География

Баркас - longboat

Кеч

Двухмачтовое парусное судно, отличающееся от иола несколько большей бизань-мачтой. Имеет передней высокую грот-мачту, а позади — более короткую бизань-мачту. Обе мачты на кече несут только косые паруса; причем на них встречаются паруса двух типов. Суда с гафельными парусами называются гафельными кечами, а с бермудскими – бермудскими кечами. Гафельный кеч внешне очень похож на гафельную шхуну, но он значительно меньше шхуны и, как уже говорилось, его задняя мачта ниже передней (в то время как у шхуны – наоборот).

Назначение корабля Рыболовные, спортивные.
Количество мачт 2 – (только грот- и бизань-мачта)
Паруса на мачтах Косые
Дополнительные характеристики судна Отличается тем, что кормовая мачта расположена перед рулевой осью.

Виды и типы

На флотах государств мира существуют следующие виды и типы баркасов и полубаркасов:

  • Корабельный баркас — большая шлюпка, для корабельных нужд, меньше портового баркаса;
  • Портовый баркас — больше корабельных (длиною 100-120 футов), небольшой пароход, для портовых нужд, не имеющие рангоута и служащие большею частью для буксировки портовых судов и барок, а также для посылок;
  • Пожарный баркас — портовый баркас имеющий приспособления для тушения пожара, то есть снабжён противопожарными средствами;
  • Гребной баркас — имеющий в качестве движителя вёсла;
  • Парусный баркас — имеющий в качестве движителя паруса;
  • Паровой баркас — имеющий в качестве двигателя паровую машину;
  • Моторный (моторизованный) баркас — оснащенный двигателем внутреннего сгорания.

Использование водных судов

Речной транспорт

В зависимости от того, в какой акватории используется данный тип транспорта, различают речной и морской транспорт.

Первая разновидность водного транспорта также называется ВВТ (внутренний водный транспорт). Это суда, осуществляющие грузовые и пассажирские перевозки по внутренним водным путям – рекам, каналам, водохранилищам, озёрам.

У речного транспорта древняя история. Ещё в Древнем Египте строили речные корабли, гребного или парусного типа. Позже использовали тягу лошадей или людей (бурлаков), которые шли по берегу. В XIX столетии появились первые речные пароходы. А в 1903 году начинается история теплохода – это судно было построено в России и вошло в состав речного флота.

В грузовых перевозках речные суда занимают важное место. Несмотря на такие недостатки, как сезонность эксплуатации и невысокая скорость (от 10 до 20 километров в час), водный грузовой транспорт выгоден благодаря тому, что себестоимость перевозок достаточно низкая

Различают самоходные суда и баржи – второй тип речных судов несамоходен, для толкания используется судно-буксир. На самоходном речном транспорте перевозят либо грузовики с тем или иным грузом, либо контейнеры – такие суда называют речными контейнеровозами. На баржах перевозят либо наливные грузы (например, нефтепродукты или сырую нефть), либо сыпучие грузы (например, зерно, уголь, песок).

Буксируемая баржа

В пассажирских перевозках речные суда занимают сравнительно небольшую долю. Это связано с тем, что обычная скорость такого транспорта достигает 20 – 30 километров в час, из-за чего речное судно не может конкурировать с более быстроходными автобусами и поездами. С помощью так называемых подводных  крыльев и воздушной подушке скорость судов можно увеличить до 80 километров в час. Однако в этом случае серьёзно возрастает стоимость перевозок – из-за большого расхода топлива. Но в последнее время все больше на реках начали появляться суда на воздушной подушке (СВП) для перевозки людей. СВП имеет свойства амфибии, поэтому для судна не нужны специально оборудованные причалы. В весеннюю распутицу это единственный транспорт, способный переправлять людей и грузы с одного берега на другой.

Судно на воздушной подушке СВП-50

Речные пассажирские суда применяются для туристических круизов или для переврзки пассажиров в такие места, с которыми нет сообщения наземным транспортом.

Морской транспорт

Морской транспорт – это суда, перемещающиеся по морям, океанам и прилегающим к ним акваториям, способные поддерживать плавучесть, а также обслуживать пассажиров и участвовать в различных операциях с грузами.

Наибольшая доля мировых грузовых перевозок приходится именно на морской транспорт. По объёму перевозок первое место занимают разнообразные наливные грузы: растительное масло, жидкие продукты химической промышленности, сырая нефть и продукты её переработки.

Второе место по объёму грузоперевозок занимают контейнерные перевозки. Специализированные суда, называемые контейнеровозами, стали альтернативой своим предшественникам – универсальным судам. Это связано с тем, что в обычном контейнере (20-футовый или 40-футовый)  можно перевозить различные грузы – как мелкие, так и достаточно крупные, вроде автомобилей.

Сухогруз

Есть и другие разновидности морского транспорта:

  • Суда-лихтеровозы
  • Суда для перевозки скота
  • Тяжеловозные суда
  • Буксировочные суда
  • Рефрижераторы
  • Балкеры для перевозки навалочных грузов – например угля, зерна, песка

Одни суда перемещаются по расписанию между несколькими морскими портами, придерживаясь определённого маршрута. Это линейные суда – пассажирские, грузовые, а также паромы.

Другие суда не привязаны к конкретным географическим точкам и перевозят попутные и случайные грузы, такой тип морского транспорта называется трамповым. При осуществлении трамповых грузоперевозок осуществляется так называемый чартерный договор, в котором участвуют как перевозчик (фрахтователь), так и отправитель груза. Трамповое судоходство осуществляется в тех случаях, если необходимо осуществить перевозку штучных малоценных грузов.

Также известна смешанная – в отношении водных путей – разновидность водного транспорта. Такие суда могут ходить как по рекам и озёрам, так и по морям и океанам.

Для речного транспорта, а также судов, курсирующих по Северному Морскому пути, характерна сезонность. Грузовые перевозки на водном транспорте самые дешёвые, но привязаны к географическим объёктам. При осуществлении межконтинентальных грузоперевозок используется водный транспорт, ибо доставка грузов по воздуху слишком дорога, а грузоподъёмность самолётов существенно ниже, чем у морского судна.

Линкор

Полное наименование – «линейный корабль». Военное парусное судно с водоизмещением до пяти тысяч тонн. На борту могла располагаться до ста тридцати пушек, а экипаж судна мог насчитывать до 850 матросов. Линкоры строились и использовались с 17 века до 1870-х годов. Для боев на море с тактикой построения парусных кораблей в четверик.

Предшественниками линкоров были грузовые и тяжеловооруженные каракки и галеоны, использовавшиеся для торговли в крупных портах.

Первым артиллерийским кораблем считается «Мэри Роуз» (Англия, 1511 г.) — хотя в действительности он сохранил основные черты, указывающие на его предназначение в первую очередь для абордажного боя, и представлял собой скорее переходную форму хорошо оснащенного артиллерийского корабля. Португальцы приписали честь творения своему императору Жуану II (1454−1494 гг.), который приказал оснастить несколько каравелл тяжелыми пушками.

В России эти корабли были самыми мощными в Императорском флоте. В процессе их совершенствования у этих судов появились гребные винты, а работали они на паровом двигателе. На борту линкора находилось от 60 до 140 пушек.

Пути эволюции ВТ

Первые крупные суда строили в Древнем Египте, в качестве конструкционного материала использовалась древесина. На кораблях устанавливали простейший парус, ловивший попутный ветер. Если попутного ветра не было, использовалась сила гребцов.

В XV столетии появились большие морские суда с несколькими парусами. В начале XIX столетия был построен первый пароход, использовавшийся в качестве речного судна. В качестве материала для корпуса такого корабля начал использоваться металл – железо. А движущую энергию — пар. Следующий этап развития водной техники стало открытие, совершенное в 1876 году Николасом Отто — двигателя внутреннего сгорания, работающего на бензине. Именно двигатели внутреннего сгорания начали все в более массово появляться на катерах, яхтах, паромах, кораблях. На сегодняшний момент это основной двигатель, но не единственный, устанавливаемый на ВТ. Еще одним этапом в развитии техники стало бурное развитие нефтехимической отрасли. На данный момент многие водные суда изготавливаются из пластиков полимерных материалов. Во-первых, пластики и полимеры являются легче металла, во-вторых, по прочности либо приближаются, такие же или прочнее металлических сплавов и в-третьих, коррозийностойкие.

На данный момент наибольший интерес из водной техники вызывает экраноплан, судно на воздушной подушке и глиссирующие катера, т.к. они развивают наибольшие скорости. Наиболее скоростным является экраноплан, на нем можно достигнуть скорости экранного полета до 700км/ч. Так же он отличается абсолютной плавностью хода и позволяет преодолеть мелкие препятствия (перешеек, мель). Единственным недостатком явиться его высокая энерговооруженность для перевода машины и поддержания ее в режиме экранного полета, что ведет к высокому потреблению топлива. Судно на воздушной же подушке и катер имеет меньшую скорость, порядка до 150км/ч, плавность хода у ВСП тоже на уровне экраноплана, а вот у катера плавность хода страдает, но тратит СВП и катер гораздо меньше топлива по сравнению с экранопланом.

Экраноплан

На данный момент венцом технической мысли является экраноплан. С развитием новых материалов, и повышением эффективности силовых агрегатов, экранопланы вполне могут заменить частные пассажирские авиаперевозки. А в дальнейшем стать частными средствами для дальних перевозок и мировых путешествий, потеснив яхты и машины.

Использование Мирового океана с точки зрения права

Проблема использования ресурсов Мирового океана включает в себя такие аспекты, как рациональное и бережливое использование и сохранение для потомков его ресурсов. Мировой океан является огромной замкнутой экосистемой. В последнее время она подвергается мощному воздействию антропогенного характера, которая имеет устойчивую тенденцию к усилению. Это создает реальную угрозу запуска цепочки необратимых процессов, которые могут привести к катастрофическим последствиям

Поэтому очевидно, что решение проблемы Мирового океана является крайне важной, фактически это проблема выживания всей экосистемы

До 1970-х годов вся деятельность человека осуществлялась на принципе свободы открытого моря. Это на практике означало, что страны могли свободно эксплуатировать ресурсы в любой точке океана за пределами территориальных вод. В конце 20 века произошли значительные изменения в этой доктрине. Многие государства, особенно развивающиеся, начали активно присваивать себе прибрежную морскую акваторию. Ширина ее при этом составляла от 200 миль от береговой линии. Страны стали распространяли юрисдикцию на многие виды хозяйственной деятельности и даже заявлять о полном суверенитете над этой акваторией.

В конце 70-х годов, более 100 стран, включая Советский Союз, объявили о введении понятия 200-мильных экономических зон. Это положение было закреплено в 1982 году по результатам работы Третьей конференции ООН по вопросам морского права. Принятые решения позволили создать законодательную базу в сфере регулирования морской деятельности. Морской океан был объявлен наследием всего человечества.

Экономические 200-мильные зоны, занимающие 40% поверхности Мирового океана, были закреплены на международном уровне. Любая хозяйственная деятельность в этой зоне была передана под юрисдикцию прибрежных государств. Также под юрисдикцию соответствующих стран попали шельфовые зоны, которые по ширине превосходят границы экономических зон. Дно глубоководной части океана получило статус международного района, где деятельность регулируется специальной организацией – Международным органом по морскому дну. Следует заметить, что на дне обнаружены залежи полезных ископаемых, в том числе железомарганцевых конкреций. Все мировые державы поделили глубоководные районы океана между собой, часть из них досталась и СССР. Это привело к фактическому упразднению принципа открытого моря.

Так и не нашли ответ на вопрос?
Просто напишите,с чем нужна помощь

Мне нужна помощь

Бригантина

Назначение корабля Использовался для пиратских набегов, 18 век – посыльные, разведывательные военные суда.
Количество мачт 2-3
Паруса на мачтах Первоначально латинские косые паруса, с 19 века – прямые на фок-мачте, косые – на грот-мачте.
Дополнительные характеристики судна Легкое судно – малый бриг, могло ходить на веслах (паруса снимались).

Существуют две гипотезы почему судно получило такое название. Первая из них гласит, что свое название оно получило из-за названия доспех, которые носили воины тех времен. Согласно второй версии, название бригантина произошло от наименования другого. Существовавшего в те времена судна «бриг». Эти два корабля на самом деле очень похожи. Первые бригантины были парусными и гребными, то есть имели весла, которыми управляли люди. Количество таких весел могла быть до 30.

Бригантина имела две мачты, паруса на которых были различной формы. На передней мачте располагались прямые паруса, а на задней – косые.  Такая конструкция позволяла судну участвовать в разведывательных и военных операциях. Под парусами бригантин очень часто ходили пираты из-за простоты в управлении, ведь со спущенными парусами управляю ею мог всего один человек. Это давало возможность бригантине успешно выполнять как разведывательные, так и военные операции. Судно полюбилось грабителям еще и своей маневренностью, и быстроходностью. Разбойники легкостью могла абортировать торговый корабль. Приблизившись к нему вплотную или же уйти от преследования. Бригантина легко маневрировала среди рифов и в сложных местах. В современном мире бригантины — двухмачтовые парусные суда с фок-мачтой, которые имеют вооружение, как у брига, а также грот-мачту с трапециевидными парусами, как у шхуны — топсели и грота-триселем. Современных бригантин с бермудским гротом, скорей всего, нет, хоть источники относительно их факта существования встречаются.

Классификация

По парусному вооружению

  • Фрегат — это судно, несущее три мачты, на всех — прямые паруса, а на бизани дополнительно косой парус.
  • Барк — три мачты, первые две — прямые паруса, третья — косые.
  • Бриг — две мачты, обе с прямыми парусами, но на бизани дополнительно косой парус.
  • Шхуна (сюда же относятся баркетины, бригантины и т.д.) — это судно, у которой не менее, чем две мачты несут косые паруса.
  • Полуторамачтовые суда (кечи, иолы и т.д.) — суда, у которых грот- и бизань мачта практически соединены друг с другом.
  • Одномачтовые суда (тендеры и т.д.) — как следует из названия — суда с одной мачтой.

По типу парусов

По типу парусного вооружения выделяют следующие типы судов:

  1. Суда с прямым парусным вооружением — имеют прямые паруса на всех мачтах;
  2. Суда со смешанным парусным вооружением — имеют как прямые, так и косые паруса на мачтах;
  3. Суда с косым парусным вооружением — имеют косые паруса на всех мачтах.

Разделение — условно, так как возможны сочетания прямых и косых парусов у всех типов.

По форме корпуса или носа

Эта классификация использовалась в переходный период 16-17 веков, и ко времени века парусов являлась анохранизмом, однако использовалась, в том числе и англичанами.

  • Флейт — это парусный корабль с тремя мачтами и двумя ярусами парусов, у которого борта завалены вовнутрь (сделано это было намеренно, так как в голландских портах пошлину платили исходя из ширины палубы судна).
  • Куттер (катер) — малое одно- или двухмачтовое судно с прямым носом (от слова cut — резать)
  • Клипер — корабль с развитым парусным вооружением и острыми, «режущими воду» (анг. clip) обводами корпуса.

Поэтому все эти гукоры, паташи, тьялки, шебеки и т.д. — это либо местные названия, либо корабли по форме корпуса или носа.

По назначению или использованию

Линейный корабль — это трехмачтовое военное судно с прямым парусным вооружением, несущее не менее 40-50 орудий. Обычно его орудия располагались на двух или трех деках (палубах), расположенных друг над другом. На нижнем деке размещали самые тяжелые, крупнокалиберные орудия, на верхнем — легкие пушки.

Фрегат — трехмачтовое военное судно с прямым парусным вооружением с одной батарейной палубой. Обычно фрегат это корабль, предназначенный для дальней разведки или крейсерских действий, вооруженный довольно большим количеством мелких пушек (иногда до 48) с экипажем не менее 200 человек.

Шлюп — в британском Королевском Флоте XVIII — середины XIX вв. Предназначался для разведывательной, дозорной и посыльной службы. Британские шлюпы эпохи паруса отличались друг от друга размерами, числом мачт, парусным вооружением, артиллерией и численностью команд. Аналоги трехмачтовых шлюпов с корабельным вооружением на верхней палубе во французском флоте назывались «корветами». Подобные корабли, захваченные британцами в ходе англо-французских войн, именовались в английском флоте так же, как и во французском — корветами.

Авизо — малый корабль, предназначенный для разведывательной или почтовой службы.

Пакетбот — корабль предназначенный для почтовой службы, разница его с авизо в том, что пакетботы совершали регулярные рейсы, скажем из Данцига в Петербург и обратно.

Брандер — корабль, нагруженный легкогорючими либо взрывчатыми веществами, используемый для поджога и уничтожения вражеских кораблей.

Основные проблемы Мирового океана

Большинство проблем Мирового океана связано с последствиями деятельности человека. Нерациональное использование ресурсов, загрязнение токсичными выбросами, использование океана для военных целей – все эти факторы резко отрицательно сказываются на состоянии океана.

Неконтролируемое использование ресурсов значительно усилило нагрузку на Мировой океан. В районах, где человек ведет себя наиболее активно, замедляются и практически парализуются процессы самоочищения.

Огромный объем вредных веществ вызывает нарушение баланса огромной экосистемы, что может привести к гибели не только океана, но и всего человечества.

Особенно катастрофические последствия вызывает загрязнение вод нефтепродуктами. Аварии на нефтедобывающих платформах, нефтеналивных судах и танкерах могут вызвать крайне серьезные последствия. Также большие проблемы вызывает сброс бытовых отходов и мусора. Сильнее всего при этом страдают окраинные моря. Балтийское, Средиземное море, воды Персидского залива находятся в особенно уязвимом положении. Ежегодно в Мировой океан разными путями попадает миллионы тонн нефтепродуктов.

При этом, всего одна тонна нефти покрывает сплошной пленкой огромную площадь водной поверхности, что приводит к резкому изменению всех химических и биологических процессов. Существенно изменяются гидробиологические условия, нарушается баланс обмена кислорода, содержащегося в атмосферном воздухе, что сказывается на климате. Гибнет основа жизни океана – фитопланктон.

Другой серьезной проблемой является выбросы тяжелых металлов. По данным французских экологов значительная часть дна Атлантического океана на расстоянии до 160 км от береговой линии загрязнена свинцом. Металл накапливается в верхней части донных отложений, что доказывает его антропогенное происхождение.

Воды вблизи японского побережья загрязнены метиловой ртутью – крайне токсичным соединений, оказывающих губительное действие на нервную систему. При попадании внутрь человеческого организма, метилртуть может вызвать серьезное заболевание. В 1956 году была зафиксирована вспышка этой болезни, названной синдромом минамата. Она получила свое название по заливу Минамата, куда долгое время компания «Chisso» сбрасывала содержащие ртуть отходы. Ртуть в результате метаболизма бактерий вступила в реакцию с органическими соединениями с образованием метилртути. Попав через рыбу и моллюски в организм человека, вещество стало причиной вспышки заболевания.

Серьезной угрозой для океана и здоровья людей являются пестициды. Эти токсичные хлорорганические соединения были обнаружены в водах Северного, Балтийского, Ирландского морей. Также следы пестицидов фиксировались в Бискайском заливе, у побережья Испании, Португалии, Англии и даже в поверхностных льдах Антарктиды. Вещества активно использовались для борьбы в сельском хозяйстве в середине XX века. Это очень стойкие соединения, которые накапливаются в воде и грунте и способны нарушать биологическое равновесие. Только в 70-х годах был введен запрет на использование многих пестицидов.

Промысел морских животных занимает важное место в списке проблем Мирового океана. Всего за последний век люди уничтожили более 2 млн

китообразных. Также практически каждый день гибнут другие морские обитатели – дельфины, тюлени, рыба. Частично они добываются человеком, частично погибают от загрязнений.

Бытовые отходы, которые попадают в океан могут содержать переносчиков опасных заболеваний – холеры, дизентерии. Крупные фрагменты мусора закупоривают легкие крупных животных, что приводит их к болезни и гибели.

Так, в туристической зоне Гавайев находятся миллионы пластиковых пакетов, которые практически не разлагаются в морской воде.

В водах океана проводились захоронения твердых и жидких радиоактивных отходов. Этим занимались страны, обладающие атомным флотом. Так, в 1950-1992 гг СССР произвел захоронения ядерных отходов в водах Северного Ледовитого океана, с общим уровнем радиоактивности 2,5 млн. кюри. Англия затапливала отходы в водах Ирландского моря, а Франция – на дне Северного моря.

Проблемы Мирового океана –это, несомненно, проблема всей человеческой цивилизации. Для их решения необходимы скоординированные шаги всех стран, так как гибель океана будет означать и гибель человечества.

Не нашли ответ?
Просто напиши,с чем тебе нужна помощь

Мне нужна помощь

Устройство судна

В классическом понятии водный транспорт это корабль, катер, яхта. Но к категории судов также относят байдарки, надувные лодки, баржи, катамараны, судно на воздушной подушке, а так же буровые устрановки, экранопланы, экранолеты, гидросамолеты.

Для большинства морских и речных судов имеется ряд общих элементов конструкции:

  • Корпус
  • Надстройки, рубки
  • Силовые установки судна
  • Судовые устройства
  • Системы и трубопроводы судна
  • Оборудование и электрооборудование помещений

Часть корпуса сухогруза

Но есть и отличительные особенности для некоторых категорий судов, таких как экраноплан и гидросамолет. По большей части конструкции — это самолеты, только корпус у них выполнен по принципу лодки.

Судовым корпусом называется водонепроницаемая оболочка, которая позволяет судну плавать на воде. Оконечность корпуса оснащена балками, которые называют штевнями. Форштевнем называют такую балку, которая установлена в носовой части судового корпуса. Также в оконечностях могут устанавливать не штевни, а торцовые вертикальные стенки – ими оборудуются буксирные или толкательные суда. Корпус судна обычно изготовляется из стали.

Пассажирские суда имеют палубы, речные и смешанного плавания, имеют одну палубу – главную. Морские пассажирские суда отличаются наличием нескольких палуб – верхней (главной), средней, нижней. Крупные пассажирские суда, плавающие по озёрам, имеют две палубы.

Чтобы судно было непотопляемо, его корпус разделяется внутренними водонепроницаемыми поперечными переборками. При этом получается несколько помещений – отсеков.

Примечания

  1. Барказ // Военная энциклопедия :  / под ред. В. Ф. Новицкого … []. — СПб. ; [М.] : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.
  2. ↑ Гребные суда // Военная энциклопедия :  / под ред. В. Ф. Новицкого … []. — СПб. ; [М.] : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.
  3. Баркас // Большая советская энциклопедия : в 66 т. (65 т. и 1 доп.) / гл. ред. О. Ю. Шмидт. — М. : Советская энциклопедия, 1926—1947.
  4. Станюкович К. М. Словарь морских терминов, встречающихся в рассказах.
  5. Катер // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. — 2-е изд., вновь перераб. и значит. доп. Т. 1-2. — СПб., 1907—1909.
  6. ↑ Баркас // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  7. Полубарказ // Военная энциклопедия :  / под ред. В. Ф. Новицкого … []. — СПб. ; [М.] : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.
  8. Корабль // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  9. ↑ Баркас // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  10. Бакштов // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  11. Минные заграждения // Военная энциклопедия :  / под ред. В. Ф. Новицкого … []. — СПб. ; [М.] : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.
  12. Гребные суда // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  13. Баркас // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. — 2-е изд., вновь перераб. и значит. доп. Т. 1-2. — СПб., 1907—1909.
  14. ↑ Баркас // Энциклопедический словарь Гранат: В 58 томах. — М., 1910—1948.

История

Во времена парусного судоходства баркас, гребное грузовое судно при кораблях, обычно вместе с пинассом располагали на барринге между фок- и грот-мачтами. Баркасы спускали на воду для завода якоря, перевозки пассажиров (членов экипажа), подвоза питьевой воды, продуктов питания. В конце XIX века баркас и полубаркас (полубарказ), как большие из судовых шлюпок, устанавливали под рострами (запасной рангоут) на шкафуте посередине корабля.

Величина баркаса зависела от величины корабля, где они были размещены, 1 или 2 бывали при каждом военном судне. В зависимости от величины корабля зависело и количество баркасов на нём, так на линкоре «Дредноут» (HMS Dreadnought), в начале его службы, было 2 14-метровых паровых полубаркаса, 1 11-метровый паровой полубаркас, 1 13-метровый гребной баркас. Также существовали и полубаркасы, которые были немного меньше баркасов, и имели 14-18 вёсел. Баркасы на военных судах, когда спущены на воду, обыкновенно стоят на бакштове. Ранее в военном деле России, до создания миноносок, баркасы в составе минных плотов применяли для установки минных заграждений.

В Русском флоте, на конец XIX века, употребляли следующие гребные баркасы и полубаркасы:

  • 20-вёсельный баркас;
  • 18-вёсельный баркас;
  • 16-вёсельный полубаркас;
  • 14-вёсельный полубаркас.

Баркас упоминают в романе «Тихий Дон» Шолохова как рыболовную лодку донских казаков.

Пинасс

Еще одни вид парусных судов – пинасс. Судно очень напоминает флейт, но с небольшими отличиями в конструкции бортов. Носовая часть судна заканчивалась прямоугольной переборкой от палубы до полубака. Длина пинасса составляла больше сорока метров. Это трехмачтовое судно водоизмещением до всего лишь до 800 тонн преимущественно использовалось для перевозки людей или торговли. Пинасс применялся в качестве канонерской лодки или посыльного. Позже небольшие парусные пинасы обеспечивали сообщение между линейными судами, для введения флота в гавань, подхвата почтовых отправлений и т.д.

Использование морского транспорта

Транспортные функции, которые выполняют морские суда по перевозке грузов, представляют собой продолжение процесса материального производства в сфере обращения, чем транспорт отличается от других производственных отраслей (добывающей, обрабатывающей, земледелия). В транспортном производстве, в том числе и морском, не создаются новые вещественные продукты. В роли предметов труда здесь выступают грузы, которые перемещаются в пространстве с помощью транспортных средств. В результате этого потребительная стоимость перевозимых грузов сохраняется, а стоимость их увеличивается. Под воздействием труда работников транспорта изменяется пространственное бытие товаров. В этом именно и состоит материальный характер транспортного производства. Таким образом, транспорт оказывает услуги производственного характера. Эти услуги потребляются и реализуются одновременно с процессом транспортного производства.

Поскольку природные ресурсы чаще всего пространственно разобщены с районами переработки и потребления, постольку в мире существует и территориальное разделение общественного труда. Это один из объективно необходимых факторов развития человеческого общества, который обусловливает интенсивный обмен товарами между континентами и странами. С давних пор этот обмен производится по океанам и морям с помощью морского транспорта, а прогресс в технике мореплавания лишь способствовал укреплению экономических связей между государствами, удаленными друг от друга на тысячи морских миль. Ныне Мировой океан уже не столько разделяет, сколько соединяет страны и народы, не затрудняет, а облегчает сообщение между ними, по его трассам идет большая часть международного товарообмена. Современное транспортное мореплавание — важный элемент международного экономического, культурного, технического обмена, тесно связанный с процессом развития международной обстановки, политическими отношениями и т. д.

Воздушные пространства над Мировым океаном пересекают многочисленные авиатрассы. По дну океанов и морей проложены телеграфные и телефонные кабели. Степень развития морского и воздушного транспорта и средств связи в океанах и морях отражает уровень их хозяйственного освоения. Главное место в морской деятельности принадлежит транспортному судоходству. Для того чтобы транспортное судоходство могло осуществлять свои функции, необходима материально-техническая база и общие материальные условия. Материально-техническую базу составляет флот и порты, а общие материальные условия — океаны и моря. Эти три элемента имеют свою специфику, поэтому мы рассмотрим каждый из них в отдельности в следующих статьях.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бронивиль
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: