«господи, что мы делаем?! с такой школой у россии нет будущего…» что думают учителя о современной школьной системе: осторожно, много откровений

10 фактов о школах в дореволюционной россии

«Отбили всякую охоту к сопротивлению, желанию думать»

«Начну с самого главного. Я проработал в школе учителем 35 лет, но никогда не сталкивался с тем, что ни по одному предмету нет единой государственной программы, т.е. отсутствуют требования к объёму знаний учащихся. Рабочую программу сам себе пишет учитель, но его этому не учили. Для этого есть методисты, но они программы не составляют, им некогда. Они проверяют, как их составили учителя. И, думаете, их интересует содержание программы? Отнюдь! Их интересует интервал между строчками, оформление обложки и прочая бумагомарательная дребедень.

Теперь поговорим об учебниках. Я могу судить только об учебниках географии. Те учебники, по которым занимаются крымские школьники – это проявление полной некомпетентности в географии. Отсутствует поэтапная схема изучения вопроса по принципу: от простого к сложному. Абсолютно хаотичная подача материала. Такое ощущение, что авторы действуют по принципу: вали всё в кучу, а учащийся сам разберётся. Каждый раз, когда я обращался к школьным учебникам по географии, я забывал всё, что знал. Шестой параграф в учебнике для 9-ого класса должен называться на родном русском языке «Зоны вечной мерзлоты на территории РФ», а там написано — «Мерзлотная Россия»! Это в чьей больной голове родилось такое определение?!

Единого учебника по каждому курсу нет, а самих учебников десятки и даже сотни. Это просто бизнес. Напиши учебник, пройди комиссию, получи «добро», а, значит, и госзаказ, и – стриги чистую прибыль. Родитель от многого откажутся, но учебник ребёнку купят за любую цену. Что внутри учебника, никого из ответственных товарищей не интересует. Бизнес на интеллектуальном развитии страны – прибыль превыше всего!

Педагог – это теперь «обслуживающий персонал». У учителя всегда было два направления деятельности: обучающий и воспитывающий. Так вот, воспитания больше нет, школа только обучает. От учителя требуют, чтобы он поменьше говорил, а больше слушал и корректировал ответ учащегося. Откуда ученик возьмет знания, никто не задумывается, мол, надо будет – найдёт, Интернет есть.

Задача у чиновничьего аппарата одна – завалить учителя чудовищной бумажной работой: программы, поурочные планы, отчёты, отчёты, отчёты… И – тем самым забить, унизить как человека до такой степени, чтобы отбить всякую охоту к сопротивлению, желанию думать…

Про оплату труда учителя говорить можно много и яростно. Зарплатой это назвать нельзя. Это 101 плевок в лицо учителю. Гнилая бюрократическая система оплаты позволяет администрации школы по своему усмотрению кого-то казнить, кого-то миловать. У 70% рядовых учителей зарплата и стимулирующие – 12-14 тысяч рублей в месяц, у меньшинства (30% лизоблюды и административные любимчики) – 34-36 тыс руб. А в среднем, да, как утверждает статистика, 25 тыс руб. Ну а приказ министра образования Крыма Гончаровой об обязательном ведении поурочных планов всеми учителями и сохранении их весь учебный год вообще за гранью добра и зла.

И самое главное – дети. Сколько они выдержали реформ, держались, а подкосил их Интернет. Скажу честно, сейчас подростки курят в 5-7 раз меньше, чем 10-15 лет назад. У них нет времени. Они на переменах уходят в киберпространство и играют, играют… А учебная нагрузка выросла в разы, сейчас в пятомм классе 7 уроков – норма. Раньше СЭС никогда не согласовала бы такое расписание. С 8.30 до 15.00 – занятия, а потом – музыкальная и художественные школы, спортивная секция, танцевальный кружок, репетиторы… Во дворах не слышно детей, никто не играет в войнушку, прятки, резиночку, классики. Объясните, почему в 5-ом классе ребёнок ходит к репетитору? Господи, что мы делаем? Мы забрали у детей детство, считая, что обучение важнее.

Сейчас весь Интернет забит открытыми письмами преподавателей, криками отчаяния учителей от «дайте дожить» до «ненавижу». Власть не слышит или не хочет слышать. Зря. Нет образования – нет будущего у страны, несмотря на «человеческий капитал», запасы газа, ракеты «Тополь» и победы в Сирии. Голодные и нищие учителя, которых уже сегодня катастрофически не хватает — это приговор. Никогда не думал, что доживу до такой ситуации. Горько…

Мы попросили некоторых петрозаводских учителей прокомментировать этот текст. Они рассказали о своих претензиях к современной школьной системе.

Польза, которую можно пощупать руками

Общим местом в спорах об актуальности музыкальных школ является история детских травм. Бьют по рукам, орут, отбивают охоту к музыке. Что вы думаете о музыкальной повинности, которую еще недавно отбывали девочки и некоторые мальчики из интеллигентных семей?

– Бьют, унижают, кричат… с этим в профессиональной среде надо жестко бороться. Не знаю, с чем связано, может, это личностные особенности отдельных педагогов, хотя, действительно, у старшего поколения даже в высшем звене это случалось, кое-где бывает и теперь. Но я не представляю, чтобы педагог сегодня, выезжая на мастер-класс в страны Юго-Восточной Азии, Европу или в Америку, прикрикивал бы на учеников. Если нечто подобное происходит – это вопиющий случай и исключение. Иными словами, кое-что меняется. Профессиональное сообщество обязано жестко противостоять такой манере обучения, бороться на всех уровнях, в том числе путем увольнения таких педагогов.

Фото: Московская музыкальная школа имени Виссариона Яковлевича Шебалина / Facebook

Есть, наверное, единственный повод повысить голос на уроке музыки – ситуация, когда ребенок играет громко, а тебе надо докричаться, чтобы он услышал. Но это следствие акустических особенностей игры на фортепиано и только. Поправить посадку, положение руки – это нормально. Прикосновения в музыке необходимы, здесь не может быть иначе. Но это делается, как вы понимаете, не с целью насилия.

Что касается «отбывает повинность», «оттрубил семь лет», то такое отношение идет из семьи. Если в семье внушают: «Ходить надо, не обсуждаем почему, пусть в жизни и не пригодится», неудивительно, что человек музыкальную школу воспринимает с неудовольствием.

Мы учились в ЦМШ и так же, как некоторые к музыке, мы относились к физике и алгебре, «которая зачем нужна вообще», «мне и тройки в аттестате хватит».

– И что предлагаете делать?

– Музыка воспитывает самодисциплину, способность к концентрации. Чтобы выйти на сцену с огромным произведением и сыграть его на публике, требуется много самоконтроля

Разве этот навык будет лишним в жизни? Разве не пригодится он, когда вы будете защищать диссертацию по физике или представлять проект реконструкции здания? Если в семье к музыке будут относиться как к важному, ведущему ребенка к большим вершинам, чем были бы они без музыкальной школы, то все изменится. Тогда и сами дети увидят в музыке достойный труд

Он должен быть оценен, в том числе государством. Но тогда плюс к ЕГЭ, то есть польза, которую можно пощупать руками, станет очевидна и родителям.

Преимущества посещения музыкальной школы

Посещение музыкальной школы научит вас следующему:

Креативность

Музыка способствует обучению и творчеству, потому что музыка — прекрасный способ творческого самовыражения. То, как вы подходите и интерпретируете свою музыку, уникально для вас.
Музыка превращает вас в индивидуального и творческого мыслителя, отличного от других людей в аналогичной области. Это творчество будет сиять и в других сферах вашей жизни.

Форма дисциплины

Обучение музыке не только в лучших музыкальных школах мира может быть формой дисциплины, особенно когда речь идет о тайм-менеджменте. Музыка занимает много времени, чтобы осесть в вашем мозгу, ваших руках или голосе. Понимание временной шкалы, необходимой для изучения музыки, — отличный способ попрактиковаться в навыках тайм-менеджмента.

Когда вы разучиваете новую музыку, вы должны учитывать, сколько времени может занять ее изучение, когда вы планируете выделить время для занятий и как лучше всего использовать свое время для занятий. Глянь сюда.

Способ общения

Музыка — это фантастический способ общения с другими людьми. Вы должны не только научиться общаться о своей музыке, вы также должны научиться общаться через музыку. Вы можете быть в ансамбле или хоре, или вы можете быть начинающим автором песен.

Общение с вашим учителем музыки, сотрудничество с коллегами-музыкантами и отправка музыкального сообщения вашим слушателям требуют разных стратегий. Эти стратегии будут полезны в ваших отношениях в школе, на работе и в других социальных ситуациях.

Развивайте свою музыкальную карьеру

Посещение музыкальной школы дает вам навыки и знания, которые позволят вашей музыкальной карьере выйти на новый уровень.

Музыка это талант

Успешные музыканты не самые талантливые. Таланта недостаточно для музыки

Помимо таланта, важно также иметь правильные музыкальные навыки. Вы можете улучшить свои музыкальные навыки, посетив несколько музыкальных классов

Обучение музыке – продуктивное хобби.

Это то, что может помочь вам с основными навыками. Обучение игре на музыкальных инструментах — это навык, который вы можете использовать в будущем. Продуктивное хобби, которое также может помочь вам улучшить свое резюме. Вы будете так гордиться собой, как только научитесь играть на своих любимых инструментах.

Творчество Чайковского

Творчество Чайковского, обращенное прежде всего к проблеме личности, современного человека в современном мире, получило широкое российское и международное признание уже при жизни автора, в то время как произведения петербургской школы вплоть до конца XIX в. были, известны достаточно узкому кругу слушателей (некоторое исключение составляют симфонии Бородина, исполнявшиеся на Западе при жизни автора, а также, ближе к рубежу веков, симфоническая музыка Римского-Корсакова; оперы Мусоргского получили достойную оценку только в XX в. несколько десятилетий спустя после смерти композитора; большой успех опер Римского-Корсакова также относится к первым десятилетиям XX в.). Выдающееся значение в московской школе имела деятельность ученика Чайковского, композитора, пианиста, педагога С. И. Танеева, исследователя и мастера полифонического письма (в особенности две его замечательные кантаты — «Иоанн Дамаскин» по А.К.Толстому, 1884, и «По прочтении псалма» по А. С. Хомякову, 1915, а также камерные ансамбли и в меньшей степени опера на античный сюжет «Орестея», 1895).

К началу XX в. новые тенденции русского искусства были представлены в музыке ярче всего именами московских композиторов (учеников С. И. Танеева) и выдающихся пианистов — С. В. Рахманинов и А. Н. Скрябина. Первый выступал продолжателем национальных традиций (и в «петербургском», и в «московском» их преломлении), причем в его творчестве они приобретали напряженно-ностальгическую окраску. Второй — крупнейший представитель символизма в музыке; оригинальная «космогоническая» философия Скрябина находит воплощение в ультрановаторском музыкальном языке, оказавшем большое влияние на все мировое музыкальное искусство XX в. Заметной фигурой московской музыкальной жизни становится также пианист и композитор Н. К. Метнер; здесь же достигает расцвета творчество А. Т. Гречанинова — ученика Римского-Корсакова. В Москве в это время формируется оригинальная школа композиторов православной хоровой музыки — т. н. «новое направление», по сути возродившее данный жанр на национальных основах и выведшее русскую духовную музыку из состояния застоя (в каковом она пребывала со времен Бортнянского); к этой школе принадлежат А. Д. Кастальский, Павел и Александр Григорьевич Чесноко-ы, Николай Семенович Голованов и ряд других авторов; в стиле «нового направления» созданы также духовные композиции С. В. Рахманинова, А. Т. Гречанинова, Н. Н. Черепнина.

Несколько позже начинают свой путь два крупнейших композитора нового поколения — И. Ф. Стравинский и С. С. Прокофьев (оба петербуржцы, ученики Римского-Корсакова): эстетика их ранних произведений, преемственно связанная с петербургской школой, а также, в случае Прокофьева, и с влиянием Скрябина, носит уже постсимволистский характер и соприкасается с новыми — неоклассицистскими, конструктивистскими, футуристическими — художественными течениями.

В области музыкально-исполнительского искусства русская культура в течение XIX — начала XX вв. прошла огромный путь: от салонов и усадебных театров к залам дворянских собраний и консерваторий, к новым зданиям оперных театров; от любительского музицирования — к созданию профессиональных отечественных школ пения и игры на всех инструментах, от частных учителей — до высших учебных заведений, открытых к началу XX в. во многих крупных городах страны.

Универсальная обложка Российского музыкального издательства

Какова стоимость программы обучения «Старшая группа» в Классика-м в 2023 году?

Цена на программу обучения «Старшая группа» в Классика-м в 2023 году будет зависеть от нескольких факторов. Основными факторами, влияющими на стоимость, являются продолжительность программы и количество занятий в неделю.

В стоимость программы обучения «Старшая группа» в Классика-м в 2023 году входит:

  • Образовательные занятия;
  • Индивидуальная работа с ребенком;
  • Развивающие игры и упражнения;
  • Консультация педагога для родителей;
  • Учебные материалы и пособия;
  • Организация праздников и мероприятий.

Стоимость программы будет различаться в зависимости от выбранного варианта:

  1. Программа обучения «Старшая группа» на 3 дня в неделю с продолжительностью 2,5 часа в день оценивается в: 30 000 рублей в месяц.
  2. Программа обучения «Старшая группа» на 5 дней в неделю с продолжительностью 3 часа в день оценивается в: 45 000 рублей в месяц.

Дополнительно взимаются плату за питание ребенка и дополнительные занятия (например, английского языка или дополнительной подготовки к школе).

Помимо основной программы, Классика-м предоставляет возможность оформления дополнительных услуг, таких как:

  • Утренний клуб (с 7:30 до 9:00) — 5 500 рублей в месяц;
  • Вечерний клуб (с 17:30 до 19:30) — 5 500 рублей в месяц;
  • Обед — 1 500 рублей в месяц;
  • Монтессори-класс — 1 500 рублей в месяц.

Окончательная стоимость программы обучения «Старшая группа» в Классика-м в 2023 году будет уточнена при обращении в школу и зависит от выбранных опций и индивидуальных условий.

Как получить скидки и льготы на обучение в Классике Мытищи

Скидки для многодетных семей

Для многодетных семей предоставляются скидки на обучение в Классике Мытищи. Чем больше детей в семье, тем выше скидка на обучение. Для оформления скидки необходимо предъявить документы, подтверждающие соответствующий статус семьи.

Льготы для студенческой молодежи

Студентам, аспирантам и находящимся на обучении в других образовательных учреждениях предоставляются льготы на обучение в Классике Мытищи. Чтобы получить льготы, необходимо предъявить документы, подтверждающие ваш студенческий статус.

Скидки при оплате за полгода/год наперед

При оплате за полгода наперед предоставляется скидка 5%, при оплате за год наперед — скидка 10%. Это заметная экономия, которая позволит сохранить ваш бюджет в пределах разумного.

Участие в программе лояльности

Классик Мытищи предлагает ученикам участвовать в программе лояльности. За выполнение определенных заданий и достижения выдаются баллы, которые впоследствии можно использовать для скидок на обучение или на покупку других услуг.

Программа лояльности
Достижение Количество баллов
Отличная оценка на контрольной работе 10 баллов
Победа в олимпиаде 30 баллов
Выполнение дополнительных заданий 5 баллов за каждое задание

Участие в программе лояльности поможет получить дополнительные скидки на обучение в Классике Мытищи.

Музыкальное образование для детей

Музыка – это не просто развлечение, но и целое искусство, которое может значительно влиять на развитие ребенка. Многие исследования показывают, что обучение музыке не только помогает развивать музыкальные способности, но и улучшает память, концентрацию, а также развивает воображение и эмпатию.

Важно отметить, что музыкальное образование стоит начинать уже с раннего возраста. В многих музыкальных школах есть классы для самых маленьких, где ребенок может начать знакомиться с музыкой и даже сыграть на простых инструментах

Одним из преимуществ музыкального образования является то, что ребенок сможет раскрыть свой творческий потенциал и найти новые хобби и увлечения. Кроме того, занятия музыкой способствуют развитию настойчивости и ответственности, так как требуют регулярной практики и усердного труда.

  • Обучение музыке может быть доступным для всех детей, независимо от возраста и финансовой состоятельности родителей.
  • Некоторые школы музыки предоставляют возможность получать бесплатное обучение талантливым детям.
  • Кроме того, существуют различные гранты и стипендии, которые можно получить для продолжения обучения в профессиональных музыкальных учебных заведениях.

Важно помнить, что музыка – это не только учеба, но и возможность принимать участие в различных концертах и выступлениях, что также позволяет развиваться и получать новый опыт. Итак, музыкальное образование – это отличный способ воспитать творческую, уверенную и настойчивую личность

Поэтому не стоит откладывать обучение на потом, а начинать занятия уже сегодня!

Итак, музыкальное образование – это отличный способ воспитать творческую, уверенную и настойчивую личность. Поэтому не стоит откладывать обучение на потом, а начинать занятия уже сегодня!

Что будет дальше с российским образованием

Итак, современное российское образование унаследовало что-то от советской системы (относительную доступность), при этом стало слишком перегруженным, оторванным от практики, знания перестали быть глубокими, а творческого процесса в образовании скоро вообще не станет.

Нельзя сказать, что государство считает систему идеальной (хоть серьезной критики и нет), но на ближайшие 5 лет запланирована реализация национального проекта «Образование». Это несколько проектов, сгруппированных по 4 основным направлениям:

  • обновление содержания;
  • подготовка и переподготовка кадров;
  • создание современной инфраструктуры;
  • эффективное управление.

С точки зрения качества образования самые важные – первые 2, которые отвечают на вопрос «Чему учить детей?» и «Кто будет этим заниматься?». На весь проект запланировано потратить почти 800 миллиардов рублей (что в масштабах бюджета страны за 6 лет не так уж много), а целей поставлено много.

Среди целей – ликвидация третьей смены в школах (в России пока еще есть и такое), возможность учиться по индивидуальному плану, создание общественно-деловых объединений, постоянное повышение квалификации минимум половины учителей, полноценный запуск Национальной системы учительского роста (одна из частей которой – обязательная аттестация по новым правилам – вызвала бурю возмущения), и т.д.

То есть, российское образование будет продолжать двигаться примерно в том же направлении, что двигается сейчас – никакой отмены ЕГЭ или возвращения к отдельным элементам советской системы не планируется.

Эксперты считают, что образование должно двигаться в будущее, но не оставлять за бортом лучшие достижения советской системы. Полностью копировать советскую систему не стоит, говорит Роза Саргсян, в современных реалиях она не будет работать:

Что же касается дальнейших действий, то будущее образования – в сочетании нового содержания и современных технологий, считает Павел Чернышов:

Кстати, профессиональному образованию в России стали уделять внимание не так давно – в 2012 году страна вступила в «WorldSkills International», а в 2019-м в Казани прошел мировой чемпионат ассоциации. Также в России уже активно проводятся выпускные экзамены по стандартам WorldSkills

Возможно, складывающаяся в России система образования будет иметь мало что общего с советской, но если учесть, что современный мир отличается от того, что было 30 лет назад, это не так уж плохо.

Хотелось бы все-таки понимания…

Наталия Петровна*, учитель иностранного языка из Петрозаводска. 

— Минусы современной школьной системы? Большой список будет. Во-первых, мне не нравится, что слишком много отчетов, которые надо сдавать в бумажном и электронном виде. Сейчас уже больше в электронном, а пожилым учителям срочно быстро работать за компьютером, так что тратим дополнительно время. Столько ненужной рутины, которая отнимает время и не дает готовиться к самому главному — занятиям.

— Второй минус современной школы — слишком большая загруженность по внеклассной работе. Каждый год у нас десятки конкурсов, в которых требуют принимать участие. Понятно, что от этого зависит престиж школы, но это отнимает много времени учителя. К тому же в этих конкурсах обычно участвуют одни и те же талантливые ученики. Трудно бывает заинтересовать этими мероприятиями тех, кто не очень любит предмет. В-третьих, это, конечно, оплата труда. Тут даже говорить особо не хочется. Ясно одно — должно быть больше. Следующий минус — работа по субботам. Убеждена, что это неправильно. Все дети и взрослые должны отдыхать два дня, иначе ты просто не успеваешь восстанавливаться.

— Что касается родителей, то они в основном своей массе понимающие. Встречаются, отдельные индивиды, но это редко. Если правильно выстроить работу, то с ними удается наладить контакт. Администрация, конечно, встает на сторону родителей чаще, но тут все зависит от школы. И, наконец, последний минус — это постоянно меняющаяся аттестация. Только мы привыкли к старой форме — они вводят что-то новенькое. Никакого покоя учителям, постоянно доказываешь, что ты еще можешь работать. Хотелось бы все-таки понимания со стороны вышестоящих органов — что такое работа учителя и как она проходит.

— Плюсы, конечно, есть. И здесь я с Монастыревым не согласна.  Приятно общаться с талантливыми детьми, получаешь заряд энергии. Бывают радостные и хорошие моменты, ради которых ты и работаешь.  Еще плюс — большой отпуск, за который ты можешь хорошо отдохнуть. Пожалуй, все.

Формы оплаты обучения в Классика-м В Мытищах

В Классика-м В Мытищах предлагаются различные формы оплаты обучения, чтобы удовлетворить потребности разных клиентов. Каждый может выбрать наиболее удобный для себя способ оплаты, учитывая свои финансовые возможности.

1. Ежемесячная оплата

Один из наиболее популярных вариантов оплаты обучения в Классика-м – это ежемесячная оплата. В рамках этой формы оплаты стоимость обучения разбивается на регулярные ежемесячные платежи. Это делает обучение более доступным, так как не требует одноразовых больших затрат. Клиент имеет возможность планировать свой бюджет и оплачивать обучение по мере его прохождения.

2. Полная оплата

Если клиент желает сэкономить и готов сразу оплатить всю стоимость обучения, у него есть возможность выбрать полную оплату. Это позволяет получить скидку на общую стоимость, что выгодно отличает данный способ оплаты. Полная оплата особенно удобна для клиентов, которые не хотят заморачиваться с ежемесячными платежами и предпочитают выполнить обязательства одним платежом.

3. Рассрочка

Для тех, кто предпочитает расплатиться по частям, в Классика-м предлагается рассрочка. Клиент имеет возможность договориться о гибких условиях оплаты и разбить стоимость обучения на несколько частей. Вместе с этим может применяться процентная ставка или комиссия за предоставление рассрочки, что стоит учитывать при выборе данной формы оплаты. Рассрочка позволяет снизить ежемесячную нагрузку на клиента и сделать обучение более доступным.

Вопрос-ответ:

Какой будет стоимость обучения в Классике Мытищи в 2023 году?

Приблизительно это будет известно только к концу 2022 года, когда учебный год закончится и составят расчет на следующий год. Стоимость может быть как повышена, так и понижена в зависимости от инфляции и других факторов.

Существуют ли стипендии для студентов в Классике Мытищи?

Да, учебное заведение ежегодно предоставляет стипендии на основе успеваемости, социального положения и других аспектов жизни студента. Кроме того, студенты могут полагаться на стипендии государственного уровня, которые также доступны.

Есть ли возможность получить скидки на оплату обучения в Классике Мытищи?

Да, есть. Скидки могут предоставляться на различных основаниях, включая превосходную успеваемость, материальную нужду и другие социальные факторы.

Какая форма обучения предоставляется в Классике Мытищи?

Учебное заведение предоставляет очное и заочное обучение на различных уровнях образования, от начального до высшего. Также существуют программы повышения квалификации и дополнительного образования.

Есть ли возможность пройти обучение на бюджетной основе в Классике Мытищи?

Да, возможность получения образования на бюджетной основе существует. Однако, количество мест ограничено, основной принцип отбора — способность студента добиваться успеха и высокие результаты на экзаменах.

Каковы преимущества обучения в Классике Мытищи?

Классика Мытищи является крупным учебным заведением с высокой репутацией. В штате педагогов работают профессионалы своего дела, обладающие высоким уровнем знаний и опыта педагогической работы. Учебный процесс проходит в комфортных условиях, техническая база учебного заведения современна и оборудована последними достижениями технологии.

Самое лучшее в школе — это дети

Юлия*, бывший учитель русского языка и литературы 

— В школе больше всего меня раздражала бумажная работа и бюрократия. Чтобы ты не хотела сделать, сначала заполни тысячу бумажек, получи разрешения от родителей. Хочешь с классом выйти в парк покормить белочек, помыть доску, убрать кабинет — предоставь бумажку.  Процентов 30 времени современного учителя — это бумажки. Мне, как бывшему классному руководителю, надо было еще постоянно проводить анкетирования, собирать портфолио. Все эти папки какое-то время хранятся, складируются в шкафу. Зачастую это потом просто выбрасывается, никому не нужное.

— Раньше, когда я сама училась в школе, дети занимались тем, что оказывали помощь классному руководителю — мыли доску, делали уборку, приносили воду для доски.  Сейчас для этого всего нужно письменное разрешение от родителей. Очень много дурацких правил — ученику нельзя самостоятельно включать свет, носить воду. Конечно, это делается в целях безопасности, но не надо доходить до абсурда!

— С мнением Юрия Монастырева я не совсем согласна.  Все-таки самое лучшее в школе — это дети. Мне очень нравилось общаться с детьми, они учат терпению, развивают тебя. С ними проще найти общий язык, чем с родителями или коллегами. Не согласна я и с мнением про испорченность детей.  Все зависит от класса. Редко-редко бывают ученики, с которыми непросто, но обычно это происходит из-за каких-то семейных проблем. На самом деле, подход можно найти ко всем. А современные дети не испортились, какие были — такие и есть. Сейчас есть дети сложные и раньше они тоже были. В чем-то тенденции даже позитивные. Допустим, в нулевых в 13 лет половина класса курила, а сейчас это делают лишь единицы. У них моден здоровый образ жизни, экстремальный спорт, правильное питание. Почти никто не пьет и не курит.

— Что касается программы, то здесь есть нюансы. Претензий по русскому языку не было, а вот программу по литературе я немного бы видоизменила. Добавила бы зарубежных авторов. Считаю, что можно включить произведения, которые интересны детям, а не только составителям программы. Конечно, можно знакомить их с произведениями братьев Стругацких и Джека Лондона в рамках внеклассных мероприятиях, но на это обычно времени не хватает.

Физик, который умеет играть на флейте

Общедоступные музыкальные школы возникли в СССР в 30-е годы, то есть история не такая уж и длинная. Какая идея лежала в основе тогда и куда она улетучилась? 

– Во-первых, была другая экономика, совсем не рыночная. Во-вторых, было представление о классическом образовании, которое должно включать в себя обучение изящным искусствам. Музыкальное образование признано психологами как наиболее развивающее мозговую деятельность, причем в раннем возрасте. Есть исследования о влиянии развития мелкой моторики в сочетании с рядом интеллектуальных действий, связанных с эмоциональной сферой, на мозг. Обучение музыке, пусть звучит пафосно – это всеобъемлющий инструмент развития личности. В Советском Союзе это прекрасно понимали, поэтому-то и развивали сеть музыкальных школ по всей стране.

В-третьих, не забываем о политике. СССР стремился продемонстрировать миру, что его детям, вне зависимости от социального статуса, доступно то самое воспитание, которое до революции было уделом аристократии, а в других странах могли позволить себе лишь высшие слои общества. В СССР абсолютно любой ребенок мог стать музыкантом или художником, а простой учитель музыки – получать достойные деньги.

Когда все встало на рыночные рельсы, финансирование не просто резко упало, особенно это заметно было в 90-е, оно стало издевательским. Я приношу искреннюю благодарность и кланяюсь педагогам, которые в тяжелейшие годы, в середине 90-х, получая зарплату в 10$ в месяц, а хватало ее только на проезд в транспорте, продолжали воспитывать музыкантов и сохранять уникальную систему музыкального образования. Эта система продолжает работать и сейчас, стоит на плечах энтузиастов.

Лучшее подтверждение – международный конкурс Чайковского, на котором наши музыканты выступают просто феноменально. А ведь они и есть те самые дети, которые родились после перестройки.

Вкладывая в музыкальное образование, мы отапливаем улицу. Сколько выпускников музыкальных школ становится выдающимися музыкантами? Подобные упреки довольно часто звучат. Как вы к этому относитесь?

– Мне и моим единомышленникам такие упреки очень помогают. Есть исследования, что среди юных правонарушителей процент учащихся музыкальных школ ничтожен. Это говорит о том, что мы воспитываем не будущих профессиональных музыкантов, да и задачи такой не ставится, хотя небольшой процент талантливых детей профессионалами все-таки становятся.

Музыкальные программы составлены так, что логическим продолжением обучения в школе становится обучение в училище, а потом и в консерватории. Это единое целое, это та самая преемственность образовательных программ. Но из музыкальной школы прежде всего выходит личность, гражданин, образованный человек.

Обвинения в пустой трате государственных денег кажутся мне нелепыми и свидетельствуют о полном непонимании сути образования. Как можно жалеть о потраченных деньгах, если ребенок становится не просто культурным, эмпатичным, но разносторонним, устойчивым к опасностям, которые подстерегают его вовне. Как можно это игнорировать? Если все-таки пренебрегаете, то, как сказал один из моих коллег, «закрывая музыкальную школу, не забудьте построить на ее месте тюрьму».

Однажды уважаемый мной Михаил Швыдкой, бывший министр культуры, сказал: «Физик, который умеет играть на флейте, талантливее того, который играть не умеет».

У чиновников есть такое диковатое выражение – человеческий капитал. Так стоит вкладываться в этот капитал или мы отапливаем улицу?

У меня есть фестиваль Ассоциации студенческих клубов классической музыки. В ассоциацию входят студенты не-музыканты из МГУ, Бауманки, любых вузов, имеющие за плечами музыкальную школу. Ребята не забыли, как играли в детстве на инструментах, поэтому собираются в оркестры и ансамбли, музицируют. В этом их поддерживают профессиональные музыканты. Такой фестиваль – это что-то удивительное. Но и в СССР, в доме ученых в Москве, в Новосибирске, были оркестры, которые помогали ученым расслабиться после трудовых будней. Они играли на очень хорошем уровне и даже выступали. Музыкальное образование – это признак культурного человека. Конечно, упрек про отапливание улицы возмутил, но он же позволил консолидироваться коллегам и четче высказать нашу позицию.

Школьное образование не было обязательным

К концу XIX века в России, в отличие от ведущих стран Европы, США, а также Японии, так и не было введено всеобщее обязательное образование — не только среднее, но даже начальное. Планы по его введению разрабатывались и многократно обсуждались, но так и не воплотились в жизнь.

Какие-то подвижки, разумеется, происходили. В 1901–1903 годах Министерство народного просвещения начало щедро субсидировать земские школы — раньше они содержались лишь на деньги местных органов самоуправления (земств), и поэтому школ было мало. Но благодаря субсидиям их количество стало быстро расти. Тем не менее в 1914 году школьным образованием было охвачено лишь 30% детей от 8 до 11 лет (в городах — 46,6%, в сельской местности — 28,3%). Из взрослых, особенно из крестьян, многие оставались неграмотными. В 1913 году грамотностью могло похвастаться лишь около 40% населения России, в некоторых регионах и того меньше.

В 1907 году появился законопроект «О введении всеобщего начального обучения». Он предполагал, что в течение десяти лет государство увеличит траты на образование и откроет сеть школ, которые будут расположены не дальше трёх вёрст (3,2 километра) от места жительства потенциальных учеников. Проект даже рассматривали в Госдуме, но законом он так и не стал. Постоянно что-то мешало — то роспуск самой Думы, то разногласия с Государственным советом, то Первая мировая война.

Декрет о всеобщем начальном обучении был принят уже в СССР, и то не сразу — в 1925 году. В тех же 1920-х годах началась борьба по ликвидации безграмотности населения.

Продолжительность учебного года была разной

В гимназиях, прогимназиях и уездных училищах учебный год длился дольше, чем у современных школьников. Начинался он 1 августа, а заканчивался 1 июля. Кроме месячных летних каникул, были ещё двухнедельные рождественские.

А вот в начальных сельских школах учебный год был, наоборот, чрезвычайно коротким и длился 140–150 дней (около пяти месяцев) — с сентября-декабря по март-май соответственно. Да и то дети посещали занятия нерегулярно.

Причина проста: ребёнок в крестьянской семье — рабочие руки. Родители отпускали детей учиться только тогда, когда не было активных сельскохозяйственных работ. Ещё на длительность учебного года влияли местные праздники, распутица и разливы рек, периоды промыслов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бронивиль
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: