Отличие науки от лженауки кратко

Отличие науки от лженауки кратко

Чем отличается наука от лженауки

От науки псевдонаука отличается рядом признаков. Давайте в таблице кратко приведём основные различия:

Наука
Псевдонаука
опирается на научный метод
опирается на собственные незыблемые убеждения
готова меняться, если появятся новые аргументы
не готова изменять свои взгляды ни при каких обстоятельства
постоянно проверяется
нет возможностей для проверки
несколько учёных приходят к одним и тем же выводам
часто уникальная теория, которую разделяет ограниченная группа посвящённых
прогнозирует события, которые произойдут на основе научных расчётов
оправдывается, почему предсказания не сбылись
приветствует критику
все, кто критикует — враги и заговорщики
подходит ограниченному кругу людей
идеально подходит всем без исключения
использует точные измерения и опыты
нет точных инструментов для измерения результата
обращается к научным журналам
обращается к СМИ и народному мнению
приводит реальные факты, которые можно проверить
опирается на слова авторитетных лиц без конкретных фактов
действует рационально
воздействует эмоционально
принимает во внимание последние достижения в науке
делает ставку на древние знания

Псевдонаукой также не являются картины мира, на которые опирались учёные в прошлые века. Так геоцентрическая модель, утверждавшая, что Земля находится в центре, а все остальные планеты и Солнце крутятся вокруг неё — это устаревшая концепция, которая уступила место гелиоцентрической, когда появились новые факты.

Ссылки:

  1. : Причинность: принцип, что все эффекты или события вызваны чем-то предшествующим ему, которого вполне достаточно для объяснения эффекта или события. Это является основным принципом рациональности.

    : Индукция: принцип, что выводы из ограниченных наблюдений можно применить к Вселенной в целом.

    : Lewontin, R., Billions and billions of demons, The New York Review, 9 января 1997 г., с. 31.

    : Gould, S.J., Natural History103(2):14, 1994 г.

    : Можно было бы возразить, что, наблюдая в телескоп звезду, которая находится в тысячи световых лет от Земли, имеется в виду наблюдения прошлого, потому что вы наблюдаете звезду, которой она была тысячу лет назад. Однако, наблюдаются световые лучи, попадающие в телескоп на данный момент. То, что эти наблюдения могут рассказать вам о звезде 1000 лет назад, является лишь умозаключениями, какими бы справедливыми они ни были. И не представляется возможным провести эксперимент, который требует повторных наблюдений причин и их последствий. В качестве примера, как астрономические наблюдения подвержены интерпретации, обусловленной предпосылками см. Четкое изображение — заплутана история?

    : См. Sarfati, J., Як влаштована наука? Creation31(3):12–14, 2009 г. Эти предпосылки не вызывают разногласий, поскольку тот, кто участвует в экспериментальной науке, принимает их как настоящие.

    : Kerkut, G. Implications of Evolution, Pergamon, Оксфорд, Великобритания, с. 157, 1960 г.

Показать больше

Верите ли вы в горячую воду?

У креационистов абсолютно нет проблем с практической наукой, поскольку практической наукой правят факты. Не имеет значения, христианин вы или мусульманин, индус или атеист, чистая вода все равно закипает при 100°C на уровне моря. Но настоящий индус может при этом считать, что это иллюзия, а некоторые атеисты, исповедующие постмодернизм, считают, что «истина» – это иллюзия. Однако наукой о происхождении управляет философия. 

Система верований человека является определяющей в том, какие версии принимаются им как правдоподобные. Отсюда, если большинство практикующих ученых в науке о происхождении или исторической науке придерживаются неверного мировоззрения (материализм), тогда и версии, которые они находят правдоподобными, также будут неверны. 

Поэтому большинство голосов «современных учёных» – вряд ли хороший способ определить правильность соответствующих версий. И историческая наука, по существу, является упражнением в рассказывании историй – Левонтин ссылался на это рассказывание историй в приведенной выше цитате. 

Джеймс Конант, в прошлом президент Гарвардского университета, довольно убедительно высказался, дав резкую оценку изобретательным сценариям, которые часто характеризуют историческую науку.

Что такое наука?

Наука – это область знаний, построенная на опыте и исследованиях с использованием систематического подхода для описания и объяснения явлений природы, общества и человеческой деятельности. Наука возникает из потребности в понимании мира и решения конкретных проблем в сферах медицины, экономики, технологий, экологии и многих других.

Основными характеристиками науки являются социальное признание, объективность, методологическая строгость, проверяемость, воспроизводимость результатов и динамичность. Научное знание строится на системе концепций, теорий и законов, которые постоянно совершенствуются и обновляются в процессе научных исследований.

Социальное признание – наука должна быть признана и поддерживаться обществом, научным сообществом и государством

Оценка научной работы происходит на основе ее важности и значимости для прогресса и благополучия общества. Объективность – научные познания стремятся к объективной истины, основанной на независимых и проверяемых фактах

В науке не место для субъективизма, эмоций и предрассудков.
Методологическая строгость – наука использует методы исследования, которые обеспечивают точность, надежность и объективность результатов. К основным методам науки относятся эксперимент, наблюдение, измерение, статистический анализ, моделирование и другие.
Проверяемость – научные знания должны быть подвергнуты проверке и подтверждению либо опровержению. К концепциям, теориям и законам науки предъявляются высокие требования к доказательствам и достоверности.
Воспроизводимость результатов – научные исследования должны быть повторяемыми и воспроизводимыми другими исследователями. Это позволяет подтвердить или опровергнуть полученные результаты.
Динамичность – наука постоянно развивается и совершенствуется, добавляя новые знания и корректируя старые. Новые идеи, концепции и теории в науке появляются благодаря творческому подходу и инновациям.

Таким образом, наука – это деятельность, которая направлена на создание новых знаний и их систематическое использование для улучшения жизни людей и комплексного понимания мира. Наука является необходимым инструментом для достижения прогресса в различных областях человеческой деятельности и является одним из главных источников развития и процветания общества.

Определяйте термины однозначно!

 Также эволюционисты любят подменять определения для подтверждения аргументов. Давайте внесем ясность, что мы говорим об «общей теории эволюции» (ОТЭ), которая была определена эволюционистом Джеральдом Керкутом как «теория, что все живые формы в мире возникли из одного источника, который сам произошел из неорганической формы». 

Многие, возможно неумышленно, используют эту уловку подмены определений, ссылаясь на мутации у бактерий, как подтверждение «эволюции». Это не имеет ничего общего с подтверждением обоснованности убеждения, что водород превратился в людей в течение миллиардов лет. 

Ключевое отличие в том, что ОТЭ требует не просто изменений, но таких изменений, которые существенно повышают количество информации в биосфере.

Наука — изобретение креационистов

Конечно, основатели современной науки не были материалистами (лучший пример – сэр Исаак Ньютон, которого многие считают величайшим ученым из всех когда-либо живших) и они не считали, что их наука каким-то образом исключает Творца, или даже делает Творца ненужным. Эта недавняя идея была тайком привнесена в науку материалистами.

Майкл Руз, канадский философ науки, также привел веские аргументы, что вопрос не в том, является ли эволюция наукой, а сотворение – религией, поскольку такое разделение не является корректным. Суть вопроса – в «когерентности (непротиворечивости) истины».

Другими словами, не существует логически правильного способа, с помощью которого материалист может определить эволюцию как «науку», а креационизм как «религию», чтобы вопрос сотворения можно было игнорировать.

Ненаучные области

Ненаучные знания включают все области изучать то, что не является наукой. Ненаука охватывает все гуманитарные науки, в том числе:

  • историю, в том числе историю науки,
  • языковые искусства, такие как лингвистика, определенные языки и литература,
  • философия, этика и религия, и
  • искусство, включая музыку, исполнительское искусство, изобразительное искусство и ремесла.

Философ предложил называть эти академические области паранауками, чтобы отличать их от сомнительных форм ненаучных, таких как псевдонаука.

Ненаучные науки предлагают информацию о смысле жизни, человеческие ценности, человеческие условия и способы взаимодействия с другими людьми, включая исследования культур, морали и этика.

Восприятие и предубеждение

Важный вопрос не в том, «является ли это наукой?». Можно дать такое определение науке, которое исключит все, что вам не нравится, и многие эволюционисты в наше время так и делают. На сегодняшний день наука приравнена к натурализму: лишь материалистические идеи могут быть приняты, независимо от доказательств. 

Известный эволюционист, профессор Ричард Левонтин (Richard Lewontin) сказал:

Это очень непредвзято, не правда ли? Разве «наука» не должна следовать за доказательствами, к каким бы выводам они не приводили? Это как раз тот случай, когда вера (в широком смысле) учёного одевает на его глаза шоры. Наше личное мировоззрение влияет на наше восприятие. Палеонтолог-атеист, Стивен Джей Гулд (Stephen Jay Gould), сделал следующее откровенное наблюдение:

Поэтому фундаментально важным вопросом является «какое из мировоззрений (предубеждений) – правильное?», так как это, скорее всего, определит, какие выводы могут быть выведены из данных. Например, если взять происхождение жизни, материалист будет стремиться сделать все возможное, чтобы избежать вывода, что жизнь должна была быть сверхъестественно создана.

Доказательность

Понятие доказательства

Доказательство – это процесс, в результате которого определенное утверждение признается верным или ложным. Доказывать что-то можно различными способами: с помощью логических рассуждений, математических формул, экспериментов и других методов.

В науке доказательность играет особую роль – на основе доказательств формируются научные теории и законы. Научное доказательство должно быть строго проверяемым, воспроизводимым и подтверждаться эмпирическими данными.

Критерии доказательности

Чтобы считать доказательство достоверным, оно должно удовлетворять определенным критериям. К ним относятся:

  • Соответствие фактам и законам;
  • Воспроизводимость результатов;
  • Количественная эквивалентность данных;
  • Верность использованных методов и приборов.

При этом, важно помнить, что недостаток доказательств не означает отсутствие истины. Некоторые явления и факты могут быть трудно поддающимися доказательству, но это не делает их менее важными или реальными

Различия в доказательности науки и ненауки

Основное отличие в том, что наука использует строго доказательные методы, основанные на проверках и проверяемости экспериментов, а ненаука использует различные догмы, верования и личные убеждения, которые не имеют жесткого научного обоснования.

Критерий Наука Ненаука
Способ доказательства Эмпирические методы, логика и математика Верования, мифы, предрассудки
Проверяемость Доступность для повторения и проверки Невозможность проверки

Таким образом, наука и ненаука расходятся в методах доказательности, поэтому важно оценивать их на основе разных критериев и различных подходов к доказательствам

Как отличить науку от псевдонауки: действенный алгоритм

Даже самые рациональные учёные попадаются в ловушки псевдонаучных знаний. Как этого избежать? Ориентироваться на два простых правила:

  1. Проводить верификацию
  2. Подвергать идею фальсификации

Любую научную теорию надо очень внимательно изучать

Верификация научной теории

Верифицировать теорию — это значит использовать научный метод при её проверке. Он состоит из нескольких шагов:

  • проверить, есть ли описание теории с экспериментальными данными;
  • проводились ли проверки теории другими учёными и совпадают ли результаты;
  • можно ли повторить результаты исследований или это недоказуемо;
  • делаются ли научные предсказания на основе этой теории;
  • насколько она гибкая и может ли изменяться.

Если вы нашли невероятную теорию, но её поддерживает всего один учёный, стоит задуматься. Скорее всего это полёт фантазии и псевдонаучная идея, а не реальный прорыв.

Фальсификация

Австрийский философ Карл Поппер предложил использовать принцип фальсифицируемости гипотезы, который в дальнейшем развили учёные Томас Кун, Пол Фейерабенд, Имре Лакатос и другие. Этот принцип говорит следующее: чтобы научную теорию признали верной, надо найти условия, при которых она перестаёт работать.

Так, закон гравитации верен лишь потому, что любое тело, которое мы подбрасываем вверх, неизменно падает на землю. Но если однажды будет доказано, что есть предметы, которые не реагируют на притяжение Земли, теорию смогут пересмотреть.

А вот псевдонаучные идеи нельзя оспорить и подвергнуть фальсификации. Они всегда верны несмотря ни на что. И это главный признак лженауки.

Если нет времени углубляться в изучение документов, подтверждающих теорию, можно обращать внимание на такие дополнительные подсказки:

  1. Источники, на которых базируется теория. Наука смотрит на достижения последних лет. А псевдонаука всегда оперирует древними и недоступными знаниями.
  2. Термины, которые используются в теории. Если это «аура», «энергетическое воздействие», «паранормальные явления» и другие термины, непроверяемые научно, перед вами скорее всего лжетеория.
  3. Сенсационное заявление. Если теория заявляет об открытии, которое противоречит всем достижениям науки или отвергает их, то вряд ли оно будет истинным.
  4. Обвинения в преследованиях. Авторы теории говорят, что их разработки преследуются правительством, фармкомпаниями или конкурентами? Скорее всего к науке они не имеют никакого отношения.
  5. Кто автор данной теории. Проверяйте личность человека, чью теорию вы рассматриваете. Если это учёный с мировым именем, то кредит доверия к нему выше, чем к вчерашнему студенту, который не отличался во время учёбы.

Сколько людей — столько теорий и лжетеорий. Будьте внимательны!

Псевдонаука и общество

Распространённость

Паранаучные представления бытуют не только у менее просвещенной части общества, но и в среде его культурной элиты. Той самой, которая занята производством классических ценностей науки и искусства. Более того, именно научная элита стояла в конце прошлого века у истоков парапсихологии – этого айсберга псевдонауки. Стараниями этой элиты во второй половине ХХ века парапсихология приобрела внешнее подобие раздела естествознания. Это показывает, что возникновение и существование псевдонауки, как феномена культуры, нельзя объяснить исключительно доступностью и привлекательностью предмета, причины этого более глубоки и разнообразны.

Вред и опасность

Вред, наносимый обществу псевдонаукой, трудно оценить.

Одно дело, когда человек лично выбирает, читать или не читать книги Э. Мулдашева, совсем другое, когда газета «Известия » тиражирует астрологические прогнозы. Одно дело, когда девчонки в студенческом общежитии ради смеха начинают гадать на суженого. Совсем иное, когда министр по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям держит в штате министерства парапсихологов , а военное ведомство в свое время «закопало» сотни миллионов рублей на реализацию фантастически безграмотных, заведомо не осуществимых идей по созданию некоего психотронного оружия. Ложь, высказанная публично, но никем не опровергнутая, оскорбительна, а порой просто опасна (например, ущерб, наносимый коммерсантами от медицины, рекламирующими «чудодейственные», но в лучшем случае бесполезные препараты для онкологических больных)

Области разногласий

Некоторые философы рассматривают знание как продукт пересекающихся сообществ знаний. Другие пытаются найти четкое разделение между наукой и ненаучностью.

Философы расходятся во мнениях относительно того, являются ли области изучения абстрактных понятий , такие как чистая математика , научными или ненаучными.

Междисциплинарные исследования могут охватывать работу по созданию знаний, которая включает как научные, так и ненаучные исследования. Археология — это пример области, которая заимствует как естественные науки, так и историю.

Поля для запросов могут со временем менять статус. На протяжении многих столетий алхимия считалась научной: она давала некоторую полезную информацию, поддерживала эксперименты и открытые исследования в стремлении понять физический мир. С 20 века это считалось лженаукой. Современная химия , возникшая из алхимии, считается важнейшей естественной наукой.

Понятия науки, лженауки и квазинауки

Статус науки многократно пересматривали, определяя с самых различных точек зрения. Наука может быть сколько угодно предварительной, но она всегда уместна.

Наука — это высокоспециализированная деятельность человека по выработке, систематизации, проверке знаний с целью их высокоэффективного использования.

Наука — это знание, достигшее оптимальности по критериям обоснованности, достоверности, непротиворечивости, точности и плодотворности. Знание, не достигшее необходимой зрелости, называют не-наукой.

Следует отметить, что когда мы говорим о ненаучных идеях и практиках, то невольно сталкиваемся с областью явлений, которые в силу своей пестроты и многообразия образуют весьма неопределенную и трудно расчленяемую совокупность утверждений и соответствующих услуг. Другими словами, между ними трудно провести четкие границы. Их сложно структурировать, хотя бы потому, что их представители и защитники редко бывают последовательны и строги в своих суждениях и желании ясно сформулировать то, о чем они говорят. Особенно очевидна размытость граней между квазинаукой, паранаукой, псевдонаукой и лженаукой. Тем более что в ряде случаев явно паранормальные, оккультные или мистические вымыслы сознательно маскируются под научные теории или выдаются за открытия. Попробуем разобраться с терминологией.

Квази (от лат. quasi — якобы, как будто) означает «мнимый», «ненастоящий» и в то же время «почти», «близко».

Квазинаука — это область такого знания, в котором в разной степени и пропорции содержатся ложные и, возможно, истинные утверждения и которая может содержать утверждения как фактуального, так и сфальсифицированного характера.

Образно говоря, это что-то близкое к науке, но не наука

Квазинаука — это мнимая, ненастоящая наука. Так называемая лысенковская сельскохозяйственная наука — типичная квазинаука. К сожалению, лысенковщина в науке — не разовое заболевание, а эпидемия, которая трудноизлечима. Вряд ли когда-нибудь оскудеют ряды тех, кто желает стать учеными в редкие периоды отдыха от политики, бизнеса или даже обострения параноидальных и шизофренических состояний

Пара (от греческого parб — возле, мимо, вне) как часть сложных слов означает находящееся рядом, отклоняющееся от нормы или нарушающее что-либо. Как видим, слова «квази» и «пара» близки по своему смыслу.

Термин «паранаука» относится к утверждениям или теориям, которые в большей или меньшей степени отклоняются от стандартов науки и содержат в себе как существенно ошибочные, так и, возможно, истинные положения.

Близость по смыслу понятий «квазинаука» и «паранаука» позволяет использовать их как синонимы.

Понятия лженауки и псевдонауки семантически более определенны и практически также синонимичны. Псевдо (от греческого psйudos — ложь) — часть сложных слов, означающих «ложный», «мнимый».

Лженаука — это такая теоретическая конструкция (и, не исключено, соответствующая ей практика), содержание которой, как удается установить в ходе независимой научной экспертизы, не соответствует ни нормам научного знания, ни какой-либо области действительности, а ее предмет либо не существует в принципе, либо существенно сфальсифицирован.

Между тем, все идентифицированные выше феномены объединяет одна общая черта — их претензия быть истиной и иметь статус науки. К этому следует добавить, что, если установлена ошибочность того, то первоначально можно было квалифицировать как квазинауку или паранауку, то они переходят в разряд псевдонауки или лженауки.

Чем отличается наука от преднауки

Наука — это систематизированное знание, полученное на основе определенных методов и подтвержденное объективными фактами.

Преднаука — это набор несистематизированных знаний и догадок, не имеющих достаточного количества подтверждающих их фактов и методов исследования. Это может быть научная гипотеза, которая еще не подтверждена опытом, несистематизированные наблюдения или неструктурированные идеи.

Отличительные признаки науки от преднауки:

  • Системность. Наука основана на определенной методологии и системе знаний, которые описываются в научных работах. Преднаука же не имеет системы и не поддаётся описанию.
  • Объективность. Наука стремится к объективности, то есть к проверке знаний на основе фактов и опыта. Преднаука, наоборот, основывается на личном опыте и догадках без подтверждающих их доказательств.
  • Подтверждение. Знания, полученные в науке, подтверждаются в ходе экспериментов, их можно проверить в любое время. Преднаука не имеет подтверждающих фактов или доказательств.
  • Прогресс. Результаты научных исследований обновляются и уточняются с течением времени, зачастую благодаря новым технологиям и открытиям. Таким образом, наука продвигается вперед. Преднаука же не развивается, несмотря на то, что некоторые представления о действительности могут быть верными.

Примеры различия между наукой и преднаукой: теория Дарвина о происхождении видов является результатом научных исследований, она систематизирована, обоснована фактами и подтверждена опытом. А предположение о том, что люди используют только 10% своего мозга — это пример преднауки, не имеющей подтверждающих научных данных.

Отличия между наукой и лженаукой

Наука – это систематическое исследование фактов, явлений и закономерностей природы и общества с целью получения объективных знаний о мире. Она основана на строго проверяемых и подтвержденных данных.

Лженаука – это представление или практика, утверждающая свое научное значение, но не основанная на достаточных доказательствах или не соответствующая научным принципам. Лженаука часто используется для продвижения определенных идей, убеждений или товаров, несмотря на их отсутствие научного обоснования.

Основные отличия между наукой и лженаукой:

  1. Проверяемость и подтверждение. В науке используется система проверки и подтверждения результатов исследований. Каждое утверждение или теория должны быть подкреплены достаточным количеством доказательств, которые можно повторить и проверить независимыми исследователями. В лженауке часто отсутствуют проверяемые данные и подтверждение, что делает ее недостоверной.
  2. Научный метод. Наука оперирует научным методом, который включает формулирование гипотезы, сбор и анализ данных, эксперименты и выводы. Этот метод позволяет ученым получать объективные и репрезентативные результаты и устанавливать закономерности. Лженаука часто не придерживается научного метода и использует ненаучные или псевдонаучные подходы.
  3. Критическое мышление. В науке придается большое значение критическому мышлению, сомнению и исследованию альтернативных объяснений. Ученые стремятся найти объективную истины, поэтому готовы изменить существующие теории и гипотезы в свете новых доказательств. Лженаука, напротив, зачастую преподносит свои теории и идеи как абсолютную истину и не принимает альтернативные взгляды или критику.
  4. Публикация результатов. В науке результаты исследований обычно подвергаются публикации в рецензируемых научных журналах. Это позволяет другим ученым ознакомиться с данными и повторить исследование для проверки достоверности результатов. Лженаука часто игнорирует публикацию результатов или публикует их только в непроверенных и ненаучных источниках.

Примерами науки являются физика, химия, биология, астрономия и т.д., которые стремятся объяснить законы и явления природы. Примеры лженауки включают такие практики, как астрология, гомеопатия, некоторые формы психологии и другие, которые не соответствуют научным принципам и не имеют достаточного эмпирического обоснования.

Заключение

В работе получены ответы на поставленные вопросы: что есть истинная наука? и что есть истинное, правильное познание? что есть антинаука и каковые ее формы?

Это позволило: выявить внешние общие признаки антинаучных явлений; указать ту грань, которая отделяет науку от лженауки, а также указать причины возникновения бума псевдонаук в настоящее время.

В заключении хочу отметить некоторые выводы, которые можно сделать из всего вышесказанного. Во-первых, антинаука вследствие постоянного существования неизведанных областей знания всегда будет оставаться спутником науки и будет существовать помимо науки. Это закономерный процесс. И если даже наука перестанет существовать, то антинаука вследствие потери своей противоположности трансформируется в чистую мистику, ведь существовала же она в разные времена и у разных народов, формируя их мировоззрение.

Во-вторых, наука не может бороться с антинаукой методами, отличными от научных: научный спор, дискуссия, проведение контрольных опытов — способны привести к истине. В третьих, борьба необходима — нельзя отдавать мировоззренческую функцию в руки антиученых, иначе наука рискует просто исчезнуть, а общество, незаинтересованное в науке, — погрузиться во тьму мистики. В четвертых, любая наука — живой организм, находящийся в постоянном развитии, и философия — не исключение. В процессе восстановления роли науки в современном обществе перед философской наукой должна быть поставлена реальная задача — восстановление принципов функционирования научных методов познания.

Итак, появление лжеученых обусловлено изначальным разнообразием человеческой психики. Формальной процедуры отсечения лжеученых от науки не существует, но последняя всегда умела избавляться от них. Единственной возможностью, позволяющей лжеученому «внести свой крупный вклад в науку», является квазинаука. Если квазинауки в сообществе не возникает, то у лжеученого нет способа реализоваться. Отсюда можно сделать вывод, что проблема лжеученых не так уж и важна. До тех пор пока наука остается наукой, она в состоянии справиться с лжеученым сама, об этом можно не волноваться. Когда наука превращается в квазинауку это уже не наука. Ученый в данном случае даже вреднее, поскольку способен защищать квазинауку более эффективно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бронивиль
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: