Зимняя резина: ключевые характеристики и выбор подходящего протектора для безопасного вождения

Что означает на шинах 91т

Конструкция покрышки

Все конструктивны особенности колес зачастую также маркируют на боковине.

Радиальные или диагональные шины

Как уже упоминалось ранее, шины радиальной конструкции маркируют буквой «R» в основном размерном индексе или надписью «Radial», а для диагональных эта буква просто отсутствует. Разница между этими покрышками заключается в расположении нитей корда, которые усиливают жесткость к скручиванию и нагрузкам на шине. В диагональных шинах стальные нити идут переплетаясь под прямым углом, а в радиальных нити равномерно располагаются от края одного борта к другому.

Какая же конструкция шины лучше? Радиальные покрышки имеют большую устойчивость к износу по сравнению с диагональными — они способны пройти свыше 60000 км, тогда как их конкурент едва справляется с пробегом вдвое меньше. Кроме того устойчивость и управляемость диагональных шин хуже, впрочем как и сопротивление качению, что сказывается на повышенном расходе топлива. В конструкции радиальной шины также предусмотрен брекер, который усиливает жесткость боковины. Такие скаты помогают добиться более стабильного и большего пятна контакта с дорогой. Практически все современные шины радиальные.

Камерные и бескамерные шины

Покрышки с маркировкой «Tubeless» или TL называют бескамерными. В таких шинах воздух напрямую закачивается через нипель.

На камерных шинах стоит надпись «Tube Type» или TT. У таких скатов воздух закачивается в резиновую камеру, которая установлена внутри шины.

Бескамерные покрышки обладают рядом преимуществ над своими устаревшими собратьями:

  • Меньший вес за счет отсутствия камеры и упрощенной конструкции.
  • При проколе бескамерные шины спускаются в разы медленнее.
  • Меньше перегреваются и в следствии этого медленнее разрушаются.

Другие конструкционные особенности

  • Regroovable — ставят на шинах, которым можно углублять протектор нарезкой.
  • Reinforсed — шины с повышенным индексом нагрузки.
  • XL или Extra load — маркировка шин с повышенной на 4 единицы индексом нагрузки.
  • Steel или Steel belted — обозначение наносят на скаты со стальным кордом в брекере (боковина шины).
  • Для асимметричных и направленных шин используется обозначение Outside / Inside, чтобы показать какой стороной ставить колесо к авто (текст Inside должен быть на внутренней стороне, а Outside на внешней. Кроме того если рисунок протектора направлен, есть слово Rotation и стрелка, указывающее на направление вращение колеса.

Runflat — последняя наработка шинных гигантов, наличие такой маркировки говорит о возможности езды на пробитой покрышке. Разные бренды её отмечают символами: RFT (Bridgestone), SSR (Continental), EMT (Goodyear), ZP (Michelin), RF (Pirelli, Nokian, Kumho, Yokohama), EUFORI@ (Pirelli).

Retread, Remould или Regummerad надписи наносят на восстановленные шины, то есть те, протектор которых был наварен заново. Обычно так делают с грузовыми шинами, но и у легковых это не редкость.

Куклы для взрослых

Все знают, что для проведения краш – тестов используются манекены. Но далеко не всем известно, что к такому, казалось бы простому и логичному решению пришли не сразу. В начале для испытаний использовались человеческие трупы, животные, а в менее опасных тестах участвовали живые люди – добровольцы.

Пионерами в борьбе за безопасность человека в автомобиле выступили американцы. Именно в США еще в 1949 году был изготовлен первый манекен. По своей «кинематике» он больше походил на большую куклу: его конечности двигались совсем не так, как у человека, а тело было цельным. Только в 1971 году GM создали более-менее «человекоподобный» манекен. А современные «куклы» отличаются от своего предка, примерно как человек от обезьяны.

Сейчас манекены изготавливаются целыми семействами: два варианта «отца» разного роста и веса, более легкая и миниатюрная «супруга» и целый набор «детей» – от полуторагодовалого до десятилетнего возраста. Вес и пропорции тела полностью имитируют человеческое. Металлические «хрящи» и «позвонки» работают как человеческий позвоночник. Гибкие пластины заменяют ребра, а шарниры – суставы, даже ступни ног подвижны. Сверху этот «скелет» обтянут виниловым покрытием, упругость которого соответствует упругости человеческой кожи.

Внутри манекен с ног до головы напичкан датчиками, которые во время испытаний передают данные в блок памяти, расположенный в «грудной клетке». В итоге стоимость манекена составляет – держитесь за стул – свыше 200 тысяч долларов. То есть, в несколько раз дороже подавляющего большинства испытуемых автомобилей! Зато такие «куклы» универсальны. В отличие от предшественников, они годятся для проведения и фронтальных, и боковых тестов, и наезда сзади. Подготовка манекена к проведению испытания требует точной настройки электроники и может занимать несколько недель. Кроме того, непосредственно перед тестом, на различные участки «тела» наносят метки краской, чтобы определить, с какими частями салона происходит контакт во время аварии.

Мы живем в компьютерном мире, а потому специалисты по безопасности активно используют в своей работе виртуальное моделирование. Это позволяет собрать гораздо больше данных и, кроме того, такие манекены практически вечны. Программисты Toyota, например, разработали более десятка моделей, имитирующих людей всех возрастов и антропометрических данных. А на Volvo даже создали цифровую беременную женщину.

Маркировка

Основные технические характеристики шины наносят на боковую сторону протектора. Например, надпись 215/65 R16 98H означает следующее:

  • ширина контура шины равна 215 мм;
  • высота профиля 65%;
  • каркас радиального типа (R);
  • посадочный диаметр диска 16 дюймов;
  • максимальная масса на 1 колесо 750 кг;
  • допустимая скорость 210 км/ч.

Данная маркировка шин характерна для европейского рынка. Американские стандарты имеют некоторые отличия. Например, перед типоразмером может стоять латинская литера:

  • P (passenger) — коэффициент грузоподъемности меньше нормы;
  • LT (light truck) — сдвоенный индекс нагрузки (учитывается больший параметр при 4 колесах и меньший при 6).

На что влияет индекс скорости шин

Прежде чем покупать изделие с такими обозначениями рекомендуется внимательно изучить техпаспорт автомобиля. Выбор неподходящей модели увеличит износ ресурса резины и подвески машины.

Индекс скорости

Изготовитель шин специально рассчитывает параметр SI в лабораторных условиях. Этот коэффициент не ограничивает скорость поездки. Но при превышении указанного лимита есть риск выхода покрышки из строя. На боковине автошин чаще всего попадаются определенные 3 индекса.

Т

Данный символ говорит о безопасном движении на скорости до 190 км/ч. Это стандартный показатель для туристических и пассажирских колес, которые устанавливаются на широкий спектр легковых автомобилей (от седанов до джипов и минивэнов). Можно выбрать этот индекс скорости шин для поездок в зимний сезон.

Н

Расшифровка данного символа означает, что колесо будет надежно держать дорогу при отметки спидометра не выше 210 км/ч. Модели с маркировкой SI обеспечивают превосходную динамику, маневренность и высокий уровень комфорта. Их обычно выбирают обладатели спорткаров и представительских автомобилей класса F.

W

Таким спецсимволом маркируются покрышки гоночных болидов, спортивных купе и седанов. Резина с индексом W часто относится к категории UHP (Ultra High Performance). Она подходит для любых сезонов и лучше всего демонстрирует ходовые свойства на высокой скорости, но не больше 270 км/ч

Индекс нагрузки

Иногда встречаются нестандартные маркировки на шинах. Перед коэффициентом грузоподъемности можно увидеть спаренные литеры (VR и ZR). Такая буквенная «вилка» указывает предел движения машины в определенном интервале с учетом максимальной нагрузки.

ZR

Эта маркировка используется на прочных покрышках с лучшей производительностью. Например, протектор с типоразмером 245/60 ZR16 97Y лучше всего демонстрирует свои ходовые свойства при скоростном режиме 240-300 км/ч.

Где производят шины Барум

История компании Барум

Барум — это чешский производитель шин, который находится в индустриальном городе Острава. Компания была основана в 1945 году, как часть государственных предприятий. В начале своей истории Барум занимался производством шин для военных транспортных средств, а позже — грузовиков и автобусов.

Нынешнее расположение заводов Барум

Сегодня Барум — это один из крупнейших и наиболее популярных производителей шин в Европе. Основной центр производства находится в городе Острава, на территории которого расположены несколько заводов компании. Кроме того, Барум имеет дочерние компании и производственные партнеры в разных странах мира.

Качество продукции Барум

Шины Барум отличаются высоким качеством, надежностью и долговечностью. Шины производятся из качественных материалов с использованием новейших технологий, позволяющих создавать продукцию, которая соответствует всем требованиям современного автомобилиста. Бренд Барум считается одним из наиболее долговечных и надежных производителей шин в мире.

Заводские краш-тесты

Даже не специалисту понятно, что описанные выше тесты не охватывают всех возможных видов аварий и, следовательно, не позволяют достаточно полно оценить безопасность автомобиля. Поэтому все крупные автопроизводители проводят собственные, нестандартные, краш–тесты, не жалея при этом ни времени, ни денег. Например, каждая новая модель Мерседес до начала производства проходит 28 испытаний. В среднем на одно испытание уходит около 300 человеко-часов. Некоторая часть тестов проводится виртуально, на компьютере. Но они играют роль вспомогательных, для окончательной доводки автомобилей их разбивают только в «реале».Самые тяжелые последствия наступают в результате лобовых столкновений. Поэтому основная часть заводских испытаний имитирует именно этот вид аварий. При этом автомобиль врезают в деформируемые и жесткие препятствия под разными углами, с разными скоростями и разными величинами перекрытия. Однако и такие тесты не дают всей полноты картины. Производители стали сталкивать автомобили между собой, причем не только «одноклассников», но и машины разных «весовых категорий» и даже легковые с грузовиками. Благодаря результатам таких тестов на всех «фурах» с 2003 года стали обязательными противоподкатные балки.

С выдумкой заводские специалисты по безопасности подходят и к испытания боковыми ударами. Разные углы, скорости, места ударов, равновеликие и разновеликие участники – все, как с фронтальными тестами.

Кабриолеты и крупные вседорожники испытывают еще и на переворот, ведь по статистике число погибших в таких авариях достигает 40%

Часто производители испытывают свои автомобили ударом сзади на небольших скоростях (15-45 км/ч) и перекрытии до 40%. Это позволяет оценить, насколько защищены пассажиры от хлыстовых травм (повреждения шейных позвонков) и насколько защищен бензобак. Фронтальные и боковые удары при скоростях до 15 км/ч помогают определить степень ущерба (т.е. затраты на ремонт) при мелких авариях. Отдельным испытания подвергаются сиденья и ремни безопасности.

А что предпринимают автопроизводители для защиты пешеходов? Бампер изготавливают из более мягкого пластика, а в конструкции капота применяют как можно меньше усилительных элементов. Но главная опасность для жизни человека – подкапотные агрегаты. При наезде голова проминает капот и натыкается именно на них. Здесь идут двумя путями – стараются максимально увеличить свободное пространство под капотом, либо снабжают капот пиропатронами. Датчик, расположенный в бампере, при ударе подает сигнал на механизм, вызывающий срабатывание пиропатрона. Последний, выстреливая, приподнимает капот на 5-6 сантиметров, защищая тем самым голову от удара о жесткие выступы подкапотного пространства.

Как правильно подобрать размеры шин для моего автомобиля?

  • Диаметр диска: Проверьте размер диска на вашем автомобиле. Размер шины должен соответствовать диаметру диска.
  • Ширина шины: Размер шины представляется числами, например, 205/60 R16. Число 205 указывает на ширину шины в миллиметрах. Убедитесь, что ширина шины подходит для вашего автомобиля.
  • Соотношение профиля: Число 60 в примере 205/60 R16 указывает на процентное соотношение высоты шины к ее ширине.
  • Диаметр шины: Размер шины также включает диаметр шинного колеса. В примере 205/60 R16, число 16 указывает на диаметр шины в дюймах.

Помимо указанных параметров, также важно учитывать тип автомобиля и условия эксплуатации. Например, для зимних условий рекомендуется выбирать шины с протектором, предназначенным для улучшенного сцепления и управляемости на снегу и льду

При выборе размеров шин также рекомендуется обратиться к руководству по эксплуатации вашего автомобиля или проконсультироваться с профессионалами, чтобы гарантировать правильный выбор и установку шин для вашего автомобиля.

Проходимость

Одной из основных характеристик шин является их проходимость, то есть способность уверенно передвигаться по различным типам дорог и поверхностям

При выборе между шинами 91т и 94т важно учитывать их различия в проходимости

Шины 91т:

  • Шины с индексом нагрузки 91t обладают средней проходимостью.
  • Они могут справляться с основными типами дорожного покрытия, такими как сухая и мокрая асфальтированная дорога.
  • Однако они могут испытывать затруднения на грунтовых дорогах с плохим покрытием, на снегу и льду.

Шины 94т:

  • Шины с индексом нагрузки 94t обладают повышенной проходимостью.
  • Они могут справляться с различными типами дорожного покрытия, включая сухую, мокрую и местами грязную дорогу.
  • Также они имеют лучшую устойчивость на грунтовых дорогах, снегу и льду.

При выборе шин следует учитывать, на каких типах дорог и в каких условиях вы планируете использовать транспортное средство. Если ваши поездки будут преимущественно по асфальтированным дорогам, то шины 91т будут достаточно проходимыми. Однако, если вам понадобится повышенная проходимость на грунтовых дорогах или в зимних условиях, шины 94т будут более подходящим вариантом.

Расположение знака допустимой нагрузки

Всем производителям покрышек необходимо указывать на своих изделиях ряд параметров. К таковым относится размерность самого колеса. В зависимости от типа маркировки, данные показатели могут обозначаться в миллиметрах или дюймах.

Посмотрите на боковину резины. Если там параметры, например, 225*55*R17, то это говорит о том, что комплект произведен для потребителей из европейских стран. Производители шин для Европы наносят определенный ряд чисел, говорящий о следующих размерах:

первое число обозначает расстояние от одной боковой части до другой, т.е. ширина протектора – 225 мм;
второе – отношение профиля шины к ширине или высота протектора

Здесь важно понять, что этот показатель является переменным и зависит от ширины покрышки. То есть автопокрышки 225*55*R17 и 185*55*R17 отличаются своими размерами;
третье – расшифровывается как внутренний диаметр – 17-ть дюймов;
буква r говорит о том, что перед нами покрышка с кордом радиального плетения

Существуют еще диагональные автошины, где вместо буквы проставлен значок «\».

Американские компании разработали собственную маркировку своих изделий, где размер шины обозначается в дюймах. Заокеанский тип обозначений имеет формат, к примеру, 33*11*R17, и такой индекс трактуется следующим образом:

  • первая цифра обозначает внешний диаметр колеса – 33 дюйма. Данный показатель статичен и удобен в использовании так как не зависит от ширины, как в европейском формате;
  • вторая цифра – ширина протектора – 11 дюймов;
  • третья – несет информацию о внутреннем диаметре в 17-ть дюймов. Такой способ более удобен, ведь все показатели обозначаются отдельно и не зависят друг от друга. Если привыкнуть к исчислению в дюймах, то подбирать нужный комплект становится проще.

Вместе с показателями размерности на боковине шин нанесены прочие обязательные параметры – индекс нагрузки и скорости, марка производителя, модель резины, дата производства и максимально допустимое давление.

Наличие цветных меток свидетельствует о подсказках при монтаже колес. Желтый треугольник говорит, где самое легкое место в боковине камерной покрышки, которое должно быть совмещено со специальной отметкой на диске. Красный треугольник сигнализирует о самом жестком месте бескамерной резины и также совмещается с соответствующей меткой.

Дополнительно на автомобильных шинах можно увидеть разные маркировки и пиктограммы, свидетельствующие о сезонности, (4 season, all season), направлении вращения колес (rotation + стрелка), маркировке внешней или внутренней стороны (outside или inside) для резины с асимметричным протектором. Все эти показатели, включая индекс нагрузки, помогут рассчитать и правильно выбрать обувку для машины, а также смогут гарантировать безопасную езду.

Особенности и отличия шин 91т и 94т

Шины 91Т и 94Т отличаются друг от друга в нескольких аспектах:

  1. Нагрузочная способность: шины 91Т предназначены для перевозки автомобилей с более легким весом, чем шины 94Т. Метка «91Т» указывает на нагрузку до 615 кг на шину, в то время как метка «94Т» указывает на нагрузку до 670 кг на шину.

  2. Скоростной индекс: скоростной индекс шин 91Т и 94Т также различается. Шины 91Т предназначены для автомобилей, способных развивать скорость до 190 км/ч. В то время, как шины 94Т специально разработаны для автомобилей с более высокой скоростной характеристикой и могут выдерживать скорость до 210 км/ч.

  3. Назначение: шины 91Т и 94Т имеют разные назначения и используются в различных условиях. Шины 91Т чаще всего применяются на легковых автомобилях для городской и трассовой езды с относительно небольшим весом автомобиля. Шины 94Т, в свою очередь, предназначены для автомобилей, требующих более высокой производительности и устойчивости на дороге, таких как спортивные автомобили.

  4. Ширина и профиль: шины 91Т и 94Т могут иметь разные характеристики ширины и профиля. Конкретные параметры шины зависят от ее модели и производителя, поэтому для каждой конкретной шины необходимо обращаться к спецификации и маркировке, указанной на боковине шины.

Важно обратить внимание на указанные характеристики и выбрать шины, соответствующие требованиям автомобиля и условиям его эксплуатации. Правильный выбор шин позволит обеспечить безопасность и комфорт во время передвижения на дороге

На что обратить внимание при покупке шин?

Выбирая резину, необходимо ориентироваться на два важных параметра, которые тесно связаны друг с другом: скорость и нагрузки. Ведь именно нагрузка влияет на характер перемещения автотранспорта и определяет ресурс автомобильной резины.

К примеру, при небольшом показателе нагрузки уровень шума, при перемещении автомобиля, будет минимальным, однако сами шины износятся быстрее. Если коэффициент нагрузки будет большим, шины будут более шумными, но прослужат более длительный срок.

Приобретая автошины для легковой машины, необходимо ориентироваться на то, с какой скоростью вы чаще всего перемещаетесь, и покупать их с запасом коэффициента на десять — пятнадцать процентов больше.

Если в комплекте есть шины с разными скоростными ограничениями, на передние колеса нужно ставить более жесткую резину. При таком способе установки износ всех четырех колес будет примерно одинаков.

Что означают цветные метки на колесе?

На многих шинах можно увидеть небольшие цветные метки. Они помогают правильному монтажу и бывают красного, зеленого и желтого цвета.

  • Круг или треугольник желтого цвета обозначает самое легкое место, напротив которого должен находиться золотник диска.
  • Красная метка – самое плотное место. При монтаже ее необходимо установить напротив отметки L, которая находится на диске.
  • Зеленый кружок – заводское обозначение для первичной установки шины.

Цветная метка красного цвета

Многие водители замечают цветные полосы на рабочей поверхности резины. Эти отметки не несут смысловой нагрузки, они применяются на заводах и складах для выполнения погрузочно-разгрузочных работ и хранения шин.

Откуда писк от резкого торможения?

Более сильное трение возникает, когда шина находится на пределе сцепления, например, при сильном движении, резком торможении или быстром повороте.   Механизм формирования визга шин:

1 — блок протектора касается поверхности дороги.

2 — кирпич все больше наклоняется, чтобы поддерживать связь с точкой дороги, которой он коснулся: на этом этапе энергия накапливается.

3 — блок достигает предела адгезии и начинает проскальзывать, начинается постепенное выделение энергии и возникают вибрации до тех пор, пока поверхность контакта не выйдет.

4 и 5 — блок сгибается, затем движется.

6 — блок теряет всякий контакт с дорожным покрытием и быстро выравнивается, высвобождая всю ранее накопленную энергию.

Трение кирпича на поверхности создает звук. На следующем рисунке показано, как выглядит работа протектора.  

Что определяет, скрипит ли данная шина ?

На шум скрипов также будут влиять такие факторы, как:

отсутствие смещения колес или поврежденные элементы подвески.

Визг шин не опасен. Часто бывает совсем наоборот — скрип действует положительно, сообщая нам, что мы приближаемся к пределу сцепления шин.

Соответствие стандартам

Шины, которые производят в странах СНГ и России в частности имеют надписи о принадлежности к гос стандартам или определенным техническим условиям. На боковине они наносятся кодом документа, к примеру: ГОСТ 4754-97 или ТУ2521-036-00148984-98. Кроме того на шины прошедшие сертификацию в России иногда наносят знак РСТ, который свидетельствует про наличие сертификата.

На шинах предназначенных для европейского рынка теснением наносят знак соответствия правилам N30 ЕЭК ООН. Цифра в круге — это код страны, а вне обозначение стандарта, к примеру E4 0220984.

Покрышки выпущенные для Североамериканского рынка имеют маркировку DOT (Department of Transportation USA), который состоит из буквенно-цифрового кода, в котором зашифровывается производитель, размер ската, завод изготовитель, к примеру DOT M746 JR1R.

Каково значение «94т» на зимних шинах?

Всем, кто сталкивался с выбором зимних шин, наверняка знакомо обозначение «94т» или подобные комбинации цифр и букв на покрышках. Однако не каждый знает, что эти символы означают и какое значение имеют при выборе шин.

Обозначение «94т» является индексом нагрузки, и оно указывает на максимально допустимую нагрузку на одну шину. Числовое значение (в данном случае — 94) соответствует определенной нагрузке в килограммах.

Таким образом, если на зимней шине указано «94т», это означает, что данная шина может выдержать максимальную нагрузку в 670 килограмм. Индекс нагрузки может варьироваться в зависимости от размера и типа шины. На практике, чем больше индекс нагрузки, тем выше максимальная нагрузка, которую может выдержать шина.

При выборе зимних шин необходимо учитывать не только индекс нагрузки, но и другие параметры, такие как размер и скоростной индекс. Индекс нагрузки помогает определить, насколько надежными и безопасными будут шины при перевозке грузов. Правильный выбор шин, соответствующих индексу нагрузки, поможет улучшить управляемость и безопасность автомобиля на зимнем покрытии.

Как установить шины на автомобиль?

Подготовьте все необходимые инструменты, включая гаечный ключ, домкрат и стопки для колес.
Проверьте текущее состояние шин и дисков на наличие повреждений и износа. В случае обнаружения неисправностей, рекомендуется заменить поврежденные элементы.
Определите правильную сторону установки шин. На боковой стенке шины обычно указывается направление вращения и правильная сторона установки.
Снимите старые шины, используя гаечный ключ. Раскрутите гайки на дисках, но не снимайте их полностью.
Поднимите автомобиль с помощью домкрата и установите стопки для колес. Удостоверьтесь, что автомобиль стоит устойчиво и надежно.
Снимите оставшиеся гайки на дисках и снимите старые шины с автомобиля.
Установите новые зимние шины на автомобиль, аккуратно надевая их на диски.
Закрутите гайки на дисках руками, а затем докрутите их с помощью гаечного ключа

Важно соблюдать правильный момент затяжки гаек, указанный в инструкции автомобиля.
Опустите автомобиль на землю и удалите домкрат и стопки для колес.
Докрутите гайки на дисках окончательно, используя гаечный ключ.
Проверьте давление в новых шинах и отрегулируйте его при необходимости.

После установки зимних шин на автомобиль рекомендуется провести тестовую поездку и убедиться в правильной работе автомобиля. В случае возникновения вибраций, шума или других аномалий, рекомендуется проверить правильность установки шин или обратиться к профессионалам.

Status-MB: Эксперты в области ремонта и обслуживания Mercedes в Брянске

Автомобиль является не просто средством передвижения, но и отражением статуса и стиля его владельца. Когда речь идет о машинах марки Mercedes, качество и надежность стоят на первом месте. Именно поэтому выбор автосервиса для обслуживания и ремонта такого автомобиля является ключевым моментом. В Брянске таким местом является компания Status-MB.

Почему Status-MB?

  • Специализация. Работая исключительно с автомобилями Mercedes, специалисты компании имеют глубокие знания и опыт работы с этим брендом.
  • Технологии. Использование современного оборудования и оригинальных запчастей гарантирует высокое качество услуг.
  • Гарантии. Все работы выполняются с соблюдением стандартов и норм, с предоставлением гарантий на выполненные услуги.

Услуги, которые предлагает Status-MB

  • Регулярное Техническое Обслуживание (ТО). Плановая проверка и замена запчастей для продления срока службы автомобиля.
  • Комплексный Ремонт. От мелких работ до капитального ремонта двигателя.
  • Кузовные Работы. Восстановление внешнего вида автомобиля после аварий и повреждений.
  • Консультации и Поддержка. Помощь в выборе запчастей, советы по уходу за автомобилем и многое другое.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бронивиль
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: