Новая аттестация учителей с 2024 года

Всё про мцко: диагностическая работа центра мониторинга и качества образования, аттестации мцко

Лучший социальный проект года11.10.2022 16:06

Мининвест Московской области приглашает социальных предпринимателей принять участие в ежегодном Всероссийском конкурсе проектов в области социального предпринимательства «Лучший социальный проект года»

Конкурс направлен на поиск и выявление лучших проектов в социальной сфере. К участию в конкурсе приглашаются: коммерческие организации, индивидуальные предприниматели, а также некоммерческие организации, работающие в социальной сфере.

Тематика проектов: улучшение условий жизнедеятельности граждан, оказание поддержки инвалидам и людям пожилого возраста и многое другое.

Ознакомиться с материалами и условиями участия в конкурсе «Лучший социальный проект года», а также подать заявку можно на официальном сайте Всероссийского конкурса: https://cissrussia.ru/

В 2022 году заявки будут приниматься до 31 октября.

Конкурс «Лучший социальный проект года» реализуется в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Организаторами конкурса являются  Минэкономразвития России и «Российский государственный социальный университет». Региональный этап конкурса в Московской области реализуется при поддержке Мининвеста Московской области.

Региональный этап конкурса включает в себя: прием заявок, отборочный тур, в рамках которого члены жюри и экспертный совет конкурса оценят работы участников. Далее лучшие проекты социального предпринимательства Подмосковья будут рассмотрены федеральными экспертами  Всероссийского конкурса.

Что несет новый ФГОС

В принятом образовательном стандарте третьего поколения достаточно много нововведений. Например:

  • в программу вводится обязательное патриотическое, экологическое и трудовое воспитание; 
  • второй иностранный язык в средней школе становится необязательным;
  • в рамках первого иностранного языка акцент переносится на умение доносить информацию о культуре, традициях и истории России;
  • в программу вводятся занятия по финансовой грамотности;
  • в начальной школе третий урок физкультуры в некоторых школах могут заменить на шахматы.

Если суммировать положения образовательного стандарта, то он нацелен на воспитание всесторонне развитого индивида, который:

  • обладает базовыми когнитивными, социальными и эмоциональными компетенциями, 
  • адекватно ориентируется в окружающем мире, 
  • решает нетиповые задачи,
  • понимает необходимость непрерывного самообразования и саморазвития. 

Звучит позитивно и многообещающе. Но не для всех. 

Методист в колледже

В отличие от школ, в каждом колледже предусмотрена ставка методиста — а иногда и не одного. Дело в том, что если в школе разрабатывается, как правило, всего одна образовательная программа на каждый уровень образования (начальное, основное общее, среднее общее), то в колледже программ будет столько, сколько существует направлений профподготовки. И если их много (колледж универсальный, а не узкоспециализированный), то такой объём работы окажется слишком велик для одного методиста.

К тому же профессиональные дисциплины в организациях СПО (среднего профессионального образования) зачастую преподают люди без базового педагогического образования — специалисты с предприятий или выпускники профильных вузов (например, технических или медицинских). Поэтому им требуется куда большая методическая поддержка, чем, например, школьным учителям.

И ещё один значимый нюанс — образовательные программы в колледжах, как и в вузах, строятся с ориентацией на профессиональную деятельность будущего выпускника

А значит, при их разработке важно учитывать не только требования ФГОС, но и профстандарты или требования квалификационных справочников по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, а также реалии рынка — каких компетенций работодатели ждут от сотрудников. Причём сейчас перед государством стоит задача максимально сблизить сферу СПО с практикой

О том, как строится методическая работа в СПО, Skillbox Media рассказала Ольга Курбанова, старший методист ОГБПОУ «Томский промышленно-гуманитарный колледж». По её словам, в колледжах нередко есть отдельное структурное подразделение — информационно-методический центр (ИМЦ). Он может называться иначе, например — отдел образовательных проектов. Его возглавляет руководитель, у которого в подчинении могут быть методисты и старший методист.

Ольга пояснила, что в ситуации, когда методистов несколько, есть два варианта организации их работы. Первый — когда за каждым закрепляется укрупнённая группа специальностей (УГС) — родственных направлений подготовки. Скажем, в УГС «Клиническая медицина» могут входить отдельные специальности «Лечебное дело», «Лабораторная диагностика», «Медицинская оптика» и другие.

Другой вариант — когда методисты делят между собой разные направления работы. Например, один отвечает за подготовку учебного плана, разрабатывает макеты рабочих программ и контрольно-оценочных средств, консультирует преподавателей по составлению рабочих программ по дисциплинам и модулям, проверяет их на соответствие ФГОС, комплектует основную профессиональную образовательную программу — то есть берёт на себя всю документацию. А второй методист в таком случае занимается методическим обеспечением — отвечает за разработку учебно-методических материалов для студентов, помогает преподавателям в выборе форм, методов и средств обучения, организовывает повышение квалификации преподавателей и так далее.

Методист в школе и школьной системе

Вообще-то ставка методиста в общеобразовательной школе — не самая типичная история. Чаще всего «чистые методисты» встречаются в частных школах и гимназиях, а вот в государственных, как правило, методические задачи на себя берёт заместитель директора по учебно-воспитательной или учебно-методической работе.

Конкретные функции такого специалиста могут различаться от школы к школе. Но, как правило, ключевые направления его работы такие:

  • следить за тем, чтобы вся образовательная система школы соответствовала требованиям ФГОС (и вносить изменения при обновлении стандартов);
  • разрабатывать основную образовательную программу, учебные планы и расписание, помогать учителям в составлении рабочих программ по предметам;
  • контролировать правильное составление отчётных документов;
  • организовывать повышение квалификации и аттестацию педагогов;
  • посещать уроки и давать обратную связь учителям;
  • обобщать и передавать учителям передовой педагогический опыт;
  • организовывать и сопровождать итоговую аттестацию выпускников.

Также заместитель директора нередко координирует работу школьных методических объединений — структур, в которых учителя, преподающие один предмет, обмениваются опытом и делятся друг с другом эффективными методами и методиками. С этой целью иногда создаются и другие внутришкольные объединения — профессиональные педагогические сообщества, проблемно-творческие группы, системы наставничества.

О своём опыте нам рассказала Людмила Лялина, директор МБОУ «Батыревская СОШ №2» Чувашской Республики: «Мы создали профессиональное обучающееся сообщество, где весь коллектив совершенствует свои компетенции и каждый педагог отвечает за результат своей работы. В школе разработана программа внутриорганизационного обучения, согласно которой педагоги в течение учебного года изучают и внедряют в работу две наиболее актуальные для нашей школы педагогические стратегии: формирующего оценивания и смыслового чтения».

Важно заметить, что методическая работа в школьной системе не заканчивается собственно методистами школ. В рамках национального проекта «Образование» в 85 регионах страны созданы Центры непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (ЦНППМПР) — в них работают региональные методисты

По словам Татьяны Щербаковой, эксперта Федерального методического центра ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России», их ключевые задачи можно разделить на три направления:

  • Организационно-подготовительные мероприятия. Региональные методисты анализируют учебно-методическую работу в школе и разрабатывают предложения, как повысить её эффективность, проводят очные и дистанционные консультации педагогов.
  • Информационное сопровождение. Сотрудники ЦНППМПР организуют профессиональные конференции, семинары и вебинары (например, по вопросам введения новых ФГОС), составляют различные информационные и методические материалы для учителей.
  • Методическое сопровождение. Региональные методисты поддерживают педагогов, испытывающих затруднения в работе (например, если учителям сложно освоить Конструктор рабочих программ). Выявляют нехватку профессиональных компетенций у учителей и помогают её устранить — то есть планируют и организуют дополнительное профессиональное образование. Важный нюанс, отличающий ЦНППМПР от традиционных центров ДПО, — акцент на индивидуальные образовательные траектории, согласно которым педагоги, по идее, будут непрерывно развивать свои компетенции.

Во всех этих задачах, как рассказывает Татьяна Щербакова, региональные методисты тесно сотрудничают с теми, кто отвечает за методическую работу внутри школы.

И наконец, в школьном образовании есть методисты, выполняющие специальные задачи. Например, сотрудники Федерального института педагогических измерений разрабатывают контрольные измерительные материалы (КИМ) для государственной итоговой аттестации — ЕГЭ и ОГЭ. А в Московском городском педагогическом университете есть Институт содержания, методов и технологий образования, и методисты в нём курируют систему Московской электронной школы (МЭШ) — координируют её наполнение контентом, разрабатывают методические рекомендации по цифровой дидактике, проводят курсы и мероприятия для педагогов.

Когда будет проводиться аттестация учителей в 2023 году

Как и каждый год, в 2023 году обязательной аттестации подлежат учителя, у которых с прошлой аттестации прошло уже 5 лет или которые утратили основания, освобождающие от обязательной аттестации. То есть, у каждого педагога есть свой срок истечения соответствия занимаемой должности, и в этот год они должны пройти аттестацию снова.

Когда именно она проводится – нужно уточнять в своей школе. Как правило, на аттестацию отводится период между 15 августа и 15 мая, то есть, в течение учебного года и пока нет экзаменов. На практике комиссия соберется, если нужно аттестовать нескольких учителей и они согласуют удобную дату (чтобы, к примеру, в эти дни у них не было учебной нагрузки).

Что же касается аттестации на категорию, то здесь даты нужно уточнять в вышестоящем ведомстве – ведь комиссия собирается там, и ее члены тоже должны согласовать между собой удобный график.

Действующий порядок аттестации предусматривает, что срок рассмотрения заявления составляет 30 дней, после чего назначается дата аттестации. Сама процедура не может занимать больше 60 дней, а дата ее начала должна назначаться с учетом срока истечения категории у учителя.

Конкурсы

Завершился I тур – региональный этап Общероссийских конкурсов «Лучший преподаватель детской школы искусств» (протокол заседания отборочной комиссии) и «Лучшая детская школа искусств» (протокол заседания отборочной комиссии) 
Победители регионального этапа Всероссийской  выставки-конкурса «Образ педагогов и наставников в произведениях молодых художников»
Положение об Общероссийском конкурсе «Лучший преподаватель детской школы искусств», 2023 год
Положение об Общероссийском конкурсе «Лучшая детская школа искусств», 2023 год

Выписка из протокола заседания комиссии регионального этапа отбора кандидатов для участия в XXII молодёжных Дельфийских играх России от 15.02.2023 года

Положение о конкурсном отборе одаренных юных музыкантов и художников Московской области на соискание стипендии Благотворительного фонда «Новые имена» имени Иветты Вороновой в 2023 году

Распоряжение № 17 РВ — 219 от 30.12.2022 года Об утверждении перечня творческих мероприятий в сфере художественного образования Московской области, проводимых на территории Московской области в 2023 году
Дельфийские игры 2023. Программные требования

Приём заявок на участие в региональном отборочном туре XXII молодёжных Дельфийских игр России
Итоги Московского областного благотворительного академического конкурса рисунков и живописи Делай добро! 

Положение Московского областного благотворительного академического конкурса рисунков и живописи Делай добро!
Положение об Общероссийском конкурсе «Молодые дарования России
Перечень творческих мероприятий в сфере художественного образования, проводимых на территории Московской области в 2022 году с контактными данными
Выписка из протокола заседания комиссии регионального этапа отбора кандидатов для участия в XXI молодёжных Дельфийских играх России от 17.02.2022 года
Распоряжение № 17 РВ — 158 от 29.12.2021 года Об утверждении перечня творческих мероприятий в сфере художественного образования Московской области на 2022 год

Приём заявок на участие в региональном отборочном туре XXI молодёжных Дельфийских игр России
О проведении детского музыкального конкурса народных исполнителей «МиР — Музыка и Развитие» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и Министерства культуры Московской области
Перечень творческих мероприятий в сфере художественного образования, проводимых на территории Московской области в 2021 году
Порядок проведения творческих мероприятий. Форма заполнения

Об утверждении Перечня творческих мероприятий в сфере художественного образования Московской области на 2021 год
Распоряжение № 17 РВ — 158 от 20.11.2020 Об утверждении Порядка отбора, организации и проведения творческих мероприятий в сфере художественного образования Московской области
Распоряжение № 17 РВ — 31 от 16.03.2020 
Распоряжение о внесении изменений в перечень творческих мероприятий 2020 год
Распоряжение № 17 РВ — 7 от 21.01.2020 г.
ПОРЯДОК проведения творческих мероприятий в сфере художественного образования Московской области
Распоряжение № 15 РВ — 10 от 02.02.2018 г.

Перечень творческих мероприятий в сфере художественного образования, проводимых на территории Московской области в 2019 году № распоряжения МК МО 15рв-94 от 20.09.2018 г.

Перечень творческих мероприятий в сфере художественного образования, проводимых на территории Московской области в 2018 году № распоряжения МК МО 15рв-161 от 21.12.2017 г.

Перечень творческих мероприятий в сфере художественного образования, проводимых на территории Московской области в 2017 году № распоряжения МК МО 15рв-235 от 28.11.2016 г.

Перечень творческих мероприятий в сфере художественного образования, проводимых на территории Московской области в 2016 году № распоряжения МК МО 15рв-478 от 29.12.2015 г.

Перечень творческих мероприятий в сфере художественного образования, проводимых на территории Московской области в 2015 году  № распоряжения МК МО 14рв-60 от 30.03.2015 г.

Кому нужно проходить аттестацию педагогических работников в 2023 году

Аттестация в целом обязательна для всех педагогов общеобразовательных учреждений. Конкретный перечень должностей можно найти в Постановлении Правительства РФ № 225 от 21.02.2022 года, где перечислены все педагогические должности.

То есть, аттестация педработников в 2023 году осуществляется для всех педагогов, у которых истекает срок прошлой аттестации и которые относятся к одной из должностей:

  • учитель, преподаватель;
  • педагог-организатор, педагог-психолог, социальный педагог;
  • преподаватель-организатор ОБЖ;
  • инструктор-методист, инструктор по физкультуре;
  • мастер производственного обучения;
  • музыкальный руководитель;
  • педагог дополнительного образования;
  • тренер-преподаватель и т. д.

Добровольная аттестация педагогов в 2023 году на квалификационные категории предполагает, что учителю может быть присвоена первая или высшая категория. Если у него истекает срок категории, то он может подать заново на аттестацию по данной категории (обязательную) или на более высокую (в добровольном порядке). Если аттестацию на категорию не подтверждать, то она снимается.

Согласно действующему действующему приказу Минобрнауки, категории присваиваются по следующим критериям:

  • Первая категория – если педагог докажет, что у его учеников есть высокие достижения, которые были определены школой при проверках знаний и иных испытаниях. Также у учеников должны быть способности к научной, спортивной или творческой деятельности, а учитель должен внести личный вклад в улучшение качества образования.
  • Высшая категория – если учащиеся не просто показывают высокий уровень знаний и подготовки, но он еще и растет. То есть, к требованиям для первой категории добавляется участие обучающихся в олимпиадах и конкурсах, а также участие самого педагога в методической работе и профессиональных конкурсах.

То есть, главное отличие – если для первой категории достаточно просто показать высокую успеваемость у своих учеников, то для получения высшей категории важно продемонстрировать что-то большее. А от категории, в конечном счете, зависит разница в оплате труда

В новой системе аттестации категорий больше:

  • молодой специалист – это учитель, который только пришел работать после вуза, прошел первичную аттестацию и работает менее 3-х лет;
  • учитель с соответствием должности – это начальное звание, которое учитель получит, пройдя первую аттестацию;
  • учитель-методист – это звание будут выдавать педагогам со стажем минимум 8 лет, которые также пройдут соответствующую аттестацию на категорию;
  • учитель-наставник – наивысшая должность, для которой нужна не одна аттестация.

Соответственно, и привилегии у учителей разных категорий будут разными – например, учитель-методист может участвовать в разработке учебных планов, а учитель-наставник – передавать свой опыт новичкам.

Первая и высшая категории сохраняются, а новых категорий учитель сможет получить сразу две – тогда и доплаты он будет получать за обе.

ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС «ПРИОРИТЕТЫ РОСТА» 201919.04.2019 16:44

Организатором Конкурса является Центр государственно-частного партнерства ИГСУ РАНХиГС при Президенте РФ, Автономная некоммерческая организация «Институт развития местных сообществ», Палата молодых законодателей Общероссийской общественной организации поддержки малого и среднего бизнеса «Опора России» и при содействии Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Приоритеты роста – Всероссийский конкурс молодежных проектов — площадка для молодых людей с собственным видением будущего России, желающих внести свои идеи в разработку стратегии экономического развития и повлиять на социально-экономическую политику нашей страны.

Команда, которая участвует в конкурсе и создает свои «Приоритеты роста», — это группа из 2-4 стратегически мыслящих молодых людей, которые:

  • могут создавать новые идеи и модернизировать готовые проекты;
  • постоянно двигаются по направлению к своим целям;
  • видят не проблемы, а пути решения и развития.

Цель конкурса — стимулирование молодежи к участию в разработке концепции социально-экономического развития путем выявления идей по созданию условий для устойчивого экономического роста в Российской Федерации

Задачи конкурса:

  • формирование представления молодежи о будущем России;
  • сбор и анализ мнения молодежи о современном уровне и положении социально-экономического развития России;
  • ознакомление молодежи с актуальными проблемами и направлениями развития социально-экономической политики России;
  • организация общения молодежи образовательных учреждений и взаимообмена информацией и опытом в сфере профессиональных интересов;
  • выявление и поддержка наиболее перспективных проектов и инициатив молодежи;
  • стимулирование дальнейшего профессионального роста молодежи.

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ

ЗАОЧНЫЙ ЭТАП

  • 25 апреля — окончание приема заявок
  • 30 апреля — публикация результатов заочного этапа

ОЧНЫЙ ЭТАП

6 июня, 7 июня, 8 июня — рассылка приглашений на очный этап Конкурса

Подробная информация на сайте: приоритетыроста.рф

Контактное лицо Оргкомитета в Московской области – Занькова Татьяна Валерьевна, заместитель директора ГБУ «Наро-Фоминский комплексный центр социального обслуживания населения» +7-916-711-44-02, [email protected]

Методист в организациях повышения квалификации и переподготовки кадров

Пожалуй, из всех типов работы методистов наиболее «бумажная», то есть связанная с документами, — в формальном ДПО. Речь идёт об учебных центрах дополнительного профессионального образования, центрах повышения квалификации и профессиональной переподготовки и других организациях, куда сотрудники отправляются на обязательное обучение

Такие центры могут быть государственными или частными — но в любом случае туда обращаются в первую очередь за «корочкой», подтверждающей, что обучение пройдено (это важно для аттестации сотрудников или имеет другие юридически значимые последствия)

Так, персонал любых предприятий, предприниматели и их работники обязаны регулярно проходить обучение по охране труда. Регулярное повышение квалификации также необходимо сотрудникам двух категорий:

  • работающим в определённых отраслях (например, образование, медицина, строительство);
  • ответственным за пожарную, экономическую, экологическую безопасность и так далее.

Содержание образовательных программ, порядок их реализации, формы аттестации и прочие нюансы в этой сфере регулируются множеством нормативных документов. Например, есть типовых профессиональных программ, которые утверждают соответствующие федеральные органы: МЧС, Минздрав, Ростехнадзор и прочие.

Методист в этой сфере — почти как юрист. Ему нужно учитывать профстандарты и ФГОС (для программ профессиональной переподготовки), квалификационные требования к образовательным программам и методическим материалам, а также следить за изменениями в отраслевом законодательстве. Кроме того, методист в центрах ДПО:

Виды методистов: почему они такие разные?

Начнём с того, что можно выделить две большие разновидности методистов — «классические» и «новые». «Классические» методисты работают в сферах дошкольного, школьного и в формальном секторе профессионального образования (то есть в вузах, колледжах, центрах повышения квалификации). Их ключевая задача — организовать образовательный процесс в строгом соответствии с законом «Об образовании в РФ» и другими нормативными требованиями (прежде всего, ФГОС), обеспечить, чтобы образовательная программа отвечала этим требованиям.

Во многом это работа с документами, и она имеет юридически значимые последствия для образовательной организации — если что-то не так, можно лишиться лицензии или аккредитации, получить взыскания по итогам проверки Рособрнадзора.

Чтобы занять такую должность, требуется высшее педагогическое образование и не менее двух лет опыта работы по специальности. Обязанности такого специалиста регламентированы в  «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.

А «новые» методисты появились вместе с электронным обучением и бурным развитием онлайн-школ (то есть сферы EdTech), а также практики обучения собственного персонала в разных компаниях — ведь бизнес в новых условиях столкнулся с необходимостью регулярно самостоятельно учить людей каким-то новым навыкам для работы. Эти методисты проектируют учебные курсы и корпоративные программы обучения персонала.

В большинстве случаев онлайн-платформы и корпоративные отделы обучения занимаются образованием, которое считается неформальным или по крайней мере относится с точки зрения закона не к основному, а к дополнительному образованию. Поэтому нормативных требований к разработке и оформлению программ обучения там либо намного меньше, чем в школах, колледжах и вузах, либо нет вообще

Зато эта сфера образования в силу своей специфики вынуждена, во-первых, сильно бороться за внимание учащихся, во-вторых, за эффективность их обучения (у онлайн-платформ от этого зависят доходы, а в корпоративном обучении — успех сотрудников в работе и, следовательно, бизнес-результаты)

Поэтому здесь, с одной стороны, много свободы в проектировании учебных программ, а с другой — нужно очень постараться, чтобы эти программы действительно привели к результату и чтобы процесс обучения при этом был увлекательным для учащихся. Вот именно этим и занимаются методисты, опираясь на принципы педагогического дизайна, который тоже — явление относительно новое и развивается на ходу. Использовать при этом готовые наработки формального образования невозможно — потому что задачи обучения зачастую другие, другие условия и сроки, да и темы обучения могут быть тоже совершенно новыми, до которых формальное образование ещё не добралось.

«Новым» методистам педагогическое образование тоже не помешает, однако на самом деле ими становятся люди с совершенно разным профессиональным бэкграундом. Главное здесь — умение достичь образовательных результатов. На программу обучения в EdTech, да и в корпоративном секторе тоже, смотрят как на продукт, поэтому в их разработке используются продуктовые подходы. Сфера настолько новая, что пока даже регламентировать задачи методиста универсальным образом здесь не получается — в зависимости от проекта и состава команды, такой методист может выполнять также частично функции продюсера, маркетолога, копирайтера и UX‑дизайнера.

Внутри этих разновидностей методистов, конечно, тоже есть своя специфика — например, опыт методиста из детского сада вряд ли значительно поможет при устройстве на аналогичную должность в университете. Да и для того, чтобы попасть в EdTech, сначала придётся обучиться принципам работы именно там. Но в то же время «новые» методисты постепенно проникают в сферу формального образования — ведь, например, вузы тоже делают онлайн-программы (и не только короткие курсы!), а чтобы конкурировать здесь со сферой EdTech, им нужно быть знакомыми с её подходами.

Мнение учителей

Ознакомившись с текстом письма, Педсовет решил узнать у тех, кому предстоит воплощать в жизнь положения ФГОСа — педагогов и директоров — как они относятся к введению нового образовательного стандарта.

Антонина Девятова, учитель начальных классов МАОУ СОШ №11 им. Т. А. Апакидзе, г. Калининград:

Алена Павленко, тьютор и учитель русского языка, Московская область:

При этом учителей все же есть опасения по поводу того, как новый образовательный стандарт будет реализован.

В том, что возможных сложностей не избежать, уверен и Александр Могилев, директор Монтессори-школы «Алиса» (г.Воронеж). Но он все же считает, что боятся нового ФГОС не стоит:

Материалы по теме:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бронивиль
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: