Types of Ships vs Types of Boats
Common Ship Types
These vessels are most often seen in the open waters of the ocean.
- Naval ships
- Cruise ships
- Shipping containers
- Oil exploration or drilling ships
- Construction vessels
- Offshore barges
- Jack Up and Crane Ships
- Roll on/Roll Off ships
Common Boat Types
In contrast to ships, boats chiefly include many of the vessels you’ve likely seen in lakes, rivers and coastal areas including:
- Kayaks
- Fishing boats
- Canoes
- Dinghies
- Catamarans
- Pontoon boats
- Sail boats
- Speed boat
- Tugboats
- Patrol craft
One point of distinction when it comes to the difference between a ship and a boat rests on submarines. Any vessels like a submarine that operate underwater are generally considered boats.
What is a Boat?
Boat is a vessel of a discreet size capable of passing across waters for usual chores. It can be defined as a watercraft of any size that is designed to float or travel on water. Shapes, size and construction of a boat depends upon the intended purpose of the boat. As a result of this, types of boats vary in nature. Human-powered vessels such as kayaks, canoes, punt and gondolas, sailing boats and motor boats like submarines and yachts are some of the boats available in the world. Every sea-going craft that is below 500 tons of weight is categorized as boats. Some other examples are catamarans, tugs and ferries.
Conclusion
After examining the differences between vessels and ships, it is clear that the two terms are not interchangeable. While both refer to a means of transportation on water, there are distinct characteristics that set them apart.
Key Takeaways
- A vessel is a broad term that encompasses all types of watercraft, including ships.
- A ship is a specific type of vessel that is typically larger and used for commercial or military purposes.
- The use of these terms is important in the maritime industry for clear communication and safety reasons.
- Using the wrong term can lead to confusion and potential danger on the water.
It is important for anyone working in or interested in the maritime industry to have a solid understanding of the terminology used. By continuing to learn and educate ourselves on proper language use, we can ensure clear communication and safety on the water.
Устройство судна
В классическом понятии водный транспорт это корабль, катер, яхта. Но к категории судов также относят байдарки, надувные лодки, баржи, катамараны, судно на воздушной подушке, а так же буровые устрановки, экранопланы, экранолеты, гидросамолеты.
Для большинства морских и речных судов имеется ряд общих элементов конструкции:
- Корпус
- Надстройки, рубки
- Силовые установки судна
- Судовые устройства
- Системы и трубопроводы судна
- Оборудование и электрооборудование помещений
Часть корпуса сухогруза
Но есть и отличительные особенности для некоторых категорий судов, таких как экраноплан и гидросамолет. По большей части конструкции — это самолеты, только корпус у них выполнен по принципу лодки.
Судовым корпусом называется водонепроницаемая оболочка, которая позволяет судну плавать на воде. Оконечность корпуса оснащена балками, которые называют штевнями. Форштевнем называют такую балку, которая установлена в носовой части судового корпуса. Также в оконечностях могут устанавливать не штевни, а торцовые вертикальные стенки – ими оборудуются буксирные или толкательные суда. Корпус судна обычно изготовляется из стали.
Пассажирские суда имеют палубы, речные и смешанного плавания, имеют одну палубу – главную. Морские пассажирские суда отличаются наличием нескольких палуб – верхней (главной), средней, нижней. Крупные пассажирские суда, плавающие по озёрам, имеют две палубы.
Чтобы судно было непотопляемо, его корпус разделяется внутренними водонепроницаемыми поперечными переборками. При этом получается несколько помещений – отсеков.
What is a Vessel’s Function?
Since the term “vessel” incorporates a wide variety of specific water automobiles, consequently, the vessels do have a wide range of functions as outlined below:
Passenger Transportation
Boats, large ships, ferries, etc., are efficient water transport modes for ferrying passengers/travelers across different water bordering places or venues.
These vessels would even transport passengers across countries and even continents.
Since time immemorial, even before world war I, colonialists used to ferry slaves from the African continent to the USA via large ships.
Moreover, engineers have greatly designed and developed modern large cruiser ships to transport passengers across various countries, borders, and cities to date.
Luggage Transportation
Also, vessels offer great flexibility and reliability in the transportation and delivery of goods across long distances especially cross country delivery.
Luggage transportation amongst countries and territories has been one of the most affordable transport modes for use by importers.
Volatile goods (crude oils), weaponry, clothes, house merchandise, electronics, containers, automobiles are just some of the typical goods often transported via vessels.
Extraction and Related Activities
Some vessels are significant in deep-sea mining and extraction activities in the ocean, seas, and lakes.
Specifically, dredging vessels are efficient at extracting sand and other marine deposits from the sea beds.
That form of activity is significant in enhancing the navigability of those specific areas.
Elsewhere, some other water vessels extract different types of minerals and valuable stones from the seabed.
Those precious minerals may include diamond, copper, gold, silver, zinc, cobalt, manganese, etc.
Возникновение и эволюция международно-правового института общей аварии
Правило «А» Яорк-Антверпенских правил 1990 г. гласит, что общая авария «тлеет место тогда и только тогда, когда намеренно и разумно произведены чрезвычайные пожертвования или понесены чрезвычайные расходы ради общей безопасности, с целью предохранения от опасности имущества, участвующего в общем морском предприятии»1. КІМ РФ содержит такое же по смыслу, но несколько более точное определение общей аварии, где под ней понимаются «убытки, понесенные вследствие произведенных намеренно и разумно чрезвычайных расходов или пожертвований в целях спасения судна, фрахта и перевозимого на судне груза от общей для них опасности» .
Как видно из определений, общая авария — это чрезвычайные, разумные и намеренные действия для устранения общей опасности для морского предприятия, которые сопровождаются расходами или пожертвованиями. Например, судно село на мель, где ему грозит гибель, если оно не сойдет с мели до начала приближающегося шторма. Капитан принимает решение выбросить часть груза, облегчить тем самым судно и сойти с мели собственными
Финикийскому праву еще за 1500 лет до н.з. Первые морские обычаи, включая обычаи пожертвования частей судна или груза, были занесены в район Средиземноморья древними арабскими мореплавателями из Индии, а затем финикийскими и другими море-плавателями распространены по всему его бассейну . Французс-скик юрист Дж.Пардессю указывает, в частности, на то, что один из индийских законов Ману, впервые переведенных английским ученым Уильямом джонсом с санскрита на английский в 1796 г., относится к случаю заключения договора бодмереи -формы оказания помощи на море путем передачи припасов и снабжения под заклад судна или груза, а второй закон признавал пожертвование части груза ради общего спасения в качестве допустимого поведения капитана судна, исключавшего его ответственность за выброшенный груз, но при условии, что капитан сможет доказать, что выбрасывание груза было единственным способом ликвидации опасности4-
Исследование текста законов Ману, проведенное английскими и индийскими специалистами, подтвердило высказывание Дж.Пардессю , Шесте с тем очевидно, что договор бодмерея, при всей его важности, не является составной частью общей аварии. Что касается обычая пожертвований ради спасения, то для того, чтобы считать, что пожертвования в те далекие времена представляли собой часть обычаев общей аварии, необходимо было бы установить, что стоимость пожертвованнного имущества признавалась общим расходом (общей аварией) и что этот общий расход распределялся среди участников морского предприятия
Однако ни Финикийское право, ни законы Ману не содержат указаний на этот счет, поэтому вряд ли правильно придавать обычаю пожертвований, сформировавшемуся еще в древности, то значение, которое ему придается з современных правилах общей аварии.
Судоходство в древности
Вся жизнь в Древнем Египте была связана с путешествиями по воде. Вся страна, все её города, многочисленные поселения, поля и пастбища располагались в долине одной из самых могучих рек мира – реки Нила. Эта река была для египтян не только источником пресной воды и пропитания, но и транспортной артерией, по которой перевозились многочисленные грузы и пассажиры. Древнеегипетские речные грузовые суда представляли собой низкобортные плоскодонные деревянные баржи.
Для увеличения прочности конструкции нос и корму такой баржи скрепляли прочным толстым канатом, проходящим над палубой на подпорках. Иначе хрупкое судно, лишённое киля, при неправильной загрузке могло просто переломиться пополам. Строили таких барж мало, так как дерево в Египте было очень дорого. Более доступным материалом был тростник, росший по берегам Нила в огромных количествах. Из тростника строили большие лодки, обладавшие неплохой грузоподъёмностью. На таких лодках возили из каменоломен в верховьях Нила камень для строительства городов и знаменитых гробниц фараонов в Гизу и стовратные Фивы. В движение грузовые суда приводились мускульной силой рабов, тянущих их за лямку вдоль берега. Иногда суда оснащали прямым парусом, поднимавшимся на сооружённой из двух пальмовых стволов единственной А-образной мачте, и вёслами.
Древнеегипетское судно. Макет
В XV в. до н. э. египтяне переняли от финикийцев навыки строительства прочных морских судов из дерева. Великая египетская царица Хатшепсут направила в южные моря экспедицию из таких кораблей «за иноземными пряностями, тканями и драгоценными благовониями». Экспедиция вышла из Красного моря в Индийский океан и побывала в загадочной стране Пунт (местонахождение этой страны точно не установлено, скорее всего, это побережье Восточной Африки в районе Африканского Рога – современного полуострова Сомали).
Неизвестно, торговали ли египтяне с пунтийцами или предпочли воспользоваться правом сильного, но экспедиция благополучно вернулась домой с богатыми дарами для своей царицы. Пожалуй, плавание египтян в Пунт является самой первой из известных в обозримой истории заморских экспедиций.
В Месопотамии, в междуречье Тигра и Евфрата, для перевозки грузов по рекам использовались неуклюжие лодки круглой формы, называемые куффами. Куффа представляла собой плетёную из прутьев громадную корзину, обмазанную смолой. Плавать на куффе было неудобно – она была неустойчивой, да к тому же пропускала воду. Однако куффа оставила след в кораблестроении. Такой тип судов до сих пор в ходу у жителей бассейна рек Тигра и Евфрата.
Лодка куффа
Ore/Oil Carrier (O/O)
Нефтерудовозы отличаются специфическим устройством трюмов, являясь развитием конструкции рудовоза.
Большой удельный вес руды заставляет ее рассыпаться по пайопу, занимая минимальное пространство, и смещает центр тяжести вниз. Это вызывает стремительную качку – боковая волна заставляет корпус резко раскачиваться. Такая качка приводит к расшатыванию оборудования и корпуса. Поэтому пайоп рудовоза приподнимают и устанавливают балластные танки в пространстве между переборками и бортом. Такое решение снижает стремительность качки. Данный тип кораблей не имеет собственного грузоподъемного оборудования и зависим от портовых кранов и конвейеров.
Узкая специализация нефтерудовозов обуславливает большие пробеги без груза (балластные пробеги). Поэтому для повышения устойчивости им приходится брать балласт, закачиваемый в донные и бортовые танки.
В нефтерудовозах установлены увеличенные танки, используемые для транспортировки нефти, которую перевозят в балластных для руды направлениях. Также нефтерудовозы легко переориентируются в зависимости от рыночной ситуации.
Чем отличается корабль от лодки: признаки и различия
Традиционно люди рассматривают корабль как большое океанское судно, тогда как лодки сравнительно меньше по размеру
Чтобы понять различия между кораблями и лодками, необходимо принять во внимание ряд аспектов, в том числе и историю кораблей от создания первых, до больших современных. Ниже упоминаются несколько основных аспектов, которые принимаются во внимание, чтобы различать корабль и лодку
Размер судна
Наиболее важным аспектом, который учитывается при определении разницы между кораблем и лодкой, является размер. Говорят, что лучший способ провести различие между кораблем и лодкой — помнить, что «корабль может нести лодку, но лодка не может нести корабль».
Операционные зоны
Основное различие между кораблем и лодкой заключается в том, где они находятся. Корабли — это суда, которые эксплуатируются в океанических районах и в открытом море. Они, как правило, включают круизные суда, военно — морское судно, танкеры, контейнеровозы, Ролкер суда, океанские и морские лайнеры. Они в основном построены для перевозки грузов / пассажиров через океаны. Лодки, напротив, работают в небольших / ограниченных акваториях и включают в себя паромные и буксирные суда, парусные яхты, байдарки, каноэ, патрульные суда и т. д.
Навигация и технологии
Технологически лодки — это простые суда с менее сложным оборудованием, системами и требованиями к техническому обслуживанию. Поскольку суда должны работать в течение более продолжительного времени и путешествовать через океаны, они укомплектованы пилотным оборудованием, передовой техникой и навигационными системами.
Экипаж судна
Это одно из основных различий между кораблем и лодкой. Корабли огромны по размеру, и поэтому ими управляют профессионально обученные штурманы и инженеры. Корабль требует, чтобы капитан управлял кораблем и направлял команду.
Грузоподъемность
Лодка — это судно небольшого или среднего размера, которое имеет гораздо меньшую грузоподъемность по сравнению с кораблем. Суда специально предназначены для перевозки грузов, пассажиров или лодок, в то время как лодка — это общий термин, используемый для различных водных судов.
Строительство и дизайн
Когда дело доходит до строительства и проектирования, суда представляют собой сложные конструкции, имеющие различные системы машин и аспекты проектирования для обеспечения безопасности и устойчивости судна.
Сила приводящая в движение
Лодка может приводиться в движение парусами, мотором или человеком, в то время как на корабле есть специальные двигатели для их движения. (Корабли также могут приводиться в движение парусами или другими передовыми движительными технологиями).
Несмотря на то, что все суда, работающие в открытом море, называются кораблями, подводные суда категорически называются «лодками». Это происходит главным образом из-за того факта, что в более ранние века подводные суда могли находиться на судах до тех пор, пока они не потребуются для использования в морских операциях.
Использование термина «корабль» или «лодка» также зависит от региона, в котором он используется. Люди из разных стран часто называют рыболовное судно среднего размера кораблём, а паром среднего размера или прогулочное судно — катером. Как можно видеть, люди имеют тенденцию обобщать сосуд на основании его размера.
Мы спросили наших капитанов чем они руководствуются для отличия корабля от лодки и получили несколько довольно интересных комментариев. Самые интересные из них:
- Во время круиза на лайнере Королева Елизавета 2, девушка пассажир спросила одного из офицеров, когда эта лодка пришвартуется? Молодой офицер ответил. «Мадам, это корабль, а не лодка, лодка — это та, в которую вы попадаете, если этот корабль будет тонуть!»
- Лучший способ отличать лодку от корабля (не относится к подводным лодкам) — если у судна есть крен на повороте, это лодка. Если судно не наклоняется на повороте, корабль.
- Когда вы проводите свою жизнь на одном судне, вы можете называть его как хотите. Я служил на флоте 20 лет и всегда говорил, возвращаюсь к лодке, хотя знал, что это корабль.
- Более 15 лет в морской индустрии, включая работу в море, судостроении и судоремонте, и предлагаю свой комментарий. Да, все выше сказанное верно. Но насколько я понимаю, суть в том, что «корабль несёт лодки, то есть спасательные шлюпки». Если у него нет надлежащей спасательной шлюпки, это не корабль. Заметьте, что и подводная лодка НЕ несет спасательные лодки (шлюпки).
Однако, следует отметить, что разница между кораблем и лодкой зависит от ряда факторов, которые обсуждались выше. А какими вы руководствуетесь отличительными чертами для определения и отличия корабля от лодки? Пишите свои комментарии.
Корабли норманнов
Норманны никогда не смогли бы добиться успехов в морских набегах и дальних плаваниях без надёжных и мореходных судов. Секрет конструкции драккаров долгое время считался утраченным, ведь умершего или погибшего в бою норманнского вождя – ярла было принято хоронить вместе с его драккаром, превращая верный корабль в погребальный костёр. Для норманнов драккар был домом. У каждого из них было своё место на корабле и своя скамья для отдыха. В походах на драккарах перевозили до 100–150 воинов-викингов, однако в этом случае корабли ходили в основном в прибрежных водах, а на ночь отряды высаживались на берег. По древним рисункам и гобеленам было известно, что драккары имели острые, высоко поднятые нос и корму и несли одну мачту с прямым парусом.
В 1880 г. на берегу норвежского фьорда неподалёку от г. Гокстада археологи раскопали погребальный курган, в котором обнаружили целёхонький драккар! Судно длиной 24 м оказалось построенным из цельноструганых изогнутых дубовых досок, сшитых между собой «внахлёст» – нижний край доски, располагавшейся сверху, накрывал собой верхний край следующей доски. В промежутки между досками, чтобы избежать течи, набивали мох, смешанный с жиром. Благодаря прочной и удивительно лёгкой конструкции корпус драккара получался гибким, не ломался на волнах даже в самый сильный шторм. Драккар не «вонзался» во встречную волну, а легко взбегал на неё. При попутном ветре драккары ходили под прямым парусом, в безветрие или встречный ветер мачта снималась, и поход продолжался на вёслах. В бою, если нужно было резко изменить направление движения, гребцы просто поворачивались на своих скамьях – банках, а рулевой с веслом перебегал с одной оконечности драккара на другую, и судно было готово идти кормой вперёд.
Гокстадский драккар
Доски обшивки драккара и изящно изогнутые в виде лебединых шей штевни (оконечности) были покрыты искусной резьбой, изображениями богов и зверей, а также письменами – рунами. На носу драккара перед походом для устрашения врагов помещали украшение в виде головы дракона, вепря или медведя. Для защиты от волн и брызг норманны укрепляли по верхней кромке борта свои щиты. В непогоду в средней части корпуса ставился шатёр – палатка из паруса. Если норманны подходили к чужому берегу с враждебными намерениями, на мачте драккара поднимали щит красного цвета, если с миром – то белый щит. При необходимости команда драккара, составлявшая от 20 до 40 человек, могла за несколько минут вытащить своё судно на пологий песчаный берег. Благодаря небольшой осадке норманнским судам были доступны не только морские и океанские просторы, но даже узкие мелкие речки. Драккар можно смело считать лучшим средством передвижения своего времени.
Драккар
Популярные темы сообщений
-
Насекомые
Насекомые жили на нашей планете уже за несколько миллионов лет до появления динозавров. Большинство насекомых обитают на земле, но некоторые живут даже под землей. Удивительно, что эти крошечные создания приспособились к жизни в любых условиях.
-
Профессия врача
Давным-давно появилась профессия врача. Люди всегда хотели избавиться от многих болезней и заболеваний. В древние времена людей умеющих излечивать приравнивали к целителям, которые обладают особенным даром. Именно они помогали бороться
-
Интересные факты о Солнце
Солнце – это большая и единственная звезда в солнечной системе. Все планеты в нашей галактике вращаются вокруг солнца. Например, Земля совершает круг от своей орбиты и огибает солнце за 365 дней. Раньше люди считали, что не Земля вращается вокруг солнца,
-
Лютик
Лютики – это целое семейство травянистых растений. Свое название Ranunculus(с лат. rana– «лягушка») цветки получили в связи с местом своего обитания. Чаще всего они растут в воде или рядом с ней. Период цветения начинается весной.
-
Глина — полезное ископаемое
Глина является одним из самых распространенных материалов, она встречается повсеместно и образует почти половину всех осадочных пород земной коры. Глина образуется в результате разрушения горных пород под воздействием факторов окружающей
Доклад №2
В России более 60 морских портов разной величины. Морские порты страны относятся к разным морским бассейнам, которые отличаются друг от друга по условиям судоходства, особенностям хозяйства, прилегающим к ней районов и роли во внешней торговле. Морской транспорт — вид транспорта, осуществляющий доставку груза с помощью судов по воде (моря, океаны). Он является одним из старейших видов транспорта в России, поэтому очень важен. Длина морских «дорог» в России 1 млн. километров. Северный морской путь — самый протяженный, проходит вдоль северных границ России.
Плюсы морского транспорта: самый дешевый среди всех видов транспорта; большая грузоподъемность судов; относительная прямолинейность маршрутов перевозок.
Минусы: самый медленный вид транспорта из всех известных; строительство морских портов очень затратно; зависимость от климата; мало портов; старые суда; новые суда строятся очень медленно; негативное влияние на окружающую среду.
Основные морские бассейны и порты России:
Балтийский или Северо — Западный — обеспечивает связь России с Европой и с Америкой. Имеет исключительно благоприятное географическое положение, удобное стратегическое положение, находится на границе России, поэтому имеет обширный доступ ко многим странам мира.
Черноморско — Азовский или Южный — развит за счет перевозки большого количества грузов, лидер по количеству привезенных пассажиров. Является потенциально очень значимым для России. Здесь расположен самый крупный в России нефтеналивной порт — Новороссийск.
Тихоокеанский морской бассейн является связующим звеном между Россией, странами Азии и Океании и Австралии. Бассейн важный со стороны стратегических взаимоотношений, так как азиатские страны, а именно Индия и Китай являются важными в ближайшей перспективе помимо США.
Северный морской бассейн — является кротчайшим путем по воде между Азией и Европой. Длительное время был закрыт для посещения иностранных судов. Соединяет 27 субъектов Российской Федерации, имеет очень значение для обеспечения грузами районов крайнего севера и освоения его богатейших ресурсов.
Перспективы развития морского транспорта прописаны в стратегии развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года.
9 класс
Значение клипера в истории мореплавания
Клиперы играли значительную роль в истории мореплавания. Они были одними из наиболее быстрых и маневренных парусных судов своего времени, способными развивать очень высокие скорости при благоприятных ветрах. Клиперы были часто использованы для доставки товаров на дальние расстояния, такие как чай, шелк, специи, шерсть и другие ценные грузы. Они были особенно популярны во время гонок за чай, когда британские торговцы соревновались между собой, чтобы доставить первую партию свежего чая из Китая в Англию.
Гонки за чай были организованы с целью доставки первой партии чая в порт Лондона и получения высоких цен за этот товар. Первый клипер, участвовавший в такой гонке, был «Теа Клиппер Катер», построенный в 1839 году. В течение следующих десятилетий гонки за чай стали обычным делом, и клиперы продолжали быть наиболее популярным типом судна для таких гонок.
Кроме того, клиперы были часто использованы для доставки почты и пассажиров на большие расстояния, и некоторые из них стали знаменитыми благодаря своим рекордным плаваниям и достижениям в мореплавании. Некоторые из наиболее известных клиперов в истории мореплавания включают «Катер» (Tea Clipper), «Катарина» (Cutty Sark), «Термопилы» (Thermopylae) и другие.
Несмотря на то, что клиперы были заменены более современными и эффективными типами судов в конце XIX века, их значимость в истории мореплавания остается непререкаемой
Они стали символом морской романтики и приключений, а также представляют собой важное наследие технологий и инноваций, которые развивались в мореплавании в течение многих столетий
Трубоукладочное судно
Трубоукладчики относятся к одним из самых больших и сложных судов офшорного флота. Они используются для сооружения морских трубопроводов, например, от буровой установки до нефтехранилища, подводных частей газопроводов и т.д.
Команда трубоукладочного судна обычно состоит из более чем 100 человек, причем к экипажу предъявляются очень высокие требования, ведь судно постоянно работает в DP режиме, оснащено краном большой грузоподъемности и сложным оборудованием для укладки труб.
Различают механизмы для S-образной или J-образной укладки труб:
Термин «S-образная укладка» происходит от формы дуги, которую образует секция трубы при погружении в воду. Трубоукладочный механизм расположен на борту в одной плоскости, это позволяет трубам принимать форму S-образной кривой.
При «J-образной укладке» трубоукладочный механизм расположен перпендикулярно, что позволяет ему контролировать изгиб трубы при ее опускании на необходимую глубину и обеспечивает J-образную кривую.
Существует также технология, где весь трубопровод монтируется с помощью буев и буксиров. Когда трубопровод смонтирован, и желаемое место достигнуто, буи отсекаются, и трубопровод погружается в воду.
Обзор морских судов
Морские суда
Морские суда классифицируются на:
- Пассажирские суда — предназначены для перевозки пассажиров и легко узнаются по высоким надстройкам и длинным рядам бортовых иллюминаторов;
- Грузовые — все остальные суда, не являющиеся пассажирскими;
В свою очередь пассажирские морские суда классифицируются на:
- Океанскийлайнер — тип судна, которое идёт по заданному маршруту и доставляет пассажиров из одной части света в другую. Этот тип судов был очень популярен в прошлом веке в частности для пересечения Атлантики. Теперь океанские лайнеры переросли в современные круизные суда.
- Круизныйлайнер — как правило, совершает международные рейсы и перевозит пассажиров из одной групповой туристической программы, то есть согласованно по расписанию с заходом в один или несколько портов. Современные круизные лайнеры совмещают в себе быстроходный океанский лайнер и роскошь туристического отеля.
- Круизныйпаром — разновидность судна, совмещающая в себе функции круизного лайнер и парома.
Грузовые морские суда классифицируются на:
- рыболовные или промысловые суда:
- траулер кормового траления;
- куттер;
- логгер;
- траулер бортового траления;
- обсуживающие суда:
- ледоколы (линейные, обеспечивающие морскую проводку и портовые, используемые в зимнее время для продления сроков плавания в замерзающих портах);
- медико-санитарные (плавучие госпитали, медицинские суда);
- плавучие гостиницы;
- суда-выставки;
- спасательные суда;
- пожарные суда;
- лоцманские суда;
- плавучие маяки;
- посыльно-разъездные суда;
- служебно-вспомогательные суда:
- буксиры;
- перегрузочные суда (плавучие зерноперегружатели, нефтеперекачивающие и зачистные станции);
- снабженческие суда (бункеровщики, раздатчики, суда-водолеи, суда для приёма загрязнённой воды и мусора);
- плавучие пристани и дебаркадеры,
- технический флот:
- подъёмно-монтажные суда:
- портостроительные;
- плавучие краны;
- плавучие доки;
- плавучие мастерские;
- промышленно-хозяйственные суда:
- плавучие буровые вышки;
- дноуглубительные суда (землечерпательные и землесосные драгеры);
- грунтоотвозные баржи;
- лесопромышленные (сплоточные и лесосплавные суда);
- сельскохозяйственные (дождевальные, водоподъёмные);
- энергоснабжающие (плавучие электростанции, компрессорные, трансформаторные);
- суда связи (кабелеукладчики и кабелеремонтные суда);
- маломерные суда для очистки акваторий — мусоросборщики;
- подъёмно-монтажные суда:
- специального назначения:
- балкеры — это суда для перевозки различных навалочных грузов, обычно без грузовых устройств с большими крышками (саморазгружающие, PIBO, OBO);
- универсальные суда — это двухпалубные твиндечные суда с грузовыми устройствами для генеральных грузов;
- контейнеровозы — для перевозки контейнеров, имеют большую скорость, наиболее полно используется грузовместимость;
- полупогружные суда — для перевозки крупногабаритных и тяжелых грузов;
- ролкеры или суда типа Ро-Ро (Rolker «Ro-Ro» ship) — суда с горизонтальным способом погрузки, для перевозки автомобилей, контейнеров и генеральных грузов;
- лихтеровозы — большие плавучие контейнера (в основном при речных перевозках);
- рефрижераторные суда — для перевозки грузов, которые требуют специальных режимом. Способны поддерживать климатическо-температурные режимы;
- танкеры — для перевозки наливных грузов, также к ним относятся газовозы;