Численность
Большинство курдов расселено в регионе Курдистана. Почти 2,5 млн курдов разбросаны по странам Европы и Америки, где они создали мощные и организованные общины.
Самый большой массив курдской этнической территории занимает юго-восток и восток Турции в районе озера Ван и города Диярбакыра. Отдельные курдские поселения разбросаны также по всей Анатолии, крупные курдские диаспоры сосредоточены в больших городах на западе страны. Экспертные оценки говорят о 20—23 % населения страны, что может составлять до 16—20 млн человек. В это число включаются северные курды-курманджи — основное курдское население Турции, и народ заза (говорящий на языке зазаки) — около 1,5 млн человек, а также значительная доля тюркоязычных курдских племён, перешедших на турецкий язык — свыше 6 млн человек). В Иране насчитывается около 5,5 млн курдов. В Ираке также представлены три курдских субэтноса (с юга на север): южные курды с гурани, сорани (в районе Киркука и Сулеймании) и курманджи (в районе Мосула), населяющих восточные и северо-восточные районы страны. Лишь часть этнической территории иракских курдов включена в автономное образование Иракский Курдистан со столицей в Эрбиле. Всего в Ираке проживает более 5,6 млн курдов. В северной Сирии проживает 1,5 млн курдов, преимущественно курманджи. Курдское меньшинство Сирии составляет примерно 15 % населения.
Среди стран бывшего СССР курды проживают в Азербайджане, Армении, Грузии, Туркменистане и Казахстане.
В России, по переписи 2010 года, проживает 23,2 тыс. собственно курдов.
Год |
Россия |
Челябинская область |
1926 |
200 |
|
1939 |
400 |
|
1959 |
900 |
|
1970 |
1000 |
|
1979 |
1600 |
|
1989 |
4700 |
30 |
2002 |
20000 |
104 |
2010 |
23000 |
76 |
Фольклор
На протяжении многовековой истории курды были крайне ограничены (как по внешним, так и по внутренним причинам) в возможности развития собственного языка и литературы. Именно поэтому устное народное творчество стало наиболее важным элементом сохранения курдской культуры.
Широко распространены лавджи – короткие лирические стихотворения, ярко передающие поэтические традиции курдов, а также описывающие повседневную жизнь и нравы курдского общества.
Дангбежи (курд. Dengbêjî) — очень древняя и важная курдская традиция песнопения. Из-за постоянных войн на своей территории и притеснения со стороны других народов курдская письменность имела малое распространение, и обычный народ был вынужден передавать всю информацию, новости, рассказы, истории и происшествия из уст в уста, таким образом много значимых, интересных историй о войнах, несчастной любви, и других важных событий курдского общества дангбежи передавали из поколения в поколение посредством дангбежи.
Курдские танцы, в отличие от песен, всегда были преимущественно массовыми, хороводными. Только в последнее время стали проявляться сольные танцы. Среди хороводных танцев различаются медленные, плавные и быстрые. Наиболее известны курдские танцы: ойнарэ, эйнаре, лачи, бэнэ, адлэ, сакмэ, зюльфанэ, джангуле, нэри, ялы баблекан, делило, шемаме и т.д. Предводитель, ведя гованд по кругу, в правой руке держит платок, которым как бы дирижирует.
Каждый народ имеет свой почерк и ритм песен, танцев и музыки. Курдские песни по своему содержанию лирические, патриотические, боевые — героические, траурные и сатирические, а по социальной функции обрядовые, бытовые, религиозные.
Главной особенностью курдского гованда является сплочённость танцоров. Все движения делаются одновременно и синхронно. И лучшим говандом считается тот, в котором танцоры не выделяются, поскольку оценивается именно целостность гованда. Есть лишь одно исключение: относительная свобода действия предоставляется саргованду (первому танцующему) и бингованду (последнему танцующему) и то, только с разрешения саргованда. В отличие от остальных танцоров они могут на некоторое время отсоединяться от группы и делать произвольные движения, но опять-таки делая движения в такт.
Все танцоры и парни, и девушки делают одинаково сложные движения. Но в некоторых регионах Курдистана, например, в Самсуре, есть только мужской и только женский танец, характеризующий быт курдского народа.
По виду соединения танцоров танцы подразделяются на: мизинчиковые (все танцоры держат друг друга за мизинцы) тилья бичук; ладонные (танцоры скрещивают пальцы на ладонях); поясные (танцоры убирая руки назад обхватывают друг друга за пояс так, чтобы рук вообще не было видно) кямбар; плечевые (танцоры держат друг друга за плечи) мыл; совсем без обхвата сарбаст, таких танцев меньше всего. Танцы также отличаются по энергетике. Классифицировать их поданному признаку сложно, поскольку в разных регионах Курдистана энергетика танцев тоже разная.
Язык
Езидский язык – курманджи относится к иранской группе (северо-западная ветвь) индоевропейской языковой семьи, как и многие другие языки народов мира, этот язык имеет заимствования (из арабского и турецкого), у этого языка есть и другое название – эздики. Существует мнение, что когда-то езиды пользовались собственным алфавитом, утраченным в результате курдского культурного влияния. Курдский алфавит состоит из 33 букв (преобладают согласные звуки) письмо на его основе – левостороннее. В данный момент и курды, и езиды пользуются графикой арабского, персидского, латинского происхождения и адаптированной кириллицей. Латинизированный алфавит для езидов СССР был утверждён в 1929 в рамках политики латинизации языков народов СССР проводимой по инициативе А.В Луначарского и В.И. Ленина, однако, эксплуатировался он недолго и на смену ему пришёл алфавит на основе кириллицы. На обоих алфавитах в разное время издавалась газета «Рйа Таза» (Новый Путь)
Традиционный быт
Раньше большая часть народа жила в труднодоступных горах, куда не могли проникнуть враги завоеватели. Веками им приходилось обороняться, защищать свои земли. Вокруг жилищ строились высокие каменные ограждения. Живут езиды общинами, они делятся на разные рода со своим названием, которые им дали исторические предки.
Основная деятельность езидов с древних времен — скотоводство. Разводят в основном овец. Помимо этого занимаются садоводством, земледелием. Среди современных представителей народа есть служащие, рабочие, представители научной, гуманитарной, технической интеллигенции, которые живут и работают в городах.
Происхождение
Одним из самых спорных вопросов как в научных кругах, так и среди курдов и самих езидов является вопрос этногенеза и идентичности езидов. Данный вопрос на просторах бывшего СССР начал зарождаться в конце 1920-х годов XX века, а в наши дни приобрел форму скрытой конфронтации между идентифицирующими себя езидами и считающими себя курдами-езидами, которая отчасти подогревается внешними силами.
Наименование «езиды» — это изменённая в русском языке форма от традиционного самоназвания «эзди».
Этногенез езидов сложно проследить с более древних времён, чем времена формирования арабского халифата и его последующего распада. Долгое время отечественные и зарубежные исследователи не отделяли езидов от курдов, встречалось даже понятие курды-езиды. Такой подход не выдержал проверку временем, т.к. различия между курдами и езидами достаточно очевидны. Арабо-исламская экспансия способствовали исламизации многих народов Месопотамии, этот процесс приводил к арабизации и ассимиляции этих народов арабами, однако, ряд народов, включая и езидов, устояли перед этими процессами. В последующем езиды устояли и перед турецким влиянием.
В средние века у езидов существовали эмираты на территории курдистана: Шейхан, Марван, Касер, Мосул, Хакари, Бадинан, Батман, Ботан. История их завершилась после издания фетвы 1545 г. узаконившей насилие в отношение езидов в Османской империи.
Некоторые исследователи связывают происхождение езидов с народом адаби, жившего ещё до появления шумерской цивилизации, но этот вопрос остаётся спорным.
Базовым фактором, способствовавшим самоидентификации езидов как отдельного этноса является религиозная составляющая. При значительной схожести в этнической составляющей езидов и курдов (иранские племена, которые впоследствии арабизировались и туркизировались, а также ассимилировались с рядом неисламских народов региона: ассирийскими, арамейскими и др. племенами) и языковой общности (и те, идругие говорят на курманджи) езиды чётко идентифицируют себя как отдельный этнос на основании религиозного и традиционного компонентов. В этом можно проследить схожесть с евреями, которые сумели сохранить свою этническую идентичность на протяжении тысяч лет именно благодаря религии.
Таким образом, фундаментом появления езидского этноса была религия, и их этническое самосознание неотделимо от религиозного как, например, у евреев. Если езиды отойдут от своей религии и потеряют свою культурную специфику, то это приведет к их исчезновению как этноса.
Национальная одежда
В женском национальном костюме предусмотрено несколько предметов: брюки-шальвары; жилетка хелак; накидка крас. У мужчин костюм состоит из: сервала, пояса, национальных туфель, жилетки и рубашки стархани.
Джеркрасы у женщин представляют собой одеяние, похожее на кофту и рубашку одновременно. Брюки наденет только незамужняя женщина, тем самым показывая, что она является свободной. Сверху также накидывают крас — специальную прозрачную накидку, которая покрывает плечи. У женщин-курдов одежда вся яркая, контрастная, в ней могут использоваться такие цвета, как фиолетовый, зеленый, желтый, бирюзовый. Стархани у мужчин — это верхняя одежда, которая напоминает рубашку и пиджак. Стархани всегда заправляют в брюки, ткань одежды довольно плотная, есть карманы и лацканы. Мужской пояс в длину может достигать 4 метров. Накручивают его обязательно против часовой стрелки. Брюки фиксируются не поясом, а веревкой.
Основной мужской головной убор — чалма. Он является составным, включает шапку клав и платок мшки. Одежда у мужчин блеклая, только на праздники они позволяют себе надеть более яркие варианты. Цвета преимущественно близкие к белому и песочному. На официальный прием курдский мужчина наденет только белую одежду. В повседневной жизни они носят одежду коричневого цвета, реже серого.
Выдающиеся деятели
Среди представителей народа есть выдающиеся личности, чьи достижения широко известны: Герой Советского Союза Саманд Алиевич Сиабандов; педагог, режиссер, автор Поладов Арсен Рашидович; национальный герой, полководец Джангир-ара; общественный деятель Полатов Файзо Рашидович; председатель езидской диаспоры Пивази Гоча Аскарович; боец смешанного стиля Сулоев Амар Шарифович; чемпион мира, боксер Алоян Михаил Суренович.
В Челябинской области Езидский национальный культурный центр возглавляет предприниматель Аско Алои. Также следует назвать полковника полиции в отставке Валико Шарояна, чемпиона Европы по боксу Севдина Мстеяна, депутата Южноуральского городского округа Альберта Алояна.
Декоративно-прикладное искусство
У курдов на протяжении веков развиты некоторые виды народного декоративно-прикладного искусства — ковроткачество, гончарное и ювелирное дело, гравировка на медной утвари, резьба по дереву, камню. Особенно известны курдские ковры, яркие по цвету, с геометрическим, а также растительным орнаментом. Нередко в узорах ковров встречаются изображения рогов — символа скотоводства, паука — символа ковроделия, Солнца. Ковры (ворсовые и безворсовые) обычно имеют узор из повторяющихся крупных медальонов на центральном поле и орнаментальную кайму; распространены также полосатые ковры типа паласов.
Изготовляются кошмы с ввалянным геометрическим орнаментом, узорные вязаные чулки и носки и тканые шерстяные изделия (женские пояса, сумки). У курдов Ирана, Турции, Ирака и др. распространено изготовление гравированной медной посуды, оружия с насечкой золотом, чеканных с чернью и зернью серебряных женских украшений, а также пряжек и блях для поясов и конской сбруи. Из дерева выделывают трубки, портсигары, шахматы, скамеечки. В ряде районов вышивают шёлковые сузани. Поливная и неполивная керамика вырабатывается в районах Вана (Турция), Сенендеджа (Иран) и в северных районах Ирака.
История (+появление на Южном Урале)
История езидского народа связана с Междуречьем Тигра и Евфрата- древним очагом цивилизации, и местом, где происходило культурное взаимодействие семитских и индоевропейских народов. Езиды как и близкие им по происхождению курды считаются индоевропейцами.
На территориироссийского Кавказа езиды стали проживать с конца XIX столетия, когда в результате успешных военных конфликтов против Турции территории населённые езидами были включены в состав Российской Империи. В дальнейшем езиды оставшиеся в Турции будут поддерживать сближение с Россией. Так, в годы Первой мировой войны езидское войско под командованием Джангир-аги перешло на российскую сторону. За утратой Россией территорий Закавказья в результате поражений в Первой мировой войне последовал геноцид езидов со стороны турецких властей, и езидам пришлось массово переселяться в Грузию и Армению.
Вообще, вся история езидов в той или иной степени связана с притеснениями со стороны других народов, в первую очередь, по религиозному признаку. И если для арабов и турок езиды были чуждым народом и в культурном, и в религиозном плане, то для курдов, которые вплоть до настоящего времени продолжают дискриминировать езидский народ на территории Ирака, ключевым раздражающим фактором является именно религиозный. Езидам препятствуют в занятиях торговлей и хозяйственной деятельностью (всё, к чему прикоснулся езид, считается осквернённым), запрещают перемещения между населёнными пунктами и т.д. Особенно устрашающей ситуация выглядит из-за того, что курды сами на протяжении длительного времени являлись угнетаемым народом, но применяют к езидам весь комплекс мер давления, которые ранее испытывали на себе.
После установление советской власти в республиках Кавказа езиды стали гражданами нового государства – СССР. Однако начавшаяся впоследствии советская национальная программа по укрупнению народов по языковому признаку привела к официальному причислению их к курдам и лишению возможности самостоятельного этнокультурного развития. Именно на этом этапе появились теории включения езидов в состав курдского этноса и наименование их курдами-езидами.
После распада Советского Союза начался процесс миграции, обусловленный экономическим отставанием республик СНГ, так многие езиды оказались в Российской Федерации, Украине или странах Евросоюза, в т.ч. и в Челябинской области.
Что можно почитать
- Авдои Т. С. История курдского вопроса // Социология власти. 2009. №4. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-kurdskogo-voprosa
- Дасни Ю.Р. Курдская диаспора России: прошлое и настоящее // Kurdistan.ru. Режим доступа: https://kurdistan.ru/2010/12/19/articles-8349_Dasni_YU_R_Kurdskaya_diaspora_Rossii_proshloe_i_nastoyaschee.html
- Дюрре М. Э. И. Курдский вопрос в современных реалиях Ближнего Востока // АНИ: экономика и управление. 2019. №2 (27). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kurdskiy-vopros-v-sovremennyh-realiyah-blizhnego-vostoka
- Кошина Н. Курды – загадочные и воинственные // TravelAsk. Режим доступа: https://travelask.ru/articles/kurdy-zagadochnye-i-voinstvennye
- Курды. Легенда Востока / науч.рук. В.В. Наумкин, И.Ф.Попова. – М.: Издательская группа «Арбор», 2018. – 456 с. Режим доступа: http://www.orientalstudies.ru/rus/images/pdf/add1/b_naumkin_popova_eds_2018_kolesnikov_bazilenko_vodneva.pdf
- Ханалиев Н. У.Курдский вопрос: исторический экскурс // Власть. 2017. №4. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kurdskiy-vopros-istoricheskiy-ekskurs
- Ханалиев Н. У. О дилеммах и перспективах независимости Иракского Курдистана // Вестник МГОУ. 2018. №1. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/o-dilemmah-i-perspektivah-nezavisimosti-irakskogo-kurdistana
Происхождение
Высказываются различные гипотезы происхождения курдов. Версию о происхождении современных курдов от населявших Северную Месопотамию и Иранское плато куртиев подтверждают также античные источники. В частности, сообщается о племени Куртиев, издревле обитавших в Персии. Куртии населяли горные области стыка Персии и Атропатены Мидийской, а также Армянское нагорье и Курдистан, Прикаспийские области и Иранский Азербайджан и были скотоводческим и разбойничьим племенем. Согласно В. Минорскому, во времена древнеперсидской монархии курды, по-видимому, входили в состав провинции Армения, где они жили в области Кордуена.
Имя курдов (kwrt) упоминается в среднеперсидских источниках (Карнамак-и Ардашер-и Папакан), но, как отмечают исследователи, в раннем Средневековье это был прежде всего социально-экономический термин, означавший у оседлого иранского населения кочевых, живущих в шатрах горцев на западе Иранского плато, и мог применяться к любому ираноязычному племени, соответствовавшему этим характеристикам. Именно поэтому вплоть до Нового времени под именем «курдов» объединяли иранские народности, широко расселившиеся в горах Загроса, Верхней Месопотамии и на Армянском нагорье, разговаривающих на разнородных языках/диалектах: курманджи, зазаки, сорани, лаки, келхури, горани, авромани.
Курды ведут свое происхождение от легендарного народа древнего государства Мидия и легендарного царя Персии Кира Великого. Об этом поется в национальном гимне курдов.
В целом, большинство исследователей сходятся в том, что курды являются прямыми потомками древних мидян, расселившихся в Парфии (окраине Мидии), т.е. имеют иранское происхождение.
Генетический анализ показывает, что курдский народ тесно связан с азербайджанским, армянским, грузинским и еврейским народами, имеющими некоторых общих предков в северной части Ближневосточного региона.
Пословицы и поговорки
Вор есть вор — украл ли яйцо, увел ли быка
Кто сказал и сделал — человек, кто не сказал и сделал — лев, кто сказал и не сделал – осел Лишний кусок в горле не застрянет Малый ум — великая ноша На каждую слезинку есть смешинка
Обычное занятие влюбленных – молчание Один испеченный хлеб лучше десяти фунтов теста Оружие в руках — еще половина дела Отрезанную голову назад не приставишь
После битвы — много вояк Пусть лучше у меня будет молодой муж и драная рубашка, чем нарядная рубашка да старый муж Раз поймал — не упускай, а раз уж упустил — не гоняйся за упущенным
Сын волка не станет братом человека Ученье — золото: не истлеет, а богатство — хлам: сгниет!
Фольклор
Традиционная культура народа состоит из нескольких жанров: песни, молитвы, сказания, пословицы, поговорки, поверья, обычаи, религиозные обряды, сказки. Все они отражают вековую мудрость, национальную самобытность народа.
Музыкальные инструменты езидов: барабан «даф», зурна, дудук, майе, фик, блур.
Музыка состоит из самобытных мелодий, присущих только этому народу. Они основаны на особом понижении, повышении тональности. Следует отметить езидские баллады, в них говорится о подвигах героев. В культуре есть трудовые, бытовые, свадебные песни, отражающие мудрость, душу народа.
Современная ситуация
Езиды проживают в основном на севере Ирака в Иракском Курдистане, Европейских странах. Общинами живут в Армении. Официально общества езидов зарегистрированы в Турции, Армении, России, Грузии.
У езидов есть организации, самыми известными из них являются общественно-политическая партия «Езидхана», Национальный союз езидов. Деятельность союза в большей степени направлена на культурно-просветительную жизнь народа. Партия «Езидхана» — единственная во всем мире партия, основанная езидами. Ее деятельность направлена на сплочение представителей народа, сохранение его национальной самобытности, духовного, морального облика езидов, политической сплоченности, сохранение любви, преданности заветам предков, защиту политических, гражданских прав представителей народа. Партия соблюдает демократические принципы, ценности, идеалы, у нее свой устав, программа, в соответствии с которыми она действует
«Езидхана» придает важное значение образованию, в особенности национальной школе. Партия разработала планы, направленные на развитие, сохранение национальной культуры, традиций
Налажено сотрудничество со всеми организациями, выступающими за защиту свободы, конституционных прав национальных меньшинств.
Езиды проживающие в РФ как и езиды Армении и Грузии чтут свои традиции и сохраняют свою идентичность, этому способствует деятельность тематических русскоязычный сайтов сети интернет, таких как ЕзидиПресс, новостной портал Езиди.Ньюс, сайт научно-исследовательской организации «Институт езидской истории и религии» и др. Сохранению культурного наследия езидского народа и укреплению связей с другими общинами способствует деятельность общероссийской общественной организации «Езидкий конгресс» и созданных в ряде городов России национально-культурных центр.
Традиции и обряды
Курдов характеризует культ семьи. У них довольно большие семьи, причем люди живут целыми поколениями. Общение с братьями, сестрами, родственниками по линии матери и отца является каждодневным делом каждого курда. Даже дальние родственники всегда в почете.
Мужчины и женщины живут вместе только при заключении брака. Мужчина в семье остается главой, а за женщиной закрепляется роль помощницы. Курды не воспринимают женщину, не имеющую мужа, всерьез. Это порождает для нее преграду в жизни — пока она не найдет супруга, ее жизнь не будет полноценной. Замужество является едва ли не единственным способом обеспечить себя. В Ираке и Турции большинство женщин не имеет прав на землю, скот, не может работать.
Вдове придется искать нового мужа, чтобы суметь прокормить детей. Причем сделать это довольно сложно, ведь далеко не каждый мужчина захочет на ней жениться. Однако это вовсе не значит, что курдские женщины беззащитны. В связи с многодетностью, их оберегают родители и братья. Если женщина овдовела, то брат ее мужа либо возьмет ее в жены, либо обязуется опекать.
Если курд хочет придать весомость своим словам, он может воспользоваться клятвой бахта. Бахт означает счастье. Слова того, кто клянется счастьем, считаются непоколебимыми и сразу вызывают доверие.
Для заключения брака в курдском обществе необходимо получить одобрение от родителей как со стороны мужа, так и со стороны жены. Выкуп является обязательной частью, его платит жених за невесту. Мнение молодоженов тоже учитывается и зачастую является главным. Никто не вправе принудить их к заключению брака.
Традиции курдов интересны и одновременно сложны. Уважение к старшим — одна из самых важных традиций. Наравне с ней стоит традиция гостеприимства, которая воспринимается у курдов как способ показать собственную состоятельность. Гостя принято потчевать так, чтобы он остался доволен и весел.
Дети у курдов должны соблюдать строгие обычаи поведения. Девочкам запрещается покидать дом без сопровождения взрослых. Строгость действует и в отношении женщин — им нельзя открывать руки, ноги, колени и локти. Допускается отказ от платка, обычно покрывающего голову. Каждая девушка и мужчина должны помнить, что они являются членами своих семей, поэтому их поведение в обществе не должно нанести ущерб ее репутации. Кровная месть до сих пор распространена среди курдов. Причиной вражды могут стать личная неприязнь, нехватка воды, земли для выпаса скота. Сейчас курды стараются как можно реже прибегать к кровавым расправам, предпочитая брать плату за ущерб. Убийство считается серьезным проступком, за который будет отвечать вся община.
Для чужестранцев тоже есть свой обычай. Староста общины обязан принять странника и предоставить ему пищу и ночлег. Эту обязанность на него возлагает вся община. Часто старосте приходится размещать гостя в своем доме.
Свадьбы устраивают пышные, хотя это напрямую зависит от состоятельности семей. На проведение церемонии обычно зовут всех родственников, поэтому деньги на свадьбу копят месяцами. Главным подарком молодоженам являются деньги и овцы. Свадьбы принято праздновать весной, причем длиться она может целую неделю. Гостей потчуют рисом и мясом, женщин и мужчин часто разделяют по разным помещениям. Обслуживанием взрослых мужчин занимаются юноши. Среди езидских курдов распространен обычай делать куклу, символизирующую мать дождя. С этой куклой нужно ходить вокруг деревни, распевая песни-молитвы, призывающие дождь. Довольно удивительным кажется обычай воровства, который тоже связан со стремлением избавиться от пагубного воздействия засухи. Красть должны женщины, переодевающиеся в мужчин. Украденное затем возвращают.