Краткая история жанра рассказ
В. Г. Белинский (портрет его представлен выше) еще в 1840 годы отличал очерк и рассказ как малые прозаические жанры от повести и романа как более крупных. Уже в это время в русской литературе вполне обозначилось преобладание прозы над стихами.
Чуть позже, во 2-й половине 19 века, очерк получил широчайшее развитие в демократической литературе нашей страны. В это время сложилось мнение о том, что именно документальность отличает этот жанр. Рассказ же, как считалось тогда, создается с использованием творческого воображения. Согласно другому мнению, интересующий нас жанр от очерка отличается конфликтностью сюжета. Ведь очерк характеризуется тем, что это в основном описательное произведение.
Особенности жанра
Очерк — это разновидность рассказа, который написан в полухудожественном-полудокументальном жанре и описывает реальных людей и настоящие события. Одним словом, здесь фантазия сильно не разгуляется. Написать такое произведение сложно, даже если есть пример очерка, ведь нужно учитывать основные структурные компоненты, жанровые особенности и склонность к истине. Он обладает некоторыми традиционными отличительными характеристиками:
Пишется в малой повествовательной форме.
Описывает только реальных людей и события.
Акцентирует внимание на общественных проблемах.
Является на 80-90 процентов описанием с натуры.
Придерживается неоспоримых фактов.
Позволяет писателю высказывать свое мнение и вести диалог с читателем.
Таким образом, очерк — это некий текст, в котором рассказывается о реальном событии или человеке, при этом уделяется внимание некой социальной проблеме (по возможности в обсуждение вовлекается и читатель). Все это преподносится как художественный текст, насыщенный изящными образами
Даже имея при себе пример очерка, сложно написать с первого раза достойное произведение.
Различие между повестью и рассказом
- Размер объема повести непостоянен и может достигать нескольких сотен страниц, а рассказа – десятки страниц.
- Повесть характеризуется отсутствием интриги. В ее содержании раскрываются достоверные периоды жизни героя. А в рассказе описывается один или несколько случаев из жизни основного персонажа.
- Четкий, динамичный сюжет характерен для рассказа. Неторопливое, плавное повествование – особенность повести.
- Дополнительные сюжетные линии, переплетающиеся с основной, – особенность повести. В рассказе сюжетная линия одна.
- Автор повести стремится к исторической и фактической правдивости. Рассказ – это достоверный вымысел.
- Повести присущи приемы, замедляющие действие: описания, портретные зарисовки, лирические отступления. В рассказе это отсутствует и играет роль художественная деталь.
- В отличие от повести в рассказе один герой, нет предыстории, которая позволяет проследить развитие характера.
- Аналогии повести в других литературах нет, рассказ имеет такие аналогии.
Влияние очерка на современную литературу
Очерк — это жанр литературы, представляющий собой некую краткую запись, заметку, рассказ или набросок на определенную тему. Несмотря на свою краткость, очерк способен оказывать значительное влияние на современную литературу.
Среди основных влияний очерка на современную литературу можно выделить следующие:
Стилистическое влияние: очерк акцентирует внимание на краткости и емкости изложения, что стимулирует авторов использовать подобные приемы в своих произведениях. Это особенно актуально в современном быстротечном мире, где внимание читателя ограничено.
Тематическое влияние: очерк часто затрагивает актуальные социальные, политические и культурные проблемы
Это влияет на литературную тематику и позволяет авторам поднимать важные вопросы, вызывая общественное внимание.
Структурное влияние: очерк обычно имеет свободную структуру, не связанную с жесткими литературными рамками. Это позволяет писателям экспериментировать с формой и структурой своих произведений, делая их более оригинальными и уникальными.
Очерк также служит источником вдохновения для многих современных авторов, ведь он дает возможность быстро и ярко передать мысли и идеи, совершенствуя навыки изложения. Благодаря этому влиянию очерка на современную литературу, возникают новые направления и подходы в литературной творчестве.
Пример современных авторов, вдохновленных очерком:
Авторы
Произведения
Владимир Сорокин
«Норма», «Брокеры», «Марина Многогрудова»
Виктор Пелевин
«Священная книга оборотня», «Чапаев и Пустота»
Татьяна Толстая
«Кыш», «Елена»
Таким образом, очерк оказывает значительное влияние на современную литературу, отражая актуальные темы, формируя стиль и структуру произведений и вдохновляя современных авторов на новые творческие эксперименты.
Особенности композиции
Следует учесть, что не обязательно придерживаться традиционных приемов построения художественного текста. Их нарушение может оказаться эффектным. Рассказ можно создавать почти на одних описаниях. Но обойтись без действия все-таки нельзя. Герой просто обязан хотя бы поднять руку, сделать шаг (другими словами, совершить значимый жест). Иначе получится не рассказ, а миниатюра, зарисовка, стихотворение в прозе
Еще одной важной особенностью интересующего нас жанра является значимая концовка. Например, роман может длиться вечно, а вот рассказ строится иначе
Очень часто концовка его парадоксальна и неожиданна. Именно с этим Лев Выготский связывал появление катарсиса у читателя. Современные исследователи (в частности, Патрис Пави) рассматривают катарсис как эмоциональную пульсацию, которая появляется по мере чтения. Тем не менее значимость концовки неизменна. Концовка может кардинально изменить смысл рассказа, подтолкнуть к переосмыслению изложенного в нем. Об этом необходимо помнить.
Отличия от рассказа
Рассказ и новелла относятся к одному повествовательному жанру, но между ними есть существенная разница. Хотя заметны и общие черты:
- краткость;
- четко обозначенный сюжет;
- динамика;
- интересная развязка.
Но у новеллы есть несколько особенностей. В таких произведениях нет авторской оценки характеров и действий персонажей. А в рассказе это косвенно выражается в психологических портретах героев, они важны для более глубокого понимания их душевного состояния. Сюжет основывается именно на пребывании персонажа в необычной ситуации и его отношении к происходящему. Все действия привязаны к одному месту и ограничиваются во времени.
Психологизма в новелле нет, здесь важно правильно задать динамику и вызвать напряженность. В этом заключается главное отличие от рассказа
Не герой находится в центре внимания, а события, которые с ним происходят. Короткие истории не содержат скрытого подтекста и завуалированных психологических приемов, в них не ведется тонкая игра. Все действия читатель наблюдает открыто, автор только старается сделать сюжет острее, довести произведение до предела в самом конце.
В рассказе возможны ответвления от главных событий, значит, присутствуют вставные — дополнительные — персонажи. Новелла развивается только на основе ситуации, в которую попал главный герой. Других персонажей в ней обычно нет, как и дополнительных эпизодов. Но если вставные события необходимы для придания остроты сюжету, то автор может их добавлять.
Жанровые особенности
Как правило, рассказ повествует о каком-то моменте или событии в жизни человека. Но главным в определении жанра является не объем произведения и не количество сюжетных линий, а направленность самого автора на краткость.
Например, рассказ «Ионыч» (А. П. Чехов) по своему содержанию (описание всей жизни героя) близок к роману. Однако краткость, с которой автор излагает события, позволяет назвать произведение рассказом. К тому же цель Чехова одна — изображение духовной деградации человека. В связи с этим словосочетание «краткий рассказ» избыточно, так как жанровая специфика рассказа требует от него предельной краткости.
Характерной чертой рассказа является внимание к деталям. Из-за краткости повествования любой предмет, которому автор уделил особое внимание, становится ключевым для понимания смысла произведения
Подчас даже герой рассказа может иметь меньшее значение, чем, казалось бы, незначительная деталь. Так, в рассказе «Хорь и Калиныч» И. С. Тургенева подарки, которые друзья преподнесли друг другу, раскрывают характеры персонажей: хозяйственный Калиныч дарит добротные сапоги, а поэтичный Хорь — пучок земляники.
Из-за малого объема рассказ всегда стилистически един. Поэтому его основной чертой является повествование от одного лица (или автор, или герой, или рассказчик).
Подсказки будущим новеллистам (как писать)
Для создания шедевра необходимо понимание того, как строится новелла: что такое однолинейный сюжет, как достичь неожиданной развязки, чем удивить читателя.
В первую очередь, необходимо решить, какую историю вы хотите рассказать. Если она произошла с вашими знакомыми, расспросите очевидцев обо всех подробностях. Если сюжет родился в вашей голове, попробуйте «прожить» его, отправившись в те места и к тем людям, о которых собираетесь писать.
Скажем, задумав новеллу о библиотекаре, украдкой переписывающем забытые произведения и выдающем их за свои, посетите читальный зал, понаблюдайте за его работниками, найдите своего «героя». Попробуйте разговориться с ним, запомните мелочи, касающиеся его облика, поведения, отдельные слова и выражения.
Далее нужно возбудить читательское любопытство. Найдите деталь, выпадающую из привычного ряда. Например, горящий жаждой признания взгляд, случайно пойманный во время беседы.
Подумайте, какой набор обстоятельств позволит раскрыть интригу. Скажем, наш библиотекарь выкладывает на выставочный стол журнал, в котором опубликована «его» повесть.
Затем напишите краткую предысторию. Когда, при каких обстоятельствах у библиотекаря зародилась мечта о славе? Успешно ли он писал школьные сочинения? Почему выдаёт чужое за своё?
Концовка новеллы должна удивлять. Придумайте неожиданный выход из положения. Рассказчик решает разоблачить плагиатора и приходит с этим намерением в читальный зал, а там… Пусть завершение будет непредсказуемым до смешного. Главное, удивляйте! Новелла не допускает стандартных ходов.
Инструкция для писателей
Начинающим новеллистам необходимо знать правила построения произведения. В первую очередь рекомендуется определиться с историей. Если она произошла в реальной жизни, то нужно узнать все подробности. Придуманный сюжет необходимо продумать до малейших деталей. Желательно посетить описанные места или их прототипы, понаблюдать за будущими персонажами, отметить особенности их поведения.
После этого нужно обдумать, чем именно заинтересовать читателя. Рекомендуется использовать детали и приемы, которые не встречаются в обычной жизни. Если читатель не видит такого вокруг себя, то ему будет интересно почитать об этом. Необходимо использовать набор обстоятельств, который заставит его открыть книгу.
Затем автор должен записать короткую предысторию. В этой части новеллы описываются предпосылки для основных событияй, причины, побудившие персонажа поступить так или иначе. После этого должен развиваться сюжет. История отличается динамичностью, стремительным развитием ситуации, она может подталкивать читателя к каким-либо действиям, предостерегать его о совершении проступков.
Концовка должна поразить или хотя бы удивить. Лучше сделать ее до смешного необычной, чем скучной. Удачным считается завершение произведения, которого читатель даже представить себе не мог. Использования стандартных писательских приемов новелла не допускает. Соблюдая это правило, начинающий автор сможет создать интересное лаконичное произведение.
Такой литературный жанр, как новелла пользуется популярностью далеко не у каждого писателя. Некоторым просто трудно изложить свои мысли в краткой форме. Но читателям нравятся небольшие поучительные или развлекательные истории, ведь на них нужно потратить меньше времени, чем на полноценную книгу.
Краткая история жанра рассказ
В. Г. Белинский (портрет его представлен выше) еще в 1840 годы отличал очерк и рассказ как малые прозаические жанры от повести и романа как более крупных. Уже в это время в русской литературе вполне обозначилось преобладание прозы над стихами.
Чуть позже, во 2-й половине 19 века, очерк получил широчайшее развитие в демократической литературе нашей страны. В это время сложилось мнение о том, что именно документальность отличает этот жанр. Рассказ же, как считалось тогда, создается с использованием творческого воображения. Согласно другому мнению, интересующий нас жанр от очерка отличается конфликтностью сюжета. Ведь очерк характеризуется тем, что это в основном описательное произведение.
Примеры из литературы
Большинство новелл написаны европейскими авторами в XIX — XX веках. Их изучают на лекциях в школе и высших учебных заведениях. Среди русских писателей известны Д. Мордовцев, А. Грин, А. Куприн. Первый написал «Видение в публичной библиотеке», последний «Палача» и «Скрипку Паганини». У Грина довольно много коротких произведений: «Создания Аспера», «Состязание в Лиссе», «Голос и глаз», «Сила непостижимого», «Элда и Агнотэя», «Пьер и Суринэ».
Европейские авторы также писали лаконичные произведения, примеры новелл из литературы:
- О. Генри «Рассказы»;
- Ф. Кафка «Превращение»;
- Т. Манн «Смерть в Венеции»;
- де Мопассан «Пышка»;
- А. Моруа «Письма незнакомке».
Единство действия и места
Существуют и другие особенности жанра рассказ, которые необходимо отметить. Единство времени тесно связано и обусловлено другим единством — действия. Рассказ — это жанр литературы, который должен ограничиваться описанием какого-то одного события. Иногда главными, смыслообразующими, кульминационными в нем становятся одно-два события. Отсюда проистекает единство место. Обычно действие происходит в одном месте. Их может быть и не одно, а несколько, но их количество строго ограничено. К примеру, мест может быть 2-3, а вот 5 уже встречаются редко (они могут только упоминаться).
Единство персонажа
Еще одна особенность рассказа – единство персонажа. Как правило, в пространстве произведения этого жанра действует один главный герой. Изредка их может быть два, и совсем редко – несколько. Что касается второстепенных персонажей, их может быть достаточно много, однако они являются сугубо функциональными. Рассказ – это жанр литературы, в котором задача второстепенных героев ограничивается созданием фона. Они могут мешать или помогать главному герою, но не более. В рассказе “Челкаш” Горького, к примеру, всего два персонажа. А в чеховском “Спать хочется” и вовсе один, что невозможно ни в повести, ни в романе.
Разновидности очерков
Не все понимают, что такое очерк и как его писать. В литературе существует несколько определений и видов написания. Все они имеют свои особенности и стиль. Очерки бывают следующими:
- портретный;
- проблемный;
- художественный;
- публицистический;
- путевой;
- социологический.
К самым литературным видам относится портретный очерк. Задача автора сделать зарисовку не только внешности героя, но и описать его внутренний мир. Дать ему полную характеристику. Писатель должен упомянуть о том, как окружающая среда влияет на поступки героя.
Проблемный очерк отличается присутствием кого-то конкретного конфликта, который можно решить, проанализировав информацию. Для этого автору необходимо привести аргументы из литературы, жизни, статистические данные. Очеркисту необходимо попытаться вовлечь в обсуждение проблемы читателей. Такой жанр произведения чаще используется в журналистике.
Публицистический очерк очень похож на социологический. Только тут очень чётко прослеживается позиция писателя. Он не просто описывает проблему и выносит её на всеобщее обозрение, но и высказывает свою точку зрения.
Путевой жанр является одним из наиболее часто используемых. Задача очеркиста в таком произведении описать занимательное событие, которое произошло. Например, какой-то случай во время поездки. Автор может описать местность, поделится воспоминаниями о каком-то случае, рассказать о людях, с которыми довелось повстречаться.
В социологическом очерке описывается какая-то крупная общественная проблема. Например, повышение количества курящих среди школьников. В этом произведении необходимо составить объективные цифры и реальные факты. Писаться такой текст должен понятным и простым языком.
https://youtube.com/watch?v=bmt1ZnGw0Gg
Как писать очерк: основные принципы
Очерк — это жанр публицистики, который позволяет автору выразить свои мысли и сочувствия по определенной теме. В отличие от научной статьи или эссе, очерк более свободен в выборе формы изложения и может содержать личные впечатления и эмоции автора.
При написании очерка важно следовать следующим принципам:
- Выберите интересную тему: Очерк должен быть посвящен какой-то конкретной теме, которая вызывает у вас эмоции или вызывает живой интерес. Найдите что-то, что вы хотите рассказать или поделиться с другими.
- Определите основную идею: Очерк должен иметь четкую основную идею или тезис, который будет пронизывать текст. Это позволит обеспечить логическую цепочку в изложении и поможет читателю понять, о чем вы говорите.
- Составьте план: Прежде чем начать писать, составьте план или структуру своего очерка. Разделите его на введение, основную часть и заключение. В основной части разделите текст на подразделы с соответствующими заголовками.
- Используйте ясный и легкий язык: Очерк должен быть понятен и доступен для широкой аудитории. Используйте простой язык, избегайте сложных терминов и перегрузки информацией.
- Иллюстрируйте свои мысли примерами: Для более яркого и понятного изложения своих мыслей используйте примеры, иллюстрации и аналогии. Они помогут читателю лучше понять вашу точку зрения.
- Проверьте и отредактируйте текст: После написания очерка не забудьте проверить его на грамматические и пунктуационные ошибки. А также отредактируйте и улучшите текст, если потребуется.
Помните, что очерк — это ваше собственное отражение на выбранную тему, поэтому не бойтесь выразить свои мнения и эмоции. Уважайте мнения других, но не забывайте, что ваш голос также важен.
Очерк
Следующим по объему можно считать очерк, который является своеобразным симбиозом художественного и документального. Главная отличительная черта очерка его “историчность”. Другими словами, это повествование, основанное на реальных фактах и включающее осмысление и оценку их автором. Например, вы можете описать жизнь вашего старшего коллеги и наставника и поразмышлять о том, чему именно вас научило знакомство с ним.
Конечно, очерк это не сухая биографическая справка. В нем допускаются художественные описания воспоминаний или примерный пересказ диалогов. Также очерк не претендует на абсолютную историческую истину описываемых событий, это все-таки художественное переосмысление.
Если автору удается дать читателю ощущение погружения в описываемые события, например переживание радости или горя вместе с описываемым героем, значит художественная часть очерка реализована успешно.
Единство действия и места
Существуют и другие особенности жанра рассказ, которые необходимо отметить. Единство времени тесно связано и обусловлено другим единством – действия. Рассказ – это жанр литературы, который должен ограничиваться описанием какого-то одного события. Иногда главными, смыслообразующими, кульминационными в нем становятся одно-два события. Отсюда проистекает единство место. Обычно действие происходит в одном месте. Их может быть и не одно, а несколько, но их количество строго ограничено. К примеру, мест может быть 2-3, а вот 5 уже встречаются редко (они могут только упоминаться).
Как написать краткий биографический очерк
Значение и влияние очерка в современной литературе
Очерк является важным жанром в современной литературе, который имеет свои собственные особенности и значение.
Во-первых, очерк позволяет автору выразить свои мысли и взгляды на различные явления и проблемы современности. Он позволяет описать и проанализировать события, людей, общество, а также выразить свое отношение к ним.
Во-вторых, очерк является своего рода социальным комментарием, который актуален для современной аудитории. Он помогает читателю лучше понять и оценить мир вокруг него, а также размышлять над вопросами социальной справедливости и морали.
В-третьих, очерк позволяет развить креативное мышление у автора и создать особый стиль изложения. В отличие от других жанров, очерк дает больше свободы в выборе формы и структуры, позволяя автору экспериментировать с различными приемами и стилями.
В современной литературе очерк играет важную роль в формировании общественного мнения и сознания. Он помогает поднять актуальные проблемы, вызвать дискуссию и мотивировать читателя к действию.
Очерк также оказывает влияние на другие сферы искусства, такие как кино, театр и живопись. Он может стать источником вдохновения для художников и режиссеров, помогая создавать новые произведения и переосмысливать уже известные.
В целом, очерк в современной литературе является мощным инструментом, который позволяет авторам выразить свои идеи, поразмышлять над важными вопросами, а также влиять на общественное сознание и культуру. Он помогает просветить и вдохновить аудиторию, а также вносит свой вклад в развитие искусства и литературы как целого.
Художественные особенности
Художественная литература отличается от любой другой многим, но можно выделить два самых важных признака:
- Художественный образ — без него ни одно произведение не может называться художественным. Причём это касается не только литературы, но и изобразительного искусства. Художественный образ – это образ реальности, творчески осмысленно и переработанной художником (писателем, в том числе). В нём сочетается вымысел и жизненность, эмоциональность и отношение автора. То есть художественный образ — это всегда часть реальности, преобразованная автором.
- Художественное слово (стиль) — это особая подача информации, которая отличается от простого описания событий, повествование строится таким образом, чтобы читатель не просто узнал (со слов автора), что происходило с героем или миром, а почувствовал это, понял, пережил вместе с героем его беды и радости.
Вот в очерке всё это может быть, или не быть, или присутствовать в той или иной мере. Обычный публицистический очерк по степени художественности отличается от хорошего рассказа, как карта отличается от пейзажа.
Но отличие очерка от рассказа, то есть от безусловно художественного произведения, не только в этом:
- Рассказ имеет чёткую структуру, а для очерка характерна свободная композиция.
- В рассказе должен быть какой-то конфликт, который является двигателем сюжета. В очерке он необязателен.
- В рассказе всегда присутствует завершённая сюжетная линия. В очерке её чаще всего нет, как нет и самого сюжета.
Как видите, различий, хоть и много, но чёткой грани между очерком и рассказом нет.
Что такое очерк в литературе?
Очерк — это одна из жанровых разновидностей литературного произведения, которая представляет собой небольшое художественное, публицистическое или познавательное сочинение, содержащее субъективные размышления, наблюдения и впечатления автора.
Очерки часто также называются миниатюрами или эссе.
Особенности очерка:
- Небольшой объем — обычно от нескольких абзацев до нескольких страниц;
- Субъективность — автор выражает свое собственное мнение, эмоции и впечатления;
- Личный стиль — очерк часто отличается отзывчивостью, лиричностью или иронией;
- Разнообразие тем — очерк может затрагивать различные сферы жизни, от личных впечатлений и рассуждений до социальных и политических вопросов;
- Глубокое понимание — автор анализирует и интерпретирует избранную тему с помощью наблюдений, аналогий и примеров;
- Эмоциональность — очерк способен вызвать эмоциональный отклик у читателя, вызывая сопереживание или раздумья.
Очерк — это своеобразная маленькая картина, которая освещает определенный аспект человеческой жизни или повествует о чем-то интересном и актуальном. Он позволяет автору выразить свои мысли и чувства, а читателю окунуться в его мир и задуматься над некоторыми вопросами.
Характерные признаки
Некоторые писатели расходятся во мнениях о том, что такое новелла. В литературе определение следующее — это эпический жанр произведений с острым сюжетом, неожиданной развязкой, нейтральным стилем изложения и без выражения отношения автора к героям. Термин тяготеет больше к бессюжетному очерку, чем к рассказу.
Можно отличить этот жанр от рассказа или эссе, если найти в произведении признаки новеллы:
- лаконичность;
- захватывающий сюжет;
- простая фабула;
- присутствие интриги;
- отсутствие психологических портретов;
- яркие образы героев.
У произведения должен быть малый объем, а фабула такой, чтобы ее можно было записать одним предложением. Обычно сюжет имеет необычную форму, неожиданную развязку. Авторские ремарки отсутствуют, психологических подробностей также не должно быть. Образы главных героев побуждают читателя быстро дойти до конца новеллы.
Поэзия
Поэзия — любое стихотворное произведение.
Зачастую вместо термина «поэзия» говорят просто стихи. Что не совсем правильно, ведь есть сонеты в стихотворной форме или оды в стихах. Эти произведения (сонеты и оды) являются отдельными жанрами, но относятся к поэзии, так как составлены в стихотворной форме.
Поэзия отличается от прозы наличием ритма, который обязательно присутствует в стихотворениях. То есть когда ударные и безударные слоги повторяются, сменяя друг друга.
-
Экономика санкт петербурга для детей кратко
-
Защитные стратегии и стратегии совладания кратко
-
Человек и его метафизическая сущность кратко
-
Носов кукла отзыв кратко
- История возникновения учебника кратко