Паровозы и поезда в наше время
Паровоз является одним из уникальных технических средств, созданных человеком. Благодаря ему появился железнодорожный транспорт, и именно паровозы выполняли основной объём перевозок в XIX и первой половине XX века, сыграв колоссальную роль в подъёме экономики целого ряда стран. Паровозы постоянно улучшались и развивались, что привело к большому разнообразию их конструкций. В поездках по Европе мы пользуемся различными видами железнодорожного транспорта, с помощью которого передвигались из города в город, а также поднимаемся в горы на высоту 1000-1500 метров! А ещё проехали на самом маленьком поезде, вагоны которого настолько малы, что приходилось кланяться, чтобы сесть в них.
В городке Гармиш-Партенкирхе на газоне стоит старинный локомотив синего цвета 1930г. В первой половине 20 века его использовали для подъема поездов на вершину горы Цугшпитце.Старый локомотив в городе Брегенс. (Австрия) (Фото из интернета.)Первый паровоз зубчатой железной дорогой Montenvers (Монтенвер). (Франция)
В Австрии есть железная дорога в горы на высоту 1732 м. Эта историческая зубчатая железная дорога с метровой колеей поднимается от Санкт-Вольфганга вдоль озера Вольфгангзее на знаменитую австрийскую гору Шлафберг.Гора Шлафберг — в переводе Овечья гора. Состав всего 3 вагона. Сзади такого маленького состава едет локомотив, который толкает перед собой вагоны. Вместо рельсов находятся зубцы, за которые цепляются колёса, и от этого вагончики потряхивает. Наверху лежит снег, который расчищает трактор. Снег настолько белый, что казался с голубым оттенком.
Паровоз в Форт Уильяме, На нём мы не ездили, а просто сфотографировали для нашей коллекции. (Шотландия).Сноудонская горная железная дорога Лланберис. — узкоколейная (800 мм) зубчатая железная дорога системы Абта длиною в 7,53 км , соединяющая Лланберис в валийском округе Гуинет с вершиной горы Сноудон. Открылась для движения в 1896 г. и функционирует по сей день как историческая железная дорога. Чтобы совершить поездку в гору Сноудон нужно воспользоваться этой дорогой на паровозе. На сегодня является единственной в Британии пассажирской зубчатой железной дорогой.Вагон небольшой, и он один. Садимся плотно по 4 человека в ряд. Локомотив у нашего поезда паровой, и он пыхтит прямо перед нами. Служащий закрывает за нами дверки в вагон, и паровоз трогается. Едем задом – наперёд, паровоз толкает перед собой вагон, двигаясь по узкоколейке. В нескольких местах уклон составляет 18%, то есть подъем на метр на протяжении 5,5 метров. Общий подъем – 927 метров. Чтобы забраться по таким крутым уклонам, используется зубчатая планка, расположенная между рельсами, за которую цепляется среднее зубчатое колесо локомотива. Довольно быстро с небольшими рывками поднимаемся в гору.Едем словно по «горбатой спине зеленоватого чудовища» По пути останавливаемся на маленьких станциях, где заправляемся водой.В Англии есть железная дорога, по которой ездит паровозик с открытыми вагончиками миниатюрной формы.Паровозик разворачивается по радиусу, переходя на другие рельсы.Вагончики очень миниатюрные, и приходится наклоняться, прежде чем в него сесть.
Тепловоз vs. Паровоз
Тепловоз
Тепловоз – это железнодорожное транспортное средство, предназначенное для перемещения по рельсам. Тепловоз использует внутреннее сгорание дизельного или электрического двигателя для создания энергии, необходимой для тягового привода. Тепловозы широко применяются в грузовой железнодорожной индустрии для перевозки тяжелых грузов.
Паровоз
Паровоз – это железнодорожное транспортное средство, которое использовало паровой двигатель как источник энергии для передвижения. Исторически, паровозы были широко распространены и использовались для перемещения поездов как в промышленных целях, так и для пассажирских перевозок. Однако, с развитием технологий, паровозы постепенно уступили место электрическим и дизельным тепловозам.
Что такое паровоз
Паровоз — это вид локомотива, то есть рельсовой самоходной машины, которая тянет за собой вагоны. Работает он на паровом двигателе.
Это был первый рельсовый транспорт, благодаря которому появилась железная дорога. Первый паровоз изобрел английский инженер Ричард Тревитик в 1801 году. В России такая техника впервые появилась в 1834 году.
В XIX–первой половине XX вв. паровые поезда совершали больше всего перевозок. Теперь паровозы используются мало: их заменили более современные локомотивы — тепловозы, электровозы, электротепловозы, газотурбовозы.
Самым быстрым паровым локомотивом стал английский паровоз «Mallard» («Дикая утка»). 3 июля 1938 года он установил рекорд в 202 км/ч.
Самыми большими и тяжелыми паровозами в мире считаются американские машины Класса 4000 «Big Boy». Длина их достигала больше 40 м, а масса свыше 548 т.
Сегодня для широкого круга людей паровые локомотивы существуют в виде памятников или как части ретро-поездов, которые ездят в туристических, развлекательно-познавательных целях.
Сила тяги в работе паровоза и поезда
Одно из главных различий между паровозом и поездом – это сила тяги. Паровоз, как правило, используется для перевозки грузов на небольшие расстояния, где нет электрической энергии. Его сила тяги зависит от того, как много пара он может произвести, а также от веса локомотива.
В то же время, поезд используется для долгих маршрутов, где необходима быстрая и надежная доставка пассажиров и грузов. Сила его тяги происходит от электродвигателей, которые питаются от электрического тока напряжением 25 кВ.
Следовательно, паровозы обычно имеют более низкую силу тяги, чем поезда. Однако, паровозы могут использоваться в условиях, где нет доступа к электроэнергии, что является преимуществом в отдаленных и необслуживаемых местах.
Кроме того, большие поезда могут использовать несколько локомотивов для увеличения силы тяги. Это позволяет им передавать тяговое усилие непосредственно на каждый вагон и перевозить больше груза на дальние расстояния.
Таким образом, сила тяги является важным аспектом в различении паровозов и поездов, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки в зависимости от необходимых условий и задач.
История самого древнего вида транспорта
Первые постройки, призванные облегчить передвижение людей и грузов, были сделаны на грязных и пыльных дорогах Индии и Китая. Один из первых древних транспортных средств — это корзина сделанная из веток, которая помещалась на спину животного, чтобы его нагрузить. Однако, это транспортное средство не было универсальным и имело весомые недостатки, такие как медленность и неудобство.
Позже, древние народы научились использовать одометр — механизм, который измеряет расстояние, пройденное колесом или автомобилем. Однако, первые одометры были не точными. Именно поэтому они не использовались для учета расстояния, пройденного на путешествии или учета времени в дороге.
Колесо, возможно, было одним из самых важных изобретений в истории транспорта. Древние люди использовали колеса для транспортировки тяжелых и крупногабаритных предметов, таких как камни, дерево и зерно. Это привело к созданию первых колесных транспортных средств — телег и повозок. Однако, первые колеса были тонкими и легкими, что ставило их в уязвимое положение. По мере того, как технологии развивались, колеса становились более укрепленными и прочными.
В итоге, самый древний вид транспорта — это животные, такие как верблюды, лошади и слоны, которые приводили к появлению средств транспорта, таких как повозки, телеги и кареты. С тех пор древние технологии транспорта прошли долгий путь, приводя к созданию современных автомобилей, самолетов и поездов.
Обозначение серий паровозов в России[править | править код]
Паровоз серии Аб. Фотография С. М. Прокудина-Горского, 1910-е
В России исторически сложилось так, что серии железнодорожной техники до середины XX века обозначались буквами русского алфавита с указанием модификации в виде индексов, например, П, Ж, НВ. Часто буква совпадала с первой буквой названия завода, где серия разрабатывалась, или именем конструктора. Исключением были некоторые советские паровозы, обозначавшиеся инициалами политических деятелей: ИС — Иосиф Сталин, ФД — Феликс Дзержинский и т. д. В дальнейшем произошел переход к унифицированным обозначениям: буквы (тип) + цифра (номер модификации).
Какой вид грузоперевозки лучше?
Выбор способа перевозки зависит от расстояния и степени срочности доставки. В пределах города или области оптимально выбирать автотранспорт. На дальние расстояния перевозить грузы выгоднее железнодорожным или морским транспортом
Если важно сделать доставку как можно быстрее — выбор в пользу авиаперевозок. Возможны мультимодальные перевозки, когда сочетаются несколько способов транспортировки.
Перевозка контейнерами возможна на любом виде транспорта, она может быть как одномодальной, так и мультимодальной. Перегрузочные столы СПК позволяют загрузить контейнер быстро и без повреждений. Они подходят для тяжеловесных, негабаритных грузов.
Специалисты нашей компании подскажут, какое устройство для погрузки товара лучше использовать для грузоперевозок и проконсультируют при его выборе.
Возникли вопросы?
Похожие термины:
-
Один из видов транспорта, находящегося в ведении Российской Федерации и представляющего собой производственно — технологический комплекс с входящими в него организациями, осуществляющими судох
-
e) intercity transport (f) transport interurbain (d) Fernverkehr Транспорт /железнодорожный, авиационный, автомобильный/, используемый для перевозки туристов между городами, пунктами, включенными в маршрут путешествия.
-
перевозка грузов двумя или более видами транспорта на основании единого договора.
-
e) public transport (f) transport en commun (d) Stadtverkehrswesen Система городского и междугороднего транспорта /трамваи, автобусы, троллейбусы, метро/, осуществляющего регулярные перевозки местного населения по установлен
-
перемещение грузов и людей поездами (составами из вагонов) из одного места (региона, страны) в другое по рельсовым путям с использованием разных видов тяги (паровой, тепловозной, электрической, сил
-
перемещение пассажиров, багажа, грузов и почты воздушными судами между аэропортами разных районов и стран. Выделяется пассажирский А. т. (основной) и грузовой (побочный: перевозка срочных или дорог
-
перемещение людей и грузов внутри города, осуществляемое различными видами традиционных и специальных транспортных средств; совокупность видов транспорта, обеспечивающих перемещение людей и гр
-
сухопутная перевозка грузов и людей на повозках по безрельсовым путям с помощью тягловой силы животных (гужом) лошадьми, мулами, ослами, оленями, собаками и т.д. Был массово распространен до появле
-
перемещение грузов и людей автомобилями из одного места (региона, страны) в другое по безрельсовым путям преимущественно на короткие и средние расстояния. Распространен повсеместно (кроме незасе
-
перемещение грузов и пассажиров судами по водным путям Мирового океана из одного места (региона, страны) в другое. Инфраструктура М. т. представлена флотом (судами) и морскими портами. Линейная инфр
-
Трубопроводный транспорт — нефтепровод, продуктопровод, газопровод, по которому производится перекачка от одного пункта до другого.
-
перемещение грузов и пассажиров судами по внутренним водным путям из одного места (региона, страны) в другое. Подразделяется на речной и озерный. Инфраструктура В. в. т. включает: естественные (речн
-
перемещение грузов и пассажиров по воде морскими, речными и озерными судами из одного места (региона, страны) в другое. Включает сухопутную (порты, причалы, судоремонтные доки) и водную инфраструкт
-
перемещение пассажиров, багажа, грузов и почты воздушными транспортными средствами между разными пунктами районов и стран. Распространен повсеместно; связывает города и экономические центры зас
-
Вид предпринимательской деятельности по предоставлению потребителю транспортных услуг дополнительных сервисных услуг: оформление транспортной документации, заключение договора на перевозку г
-
в рекламе – средство (носитель) наружной рекламы, монтаж которого осуществляется при помощи тросовой системы натяжения. Может закрепляться между зданий или специально устанавливаемых опор. Удач
-
монтаж котрого осуществляется при помощи тросовой системы натяжения. * транспарант-перетяжка – носитель рекламы – двустороннее изображение на шелке или бязи, монтаж которого осуществляется при
-
отрасль социально-экономической географии, изучающая территориальную структуру транспорта, закономерности и особенности его размещения, степень транспортной обеспеченности территорий. Обща я
-
пригодный для перевозки
-
междунар. неправительственная орг-ция (устав ИАТА подписан в Гаване представителями 50 авиакомпаний из 31 страны 19 апреля 1945 г.). Деятельность ИАТА финансируется в основном за счет членских взносов
Внешний вид
Одно из главных отличий паровоза от поезда — это внешний вид. Паровоз — это агрегат, состоящий из паровой машины, топливного бака и вагона для перевозки грузов. Он обычно имеет грубую и массивную конструкцию, которая подчеркивает его мощность и силу.
В отличие от паровоза, поезд — это не один агрегат, а совокупность из нескольких вагонов, соединенных между собой. Поезд имеет более эстетический и изящный внешний вид, который больше подходит для перевозки пассажиров.
Кроме этого, паровозы обычно имеют свою характерную окраску, часто используются желтые, зеленые или красные цвета. В то же время, поезда могут быть окрашены в различные цвета в зависимости от того, кто владеет их и для каких целей они предназначены.
Паровоз | Поезд |
---|---|
Массивная конструкция | Эстетический внешний вид |
Часто желтый, зеленый или красный цвет | Может быть окрашен в различные цвета |
Локомотивная бригада: машинист, помощник машиниста и кочегар
Управление локомотивом осуществляется локомотивным составом, в который входят:
- водитель;
- помощник по вождению;
- пожарник.
Управление паровозом — сложное дело, требующее профессионализма и четкого разделения обязанностей. Водитель находится с правой стороны кабины. Отвечает за скорость движения поезда. В работе используются рычаги, кнопки, краны и педали.
Водитель проверяет уровень воды в котле, температуру нагрева воды и давление пара в котле с помощью манометров. Помощник водителя находится в левой части рабочей зоны.
Также он проверяет уровень воды в бойлере и давление пара. Он отвечает за устройство подачи древесного угля и дверцы очага. Самая тяжелая работа — кочегару. Его рабочее место включает в себя лоток с древесным углем и топочный инструмент — лопату, шланг для полива угля.
Распространенность в мире
История паровозов началась в XVIII веке в Великобритании, и с тех пор они стали одним из самых значимых изобретений в истории человечества. Они были введены в эксплуатацию во всем мире, и в настоящее время продолжают использоваться во многих странах, несмотря на появление более современных форм транспорта.
Современные паровозы можно найти в таких странах, как США, Канада, Австралия, Индия, Китай и многих других. Они используются для перевозки грузов и пассажиров на дальние расстояния, а также для работы в промышленности.
- В США паровозы все еще используются в пассажирском транспорте, например, на линии между Чикаго и Нью-Орлеаном.
- В Великобритании паровозы популярны среди любителей железнодорожного транспорта, и многие музеи сохраняют и экспонируют старые паровозы.
- В Китае паровозы, хоть и использовались в прошлом, но сейчас они уходят в прошлое, и уступают место более современным формам транспорта.
В целом, паровозы все еще остаются важным элементом транспортной инфраструктуры во многих странах мира, и будут оставаться таковыми еще долгое время.
Классификация локомотивов с вагонами
Локомотивы классифицируются по двумя основным критериям: тип энергетической установки и род назначенной работы. При этом они могут серьезно отличаться друг от друга как технически, так и внешне.
По энергетической установке
Инженеры используют несколько основных типов энергетических установок для локомотивной тяги. По этому критерию выделяют четыре наиболее распространенных вида составов для перемещения других вагонов.
Классификация по энергетической установке:
Дрезина
Небольшой локомотив на базе ДВС или электродвигателя, используемый для вспомогательных работ или перемещения вагонов поезда на небольшие расстояния.
Электровоз
Поезд приводится в движение с помощью электродвигателей, получающих электричество от внешней сети.
Мотовоз
Самоходный вагон с ДВС умеренной мощности, предназначенный для выполнения вспомогательных работ.
Тепловоз
Транспортная единица работает на двигателе внутреннего сгорания, чаще на дизельном топливе.
Остальные типы локомотивных вагонов встречаются намного реже. К ним относятся пневматические, работающие на энергии сжатого воздуха, гибридные и другие. Разница между ними чаще более ощутима, но такой транспорт менее востребован.
По роду выполняемой работы
Локомотивы по выполняемой работе разделены на три основных вида. Каждый из них имеет уникальные особенности и не будет взаимозаменяемым, если не произвести переоснащение и не установить ограничения.
Виды по выполняемой работе:
- маневровые – специализированные поезда, используемые для перемещения отдельных вагонов поездов внутри станции;
- пассажирские – легкие и компактные модели, обладающие мощностью до 4 тыс. л. с., они используются для перевозки вагонов с пассажирами и мелким багажом;
- грузовые – предназначены для доставки длинных или тяжелых поездов, состоящих из большого числа вагонов, их мощность двигателя может превышать 8 тыс. л. с.
Локомотив пассажирского поезда есть не во всех составах, перевозящих пассажиров. Например, в электричке он может называться именно головным моторным вагоном. Хотя основная функция остается прежней, такой локомотив уже может работать с загрузкой пассажиров внутрь своего салона.
Отличия пассажирского и грузового паровозов[править | править код]
Пассажирские и грузовые паровозы внешне заметно отличаются друг от друга, что объясняется следующими причинами:
- Пассажирскому паровозу не нужен большой сцепной вес, поэтому может быть уменьшено количество движущих или «сцепных» колес, осуществляющих сцепление с рельсами за счёт сил трения;
- Требуется более высокая скорость, что ведёт к увеличению диаметра колёс и появлению перед ними поддерживающих, или «бегунковых» колёс меньшего диаметра. Бегунковые колёса образуют в плане отдельную тележку и помогают паровозу вписываться в кривые, а также подготавливают путь к прохождению сцепных колес.
Скорость движения
Одним из главных отличий между паровозом и поездом является скорость движения. Паровоз, как правило, может развивать скорость до 60 км/ч, в то время как современные поезда способны разгоняться до 300 км/ч или даже более. Это объясняется более технологичной конструкцией и использованием более мощных двигателей в поездах.
Важно отметить, что скорость поезда зависит от многих факторов, включая конструкцию пути, грузоподъемность, количество вагонов и т.д. Поэтому скорость поезда может сильно варьироваться в зависимости от условий
Более высокая скорость поездов позволяет значительно сокращать время пути и делать поездки более комфортабельными. Кроме того, это позволяет транспортировать грузы и людей на большие расстояния более эффективно и экономично.
Поезда дальнего следования и электрички
Так в чем же разница между этими видами пассажирских поездов? Поезд дальнего следования (дальше просто поезд) имеет особенность курсировать по железной дороге на большие расстояния, перевозить тысячи путешественников между городами и странами. Нет ничего дешевле и комфортнее за такие поезда, поэтому множество людей надают преимущество поездам над остальными в своих путешествиях.
Поезд дальнего следования
Электрички в свою же очередь предназначены для перевозки людей на гораздо меньшее расстояние. Они также могут перевозить людей между ближайшими городами, имеют много пунктов остановок для посадки и высадки пассажиров на своем пути следования. Но они менее комфортны, гораздо медлительны, но намного дешевле в отличие от поездов дальнего следование. И так, первым отличием можно назвать расстояние следования пути и количество времени в дороге.
Электричка
Понятие и виды транспортных средств в законе
В пункте 11 статьи 1 Закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» приведено определение понятия «транспортное средство», и виды транспортных средств:
Транспортные средства — устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами, и включающие в себя:
а) транспортные средства автомобильного транспорта, используемые для регулярной перевозки пассажиров и багажа или перевозки пассажиров и багажа по заказу либо используемые для перевозки опасных грузов, на осуществление которой требуется специальное разрешение;
б) воздушные суда коммерческой гражданской авиации;
в) воздушные суда авиации общего назначения, определяемые Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;
г) суда, используемые в целях торгового мореплавания (морские суда), за исключением прогулочных судов, спортивных парусных судов, а также искусственных установок и сооружений, которые созданы на основе морских плавучих платформ и особенности защиты которых от актов незаконного вмешательства устанавливаются в соответствии со статьей 12.3 настоящего Федерального закона;
д) суда, используемые на внутренних водных путях для перевозки пассажиров, за исключением прогулочных судов, спортивных парусных судов, и (или) для перевозки грузов повышенной опасности, допускаемых к перевозке по специальным разрешениям в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;
е) железнодорожный подвижной состав, осуществляющий перевозку пассажиров и (или) грузов повышенной опасности, допускаемых к перевозке по специальным разрешениям в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;
ж) транспортные средства городского наземного электрического транспорта.
Воздушный транспорт.
Грузовая авиация — новейший и наименее востребованный вид транспорта. Главное его преимущество — скорость доставки, главный недостаток — высокая стоимость перевозки, который иногда перекрывается скоростью доставки, что позволяет отказаться от других элементов структуры логистических издержек, связанных с содержанием складов и запасов. Хотя дальность воздушных перевозок не ограничена, на их долю до сих пор приходится менее 1 % всего междугородного грузооборота (выраженного в тонно-милях). Возможности воздушного транспорта сдерживаются грузоподъемностью и грузовместимостью самолетов, а также их ограниченной доступностью.
Традиционно для междугородных грузовых перевозок использовались по большей части попутные пассажирские рейсы, что было выгодно и экономично, но привело к потере гибкости и задержке технического развития. Фрахт реактивного лайнера обходится дорого, а спрос на такие перевозки нерегулярен, поэтому парк самолетов, осуществляющих исключительно грузовые перевозки, очень невелик.
Воздушный транспорт отличается меньшей величиной постоянных издержек по сравнению с железными дорогами, водным транспортом или трубопроводами. Постоянные издержки воздушного транспорта включают затраты на покупку самолетов и, при необходимости, специального оборудования грузопереработки и контейнеров. Переменные издержки включают расходы на керосин, техническое обслуживание самолетов и оплату труда летного и наземного персонала.
Поскольку для размещения аэропортов нужны очень большие открытые пространства, воздушные перевозки, как правило, не объединены в единую систему с другими видами транспорта, за исключением автомобильного. Воздушным транспортом перевозят самые различные грузы. Главная особенность этого вида транспорта заключается в том, что им пользуются для доставки грузов главным образом в случае экстренной необходимости, а не на регулярной основе. Таким образом, основные грузы, перевозимые воздушным транспортом, — либо дорогостоящие, либо скоропортящиеся товары, когда высокие транспортные расходы оправданы. Потенциальными объектами грузовых авиаперевозок являются также такие традиционные для логистических операций продукты, как сборочные детали и компоненты, товары, продаваемые по почтовым каталогам.
Как появился поезд
В древности роль транспорта выполняли вьючные животные: лошади, верблюды, мулы. С их помощью люди путешествовали, покоряли новые земли, перевозили тяжёлые грузы. С изобретением колеса появились различные повозки, телеги, колесницы, кареты, но они не могли передвигаться без посторонней помощи.
Первым прототипом современного поезда стали вагонетки, которые перевозили грузы по деревянным брусьям, выполнявшим роль рельсов. Но тяжёлые вагонетки по-прежнему передвигались за счёт лошадиной силы.
Чтобы перевозить больше груза, в конце XVIII века вагонетки начали соединять между собой железными кольцами. Так появились первые примитивные составы. Использовали их для перевозки угля из шахт к населенному пункту.
Рис. 1. Вагонетки.
Ситуация изменилась в 1804 году, когда инженер Ричард Трейтвик продемонстрировал своё изобретение – первый в мире паровоз. Спустя короткое время было выпущено несколько моделей паровозов, которые успешно использовались в шахтах. Однако их скорость была очень маленькой – не более 8 км/час.
ТОП-2 статьи
которые читают вместе с этой
Историческая справка
Идея создания транспортного средства, самостоятельно передвигающегося по рельсовым путям, принадлежит англ. изобретателю Р. Тревитику, который в 1803 г. повозку, приводимую в движение паром, получаемым от размещенного на ней парового котла, поставил на рельсы. Конструкция первого паровоза предопределила формы и направление развития будущих локомотивов, в которых на протяжении многих десятилетий использовались горизонтально расположенный котел, вырабатывающий пар высокого давления, выпуск пара для усиления тяги в дымовую трубу и т. п. Однако из-за большой собственной массы (ок. 6 т) паровоз разрушал чугунные рельсы. Не выдержал испытаний и второй паровоз, но предпосылки для усовершенствования локомотива были созданы и получили развитие в работах других изобретателей. В 1810-20-е гг. было создано несколько конструкций паровозов для применения в рудниках и шахтах: в 1811 г. англ. механик М. Муррей построил паровоз с зубчатыми колесами, которые сцеплялись с находящимся между рельсов третьим колесом; в 1812 г. англ. изобретатель У. Брентон создал «шагающий» паровоз, отталкивающийся от пути рычагами; в 1813 г. инж. У. Хедли установил на повозке сдвоенную паровую машину (паровоз известен под названием «Пыхтящий Билли»). В 1814 г. паровоз «Блюхер», не отличавшийся оригинальностью конструкции, построил Дж. Стефенсон. В устройство второго паровоза, «Эксперимент», изобретатель внес ряд усовершенствований: использовал двухцилиндровую паровую машину, спаренные колеса с наружными соединительными дышлами, применил отвод пара через дымовую трубу для усиления тяги через специальное устройство – конус, ставшее впоследствии непременной частью любого паровоза. В 1819 г. были построены пять паровозов для эксплуатации в шахтах; затем в 1823 г.-для ж.-д. линии Стоктон — Дарлингтон, строительством которой Стефенсон руководил. В 1825 г. паровоз, названный «Локомошен», под № 1 провел по дороге поезд в день ее открытия. Однако, несмотря на применение конусной тяги и другие усовершенствования, паровоз не смог развивать высокую скорость из-за малой мощности парового котла. В 1829 г. Стефенсон построил паровоз «Ракета», использовав идею многотрубного котла. В 25 трубах циркулировала не вода, как в предыдущих моделях, а горячие газы, т. е. впервые был применен жаротрубный котел. Это нововведение позволило паровозу значительно увеличить скорость. На единственном в своем роде соревновании, известном как битва паровозов в Рейнхилле, проводившемся администрацией ж. д. Ливерпуль – Манчестер 1 окт. 1829 г., он показал рекордную для того времени среднюю скорость 22 км/ч. После усовершенствования конуса скорость движения паровозов удалось увеличить до 38 км/ч. Эта победа доказала целесообразность применения паровой тяги на ж -д. транспорте и обусловила его дальнейшее развитие.
Первый в России паровоз был построен в 1834 г. М. Е. Черепановым (1803-1849 гг.) под руководством и при участии его отца Е. А. Черепанова (1774-1842 гг.) на Выйском заводе. Машину называли «сухопутным пароходом», «пароходкой», «паровой телегой». Слово «паровоз» впервые появилось в петербургской газете «Северная пчела» в 1836 г. В дальнейшем термины «паровоз» и «локомотив» стали синонимами.
Паровоз был испытан на опытном участке чугунной дороги протяженностью 853,5 м, специально проложенной от Выйского завода. Паровоз смог везти состав до 3,3 т со скоростью 13-16 км/ч. По данным проф. В. С. Виргинского задние (ведущие) колеса паровоза имели диаметр больше, а передние (бегунковые) – меньше. (Модель паровоза Черепановых, имеющая одинаковые размеры колес, находится в Центральном музее железнодорожного транспорта в Санкт-Петербурге.)
В марте 1835 г. Черепановы построили второй, более мощный паровоз. Однако Черепановым и горному инж. Ф. И. Швецову, в нач. 30-х гг. предложившему проложить рельсовые пути на заводе, не удалось переубедить заводскую администрацию в преимуществах паровой тяги, и первые рус. паровозы практического применения не нашли.
Для первой в России Царскосельской железной дороги, торжественно открытой 30 окт. 1837 г., шесть паровозов были закуплены в Англии и один – в Бельгии. В 1838 г. на дороге начал работать паровоз «Проворный», построенный по чертежам специалистов Санкт-Петербургского политехнического института.