Как работают судебные приставы

Приставы не торопятся выбить долг? вот как заставить их работать

Кто такие судебные приставы

Поступить на работу в ССП и занять должность судебного пристава, может любой гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое или экономическое образование, возрастом от 21 года. Будущий пристав не должен иметь судимости, в том числе и погашенной. У претендента на должность и его ближайших родственников не должно быть долгов.

Посмотреть квалификационные требования, предъявляемые ФССП к кандидатам на должность, можно на официальном сайте ФССП РФ, здесь же можно ознакомиться с иерархией должностей в ФССП.

Нажмите для увеличения изображения

В зависимости от обязанностей, которые возложены на работника ФССП, приставы делятся на категории:

1 судебные приставы-исполнители — это приставы, которые выполняют решения суда;

2 судебные приставы по ОУПДС (обеспечению установленного порядка деятельности судов) — эти лица следят за соблюдением правопорядка в судах, являются сопровождающими судебных приставов-исполнителей при выезде по адресам должников, разыскивают должников и так далее.

Нажмите для увеличения изображения

После публикации в СМИ объявления о реализации, имущество выставляется на торги. Если на торгах арестованное имущество было продано, то в течение 5 дней, деньги поступят на счет приставов, а те, в свою очередь, перечислят их взыскателю.

Для того чтобы ускорить исполнение требований по ИД (исполнительному документу), приставы-исполнители обладают правом на применение ряда стимулирующих мер. Это, например, ограничение выезда за границы Российской Федерации, запрет на продажу, дарение (отчуждение) движимого и недвижимого имущества, запрет на получение загранпаспорта и другие.

Цель исполнения — максимально возможное удовлетворение интересов взыскателя, которые основаны на исполнительном документе. При этом, обязательным является соблюдение прав и законных интересов граждан и организаций, в том числе интересов должника.

  • Исполнительные листы, выдаваемые судами на основании судебных актов;
  • Судебные приказы и акты по делам об административных правонарушениях;
  • Нотариально заверенные соглашения об уплате алиментов;
  • Удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам;
  • Акты ПФР и ФСС Российской Федерации о взыскании денежных средств с должника индивидуального предпринимателя;
  • Постановления судебного пристава-исполнителя;
  • Акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом;
  • Исполнительная надпись нотариуса;
  • Исполнительные документы, выданные компетентными органами иностранных государств, подлежащие исполнению на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами.

История создания службы судебных приставов

Выполнение судебных предписаний – признак уважения к государству. В России с давних лет существовали институты, контролировавшие этот аспект. Так, в Древней Руси основной формой налогообложения выступала дань, которую собирал сам князь. Деньги собирались с помощью дружинников. Первое упоминание о судебных приставах можно встретить в юридических документах 1497 и 1550 годов. Эти лица разыскивали сбежавших холопов, вызывали ответчиков на суд, собирали доказательства правоты истца, следили за порядком во время заседания.

В период до Петра Первого судебные приставы носили название недельщиков. Они вызывали стороны в суд, занимались поиском обвиняемого, при оказании сопротивления применяли физическую силу, допускалось также применение пыток. Свое название эти лица получили потому, что сменялись каждую неделю. Они назначались судебным органом по заявлению истца для оказания последней помощи в розыске ответчика и его доставке на заседание. Система формировалась из числа дворян и бояр, а служба в недельщиках считалась достаточно элитной.

В XVIII столетии институт был упразднен, а его функции перешли к полиции. Такое изменение оказалось неоправданным. Недельщик получал за каждого должника вознаграждение, тогда как полицейские не были материально заинтересованы в результативности своей работы. В результате судебные разбирательства затягивались на десятилетия, появились недоимки в бюджете в результате невыплаты задолженностей (несмотря на наличие долговых ям и суровых телесных наказаний за провинности).

Институт был восстановлен в 1864 году в процессе проведения судебной реформы. Судебные приставы работали при мировых и окружных судах, были подконтрольны данным ведомствам. Интересно, что их деятельность строго регламентировалась, действовал серьезный ценз. Должность не могли занимать иностранцы, лица, младше 21 года, имеющие судебные приговоры в прошлом

Отдельное внимание уделялось моральным и нравственным характеристикам человека. Для соблюдения интересов сторон в рамках исполнительного производства пристав должен был добросовестно выполнять свои обязанности

Сотрудник утверждался в должности только после года безупречной службы. У лица были широкие полномочия. Если при выполнении им обязанностей виновные оказывали сопротивление, им приходилось столкнуться с серьезным наказанием (лишение социального статуса, каторжная ссылка, работа в специальных арестантских ротах).

После 1917 года должность была снова упразднена, для обеспечения выполнений предписаний суда появились судебные исполнители, а контролировать порядок на заседаниях должна была полиция.

Наконец, в 1997 году был принят федеральный закон, регламентирующий исполнительное производство. Именно в это время появилась система ФССП такая, какой она существует сейчас. Сейчас деятельность по совершенствованию этого механизма продолжается, что в дальнейшем позволит выполнять максимальное количество принятых судебных решений.

Общая характеристика организации деятельности Федеральной службы судебных приставов

Одной из актуальных потребностей настоящего времени является комплексный, системный подход к решению разнообразных задач управления сложными социальными процессами в условиях перманентного реформирования государственных органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов в целом, а также совершенствования системы юстиции в частности. Подобная постановка вопроса диктуется необходимостью адекватного реагирования на вызовы времени, расширением спектра проблем, с которыми сталкивается современная правовая система, система государственной службы, руководители учреждений юстиции и органов исполнительной власти.

Использование комплексного подхода в процессе изучения административно-правового регулирования деятельности ФССП России при разрешении жалоб физических и юридических лиц требует изучения не только самого порядка административного обжалования, но и его организационно-правовых оснований, так как перечень составляющих его дозволений и предписаний зависит, прежде всего, от структуры, задач и полномочий ФССП России, должностные лица которой при осуществлении административного производства руководствуются данным порядком.

Так, организация деятельности органов государственной власти, всегда основанная на отношениях субординации, предоставляет заинтересованным лицам возможность с целью защиты своих прав обратиться к вышестоящему должностному лицу органа государственной власти с жалобой на деяния подчиненного должностного лица. Соответственно, с учетом вертикальной подчиненности и будет создаваться, работать механизм административного обжалования, наделив лицо, осуществляющее производство, необходимыми полномочиями. При ином порядке организации деятельности органов государственной власти, когда отсутствует иерархическая подчиненность между должностными лицами этого органа, создание такого способа защиты прав невозможно, а, следовательно, перечень предписаний и дозволений, предоставленных заинтересованным лицам, будет отличен.

Современный институт судебных приставов в определенной степени представляется продолжением российской юридической традиции, которая сформировалась в незапамятные времена: принудительная реализация юрисдикционных актов осуществляется специальным кругом лиц, определенных государством.

Так, в древней Руси исполнением занимались отроки, мечники и детские Русской Правды, приставы и подвойские судных грамот и княжеского Судебника. К XVIII веку практически единственным органом принудительного исполнения судебных решений стала общая полиция. Неудобства, связанные с таким порядком, привели к созданию особого круга лиц, занимающихся исполнением, — судебных приставов. Как характеризовал институт судебных приставов видный русский юрист той эпохи Е.В. Васьковский, судебные приставы являлись органами судебной полиции . Судебные приставы состояли при кассационных департаментах Правительствующего Сената, при судебных палатах и при окружных судах для исполнения действий, возлагаемых на них уставами уголовного и гражданского судопроизводства и Учреждением судебных установлений.

В советский период функции судебного исполнения выполняли судебные исполнители, созданные при районных судах. Они исполняли решения судов и судебные приказы по гражданским делам, исполнительные надписи нотариусов, определения судов, решения арбитражных и земельных комиссий, третейских судов и другие акты.

Нынешняя система принудительного исполнения судебных актов и актов других уполномоченных органов, также включает в себя специальный круг лиц. Непосредственное осуществление данной функции возлагается на судебных приставов-исполнителей (ст. 5 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»), которые являются должностными лицами органа государственной власти4 — Федеральной службы судебных приставов.

Несмотря на наличие общих черт, современный институт судебных приставов от ранее существовавших отличается своей обособленностью: — во-первых, организационной: он не входит в состав какой-либо иной организации государственного управления, не является ее структурным подразделением; — во-вторых, функциональной: Федеральная служба судебных приставов осуществляет регулирование общественных отношений, складывающихся в процессе принудительного исполнения судебных актов, актов иных уполномоченных органов и должностных лиц; — в-третьих, юридической: Федеральная служба судебных приставов имеет свою компетенцию, установленную правовыми актами, не производную от компетенции какого-либо иного органа государственной власти.

Юрист отвечает

Какие функции выполняет отдел принудительного исполнения?
Отдел принудительного исполнения осуществляет исполнение судебных решений, определений, постановлений и других актов органов принудительного исполнения. Также отдел занимается надзором за исполнением обязательств перед благотворительными организациями и обслуживает процедуры банкротства.
Какие задачи стоят перед отделом принудительного исполнения?
Основными задачами отдела принудительного исполнения являются обеспечение реализации прав граждан и организаций через исполнение судебных актов, контроль за исполнением обязательств перед благотворительными организациями, а также проведение процедур банкротства.
Каковы особенности работы отдела принудительного исполнения?
Особенности работы отдела принудительного исполнения заключаются в оперативном и эффективном исполнении судебных актов, надзоре за исполнением обязательств перед благотворительными организациями и проведении процедур банкротства. Важным аспектом работы является также соблюдение принципов законности, справедливости и пропорциональности при выполнении своих функций.
Какой роль у районного отдела судебных приставов и какие задачи он выполняет?
Районный отдел судебных приставов играет важную роль в системе принудительного исполнения судебных решений. Он осуществляет контроль за исполнением судебных актов и предоставляет содействие гражданам и организациям в урегулировании споров и взыскании возмещения ущерба. Районный отдел также осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством.
Какие подробности работы районного отдела судебных приставов можно узнать?
Работа районного отдела судебных приставов включает в себя такие задачи, как обеспечение исполнения судебных актов, осуществление принудительных мер исполнения, регистрация и учет исполнительных производств, оказание помощи гражданам и организациям по вопросам исполнения судебных актов и многое другое. Подробности работы можно узнать в районном отделе судебных приставов или на его официальном сайте.
Что такое отдел принудительного исполнения? Какие функции он выполняет?
Отдел принудительного исполнения — это структурное подразделение судебной системы, осуществляющее принудительное исполнение судебных актов и иных исполнительных документов. Он выполняет следующие функции: выдачу исполнительных документов, исполнение судебных актов, комплекс мер по принуждению должников к исполнению долга, обеспечение удовлетворения требований сторон, организацию принудительной продажи имущества.
Какова роль и задачи районного отдела судебных приставов? Чем они отличаются от общих задач отдела принудительного исполнения?
Роль и задачи районного отдела судебных приставов заключаются в осуществлении принудительного исполнения судебных актов на территории определенного района. Они отличаются от общих задач отдела принудительного исполнения тем, что районные отделы судебных приставов более специализированы и предоставляют услуги на более узкой территории, что обеспечивает более эффективное исполнение судебных актов, удовлетворение требований сторон и принуждение должников к исполнению долга.

Телефоны горячей линии Полезные номера Официальные сайты Адреса в Москве Номера телефонов Режим работы Обращение в банк

Центральный аппарат и аппараты управления территориальных органов ФССП России, как основные субъекты разрешения жалоб физических и юридических лиц

Изучение организации деятельности Федеральной службы судебных приставов, определение ее структуры и полномочий каждой организационной единицы, входящей в состав службы, представляет основу исследования административно-правового регулирования деятельности Федеральной службы судебных приставов при разрешении жалоб физических и юридических лиц, в частности, с учетом комплексного подхода и набора методов изучения вопросов, поставленных в рамках диссертации. Это позволяет перейти к рассмотрению и частных вопросов административного обжалования действий (бездействия), решений ФССП России, ее должностных лиц.

Федеральная служба судебных приставов является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Как утверждает Алехин А.П., орган исполнительной власти всегда является органом государственного управления23, а, соответственно, и ФССП России, как орган данной ветви государственной власти, осуществляет государственно-управленческую деятельность путем осуществления предоставленных ей функций с целью выполнения поставленных задач в определенной сфере государственного управления. Под последним понимается понятие, границы которого в современных условиях определяются не только практической деятельностью по реализации исполнительной власти, то есть собственной работой субъектов этой ветви государственной власти, но и всеми иными проявлениями государственно-управленческой деятельности (например, деятельность управленческих по своему характеру звеньев, не являющихся непосредственными субъектами исполнительной власти) .

Принудительное исполнение включает не только непосредственно принудительную реализацию юрисдикционных актов, а представляет совокупность элементов, подтвержденную тем, что судебный пристав является единственным лицом, наделенным правом непосредственно осуществлять функции по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, по обеспечению установленного порядка деятельности суде, без лиц, осуществляющих организацию его деятельности, в полной мере реализовать предоставленные полномочия не может. Это означает, что помимо осуществления государственного управления деятельности судебных приставов, существует необходимость в организации такой деятельности.

Безусловно, предмет ведения ФССП России определяется тремя составляющими. Более полный и детальный анализ данной сферы общественных отношений позволит выявить и другие. На данном этапе представляется целесообразным исследовать только часть элементов, имеющих отношение к теме диссертационного исследования.

В соответствии со ст. 122 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» лица, чьи права и интересы затронуты действиями (бездействием) должностных лиц ФССП России при исполнении исполнительного документа, могут такие действия (бездействие) обжаловать в порядке подчиненности.

Как следует из положений рассмотренной статьи субъекты и объект административного обжалования входят в структуру правоотношения (к элементам структуры правоотношения относятся: субъекты, содержание и объект правоотношения)25, возникающего в рамках исполнительного производства, поскольку гипотеза данной нормы указывает на исполнение исполнительного документа, как на обстоятельства, при наличии которых необходимо руководствоваться диспозицией этой нормы. Следовательно, рассмотрение ФССП России, ее должностными лицами жалоб, поданных в порядке подчиненности физическими и юридическими лицами, является составляющим элементом деятельности Федеральной службы судебных приставов.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что Федеральная служба судебных приставов, как орган исполнительной власти осуществляет государственное управление в сфере принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, обеспечения установленного порядка деятельности судов, в том числе и административного обжалования, осуществляемого в рамках данных правоотношениях.

Процесс управления службой судебных приставов очень многообразен, многомерен и имеет сложную структуру (состоит из большого числа стадий и фаз).

Важную роль в осуществлении ФССП России государственной управленческой деятельности играют ее организационные единицы, непосредственно осуществляющие организацию деятельности службы.

Функции РОСП УФССП

  • Координация и управление деятельностью участников системы федеральных финансовых учреждений ФССП России. Одной из основных функций РОСП УФССП является обеспечение эффективной координации и управления деятельностью всех участников системы федеральных финансовых учреждений ФССП России. РОСП УФССП осуществляет контроль и координацию работы подразделений ФССП по различным аспектам, таким как планирование и контроль исполнения бюджетов, разработка стратегических программ и планов развития учреждений.
  • Мониторинг и анализ деятельности учреждений ФССП. РОСП УФССП осуществляет мониторинг и анализ деятельности учреждений ФССП с целью выявления проблемных ситуаций и разработки эффективных мер по их устранению. Для этого проводятся регулярные анализы финансового состояния учреждений, эффективности их деятельности, качества предоставляемых услуг и других показателей. На основе анализа результатов мониторинга разрабатываются рекомендации по улучшению работы учреждений ФССП и внедрению новых методов и подходов.
  • Поддержка взаимодействия учреждений ФССП с другими органами власти и организациями. РОСП УФССП организует и поддерживает взаимодействие учреждений ФССП с другими органами власти, государственными и муниципальными органами, организациями и предприятиями. Для этого проводятся консультации и совещания с участием представителей различных органов и организаций, разрабатываются согласованные планы и программы взаимодействия, решаются вопросы совместной работы по реализации различных проектов.
  • Информационно-аналитическая поддержка учреждений ФССП. РОСП УФССП осуществляет информационно-аналитическую поддержку учреждений ФССП, предоставляя им необходимую информацию, методические указания и рекомендации. Организуется работа с информационными системами и базами данных, разрабатываются методики и стандарты анализа деятельности, проводятся обучающие мероприятия и семинары сотрудников ФССП.

Таким образом, РОСП УФССП выполняет ряд функций, направленных на эффективное управление и развитие системы федеральных финансовых учреждений ФССП России.

Денежный и безденежный арест имущества

Денежный арест представляет собой наложение ограничений на распоряжение денежными средствами должника на счетах в банке. Такой вид ареста может быть назначен только в случае, если должник не исполняет свои финансовые обязательства перед кредиторами.

Безденежный арест предполагает запрет на продажу, утилизацию или иное распоряжение имуществом должника, в том числе недвижимостью, автомобилями, оборудованием, инвентарем и другими ценностями до выполнения им своих долгов перед кредиторами. Такой вид ареста может быть наложен как до обращения взыскания, так и после.

При наличии необходимой установленной законом основы для наложения ареста, судебный пристав может обратиться к банку или другой организации, оказывающей услуги хранения имущества, с требованием о наложении соответствующих ограничений.

Не смотря на эффективность применения денежного и безденежного ареста в качестве методов взыскания задолженности, рекомендуется использовать их только в случае, когда все другие методы стали неэффективными и не привели к исполнению долга.

  • Денежный арест — ограничение на распоряжение денежными средствами на счетах в банке.
  • Безденежный арест — запрет на продажу, утилизацию или иное распоряжение имуществом должника.
  • Наложение ареста возможно при наличии установленной законом основы для его наложения.
  • Данные методы взыскания следует использовать только в крайних случаях.

Как узнать, что производство передано на исполнение в МОСП

Взыскатели и должники узнают об этом из документов от пристава. Прежде всего, это будет постановление о возбуждении дела или о передаче производства в межрайонный отдел. В постановлениях будут указаны сведения о подразделении, приставе. Также можно уточнить, кто ведет ваше производство:

  • по запросу в управление ФССП по региону.

Можно прийти на личный прием к приставу ближайшего подразделения ФССП. Он проверит по базе данных, где ведется ваше производство, даст координаты сотрудника для связи.

Адреса и телефоны, график приема

  • справочники телефонов всех отделений и специалистов ведомства;
  • справочники всех структурных подразделений, с адресами и графиком приема;
  • сервис для предварительной записи на прием к приставам.

Сколько денег могут удержать приставы

Если коротко, то нисколько.

Представим ситуацию — отец детей перечислил на них ежемесячные алименты в размере 10 000 рублей. До матери же дошли только 8000 рублей — остальное приставы оставили себе якобы на уплату исполнительского сбора. Вот только делать так они не могут.

Если исполнительное производство связано с требованиями имущественного характера (то есть денег, вещей и так далее), то они выполняются в следующем порядке:

  • сначала удовлетворяют требования взыскателя;
  • затем прочие расходы на исполнительные действия;
  • и только потом исполнительный сбор.

Причём перейти к следующему пункту, не выполнив предыдущего, нельзя, — всё делать нужно по очереди, рассказал «Секрету» юрист юридической компании «Генезис» Владимир Колганов. Так что сначала должник рассчитывается с взыскателем, а потом уже с приставами.

В итоге взыскателя вообще не должны волновать какие-то сборы и прочие расходы. Эти вопросы решают между собой должник и приставы — без его участия.

РОСП: виды и возможности саморегулирования

РОСП (Российская организация саморегулирования профессиональных арбитражных управляющих) – саморегулируемая организация, созданная для регулирования и надзора за деятельностью профессиональных арбитражных управляющих. РОСП имеет определенные виды и возможности саморегулирования.

Виды саморегулирования РОСП:

  • Составление единого этического кодекса для профессиональных арбитражных управляющих и его обязательное внедрение.
  • Определение порядка приема в члены РОСП, его отсутствия или исключения из членов организации.
  • Обеспечение арбитражных управляющих информацией о создании новых компаний и хозяйственных обществ, а также о состоянии их финансовой деятельности.
  • Право на проведение самостоятельных проверок деятельности арбитражных управляющих.

Возможности саморегулирования РОСП:

  1. Саморегулирование поведения и культуры поведения профессиональных арбитражных управляющих.
  2. Оперативный контроль и надзор за деятельностью арбитражных управляющих.
  3. Требование выполнения установленных нормативов и правил деятельности арбитражных управляющих.
  4. Осуществление мер ответственности в случае нарушения установленных правил и нормативов.

Таким образом, РОСП обеспечивает эффективное саморегулирование деятельности профессиональных арбитражных управляющих. При этом саморегулирование является необходимым механизмом регулирования деятельности и повышения профессионализма в данной области.

Что входит в полномочия судебного пристава-исполнителя и какими именно правами он обладает

Полномочия судебных приставов в отношении должников весьма широки, что позволяет им успешно добиваться реализации требований исполнительных документов. Полномочия это права, которыми наделено должностное лицо для исполнения возложенных на него обязанностей.

Нажмите для увеличения изображения

Перечень прав является исчерпывающим, то есть является ограниченным законом. Другое дело, что некоторые формулировки закона можно трактовать неоднозначно, но это не вина приставов, а недоработки правотворчества.

Итак, пристав имеет право:

В результате исполнительных действий работниками ФССП за год взыскано и перечислено взыскателям 2 млрд 197 млн рублей. Самая большая сумма, более 1 млрд рублей — долг ухтинской организации по налогам. Самый маленький долг — 1 копейку взыскали судебные приставы Воркуты в пользу Пенсионного фонда.

В адрес старшего судебного пристава (руководителя данного структурного подразделения ФССП) и суда можно обжаловать постановления пристава, его действия или бездействие. Причем, если вы уже написали жалобу в адрес вышестоящего должностного лица, это не препятствие для обращения в суд.

Прокуратура имеет право на осуществление надзора за исполнением законов при исполнении судебными приставами-исполнителями своих должностных обязанностей.

Нажмите для увеличения изображения

Вред, который был причинен незаконными действиями или бездействием приставов, будет возмещен за счет казны Российской Федерации, согласно статье 1069 ГК РФ.

Нажмите для увеличения изображения

Как выстроен центральный аппарат ФССП России

Структура ФССП России — сложна, она включает в себя основное и территориальное подразделения. Центральный отдел судебных приставов разделен на управления, каждое из которых выполняет свои функции (обеспечение внутренней безопасности, охрану порядка во время судебных заседаний, контроль выполнения требований исполнительных листов, взаимодействие с международными структурами в рамках правового сотрудничества).

Функции центрального органа

ЦА ФССП занимается контролем территориальных подразделений, расположенных в субъектах России. Сотрудники контролируют деятельность нижестоящих исполнителей, при необходимости привлекают их к ответственности.

К основным функциям этого органа относится следующее:

  1. Организация исполнительного производства.
  2. Обеспечение установленного законом порядка деятельности судов.
  3. Проведение дознания.
  4. Финансовое и экономическое управление.
  5. Тыловое обеспечение.
  6. Управление особенностями государственной службы, решение кадровых вопросов.
  7. Обеспечение собственной безопасности.
  8. Управление информационными технологиями.
  9. Рассмотрение обращений в рамках исполнительного производства.
  10. Исполнение особо важных дел.
  11. Ведение единого реестра, контроля за работой юридических лиц, участвующих в функциях по возврату просроченных долгов.
  12. Взаимодействие со средствами массовой информации.
  13. Защита государственной тайны.

Статьи:

Указ №596 «Организация деятельности судебных приставов по ОУПДС» – основные положения и изменения

Основные сведения о банке исполнительных производств ФССП

Подчиненность по старшинству внутри структуры

Структура судебных приставов предполагает строгую иерархию, которая позволяет решать вопросы сообща, оптимизировать документооборот, повысить эффективность работы, объем выполненных судебных предписаний.

Службу возглавляет директор, который одновременно является главным судебным приставом. Непосредственно в его подчинении находится первый заместитель и пять заместителей. Именно в их ведомстве состоят многочисленные управления, сотрудники которых решают организационные вопросы (взаимодействие с информационными технологиями, СМИ, рассмотрение обращений в рамках исполнительного процесса, контроль, ревизия).

Далее следуют территориальные подразделения судебных приставов, которые решают задачи в населенных пунктах страны. В свою очередь, они делятся на межрайонные отделы приставов, в том числе по исполнению особых исполнительных производств, а также на районные и специализированные структуры.

Что такое межрайонный отдел судебных приставов

Структурные подразделения ФССП созданы и работают по территориальному принципу — в районных центрах и крупных населенных пунктах, в столицах регионов, в городах федерального значения. Низовыми структурами являются ОСП и РОСП. Они ведут большинство производств, если исполнение осуществляется по адресу проживания должника, по местонахождению имущества.

Межрайонные отделы судебных приставов могут вести производства сразу в нескольких районах одного субъекта РФ
Перечень категорий производств, которые передаются на исполнение в межрайонные отделы, определены Приказом ФССП № 0001/10. Данные об адресах и телефонах приставов межрайонных отделов можно найти на сайте ФССП.

Отдельные категории дел ФССП исполняет через специальные структурные подразделения. В их перечень входят межрайонные отделы:

  • по особым исполнительным производствам (МОСП по ОИП), в том числе неимущественного характера — сюда входят дела повышенной сложности, либо производства, исполнение по которым будет вестись в разных районах, городах;
  • по взысканию алиментных платежей (МОСП по ВАП) — приставы данных отделов освобождены от дел других категорий, занимаются только взысканием алиментов;
  • по административному выдворению — это категория дел повышенной сложности, так как приставам нужно взаимодействовать с МВД и ФСБ, чтобы выдворить должника за границу;
  • по взысканию административных штрафов (МОСП по ВАШ) — приставы занимаются только работой по административным штрафам, взысканным по КоАП РФ);
  • по исполнению постановлений налоговых органов — работа осуществляется в отношении взысканных налогов, пени, штрафов, взносов в бюджет.

Несмотря на специальный статус, межрайонные отделы обязаны работать строго в рамках закона № 229-ФЗ. Там описаны права и обязанности приставов, основания возбуждения и закрытия производств, виды исполнительных действий, перечень обеспечительных мер. Отдельные разъяснения и рекомендации по работе приставов МОСП можно найти в приказах ФССП.

Может ли должник не открыть дверь в квартиру при визите судебного пристава?

В чем отличие от других подразделений ФССП

Одно из отличий от других подразделений ФССП видно уже по названию межрайонных отделений судебных приставов. Они могут вести производство сразу в нескольких районах одного субъекта РФ. Взаимодействие осуществляется следующим образом:

  • приставы МОСП могут вести исполнительные действия не только по адресу проживания должника и по местонахождению имущества, но и в других населенных пунктах, районах региона;
  • МОСП может давать отдельные поручения приставам нижестоящих участков и отделов, привлекать их к выездным мероприятиям, другим действиям;
  • межрайонный отдел может заниматься сводным производством в отношении нескольких должников, проживающих по разным адресам;
  • для ведения производств повышенной сложности МОСП комплектуются наиболее квалифицированными и опытными приставами из нижестоящих структур.

Взыскатель не может напрямую обратиться в межрайонный отдел для возбуждения производства. Согласно закону № 229-ФЗ, заявление взыскателя направляется по месту проведения исполнительных действий. Для этого нужно обращаться в обычный или районный отдел ФССП. Далее судьба производства определяется следующим образом:

  • пристав ОСП или РОСП возбуждает производство;
  • решение о передаче дела в МОСП может приниматься исходя из категории производства (например, по алиментным платежам), либо ввиду особенностей предстоящих действий (например, если у должника есть имущество в разных районах);
  • на основании служебной записки пристава ОСП или РОСП, должностное лицо управления ФССП издает постановление о передаче производства в межрайонный отдел;
  • взыскателю и должнику направляют копию постановления, из которого они узнают о смене подразделения ФССП.

Документы взыскателя могут попасть напрямую в межрайонное отделение по особым исполнительным производствам, если они изначально подавались в управление ФССП по субъекту РФ. Это допускается, если взыскатель не может выбрать отдел для обращения.

УФССП обязано само определить подведомственность дела, перенаправить документы по надлежащему адресу. В итоге, взыскатель узнает о возбуждении производства в межрайонном отделении из постановления.

Как можно получить отсрочку или рассрочку исполнения постановления судебного пристава?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бронивиль
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: