовик Урал-375 пробыл 32 года, а в 1992 году производитель прекратил выпуск модели.
Какое-то время вместе с этим грузовиком с завода параллельно выходила еще одна интересная модель — Урал-4320. Машина встала на конвейер еще в 1977 году. Колесная формула ее была аналогична первой модели — 6х6. Изменения коснулись силового агрегата. Здесь в оснащении применялся дизельный двигатель КамАЗ 740. Его мощность составляла 210 л.с. при объеме 11 литров.
Коробка передач на 100% совпадала с Урал-375 — 5 передач и раздатка на 2 скорости. По габаритам грузовики находились в одной категории. Здесь длина составляла 7.4 метра, высота 2.7 метра, ширина 2.5 метра, а вес достигал 8 тонн. Несмотря на такие сходства, грузоподъемность у Урал-4320 была намного больше — 7 тонн. Бак с топливом вмещал те же 360 литров.
Заметим, что грузовые автомобили
Урал-4320 выпускают в модернизированном виде даже сегодня. Оба грузовика имели хорошие ходовые параметры. Производитель создавал их с определенной целью — перевозить груз и людей по дорогам, где отмечается плохой грунт или вообще отсутствует.
Нельзя точно сказать, какой из этих грузовиков был лучше
Но если брать во внимание основную цель, то определяющим параметром должна быть грузоподъемность. А по этому фактору выигрывает грузовик Урал-4320
У него есть и еще одно преимущество — дизельный двигатель, который более выносливый и менее прихотливый. Не просто так производитель убрал из серии модель Урал-375. Значит по технической части она уступала своего конкуренту.
Итог. Урал-375 и Урал-4320 — 2 грузовых автомобиля, которые выпускались в СССР. Один из них выходит с конвейера даже сегодня, но уже в обновленном виде.
Замер проходимости на пахоте и песке
Чтобы определить, какой из грузовых автомобилей надежнее, еще в 80-х годах прошлого века Минобороны СССР было произведено исследование под кодовым названием «Импровизация».
Первый этап тестирования – это замер проходимости на песке и размокшей пахоте.
В соответствии с силой тяги места распределились так:
- 1 место – Урал-4320 и КрАЗ 260. Их показатель – 0,53.
- ЗИЛ 131 – показатель 0,52.
- КамАЗ-4310 – 0,50.
- ГАЗ 6602 – 0,35.
КамАЗ уступил соперникам по причине высоких осевых нагрузок и жесткости шин (при снижении давления полкрышки начинали деформироваться). КамАЗ также оставил самую глубокую колею.
Немного истории
Первые грузовики МАЗ сошли с конвейера в 1947 году. Производство машины было налажено на территории Беларуси, в ее столице Минске. Первые марки МАЗ-200 успели стать явными помощниками при проведении различных работ, что спустя 10 лет, в 1957 году была выпущена новая версия МАЗ-500. Понадобилось еще 20 лет, чтобы в 1977 году сошёл модернизированный вариант 500-ки, который признан мощным по многим параметрам до сих пор. В этой версии была модернизирована шасси, которая несла основную нагрузку всей конструкции машины.
История появления КАМАЗ была значительно позже, чем МАЗ. Первые машины, в количестве 5 штук сошли с конвейера только в 1976 году. Заводу понадобилось целых 10 лет, чтобы окупились первые финансы, потраченные на строительство завода, ставшего крупнейшим не только в СССР, но и на территории Европы.
Положительные характеристики КАМАЗ
Главное преимущество техники, это комфортный салон, который позволяет водителю безопасно и удобно совершать различные действия в салоне. К сильным сторонам относится:
- простота управления машиной.
- Улучшенные параметры межсервисного интервала ТО.
- Расход топлива снижен для многих моделей.
- Улучшенные тягово-динамические характеристики.
- Трансмиссия имеет сбережённые характеристики от основного производителя ZF.
- Снижены параметры усилия на рычаг переключения.
Мотор спецтехники имеет уникальные характеристики, которые полностью адаптированы для эксплуатации в различных климатических регионах России, в том числе для районов Крайнего Севера.
Грузовой автомобиль КАМАЗ, новинки АВТОПРОМА
Отлично зарекомендовала себя коробка передач, которая не имеет капризных характеристик для регионов с суровым климатом, например для казахстанских степей.
Недостатки отсутствуют как таковые, но по отзывам владельцев машины, самым уязвимым участком является тормозная система КАМАЗ. Как правило, она даёт сбои в районах крайнего Севера. Сейчас производитель решает эту проблему, путём внедрения дополнительных узлов и компонентов.
Положительные характеристики МАЗ
Для МАЗ высокая ремонтопригодность и доступность является важным критерием популярности машины. Даже на постсоветском пространстве можно найти действующие филиалы станций техобслуживании, которые осуществляют плановый, периодический ремонт ТС, согласно рекомендациям производителя.
- Ремонтопригодность. Есть все условия для ремонта в любом регионе.
- Высокий ресурс проходимости до первого ремонта. Машина может без ремонта эксплуатироваться даже после пробега 1 млн. км.
- Неприхотливость. Машина эксплуатируется в любых условиях и может эксплуатироваться без проблем на топливе с низкими качествами показателей характеристик ГСМ.
Есть недостатки машины, которые выражены в следующем:
- достаточно большой расход топлива что делает машину по ряду причин неэкономичной.
- Некомфортность кабины. Это главная проблема, которая имеет нарекания со стороны операторов транспорта.
Технические характеристики машин
В таблице приведены основные технические данные обеих машин
Параметр | МАЗ | КАМАЗ |
Длина, мм | 8600 | 8000 |
Высота, мм | 3160 | 2962 |
Ширина, мм | 2570 | 2500 |
Колёсная база, мм | 4900 | 3690+1320 |
Дорожный просвет, мм | 230 | 285 |
Диаметр разворота, мм | 9100 | 11200 |
Для каждой модели техники предусмотрены индивидуальные технические характеристики, которые доступны вам в открытом доступе в основных источниках информации в сети интернет.
Чей тягач лучше, выбирать только вам, но, как правило, основного лидера здесь нет. По праву можно распределить популярность обеих машин в соотношении 50:50, так как каждый выбирает технику, исходя из своих технических потребностей и финансовых возможностей. Кому отдать пальму первенства решать только вам, во всяком случае, машины, произведённые в советское время, до сих пор являются востребованными и популярными даже за границей.
Топ-3 малотоннажных грузовика
Категория лёгких грузовых автомобилей, чей предел в массе 1,5 тонны, подразделяется на такие классы, как минивэны, фургоны, пикапы, компактные, городские и средние грузовики. Данный сегмент малотоннажной техники является самым покупаемым в мире.
№1: Volkswagen Crafter
Первое место среди лучших малотоннажников занимает VW Crafter, он имеет самый широкий ассортимент типов кузова и колёсных баз. Может выполнять специальные назначения, например: эвакуатор, кран, микроавтобус и т.д. Самый мощный силовой агрегат имеет объём 2 литра (163 л/с).
№2: Ford Transit
Второе место занимает Форд Транзит, и является одним их самых популярных малотоннажников в мире. Также выпускается в формате фургона, пикапа с одним или двумя рядами дверей, микроавтобуса, продуктового холодильника, и классического грузовика.
№3: ГАЗ-3302 и ГАЗель Next
Газель до сих пор является самой популярной малотоннажной техникой в России, и занимает почётное третье место в рейтинге. Помимо грузовой Газели, на выбор предлагается ГАЗ-3302 в формате пикапа, фургона и продуктового холодильника. Популярность этого автомобиля обусловлена тем, что благодаря своей относительно небольшой стоимости и неплохой мощности, позволяет начинающим бизнесменам начать своё дело с минимальными затратами на грузовые перевозки.
Достойный наследник традиций
Необходимость модернизации вполне удачной для своего времени, но устаревающей по ряду технических параметров модели КрАЗ-214Б напрашивалась в середине 60-х годов, и к 1967 году кременчугские автомобилестроители освоили серийный выпуск новой модели полноприводного трехосного тяжеловоза. При этом конструкция грузовика подверглась значительным изменениям.
КрАЗ-214Б из музея завода
Внешне новый КрАЗ мало чем отличался от своего предшественника. Пожалуй, лишь новые широкопрофильные шины указывали на принадлежность грузовика к новой модификации. Именно благодаря шинам грузовик и получил свое прозвище «лаптежник», прижившееся у всех тех, кто эксплуатировал этот автомобиль.
А вот сама конструкция грузовика подверглась основательным изменениям. И, прежде всего, это замена силового агрегата. На смену шестицилиндровому двухтактному дизельному двигателю пришел более мощный и экономичный V-образный четырехтактный восьмицилиндровый силовой агрегат ЯМЗ-238.
ЯМЗ-238
Сравним некоторые технические характеристики старой и новой модификаций. Максимальная скорость возросла с 55 км/час до 70 км/час, при этом расход топлива сократился со 120 до 70 литров на 100 километров. Больше на полтонны, в сравнении с предыдущей моделью, при примерно одинаковой снаряженной массе.
оказалась и грузоподъемность КрАЗ-255Б. Благодаря оснащению автомобиля широкопрофильными шинaми переменного давления со своеобразным рисунком протектора у КрАЗ-255Б значительно повысились и параметры проходимости.
Однако шины ВИ-3 отличались не только своим рисунком протектора и шириной. На автомобиле, впервые в истории грузовиков марки КрАЗ, была внедрена централизованная система регулирования давления шин, управление которой осуществлялось с рабочего места водителя. Например, при движении по глубокому снегу или зыбучим пескам водитель мог снизить давление в шинах в течение всего нескольких минут с 3,8 до 1,0 атмосфер.
https://youtube.com/watch?v=9AHBFYnD6zI
При этом давление шин на опорную поверхность увеличивалась на 70 %. В результате этого давление колес на грунт уменьшалось, способствуя увеличению проходимости грузовика. В этом и заключается принцип работы системы централизованного регулирования давления шин.В 1979 году, на двенадцатый год серийного производства, на 255-ом стала устанавливаться и более эффективная двухконтурная тормозная система.
Модельный ряд
Ниже представлен полный модельный ряд современных КрАЗов. Тут будет рассказано о самых популярных тягачах и особенностях их конструкции. Все они предназначены для дальнобоя, адаптированы к российским дорогам, могут эксплуатироваться при самых высоких/низких температурах (-45 до +50 градусов), а также отличаются повышенной мощностью и выносливостью.
«Докер»
КрАЗ-6443 по прозвищу «Докер» стал детищем семейства 6510. Трехосный вездеход 6 × 6 создан для того, чтобы заниматься перевозками с полуприцепами-тяжеловозами.
Максимальная нагрузка – 22 000 кг. Высокие показатели производительности и надежности. Габариты: 7550 мм × 2500мм × 2990 мм. Если «Докер» снаряжен, то его общий вес равен 11 000 кг.
«Бурлак»
КрАЗ Т17.0ЕХ впервые сошел с конвейера в 2009 году. Его называют супертягачом. «Бурлак» разработан на базе 6446-й модификации. Классический вариант вездехода в лучших традициях КрАЗа.
Готов тянуть до 70 тонн с вертикальной нагрузкой на седельно-сцепное устройство 17 000 кг. Адаптирован к самым суровым климатическим условиям. Легко идет по воде до 1,5 м глубиной или через снежные заторы не выше 60 см. Полный привод, односкатная ошиновка.
КрАЗ-6446
Дата выхода модели – 1994 год. Этот трехосный вездеход может пройти где угодно в любую погоду с грузом до 65 тонн. Легко преодолевает бездорожье, отличается повышенной маневренностью.
Данный вид транспорта предпочитают приобретать военные структуры. Подходит для перевозки негабаритных и тяжелых грузов.
КрАЗ-6510
Модель, на которой установлен карбюраторный силовой агрегат ЯМЗ-238М2. Под капотом находится 232-сильный дизельный двигатель. Присутствует предпусковой подогреватель, что позволяет заводить даже холодный мотор. Именно поэтому такая модель пользуется большой популярностью на Крайнем Севере. Максимальная скорость 80 км/ч.
Другие модели
Существуют и другие вариации военных и гражданских вездеходов этой марки. Например, КрАЗ 6443-0000080-02 мощностью в 362 л. с. грузоподъемностью 59 тонн. Также существует 6443 ТТХ и 64431. Последний тягач имеет колесную формулу 6 × 4 с двумя емкостями для топлива. Способен перевозить до 42 тонн. Под капотом – 330 л. с.
Нельзя не сказать о двухосном грузовике КрАЗ-5444. Он оснащен комфортабельным спальным местом и зовется «монстром карьеров».
Как сделать выбор между Кразом и Уралом?
Краз и Урал — это два легендарных российских производителя внедорожных грузовиков. Они отличаются не только внешним видом, но и многими техническими характеристиками. Выбрать между ними может быть сложно.
Определите свои потребности
Первым шагом при выборе между Кразом и Уралом является определение ваших потребностей. Для того чтобы определить, какой грузовик лучше подходит для вас, распределите приоритеты: какой груз вы будете перевозить, какой маршрут вы будете следовать, какие климатические условия будут влиять на эксплуатацию вашего автомобиля, каким будет требование к комфорту и водительскому опыту и т.д.
Проанализируйте технические характеристики
У Краза и Урала есть много общих характеристик, но также есть много серьезных отличий в их технических характеристиках
Важно учитывать такие параметры, как мощность двигателей, грузоподъемность, габаритные размеры, полная масса, скорость разгона, типы трансмиссий, типы кузовов и многое другое
Рассчитайте финансовые затраты
Чтобы сделать правильный выбор, необходимо учитывать финансовые аспекты, связанные с эксплуатацией грузовиков. Вам нужно рассчитать стоимость грузовика, расходы на топливо и обслуживание, а также затраты на страховку.
Уделите внимание качеству
Наконец, уделите внимание качеству и репутации каждого из производителей. Исследуйте отзывы владельцев, обращайте внимание на гарантии и условия обслуживания, смотрите на общую качественную оценку брендов
Не забудьте ознакомиться с общими требованиями к водителям и условиями эксплуатации соответствующих типов автомобилей по дорогам в вашем регионе.
Не стоит спешить с выбором между Кразом и Уралом. Они два отличных и ярких представителя отечественного автопрома. Ознакомьтесь с характеристиками каждого автомобиля, анализируйте свои потребности и возможности и принимайте свое решение на основе расчетов и практических соображений.
Основные возможности грузового автомобиля
Для того чтобы понять, какой автопроизводитель лучше, чьи грузовые авто пользуются большей популярностью, лучше всего обратиться к основным потребителям. Оценив комплекс отзывов по каждой марке, можно легко вынести вердикт в давнем споре. А легче всего оценивать отзывы, представив, что вот прямо сейчас необходима грузовая модель известного производителя. Чей автомобиль окажется лучше, тот и будем покупать.
В первую очередь необходимо определиться, для чего необходим КамАЗ или МАЗ. Ведь в каждой марке существует большой выбор моделей по назначению. Есть обычные бортовые автомобили с различной грузоподъёмностью, а есть специализированные лесовозы или самосвалы. В каждом модельном ряде имеется несколько мощных тягачей и, конечно же, вездеходные варианты с повышенной проходимостью.
Следующим этапом будет определение критерия выбора. Лучше в чем? Остановимся на таких популярных и в то же время важных установках:
- стоимость;
- надёжность и качество;
- цена расходных материалов в процессе обслуживания;
- комфорт при эксплуатации.
Также не стоит забывать про нюансы использования нового автомобиля и авто с пробегом. В каждом конкретном случае будет разница между авто МАЗ или КамАЗ. Что выбрать для личного использования, а что лучше оставить и не думать, покажет сравнительная характеристика, основанная на отзывах.
Боевое применение «Урал-375»
Основное применение грузовиков Урал-375 связано с вооруженными силами. На базе данной машины создавалось множество комплексов:
- самоходная пусковая установка 2Б5 РСЗО 9К51 «Град»;
- автоцистерны АЦ-5-375, АЦ-5,4-375, АЦГ-5-375;
- топливозаправщик АТМЗ-5-375;
- автокраны 8Т-200, 8Т-210, 9Т-31;
- радиолокационная станция П-18 1РЛ131 «Терек»;
- мобильная электростанция ЭД16-Т/230-РАО.
С учетом надежности и проходимости грузовики получили широкое применение в военных конфликтах с участием советской и российской армии. Вместе с этим они применялись и в народном хозяйстве, особенно у нефтяников и геологов. Для удешевления эксплуатации собственный двигатель ЗИЛ-375 менялся на дизельные ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238.
Модели завода КрАЗ сегодня
Украина – страна-производитель КрАЗ – продолжает развивать производство. Нынешние модели представлены военной (бортовые грузовики и седельные тягачи) и гражданской техникой. Грузовое шасси применяют для нефтяных и газовых установок. За один рейс оно может перевозить груз более 16 тонн.
КрАЗ-65055
Военный автомобиль 5133ВЕ оборудовали сверхмощным двигателем в 330 л. с., грузоподъемность его 7 тонн, но на буксир он может брать до 30 тонн груза. Автомобиль может ехать по плохим дорогам и вброд глубиной более одного метра.
Модель из военной серии 6322 поднимает до 13 тонн. Машину 6135В6 оборудовали бескамерными шинами и двигателем в 350 л. с., грузоподъемностью 16,5 т.
Шасси для гражданских моделей имеют большую грузоподъемность, высокую проходимость. Это самосвалы, бортовые авто, тягачи и спецтехника: краны, лесовозы, автоцистерны. В сельском хозяйстве и строительстве используются маневренные машины с трехсторонней разгрузкой: 6424С4 и А201С2. В 2019 году АвтоКрАЗ подписал соглашение о производстве грузовиков с компанией Нигерии. ВСУ получили более трех десятков единиц военной техники на шасси КрАЗ.
Самосвалы КрАЗ выносливы, универсальны и надежны. Самые распространенные:
- C20.2;
- С18.1 «Максимум»;
- 65032.
Четырехосный КрАЗ-7133С4 имеет отменную грузоподъемность.
Тягачи Кременчугского автозавода способны трудиться в суровых природных условиях. Внедорожник КрАЗ-6446 – неприхотливый, пригодный для труднодоступной местности тягач. Пользуется наибольшей популярностью супер-тягач Т17.0ЕХ «Бурлак».
Лесовозы Кременчугского завода обладают мощной грузоподъемностью, используются в лесном хозяйстве. Это сортиментовозы М16.1Х, М19.2R и вездеход КрАЗ-64372.
Разработчики представили новую модель автомобиль-шасси Н27.3ЕХ. Его используют для монтажа оборудования в нефтегазовой промышленности и в военных целях. «Кременчугским гигантом» для установки особо крупного и тяжелого оборудования называют шасси 7634НЕ. Грузовик-шасси КрАЗ-5401Н2 крупнотоннажный, с мощным двигателем, хорошей грузоподъемностью и отличной проходимостью. Тягач на шасси КрАЗ-H22.2RX буксирует прицеп весом 30 тонн.
Надежные в работе автомобили марки КрАЗ отвечают всем стандартам экологической и дорожной безопасности. На стойкость машину проверило время и сотни тысяч километров пути и бездорожья.
Об истории предприятия и модели КрАЗ-6443
Первое десятилетие своего существования Кременчугский автомобильный завод выпускал мосты. Решение о строительстве в городе Кременчуге мостового завода было принято в августе 1945 года. До 1956-го года здесь было построено более шести сотен мостов для таких крупных рек, как Волга, Днепр, Даугава, Днестр и других.
В 1956-м году предприятие было преобразовано в комбайновый завод, и занималось производством кормоуборочных комбайнов для свеклы и кукурузы; дорожных катков; тракторных колёс; целого ряда ноименований сельхозтехники. Параллельно на Кременчугском заводе осваивалось производство большегрузных автомобилей, на базе основных моделей Ярославского автозавода.
Первые два грузовика марки КрАЗ (на базе ЯАЗ-210) торжественно выехали за ворота завода в апреле 1959-го года. А уже в 1961-м году Кременчугский автозавод выпускал машины не только для внутреннего рынка, но и на экспорт (более пятисот КрАЗов были поставлены в Аргентину, Афганистан, Болгарию, Китай, Индию, Вьетнам и другие (всего в 26) страны мира. 100-тысячный КрАЗ сошёл с заводского конвейера в 1968-м году.
Первые в истории два КрАЗа на первомайской демонстрации 1959 года.
К 1978 году автомобили КрАЗ шести моделей в 28 модификациях уже повсеместно использовались на всей территории СССР и поставлялись в 57 стран мира. Максимальных объёмов производства (30 тысяч машин в год) Кременчугский автозавод достиг к середине 80-х годов ХХ века.
Модель КрАЗ-6443 – как раз из тех благополучных лет «родом»: первый седельный тягач данной марки был изготовлен в 1987-м году, а вот начало серийного производства пришлось на год 1992-й. В модельном ряде завода КрАЗ-6443 является продолжением семейства КрАЗ-6510.
Трёхосный седельный тягач КрАЗ-6443 с колесной формулой 6×6 предназначается для буксировки полуприцепов-тяжеловозов по дорогам, допускающим движение автотранспортных средств с нагрузкой па сдвоенные оси до 220 кН (22000 кгс). Для работы на совсем уж «дремучем» бездорожье, в условиях пересечённой местности, существует отдельная модель кременчугского седельного тягача – КрАЗ-6446, оснащённая специальными вездеходными шинами с мощным протектором-грунтозацепом.
Как правило, тягач КрАЗ-6443 используется для перевозки обладающих особенно значительной массой и нестандартными габаритами грузов; тяжёлой строительной техники и промышленного оборудования. Данный автотягач отличается значительным показателем мобильности и обладает диаметром разворота, не превышающим тринадцати метров, что делает его достаточно удобным при работе на стройплощадках.
КрАЗ-6443 успешно справляется с транспортировкой тяжёлой энергонасыщенной техники.
Автомобиль комплектуется ЗИП. По желанию заказчика, в качестве дополнительных опций КрАЗ-6443 может быть укомплектован:
- предпусковым подогревателем мотора («Вебасто» или «Теплостар-14.ТС10»);
удлинённой кабиной, со специально оборудованным спальным местом.
дополнительным отопителем кабины «Планар-4Д/24»;
импортным седельно-сцепным устройством уменьшенной высоты: типа «JOST», или «Джордж Фишер».
Грузовик Mack Programm
Его зовут- Programm: это титаноподобный гигант производства фирмы «Mack». Его могучий полуприцеп играет на солнце своими хромированными бортами платформы, а сам «головастик» (кабина) сияет еще больше. Его удел и предназначение — это перевозка крупной многотонной техники, а также очень тяжёлых негабаритных грузов. Мощность двигателя данного грузового автомобиля 613 л.с., крутящий момент составляет 2792 Нм. Двигатель MP10 обладает объемом в 16 литров, это как раз тот самый объем, что необходим таким автогигантам для серьезной работы.
Впрочем, не только Американцами едиными славится мир.
Страна происхождения: Швеция
Создание грузового автомобиля: с чего все началось
К концу 19 века отдельные инженеры-изобретатели активно работали над тем, как можно улучшить ходовые свойства карет и повозок. Но еще веком ранее в 1780-х годах русский изобретатель Иван Кулибин соорудил так называемую карету с педалями. К 1791 году он представил свой самоходный экипаж, который мог развивать скорость до 16 км/ч. Позже он пытался поставить на свое изобретение паровой двигатель, однако его смерть помешала осуществлению этих планов. Но сама идея создания автомобиля уже витала в воздухе и первые разработки подхватили другие инженеры-изобретатели.
Паровой двигатель еще долго занимал лидирующие позиции, поскольку на тот момент еще не существовало подходящих технологий и горючего для двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Изначально идея создать ДВС принадлежит ученому из Нидерландов Христиану Гюйгенсу. Он высказывал ее аж в 1678 году, но в качестве топлива он предложил применять порох. Были попытки нагревать древесину и полученный газ, в сочетании с воздухом, использовать для двигателя.
