Что такое лекция и семинар

Современные формы организации обучения в вузе — семинарские занятия, методика его подготовки и проведения

Методы преподавания

Активное обучение, напротив, подразумевает взаимодействие студентов и преподавателя. Здесь студенты активно участвуют в процессе обучения, задают вопросы, высказывают свои мнения и обсуждают материалы вместе с преподавателем. Такой метод преподавания называется интерактивным, потому что создает условия для активного обмена знаниями и опытом между студентами и лектором.

Активное обучение позволяет студентам лучше запомнить и понять материалы, поскольку они более вовлечены в процесс обучения. Осознанное и активное обсуждение темы помогает студентам получить более глубокое понимание предмета и развить критическое мышление.

В то же время, пассивное обучение также имеет свои преимущества. Оно особенно подходит для передачи больших объемов информации и базовых знаний, где следует предоставить студентам хороший фундамент и общую картину предмета.

Таким образом, какой метод преподавания использовать — активный или пассивный — зависит от конкретной цели обучения и контекста. Оба метода имеют свои достоинства и могут быть эффективными, если применяются в соответствии с поставленными задачами.

Лекция

Преподаватель, проводящий лекцию, должен быть хорошо подготовлен и информирован о теме. Он активно передает свои знания и опыт студентам, стараясь объяснить сложные концепции и ответить на вопросы. Лекция позволяет преподавателю демонстрировать мастерство и экспертизу в своей области.

Студенты во время лекции могут слушать и делать записи. Они могут задавать уточняющие вопросы в конце лекции или в интерактивном режиме. Лекции помогают студентам получить основные сведения по теме и сформировать общее понимание предмета.

Лекции отличаются от семинаров, где акцент делается на активном участии студентов. В отличие от семинара, на лекции студенты не могут задавать вопросы в процессе презентации материала и включаться в дискуссию. Однако, лекция может быть частью комплексного обучения, включающего и интерактивные формы работы.

Лекция представляет собой форму пассивного обучения, где студенты играют роль слушателей. Во время лекции преподаватель активно выступает в роли лектора и передает студентам свои знания и опыт. Слушатели находятся в пассивной позиции, активно воспринимая информацию.

Лекция часто имеет линейную структуру, где лектор излагает материал по определенной теме. Однако, вместе с тем, лекция может представлять собой более свободную форму, где лектор может отклоняться от главной темы и дополнять материал дополнительными примерами или иллюстрациями.

Слушатели во время лекции активно слушают и записывают информацию, делая заметки или заполняя таблицы. Они могут задавать вопросы лектору по мере необходимости, но сама лекция не предполагает активного участия студентов в процессе обучения.

Основной целью лекции является передача знаний и информации со стороны преподавателя. Лекция помогает студентам получить общую картину и понимание темы, а также сформировать базовые знания. Однако, лекция может быть неэффективной для закрепления и применения полученных знаний, так как не предусматривает интерактивного взаимодействия с преподавателем и другими студентами.

Семинар

Одним из главных участников семинара является преподаватель, который руководит обсуждением и помогает студентам разобраться в сложных вопросах. Он предоставляет информацию, а также задает вопросы, чтобы проверить понимание студентами материала.

Семинар помогает студентам активно вовлечься в процесс обучения, развить навыки анализа, критического мышления и коммуникации. Он позволяет получить более глубокое понимание темы и улучшить усвоение знаний по сравнению с пассивным прослушиванием лекций.

Часто задаваемые вопросы

Что такое семинар в университете?

Семинар — это форма учебного процесса, которая предполагает активное участие студентов. В отличие от лекции, где преподаватель в основном излагает материал, на семинаре студенты обсуждают темы, решают задачи, выступают с докладами и так далее.

Какие материалы мне нужны для посещения?

Это зависит от специфики конкретного занятия. В общем случае нужно иметь при себе записную книжку и ручку для заметок, а также любые специфические материалы, указанные преподавателем (учебники, источники, дополнительная литература).

Как готовиться к семинару?

Стоит изучить материал, который будет обсуждаться. Это поможет активно участвовать в дискуссии, понять тему и задать уместные вопросы

Важно также проверить, нет ли дополнительных заданий или подготовки доклада

Обязательно ли участвовать в обсуждении?

Активное участие в обсуждении часто является одним из критериев оценки. Однако уровень участия может зависеть от конкретного курса и преподавателя. Если вы не уверены, спросите преподавателя о его ожиданиях.

Что делать, если я пропустил семинар?

Важно как можно скорее связаться с преподавателем или одногруппниками, чтобы узнать, что было пропущено. Педагог может требовать, чтобы вы догнали пропущенный материал или выполнили дополнительное задание

Автор статьи:

Материал обновлен: 04.08.2023 г.

Основные различия между лекцией и семинаром

  1. Цель лекции — выступление с академическими и воспитательными беседами со студентами колледжей и школ. Напротив, семинар — это только студенческая встреча или учебное занятие.
  2. Хотя лекция длится всего от получаса до одного часа, многие занятия проводятся для завершения темы обсуждения или изучаемой темы. Продолжительность семинара может составлять до трех-четырех часов.
  3. Подход, использованный профессорами для двух встреч, также отличается. В то время как лекция требует практического и теоретического подхода, семинар требует практического, но профессионального подхода.
  4. В лекционном зале всегда тихо, потому что студенты внимательно слушают доклад профессора и делают записи. Но в зале для семинаров все наоборот, потому что студенты постоянно ведут дискуссии на протяжении всего семинара, в которых может участвовать или не участвовать профессор.
  5. Роль профессора в них также сильно различается. Профессор на лекции должен вести монологическую беседу и доносить всю информацию по теме в академическом смысле после тщательного исследования. Но профессор семинара присутствует только для того, чтобы наблюдать за дискуссиями студентов и дебаты и участвовать в случае необходимости.
  6. Во время лекции студенты должны делать записи для дальнейшего использования в лекции, поскольку она не будет повторяться. Студенты должны активно участвовать в дискуссиях профессоров во время семинара.
  7. Поскольку преподаватели должны ориентироваться на информацию, количество студентов, принимаемых в лекционный зал, ограничено 100 и более. Семинар может иметь массу до 50-60 студентов, так как речь идет о прогрессивном обсуждении.

Рекомендации

  1. https://onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1034/j.1600-0579.2000.040303.x

Виды и формы семинаров

В зависимости от сложности подготовки к семинару выделяют 3 категории:

  1. Просеминар. Проводится для студентов первых курсов. Цель: научить самостоятельно работать с источниками информации и готовиться к занятиям. Студенты готовят рефераты и доклады, а затем коллективно обсуждают на паре.
  2. Семинар. Полноценная подготовка по плану занятия. Студенты заранее готовят ответы на вопросы, отвечают на паре, вступают в диалог с одногруппниками.
  3. Спецсеминар. Обычно вводятся в программу старших курсов. Студенты изучают научные проблемы, выдвигают свои гипотезы и общаются с приглашенными гостями – экспертами в определенной сфере деятельности.

Таким образом, выделяют 3 вида семинаров, но форм (типов) их реализации намного больше.

Развернутая беседа

Это самый распространенный формат для студентов. Преподаватель последовательно задает 5-6 вопросов, вовлекая учащихся в разговор. Они дают развернутые ответы, не ограничиваясь односложными фразами. Такая форма позволяет задействовать максимальное количество человек.

Доклады и рефераты

Подготовка докладов и рефератов актуальна на первом курсе. Студенты самостоятельно пишут проверочные материалы, а на паре тезисно зачитывают и принимают участие в обсуждении других работ.

Чем доклад отличается от реферата? Реферат представляет небольшое самостоятельное исследование, при этом оно должно быть записано кратко, но емко. Доклад – сообщение на выбранную тему.

Семинар-диспут

В рамках семинара-диспута участники обсуждения проявляют высокую умственную активность. Ответы на вопросы содержат не только личные убеждения, но и научную базу (исследования, мнения и публикации ученых). Умение полемизировать и убеждать являются ключевыми характеристиками участников диспута.

Конференция

По форме реализации конференция похожа на представление докладов и рефератов. В основе также лежит выступление докладчиков. Главное отличие в том, что на обсуждение вынесен узкий круг вопросов, изучение конкретных деталей темы. Часто завершает курс предмета.

Другие формы семинара

К другим формам относятся:

  • дискуссия (обсуждаются вопросы, не имеющие однозначного ответа в современной науке);
  • круглый стол (обсуждение в свободной форме с приглашенным экспертом);
  • вопросно-ответный семинар (занятие для промежуточного контроля знаний студентов).

Чем отличается лекция от семинара

Чем отличается лекция от семинара, вы наверняка уже догадались. Практически всем.

Лекция – это форма обучения студентов, когда говорит один лектор, а студенты слушают и конспектируют ключевые моменты.

Семинар – это закрепление всего пройденного материала с помощью самостоятельной работы.

Лекция всегда предшествует семинару, ведь без информации нечего будет закреплять в памяти студентов. Обычно количество занятий распределяет время для лекций и семинаров по половине. Причем семинары могут быть переведены в практические занятия по усмотрению преподавателя.

Студентам больше нравятся семинары, чем практические занятия. Ведь вовремя практических задается домашняя работа, как в школе. Только в интернете уже нельзя будет найти готовые домашние задания. Приходится самому потратить несколько часов, чтобы решить все примеры.

Лекции даже более легкие, чем семинары. Ведь на дом вообще ничего не задается. Не нужно готовиться к занятию или искать готовый доклад.

Хуже всего, когда преподаватель задает приготовить реферат и обещает проверить его на антиплагиат. Для этого нужно самостоятельно делать большую работу, либо узнавать про профессиональное повышение уникальности. На нашем сервисе можно быстро поднять уровень оригинальности без изменений в тексте. Всего за 1 минуту можно избавиться от всего плагиата, чтобы система его не нашла. Но подробно об этом расскажем в конце статьи.

Семинары и лекции – это очень важный период в жизни студента. Именно благодаря этим занятиям можно хорошо усвоить всю информацию от преподавателя. Это поможет легче сдать экзамен, либо заработать баллы на автомат.

Откроем секрет. Старайтесь с первого дня создать себе репутацию. Преподаватели должны запомнить ваше лицо, а затем и имя. Старайтесь чаще поднимать руку, чтобы задавать свои вопросы преподавателю и отвечать на его. Но старайтесь отвечать правильно. Если вы будете постоянно отвечать наобум, чтобы запомниться – это будет иметь обратный эффект.

Чем отличается лекция от семинара? Тем, что вовремя лекционных занятий больше всего работает преподавателей. Он стремится дать всю полезную и нужную информацию своим студентам. А в период семинарских занятий студенты должны работать в большей степени сами, показывая то, чему они научились.

Учебные семинары и их проведение

На семинарах студенты учатся высказывать свою точку зрения и выслушивать чужую

В каждом ВУЗе есть такая форма работы, как семинар. Она способствует лучшему усвоению материала, более глубокому изучению темы. Предполагает тщательную подготовку к дискуссии, анализ различных источников, обобщение полученного материала. Учит выступать перед аудиторией, делать короткие доклады, выделять проблемы, находить пути их решения и быстро анализировать полученную информацию.

Есть несколько схем проведения семинаров, но все можно свести к одной структуре:

Вступительное слово. Преподаватель ещё раз говорит о теме, даёт немного информации по ней и приглашает к обсуждению студентов.
Доклады студентов. Учащиеся выступают с короткими сообщениями по вопросам, которые были поставлены заранее.
Обсуждение и дополнения выступлений. Слушатели высказывают мнение относительно темы каждого из докладов, дают недостающую информацию.
Выявление и решение проблем, определение ценности информации. Преподаватель делает замечания к докладам, предлагает способы исправления погрешностей.
Подведение итогов, заключительное слово

Вся собранная информация обобщается, выделяется самое важное.

Вопросы к семинару раздаются за несколько дней, чтобы каждый успел подготовить доклады. Преподаватели рекомендуют составлять учащимся план занятия, чтобы проводить обсуждение по очереди и не теряться. Студенты должны уметь выражать свои мысли, доказывать их и делать короткие, не занимающие много времени сообщения.

Зачем нужны семинары

Главная цель семинаров состоит в том, чтобы развить дискуссию на определенную тему и дать всем участникам высказать свое мнение по конкретному вопросу.

Вот еще несколько причин, по которым проводятся подобные занятия:

  1. Получение знаний. Задача любого семинара направлена на получение знаний. Профильные занятия являются необходимой составляющей для профессионального роста в той или иной сфере деятельности.
  2. Обмен опытом. Присутствие на семинарах позволяет участникам обмениваться опытом и получить ответы на интересующие вопросы по теме от более опытных людей.
  3. Общение. Регулярное посещение семинаров позволяет найти друзей по интересам и обзавестись полезными знакомствами для потенциального сотрудничества в той или иной сфере.

Образовательные технологии при проведении семинаров

Семинарские занятия необходимы для качественного обучения студентов. Чтобы достичь этой цели, при их проведении должны использоваться новые образовательные технологии, повышающие уровень и удобство обучения. От методов «старой» школы преподаватели редко отказываются. Ранее студенты просто отвечали на вопросы и делали задания для усвоения материала. Сейчас эти принципы совмещают с современными стандартами.

В основе новых образовательных технологий лежит принцип игры. Моделируются различные ситуации, вымышленные или вполне реальные, чтобы вместе с получением знаний студенты учились межличностному взаимодействию. На семинарах нередко проводят такие игры:

  • викторина (состязательная игра для проверки знаний);
  • деловые игры (имитация рабочего процесса);
  • ролевые игры (моделирование событий/ситуации, наделение студентов определенной ролью);
  • блиц-опрос (серия вопросов за короткий промежуток времени);
  • дидактические игры.

Сейчас в образовательный процесс активно внедряют тренинги. Эта форма обучения предполагает интенсивное усвоение знаний за короткий промежуток времени. Часто приглашаются специалисты из различных сфер, которые дают мастер-классы, передают полезные навыки и общаются со студентами. Если на лекциях молодые люди только усваивают знания, то семинары предназначены для практики.

Таким образом, обучающиеся не просто зачитывают доклады и другие научные работы. Они анализируют информацию, примеряют на себя роль работника той профессии, которую они выбрали.

Виды и формы семинаров

Расскажем подробнее о типах семинаров и их содержании.

Виды семинаров в образовании

В отечественной системе образования выделяют 3 основных вида семинаров:

  1. Просеминары («пробный» семинар, который проводят для первокурсников, чтобы студенты познакомились с такой формой занятия).
  2. Семинары (проходят периодически на 2-3 курсе: студенты слушают доклады одногруппников по определённой теме, высказывают свою позицию).
  3. Спецсеминары (регулярно проходят на старших курсах, как правило, в небольших группах, когда обсуждается проблематика конкретной научной отрасли).

В подгруппы на спецсеминарах обычно объединяют студентов одного научного руководителя, темы спецсеминара пересекаются с темами их дипломных работ.

В условиях развития интернета и дистанционного обучения многие стали проводить вебинары (онлайн-семинары), на которых участники общаются с помощью видеосвязи.

Типы семинаров

Помимо видов учебных семинаров, выделяют и разные формы (типы) их проведения:

  • дискуссия — обсуждение проблемных вопросов;
  • чтение первоисточников с комментариями студента;
  • ситуационный анализ — разбор кейсов;
  • вопросно-ответный семинар (похож на коллоквиум);
  • круглый стол — обсуждение поставленных вопросов с приглашённым экспертом;
  • конференция (обычно завершает изучение дисциплины);
  • мастер-класс или тренинг — предполагает обучение новым навыкам.

Виды семинаров в вузе

  • просеминары – обычно проводятся на первом курсе, чтобы ознакомить студентов с методикой самостоятельного поиска тематической информации и техникой работы с первоисточниками, выработать навыки написания и обсуждения докладов и рефератов; на них углубленно прорабатываются центральные темы изучаемой дисциплины;
  • семинары – вводятся в учебный процесс со второго-третьего курса; на занятии студенты сочетают прослушивание сообщений одногруппников с собственными оценочными выступлениями, участвуют в дискуссии; предмет обсуждения – вопросы, важные для качественной профессиональной подготовки;
  • спецсеминары – начинаются на старших курсах; это настоящая школа коллективного мышления и творчества для молодых исследователей, занятых разработкой одной научной проблемы; часто на них обсуждаются смежные темы, не входящие в основную программу обучения, а в качестве докладчиков приглашаются крупные специалисты-практики.

Как проходят

Форм проведения семинаров намного больше:

  • диспут, дискуссия (проблемный семинар) – рассматриваются и защищаются различные точки зрения;
  • комментированное чтение первоисточников – развивает умение оценивать разные гипотезы, а также видеть в текстах (научных или художественных) фрагменты, нуждающиеся в пояснениях;
  • научно-практическая конференция – обычно проводится для подведения итогов изучения полного курса дисциплины;
  • круглый стол – студенты встречаются с учеными, общественными деятелями, представителями органов власти, чтобы из первых рук получить важную информацию, научиться анализировать, спорить и убеждать;
  • ситуационный анализ – разбор возможных обстоятельств, которые в будущем могут складываться в профессиональной деятельности;
  • мастер-класс – их обычно проводят старшекурсники, чтобы поделиться опытом и знаниями, накопленными в ходе изучения определенных дисциплин;
  • вопросно-ответный семинар – схож с коллоквиумом;
  • исследование – своего рода высший пилотаж: студенты заранее по отдельности готовятся к обсуждению одной или нескольких взаимосвязанных проблем, а поиск ответа на поставленные преподавателем вопросы проходит по технологиям мозгового штурма.

Конкретная форма практического занятия зависит от выбора преподавателя, особенностей дисциплины и уровня подготовленности группы.

Стандартное семинарское занятие строится по традиционной схеме:

  1. Введение – на этом этапе преподаватель (как вариант: студент-докладчик) намечает направление обсуждения, определяет цели и задачи семинара.
  2. Главная часть – зачитываются и обсуждаются сообщения.
  3. Заключение – преподаватель подводит итоги, разъясняет сложные моменты темы, формулирует общие выводы.

Что такое семинар

Семинар – это наиболее распространенный вид учебно-практических занятий в университете. Оно представляет собой чтение и обсуждение докладов.

Преподаватель с самого начала курса раздает студентам темы для докладов. Часто студенты сами выбирают тему. Листочек с названиями будущих докладов проводят по всей аудитории. Поэтому заранее предупреждаем: в начале учебы лучше сидеть на первой парте, чтобы всегда выигрывать в выборе темы доклада.

За каждый ответ студенты получают баллы. Эти баллы в конце семестра определяют, допускается ли студент до экзамена или нет. Если он набрал больше 60 баллов, то может рассчитывать на автомат, т.е. на оценку без сдачи экзамена.

Не многим преподавателям удается заставить студентов правильно готовиться к семинарам. Еще меньше могут заложить интерес студентов к предмету, чтобы они сами хотели его изучать.

Общие понятия

Лекция — наиболее распространенный способ донесения информации до студентов. Данный формат подразумевает изложение материала лектором без поддержания диалога с аудиторией. Студенты имеют возможность задавать вопросы по ходу лекции, хотя как правило для этого преподаватель отводит время после её окончания.

Обычно прослушиваемый материал конспектируется студентами. Лекционные пары помогают осваивать основной материал курса, носят исключительно теоретический характер. Знания, полученные на лекции, формируют представление о дисциплине и помогают решать задания на практических занятиях.

Цель практических занятий — расширение, детализация и закрепление теоретического материала. На этом виде занятий студенты оттачивают свои навыки, учатся мыслить самостоятельно, вырабатывают профессиональные умения. Здесь связь студент-преподаватель очень важна, и коммуникация происходит на высоком уровне. Это дает возможность проявить свои умения, глубже прочувствовать материал и порой даже заработать репутацию перед преподавателем и одногруппниками.

К слову, на экзамене лектор часто дает поблажки студентам, хорошо проявившим себя на практических занятиях. Наиболее часто как практические занятия идут языки.

Наконец, про семинары — обсуждение лекционного материала. На этот вид пар обычно выносится чтение подготовленных заранее докладов. Темы для своих докладов учащиеся выбирают самостоятельно. Преподаватель дает им листок, который проходит по аудитории. В связи с этим совет: лучше садиться на первые парты, чтобы занять лучшую тему. После доклада преподаватель предлагает студентам задать вопросы выступающему. Советую в такой момент не скромничать и проявлять интерес к материалу, потому что это покажет преподавателю, что ты вовлечен в процесс.

Также на семинаре студенты активно работают, зарабатывая себе баллы. Их начисляет преподаватель. От количества заработанных баллов зависит возможность допуска студента к экзамену и автомат.

А теперь немного итогов!

Метод обучения

  • Семинар: предварительная подготовка и выступление;
  • Практическое занятие: оттачивание навыков и закрепление материала через практику;
  • Лекция: получение теоретических знаний через прослушивание материала.

Нежелательность пропуска пар

Семинар: очень не рекомендуется, ведь важно набирать баллы!

Практическое занятие: если ты можешь взять конспекты у одногруппников и практиковаться самостоятельно, то это некритично. Не пропускай написание контрольных работ!

Лекция: в целом, материал есть в интернете, либо можно попросить конспекты у одногруппников

Поэтому пропуск не очень страшен.

Степень самостоятельности работы

  • Семинар: средняя
  • Практическое занятие: высокая
  • Лекция: низкая

Ну вот, теперь тебя можно назвать настоящим студентом. Пс-с, советуем не пропускать любые пары!

Хочешь читать больше таких статей? Переходи в телеграм-канал «Клуб студентов», где молодых ребят готовят ко взрослой и самостоятельной жизни с помощью статей, подкастов, видео и бесплатных курсов от Умскул.

Ссылка для перехода здесь: https://vk.cc/c5DHBk

Вывод

Семинары и курсы повышения квалификации — два разных подхода к обучению. Семинары обычно целенаправлены на обмен опытом и обсуждение различных точек зрения, тогда как курсы повышения квалификации представляют собой способ обучения профессионалов в сфере их специализации. Они позволяют сотрудникам совершенствовать свои знания, развивать свои навыки и повышать свой уровень квалификации, что в итоге может привести к более успешной карьере.

Можно ли отказаться от курсов повышения квалификации

Отказаться от курсов повышения квалификации, возможно, но далеко не всегда это является правильным решением. Если не проходить данные курсы, то это может повлиять на карьерный рост и привести к уменьшению заработной платы. При этом, для некоторых специальностей, прохождение курсов повышения квалификации является необходимостью, так как новые технологии и знания постоянно появляются. Отказ от прохождения курсов повышения квалификации также может стать причиной увольнения, так как работодатель может считать, что работник не является достаточно квалифицированным. Таким образом, отказ от прохождения курсов повышения квалификации может привести к ограничению в карьере и потере работы.

Для чего нужна регистрация в Сферум

Регистрация в системе Сферум необходима, чтобы получить доступ к образовательной платформе, которая создана для онлайн-обучения и общения учеников, учителей и родителей. Сферум включает в себя реестр отечественного программного обеспечения, используя который, можно получить новые знания и навыки, не выходя из дома. Платформа основана на технологиях социальной сети ВКонтакте, что обеспечивает комфортное и понятное использование всем пользователям. Ростелеком же заботится о цифровой инфраструктуре Сферума и обеспечивает своевременную интеграцию с государственными информационными системами. Регистрация на Сферуме открывает новые перспективы онлайн-образования, где можно учиться и общаться на расстоянии.

Можно ли пройти курсы повышения квалификации без диплома

Профессиональная переподготовка является дополнительным образованием, которое может быть получено специалистами, имеющими определенную квалификацию в своей области. Однако, чтобы пройти курсы повышения квалификации, необходимо иметь диплом, выданный государственными учебными заведениями. Таким образом, без наличия диплома прохождение курсов невозможно. В рамках профессиональной переподготовки специалисты получают дополнительные знания и навыки, которые помогают им развиваться и улучшать свою работу. Такое обучение помогает увеличивать квалификацию и конкурентоспособность на рынке труда

Важно отметить, что переподготовка доступна не только работающим специалистам, но и тем, кто только начинает свою карьеру. Однако, для этого необходимо иметь соответствующий диплом, который будет доказывать базовые знания в выбранной области деятельности

Что такое Икоп Сферум

ИКОП «Сферум» — это платформа для образовательных организаций, которая облегчает и упрощает процесс обучения и управления учебными материалами. С ее помощью можно создавать и редактировать учебные классы, организовывать общение между учителями и учениками, обмениваться документами и проводить онлайн-занятия. Это способствует более эффективному и удобному обучению, который доступен всем — и учителям, и ученикам. Кроме того, ИКОП «Сферум» позволяет сохранять документы в одном месте, что облегчает работу учителей и учеников. С помощью этой платформы вы можете проводить видеозвонки без ограничений по времени, так что учителя могут обменяться идеями и материалами с коллегами из других городов и стран. ИКОП «Сферум» — это замечательный инструмент для модернизации образования и повышения его доступности и качества.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бронивиль
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: