Роль муниципальных программ в развитии городов и поселений
Муниципальные программы играют важную роль в развитии городов и поселений, представляя собой инструментальный механизм, позволяющий систематизировать и упорядочить решение задач, направленных на улучшение жизни и благополучия населения в определенной территории. Они представляют собой комплекс мероприятий, направленных на развитие различных сфер городской и сельской жизни, таких как инфраструктура, социальное обеспечение, экономика, окружающая среда, культура и туризм и другие.
Основная цель муниципальных программ заключается в создании благоприятных условий для жизни и развития городов и поселений. Они способствуют увеличению качества и доступности услуг, развитию социальной инфраструктуры, созданию новых рабочих мест, развитию культурной и спортивной сферы, а также оптимизации использования ресурсов и охране окружающей среды.
Принципы разработки и реализации муниципальных программ основываются на учете потребностей населения и приоритетов развития территории. Для этого проводится анализ существующей ситуации, определяются основные проблемы и требования, разрабатываются цели и задачи программы.
Ключевыми принципами разработки и реализации муниципальных программ являются прозрачность, участие населения и заинтересованных сторон, эффективность, координация и контроль. Прозрачность означает открытость и доступность информации о программе, ее целях, задачах и результатах. Участие населения и заинтересованных сторон предполагает вовлечение жителей и представителей общественности в процесс разработки программы, также как и учет их мнения и предложений в ходе ее реализации. Эффективность заключается в достижении конкретных положительных результатов и приближении к поставленным целям. Координация обеспечивает согласованность действий различных участников процесса и максимизацию синергетического эффекта. Контроль гарантирует выполнение планов и программы, а также отслеживание и оценку ее эффективности.
Муниципальные программы являются важным инструментом развития городов и поселений, позволяющим улучшить качество жизни населения, содействовать экономическому росту и экологической устойчивости территории. Они представляют собой четкую и систематизированную стратегию развития, основанную на конкретных задачах и мерах по их достижению. Благодаря принципам прозрачности, участия, эффективности, координации и контроля, муниципальные программы способны справиться с вызовами и сложностями, стоящими перед городами и поселениями, и сделать их еще лучше местом для жизни и развития каждого человека.
Муниципальная статистика
Губернатор Брянской области А. В. Богомаз указал на то, что основой измерения различных показателей экономической деятельности муниципальных образований служит статистический учет. Однако полноценная и достоверная статистическая информация в разрезе муниципальных образований на сегодняшний день фактически отсутствует. Нет и единообразной системы статистических данных о состоянии муниципалитетов. «Отдельно сведения собираются для оценки эффективности деятельности городских округов, муниципальных районов — там свыше 500 показателей, отдельно для ежегодного мониторинга Минюста России — 543 показателя, отдельно для Росстата по разделу “муниципальная статистика”. Муниципалитеты готовят многочисленные отчеты и для других государственных органов», — отметил глава региона. Он считает, что следует разработать качественную и общедоступную информационную основу, которую могут составить, к примеру, показатели, используемые для заполнения паспортов муниципальных образований, с дальнейшим введением этих сведений в интерактивную карту. В этом случае статистические данные могут быть пригодны для планирования и оценки реализации национальных проектов.
Губернатор рассказал о том, что область участвовала в пилотном проекте по созданию интерактивной карты местного самоуправления, организованном ОКМО. В рамках проекта были созданы паспорта для ряда муниципалитетов. В каждом паспорте отражено свыше 1,5 тысячи показателей социально-экономического положения муниципального образования. Информация введена за три года и будет обновляться раз в год. Все федеральные и региональные органы власти могут брать нужные сведения непосредственно из личных кабинетов муниципалитетов, размещенных на ресурсе «Интерактивная карта». «Информацию из такого паспорта можно применять не только для решения задач на местах, но и для формирования отчетов, анализа прогнозов. Она может снять разногласия, возникающие между органами местного самоуправления и региональными органами власти, контрольно-надзорными службами», — полагает Богомаз.
О. В. ИЗУТОВА
Проблемы в процессе внедрения принципов проектного управления и способы их преодоления
Сложности при введении в деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления принципов проектного менеджмента возникают чаще всего по причине недостаточной гибкости и зарегулированности структур, отсутствия должным образом подготовленных специалистов и сопротивлении любым изменениям со стороны части работников на всех уровнях.
На современном этапе основными вызовами нововведениям являются:
- бюрократия и ориентированность на соблюдение всех необходимых формальных процессов, а не на достижение конечного результата;
- непонимание и нежелание изменений, инициируемых применением ПУ;
- неумение прогнозировать и работать на упреждение, проблемы начинают решаться только после их возникновения;
- концентрация полномочий, приводящая к преимущественно авторитарному стилю руководства, что подавляет инициативу сотрудников;
- недостаточная компетенция персонала для работы по замыслам и их отрицательная мотивация (дополнительная нагрузка часто без материального стимулирования).
Чтобы преодолеть инерцию управленцев старой формации и модернизировать структуры госсектора и местного самоуправления, необходимо особое внимание уделить таким направлениям деятельности:
- постоянное обучение сотрудников, как руководящего, так и рядового звена в направлении повышения конкретных компетенций для решения определенных профессиональных задач;
- сертифицировать персонал по современным управленческим стандартам;
- повысить мотивацию работников (материальную и моральную) по результатам личной эффективности и общей успешности начинания, организовать обратную связь исполнителей с менеджерами;
- при внедрении принципов ПУ в организации продвигаться от осуществления простых инициатив к сложным многокомпонентным начинаниям;
- результаты каждого этапа фиксировать, определять его недостатки и выгоды, вносить необходимые изменения в паспорт и снова фиксировать;
- поддерживать целостность инициативы по всем направлениям работ (от инициации до приемки и заключительного отчета);
- четко распределять роли и ответственность между работниками во избежание некачественного выполнения возложенных функций.
При этом в команду следует включать для приобретения необходимых навыков специалистов от органов исполнительной власти. Лучше всего начинать с внедрения пилотных проектов с последующим распространением полученного опыта на другие замыслы.
Объекты управления развития муниципального района (образования)
Объектами
муниципального управления являются многообразные социально-экономические
процессы:
— развитие
промышленного производства, строительного комплекса, жилищно-коммунального
хозяйства, торговли, общественного питания;
— увеличение
инвестиционного потенциала муниципального образования;
— финансовое обеспечение
муниципального образования;
—
социально-демографические процессы (рождаемость, смертность, естественный
прирост населения, миграция, изменение профессионально-квалификационного
состава);
— занятость и
безработица;
— процессы формирования
и использования доходов;
— социальная
дифференциация и стратификация населения;
— социальная
мобильность населения;
— изменение объемов и
структуры потребления;
— процессы образования;
— процессы укрепления
здоровья населения;
— повышение культурного уровня населения.
Чем отличается муниципальный округ от образования
Муниципальный округ
Муниципальный округ — это территория, образованная в пределах города или населённого пункта с целью обеспечения населения жилыми помещениями и социально-культурной инфраструктурой. Он имеет своего управленческого органа — окружное Собрание депутатов, избираемого населением территории.
Например, в столице России Москва, муниципальные округа существуют с 1991 года и их количество на сегодняшний день составляет 125. Они имеют право самостоятельно решать вопросы, связанные с благоустройством, обслуживанием домов и прилегающих территорий, организацией культурных и спортивных мероприятий, а также налогообложением и распределением бюджетных средств.
- Округи не имеют своей географической зоны, это временные структуры;
- Управление в муниципальном округе возлагается на Собрание депутатов;
- Округи создаются с целью решения конкретных задач.
Образование
Образование — это форма государственного управления, организованная на местах с целью осуществления власти, управления бюджетными средствами, поддержания законности и обеспечения социальной защиты населения.
Образования создаются в каждом субъекте РФ и имеют свои законодательные органы — собрания депутатов и главу администрации. В образования входит группа населенных пунктов, объединенных общим местоположением и экономическими интересами.
- Образования имеют определенную географическую зону;
- Управление в образовании возлагается на собрание депутатов и главу администрации;
- Образования создаются для осуществления государственного управления.
Вопрос-ответ:
Что такое муниципальный проект?
Муниципальный проект — это планируемое и контролируемое муниципальными органами проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов важных для развития территории и благоустройства города или села. Он может финансироваться как средствами муниципалитета, так и с использованием инвестиций.
Какие задачи решает муниципальный проект?
Муниципальный проект решает различные задачи, в зависимости от его направления и целей. Например, такие проекты могут направлены на развитие инфраструктуры города, благоустройство территорий, строительство новых объектов социальной сферы и многое другое. Главная задача муниципального проекта — это создание комфортных условий для жизни горожан и развитие территории.
Какие этапы включает в себя муниципальный проект?
Муниципальный проект включает в себя несколько этапов. Самый первый этап — это идея создания проекта, которую представляют жители города или села. Затем, утверждается концепция проекта, на основе которой разрабатывается технический проект. После этого, начинается строительство или реконструкция объекта, затем проводится приемка объекта и он сдается в эксплуатацию. Также, проводится мониторинг объекта и его состояния на протяжении нескольких лет после окончания проекта.
Пятое: развитие муниципально-частного партнёрства
Развитие практики муниципально-частного партнерства не только для того, чтобы наращивать возможности бюджета, а для того, чтобы в максимально сжатые сроки совместно с заинтересованным бизнесом решать важные для муниципалитета и жителей задачи. В качестве работающих примеров можно привести:
– аренда земельных участков, предоставляемых инвесторам:
- в сельском хозяйстве – для развития крестьянско-фермерских хозяйств, поддержка начинающих фермеров;
- в строительстве – для строительства домов для детей-сирот, реконструкции детского сада, для строительства гостевых домов в туристических местностях;
– заключение концессионных соглашений на пользование объектах жилищно-коммунального хозяйства.
Как показывает опыт многих, использующих данный механизм, он несет в себе множество преимуществ как для муниципалитетов, так и для местных предприятий-инвесторов. Поэтому практика муниципально-частного партнерства должна расширяться и поддерживаться.
Вот коротко на мой взгляд, пожалуй, основные моменты развития муниципалитетов, их проблемы, перспективы. Тема очень актуальна и есть необходимость отдельного анализа, обсуждения, построения четкой политики в этом направлении со стороны органов исполнительной власти республики совместно с муниципалитетами.
Постоянный процесс сокращения штатов, ликвидации социальных учреждений, финансирование по остаточному принципу только на защищенные статьи и, как следствие, сокращение рабочих мест, особенно в сельской местности не могли не отразиться на общем развитии экономики республики. А ведь именно, еще раз повторюсь, развитие муниципальных образований (территорий) влечет за собой развитие экономики республики в целом.
Финансирование муниципальных программ: основные источники
Муниципальные программы, как правило, требуют значительных финансовых ресурсов для своего реализации. Финансирование муниципальных программ может осуществляться из различных источников:
- Бюджет муниципалитета: основной источник финансирования муниципальных программ – это средства, выделяемые из местного бюджета. В рамках бюджетного процесса формируются специальные статьи расходов, предусматривающие выделение средств на поддержку муниципальных программ.
- Межбюджетные трансферты: муниципалитеты могут получать дополнительные средства от вышестоящих органов власти в форме межбюджетных трансфертов. Это средства, предназначенные для финансирования муниципальных программ или общего развития муниципалитета.
- Субсидии и гранты: муниципалитеты могут получать субсидии и гранты от различных организаций и фондов. Это может быть государственные или частные организации, добровольные фонды и т.д. Такие субсидии и гранты могут быть направлены на финансирование конкретных муниципальных программ или поддержку общего развития муниципалитета.
- Источники внешнего финансирования: муниципалитеты могут привлекать средства из внешних источников, например, займы или инвестиции. Это могут быть как международные организации и фонды, так и частные инвесторы. Внешнее финансирование может быть использовано для финансирования крупных муниципальных программ или проектов.
Оптимальный набор источников финансирования муниципальных программ зависит от конкретной ситуации и целей муниципалитета. Грамотное планирование финансовых ресурсов позволяет эффективно реализовывать муниципальные программы и достигать поставленных целей.
Особенности участия населения в муниципальном проекте
Участие населения является одним из основных принципов организации муниципальных проектов. Это позволяет непосредственно вовлечь граждан в процесс принятия решений и обеспечить соответствующую реализацию проекта. Открытость и прозрачность процесса позволяет гражданам получать информацию о ходе работы над проектом и принимать участие в оценке результатов работы.
Особенности участия населения в муниципальном проекте могут варьироваться в зависимости от их потребностей и интересов. Для этого доступны различные формы вовлечения граждан в процесс принятия решений, такие как публичные слушания, консультации и комиссии.
Выражая свои мнения и предложения, граждане могут оказать значительное влияние на развитие своего города или региона. Участие населения в муниципальном проекте не только помогает обеспечить соответствие решений реальным потребностям жителей, но также формирует активное гражданское сообщество и повышает уровень доверия между властями и населением.
Примеры успешных муниципальных проектов в России
1. «Умный город Новосибирск»
Город Новосибирск реализовал проект «Умный город», который предполагал внедрение современных технологий в инфраструктуру города. Были установлены датчики, системы видеонаблюдения, система управления освещением и транспортными потоками. Также было создано приложение, которое помогает жителям города быстрее находить свободные парковки и следить за общественным транспортом. Благодаря проекту город стал более комфортным для жителей и туристов.
2. «Улучшение качества образования»
В Нижегородской области был запущен проект по улучшению качества образования, который предполагал реновацию образовательных учреждений, обучение учителей новым методам, внедрение цифровых технологий в обучение. Благодаря проекту студенты стали получать более качественное образование, а учителя — возможность развиваться и совершенствовать свой профессиональный уровень.
3. «Создание экопарков»
В ряде городов России был запущен проект по созданию экопарков, который включал в себя благоустройство территории, создание зон отдыха, установку солнечных батарей и ветрогенераторов. Кроме того, в парках были проведены экологические мероприятия и мероприятия по просвещению населения в области экологии. Проект способствовал сохранению природы и улучшению экологической ситуации в городах.
Главное меню
- 10 миллиардов рублей гос.средств для наших клиентов
- 100 investment projects — to celebrate the 100th anniversary of the TASSR
- 2,2 миллиарда льготных 1-5% займов ФРП
- 2,4 миллиарда льготных займов ФРМ (ВЭБ.РФ)
- 2,5 миллиарда рублей налоговых льгот для наших клиентов
- 200 миллионов рублей грантов для клиентов ИТ сферы
- 2009-2022 Проектный опыт решение-верное.рф
- 500+ исследований рынков: отраслевых сегментов ниш конкурентов
- Some of the implemented projects
- «Анатомика» яркий пример импортозамещения
- Агро-опыт: Многодетная мама и успешный фермер
- История успеха АО «Челны Холод»
- Некоторые из реализованных проектов
- Портфолио НИОКР
- Портфолио электроника (НИОКР)
- Прогноз пассажиропотока авиаперевозок ВС 1 из методик
- Программа развития машиностроительного кластера РТ
- Проектный опыт для РИП ФРП ФРМ ТОСЭР ОЭЗ ТВТ ППТ
- Проекты отраслевого масштаба
- ТЭО ФЭМ проекта а/д Грозный-Тбилиси через МАПП Чечня-Грузия (Шатили)
- ФЭМ фермерского хозяйства «Бакчасарай»
- Экспертный расчет потока вахтовиков по ретроспективным данным по внутрирегиональному пассажиропотоку региона, других направлений
- 2,8 миллиарда рублей бюджетных субсидий для индустриальных парков и промышленных технопарков
- Опыт и компетенции в проектах
- История успеха Альберта Шакирова мини-мойка «Муссон»
- История успеха Ильнура Батыршина выращивание осетровых
- История успеха компании Аква-трейд Алмаза Габидуллина
- История успеха компании ИнтерБизнесГруппИнжиниринг
- История успеха компании Лаишевский шампиньон
- История одного внедрения CRM
- Проектный опыт в сельском хозяйстве
- Стратегия развития кластеров. Инфраструктурные проекты
- История успеха компании ТИССАН
- История успеха нашего клиента Группы компаний КОМ
- Кластер металлообработки — индустриальный парк «Пионер»
- Маркетинговое исследование рынка АЗС (пример)
- Опыт привлечения субсидии 200 миллионов рублей от МЭР РФ и МЭРТ
- Отзывы и мнения наших клиентов
- Крафтовая сыроварня Milkraft Эдуарда Касакина
- Межмуниципальные проекты Камской агломерации
- Макрорегионы РФ: Возрождение советского опыта экономического районирования
- Разработка мастер-плана развития сельской агломерации
- ТЭО строительства а/дороги, паромной переправы Сюкеевский взвоз-Болгар
- Макрорегионы РФ: стратегия социально-экономического развития
- Межмуниципальные проекты агломерации
- Проектный опыт компании в сельском хозяйстве и переработке с/х продукции
- Тарифы инфраструктура Индустриальный парк «М-7» поселок Новониколаевский в Зеленодольском районе
- проект компании КАМАТЕК одобрен ФРП
- Линия производства сцеплений для грузовых автомобилей СП ООО «Идун Клатч Рус»
- Опыт в проектах туризма
- Портфолио 2010-2015
- Портфолио 2010-2017
- Портфолио некоторых из проектов
Второе: решение кадровых вопросов
Большие проблемы отмечаются в части кадрового состава для многих муниципалитетов. Нехватка квалифицированных кадров наблюдается на всех уровнях. Поэтому резерв управленческих кадров на выборные и руководящие должности должен формироваться, прежде всего, исходя из профессионализма. С руководителями ОМСУ необходимо работать в рамках отлаженной системы переподготовки, причём повышать квалификацию не только глав, но и их заместителей и начальников отделов.
Нам нужно как можно скорее вооружить чиновников и депутатов новыми инструментами управления муниципальной экономикой в современных условиях — инструментами планирования на местном уровне, взаимодействия с инвесторами, объединения разных видов планирования (социально-экономического, финансового, градостроительного и т. д.). В помощь муниципалитетам как районов, так и сельских поселений необходимо направлять модельные методические разработки, адаптированные к конкретным местным условиям.
Перспективы развития муниципальных программ
Муниципальные программы являются важным инструментом для решения социально-экономических проблем на муниципальном уровне. В условиях постоянного изменения социально-экономической ситуации и потребностей населения, развитие муниципальных программ имеет несколько перспектив.
- Улучшение качества жизни населения. Развитие муниципальных программ направлено на решение конкретных задач, таких как обеспечение доступности социальных услуг, развитие инфраструктуры, поддержка малого и среднего бизнеса. Благодаря реализации этих программ, уровень жизни населения может значительно увеличиться, улучшив степень комфорта и благополучия в муниципальных образованиях.
- Развитие территории. Муниципальные программы способствуют развитию территории на муниципальном уровне. Они могут направляться на благоустройство территории, создание новых рабочих мест, улучшение экологической ситуации и развитие социально-культурной сферы. Реализация таких программ позволяет создавать привлекательную и развитую среду для проживания и работы населения.
- Повышение эффективности использования средств бюджета. Муниципальные программы способствуют более рациональному использованию бюджетных средств и более эффективной организации работы органов местного самоуправления. Планирование и управление программами позволяет оптимизировать расходы, увеличить прозрачность финансовых потоков и рационально распределить ресурсы для достижения поставленных целей.
- Укрепление местного самоуправления. Развитие и реализация муниципальных программ способствует укреплению местного самоуправления. Муниципалитеты получают больше полномочий и ответственности за разработку и реализацию программ, что позволяет повысить их роль и влияние на принятие важных решений. Это способствует развитию демократических процессов и активного участия граждан в принятии решений местного значения.
Таким образом, развитие муниципальных программ является одним из важных направлений развития муниципалитетов. Эти программы позволяют решать наболевшие проблемы населения, развивать территории и повышать качество жизни в муниципальных образованиях. Они также способствуют укреплению местного самоуправления и более эффективному использованию средств бюджета. Развитие муниципальных программ — это процесс постоянного совершенствования, адаптации и реагирования на изменения в обществе и потребности жителей.
Система регулярного мониторинга
Заместитель Председателя Правительства РФ В. Л. Мутко также считает, что роль муниципалитетов в выполнении президентского указа переоценить трудно. «Нацпроекты — это очень амбициозные, серьезные проекты, каждый из которых потребует огромной концентрации усилий всех ветвей и уровней власти. И, конечно же, местного самоуправления, — подчеркнул чиновник. — Наша задача — довести до каждого муниципалитета информацию о масштабе предстоящей работы, а губернаторам и правительствам субъектов РФ необходимо оперативно распределить и довести ресурсы, полученные на реализацию нацпроектов, до муниципалитетов, чтобы они смогли приступить к работе без промедления».
Сегодня очень важно выстроить эффективную модель совместной работы в рамках реализации нацпроектов с субъектами РФ и муниципалитетами. Мутко пообещал, что будет создана четкая система регулярного мониторинга работы по достижению национальных целей и решению стратегических задач развития
«Каждый нацпроект будет погружен в так называемый электронный бюджет — будут установлены контрольные точки, которые мы вместе с вами должны будем проходить, — подчеркнул спикер. — Будет скорректирована система оценки эффективности деятельности органов государственной власти. Фактически она будут перенастроена на достижение показателей по нацпроектам».
Сегодня уже определены показатели по оценке эффективности деятельности должностных лиц субъектов РФ. Это уровень доверия к власти; объем инвестиций; число высокопроизводительных рабочих мест и общая производительность труда в регионе; численность занятых в малом и среднем бизнесе; реальная среднемесячная заработная плата и уровень бедности; общая продолжительность жизни и естественный прирост населения; количество семей, улучшивших жилищные условия, и уровень доступности жилья; доля городов с благоприятной городской средой и качество окружающей среды; уровень образования; доля автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям. По этим 15 показателям будет оцениваться деятельность всех органов власти субъектов РФ и непосредственно губернаторов. «Сейчас перед нами стоит непростая задача — выстроить методологию под каждый показатель», — отметил Мутко.
Что значит муниципальных
Муниципальные образования
Муниципальные образования — это образования, которые существуют на территории муниципалитетов. Муниципалитет — это территориальное образование, которое управляется муниципальным органом. В России муниципальные образования могут быть городскими, сельскими, и городскими с поселениями.
Муниципальный проект
Муниципальный проект — это проект на территории муниципального образования, разрабатываемый, финансируемый и реализуемый муниципалитетом. Цель муниципального проекта — развитие территории муниципального образования, улучшение жизненного уровня его населения, привлечение инвесторов. Муниципальный проект может быть направлен на социальную инфраструктуру (школы, больницы, спортивные объекты), транспортную инфраструктуру (дороги, мосты), объекты жилищного фонда и т.д.
Участие населения
Муниципальные проекты разрабатываются с участием населения муниципального образования. Населению предоставляется право и возможность высказать свои предложения и пожелания по поводу проекта, за которым будет проводиться наблюдение и оценка работы. Это позволяет учитывать интересы жителей, а также повышать эффективность и качество реализации проекта.
- Итак, муниципальный проект — это проект, который реализуется муниципалитетом на территории муниципального образования.
- В основе муниципальных проектов лежит развитие территории и улучшение жизни её населения.
- Муниципальные проекты разрабатываются с участием населения муниципального образования, что способствует повышению эффективности реализации проекта и учету интересов жителей.
Примеры успешного управления проектами в муниципальных образованиях
Проект “Реконструкция парка”
В городе X был запущен проект по реконструкции местного парка. Целью проекта было создание современного и комфортного пространства для отдыха горожан. В рамках проекта были проведены работы по благоустройству территории, установке новых скамеек, освещения, детских площадок и спортивных площадок.
Управление проектом осуществлялось муниципальным управлением по благоустройству. Был создан проектный офис, который координировал работу всех участников проекта. Были назначены ответственные лица, которые следили за выполнением задач и контролировали соблюдение сроков и бюджета.
Проект был успешно завершен в срок и в рамках установленного бюджета. Парк стал популярным местом для отдыха горожан, а благоустроенная территория способствовала улучшению экологической ситуации в городе.
Проект “Строительство детского сада”
В муниципальном образовании Y был запущен проект по строительству нового детского сада. Целью проекта было обеспечение доступности и качественного образования для детей дошкольного возраста. В рамках проекта были проведены работы по выбору и подготовке земельного участка, проектированию и строительству здания детского сада.
Управление проектом осуществлялось муниципальным управлением по образованию. Была создана проектная группа, в которую вошли представители различных заинтересованных сторон, включая родителей, педагогов и архитекторов. Группа разрабатывала планы и стратегии, проводила контроль за выполнением задач и решением проблем.
Проект был успешно завершен, и новый детский сад был открыт в срок. Здание соответствовало всем требованиям безопасности и комфорта для детей. Детский сад стал популярным среди родителей и способствовал улучшению доступности образования для детей в муниципальном образовании.
Проект “Развитие туризма”
В городе Z был запущен проект по развитию туризма. Целью проекта было привлечение туристов и развитие инфраструктуры для их комфортного пребывания. В рамках проекта были проведены работы по созданию туристических маршрутов, рекламной кампании, развитию гостиничного и ресторанного бизнеса.
Управление проектом осуществлялось муниципальным управлением по туризму и развитию города. Была создана рабочая группа, в которую вошли представители туристических компаний, гостиничного и ресторанного бизнеса, а также представители городской администрации. Группа разрабатывала стратегии развития туризма, проводила маркетинговые исследования и координировала работу всех участников проекта.
Проект был успешно реализован, и город Z стал популярным туристическим направлением. Благодаря развитию туризма, в городе появились новые рабочие места и возросли доходы местных предпринимателей.
Особенности применения принципов ПУ в государственных органах
Внедрение проектного менеджмента в органах власти по всей стране само по себе является крупномасштабным проектом. Поэтому его реализацию также необходимо делить на последовательные этапы:
- организационный (формирование системы, распределение функций);
- методологический (разработка положений, регламентов и другой документации);
- технологический (создание общей для всех ОИВ информационной системы);
- обучающий (оценка и утверждение компетенций, обучение специалистов).
Все проекты в органах власти (государственной или муниципальной) подразделяются на три вида:
- приоритетные – ключевые инициативы, контролирующиеся лично руководителем органа;
- внутренние – реализующиеся подразделениями ОИВ;
- внешние – внедряющиеся внешними организациями под контролем органа власти.
При внедрении ПУ применяются Национальные стандарты ГОСТ Р 54869-71-2011, а также используются проверенные специализированные инструменты для планирования – компьютерные программы MS Project, Spider Project, Primavera и другие.
Чтобы организовать работу на разных уровнях, в ЦОИВ и регионах создаются проектные офисы (базовые, управленческие или стратегические). В них включаются взаимодействующие между собой кураторы от команд заказчика и исполнителя и, соответственно, отраслевые и проектные менеджеры. Офисы выполняют такие функции:
- участвуют в формировании целей и индикаторов выполнения замысла;
- готовят документацию и календарный план;
- обеспечивают руководство портфелями проектов, координируют усилия разных исполнителей, разрешают проблемные вопросы;
- выявляют и оценивают риски, оперативно реагируют на них;
- контролируют выполнение процессов на всех этапах и соответствие их стандартам;
- обеспечивают контрактную деятельность, принимают результаты деятельности;
- отвечают за документооборот и подготовку отчетности.
Следует отметить особенности проектного управления, свойственные органам государственной власти и отличающие их от реализации инициатив бизнес-структурами:
необходимость действовать в жестко ограниченном правовом поле, особенно в плане осуществления закупок и соблюдения конкурсных процедур;
привлечение финансового ресурса государственного и местных бюджетов;
подотчетность органам власти более высокого уровня;
общественный контроль и публичная отчетность;
масштабность, важность и многогранность замыслов;
направленность не на финансовую прибыль, а на социальный эффект.
Применение нового более современного вида управленческой деятельности способно дать заметный экономический эффект в виде улучшения качества и оперативности работ, повышения инвестиционной привлекательности государства в целом и его регионов, создания рабочих мест, роста ВВП. Другой положительной стороной этого является повышение действенности и открытости органов власти, формирование благоприятной административной среды.