Иоанн Златоуст — кто он был?
Иоанн Златоуст (347-407) — известный религиозный деятель, чье имя связано с началом формирования христианской церкви. Родился он в Антиохии, в семье высокопоставленного военного деятеля. В юности Иоанн проявлял яркие способности, был учеником одного из наиболее известных учителей своего времени — либерального богослова Ливия.
Взрослым молодым человеком Иоанн стал духовником, посвятив свою жизнь священнодействию и проповеди. Он был епископом Константинополя (379-386), где он занялся борьбой с арианством и помог распространению новой веры.
Иоанн Златоуст стал известен как выдающийся религиозный писатель — его творчество насчитывает более 600 гомилий, многочисленные духовные письма и трактаты. Он является автором одного из наиболее важных позднеримских текстов — «Шести книг против отступников».
В мировой истории Иоанн Златоуст занимает особое место как придворный теолог и духовный наставник персидского царя Хосрова. Он умер в 407 году, в возрасте 60 лет, и вскоре стал поклоняемым святым.
Разновидности чинопоследования
В течение года в церквях служат несколько видов литургий. Некоторые приурочены к определенным дням постных недель или дням памяти святых.
Иоанна Златоуста
Богослужения святого Иоанна Златоуста бывают в большую часть дней. Они отличаются последовательностью анафоры: словесных выражений, поминовения святых.
Преждеосвященных даров
На литургии приобщаются заранее освященными Святыми Дарами.
На заре христианской веры причастие проходило в будние дни. Но полную торжественную службу посчитали неуместной в постные дни. Поэтому для причащения Христовых Тайн, ввели службу Преждеосвященных Даров.
Служение проходит в Великий Пост:
- каждую среду, пятницу;
- на седьмой постной неделе в четверг;
- на Страстной неделе, с понедельника по среду.
Литургию по этому чину совершают в день памяти Иоанна Предтечи: 8 марта в високосный год, 9 марта в не високосный. Также служба проходит в день Сорока мучеников Севастийских — 22 марта. Но при условии, что оба дня выпадают на Великий Пост или не приходятся на Воскресенье.
Марка
Чинопоследование служили в 4-5 веке. Краткая служба напоминает стиль евангелиста Марка. Второе название литургии — святого Кирилла, который окончательно отредактировал последовательность. Популярность выразительной службы стала снижаться после внедрения чина Иоанна Златоуста примерно в 8-9 веке. С 11 века чинопоследование Марка запретил Константинополь.
Богослужение состоит из Литургии оглашенных и верных, без Проскомидии. В современной Православной церкви литургия восстановлена по благословению Патриарха Московского Алексия II и проходит 8 мая в день памяти евангелиста Марка.
Иакова
В чинопоследовании также опущена Проскомидия. Если она совершается, то девятая частица агнецкой просфоры вынимается в честь святого Иакова. Также в чине нет отпуста и каждения. Богослужение возрождено Московским Патриархатом и проводится в дату памяти святого Иакова — 5 ноября.
Василия Великого
Дни литургии:
- все воскресенья предпасхального поста, кроме Вербного;
- Чистый Четверг;
- Великая Суббота;
- дата поминовения Василия Великого – 14 января.
Чинопоследование проходит перед рождественскими, крещенскими праздниками.
Григория Двоеслова
Литургию Преждеосвященных Даров окончательно отредактировал в 6 веке Папа Римский Григорий Двоеслов. Поэтому богослужение также называют его именем.
Правила поведения во время службы
Как вести себя на богослужении:
- предварительно узнать точное начало, продолжительность службы и прийти на 15 минут раньше;
- запрещено ведение разговоров;
- стоять спокойно, не переминаясь с ноги на ногу;
- не рассматривать окружающих и убранство храма, не глазеть по сторонам;
- выключить мобильный телефон;
- если служится всенощное бдение, больше 2-3 часов, можно присесть на скамейку;
- открытие Царских Врат встречать стоя;
- во время службы не поворачиваться к алтарю спиной;
- если нужно уйти раньше окончания службы, следует перекреститься и выйти, не привлекая внимания;
- ставить свечи, передавать записки до начала богослужения, дабы не мешать молящимся;
- женщинам запрещено прикладываться к кресту накрашенными губами.
Церковные предметы для причащения
Все атрибуты литургии имеют смысл. Главные священные сосуды — потир или чаша и дискос.
Дискос
Плоское блюдо на ножке символизирует одновременно начало и конец жизни Иисуса — пещеру в Вифлееме и Гроба Господня. Изображения на дискосе иллюстрируют Новый Завет. Чаще блюдо покрывают иконами Рождества Христова.
Потир
Чаша символизирует священный грааль, кубок плотника, из которого пил Иисус на Тайной Вечере.
Дискос и потир покрывают полотном, которое называется воздухом. Оно символизирует пелены новорожденного младенца Иисуса и одновременно Его посмертную Плащаницу.
Лжица
Длинная ложка для причащения символизирует клещи из ветхозаветной легенды. Согласно Писанию, к пророку Исайе спустился ангел, взял клещами с жертвенника уголек и провел им по губам пророка. А после святой посланник объявил, что пророк очищен от греха.
Лжица — это способ передачи божественной благодати от Бога человеку.
Вино
На литургии разливают красное вино, разбавленное теплотой — освященной водой. Разбавленное вино пил Иисус на тайной вечере. Напиток символизирует кровь и воду, излившиеся из раны распятого Спасителя от удара копья.
Просфора
В современном богослужении используют крупные круглые хлеба, называемые просфоры или просвиры. Они делятся на две половины, которые символизируют божественную и человеческую природу Иисуса. В верхней половине на просвирах чеканят крест, по бокам имя Спасителя — «ИС ХС». В нижней части печатают слово «ника», что означает «победа», ибо Иисус — человек, победивший смерть.
На просфорах также можно увидеть выбитый образ Богоматери.
Как подготовиться к участию в Литургии Иоанна Златоуста?
Ознакомьтесь с ритуалом Литургии
Перед участием в Литургии важно ознакомиться с ритуалом ее проведения. Используйте Служебник для общей молитвы или Литургический руководство
Внимательно изучите последовательность действий на каждом из этапов богослужения.
Почистите свой ум и сердце
Подготовка к литургии начинается задолго до ее проведения
Помимо физической подготовки, важно почистить свой ум и сердце от мирских мыслей и негативных эмоций. Остановитесь на момент и помолитесь или прочитайте Библейские тексты, чтобы снять стресс и использовать этот момент как своего рода медитацию
Наденьте соответствующую одежду
Уважайте богослужение и других прихожан, одеваясь соответственно. Обычно на Литургии Иоанна Златоуста требуется специальная обувь и одежда. Посмотрите на официальном сайте своей епархии для получения дополнительной информации об обязательствах литургической одежды.
Приходите заранее
Чтобы не быть опоздавшим на Литургию и успеть подготовиться к этому святое мероприятие, приходите заранее. Постарайтесь прийти за 15-20 минут до начала богослужения, чтобы у вас было время подготовиться духовно и физически.
Следуйте инструкциям священника
Помимо ритуала Литургии, священник также дает инструкции по поводу порядка в Церкви. Следуйте ему и прислушивайтесь к его слову. Уважайте религиозные традиции и других людей в окружающей вас атмосфере.
Как подготовиться к Литургии?
1. Очистите свое сердце и мысли
Прежде чем отправляться на Литургию, необходимо подготовить свое сердце и мысли. Оставьте за порогом все свои проблемы и заботы. Подготовьтесь к встрече с Богом в молитве и медитации. Очистите свой ум от лишних мыслей и сосредоточьтесь на Боге.
2. Прочитайте утреннюю молитву
Утренняя молитва поможет вам подготовиться к Литургии и связаться с Богом на уровне души. Прочитайте утреннюю молитву за полчаса до начала Литургии, чтобы успеть ее осознанно прочитать и настроиться на общение с Богом.
3. Приходите на Литургию пораньше
Приходите на Литургию пораньше, чтобы успеть пройти исповедь и причаститься. Это поможет вам быть готовым к общению с Богом и сохранить духовную готовность на протяжении всей Литургии.
4. Подготовьте свой наряд
Подготовьте свой наряд для Литургии заранее. Одежда должна быть скромной и соответствовать православным традициям. Не забудьте про головной убор. Это покажет ваше уважение к храму и поможет сохранить духовную атмосферу.
5. Следите за своим поведением во время Литургии
Чувствуйте себя уважительно и благоговейно в храме. Не говорите громко и не шумите. Помните, что это место святое и требует особенного уважения. Если вы не знаете, как себя вести, обратитесь к священнику или братству.
6. Участвуйте в молитвах и пении
Участвуйте в молитвах и пении. Литургия — это не только слушание проповеди, но и участие в молитвах и совершении таинств. Пойте песнопения и не пропускайте моменты, когда вам предложат присоединиться к молитве. Это поможет вам приблизиться к Богу и запомнить этот день надолго.
Чем отличается от литургии Иоанна Златоуста
Служба Василия Великого не отличается от совершаемой в большинство дней («по умолчанию») литургии свт. Иоанна Златоуста почти ничем, кроме несколько большей длительности евхаристических молитв – за счет чего и продолжительность самого богослужения также чуть дольше.
Ошибочно думать, что это не значительное отличие. В этих евхаристических молитвах, которые священник читает после пения Символа веры содержится всё богословие литургии.
Тайные молитвы священников
К сожалению, последние полторы тысячи лет эти молитвы батюшки читают «тайно» («про себя», или очень тихо). А песнопения Васильевой литургии прихожанам кажутся просто протяжными – хор должен «заполнить паузу», возникающую во время безмолвной молитвы в алтаре.
Священник Феодор Людоговский для сравнения приводит первую из евхаристических молитв (prefatio – вступление) и непосредственно связанное с ней песнопение «Свят, Свят, Свят…» (Sanctus) в русском переводе иером. Амвросия (Тимрота).
Тайные молитвы священника возносятся от лица всей христианской общины — всех прихожан. Хорошо будет вникнуть в их суть
Есть и заметная особенность литургии святителя Василия: вместо хорошо знакомого христианам, обращенного к Богородице песнопения «Достойно есть» на литургии св. Василия поется иное, тоже трогательное и умилительное:
«О Тебе радуется, благодатная, всякая тварь…»
*в греческом языке «благодать» (χάρις) и «радость» (χαρά) – однокоренные слова.
Во время проскомидии и на отпусте верующие слышат имя составителя литургии.
- Узнайте также: Что такое литургия в церкви — простыми словами о главном
Кануны Рождества, Крещения и Пасхи: особенности служб
Рождество Христово, Богоявление и Пасха — три величайших православных торжества. Литургия, которая совершается в дни им предшествующие соединяется с вечерней
Сначала служится вечерня, которая сразу переходит в литургию святого Василия Великого.
Интересный факт
По нашей немощи и маловерию в современной практике Вечерня совершается утром, хотя по Уставу, во всех трех случаях эта служить следует во второй половине дня.
Поскольку литургический день начинается с вечерни, можно сказать, что служба свт. Василия Великого, совершаемая в канун Пасхи, Рождества и Крещения Господня относится уже к самим праздникам. Это первая праздничная литургия, а вторая — святителя Иоанна Златоуста — служится утром. Именно так среди остальных дней церковного календаря выделены три этих праздника.
Узнайте также: Часы в храме перед литургией: Царские, Великопостные, Пасхальные — на пальцах
Когда совершается богослужение
Богослужения проходят в храмах круглосуточно. Литургия — часть ежедневной или воскресной службы.
Утренняя
Служба складывается из трех частей:
- полунощницы;
- утрени;
- первого часа.
Начало первый части — в 12 часов ночи. Служба напоминает прихожанам о грядущем Страшном Суде. Первый час начинают в 7 утра.
Дневная
Последовательность дневной службы:
- третий час;
- шестой;
- литургия.
9 часов утра равняются третьему часу, а полдень приходится на шестой.
Вечерняя
Богослужение проводится с 15.00 и включает:
- девятый час;
- вечерню;
- повечерие.
Служба девятого часа совершается редко.
Праздничная
В рождественскую и пасхальную ночь, еженедельно накануне воскресенья проходит непрерывная ночная служба. По современной традиции, она идет 2-4 часа.
Сутки, по канону Православной Церкви, начинаются с 18.00. Храмовые службы заключены в суточный круг проведения.
Воскресная
Богослужение в воскресенье сравнимо с Пасхой, которая венчает церковный год. Это начало церковной недели, ее первый день. Его также называют евхаристическим. Начало — в 7 утра.
Литургия Иоанна Златоуста: суть и значение
Что такое Литургия Иоанна Златоуста?
Литургия Иоанна Златоуста — это богослужение, которое было создано самим святителем Иоанном Златоустом. Она является особенным видом утверждения связи верующих с Богом.
Литургия Иоанна Златоуста — это великое богослужение, отличающееся от других своей многозначностью и глубиной понимания Божественных истин. Её основная цель — оказать помощь верующим в познании глубинной Евангелийской мудрости, помочь им разобраться в православных традициях и законах.
Текст Литургии Иоанна Златоуста состоит из особенно глубоких молитв, которые наполнены лучшими заповедями и вдохновлены наилучшими предсказаниями и благословениями. Они помогают верующим раскрыть истинный смысл жизни и осознать свою роль в духовном прогрессе.
Литургия Иоанна Златоуста играет особое значение в христианской церкви, особенно в православной вере
Святитель Иоанн Златоуст — это одна из наиболее уважаемых фигур христианства, а Литургия, созданная им, имеет важное место в церковной практике и пользуется огромным уважением как среди духовенства, так и среди прихожан
Литургия святителя Иоанна Златоуста
Священник (тайно):
Достойно и праведно Тебя воспевать, Тебя
благословлять, Тебя восхвалять, Тебя благодарить, Тебе
поклоняться на всяком месте владычества Твоего, ибо Ты –
Бог неизреченный, непознаваемый, невидимый,
непостижимый, вечно существующий, так же существующий,
Ты и единородный Твой Сын и Дух Твой Святой. Ты из
небытия в бытие нас привел, и отпадших восставил снова,
и неотступно делал все, доколе на небо нас не возвел и
не даровал нам Царство Твое будущее. За все это
благодарим Тебя, и единородного Твоего Сына и Духа
Твоего Святого, за все, что мы знаем и чего не знаем,
явные и неведомые благодеяния, совершившиеся для нас.
Благодарим Тебя и за это общее служение, которое Ты
принять из рук наших благоволил, хотя и предстоят Тебе
тысячи Архангелов и мириады Ангелов, Херувимы и Серафимы
шестикрылые, многоокие, воспаряющие, окрыленные…
Древние литургии, не вошедшие в годовой круг богослужений
Древние литургии отличает необязательность совершения проскомидии как более позднего чина. Кроме Евангелия и Апостола читается также Ветхий Завет. Общей особенностью является также способ причащения. Миряне, как и священнослужители, причащаются раздельно: сначала причащающийся вкушает частицу Тела, а потом принимает Кровь, отпивая прямо из Святой Чаши. Объясняется это тем, что причащение мирян лжицей стало общеупотребительным только в VIII веке.
Литургия святого
апостола Иакова
История
Это чинопоследование берет свое начало в Иерусалимской Церкви, первым епископом которой по жребию стал святой апостол Иаков Зеведеев. Не подлежит сомнению, что апостол лично занимался устройством богослужений и таинств. Поэтому возведение иерусалимской литургической традиции к имени святого Иакова вполне оправдано. Свидетельство об авторстве апостола Иакова сохранилось также в преданиях древних восточных церквей.
До IX века это чинопоследование совершали в Палестине, на Кипре и в
других поместных церквах, но позже оно было заменено литургией святого Иоанна
Златоуста. Традиция совершать литургию святого апостола Иакова сохранилась до
наших дней в Иерусалиме, Греции и Антиохийской Церкви.
Сегодня
Совершение Литургии апостола Иакова. Санкт-Петербургская Духовная академия, 2016 г.
В ХХ веке, с одобрения священноначалия, литургию святого апостола Иакова начинают служить сначала в Русской Православной Церкви Заграницей, а потом и в некоторых храмах Московского Патриархата.
Особенности
Во время богослужения ектении провозглашаются лицом к народу. Священное Писание читается не на амвоне, а в центре храма. Священнослужители дважды торжественно обходят храм: первый раз во время Малого входа с Евгением в руках, второй — во время Великого входа со Святыми Дарами. Вместо «Иже херувимы» исполняется древний гимн «Да молчит всякая плоть человеча».
Литургия святого
апостола Марка
История
Эта литургия зародилась в Африке — в египетском городе Александрии. В I веке в этом городе-миллионнике треть населения составляли иудеи, имевшие около десяти синагог. Именно к ним пришел с проповедью святой апостол от семидесяти — Марк. Здесь он основал церковь и рукоположил во епископы Аниана, бывшего, по преданию, сапожником, починившим порванную сандалию апостола. Именно Марк служил первую в Александрии литургию. И с апостольских времен александрийские христиане знали только один литургический чин — вплоть до появления в IV веке литургии святого Иоанна Златоуста. В V веке литургический чин был отредактирован святым Кириллом Александрийским.
Особенности
, как и Евангелие от Марка, отличается простотой и краткостью. Она начинается с малого входа. Вместо «Иже херувимы» может исполняться один из псалмов. Священник, причащаясь, произносит слова 41-го псалма «Как лань желает к потокам воды, так желает и душа моя к Тебе, Боже».
Сегодня
В некоторых храмах Русской Православной Церкви литургия апостола
Марка служится в день памяти святого апостола, а также в дни памяти древних
александрийских святых, которые при своей жизни участвовали в литургии именно
по этому чину.
История
Святитель Амвросий Медиоланский. Мозаика. Милан, IV–V вв.
Это уходящий в глубокую древность литургический чин, возникший
на территории современной северной Италии в городе Медиолане (современный
Милан). Согласно преданию, христианство в эти земли принес апостол от семидесяти
Варнава, прошедший долгий путь с востока на запад. Именно он основал здесь
епископскую кафедру и, укрепив молодую Церковь, отправился с проповедью дальше.
Литургический чин, зародившийся в этих местах, уже довольно рано
имел развитую структуру. Он имеет сходство с некоторыми восточными литургиями,
так как Медиолан, будучи западным городом, в древности находился под влиянием византийской
культуры.
В IV веке Медиоланская литургия была записана и дополнена святителем Амвросием Медиоланаским, имевшим особый интерес к богослужению и церковному пению.
Особенности
начинается с многократного «Господи помилуй», которое возглашается священником и поется хором. Во время великого входа священнослужители несут поднос с просфорой и сосуды с вином и водой. Вместо «Иже херувимы» поется антифон, состоящий из стихов Псалтири:
Сегодня
Медиоланской литургии удалось пережить период унификации, когда по воле Ватикана древние местные литургические традиции заменялись римской мессой. Древность литургии святого Амвросия была настолько неоспорима, что упразднить ее оказалось невозможным, и перерывов в ее служении не было.
Подробнее о разных типах литургии смотрите или слушайте лекцию игумена Силуана (Туманова) «Какие бывают литургии: разные формы, одна суть».
Литургии Василия Великого в 2024 году
- Навечерие праздника Рождества Христова — 6 января*.
- Крещенский сочельник — 18 января*.
- Память самого свт. Василия — 14 января.
- Первые 5 воскресных дней Великого Поста — 24 и 31 марта + 7, 14 и 21 апреля.
- В Великий четверг — 2 мая.
- В Великую субботу — 4 мая.
*Если сочельник выпадет на воскресенье или понедельник, то Васильева литургия служится на сам праздник.
Узнайте также: Великая Суббота перед Пасхой: смысл долгой церковной службы и суть дня — простыми словами
Всего же в православной церкви сегодня совершаются литургии трех чинопоследований:
- Литургия Иоанна Златоуста.
- Литургия Василия Великого.
- Литургия Преждеосвященных Даров (Григория Двоеслова?) — особый чин причащения в будни Великого Поста ранее освященными на полной Литургии Дарами.
Чин двух полных литургий состоит из трех частей:
- Проскомидии (подготовительной).
- Литургии оглашенных (на которой разрешается присутствовать готовящимся к принятию крещения).
- Литургии верных (на которой оглашенным присутствовать не благословляется).
Тут чуть подробнее о литургии.
Причащение
Верные подходят к алтарю, и диаконы (οι διακονούμενοι) разделяют Дары. Певцы поют псалом 144: «Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царю мой…» и народ к каждому стиху псалма подпевает: «Очи всех уповают на Тебя, и Ты даешь им пишу их в свое время».
Затем бывает «последнее благодарение», т.е. благодарственные молитвы после причастия.
Диакон возглашает: «Идите в мире».
Из описания Литургии этими двумя церковными писателями IV века (святым Кириллом Иерусалимским и святым Иоанном Златоустом) можно усмотреть уже значительную разработанность, как отдельных действий, движений и жестов с оглашенными, кающимися и др. или во время причащения или чтения Писания, так и самих выражений молитв. Гораздо более подробно очерчивается в евхаристической молитве момент творения мира, искупительный подвиг Христа, ангельское славословие, молитва призывания Святого Духа и т.д. Литургические формы принимают свою бόльшую отделанность, выраженность и занимают прочное место в чине богослужения. Чин усложняется внесением разных подробностей. От прежней харизматической настроенности апостольского века не осталось и следа. Вероятно, был уже записанный формуляр службы, до нас не дошедший, но, конечно, уже связавший свободу творчества. Правда, такой формуляр службы не исключает возможности дальнейшего развития и усложнения чина. Литургия развивается и дальше, как на Западе, в Риме и др. областях, так и во всех поместных Церквах Востока. Происходит процесс изменения евхаристических молитв по разным поместным, национальным и историческим признакам. С этого времени можно говорить уже о систематизации евхаристических типов по группам или фамилиям.
Подобные же результаты были получены Брайтманом при схематической реконструкции литургии, служившейся в Понтском экзархате, в области Кесарии Каппадокийской. Он использовал в данном случае произведения святого Григория Чудотворца, святого Василия Великого, святого Григория Назианзина и святого Григория Нисского, а также и канонические правила Соборов IV века (Анкирского, Неокесарийского и Гангрского []). Анафора состоит из своих, уже установившихся к тому времени и нами рассмотренных частей, т.е. благодарения за творение, ангельского славословия, описания искупительного подвига, описания Вечери с установительными словами, анамнезисом и эпиклезой. Существенного отличия от рассмотренного нами только что литургического материала она не представляет, потому и не воспроизводится здесь подробно; что касается отдельных деталей, они в свое время будут указаны при изучении поместных литургий.
- Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков.
- Brightman, op. cit. Appendix N, p. 526-531.
предыдущая глава К оглавлению следующая глава
Что такое литургия
Божественная литургия – самая основная часть церковных богослужений. Потому что здесь совершается то, ради чего служатся остальные службы – причастие Святых Христовых Таин. Все другие богослужения играют роль подготовки.
Таинство Евхаристии (Причастия) дано нам Самим Господом во время Тайной вечери. Само слово «евхаристия» переводится как «благодарение». Люди приходят в воскресенье для того, чтобы воздать благодарение Богу. Так заповедал нам Господь в десяти заповедях – седьмой день посвящать Богу.
Литургия служится не только в воскресенье, но по двунадесятым праздникам, и в будни, когда празднуется память особых святых.
Всего есть три вида литургий:
- Литургия св. Иоанна Златоуста (бывает чаще остальных).
- Литургия св. Василия Великого (бывает по воскресеньям в Великий пост, в праздник св. Василия Великого, в Рождественский и Крещенский сочельник).
- Литургия Преждеосвященных Даров (бывает по средам и пятницам в Великий пост).
Все виды отличаются друг от друга по чинопоследованию
(заамвонные молитвы у всех трех разные, на литургии св. Василия Великого вместо
задостойника поется «О Тебе радуется», на Литургии Преждеосвященных Даров не
бывает претворения в Тело и Кровь Христа).
Рассмотрим подробнее чинопоследование литургии св. Иоанна
Златоуста.
Литургия святителя Василия Великого
Священник (тайно):
Сущий, Владыка Господи, Боже Отче
Вседержитель, поклоняемый! Поистине достойно и
справедливо и сообразно великолепию святости Твоей Тебя
хвалить, Тебя воспевать, Тебя благословлять, Тебе
поклоняться, Тебя благодарить, Тебя славить, единого
истинно существующего Бога, и Тебе приносить с сердцем
сокрушенным и духом смирения это словесное служение
наше, ибо Ты даровал нам познание Твоей истины. И кто
способен изречь могущество Твое, сделать известными все
хвалы Твои, или поведать о всех чудесах Твоих во всякое
время? Владыка всех, Господи неба и земли и всего
творения, как видимого, так и невидимого, сидящий на
престоле славы и взирающий на бездны, безначальный,
невидимый, непостижимый, неописуемый, неизменный, Отче
Господа нашего Иисуса Христа, великого Бога и Спасителя,
надежды нашей, Который есть образ Твоей благости, печать
равнообразная, в Самом Себе показывающий Тебя, Отца,
Слово живое, Бог истинный, предвечная премудрость,
жизнь, освящение, сила, свет истинный, чрез Которого Дух
Святой явился, – Дух истины, дар усыновления, залог
будущего наследия, начаток вечных благ, животворящая
сила, источник освящения, Которым укрепляясь все
творение и словесное, и разумное Тебе служит и Тебе
воссылает вечное славословие; ибо все подчинено Тебе.
Ибо Тебя хвалят Ангелы, Архангелы, Престолы, Господства,
Начальства, Власти, Силы и многоокие Херувимы; пред
Тобою вокруг стоят Серафимы; шесть крыл у одного и шесть
крыл у другого, и двумя они покрывают лица свои, а двумя
ноги, и двумя летая, взывают друг к другу не умолкающими
устами и в непрестанных славословиях…
Литургия оглашенных
Чтение Писаний.
Иерей, восходя на трон, говорит: «Мир всем».
Народ: «И духу твоему».
Читающий Пророчества начинает: «Так говорит Господь».
Читающий Апостола: «Явилась благодать Божия»… и т.д. из послания к Титу 2:11 [] и след.
Певчий поет, и все внимают.
Евангелие.
Проповедник: «Мир всем».
Народ: «И духу твоему».
Проповедь.
Литургия оглашенных кончается следующим образом:
Оглашенные лежат на земле, и диакон говорит: «Помолимся прилежно об оглашенных».
Народ: «Господи, помилуй».
«Станем добро. Помолимся.
Чтобы Всемилостивый и щедрый Бог услышал молитвы их.
Чтобы Он открыл уши сердец их и огласил их словом истины.
Чтобы Он посеял страх Свой в них и утвердил веру Свою в помышлениях их.
Чтобы открыл им Евангелие правды.
Чтобы Он дал им дух (νοϋν) божественный, целомудренный помысл и добродетельное житие, чтобы всегда разуметь Его, мыслить о Нем, упражняться в Нем, пребывать в законе Его день и ночь, помнить заповеди Его и хранить оправдания Его.
Помолимся еще прилежнее о них.
Чтобы Господь изъял их от всякаго лукаваго и неподобнаго дела, от всякаго дьявольскаго греха и всякаго обстояния сопротивнаго.
Чтобы Он удостоил их во время благопотребное купели возрождения (бани пакибытия), оставления грехов и одежды нетления.
Чтобы Он благословил входы и исходы их, всю жизнь их и домочадцев; чтобы Он благословил возрастить детей их и умудрил их довести до меры возраста.
Чтобы Он исправил им все предлежащее к пользе.
Восстаньте.
Оглашенные, просите ангела мира.
Просите дать вам прочее время жизни мирное.
Просите даровать вам настоящий день мирный и все дни вашей жизни.
Просите христианской кончины вашей.
Просите добраго и полезнаго.
Предайте сами себя живому Богу и Христу Его.
Преклоните главы».
Иерей: «Мир всем».
Народ: «И духу твоему».
Такое начало благословения.
Все возглашают: «Аминь».
Диакон: «Помолимся прилежно об одержимых».
Народ: «Господи, помилуй».
Диакон: «Преклоните главы».
Иерей: «Мир всем».
Народ: «И духу твоему».
Такое начало благословения.
Диакон: «Помолимся прилежно о кающихся».
Народ: «Господи, помилуй».
Иерей: «Мир всем».
Народ: «И духу твоему».
Такое начало благословения.
Диакон: «Все те, кто кается, изыдите».
Двери закрываются.
Ходатайство
«Предлежит общая очистительная жертва за весь мир (за вселенную); поэтому мы с дерзновением молимся тогда за вселенную, за кафолическую Церковь, простирающуюся из края в край вселенной; иерей приступает к Богу, молясь угасить повсюду войны, успокоить волнения; прося о мире, о благоустроении, о скором избавлении каждому от всех належащих зол, личных и общественных. Мы поминаем перед Святыми Дарами отшедших и приступаем с молитвой о них пред Агнцем, зде лежащим и взявшим на Себя грехи мира».
Ходатайство кончается возгласом «во веки веков».
Народ: «Аминь».
Иерей и народ: «Отче наш, Иже еси на небесех…»
Иерей преломляет Хлеб.
Диакон, представ пред жертвенником, возглашает: «Помолимся все вкупе…
О всех почивших во Христе и всех совершающих о них воспоминание».
Открываются двери и износится Жертва.
Иерей: «Святая святым».
4 основных чинопоследования православной Литургии
Литургия (греч. «общее дело») — главное богослужение Церкви. На Литургии совершается таинство Евхаристии: под видом хлеба и вина верующие вкушают Тело и Кровь Христовы.
Существует несколько чинопоследований Литургии. Они различаются по предполагаемому авторству главной части богослужения — Литургии верных и собственно Анафоры (греч. «возношение»), — во время которых хлеб и вино таинственным образом становятся Телом и Кровью Спасителя.
Литургия Иоанна Златоуста
Составитель чинопоследования:святитель Иоанн Златоуст.
Совершается:
в течение всего года, если устав не предписывает другое.
Литургия Василия Великого
Составитель чинопоследования:святитель Василий Великий.
Совершается:
десять раз в году — в сочельники Рождества и Богоявления или в сами эти праздники, если они приходятся на воскресенье или понедельник; в день памяти святителя Василия Великого; в 1-е, 2-е, 3-е, 4-е и 5-е воскресенья Великого поста, в Великие четверг и субботу.
Особенность:
молитвы, которые священник читает в алтаре, длиннее по сравнению с молитвами литургии Иоанна Златоуста. Поэтому все песнопения хор поет более медленно и протяжно.
Литургия Преждеосвященных даров
Составитель чинопоследования:святитель Григорий Двоеслов.
Совершается:
только Великим постом. В среду и пятницу первых шести седмиц поста; в четверг пятой седмицы поста; в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы; в день памяти св. Иоанна Предтечи (8 марта) и Сорока мучеников Севастийских (22 марта), если эти праздники приходятся на период Великого Поста и не попадают на субботу или воскресенье.
Особенность:литургия Преждеосвященных даров не является литургией в собственном смысле слова, так как на ней не происходит освящения Святых Даров. По сути это вечерня, на которой совершается причастие Святых Христовых Таин.
Литургия апостола Иакова
Составитель чинопоследования:Иаков, брат Господень, апостол от 70-ти.
Совершается:
по специальному благословению священноначалия в 19 храмах Русской Церкви в день памяти апостола Иакова; может совершаться и в другие дни, когда устав не предписывает литургии Василия Великого, литургии Преждеосвященных даров или вовсе не запрещает совершение литургии.
Особенность:
традиция совершения этой литургии прерывалась в истории Церкви, полный чин не сохранился. Существуют разные реконструкции чина литургии апостола Иакова. В одной из них, наиболее радикальной с точки зрения попытки восстановить атмосферу древней Церкви, миряне, так же как и священнослужители, причащаются Тела и Крови Христа раздельно. Большинство молитв читается священником вслух. Ектеньи и Священное Писание читаются лицом к народу, а не к алтарю. Кроме Апостола и Евангелия читается Ветхий Завет. Вместо «Херувимской песни» хор поет «Да молчит всяка плоть человеча…»