К 70-м годам 19 века уже существовало несколько типов двигателей внутреннего сгорания, работающих на бензине. К его разработке причастны такие известные лица, как немецкий инженер Готтлиб Даймлер и его друг молодости Вильгельм Майбах. А уже к 1889 году ими был собран первый автомобиль. Но как появился первый грузовик? Совершенно случайно.
К 1890 году Готтлиб Даймлер основал свою компанию Daimler-Motoren-Gesellschaft и уже пять лет спустя выпустил порядка 1000 двигателей. Когда проводился очередной эксперимент, инженер решил посмотреть, а как будет работать их мотор на тяжеловесном автомобиле. О результатах испытания история умалчивает, однако именно 1896 год считается днем рождения грузовика.
Что удивительно, но первыми практическими потребителями грузовиков стали пожарные. Именно пожарным требовалось оперативно доставлять к месту возгорания не только спасателей, но и лестницы, шланги, инструменты и воду. К началу века подобные машины стали появляться в крупных городах по всему миру.
Машины фабричного производства имели большой расход топлива и низкую грузоподъёмность. Конечно, в такой ситуации новый транспорт по всем фронтам проигрывал традиционной лошадке. Однако это не останавливало инженеров и изобретателей-самоучек, во всем мире активно шла работа по совершенствованию двигателя автомобиля и его грузоподъемности.
Постепенно моторы улучшались и модернизировались. Так, в 1907 году на одном из автомобилей компании Даймлер был установлен бензиновый 4-цилиндровый двигатель. Его мощность составляла 16 л.с. Спустя семь лет эта же компания начинает выпуск грузовых машин с уже более мощным двигателем в 35 л.с. С того момента, как инженерам удалось существенно улучшить мощность двигателя, производство грузовиков стало расширяться.
Грузовики долго оставались схожими с легковыми автомобилями. Они имели аналогичную схему и двигатель. Но с началом 20 века ходовая часть становится более массивной, кузов получает большую площадь, задние колеса – сдвоенные. Более того, грузовики начинают снабжать резиновыми шинами. Ранее для всех автомобилей использовались пневматический вариант. Но, несмотря на множество нововведений, грузовой транспорт отличался малым комфортом для водителей. Проще говоря, в автомобиле для водителя не было предусмотрено никаких удобств. Соответственно работать в таких условиях соглашались немногие.
Параллельно с компанией Даймлер с 1903 года немецкий инженер-механик Генрих Бюссинг основывает одноименную компанию и начинает выпуск грузовых машин, омнибусов и двигателей для них. Именно с его массового производства грузовики приобретают тот внешний вид, который и сейчас мы можем встретить на дороге.
В 1903 г. выпускаются первые в мире машины, укомплектованные раздаточной коробкой. Спустя девять лет к новшеству добавился еще и карданный вал. Востребованность грузовиков становилась все больше и их популярность росла. Конные повозки постепенно уходили в прошлое, их заменяли машины, которые регулярно совершенствовались. Большую популярность грузовые автомобили стали набирать в военной сфере. Так, с 1908 г. за 6 лет было выпущено около 10 тыс. машин.
Однако удобство для водителя все еще оставалось под большим вопросом. После внедрения кабины закрытого типа, оснащению машины электрооборудованием ситуация начала меняться в лучшую сторону. Постепенно стали внедряться амортизаторы, усовершенствовалась тормозная система, улучшились автомобильные шины. Это позволяло водителю увереннее чувствовать себя на дороге.
Технические характеристики
Модификаций данного автомобиля существует три: КрАЗ-6443 – базовая модификация с колёсной формулой 6×6; КрАЗ-644301 – седельный тягач, подготовленный специально для эксплуатации в районах холодной климатической зоны; и есть ещё модификация КрАЗ-6443 с колёсной формулой 6×4.
Колёсная база – 4,080 метра.
Монтажная длина рамы – 4,475 м; высота рамы монтажная – 1,142 м; ширина рамы – 0,87 м.
Колея – 2,070 метра.
Дорожный просвет стандартный – 290 мм.
Свес передний / задний – 1250 / 820 мм.
Высота седла – от 1440 до 1520 мм.
Радиус поворота – 13 метров.
Максимальный преодолеваемый подъём – 18 градусов.
Угол въезда – 35 градусов; съезда – 50 градусов.
Масса снаряжённого автомобиля – 10,8 тонн.
Масса автомобиля полная – 28 тонн.
Допустимая нагрузка на переднюю ось – 6 тонн.
Допустимая нагрузка на заднюю ось – 22 тонны.
Допустимая вертикальная нагрузка на седельно-сцепное устройство – 17 тонн.
Допустимая полная масса буксируемого полуприцепа – 48 тонн.
Допустимая полная масса автопоезда – 59 тонн.
Двигатель КрАЗ-6443
До начала 2015 года автомобили КрАЗ-6443 оснащались дизельными двигателями производства Ярославского моторного завода. А именно, V-образными 8-ми цилиндровыми турбированными моторами (Eвро-2): ЯМЗ-238Д – 318 л.с.; ЯМЗ-238ФМ – 320 л.с.; ЯМЗ-238ДЕ2 – 330 л.с. (в диапазоне от 2 100 об/мин).
Рабочий объём каждой из этих модификаций ЯМЗ-238 составляет 14 860 см³. Максимальный крутящий момент (по DIN-70020) составляет: ЯМЗ-238Д – 1 225 Нм; ЯМЗ-238ФМ – 1 185 Нм; ЯМЗ-238ДЕ2 – 1225 Нм., в диапазоне 1200-1400 об/мин. Все двигатели снабжены системой турбонаддува, жидкостным охлаждением.
Расход топлива автопоезда определяется производителем на уровне шестидесяти литров дизтоплива на 100 километров пути. Автомобиль укомплектован двумя топливными баками, по 250 литров в каждом.
Мощный лесовоз на базе КрАЗ-6443.
После обострения политической ситуации на Украине многие украинские предприятия, в том числе и Кременчугский автозавод, заявили о полном отказе от комплектующих российского производства.
Трансмиссия
До 2015 года все автомашины КрАЗ-6443 оборудовали 8-ступенчатой двух-диапазонной коробкой передач ЯМЗ с синхронизаторами на всех передачах, кроме заднего хода; с интегрированным стояночным тормозным механизмом. Передаточные числа коробки передач – 7,73; 5,52; 3,94; 2,80; 1,96; 1,39; 1,00; 0,71. Задний ход – 11,79; 2,99. Главная передача – мосты центральные, двухступенчатые, односкоростные, средний мост проходного типа.
Передаточное число главной передачи – 8,173. Передаточные числа раздаточной коробки: высшая передача – 0,95; низшая передача – 1,31. Кстати, такая же ярославская МКПП на самосвалах КрАЗ-65032, КрАЗ-650321 ещё оборудована коробкой отбора мощности на привод насоса опрокидывающего механизма грузовой платформы.
Сцепление – двухдисковое, сухое, фрикционного типа, с периферийным расположением нажимных пружин.
Рулевое и тормозное управление
Рулевой механизм механический, с гидроусилителем. Рабочие тормоза – это классические тормозные механизмы колёсные барабанного типа, с внутренними колодками. Стояночные тормоза и трансмиссионный тормоз также барабанного типа, расположены на выходном валу раздаточной коробки; привод механический. Вспомогательные тормоза – дроссельного типа, привод пневматический, установлены в системе выпуска газа.
Подвеска
Машина построена на платформе с зависимой подвеской, использующей рессоры типа «полу-эллипс» в задней части. Подобная конфигурация позволяет увеличить нагрузку на устройство сцепки и гарантировать работоспособность схемы в условиях повышенных механических нагрузок на любом типе дорожного покрытия.
КрАЗ-6443 с удлинённой кабиной.
Передняя подвеска зависимая, на двух полуэллиптических рессорах, работающих совместно с двумя гидравлическими амортизаторами. Задняя подвеска зависимая, балансирная на двух полуэллиптических рессорах.
Шины использованы размера 12.00R20 (320R-508). Размер обода составляет 216В-508 (8,5В-20).