Техника игры на флейте
Основной элемент техники игры на флейте – правильное дыхание. Флейта требует энергичного и контролируемого потока воздуха, который может быть достигнут путем использования диафрагмального дыхания. Для этого необходимо держать плечи расслабленными и использовать дыхательную мускулатуру, чтобы обеспечить непрерывный и стабильный поток воздуха.
Фингеринг, или позиции пальцев, также является важной частью техники игры на флейте. Флейтист должен знать и правильно управляться с различными комбинациями позиций пальцев для получения различных нот
Для этого рекомендуется заниматься регулярными упражнениями, чтобы развить мускулатуру пальцев и научиться быстрому и точному перебору.
Важную роль в технике игры на флейте играет артикуляция – способность управлять атакой и релизом нот. Артикуляцию на флейте можно контролировать с помощью языка, губ и зубов. Каждая нота должна быть начата и закончена четко и точно согласно желаемой манере исполнения.
Фразировка – это еще один важный аспект техники игры на флейте. Она обеспечивает музыкальность и эмоциональность исполнения. Флейтисты должны уметь подчеркнуть важные фразы и выразительные детали музыки при помощи изменения темпа, динамики и артикуляции.
В целом, техника игры на флейте требует от флейтиста умения контролировать дыхание, правильно управляться с позициями пальцев, контролировать артикуляцию и создавать выразительную фразировку. Регулярная практика и усидчивость помогут достичь высокого уровня мастерства в игре на этом инструменте.
Разновидности гобоя
«Современное» семейство
- мюзетт (гобой-пикколо) in Es или in F (звучит на малую терцию или чистую кварту выше обычного гобоя), с коническим раструбом;
- собственно гобой, с коническим раструбом;
- гобой д’амур in A (звучит на малую терцию ниже гобоя), меццо-сопранового регистра, с маленьким изогнутым эсом (особой трубкой, на которую насаживается трость) и грушевидным раструбом;
- английский рожок (альтовый гобой) in F (звучит на чистую квинту ниже гобоя), с изогнутым эсом и грушевидным раструбом;
- баритоновый гобой (звучит на октаву ниже гобоя), в английском языке называется «басовым гобоем»; S-образный эс, грушевидный раструб. Иногда заменяет гекельфон — инструмент того же регистра, но другой конструкции.
Венский гобой
Венский филармонический оркестр использует модель гобоя, разработанную Германом Цулегером в начале ХХ века, которая остается практически неизменной до сих пор. Кроме Венской филармонии, он больше почти нигде не используется. Инструменты производятся в небольшом количестве компаниями Guntram Wolf и Yamaha.
Хор деревянных духовых инструментов
Хор деревянных духовых инструментов, также называемый оркестром деревянных духовых инструментов, или ансамбль деревянных духовых инструментов — исполнительский ансамбль, состоящий исключительно из членов семейства инструментов деревянных духовых. Обычно он включает флейты, гобои, кларнеты, фаготы и саксофоны разных размеров. Оркестр деревянных духовых инструментов имеет небольшой репертуар оригинальной музыки, написанной специально для ансамбля, а также аранжировки оркестровых произведений, легкой музыки и популярных мелодий.
История хора деревянных духовых инструментов
Гражданские духовые группы в Соединенном Королевстве восходят к средневековью. Отец английской литературы Джеффри Чосер написал в своей поэме Дом славы:
«Затем я увидел стоящих позади них, вдалеке и в одиночестве, многие десятки тысяч, которые громко кричали. менестрелей с волынками, шаумами и многими другими видами свирелей, и умело играл на них как на клир, так и на них тростниковым звуком, как, например, на пирах с жареным мясом и многими флейтами, рожками и трубками из зеленого стебли, такие как у этих маленьких пастушков, которые охраняют зверей в венике «.
Духовая музыка процветала при дворах Европы. Генрих VIII отпраздновал свою коронацию в 1509 году, которая включала трехдневное развлечение с выступлениями нескольких духовых коллективов. В 1749 году Генделя «Музыка для королевского фейерверка» исполнялась как пьеса для духовых после король Георг II приказал Генделю удалить струнные части.
Harmoniemusik играл не менее важную роль в восемнадцатом веке для открытых и важных общественных мероприятий. Вместе со струнным квартетом ансамбль и жанр наиболее типичны для классической эпохи. В 1782 г. Иосиф II, император Священной Римской империи, основал в Вене свой Императорский духовой ансамбль. Harmoniemusik оказал большое влияние на развитие симфонического оркестра. Моцарт и Бетховен стали более смелыми в написании частей для духовых в своих симфонических произведениях. Антон Райха и Франц Данци были двумя первопроходцами в создании духового квинтета, но к концу девятнадцатого века интерес к этому ансамблю начал угасать.
Примерно в это же время концертная группа стала для композиторов важным средством рекламы своих опер и оркестровых произведений. Россини, Лист и Вагнер назначили капельмейстеров организовать исполнение их произведений перед массами на концертах. Холст, Воан Уильямс и Грейнджер начали писать оригинальные произведения для концертного оркестра на рубеже двадцатого века. Эти произведения стали тем семенем, которое выросло в обширный репертуар, существующий сейчас для медиума. Дальше в двадцатом веке возродился интерес к духовым квинтетам. Многие ведущие современные композиторы создали духовые квинтеты, которые стали стандартным камерным репертуаром.
Многое было сделано для продвижения духовой музыки через организации, учреждения, розничных продавцов музыки и увлеченных людей, но это в значительной степени относится к жанру концертных групп. Действительно, это развитие концертного оркестра, который обеспечил среду, в которой требовалась музыка для секции деревянных духовых инструментов.
Оригинальная музыка для хора деревянных духовых инструментов
- Эрнест Блох (1880–1959) Прелюдия и марш ( для хора деревянных духовых инструментов)
- Алан Буллард (род. 1947) Путешествие во времени (2010)
- Гэри Карпентер Пантомима (2005)
- Мартин Эллерби (род. 1957) Sinfonia Aqua (2015))
- Адам Горб (род. 1958) Боевая симфония, Op.26 (1997)
- Адам Горб (род. 1958) Сюита для духовых (1995)
- Патрик Гленн Харпер ( 1977 г.р.) Экскурсия для ансамбля деревянных духовых инструментов (2006 г.), Три эскиза для ансамбля деревянных духовых инструментов (2016 г.)
- Кристофер Хасси (1974 г.р.) Dreamtide (2012 г.)
- Кристофер Хасси (род. 1974 г.) Twisted Skyscape ( 2008)
- Ши Лолин (1983 г.р.) Lux Aeterna (2014)
- Гамильтон Г. Маклин Променад для хора деревянных духовых инструментов
- Филип Спарк (род. 1951) Увертюра для деревянных духовых инструментов (1999))
- Йозеф Тал (1910-2008) Духовой квинтет (1966)
- Джеффри Уилсон (род. 1957)) Открытки: Играй, пой, танцуй (2012)
- Рут Янг Хранительница зоопарка (2006)
Twisted Skyscape, запись хора деревянных духовых инструментов, была сделана с Чешским филармоническим ансамблем духовых инструментов, под управлением Ши Лолин в 2014 году.
Струнные инструменты
- Флейта: является основным инструментом секции деревянных духовых инструментов. Она играет важную роль в создании мелодической линии и добавляет яркость и выразительность в звучание оркестра.
- Гобой: является одним из ведущих инструментов в деревянных духовых. Он способен создать разнообразные тембры и мелодии и имеет выразительные возможности.
- Кларнет: используется для добавления глубины и насыщенности звучания оркестра.
- Саксофон: реже используется в классической музыке, но может придавать особую темпераментность и эмоциональность в звучание оркестра.
- Труба: является основным инструментом в медных духовых и дает яркость и акцент в музыке.
- Тромбон: применяется для создания более глубокого звучания и разнообразия тимбров в симфоническом оркестре.
- Бас-туба: играет важную роль в создании низких тонов и добавляет глубину оркестровому звучанию.
- Ударные: включают в себя барабаны, ксилофон, тимпаны и другие инструменты, которые добавляют ритм, акценты и эффекты в музыку.
Скрипка
Скрипка играет ведущую роль в оркестре, так как она способна исполнять широкий диапазон музыкальных партий: от мелодических и солистических до аккомпанементальных и артикулированных. Она обладает богатым звучанием, которое может быть как деликатным и эмоциональным, так и энергичным и мощным.
Вместе с тромбоном, ударными, гобоем, фаготом, флейтой, бас-тубой, трубой и саксофоном, скрипка создает гармоничное звучание оркестра. Она играет важную роль в создании текстуры и насыщенности звучания музыкальных произведений.
Виолончель
Виолончель имеет четыре струны, которые настраиваются в ладу четвертьной ниже, чем скрипичные струны. Звук виолончели может звучать как сололистский, так и в составе ансамблей виолончелей, струнного квартета и симфонического оркестра.
Виолончель часто исполняет концертные партии в симфонических произведениях, но также активно участвует в массовых секциях оркестра. Она играет в гармонии со струнными инструментами, такими как скрипки, виолы и контрабасы, а также с другими инструментами оркестра.
Виолончель также может играть роль соло-инструмента в различных жанрах музыки, от классической до современной. Ее уникальное и эмоциональное звучание позволяет ей выразительно передавать различные настроения и идеи композитора.
В современном симфоническом оркестре, помимо виолончели, также присутствуют и другие струнные инструменты, такие как скрипка, альт, контрабас. Кроме струнных, в составе оркестра также есть духовые инструменты, такие как тромбон, фагот, гобой, кларнет, саксофон, а также ударные инструменты (тимпаны, барабаны, ксилофон и др.), а также медные инструменты, такие как труба, трубы, бас-туба и другие.
Контрабас
Роль контрабаса в оркестре несравнима с другими инструментами. Контрабас создает глубокий басовый звук, который придает силу и объем всему оркестру. Он усиливает ритм и звучание остальных инструментов.
Контрабас играет непревзойденную роль в оркестре в таких музыкальных жанрах, как симфония, концерт, оперный театр и джаз. Также контрабас используется в различных камерных ансамблях.
Контрабас необходим для создания баланса и гармонии звучания оркестра. Без него звук симфонического оркестра был бы неполным. Вместе с такими инструментами, как труба, тромбон, саксофон, кларнет, флейта, ударные, бас-туба, гобой, контрабас позволяет создавать мощный и разнообразный звуковой пейзаж.
Духовой оркестр
Литература : Pабинович M. Г., Музыкальные инструменты в войске древней Pуси и народные музыкальные инструменты, «Cоветская этнография», 1946, No 4; Kожевников Б. T., Mатериалы по истории русской военной музыки в XVIII в., в кн.: Tруды института военных дирижеров, вып. IV, M., 1957; Kожевников Б. T., Xаханян X. M., Mатериалы по истории русской военной музыки в первой половине XIX в., в кн.: Tруды военно-дирижерского факультета при Mосковской консерватории, вып. V.M., 1964; Mатвеев B., Pусский военный оркестр, M.-Л., 1965; Зудин H., Cоставы военных оркестров и пути их усовершенствования, в кн.: Tруды военно-дирижерского факультета, вып. VIII, M., 1965; Kalkbrenner A., Die Organisation der Militдrmusikchцre aller Lдnder, Hannover, 1884; Neuromm Ed., Histoire de la musique militaire, P., 1889; Adkins H. E., Treatise on the military band, L., 1958.
X. M. Xаханян.
Смотреть что такое «Духовой оркестр» в других словарях:
Духовой оркестр — оркестр, в состав которого входят духовые (деревянные и медные или только медные) и ударные музыкальные инструменты, один из массовых исполнительских коллективов. Как устойчивое исполнительское объединение сформировался в ряде стран… … Большая советская энциклопедия
ДУХОВОЙ ОРКЕСТР — коллектив музыкантов исполнителей на духовых и ударных инструментах. Подобный состав характерен для военных оркестров … Большой Энциклопедический словарь
Духовой оркестр — Духовой оркестр оркестр, состоящий из духовых и ударных инструментов. Содержание … Википедия
ДУХОВОЙ ОРКЕСТР — группа исполнителей на духовых и ударных инструментах. Использовался в армиях многих стран мира с древнейших времен, в его состав входили трубы, различные язычковые инструменты и ударные. Современный духовой оркестр, в отличие от военного, обрел… … Энциклопедия Кольера
духовой оркестр — коллектив музыкантов исполнителей на духовых и ударных инструментах. Подобный состав характерен для военных оркестров. * * * ДУХОВОЙ ОРКЕСТР ДУХОВОЙ ОРКЕСТР, коллектив музыкантов исполнителей на духовых и ударных инструментах. Подобный состав… … Энциклопедический словарь
ДУХОВОЙ ОРКЕСТР — (см. ОРКЕСТР) … Музыкальный словарь
Муниципальный симфонический духовой оркестр Мадрида — выступает в ротонде мадридского парка Буэн Ретиро (2009) М … Википедия
Банда (медный духовой оркестр) — Банда (итал. banda, буквально ≈ отряд), медный духовой оркестр, выступающий по ходу действия некоторых опер на сцене или за сценой; в симфонической музыке добавочный ансамбль, располагающийся отдельно от основного состава (чаще всего на хорах) … Большая советская энциклопедия
Государственный духовой оркестр — Российской Федерации, основан в 1970. Организатор и первый главный дирижёр (до 1974) И. В. Петров. Позднее оркестр возглавляли Н. П. Сергеев, Г. А. Галкин, с 1998 В. Е. Богорада. В репертуаре произведения русских и зарубежных композиторов.… … Энциклопедический словарь
Саксофон: гармония деревянных инструментов с современным звучанием
Саксофон — уникальный музыкальный инструмент, который занимает особое место в симфоническом оркестре. Он сочетает в себе гармонию и теплоту звучания деревянных инструментов с современным и ярким звучанием медных инструментов.
Саксофон был создан Бельгийским музыкальным инструментом Адольфом Саксом в середине XIX века. Он хотел объединить мелодические свойства деревянных инструментов с простотой и силой медных инструментов. Результатом стала уникальная конструкция из латунных трубок и деревянного мундштука.
Саксофон имеет различные размеры и тональности, которые образуют его семейство инструментов. В симфоническом оркестре можно услышать саксофоны со следующими тональностями:
- Sopranino саксофон (высокая тональность)
- Soprano саксофон (высокая тональность)
- Alto саксофон (средняя тональность)
- Tenor саксофон (средняя до низкой тональность)
- Baritone саксофон (низкая тональность)
- Bass саксофон (очень низкая тональность)
- Contrabass саксофон (самая низкая тональность)
Благодаря такому разнообразию тональностей, саксофон может исполнять широкий спектр музыкальных произведений, от ярких мелодий до глубоких и насыщенных звуков.
Саксофон играет особую роль в симфонической музыке. Он способен создать атмосферу загадочности и романтики, добавить яркости и выразительности к звучанию оркестра. Саксофон также активно применяется в джазовой музыке, благодаря своей универсальности и способности передавать эмоции через звучание.
Играть на саксофоне требует навыков и техники. Музыкант, играющий на саксофоне, должен быть в состоянии контролировать дыхание и артикуляцию, чтобы достичь определенной выразительности в звучании. Также необходимо понимание музыкальных основ, чтобы правильно интерпретировать ноты и превратить их в музыкальное произведение.
В симфоническом оркестре, саксофоны расположены в духовой группе. Обычно они находятся рядом со стальными духовыми инструментами, такими как трубы и тромбоны. Такая близость позволяет создать гармоническое взаимодействие и дополнение звучания другими инструментами.
В конечном счете, саксофон имеет уникальное место среди других деревянных инструментов в симфоническом оркестре. Он совмещает в себе теплоту и выразительность звучания деревянных инструментов с силой и яркостью медных инструментов, что делает его незаменимым элементом современного звучания оркестра.
Роль гобоя в музыке
Со времен Возрождения музыкальный гобой стал одним из ведущих инструментов академической музыки. Многие композиторы создают сольные сюиты. Помимо кантат и даже симфоний для гобоя, инструмент активно используется при записи академических произведений.
В начале 20 века гобой не только не утратил актуальности, но и стал востребован при записи музыкального сопровождения фильмов, игр и спектаклей.
В состав гобоя входят такие композиторы, как Энио Морриконе, Ховард Шор, Ханс Циммер, Джон Пауэлл и Джон Уильямс, которые посвятили несколько сюит для гобоя во время работы над фильмом «Звездные войны», и многие другие.
Разновидности
Существует несколько типов этих духовых инструментов.
Английский рожок
Термин произошел от случайной вербализации французского слова angle в семнадцатом веке. Английский рожок больше гобоя. Он состоит из колокола и изогнутой металлической трубки. Аппликатура идентична, но он менее технически оснащен, чем его собратья, поэтому его звучание несколько грубее и мягче.
Гобой д’амур
По конструкции он похож на английский рожок, но уступает ему в размерах и возможностях. Д’амур звучит мягче и не обладает сильным тембром, поэтому чаще всего используется композиторами в лирических произведениях. Впервые он появился в Германии в середине XVIII века.
Барочное семейство
Эта эпоха принесла инструменту огромные изменения. Первые усовершенствования были сделаны во Франции в XVII веке, когда инструмент был разделен на три части. Затем была усовершенствована дудочка (звук стал чище), появились новые клапаны, было пересчитано расположение отверстий. Этими новшествами занимались придворные музыканты Оттетер и Филидор, а Жан Багист продолжил их дело, создав марш для придворной капеллы, который заменил фиалы — рекордеры.
- барочный гобой;
- классический гобой;
- барочный гобой д’амур;
- мюзетт;
- дакачча;
- контрабас гобой.
Венский гобой
Эта модель появилась в начале двадцатого века. Она была создана Германом Цулегером и с тех пор практически не изменилась. Сегодня венский гобой традиционно используется в венском оркестре. Их производят только две фирмы: Guntram Wolf и Yamaha.
Современное семейство
XIX век стал революционным для духовых инструментов, поскольку уже существовали кольцевые клапаны, позволявшие закрывать два отверстия одновременно и адаптироваться к разной длине пальцев. Эта инновация была впервые применена Теобальдом Бёмом на флейте. Несколько десятилетий спустя Гийом Трибер адаптировал инновацию для гобоя, усовершенствовав механизм и улучшив дизайн. Инновация расширила диапазон и очистила тональность инструмента.
Сегодня гобой все чаще можно услышать в зале камерной музыки. Он часто используется как солист, а иногда и в оркестре. Помимо вышеперечисленных типов, к наиболее популярным инструментам относятся: мюзетта и классический гобой с конической трубкой.
Флейта
Это Список относящихся к этому был дан выше.
Флейта — один из древнейших музыкальных инструментов. В ней не используется язычок, как в других деревянных духовых. Здесь воздух рассекается о грань самого инструмента, за счёт чего и образуется звук. Существует несколько разновидностей флейт.
Сиринга — одноствольный либо многоствольный инструмент Древней Греции. Название её происходит от наименования птичьего голосового органа. Многоствольная сиринга в последствии стала называться флейтой Пана. На этом инструменте в античные времена играли крестьяне и пастухи. В Древнем Риме сиринга сопровождала представления на сцене.
Блокфлейта — деревянный инструмент, относящийся к семейству свистковых. К ней близки сопилка, свирель и вистл. Отличие её от других деревянных духовых в том, что на её тыльной стороне присутствует октавный клапан, то есть отверстие для закрывания пальцем, от которого зависит высота остальных звуков. Они извлекаются путём вдувания воздуха и закрывания пальцами музыканта 7 отверстий, находящихся на лицевой стороне. Этот вид флейты был самым популярным в период с 16 по 18 века. Её тембр мягкий, певучий, тёплый, но при этом его возможности ограничены. Во многих своих произведениях использовали блокфлейту такие великие композиторы, как Антонии Вивальди, Иоганн Себастьян Бах, Георг Фридрих Гендель и другие. Звук этого инструмента слабый, и постепенно его популярность снизилась. Произошло это после того, как появилась поперечная флейта, которая на сегодняшний день является самой используемой. В наше время блокфлейта применяется в основном как учебный инструмент. Начинающие флейтисты осваивают сначала её, только потом переходят к продольной.
Флейта-пикколо — разновидность поперечной. У неё самый высокий из всех духовых инструментов тембр. Звук её свистящий и пронзительный. Пикколо в два раза короче обычной Её диапазон — от «ре» второй до «до» пятой.
Другие виды флейт: поперечная, панфлейта, ди, ирландская, кена, свирель, пыжатка, вистл, окарина.
История возникновения и развития фагота
Появление фагота относится к первой половине XVI века . Его изобретение в течение многих лет приписывалось канонику из Феррары по имени Афранио дель Альбонези. В частности, такие сведения содержатся в «ЭСБЕ » . В XX веке, однако, было установлено, что инструмент Афранио представлял собой подобие волынки с металлическими язычками и ничего общего с фаготом не имел .
Непосредственным предшественником фагота был старинный духовой инструмент под названием «бомбарда». В отличие от неё, фагот для удобства изготовления и переноски был разделён на несколько частей. Изменение конструкции благотворно повлияло на тембр инструмента, что отразилось в его названии ― на первых порах его называли «дульцианом» (от итал. dolce
― «нежный, сладкий»). Имя подлинного изобретателя фагота все еще остается неизвестным.
На начальном этапе фаготы имели лишь 3 клапана. В XVIII веке — 5 клапанов, а также октавные клапаны, значительно расширившие верхний регистр.
В начале XIX века ведущее место на музыкальном рынке занимали инструменты французской системы, имевшие 11 клапанов. Автором этих моделей был Жан-Николь Саварри. Позже появились инструменты образца французских мастеров А. Бюффе и Ф. Требера.
Особое место в истории совершенствования инструмента занимает фаготист и капельмейстер Карл Альменредер . В г. вместе с Иоганном Адамом Геккелем основал в Бибрихе производство деревянных духовых инструментов. В г. Альменредер представил сконструированный им усовершенствованный, 17-клапанный фагот. Эта модель была принята за основу и доведена до совершенства фирмой «Геккель». Французские, а затем и австрийские фаготы, выпускавшиеся в середине XIX века фирмой «Циглер и сын» , не выдержали конкуренции с инструментами Геккеля и были вытеснены в ряде стран.
Малый смешанный духовой оркестр
Решающим отличием между малым медным и малым смешанным оркестром является звуковысотный фактор: благодаря участию флейт и кларнетов с их разновидностями оркестр получает доступ в «зону» высокого регистра. Следовательно, изменяется общая объемность звучания, что имеет очень большое значение, так как полнота звучания оркестра зависит не столько от абсолютной силы, сколько от регистровой широты, объемности расположения.
Кроме того, возникают возможности сопоставления звучания медного оркестра с контрастирующей деревянной группой. Отсюда некоторое сокращение границ «деятельности» собственно медной группы, которая до известной степени теряет универсальность, естественную в малом медном оркестре.
Благодаря присутствию деревянной группы, а также характерной меди (валторны и трубы), появляется возможность введения новых тембров, возникающих от смешения красок как в деревянной и медной группах, так и в самой деревянной группе.
Благодаря большим техническим возможностям деревянная «медь» разгружается от технической форсировки, общее звучание оркестра делается более легким, не чувствуется типичной для техники медных инструментов «вязкости».
Все это вместе взятое дает возможность расширить границы репертуара: малому смешанному оркестру доступен более широкий круг произведений различных жанров.
Таким образом, малый смешанный духовой оркестр является более совершенным исполнительским коллективом, а это, в свою очередь, накладывает более широкие обязанности как на самих оркестрантов (техника и ансамблевая слаженность), так и на руководителя (техника дирижирования и подбор репертуара).
О музыкантах оркестра. Фагот.
Для справки:-))) В составе классического симфонического оркестра четыре основные группы инструментов: струнные (струнники), деревянные духовые (дерево), медные духовые (медь), ударные (ударники или стукачи).
Продолжаем рассказ о деревянных духовых.
Классический состав группы: флейта, гобой, кларнет, фагот.
И вот, наконец, Фагот:
– Чем фагот лучше гобоя?
– И то и другое – дерево, но фагот горит дольше…
Фагот – самый большой и низкий среди деревянных духовых инструментов.
В переводе с итальянского fagotto — «вязанка дров». Почему он так называется? Все просто. Первые фаготы, которые появились более половины тысячелетия назад, были необъятных размеров и в разобранном виде внешне больше были похожи на вязанку дров, чем музыкальный инструмент. В современном облике фагот больше всего похож на гобой: у него такая же вытянутая коническая форма трубки и двойная трость. Но из-за своего впечатляющего размера – более двух метров, трубка сложена вдвое.
Фагот считается достаточно подвижным музыкальным инструментом, но стремительные пассажи исполнять на нем весьма не просто. Однако именно эта особенность стала его «изюминкой» – быстрое отрывистое исполнение звуков (прием стаккато) создает «бубнящий», комический эффект, чем часто пользуются многие композиторы. Может фагот звучать и совершенно иначе: нежно, ласково, томно и с ноткой страсти.
Фагот, сука большой. Настолько большой, что фаготист носит на шее «удавку» с крючком на конце, на который он подвешивает инструмент, иначе в руках фагот долго не продержишь. А контрафагот вообще вывозят на тележке. Не смотря на то, что трость фагота, так же как и у гобоя, состоит из двух половинок, расход воздуха достаточно большой. Это, конечно связано и с размером инструмента, и с его диапазоном. В отличие от флейты, гипервентиляции мозга не происходит, скорее всего от того, что соло фагота достаточно короткие, а основная партия – это поддержание линии баса на уровне «пум» – «пум», «пум» – «пум».
Фагот среди духовых в оркестре – это как фундамент у дома, на котором строится вся мелодика. Видимо поэтому фаготисты очень основательные и взвешенные люди. Никогда не скажут лишнего, прежде чем ответить – подумают. В тайне завидуют остальным деревянным, у которых футлярчики маленькие, инструменты разбираются быстро, а флейту вообще чуть ли не в кармане носить можно. А тут пока разберешь эту «вязанку дров» пока сложишь, все уже разошлись. Да ещё и чемодан не маленький приходится таскать. Повторюсь, инструмент большой, и наверно поэтому фаготисты чаще всего высоки, стройны, весьма красивы. И очень любят себя.
Есть даже такой анекдот:
– Чем фаготист отличается от бога?
– Бог не считает себя фаготистом.
По звуковым возможностям фагот находится на последнем месте среди духовых — беглость средняя, динамические возможности средние, диапазон используемых образов тоже невелик. В основном это либо сердитые или настойчивые фразы с типично замедленной атакой звука, либо скорбные интонации, чаще всего в высоком регистре. Обычное дело для группы фаготов — дублирование струнных басов (виолончелей и контрабасов), это придает мелодической линии большую плотность и связность.
Тембр фагота весьма экспрессивен и на всём диапазоне богат обертонами. Наиболее употребительны нижний и средний регистр инструмента, верхние ноты звучат несколько гнусаво и сдавленно. Стаккато фагота отчётливое и острое, хорошо получаются скачки на октаву и более, а смена регистров практически незаметна.
Гобой в романтический период (ок. 1830 – ок. 1900)
Гунтрам Вольф Высокий романтический гобой ЗОЛОТОЙ 440 Гц До 1850 года
Развитие гобоя от классического периода продолжилось в романтический период. А усовершенствование промышленных производственных процессов 19 века внесло большой вклад в развитие гобоя.
В целом, промышленная революция романтического периода оказала большое влияние на быстрое совершенствование дизайна деревянных духовых инструментов. Это увеличивает производительность, а также сложный ключевой механизм.
В частности, за этот период гобой претерпел несколько изменений. Разработка велась таким образом, чтобы сделать его равным флейте. В результате в романтический период гобой претерпел больше изменений, чем в любой другой период.
Основные изменения были заметны в его ключевом механизме. Созданный сложный клавишный механизм расширил технические возможности инструмента.
Изменение механизма клавиш и другие менее очевидные изменения действительно повлияли на характеристики игры на инструменте. В результате инструмент смог удовлетворить технические требования новой музыкальной эстетики.
Кроме того, была затронута высота звука инструмента, включая тембр. Также были изменены интонация, мощность звучания и баланс регистров инструмента.
Опять же, изменения повлияли на характер и функции инструмента, и он стал инструментом специалиста. Трудности с изготовлением язычка приемлемого качества звука также ограничивали использование гобоя в качестве любительского инструмента.
Изменения клавиш в период романтизма
Производитель инструментов продолжает совершенствовать инструмент с помощью нескольких разработок. К 1840 году количество клавиш на инструменте увеличилось до четырнадцати.
Впоследствии идеология флейты Бема с точки зрения диапазона, громкости и улучшения интонации начала влиять на гобой. Итак, французские производители гобоев Шарль Триберт и его брат Фредерик Триберт применили ту же модификацию к инструменту.
Модификация, произведенная Triéberts, привела к расширению диапазона инструмента. Кроме того, это улучшило интонацию, а также равномерность тембра гобоя.
Также был расширен диапазон клавиш, на которых можно эффективно играть на инструменте. Они также внесли изменения в перфорированные пластины, размещенные в ранее открытых отверстиях.
Производитель инструментов Шарль Трибер получил медаль на Парижской выставке 1855 года за применение модификации Бема на гобое. А также усовершенствованные фаготы, принадлежащие к семейству гобоевых.
Они продолжают свои модификации, и их усилия над инструментом в кульминационный момент все еще используются сегодня. Они предоставили ключевой механизм, который обеспечивает плавную игру с различными способами получения одной и той же ноты.
Немецкая модель и французская модель
Немецкий, гобой, Романтика Бертольда и Сене (ок.1870)
В этот период создатели гобоев основывали свои проекты на национальных особенностях в качестве модели. И двумя распространенными моделями того периода были немецкий и французский стили.
Дизайн Фредерика стал принятой французской моделью 20-го века. Французская модель имела тонкие стенки и узкие трубки с элегантным звучанием. Кроме того, тон французской модели более тонкий, пронзительный и может преодолевать раскаты громоподобного оркестра.
Однако существовала другая конструкция немца Карла Голде, в которой использовалось много клавиш и которая была распространена в Европе до появления французской модели гобоя.
Немецкая модель имела толстостенный и более традиционный широкий канал. Кроме того, у него была заметная “луковичная” выпуклость на верхней стороне.
В результате звук немецкой модели получается полным и округлым. Кроме того, его тембр неуклюж и мрачен, с небольшим количеством вибрато или вообще без него.
В частности, немецкая модель была разработана с учетом требований военного оркестра. Эта модель смогла обеспечить повышенную громкость, которая, по-видимому, была вдохновлена военными.
Следовательно, немецкий гобой был более резким по тону, а его звучание – более мощным. С другой стороны, французский гобой обладал более тонким звучанием.
Струнные музыкальные инструменты (хордофоны)
Струнные музыкальные инструменты (хордофоны): по способу звукоизвлечения делятся на арочные (например скрипка, виолончель, гиджак, кеманча), щипковые (арфа, гусли, гитара, балалайка), ударные (тарелки), ударные клавишные. (фортепиано), щипковая клавиатура (клавесин).
- Скрипка — четырехструнный смычковый музыкальный инструмент. Очень высокий регистр в семействе скрипачей, составившем основу симфонического оркестра классического состава и струнного квартета.
- Виолончель — музыкальный инструмент из семейства скрипок низкого тенора. Возникла в 15-16 веках. Классические образцы созданы итальянскими мастерами семнадцатого и восемнадцатого веков: А и Н. Амати, Г. Гварнери, А. Страдивари.
- Гиджак — смычковый музыкальный инструмент (таджикский, узбекский, туркменский, уйгурский).
- Кеманча (каманча) — смычковый музыкальный инструмент с 3-4 струнами. Распространен в Азербайджане, Армении, Грузии, Дагестане, а также в странах Среднего и Ближнего Востока.
- Арфа (от нем. Harfe) — щипковый музыкальный инструмент с несколькими струнами. Самые ранние изображения относятся к третьему тысячелетию до нашей эры. В простейшем виде встречается почти у всех народов. Современная педальная арфа была изобретена в 1801 году С. Эраром во Франции.
- Гусли — русский щипковый музыкальный инструмент. Крыловидные («колоколообразные») гусли имеют 4-14 и более струн, шлемовидные — 11-36, прямоугольные (столообразные) — 55-66 струн.
- Гитара (исп. Guitarra, от греч. Kifara) — щипковый струнный инструмент лютневого типа. В Испании он был известен с тринадцатого века, в семнадцатом-восемнадцатом веках он распространился в страны Европы и Америки, даже как популярный инструмент. С 18 века широкое распространение получила шестиструнная гитара, семиструнная получила распространение в основном в России. Среди разновидностей — так называемая гавайская гитара; в современной поп-музыке используется электрогитара.
- Балалайка — популярный русский трехструнный щипковый музыкальный инструмент. Известно с самого начала. XVIII век. Улучшен в 1880 г. (под руководством В. В. Андреева) В. В. Иванов и Ф. С. Сербский, создавшие семейство балалаек, позднее — С. И. Налимов.
- Тарелки (польские тарелки) — многострунный ударный музыкальный инструмент древнего происхождения. Они входят в состав народных оркестров Венгрии, Польши, Румынии, Беларуси, Украины, Молдовы и др.
- Фортепиано (итал. Fortepiano, от forte — forte и piano — беззвучный) — это родовое название клавишных музыкальных инструментов с молоточковым действием (рояль, фортепиано). Фортепиано было изобретено в самом начале. 18 век Возникновение современного типа фортепиано — с так называемой двойной пробой — относится к 1820 году. Расцвет фортепианного исполнительства — 19-20 века.
- Клавесин (франц. Clavecin) — струнно-щипковый музыкальный инструмент из клавишных, предшественник фортепиано. Известен с 16 века. Существовали клавесины разных форм, типов и разновидностей, в том числе клавесин, вирджинель, спинет, клавицитерий.