Что такое морфема в русском языке?

Что делает слово морфемой?

Словообразование

Словообразованием называется как процесс образования производных слов, так и раздел языкознания, изучающий этот процесс.

Основной объект – производное слово.

Производное и производящее слово связаны отношениями производности.

Производность – это отношения между двумя однокоренными словами, при которых одно слово является с формальной и семантической точки зрения первичным, а другое – вторичным.

Образование новых слов может иметь несколько целей: первая цель — обозначение реалий действительности сворачиванием в одно слово синтаксических конструкций (выключатель — то, чем выключают); вторая цель — перемещение в иную синтаксическую позицию того или иного смысла (например, от глаголов образуются существительные со значением действия типа пение, которые могут выступать в качестве предмета сообщения, занимая синтаксическую позицию подлежащего). Также словообразование может служить для выражения стилистической характеристики слова (ср.: небо — небеса) и эмоционально-оценочных компонентов значений (ср.: книга — книжонка).

Словообразование наряду с заимствованием является важнейшим путем обогащения лексики русского языка. В устной речи людей, а также в художественных и публицистических произведениях часто имеет место авторское словообразование: носитель языка придумывает, конструирует слова, не существующие в языке, ради языковой игры, придания своему тексту большей выразительности. Чаще всего придумываются не новые корни слов, а создаются новые словообразовательные производные по имеющимся в языке словообразовательным моделям.

Главные задачи словообразования как раздела языкознания

1) Установить, является ли слово производным в современном языке (на синхронном уровне);

2) Определить, от чего и как образовано данное производное слово.

Основные понятия словообразования

 — производная (ПН) основа,

 — производящая (ПЩ) основа (или основы),

 — средство словообразования,

 — способ словообразования,

 — процессы, сопровождающие словообразование.

Средство и способ словообразования

Средством образования нового слова может служить словообразующая морфема (приставка или суффикс, а также их сочетание — одновременное присоединение к производящей основе приставки и суффикса и т. п.).

Но существуют и другие способы образования нового слова: с производящей основой (основами) проделываются некоторые операции, которые и являются средством создания нового слова, словообразующие же морфемы при этом не используются. Среди операций такого рода можно выделить следующие:

1) сокращение производящей основы как средство создания нового слова (в пределах одной и той же части речи): специалист — спец;

2) сложение компонентов производящих основ при их возможном сокращении, которое сопровождается жесткой фиксацией их последовательности в пределах производного слова, а также единым ударением: универсальный магазин —универмаг;

3) изменение принадлежности слова к определенной части речи: у прилагательного чайный представлены формы мужского, среднего, женского рода единственного числа и формы множественного числа, а у существительного чайная — только формы единственного числа женского рода и множественного числа.

Для образования нового слова одновременно могут быть использованы словообразующая морфема и операционное средство, например: земля + делать = земл-е-дел-ец (сложение производящих основ + суффикс).

Способы словообразования

  1. Приставочный: делать – переделать
  2. Суффиксальный: синий – синенький
  3. Приставочно-суффиксальный: стакан – подстаканник
  4. Усечение: заместитель – зам
  5. Сложение: лес+степь – лесостепь
  6. Сращение: вечнозеленый
  7. Аббревиация: Московский государственный университет – МГУ, сберегательный банк – сбербанк
  8. Субстантивация (переход прилагательного или причастия в существительное): столовая
  9. Смешанные способы словообразования: орден+носить = орденоносец (сложение и суффиксация)

Значение словообразования

Словообразование играет огромную роль в лингвистической науке. К настоящему времени накоплен большой опыт в изучении изменения семантики слова, с которой тесно связан семантический способ словообразования. Существование семантического словообразования в системах различных языков свидетельствует о типологической общности данного явления.

Словообразование как раздел лингвистики позволяет расширить возможности языкознания и сгенерировать адекватные подходы к реализации номинативной функции языка.

Литература

  1. Степанова М. Д. Словообразование современного немецкого языка – М.: Издательство литературы на иностранных языках, 1953.
  2. Анисимова Е.А., Кавинкина И.Н., Пустошило Е.П. Словообразование. Пособие по курсу «Русский язык» для студентов – М.: 2000
  3. Щерба Л.В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании. Языковая система и речевая деятельность / Л.В.Щерба. – Л.: Наука. Ленинградск. отд-ние, 1974.
  4. Китайгородская М.В. Словообразование и лексика // Современный русский язык. Словообразование: проблемы и методы исследования / Под ред. Д.Н. Шмелева. – М.: 1988.
  5. Грамматика русского языка: Учебник для педагогических училищ / Под ред. проф. В.В. Виноградова. – М., 1945.
  6. Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов – Назрань: ООО «Пилигрим», 2010
  7. Гридина Т. А. Современный русский язык. Словообразование: теория, алгоритмы анализа, тренинг: учебное пособие / Т. А. Гридина, Н. И. Коновалова. – М.: Наука: Флинта, 2007.

Связь морфемики и словообразования

С изучением частей речи тесно связан вопрос о способах образования слов, являющихся предметом словообразования. Поскольку лексические, словообразовательные и грамматические значения в слове выражаются преимущественно морфемами, то традиционно в грамматике как предмет изучения рассматривается также морфемное строение.

Предметом изучения словообразования является словообразовательная подсистема языка. В задачи этого раздела относятся вопросы о способах и средствах создания производных слов, выяснение мотивационных отношений между исходными и производными единицами, классификации производных слов по признакам деривационной структуры и словообразовательным значениям в пределах соответствующих частям речи, определение производительности отдельных способов и средств деривации.

Словообразование тесно связано с несколькими уровнями языка – лексическим, морфемным и грамматическим, на каждом из которых рассматривается слово, однако в различных его аспектах (относительно значения, морфемного строения, словоизменения и принадлежности к определенной части речи, функций словоформ).

Словообразовательный аспект касается сферы речевой деятельности человека, направленной на обеспечение процессов номинации, создание целевых однословных знаков языка.

Тест по русскому языку по теме «Морфемика. Словообразование». Ответы.

1 вариант

1. В каком варианте верно определение: Словообразование – раздел науки о языке, в котором…

А) даются ответы на вопросы, как построены (т.е. из каких частей состоят) слова и как они образованы (т.е. от чего и с   помощью чего),

Б) изучается звуковая сторона слова,

В) изучаются правила правописания слов,

Г) изучается история слова,

Д) изучается лексическое значение и употребление слов.

2. Что такое основа?

А) главная значимая часть слова,

Б) значимая часть слова перед корнем,

В) часть изменяемого слова без окончания или все неизменяемое слово,

Г) значимая часть слова без корня,

Д) значимая часть слова, служащая для образования новых форм слова.

3. Определите вариант, в котором дана форма слова мести:

А) вымести,

Б) подмету,

В) подметенный,

Г) подметавший,

Д) метет.

4. Укажите слово, образованное по модели?^^?»:

А) молчание,

Б) сдержанный,

В) опасно,

Г) городской,

Д) давненько.

5. Укажите способ образования видовой пары глаголов:

прощать – простить, получать – получить, забывать – забыть.

А) суффиксальный,

Б) приставочный,

В) перенос ударения

Г)  приставочно-суффиксальный,

Д) безаффиксный.

6. В каких случаях в сложных словах пишется соединительная гласная е?

А) только после основ на мягкий согласный и Ц,

Б) после основ на мягкий согласный и гласные,

В) после основ на мягкий согласный,

Г) только после основ на мягкий согласный, шипящий и Ц,

Д) после основ на шипящий и Ц.

7. Определите, какой вариант схем соответствует словам:

слушатель, сверхсекретный, приукрасить.

А) ?^^?, ¬?^?, ¬¬?^?;

Б) ?^?, ??^?, ¬?^?;

В) ¬?^?, ?^?, ¬??;

Г) ¬?^^?, ¬??, ¬?^^;

Д) ¬?^?, ¬ ¬?^?, ?^^?.

8. Определите способ образования существительного учительская:

А) суффиксальный;

Б) переход из одной части речи в другую;

В) сложение основ

Г) приставочно-суффиксальный,

Д) безаффиксный.

9. Определите, с помощью каких морфем образовалось слово преотличный:

А) суффикс,

Б) два суффикса,

В) приставка и суффикс,

Г) приставка,

Д) соединительной гласной Е.

10. Какое слово образовано путём  сложения основ:

А) настенный,

Б) подоконник,

В) пешеходный,

Г) ВУЗ,

Д) кресло-кровать.

2 вариант

1 . Морфема – это…:

А)  наименьшая значимая часть слова;

Б)  звук;

В)  Буква;

Г)  слово;

Д)  словосочетание

2.Корень – это…:

А)  состав слова

Б)  центральный элемент структуры слова

В)  основа слова

Г)  логическое ударение

Д)  система морфем

3. Раздел языкознания, изучающий систему морфем языка и морфемную структуру слов, называется:

А)  фонетикой

Б)  синтаксисом

В)  морфологией

Г)  морфемикой

Д)  фразеологией

4. Какие слова называются однокоренными?

А)  Слова с одним лексическим значением

Б)  слова с переносным значением

В)  слова с прямым значением

Г)  слова с одинаковым корнем

Д)  слова с несколькими лексическими значениями

5. Найдите слово с нулевым окончанием:

А)  книга

Б)  умный

В)  стул

Г)  вышла

Д)  сильное

6. Основы бывают:

А)  непроизводные и производные

Б)  прямые и косвенные

В)  глухие и звонкие

Г)  парные и непарные

Д)  сильные и слабые

7. Определите способ словообразования: лесоруб, снегопад, водоустойчивый:

А)  суффиксальный

Б)  приставочный

В)  приставочно-суффиксальный

Г)  переход одной части речи в другую

Д)  сложение основ

8. Укажите, какой частью речи является подчёркнутое слово в предложении: Мы вошли в столовую.

А)  прилагательное

Б)  причастие

В)  существительное

Г)  наречие

Д)  местоимение

9.По какой модели образовано слово подснежник:

А)  ? ¬ ?

Б)  ¬ ? ?

В)  ? ^

Г)  ¬ ?

Д)  ¬ ? ^ ?

10. Аббревиатурами называются:

А) сложносокращённые слова

Б) иноязычные слова

В) устаревшие слова

Г) новые слова

Д) заимствованные слова

Ответы.

Вариант 1.

№ задания

Ответ

1

А

2

В

3

Д

4

А

5

А

6

Д

7

А

8

Б

9

Г

10

Г

Вариант 2.

№ задания

Ответ

1

А

2

Б

3

Г

4

Г

5

В

6

А

7

Д

8

В

9

Д

10

А

Понятие морфемы

Морфема – это минимальная значимая единица языка. Данное определение показывает, что морфема имеет собственное значение.

Все морфемы можно разделить на корневые и некорневые. Корень почти всегда является обязательной морфемой в составе слова. Некорневые морфемы в словах могут и не встречаться.

С помощью корневых морфем выражается общее лексическое значение. Аффиксы конкретизируют корневое значение.

Аффиксы бывают словообразовательными и формообразующими, что значит морфемы помогают образовать новое слово или только форму слова. Приставки и некоторые суффиксы помогают в образовании новых слов. Некоторые суффиксы и окончания помогают в формообразовании.

Корень

Корень – это морфема, которая выражает основное значение слова. Это главная морфема в слове. В корне заключено общее значение всех однокоренных слов.

Окончание

Окончание – изменяемая часть слова, которая выражает морфологическое значение (число, род, падеж, лицо). С помощью окончания выражается грамматическое значение в целом. С помощью данной морфемы происходит связь слов в словосочетаниях и предложениях.

В зависимости от частеречной принадлежности и морфологических признаков слово может не иметь окончания.

Окончание может быть нулевым, то есть материально не выраженным.

Окончание выделяется только в изменяемых словах. Нужно уметь различать слова с нулевым окончанием и слова, не имеющие окончания.

Основа

Основа – неизменяемая часть слова. В нее не входят окончание слова, а также формообразующие суффиксы.

Многие лингвисты не относят основу к морфемам.

Приставка

Приставка – это значимая морфема, которая служит для образования новых слов. Она присоединяется к корню впереди него.

Суффикс

Суффикс – это значимая морфема, служащая для образования новых слов или форм слов и находящаяся после корня.

Суффиксы в зависимости от функции присоединения к корню бывают словообразовательными и формообразующими.

Постфикс

Постфикс – это служебная морфема, которая находится после всех морфем, даже после окончания.

Роль морфа и морфемы в лингвистике

Морф и морфема — это понятия, которые играют важную роль в лингвистике, особенно в морфологии, науке, изучающей строение слов. Морф — это единица языка, которая не может быть разделена на более мелкие части без потери своего значения. Морфема — это минимальная значимая единица, которая составляет морфы.

Роль морфов и морфем в словообразовании

Важной ролью морфов и морфем является их участие в процессе словообразования. С помощью морфов и морфем мы можем образовывать новые слова от уже существующих корней

Например, добавление морфемы «-ик» к слову «учитель» создает слово «ученик». Морфы и морфемы вносят изменения в значение и грамматическую категорию слова.

Роль морфов и морфем в грамматике

Морфы и морфемы также играют важную роль в грамматике языка. Они определяют грамматическую категорию слова, такую как число, падеж, время и т.д. Например, морфема «-ов» указывает на родительный падеж в русском языке, а морфема «-т» обозначает время настоящего вида. Без морфов и морфем невозможно построить грамматически правильные предложения и выражать точные значения.

Роль морфов и морфем в лексике

Кроме того, морфы и морфемы играют важную роль в лексике языка. Они помогают образовывать разные формы слова, расширяя его лексический запас. Например, добавление морфемы «-оват» к слову «красив» позволяет образовать слово «красоваться». Морфы и морфемы также могут помогать в формировании синонимов и антонимов, изменяя значение слова.

Таким образом, морфы и морфемы играют важную роль в лингвистике, влияя на словообразование, грамматику и лексику языка. Они помогают нам создавать новые слова, определять их грамматическую категорию и расширять наш словарный запас. Без морфов и морфем мы не смогли бы строить правильные предложения и выражать точные значения.

Обзор лингвистических трудов XVI — нач. XVIII в.

Начиная с XVI в. мы имеем ряд грамматических работ о русском языке, русских и иностранных, и словарей с переводом русских слов на иностранные языки. Данные труды являются ценными источниками для изучения истории русского языка XVI — XIX вв. Несмотря на это, долгое время первые языковедческие работы славян были практически не изучены. Первым исследователем, который попытался проследить развитие лингвистической мысли славян, был П, С. Кузнецов, Он дал сжатое изложение истории грамматической литературы в России, начиная с древних дошедших до нас сочинений этого типа и кончая работами XVIII в

В настоящее время научный интерес к изучению истории русского языкознания сохраняется, однако внимание ученых в основном сосредоточено на трудах более позднего периода развития лингвистики

Между тем, XVI — нач. XVIII в. можно назвать просветительской эпохой: «в море неграмотности, которое раскинулось на территории Великого княжества Литовского, в Средние века появились маленькие островки культурной жизни — белорусские и украинские города» .

Так называемые «островки культурной жизни» стали очагами просветительской работы в области лингвистики. В вышеуказанный хронологический период восточное славянство дало миру известных деятелей просвещения, «которые много сделали для успешного продвижения книги в широкие слои горожан» .

В это время создается целый ряд азбуковников, алфавитов, букварей (как правило, с катехизисами), лексиконов

Большое внимание ученые уделяют графике, орфографии, методике обучения чтению и письму, этимологии и синтаксису. Н

Б. Мечковская отмечает, что «гуманизм, распространение книгопечатания, Реформация и контрреформация создали предпосылки появления первых грамматик ряда европейских языков, и в том числе и первых восточнославянских грамматик. Переход к новому времени делает грамматику необходимым слагаемым и инструментом филологической культуры общества» .

В XVI — нач. XVIII в. издаются следующие лингвистические работы: «Букварь и катехизис» (Тюбинген, 1561 г.), «Грамматика» (1574 г.), «Грамматика славянского языка» (1586 г.), «Адельфотис …» (1591 г.), «Грамматика славянская» Л. Зизания (1596 г.), «Грамматика словенския правильное синтагма» М. Смотрицкого (Евю, 1619 г.), «Грамматика» И. Федорова (1621 г.), «Грамматика» (Вильно, 1621 г.), «Букварь» (Москва, печ. Бурцева, 1634 г.), «Грамматика» М. Смотрицкого (Москва, 1648 г.), «Грамматика словенская» Иоанна Ужевича (Франция 1643 — 1645), «Грамматика или письменича языка словенскагш тщателенъ кикратцЪ издана в Креманце…» А. Лузины, епископа луцкого (1658 г.), «Граматично изсказаще об руском je3mcy…» Юрия Крижанича (1666г.), «Букварь языка славенскаго» С. Полоцкого (1679 г.), «Букварь славя-норсоссшскихъ письменъ уставныхъ и скорописных, греческихъ и латинскихъ й полскихъ со образованием вещей й со нравоучительными стихами» И. Ка-риона (1696 г.), «Грамматика славянская» Ф. Максимова (1723 г.), которая представляет собой несколько переработанный вариант «Грамматики» М. Смотрицкого и «Грамматики…» А. Пузины.

Для решения задач настоящей работы историческую и лингвистическую ценности имеет отражение вопросов морфемики и словообразования в языковедческих трудах XVI — нач. XVIII в.

Однако учение о морфемных и словообразовательных явлениях можно найти не во всех вышеперечисленных изданиях. Следовательно, в данной работе не будут анализироваться «Букварь и катехизис» (Тюбинген, 1561г.), «Грамматика» И. Федорова (Львов, 1574г.), дающая сведения об алфавите, орфографии, немного о морфологии (словоизменении и формообразовании) и представляющая вниманию обучаемых тексты православных молитв, «Букварь» (Москва, 1634 г.), являющий собой, кроме алфавита, свод молитв и притч, «Грамматика словенская» Иоанна Ужевича, написанная на латыне и сохранившаяся в двух списках: список Национальной библиотеки в Париже, датированный 1643 г., и список библиотеки г. Арраса (Франция) 1645 г.

class2 Этимологическая и словообразовательная характеристика терминов мор-

фемики и словообразования XVI — нач. XVIII в. class2

Топ вопросов за вчера в категории Русский язык

Русский язык 01.05.2023 11:32 6930 Лосякова Юлия

Задание. Спишите предложения, расставьте знаки препинания, если они необходимы. Выделите причастные

Ответов: 2

Русский язык 30.04.2023 06:09 11870 Карпов Андрей

написать текст официально-делового стиля (7-10 предложений) СРОЧНО

Ответов: 3

Русский язык 04.06.2023 15:27 10362 Лукьянова Вероника

Напишите текст в научном стиле 6-7 предложений. ​

Ответов: 2

Русский язык 03.07.2023 03:54 2477 Мерендзак Яна

Сочинение об осени с использованием метафор, эпитетов, олицетворения. (10 предложений) СРОЧНО! ПОЖАЛ

Ответов: 2

Русский язык 20.06.2023 02:37 2685 Богатова Дарья

Задание. Спишите предложения, расставьте знаки препинания, если они необходимы. Выделите причастны

Ответов: 1

Русский язык 04.08.2023 20:08 661 Мирамбаева Арай

Дайте пожалуйста 10 предложений из любого литературного произведения с причастным оборотом.

Ответов: 2

Русский язык 14.03.2021 03:07 4205 Юрченко Никита

Какие тексты относятся к художественным?Когда мы пользуемся разговорной речью?

Ответов: 2

Русский язык 03.05.2023 18:29 840 Терентьев Никита

В каких предложениях выделенные слова являются причастиями? Выбери верные варианты ответа. Туман, оп

Ответов: 2

Русский язык 17.05.2023 09:25 539 Добровольская Кристина

Упр. №7 Переписать предложения, расставить и объяснить знаки препинания при причастных оборотах. 1

Ответов: 2

Русский язык 20.06.2023 09:39 4135 Лозейко Саша

Замените несклоняемым существительным. 1 Музыкальный клавишный инструмент. 2. Род мороженого в шок

Ответов: 1

Основа слова

Основа слова — это неотъемлемая часть морфемной структуры слова, которая передаёт его лексическое значение. В неизменяемых словах основу составляет всё слово: нельзя, кофе, хаки.

Словоизменительная или формообразующая основа — это основа без словоизменительных аффиксов. Она используется для образования грамматических форм слова (грустн-ый, грустн-ая, грустн-ые, грустн-ого, грустн-ому — основа грустн). Среди словоизменительных основ можно выделить непрерывные и прерывистые (расчленённые) основы. Особенность прерывистых основ заключается в том, что их составляющие морфемы разделяются грамматическими морфемами (как-…-то (как-ой-то), боявш-…-ся (боявш-ий-ся).

Выделяют типы основ:

  • простые и сложные,
  • непроизводные, производные и производящие,
  • членимые и нечленимые.

Простые основы содержат в своём составе один корневой морф (вод-а, какао).

Сложные основы состоят из двух и более корневых морфов (пар-о-ход-Ø).

Непроизводные основы — это основы, которые ни от чего не образованы, значение которых ничем не мотивировано. Они равны корню, это целое, которое далее со структурной точки зрения не может быть раздроблено (грач, палка) (Н. М. Шанский).

Производные основы — это основы, содержащие кроме корня другие морфемы.

Принципиальная разница между непроизводной и производной основами охарактеризована Г. О. Винокуром ( — ):

Производящие основы — это те, которые происходят от производной основы слова и остаются схожими с основой производного слова, служат для производства новых слов, являясь семантической и материальной базой производного слова (лес— является производящей основой для нескольких слов: лесок, лесной, лесник, лесничество).

Нечленимые основы состоят из одной корневой морфемы (ив(а), чёрн(ый), беж).

Членимые основы, кроме корня, включают в свою структуру аффиксальные морфы (берёз-к(а), берез-няк-Ø).

Морфема и алломорф: различия и основные понятия

Морфема – это наименьшая значимая часть слова, имеющая грамматическое или лексическое значение. В языке существует два типа морфем: корневые и аффиксальные.

Корневые морфемы – это самые основные морфемы, которые не могут быть дальше разделены на более мелкие значимые части. Аффиксальные морфемы, в свою очередь, изменяют значение корня слова.

Алломорфы – это различные варианты морфемы, которые выступают в зависимости от контекста и окружающих морфем. В зависимости от контекста может использоваться различное окончание, приставка или окружение, что приводит к появлению разных алломорфов.

Например, слово «домик» имеет две алломорфы – нулевую морфему в окончании в единственном числе и морфему -к- в окончании во множественном числе («домики»). Также существуют алломорфы гласного звука в зависимости от ударения («потёртый» и «потертый»).

Использование алломорфов зависит от грамматических правил языка и контекста, поэтому важно уметь их различать и правильно использовать в речи

Нулевое выражение морфем

Если элемент слова имеет звуко-буквенное выражение, а в отдельных вариантах его теряет, то в этом случае он определяется как нулевой.

Безоговорочно признаётся лингвистами наличие этого явления у флексий. Оно наблюдается у изменяемых слов, если окончание исчезает в определённых формах (забор – забора, забором; горяч – горяча, горячи).

Нулевое выражение отсутствует у приставок.

Зафиксирован случай его появления у корня: вынуть

  • вы- – приставка, указывающая на направление изнутри наружу (выглядывать, выгрузить);
  • -ну – суффикс однократности (шагнуть, глотнуть);
  • -ть – окончание (по альтернативной классификации – суффикс) инфинитива.

  Приставка в русском языке

При этом говорить об отсутствии корня в слове неверно, поскольку в однокоренных словах он получает звуко-буквенное выражение (вынимать).

Нет единства мнений по поводу существования нулевого суффикса. Эта морфема выделяется рядом лингвистов как словообразовательная при образовании, например, существительного от глагола (выход – от выходить) или прилагательного (зелень от зелёный) и как формообразовательная – в повелит. накл. глагола (подвинь, ляг). В школьном курсе это понятие отсутствует, а способ словообразования характеризуется как бессуффиксный.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бронивиль
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: