Искусство средней азии

Отличия между аулом и кишлаком: понятие и культурные особенности

Сравнение, основные черты, сходства и различия

В настоящем, современном мире отличия между этими поселениями стираются. Однако все же существует разница между крупными и небольшими муниципальными пунктами. Чаще всего сравнивают село и деревню, ищут, в чем разница между ними.

Село отличается от деревни по следующим пунктам:

  • более выраженные размеры;
  • повышенное количество населения;
  • одновременное занятие промышленным и сельскохозяйственным производством;
  • присутствуют многоквартирные дома (в деревнях более развиты постройки небольших частных домов).

Можно кратко выразить, чем село отличается от деревни — для него характерны более обширные размеры. Но ранее в это отличие причислялось и наличие церкви.

Развитие сельского хозяйства

Важно выявить не только, в чем разница между селом и деревней, но и объяснить отличительные черты поселка и хутора. Оба поселения имеют минимальные размеры, минимум проживающих людей

Но также присутствует разница:

  • для хутора характерно наличие домохозяйств;
  • поселки чаще создаются по профильному уровню (например, вблизи шахты, для курортного отдыха);
  • поселками часто являются промежуточные формы, располагающиеся между селом и городом.

Между этими муниципальными районами существуют сходства:

  • объединение для занятия определенным видом деятельности;
  • число населения, начинающееся от 100 человек, заканчивающееся до 1000 человек;
  • расположение вдали от городов.

Постепенно все различия стираются, остаются только сходства.

Местный административный центр

Чем различались раньше и в настоящее время

Ранее имелось больше различий. В основном они касались наличия церкви, административной части, количества населения.

Сейчас же разница между селом и деревней полностью размылась, она остается лишь в названии.

Отличие более выражены между хутором и поселением. Ранее они отличались по области применения труда. Сейчас эти отличия остались, но стали менее явными.

История казахских сел:

Существование казахских сел восходит к древним временам. В течение столетий они служили основным местом проживания казахского народа и были центром его культуры и традиций.

В эпоху кочевья казахские села были небольшими и мобильными: они переносились вместе с кочующими племенами и строились из простых материалов, таких как шаланда и шатер. С развитием земледелия казахские села стали более устойчивыми и основывались на круговой системе земледелия.

В период советской власти произошло массовое строительство сельских поселений, которые назывались «колхозы». Каждый колхоз состоял из нескольких сел и имел свою инфраструктуру: школы, больницы, магазины и т.д.

Сегодня казахские села продолжают играть важную роль в жизни казахского народа: многие жители остаются верными своим культурным традициям и занимаются земледелием или скотоводством.

Кроме того, в последние годы происходит активное развитие аграрной сферы в Казахстане, что способствует улучшению жизни жителей сел и привлекает в них новых жителей.

Историческое наследие региона

Средняя Азия внесла огромный вклад в искусство, науку, архитектуру и литературу всей мировой цивилизации, оставила неизгладимый след в нашей общей истории. В далекие времена искусными ремесленниками и рабами здесь строились невероятные по своей красоте и инженерной мысли дворцы и храмы, цветущие города и поселения, многие из которых и по сей день являются украшением мировой исторической архитектуры. Жизненный уклад, историческая судьба, традиции и обычаи Средней Азии описаны в статье.

XIII-XIV вв. в Средней Азии знаменуются как период строительства величайших дворцов и мавзолеев, поражающих соразмерностью своих пропорций, украшенных ярким, красивым орнаментом. Многие памятники архитектуры того периода дошли и до нас. Среди них можно отметить неповторимую площадь Регистан, являвшуюся в то время центром Самарканда; прекрасную мечеть Биби-Ханум; погребальный склеп Гур-и-Эмир, отличающийся от остальных своим необычным бирюзовым куполом.

Народные умельцы уже в XV-XVII вв. возвели на площади Самарканда такие сооружения, как медресе Улугбека, Тилля-Кари и Щир-Дор («Здание со львом»). История среднеазиатской архитектуры – яркое свидетельство того, что именно народ всегда являлся создателем памятников духовной и материальной культуры этих стран.

1220 год стал для народов Средней Азии трагическим — началось монгольское нашествие. Полчищами Чингисхана были разорены процветающие города и селения, уничтожены древнейшие памятники архитектуры и культура этих народов. Долгие десятилетия захватчиками удерживалась данная территория, и это, разумеется, также очень повлияло на традиции и обычаи Средней Азии, оставило свой неизгладимый отпечаток, который виден и в наши дни. Более того, различными следами монгольского нашествия полна почти вся зарубежная Азия.

Структура аулов и кишлаков

Аул представляет собой селение, расположенное в горах. Он обычно состоит из группы домов, сгруппированных вокруг центральной площади или мечети. В ауле обычно населяют люди, которые традиционно занимаются скотоводством или земледелием. Аулы имеют свою уникальную историю, культуру и традиции, которые передаются из поколения в поколение.

Кишлак, в свою очередь, представляет собой сельскую общину, расположенную на низменности. Он отличается от аула тем, что дома здесь разбросаны по всей территории, а не сгруппированы вокруг центральной площади. В кишлаке также проживают люди, занимающиеся сельским хозяйством.

Несмотря на разницу в структуре, аулы и кишлаки имеют много общего. Они оба представляют собой сельские общины, где жители живут вблизи природы и оказываются в гармонии с ее циклами. В аулах и кишлаках ценятся традиции, история и культура, которые помогают сохранить и передать уникальные особенности этой местности.

Аулы

В аулах сохраняются старинные традиции и культура, которые передаются из поколения в поколение. Эти поселения являются центрами социальной и культурной жизни для местных жителей. В аулах проводятся различные национальные праздники, где можно познакомиться с народными танцами, песнями, кулинарными традициями и другими элементами культуры народа, проживающего в данном регионе.

Разница Сходство
Аулы находятся в горах, кишлаки — в равнинных или предгорных районах И в аулах, и в кишлаках приняты некоторые общие традиции и культурные особенности
Жители аулов чаще всего занимаются сельским хозяйством Жители кишлаков также занимаются сельским хозяйством

Кишлаки

В кишлаке проживает небольшое количество жителей, обычно несколько семей. В отличие от аула, где преобладает одна национальность, в кишлаке могут жить представители различных наций и этносов.

Кишлаки имеют долгую историю, часто связанную с горными местностями. Жители кишлаков обычно занимаются земледелием и животноводством, а также знают множество ремесел, передаваемых из поколения в поколение.

Однако, как и в случае с аулами, кишлаки также сохраняют свои традиции и обычаи. Жители этих селений всегда отличались гостеприимством, глубоким уважением к старшим и духом солидарности. Они ценят и сохраняют национальные традиции, музыку, танцы и кулинарию.

Кишлаки играют важную роль в культурной и социальной жизни общества. Они представляют собой небольшие и уютные сообщества, где каждый житель заботится о всех остальных и участвует в общих делах.

Родственные отношения

Родственные отношения у народов Средней Азии всегда имели важнейшее значение. Из-за принадлежности к определенной фамилии человек обязан помогать «своим», даже если родственник в чем-то не прав. Обычным является здесь то, что человек, занявший высокую должность, окружает себя членами своего рода.

Родоплеменные связи играют большую роль в жизни каждого жителя Средней Азии. Существует обычай, который для многих европейцев может показаться довольно странным и обременительным: по возвращении из дальней поездки человек должен привезти подарки всем своим родственникам, которых некоторые фамилии насчитывают больше сотни. Вообще, следует понимать, что в Средней Азии в гости с пустыми руками не ходят.

Архитектура и сооружения

Аулы Кавказа славятся своей оригинальной архитектурой, которая сочетает в себе традиционные элементы старинных зданий со современными технологиями и материалами. В аулах преобладает каменная кладка, местами с применением обжиговой кирпичной кладки.

Дома в аулах имеют специфическую конструкцию — это одноэтажные здания с плоским крышами и отсутствием окон на первом этаже. Вход в дом осуществляется через дверь, находящуюся на втором этаже. Первый этаж же используется для хранения складского хозяйства и проживания скота зимой.

Особенное место в архитектуре аулов занимают мечети. Их строят из камня или кирпича, характеризуются арочной крышей и множеством декоративных элементов. При этом некоторые аулы имеют несколько мечетей, каждая из которых удовлетворяет определенным требованиям верующих.

Кишлаки отличаются своей простотой и функциональностью. Здесь преобладает деревянное строительство, нередко с использованием рваного камня или обжига. Кишлаки не имеют острых углов, а вместо плоских крыш — скаты из обрезанных со всех сторон круглых лесов.

В кишлаках дома имеют две этажа, несмотря на их небольшую высоту. Первый этаж используется для жилья скота и хранения хозяйственных принадлежностей, второй этаж — для проживания людей. Часто к дому пристраивается терраса, которая служит местом для отдыха и общения.

В центре кишлака обычно располагается мечеть, которая, в отличие от мечетей аулов, имеет простой и строгий вид, но при этом не менее эффектен. Она строится из дерева или кирпича, по возможности из локальных материалов.

Независимо от того, аул или кишлак, все сооружения на Кавказе отвечают требованиям климата и местности, где они расположены, и делятся на две категории: здания для жилья и хозяйственные сооружения. Каждое из них имеет свою собственную архитектуру и технологические особенности.

Знаменитые среднеазиатские ткани

Гордостью музея является его собрание по среднеазиатскому текстилю. Среди образцов ручного ткачества всех народов региона особенно хорошо показано ткацкое искусство таджиков и узбеков. Хлопчатобумажные и полушелковые полосатые ткани (алоча и бекасаб), ткани с набивным рисунком (чит), который наносился при помощи резных деревянных штампов, тонкие однотонные и узорные шелка (шойи), которые вырабатывали самаркандские и бухарские ткачи. Добротные шелковые ткани представлены в коллекциях тысячами образцов, демонстрирующих разнообразие локальных видов, рисунков и цветовой гаммы. Редким по полноте является собрание шелковых, полушелковых тканей и бархатов, орнаментированных в технике икат, очень сложной в исполнении.

Из деревни в город и обратно

С развитием городов молодые люди начали покидать родные места, видя в городских условиях больше возможностей для заработка. В результате этого переселения, деревни стали вымирать. Зачастую в сельской местности, можно увидеть только заброшенные полуразвалившиеся дома, заросшие бурьяном.

В последнее время наблюдается обратное движение. Многие городские жители стремятся уехать из шумного мегаполиса, и поселиться в тихой и уютной деревеньке. Перенаселение городов, стремительный образ жизни, шум, загрязненный воздух начинают раздражать людей. Желание быть ближе к природе, питаться натуральными продуктами, никуда не спешить побуждает многих сменить комфорт городских квартир на деревенский домик.

Брак в Средней Азии

В среднеазиатских семьях имеются два типа заключения браков. Согласно первому типу (экзогамному), молодому человеку или девушке запрещено вступать в брак с родственниками по отцовской линии до 7-го колена. Такая модель построения браков свойственна каракалпакам, казахам и части киргизов. Другой тип построения браков (эндогамный), когда женятся дети ближних и относительно дальних родственников, относится к туркменам, таджикам и узбекам. Хотя стоит отметить, что традиционные внутриродовые отношения претерпели некоторые изменения вследствие постоянных войн, переделов территории и переселений. Особенно это касается туркменского народа, где могут встречаться как экзогамные, так и эндогамные семьи.

Невзирая на различие принципов заключения браков, один фактор является основополагающим: жених должен выплатить калым семье невесты. Сегодня он, как правило, представляет собой определенную денежную сумму, но в селениях еще сохранилась традиция передачи какого-то количества скота в качестве калыма. Сторона невесты, в свою очередь, по традиции должна приготовить приданое, состоящее обычно из одежды и бытовых предметов, а у кочевников раньше в приданое обязательно входила еще и юрта.

У кочующих народов также существовал обычай леввирата, заключающийся в том, что вдова обязана была вступить в брак с братом умершего супруга. Делалось это из экономических соображений – все имущество почившего человека, унаследованное супругой, должно было остаться в его роду. Для женщины такая форма брака порой была подобна трагедии.

Наверняка, вы также слышали о таких архаичных обычаях, как «брак в колыбели», когда родители заключали договор о женитьбе своих детей, когда те еще были в младенческом возрасте, и брак с похищением.

Уважение к старшим

Данный обычай, как одна из обязанностей каждого жителя среднеазиатского региона, известен издревле. Уважение к старшим необходимо проявлять, даже если различие в возрасте составляет лишь несколько лет. Младший должен выполнить желание старшего, если последний просит его куда-либо пойти, что-либо принести или совершить какое-нибудь действие вместо него. Отказывать неприлично. В присутствии старших людей остальным следует разговаривать сдержанно. Таким образом, постороннему человеку легко определить самого старшего в группе людей. Благодаря такой возрастной иерархии поддерживается строгая дисциплина и во время многолюдных собраний: старших слушают, не перебивая, им достаются самые лучшие места.

Отличия аула и кишлака

По происхождению

Аул и кишлак — это два разных термина, которые обозначают селения восточных народов. Однако, они исторически возникли в разных условиях. Аул возник в горной местности, где люди жили в фортефицированных домах для защиты от нападений, а кишлак возник в речных долинах, где люди занимались земледелием и жили в более простых жилищах.

По экономическому характеру

Аул и кишлак также различаются по экономическому характеру. В ауле, как правило, занимаются скотоводством и ремеслом, а в кишлаке — земледелием и ремеслом. Также, в ауле более развиты ремесла, например, производство оружия и инструментов, а в кишлаке — ремесла, связанные с текстилем и керамикой.

По социальной структуре

Социальная структура в ауле и кишлаке также отличается. В ауле часто проживает один род, который контролирует экономическую и политическую жизнь селения, а в кишлаке проживают несколько родов, которые работают вместе и принимают решения вместе.

По культурным традициям

Аул и кишлак имеют также отличающиеся культурные традиции. В ауле более развита культура конного спорта, также традиционная музыка и танцы связаны с конными играми. В кишлаке более распространены национальные традиции и культура земледелия, связанные с сезонами и общественными мероприятиями.

Особенности кочевой жизни казахов

Казахи — это кочевой народ Центральной Азии, который живет в тесном контакте с природой. Традиционная кочевая жизнь казахов неразрывно связана с их культурой и обычаями. Главными чертами этой жизни являются постоянное передвижение в поисках пастбищ и воды, а также привычка к недостатку материальных благ.

Одна из особенностей кочевой жизни казахов — это наличие кочевых лагерей, где в течение нескольких месяцев семьи живут вместе и занимаются скотоводством. Они также выращивают овощи, хотя это не главный источник питания

Кроме того, казахи любят петь и танцевать, что является важной частью их культуры

Традиционное пастушеское ремесло казахов передается из поколения в поколение. Мужчины занимаются скотоводством, а женщины выполняют домашние работы и готовят еду. Одежда казахов изготавливается из шерсти животных, которые они разводят на пастбищах. Их украшения, такие как браслеты, ожерелья и серьги, создаются из различных материалов.

Среди традиционных промыслов казахов можно отметить:

  • Ковровое производство;
  • Резьбу по кости и рогам;
  • Изготовление копченого мяса.

Кочевым казахам часто приписывают достоинства, такие как гостеприимство, открытость, душевность. Они верят в традиционную религию и сохраняют свои национальные обычаи до сих пор.

Эпилог

Тенденции развития человечества таковы, что в будущем понятия «село» и «деревня» исчезнут совсем. Им на смену придут Агро городки. Это связано с тем, что орудия труда фермеров постоянно совершенствуются. В последнее время всё меньше работы нужно делать своими руками, а всё больше делается при помощи машин, которые производят в городе на промышленных предприятиях.

Агро городок это фермерское хозяйство, где при помощи машин производится сельхозпродукция. Пока ещё в нашей стране много пахотной пустующей земли, но её некому обрабатывать. Фермеры нового поколения предпочитают селиться не в старых деревнях и сёлах, а создавать новые агломерации, которые отличаются по своей сути от старых.
Механизация радикальным образом изменила нашу жизнь. Процесс обработки земли за последние сто лет облегчился в несколько раз. Впереди новые технические открытия, которые сделают устаревшими термины «село» и «деревня», как сейчас стали устаревшими многие слова, которые для наших прадедов были каждодневными, например «зипун».

Многим не хочется верить в такое развитие событий, ведь сельхозпродукция будет нужна и через пять тысяч лет. Да, она будет, но будет создаваться по новому, при помощи новых технологий, которые изменят быт современных сельских обывателей настолько, что место их проживания будет больше похоже на город, чем на село.

Чем отличается СЕЛО от ДЕРЕВНИ

Часто понятия «село» и «деревня» используются как синонимы. Есть ли разница между ними сегодня? Когда появились эти понятия? В чем изначально было их сходство и различие?

Село
− это древнейшее название славянского поселения. До революции 1917 года неотъемлемым элементом села была церковь. Село являлось хозяйственным и административным центром окружающих деревень. Также селом в Древней Руси называли княжеское имение. Для украинцев и белорусов понятия «село» и «деревня» равнозначны.

Если в древности было необходимо наличие церкви в селе, то сейчас это не имеет главного значения: сегодня между селом и деревней уже не выделяется никаких различий. Даже при наличии церкви поселение может называться деревней.

Деревня
– социально-территориальная общность с малой концентрацией населения, расположенная на небольшом пространстве. Деревня считается большой, если количество дворов в ней превышает 30. В отличие от села, в деревне нет церкви. Сейчас существуют такие поселения, в которых находится несколько церквей, и они называются деревнями. В России сейчас самый большой процент населения после городского сконцентрирован в деревнях.

Свое название деревня получила отнюдь не потому, что дома в ней всегда деревянные. В XVIII веке слово «деревня» означало двор, а до этого – пахотное поле. Основные занятия жителей деревень и сел: сельское хозяйство, земледелие и скотоводство.

В селе могли размещаться перерабатывающие предприятия, например, лесопилка или лесопилка. В советское время село постепенно потеряло свои функции. Крупные предприятия стали располагаться в городах и появились новые типы поселения – поселок городского типа (ПГТ). Именно поселок городского типа занял место между городом и деревней, а развитие сел прекратилось. В ПГТ население занимается уже не сельским хозяйством, а, например, перерабатывающей промышленностью. Благодаря появлению ПГТ село утратило свое значение, а деревня и село стали выступать как синонимы.

Сейчас весьма популярно переселение молодежи из деревни в город, а старшего поколения, напротив, из города в деревню. Молодежь уезжает в поисках работы и достойного образования, а старшее поколение ищет в деревне покоя и тишины. В связи с развитием технологий, уровень комфорта в некоторых деревнях и городах сейчас мало отличается.

Примечательно, что в названиях сел превалируют окончания на –ое
, а названия деревень на –о, у
или согласные. Но в связи с бурным развитием географических названий сегодня традиционные названия деревень и сел прослеживаются не четко.

В русском языке путаница относительно населенных пунктов возникла на начальном этапе советской власти. И до сих пор многие называют одно и то же поселение либо селом, либо поселком. Хотя разница между этими понятиям есть. Определим эти отличия.

Что такое аул?

Кишлак и аул имеют некоторые отличия. Вторым названием именуются в основном сельские поселения на Кавказе, а кишлаками называются сельские населенные пункты Средней Азии и Афганистана. По сути своей аул у народностей Азии — то же, что и хутор, село, кишлак, деревня, т. е. любой небольшой сельский населенный пункт. Аулами называют и деревни у башкир, татар, киргиз-кайсаков, калмыков, а также у кавказцев.

Кавказские горы, особенно на территории Республики Дагестан, заселены аулами — укрепленными поселениями. Дома в них обычно строятся из камня, а располагаются они либо у отвесной горной стены, либо на горном склоне в целях защиты от неожиданных нападений. Как правило, строятся двухэтажные дома, располагаясь уступами. Обращены они в большей степени фасадом в южном направлении для того, чтобы зимой получать больше солнечного света и защититься от северных холодных ветров. Частенько аулы располагаются вдалеке от источников воды и пастбищ.

На Северном Кавказе традиционно аулами называют сельские населенные пункты с населением не христианской веры. Так официально именуются поселения с черкесским (адыгским), ногайским и абазинским населением в Адыгее, а также села в Карачаево-Черкессии и в Краснодарском крае. В других республиках этого горного региона и в Ставропольском крае такие поселения официально называются селами, однако в публикациях и среди народа они тоже именуются аулами.

Что представляют собой аулы и кишлаки?

Аулы – это селения, которые обычно находятся высоко в горах. Они характеризуются своеобразной архитектурой, тесной застройкой и уникальным образом жизни. Аулы тесно связаны с природой, вокруг них раскинутся высокие горы, прекрасные пейзажи и изумительная природа. Жители аулов в основном занимаются сельским хозяйством, выращивая овощи и фрукты на небольших участках земли. Аулы также славятся своими традициями и обычаями, которые передаются из поколения в поколение.

Кишлаки, с другой стороны, представляют собой сельские поселения, которые находятся на нижних склонах гор. Эти поселения обычно больше по размеру, чем аулы, и более развиты. Жители кишлаков также занимаются сельским хозяйством, но часто у них есть большие участки земли для культурных растений и скотоводства. В кишлаках присутствуют различные виды промышленности, такие как текстильное производство, мастерские по изготовлению ковров и изделий из дерева. Кишлаки также имеют более разнообразные традиции, связанные с религией, культурой и историей.

Из этого можно сделать вывод, что аулы и кишлаки имеют сходства и различия в своей сельской общине. Оба населенных пункта являются частью истории и культуры своего региона и хранят традиции, передаваемые из поколения в поколение.

Аулы

История аулов насчитывает множество лет. Эти селения были основаны в горных районах и приспособлены к жизни в неблагоприятных условиях. Жители аулов на протяжении веков развивали свои уникальные формы сельского хозяйства и культуры, которые до сих пор сохраняются.

Основное отличие аула от кишлака — это его местоположение в горной местности. Кишлаки, в отличие от аулов, находятся в равнинных районах. Однако и аулы, и кишлаки являются сельскими общинами, состоящими из нескольких домов, где живут местные жители.

В аулах и кишлаках сохраняются практики, передаваемые из поколения в поколение, такие как обряды, народные гуляния и ремесла. Эти сельские общины имеют свою уникальную культуру и традиции, которые продолжают существовать в наши дни.

Кишлаки

Исторически кишлаки взаимодействовали с селениями, однако с течением времени стали образовывать отдельные устойчивые общины. Они представляют собой скопление жилищ, которые располагаются недалеко друг от друга на подножии гор. Жители кишлаков занимаются земледелием, животноводством и ремесленным производством.

В кишлаках сохраняются древние традиции, передаваемые из поколения в поколение. Жители кишлаков бережно хранят и продолжают выполнять старинные ритуалы, праздники и обычаи, которые включают в себя пение, танцы и национальные игры.

Одним из основных отличий кишлаков от аулов является их расположение. Кишлаки находятся в горной местности, в то время как аулы — это сельские общины, которые размещаются на равнинных и холмистых участках.

Чем отличается аул от кишлака?

Аул и кишлак — это традиционные населенные пункты в странах средней Азии и Кавказа. Несмотря на то, что они имеют много общего, есть и некоторые отличия между этими двумя понятиями.

• Структура : Одним из основных отличий между аулом и кишлаком является их структура. Аул часто имеет сложную планировку, с различными улицами и кварталами, а также установленным центральным площадью или мечетью. В то же время, кишлак обычно состоит из нескольких семейных хозяйств, расположенных рядом друг с другом.

• Размер : Аулы часто являются более крупными по сравнению с кишлаками. Они могут состоять из десятков или даже сотен домов. Кишлаки, с другой стороны, могут быть гораздо меньше и иметь от нескольких десятков до нескольких сотен жителей.

• Уровень развития : Кишлаки часто представляют собой более закрытые и традиционные общины, где сохраняются старые обычаи и образ жизни. С другой стороны, аулы могут быть более развитыми и открытыми для внешнего мира, с более современной инфраструктурой и услугами.

Аул Кишлак
Сложная структура с улицами и кварталами Расположение нескольких семейных хозяйств
Более крупный размер Меньший размер
Более развитая инфраструктура Сохранение традиционного образа жизни

В заключение

По азиатским регионам существуют туристические маршруты, благодаря которым желающие могут больше узнать о жизни сельского населения. Наиболее интересными в этом плане являются горные села Узбекистана: Хаят, Асраф, Маджурум, Ухум, Сентябсай. Они расположены на склонах Нуратинского хребта (южная часть), недалеко от райцентра Фариш (Джизакская область). Каждое из этих сел находится в ущелье и расстояние от них до трассы Джизак-Нурата составляет 5-8 км.

Туристам интересно прогуливаться по улицам поселков и их красивым живописным окрестностям. Такие пешеходные переходы из одного населенного пункта в другой совершаются по горным тропам. Жители этих деревень гостеприимны и с радостью приглашают их в свои дома, чтобы угостить гостей традиционным узбекским чаем.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бронивиль
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: