Работа композитора: урок 18

Что такое ритм?

Влияние темпа на образ и характер музыки

Темп и динамика  влияют на характер музыки: быстрая и громкая игра нот создаёт напряжение, а медленная и тихая – расслабление.

Равномерные ритмические рисунки хорошо звучат и в медленных, и в быстрых темпах. Неровные ритмы медленно звучат хорошо, а быстро – коряво.

Ещё темп влияет на настроение и образ музыки: медленные выражают грусть и серьёзность, как в Лунной Сонате Бетховена – темп 70. А быстрые – радость и лёгкость, как в Полёте Шмеля Римского-Корсакова – темп 180.

Игра произведения в несвойственном для него темпе искажает художественный образ музыки.

Темп гимна – 100 ударов в минуту. При 150 торжественность смазывается и переходит в веселье.

Темп зависит не только от частоты игры долей такта, но и от темпо ритма. Так ровная игра барабанов с равномерными 8-ми ударами по тарелке воспринимается медленнее, чем с 16-ми ударами.

У каждого стиля музыки свой характерный темп: рок – 120-140, рок-н-ролл – 160. Если от него сильно отклониться, например к 100 ударам, то восприятие стиля будет искажено.

У ритма джаза Shuffle темп 120, а у Swing-a – 160.  

Марш в умеренном темпе – 100-120. При 180 он звучит не свойственно для себя.

Ещё восприятие темпа зависит от размера. Так хоть и вальс звучит в темпе 180, но из-за размера ¾ сильные доли в 2 раза дальше друг от друга, чем в 2/4 или 4/4, поэтому он не воспринимается быстрым.  При 120 ударах он ощущается замедленным.

Наоборот, в размере 6/8, где доли короче и играют чаще, темп 110 ощущается быстрым.

Логично, что песня в духе баллады должна звучать медленно, а танцевальная музыка – умеренно или быстро.       

Заключение. В этом уроке вы познакомились с разными видами ритмов, размеров и темпов, которые в разных сочетаниях определяют настроение, характер и образный строй музыки. Поняли, что для каждого музыкального стиля есть общепринятые рамки в виде характерных ритмических рисунков, размеров и темпов.

В следующем уроке мы поговорим про мелодию и музыкальный синтаксис.

На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого! И помните «обучиться музыке легко!»

Ваши отзывы

Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.

Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?

Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.

Чтение слов в ритме

Работа над воспитанием ощущения основных длительностей включает разные формы, в том числе и чтение слов. Следует отметить один важный момент: ритм слова дети должны воспринимать из естественного проговаривания, а не специального растягивания слогов. Достаточно часто занимаясь освоением четвертей и восьмых, педагоги осваивают эти длительности, проговаривая слова размеренно и по слогам — де-ре-во, те-ле-фон – нивелируя ритм

Это противоречит самому важному в развитии чувства ритма – привитию навыка слышать ударение в слове, выделять этот слог как более долгий (ДЕ-ре-во, те-ле-ФОН). Несомненно, что для работы над четвертями подходят только двухслоговые слова с ударением в первом (кош-ка, за-яц и т.д.), в том числе и потому, что основным в работе будет размер две четверти

Для работы над восьмыми удобными являются слова из четырех слогов с ударением на третий (обезьяна, погремушка).Слова из трех слогов с ударением на первый (БА-боч-ка, ДЕ-воч-ка) и третий (кро-ко-ДИЛ, о-гу-РЕЦ) представляют собой простые комбинации четвертей и восьмых.На данном этапе не включаются в работу слова с затактом (ар-БУЗ, пе-ТУХ, ро-МАШ-ка, ма-ШИ-на, куз-НЕ-чик и т.д.)Очень полезно составлять коллекции картинок (слов) на ту или иную изучаемую группу. И если в начале дети будут подбирать самые разнообразные картинки, то в последствии можно предлагать игру, в которой картинки будут выбираться и компоноваться по определенным заданиям.Например, детям предлагается выбрать и назвать картинки с животными только в ритме двух четвертей, а картинки с растениями в ритме четверть и две восьмых и т.д. Подобная форма очень увлекательна, и мы включили ее в данную тетрадь.

Кроме слов в тетради для разучивания и закрепления длительностей предлагаются интересные стихотворные тексты, читать которые следует, ориентируясь на величину записи букв — слоги, записанные большими буквами следует читать четвертными длительностями, маленькими буквами записаны слоги в ритме восьмых. Предлагаемая техника работы над стихотворными текстами, когда они записаны по слогам большими и маленькими буквами (или простым и выделенным (жирным) шрифтом) давно известна в мировой практике. Это помогает детям не столько читать, сколько запоминая на слух стихотворение, ориентироваться в его ритмическом строении. Исполнение текстов с распределением их зрительно наглядно по ритмическим формулам, методически соединяется с «большими и малыми» изображениями ритма в картинках.

Текст разучивается с исполнения педагога, чтение обычно сопровождается ритмичными хлопками или комбинациями звучащих жестов (хлопки, шлепки, притопы)

После разучивания желательно обратить внимание детей на запись текста буквами разной величины, для того чтобы они смогли сориентироваться в ритмической структуре модели

История тональной гармонии в музыке

Гармония происходит от греческого слова, означающего соединение досок корабля или соединение этих досок. Греческая музыка интегрировала практику одновременного исполнения нескольких мелодий через пифагорейскую или аристоксеновскую гармоническую структуру.

В разных культурах подчеркиваются разные гармонические структуры. Например, южноазиатская художественная музыка делает акцент на открытой пятой или четвертой, оставаясь на одной и той же ноте. Напротив, в ранней западной религиозной музыке использовались параллельные совершенные интервалы, которые вошли в современные западные музыкальные традиции.

Одно можно сказать точно — гармония, безусловно, влияет на то, как мы строим музыку в целом.

Как написать гармонию

Сочинение гармонии — это отличная практика, которая в целом улучшит ваши навыки как музыканта. Вот простая дорожная карта, если вы не знаете, с чего начать.

  1. Сначала найдите свою мелодию.
    Для того чтобы создать гармонию, вам нужна мелодия.
    Напишите мелодию
    , прежде чем переходить к гармонической линии.

  2. Экспериментируйте с инструментом или голосом.
    Иногда гармонию можно создать с помощью импровизации. Попробуйте сыграть или спеть поверх мелодии, чтобы добиться гармонии.

  3. Используйте аккорды для вдохновения.
    Если вы сомневаетесь, обратитесь к нотам в доминантсептаккордах. Обычные интервалы в доминантовых аккордах, такие как совершенная 4-я и совершенная 5-я, могут создать удивительные гармонии для вашей мелодии.

  4. Отталкивайтесь от гаммы.
    Использование гаммы — еще один способ создания сильных диатонических гармоний. Возьмите шкалу и сделайте другую мелодию с отдельными нотами в качестве гармонии.

Ритмика: основные понятия и принципы

Ритмика — это дисциплина в музыке, изучающая ритм и его особенности. Ритм представляет собой организацию и распределение музыкальных звуков во времени

Он определяет темп, ударные и акцентуационные элементы в музыке и является важной составляющей музыкальной композиции

Основные понятия ритмики:

  • Такт — это единица измерения музыкального времени, которая состоит из равных акцентированных долей. Тактовая единица обычно обозначается дробью, где в числителе указывается количество долей в такте, а в знаменателе — единичная нота, которая соответствует продолжительности одной доли.
  • Доли — это равные части такта, которые определяются через акценты.
  • Акцент — это сильное звуковое выделение в такте, которое создает основной ритмический пульс.
  • Ударение — это особый акцент, который делает звук более выразительным и выдерживает акцентуационные элементы в музыке.
  • Метр — это система организации тактов и долей в музыке. В зависимости от количества долей в такте и их акцентуации формируются различные метрические рисунки и структуры.

Принципы ритмики:

  1. Разделение музыкального времени — ритм определяет деление времени на равные части, создавая ритмические фигуры и рисунки.
  2. Акцентуация — ритм определяет расстановку акцентов в такте, придавая музыке выразительность и эмоциональную силу.
  3. Контроль темпа — ритм служит для установления определенного темпа произведения, определяя скорость и регулярность звучания. Он может быть быстрым или медленным, равномерным или изменчивым.
  4. Создание структуры — ритм обеспечивает организацию музыкальной композиции, определяя ее структуру и форму. Ритмическая структура может быть простой или сложной, иметь различные метрические особенности, такие как смена тактов и долей, использование пауз и т. д.

Изучение ритмики позволяет музыкантам понять и усвоить основы ритма, развить чувство ритма и темпа, а также научиться читать и исполнять нотные записи с правильной акцентуацией и ритмическим выражением

Ритмика имеет важное значение в различных областях музыки, включая исполнительство, композицию, аранжировку и музыкальное воспитание. Владение ритмом является неотъемлемой частью музыкального образования и помогает музыкантам стать качественными исполнителями и творцами

Определение

Между ритмом и тактом есть небольшая разница. Ритм — это основное движение или пульсация в музыке, которая проявляется в упорядоченном повторении звуков или акцентов. Такт, с другой стороны, это единица измерения ритма. Такт распределяет ритм на небольшие равные отрезки времени и определяет, какая нота или пауза будет укладываться в каждый такт.

Ритм — это основной «пульс» или «такт» музыки, который определяет ее общую структуру и дает ей движение. Он является естественным ритмом, по которому музыкальные фразы и мелодии организуются. Ритм может быть быстрым или медленным, простым или сложным, но он всегда присутствует в музыке.

Такт, с другой стороны, относится к организации ритма. Он определяет длительность и расположение акцентов в музыке. Тактовая решетка состоит из равных отрезков времени, которые называются тактами. В каждом такте может быть определенное количество акцентов или нот, что создает ритмическую структуру песни или музыкального произведения.

Таким образом, разница между ритмом и тактом заключается в том, что ритм — это основной пульс или движение, а такт — это единица измерения и организации этого пульса. Ритм определяет структуру и движение музыки, а такт определяет длительность и расположение акцентов внутри этой структуры.

Ритм

Ритм — это основной элемент музыки, который определяет организацию времени и движение звуков в музыкальном произведении. Ритм создает пульсацию и является основой для музыкального движения.

Разница между ритмом и тактом заключается в их функциях. Такт обозначает регулярное повторение акцента или пульсации в музыке, в то время как ритм относится к организации длительностей звуков и пауз в музыкальном произведении.

Такт является основой ритма и определяет его структуру. В музыке такт обычно выражается через основные удары (акценты) и паузы между ними. Такты могут быть одинаковой или разной длительности и определять регулярность музыкального движения.

Ритм также включает в себя элементы долей, фраз и метромы. Ритмические доли определяют время, в которое звук начинается, и его длительность. Фразы — это музыкальные предложения, состоящие из последовательности ритмических долей и пауз. Метрома указывает на структуру ритма, определяет количество долей в такте и регулярность музыкального движения.

Также важным элементом ритма являются ритмические фигуры. Ритмические фигуры определяют сложность и разнообразие ритмических паттернов в музыке.

В итоге, разница между ритмом и тактом заключается в их функциях и взаимосвязи друг с другом. Такт является основой ритма, определяет его структуру, в то время как ритм организует длительности звуков и пауз, создавая движение и пульсацию в музыке.

Такт

Такт — это одно из основных понятий музыки. Он относится к ощущению и восприятию ритма и представляет собой один полный цикл ритмического движения.

Ритм состоит из последовательности тактов, а такт, в свою очередь, состоит из упорядоченных ударов или долей. Таким образом, такт является элементарной единицей ритма.

Разница между тактом и ритмом заключается в масштабе. Такт — это небольшой фрагмент ритма, который можно легко отличить и выделить в музыкальном произведении. Ритм же представляет собой более широкое и общее понятие, включающее все такты музыкальной композиции.

Важно отметить, что в музыке такт имеет определенную структуру и может быть организован в виде более или менее сложной ритмической схемы. Например, такт может быть дваударным, трехударным, четырехударным и т

д. В такте также могут присутствовать акценты, подчеркивающие ударные моменты.

Чтобы понять музыку и исполнять ее, необходимо уметь правильно различать и интерпретировать такты. Они помогают слушателю или исполнителю легко ориентироваться в музыкальной композиции и поддерживать необходимый ритм. Без тактов музыка может звучать бессвязной и хаотичной.

Что такое ритм в музыке?

Это сложно.

Когда мы говорим о музыке, ритм можно описать как узоры из нот (и промежутков между ними), которые организованы во времени регулярным образом. Это могут быть ноты с тональностью (гитара Слэша, исполняющая резкое вступление к песне
«Sweet Child O’ Mine
«) или барабанщик, исполняющий ритм (знаменитое барабанное вступление Джона Бонэма к песне Zep
«Rock And Roll
«).

Но это еще и нечто большее. Ритм — явный или подразумеваемый — это клей, который держит музыкальное произведение вместе. Это секретный соус, которым музыканты посыпают свою игру, чтобы создать «карман». Это грув, который тянется к вашим ногам, заставляя их постукивать.

Вне музыки вы можете услышать ритм в природе: пение кукушки, волны на пляже. И в искусственных объектах тоже: «клик-клик» индикатора на приборной панели автомобиля, бег поезда по рельсам.

Это связь между тем, что вы слышите, и тем, как вы воспринимаете это во времени.

Так что, да, это сложно

И если вы планируете стать музыкантом, будь то исполнитель или продюсер, очень важно понимать, как работает ритм

Почему ритм важен?

На самом деле есть несколько причин. Во-первых, без хорошего чувства ритма вам будет трудно играть вместе с товарищами по группе/оркестру/дуэту укелеле-казу. И, как и любая теория, он может быть действительно полезным сокращением при общении с музыкантами и артистами. Хотя существует множество элементов, из которых состоит музыкальное произведение, ДНК ритма является одним из самых важных.

Понимание основ, лежащих в основе ритма, также позволит вам распознавать или деконструировать любой услышанный ритм и воспроизводить его самостоятельно. Что приводит нас в глубокую научную лабораторную часть этой статьи. Возьмите чашку чая и приготовьтесь к тому, что ваш разум будет расплавлен сложным дуплексным временем, полиритмами и геми-деми-семи-кваверами…

Ритмические рисунки

Часто ровный и неровный ритмы сочетаясь образуют устоявшиеся или шаблонные ритмические группы. Рассмотрим распространённые из них.

1-ый ритм – clave – в переводе с испанского «ключ» — это основа латиноамериканской музыки. Это название 2-х палочек из твёрдого дерева, на которых и играли изначально этот рисунок.

Его суть – 5 ударов: 3 неровных и 2 ровных. Часто добавляется в конце 3-ий удар, чтобы в одном такте было 3 ровных и 3 неровных удара.

Пример звучания – фоновое фортепиано в песне группы Blue System – Sorry Little Sarah. Это был прямой клаве – 3-2, но ещё есть обратный – 2-3, когда ноты играют задом наперёд. Пример звучания – фоновый синтезатор в песне группы Blue System – Dr. Mabuse.

2-ой ритм – учащение – 3 удара в долю и 2 мимо так, что расстояние между нотами сокращается: сначала 2 ¼, потом 2 1/8-ые с точкой и 1 1/8 ноты.

Пример звучания – электроорган в песне Haddaway – What Is Love.

3-ий ритм – 3 в долю и 3 мимо – когда ноты сначала совпадают с метром, а потом – нет.  Чаще добавляются ещё 2 ноты – в долях.

Пример звучания – рифф на электрогитаре с перегрузом в песне группы Deep Purple – Smoke On The Water.

Ещё пример – пение ритмо слогов «ла-ла-ла» в песне Kylie Minogue – Can’t Get You Out Of My Head.

4-ый ритм – подбивка – неровный ритм со слабой доли, что создаёт полиритмию. Образуется от ритма клаве: нужно 4-ую ноту сдвинуть на 16-ую влево и потом всю фигуру сместить на 8-ую вправо.

Пример звучания – синтезатор на фоне в песне группы Тату – Нас не догонят. Только здесь он не сам по себе, а смешан с подвидом ритма учащения из 32-ых нот на октаву ниже.

5-ый ритм – ложные триоли – по сравнению с настоящими в них 2-ая и 3-ья ноты смещены вперёд на 32-ую длительность. Обычные триоли создают маршевый характер ритма, а ложные – танцевальный.

Вот пример звучания из одной моей песни.  По сути это дважды повторённая 1-ая часть ритма клаве. Оба этих ритма есть в мелодии ABBA.  

6-ой ритм – галоп – похож на скачку лошади – чередование групп из 3-х 16-ых нот и 16-ых пауз между ними. Часто 1-ую ноту акцентируют, переносом на октаву выше. А ещё её можно сдвинуть на 16-ую вправо.  

7-ой ритм – крючок из 16-ых – ноты и паузы везде 16-ые, а узор такой: 3 ровные ноты + 2 фигуры с внутри долевыми синкопами с упором явно на 2-ую 16-ую из 2х, что и цепляет внимание. Он вместе с ритмом клаве есть в песне про доктора Мабузэ

Он вместе с ритмом клаве есть в песне про доктора Мабузэ.

Такие цепляющие ритмофигуры характерны для танцевальной музыки 90-х годов.

Другой подвид крючка из 16-ых – 4 двойные 16-ые подряд.  Эта фигура есть во вступлении к песне Sandr-ы – Maria Magdalena. Заметьте: нижняя нота на месте, а верхняя спускается по ступеням начиная с октавы.  

Группировка нот

Группировкой называется объединение нот в группы. Это делается с одной простой целью – облегчить визуальное восприятие нот и ускорить разбор ритмического рисунка. Для сравнения приведу пример в виде номера телефона. Какой вариант легче воспринимать? Думаю, вы согласитесь, что второй:

Объединяться в группы могут только длительности с флажками, то есть длительности меньше четверти – восьмые, шестнадцатые и так далее. Когда они соединяются в группу, то флажки нот превращаются в горизонтальные линии — ребра. Сколько было флажков, столько будет и ребер у группы:

В группы могут объединяться ноты разной продолжительности, главное, чтобы все они были меньше четверти. Пусть вас не смущает разное количество флажков, это вовсе не мешает объединять ноты в группы:

Также паузы могут встраиваться в группу:

Группировка длительностей в такте

Рассмотрим пример группировки нот в самых популярных размерах: 2/4, 3/4, 4/4, 6/8.

В размерах 2/4, 3/4, 4/4 ноты объединяются в группы по счетным долям (они указаны в знаменателе размера) – в нашем случае это четверти. Группировать следует так, чтобы границы долей было отчетливо видно. Например, в размере 4/4 шестнадцатые ноты нужно группировать по четыре:

Не трудно посчитать, что каждая группа равна четвертной доле. В одном такте будет 4 таких группы.

А вот пример того, как группировать не следует:

Визуально воспринимать такую группировку нот чрезвычайно трудно, а читать с листа – невозможно.

Размер 4/4 — сложный и состоит из двух простых – 2/4 + 2/4. Поэтому иногда ноты в этом размере группируются не по долям, а в соответствии с составным простым размером. Получится две группы по две четверти. Как лучше сгруппировать ноты выбирает сам композитор, главное, чтобы это легко воспринималось глазами.

В размере 2/4 ноты объединяют в две группы, каждая из которых равна четверти:

Ниже приведен пример группировки в размере 3/4:

Ритмический рисунок не самый простой, но ноты сгруппированы таким образом, что сразу видно каждую долю и посчитать размер такта не составит труда.

В размерах 6/8, 9/8, 12/8 счёт осуществляется восьмыми нотами. Принцип группировки в таких размерах будет несколько другим. Эти размеры сложные трехдольные и, как вы уже знаете, состоят они из нескольких простых:

Группировать ноты в подобных случаях, следует опираясь на простой размер, из которого состоит сложный — в нашем случае это размер 3/8. Эти цифры служат нам подсказкой, говоря, что ноты нужно собирать в такие группы, где сумма длительностей будет равна трем восьмым. Например, в размере 6/8 (3/8+3/8) ноты нужно объединять в две группы по три восьмые в каждой.

Ритм может быть самым разнообразным, но каждая группа нот, все равно должна быть равны трем восьмым:

Группировка нот напрямую зависит от музыкального размера. Мы рассмотрели не все варианты группировки, но главное усвоить принцип и запомнить, что группировать нужно так, чтобы это было удобно читать.

Статья понравилась416Статья не понравилась203

Заключение

А сейчас посмотрите джазовую пьесу «Take Five«, записанную квартетом «The Dave Brubeck Quartet» в 1959 году. это был первый джазовый сингл, разошедшийся в более чем миллионе экземпляров. Автор пьесы — Paul Desmond, саксофонист квартета. Написана эта музыка в достаточно необычном ритме 5/4. Именно отсюда и идет ее название.

https://youtube.com/watch?v=tT9Eh8wNMkw%3F

Влияние ритма и такта на человеческий организм

Ритм и такт играют важную роль в жизни каждого человека. Они оказывают значительное влияние на наше физическое и психическое состояние, на работу органов и систем организма.

Физическое влияние

Ритм и такт влияют на физическую активность и координацию движений. В музыке, спортивных тренировках и танцах они помогают нам синхронизироваться и двигаться в едином ритме. Благодаря этому улучшается гибкость, сила и выносливость мышц, а также развивается чувство равновесия и координации.

Психологическое влияние

Ритм и такт оказывают значительное психологическое влияние на наш организм. Слушание ритмичной музыки способно повысить настроение и энергетику, снизить уровень стресса и тревоги. Музыкальный ритм может помочь нам расслабиться, сосредоточиться и улучшить память. Также ритм и такт используются в медицине для лечения различных психических и эмоциональных состояний.

Воздействие на сердечно-сосудистую систему

Ритм и такт оказывают воздействие на сердечно-сосудистую систему. Ритмичное движение тела и сердцебиение синхронизируются под влиянием музыки и ритма. Это может привести к улучшению кровообращения, снижению артериального давления и укреплению сердца. Поэтому музыка и ритм могут быть использованы в качестве терапевтического средства при лечении сердечно-сосудистых заболеваний.

Влияние на уровень энергии

Ритм и такт оказывают влияние на наш уровень энергии. Музыка с быстрым и ритмичным тактом может повысить активность и энергичность, а музыка с медленным и расслабляющим тактом может помочь нам расслабиться и снять усталость. Поэтому выбор музыки и ее ритма может быть важным инструментом для управления нашим уровнем энергии и состоянием.

Советы по развитию ритма и такта

Для развития ритма и такта рекомендуется проводить специальные занятия и тренировки. Это могут быть музыкальные занятия, танцы, спортивные тренировки или игры на музыкальных инструментах

Важно регулярно заниматься и практиковаться, чтобы сохранить и развить свои навыки

Также полезно слушать разную музыку, обращать внимание на ритм и такт композиций и активно включаться в их восприятие

Пример тренировочной программы для развития ритма и такта Вид занятия Длительность Частота

Музыкальные занятия 1 час 2 раза в неделю Танцы 1 час 1 раз в неделю Спортивные тренировки 1 час 3 раза в неделю Игра на музыкальных инструментах 30 минут ежедневно

В заключение, ритм и такт оказывают важное влияние на наш организм. Они влияют на физическую активность, психическое состояние, сердечно-сосудистую систему и уровень энергии

Для развития ритма и такта рекомендуется проводить специальные занятия и тренировки, а также активно слушать и участвовать в музыкальных композициях.

Характеристики

Ритм и такт являются основными характеристиками музыки. Они определяют структуру и организацию звуковых событий в музыкальном произведении.

Разница между ритмом и тактом:

Ритм — это упорядоченное повторение звуков или акцентов во времени. Он определяет степень длительности звуков и затухания между ними. Ритм может меняться внутри музыкального произведения и создавать разнообразные ритмические фигуры и смещения.

Такт — это равномерное деление времени на равные отрезки, обычно выражаемые с помощью ударов. Такт определяет меру и регулярность музыки, устанавливает основной пульс и ритмическую структуру. Тактовая сетка часто представляется в виде долей и несет в себе информацию о количестве ударов в такте и их длительности.

Таким образом, разница между ритмом и тактом состоит в том, что ритм определяет сами звуки и их последовательность, а такт — основной ритмический пульс и его структуру.

Ритм

Ритм — это основной музыкальный параметр, определяющий упорядоченность времени в музыке. Он отличается от такта и имеет свои особенности.

Такт — это равномерное подразделение музыкальной композиции на равные отрезки времени, которые обычно обозначаются метками такта (обычно это вертикальные черты на нотной записи). В отличие от такта, ритм необязательно должен быть равномерным и может иметь свои вариации в длительности звуков и пауз.

Какая же разница между тактом и ритмом? Основная разница состоит в том, что такт является стандартным единицей измерения времени в музыке, в то время как ритм — это более широкое понятие, определяющее организацию времени внутри такта.

  • В такте ритм определяется длительностью и последовательностью звуков и пауз. Такт определяет временную структуру музыкального произведения.
  • Такт присутствует в каждой музыкальной композиции и является основой для определения ритма.
  • Ритм может иметь свои отклонения от стандартной структуры такта и создавать более сложные и занимательные музыкальные текстуры.
  • Ритм может меняться в течение музыкальной композиции, в то время как такт обычно остается постоянным.

В целом, такт и ритм являются важными компонентами музыкальной структуры и помогают создавать разнообразие и оживленность в музыке. Знание разницы между ними позволяет музыкантам лучше понимать и исполнять музыку и вносить свои интерпретации и вариации в ритмический рисунок.

Такт

В музыкальной терминологии такт – это элементарная единица музыки, которая помогает разделить музыкальное произведение на равные отрезки времени. Такт является основой для установления времени композиции и обычно определяется ударом или сильным акцентом. Такт можно понимать как музыкальный повторяющийся мотив, который дает основу для определения ритма композиции.

Такт в музыке обычно состоит из ряда равных музыкальных времен, которые разделены вертикальными линиями на нотном стане. Длина такта может варьироваться в зависимости от стиля музыки, но самым распространенным является такт, состоящий из четырех времен. Также может быть такт с двумя или трех временами.

Какая же разница между тактом и ритмом? Ритм – это ощущение движения, пульсации, которое создается благодаря различным длительностям нот и пауз внутри такта. Такт же определяет структуру композиции и помогает установить ритмическую основу.

Для более наглядного представления такта, можно использовать таблицу:

Такт Тактовая формула Пример
2/4 две четверти да, да-
3/4 три четверти да,да,да-
4/4 четыре четверти да,да,да,да-

Таким образом, такт является основой для установления ритма и структуры музыкального произведения.

ритм своими словами для детей

Ритм – это особенность музыки или стихотворений, которая помогает им звучать красиво и интересно. Ритм создается чередованием или повторением разных частей музыки или стихотворения. Он может быть быстрым и энергичным, или медленным и спокойным.

В музыке ритм создается с помощью ударов или звуков, которые повторяются через равные промежутки времени. Например, в песне или музыкальной композиции есть определенное число ударов на каждый такт. Такты могут быть короткими или длинными, и они помогают создать ритм. Когда мы слушаем музыку, мы чувствуем ритм и можем подпевать или танцевать под него.

В стихотворениях ритм создается с помощью повторения определенных звуков или ударений в словах. Например, в стихотворении может быть повторение одного и того же звука или ударения через определенное количество слов. Это помогает стихотворению звучать мелодично и запоминающеся

Когда мы читаем стихотворение, мы обращаем внимание на ритм и можем легко запомнить его

Ритм – это важная часть музыки и поэзии, потому что он делает их интересными и привлекательными. Он помогает нам ощущать музыку и стихи, и позволяет нам наслаждаться их звучанием

Если вы слышите музыку или читаете стихи, обратите внимание на ритм и попробуйте почувствовать его. Это поможет вам лучше понять и насладиться произведением искусства

Полиметрия

Ещё ритм мелодии и ритм ударных могут быть в одном и том же размере.

Пример – мелодия про ёлочку и ровная игра ударных в размере 4/4. Они на слух играют слаженно. Но они могут быть и в разных размерах.

Здесь мелодия также в 4/4 – 2-х дольный размер, а ударные играют в размере 6/8 – 3-х дольном.

Теперь на фоне барабанов мелодия кажется кривой и неровной. Это звучит необычно и такой приём называется полиметрия – одновременное сочетание разных метров.

Не путайте её с полиритмией — сочетанием разных ритмов – ровного и неровного, но при этом звучащих в одном и том же размере.

Вывод: метроном от греч. metron – мера и nomos – закон, то есть по какому закону вести счёт в музыке. Счёт времени в часах всегда один и тот же: расстояние между движениями стрелки – секунды, их число между цифрами – 5 и скорость движения стрелки неизменна. В музыке же с помощью размера можно изменить число делений – 2,3,4 и более и величину делений – 4-ти, 8-ые.

Ритм, метр и темп

В музыке звуки организованы во времени, эта организация определяется двумя понятиями: ритм и метр. Многие путают понятия «ритм» и «метр».

Ритм — соотношения длительностей звуков (нот) в их последовательности. Ноты могут иметь различную длительность, вследствие чего между ними создаются определенные временные соотношения. Объединяясь в различных вариациях, длительности нот образуют различные ритмические фигуры, из которых складывается общий ритмический рисунок музыкального произведения. Этот ритмический рисунок и есть ритм.

Метр определяет рисунок равномерного чередования сильных и слабых долей во времени. Можно сказать, что метр — это координатная временная сетка, на которую накладывается ритмический рисунок произведения. Его можно сравнить с ударами невидимого метронома, задающего ход времени музыкального произведения, в который вписываются звуки (ноты). Как правило, большинство музыкальных произведений имеют постоянный метр.

Метр — понятие абстрактное, и в музыкальном произведении метр может быть никак не выражен звуками (нотами) — он существует лишь в воображении музыканта и слушателей. Ритм же, в отличие от метра, не абстрактен, и выражается реально звучащими звуками (нотами).

Однако, даже зная метр и ритмический рисунок, ничего нельзя сказать об абсолютной длительности каждой нот и долей (например, в секундах). Ведь один и тот же ритмический рисунок может быть исполнен в разном темпе. Только зная темп, можно говорить об абсолютной длительности нот и долей.

Регистр, ритм и мелодия

Регистр является частью диапазона. Также этим термином называют высоту музыкального инструмента или голоса.

Бывают такие виды регистра:

  • Низкий. Это мрачное или серьёзное звучание.
  • Высокий. Лёгкое и тонкое звучание.
  • Средний. Обычно такой звук ассоциируется с голосом человека.

Ритм — это первое, чему учат ребёнка на уроке в музыкальной школе. Там рассказывают, какие средства музыкальной выразительности играют первостепенную роль. Ритм относится именно к таким. Этот элемент присутствует в каждом произведении и в каждом исполнении песни. Может происходить чередование отрывистых звуков с плавными, то есть повторение коротких и долгих.

Это средство становится понятным, если наблюдать за каким-либо танцем. Все происходит в такт, благодаря чему движения приобретают эмоциональный окрас.

Музыка без ритма не может восприниматься полноценной мелодией. Она похожа на простой набор звуков. Этот приём придаёт музыкальной композиции изобразительность и лиричность или же тревогу и взволнованность.

Развитие цифровой музыки основано на хорошо подобранном ритме. Чтобы был качественный звук у таких композиций, нужно использовать хорошие динамики. Также существуют и другие важные элементы.

Таблица: средства музыкальной выразительности и их определение.

Средства выразительности Свойства и разновидности
Мелодия Одноголосно выраженная мысль
Лад Взаимосвязь звуков между собой Мажор, минор
Регистр Чередование и соотношение различных музыкальных длительностей Ровный, пунктирный
Звуковедение Штрих Отрывисто, связно, отчётливо, закономерно
Тембр Окраска звука Звонкий, глухой, мягкий, резкий
Темп Скорость музыки Медленный, умеренный, быстрый, динамический
Динамика Изменение громкости
Форма Построение музыкального произведения Рондо, вариации, сонатная форма
Аккомпанемент Сопровождение Оркестровый, инструментальный, вокальный или речь
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бронивиль
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: