8 отличий, в чем разница между христианством и иудаизмом: ключевые доктрины христианства и иудаизма

Хасиды как они есть и конкретно хасиды в 
						россии

Кто может исповедовать иудаизм

Стать иудеем можно двумя способами. Первый — родиться у матери-еврейки, второй — совершить гиюр, то есть переход в иудаизм. Этим иудаизм отличает­ся от индуизма и других национальных рели­гий — зороастризма, синтоизма. Принять индуизм или синтоизм нельзя: при­надлежать к этим религиям можно лишь по праву рождения, а вот иудаизм — можно. Правда, стать иудеем не так просто. По традиции потенциального прозелита, то есть человека, обратив­шегося к новой религии, долго отговаривают от этого шага, чтобы он или она продемонстрировали твердость своих наме­рений: «Желающего стать иудеем не принимают сразу. Говорят ему: „Зачем тебе становиться иудеем? Ведь ты видишь, что этот народ унижен и угнетен больше всех народов, как недуги и беды падают на него…“» И хотя процитиро­ванный трактат «Герим» (c ивр. «Прозелиты») был создан во II веке — в период, когда римские власти, мстя евреям за очередное антиримское восстание в Палестине, запрещали отправ­лять иудейские ритуалы, — звучащее в нем предостережение оставалось актуальным как минимум до середины ХХ века. «Соискатель», проявивший должную решимость, проходит специальный обряд и становится частью еврейского народа.

Основные религиозные обряды

Хасидизм и хабад объединяют ряд общих религиозных обрядов, но также отличаются в ряде своих особенностей.

Общие ритуалы хасидов и хасидов хабада:

  • Тефилла (Молитва): Хасиды и хасиды хабада считают молитву необходимой составляющей своей религиозной жизни. Они придерживаются установленных ежедневных молитвенных служб, а также молятся в общественных синагогах и домах.
  • Шаббат: Хасиды и хасиды хабада особо чтут еженедельный религиозный праздник шаббат, который начинается в пятницу вечером и длится до субботнего заката солнца. В течение этого времени хасиды и хабадовцы воздерживаются от работы и посещают синагогу для молитвы и чтения Торы.
  • Брис: Хасиды и хасиды хабада проводят ритуал обрезания (брит мила) для новорожденных мужчин, что считается заповедным.

Особенности религиозных обрядов хабада:

Тефиллин: Хабадовцы особенно придают важность ношению тефиллин – специальных филактерий, содержащих свитки с письменами из Торы. Международный тора-марафон: Хабадовцы проводят традиционное чтение всей Торы в течение религиозного праздника Симхат Тора

Этот марафон проводят во многих странах мира и он продолжается более 24 часов
Рухнийус: Хабадовцы уделяют особое внимание духовной составляющей веры, выраженной в изучении священных текстов и мистических учений. Кашрут: Хабадовцы строго следуют правилам кашрута – кулинарным законам, регулирующим кашерное питание

Другие обряды хасидов:

  • Тикун Хацот: Хасиды практикуют полуночные бдения на их обычное время проведения, называемое «Тикун Хацот».
  • Тикун Шовуот: Хасиды обычно проводят ночные изучения и чтение священных текстов в ночь праздника Шавуот.

Основные учения и верования

Хасидизм – это юдейское религиозное движение, основанное в XVIII веке. Основными учениями и верованиями хасидизма являются:

  • Любовь к Богу. Хасиды предпочитают относиться к Богу не как к недоступному и неотвратимому существу, а как к другу и близкому, с которым можно общаться.
  • Надежда и оптимизм. Хасиды верят, что Бог управляет миром и устраивает все в его жизни в соответствии с планом, несмотря на то, что это может показаться нам не совсем логичным.
  • Социальная ответственность. Хасиды считают, что каждый человек должен помогать другим в своей общине. Они стараются помочь окружающим без исключения, особенно тем, кто нуждается в этом.
  • Признание Бога во всех вещах. Хасиды считают, что Бог присутствует во всех вещах и в любом божьем творении. Все вещи и явления, которые мы видим, являются проявлениями божественности.

Хасиды уделяют также большое внимание обрядам. Некоторые из них включают ношение традиционной одежды, чтение книги Торы, посещение хасидского центра, а также участие в молитвах и праздниках

В целом, хасидизм является одним из наиболее консервативных и традиционных юдейских движений. Верования и обряды хасидов выходят из глубинных верований, пришедших к ним от их предков. Однако, эти учения и верования продолжают развиваться и приспосабливаться к современным реалиям.

Конституция Израиля не признает никакую религию официальной

Государство Израиль основано в качестве «национального очага» для всего еврейского народа, именно поэтому Согласно закону, о возвращении Государство Израиль предоставляет право гражданства всем евреям, детям евреев и внукам евреев получить гражданство Израиля.

Исключение составляют галахические евреи, принявшие иную религию, кроме иудаизма, так как они лишены права на репатриацию.

Отрывок оригинала Декларации независимости Израиля. В этом документе установлены гарантии свободы вероисповедания всем жителям страны

Конституции Государства Израиль говорит о том, что это демократическое государство и здесь, прочие этнические и религиозные группы имеют равные юридические права, наряду с евреями. Именно поэтому нельзя сказать, что проповедуют евреи в качестве официальной религии, тем более что религия в стране отделена от государства.

При этом большинство населения страны поддерживает иудаизм и в той или иной форме сохраняет специфический характер израильской государственности и общества.

Иудаизм — это религия евреев, хотя официальной религии в стране нет.

Свобода вероисповедания в Израиле гарантируется Декларацией Независимости, при этом государство и религия полностью друг от друга не отделяются, так как в сфере семейного права и некоторых других областях действует религиозное право, закреплённое в законах, принятых Кнессетом.

Отсутствие официальной религии как бы уравнивает все религиозные группы в стране в своих правах, при доминировании иудаизма. Ещё во времена британского мандата сложилась такая ситуация и израильские власти старательно поддерживают в стране межрелигиозный мир.

Обряды и обрядовая практика

Сходства и различия в обрядовой практике

Христианство и иудаизм имеют общую практику проведения религиозных обрядов, таких как крещение и молитва. Однако, между этими религиями существуют некоторые различия в обрядовой практике. Например, в христианстве одним из наиболее важных обрядов является таинство причащения, когда верующие принимают причастие в хлебе и вине, символизирующих тело и кровь Иисуса Христа. В иудаизме, наоборот, такого обряда нет, а центральным ритуалом является седер в Песах, когда едят специально приготовленную пищу и читают Тору.

Кроме того, в иудаизме есть такие обряды, как обрезание и бар-мицва (церемония перехода взрослости для мальчиков), которых нет в христианстве. В христианстве также присутствуют свадебные обряды, которых нет в традиционном иудаизме.

Различия в понимании ритуалов

Различия в понимании ритуалов также отмечаются между этими религиями. Например, в христианстве крещение рассматривается как символическое очищение души от греха, а в иудаизме обряд обрезания является знаком заключения договора между Богом и народом Израиля. В целом, в обрядовой практике христианства и иудаизма можно выделить как общие, так и различные элементы, отражающие особенности каждой религии.

Сходства и различия в обрядовой практике между христианством и иудаизмом отражаются не только в самих обрядах, но и в их роли в религиозной жизни верующих. Обряды в христианстве и иудаизме являются важными символами веры, помогающими связать людей с Богом и сообществом верующих. В христианстве крещение является одним из основных обрядов, связанных с переходом в веру, а в иудаизме седер в Песах служит символом освобождения из рабства.

Молитва и пути служения[править | править код]

Хасидская молитвенная практика помогает медитации, сопровождается характерным пением без слов, резкими телодвижениями.
Хасидские молитвы сопровождают мелодиями (нигун), ставшими хорошо известными благодаря клезмерской музыке.

По большей части хасиды придерживаются нусаха «Сфарад» (не путать с нусахом сефардов), который отличается от ашкеназского нусаха изменениями, которые основываются на учении каббалиста XVI века рабби Ицхака Лурия (Аризаль). Некоторые из хасидов (в основном — любавичские хасиды) используют нусах «Ари». Как и все ортодоксальные евреи, хасиды молятся на иврите (немногочисленные вставки — на иудео-арамейском языке), подавляющее большинство придерживаются одной из разновидностей ашкеназского произношения. Во многих хасидских группах принято проводить обучение на идише.

Хасиды рассматривают молитву как одну из наиболее важных религиозных практик. Характерная особенность хасидских молитв, вызывающая ожесточённое сопротивление в нехасидских ортодоксальных кругах, — почти полный отказ от традиционного молитвенного расписания (зманим), особенно для утренней молитвы.

Есть и другие хасидские особенности молитвы, в которых критики (не столь ожесточённые, впрочем, как 200 лет назад) видят нарушения законов галахи. Некоторые идеологи реформистского, консервативного и реконструктивистского иудаизма утверждают, что элементы хасидских обрядов широко вошли в их практику. Сами хасиды категорически с этим не согласны и отказываются иметь что-то общее с неортодоксальными направлениями.

Возникновение веры в Яхве: религиозная традиция

Точное время, когда возник иудаизм, не установлено. Сами приверженцы этой религии относят ее появление примерно к 12-13 вв. до н. э., когда на горе Синай вождь евреев Моисей, выведший еврейские племена из египетского рабства, получил Откровение от Всевышнего, и между народом и Богом был заключен Завет. Так появилась Тора — в широком смысле слова письменное и устное наставление в законах, заповедях и требованиях Господа по отношению к своим поклонникам. Подробное описание этих событий отражено в книге «Бытие», авторство которой правоверные иудеи также приписывают Моисею и которая составляет часть письменной Торы.

Иудаизм и христианство

Поскольку христианство представляет собой религию, претендующую на место преемницы иудаизма через исполнение пророчеств Танаха о машиахе на Иисусе Христе, то отношения евреев с христианами всегда были неоднозначными. Особенно эти две традиции отдалились друг от друга после того, как иудейский конклав наложил в I веке на христиан херем, то есть проклятье. Следующие две тысячи лет были временем вражды, взаимной ненависти, а зачастую и гонений. Так например, архиепископ Александрии Кирилл в V веке изгнал огромную еврейскую диаспору из города. История Европы пестрит подобного рода рецидивами. На сегодняшний день, в эпоху расцвета экуменизма, лед стал постепенно таять, и диалог между представителями двух религий начинает налаживаться. Хотя в широких слоях верующих с обеих сторон наблюдается еще недоверие и отчужденность. Христианам трудно понять иудаизм. Основные идеи христианской церкви таковы, что иудеям вменяется вина в грехе распятия Христа. Церковь издревле представляла евреев как христоубийц. Евреям же тяжело найти путь к диалогу с христианами оттого, что для них со всей очевидностью христиане представляют еретиков и последователей лжемессии. К тому же многовековые притеснения научили иудеев не доверять христианам.

Исторические корни иудаизма

Следующий период истории иудаизма – Новозаветный, после возвращения евреев в Палестину VI веке до нашей эры, где уже почитался Закон Моисея или Тора. Как считается, пророк Моисей вывел из рабства евреев, и они стали жить по его законам.

Тогда же возник и обряд обрезания как инициация, а также для снижения сексуальности, и чтобы люди не занимались сексуальными практиками, считавшимися порочными.

В то время иудаизм разделился на множество направлений. Так в одних традициях опора была на храмовые культы, а в других основывались на любви к ближнему.

Современный иудаизм

Третий период – это индуизм Раввинов или Талмудов (II век н.э.), где упор происходит на 10 заповедей: 1 — один Бог, 2 – не сотвори себе кумира, 3 – не произноси имя Бога напрасно, 4 – субботу посвяти Богу своему, 5 – чти отца и мать, 6 – не убивай, 7 – не прелюбодействуй, 8 – не кради, 9 – не лги, 10 – не желай чужого себе.

И последний период – индуизм с 18 века и по настоящее время. Хотя сегодня религия в Израиле не носит государственного статуса, все же свадьба, развод и смерть – этими вещами занимаются только религиозные учреждения
.

История развития иудаизма

Историю развития иудаизма можно разделить на четыре периода.

Библейский период

Начало своей истории религия евреев берет от сотворения мира Богом до выхода из египетского рабства и переселения в Землю Обетованную – Израиль. В этот период Авраам заключил первый Завет с Богом, в котором признавал Бога Единым. Моисеем во время 40-летнего странствия по пустыни были получены от Бога 10 Заповедей. На их основании и строилась нравственная и практическая жизнь еврейского народа.

Храмовый период

Период, длившийся около 1500 лет и закончившийся примерно во II веке до н. э. Именно в этот период вера в единого Бога получила название “иудаизм”. К этому промежутку времени относится образование еврейского государства с центром в городе Иерусалиме. Во время правления царя Соломона был воздвигнут Храм Божий, куда перенесли и хранили Ковчег Завета. Иерусалимский Храм считался главным духовным центром для иудеев. За время храмового периода Храм был несколько раз разрушен и перестроен. Этот временной промежуток закончился разрушением Храма и порабощением иудеев римлянами-язычниками.

Талмудический (раввинистический) период

Историки расходятся во мнениях стоит ли разделять эти периоды, также нет четких временных границ. Во II – IV веках Писание и Устная Тора были упорядочены и составлен Талмуд. В результате иудейская вера в Единого Бога трансформировалась в набор предписаний, ритуалов, норм и устоев, которые должны неукоснительно соблюдаться представителями иудаизма. Создание современной формы иудаизма приходится именно на этот временной период. В VI – VIII веках храмовые богослужения были заменены общими собраниями в синагогах, во время которых читаются молитвы. Руководят такими собраниями учителя, досконально изучившие Тору и Талмуд– раввины. 

Современный период

Берет свое начало с 1750 года по настоящее время. Современная религия евреев, которую исповедуют современные евреи, не является в точности такой же, что была дана Израильтянам через Моисея и Пророков. Отличается она и от иудаизма до пришествия Мессии – Иисуса Христа. В наши дни они придерживаются верований, которые они сами придумали, исказив Священное Писание, уклонившись от истинного духа Моисея и Пророков. Первая вера есть истинно богооткровенная и является подготовительной ступенью к христианству. А вот ново-иудейская является плодом человеческих измышлений. При этом еврейская диаспора остается максимально сплоченной.

Что такое Иудаизм?

Иудаизм — это одна из древнейших мировых религий, которая возникла около 4000 лет назад в Древнем Востоке. Название «Иудаизм» происходит от слова «Иудей», которое означает «принадлежащий к племени Юды». Иудаизм является монотеистической религией, что означает, что единственным Богом является только одно существо.

Главной святыней иудаизма является Тора — священное писание, записанное на иврите. Оно состоит из пяти книг Моисея и содержит основные принципы и правила веры и обрядов для иудеев.

Иудаизм учит людей быть добродетельными, справедливыми и сострадательными. Важным понятием в иудаизме является «мицвы» — заповеди или добрые дела, которые каждый иудей должен исполнять по возможности, чтобы приближаться к Богу.

В иудаизме также важна община и общение с другими иудеями. Центром религиозной общины является синагога, где проводятся молитвы, обряды и обучение. Также, в иудаизме существуют религиозные праздники, включая Шаббат (день отдыха и молитвы), Пасху и Суккот.

Иудаизм имеет множество различных течений и направлений, которые могут различаться в некоторых обрядах и интерпретации священных текстов. Некоторые известные направления в иудаизме включают ортодоксальный, консервативный и либеральный иудаизм.

Иудаизм является важной частью истории и культуры еврейского народа. Он оказал значительное влияние на формирование мировых религий и моральных ценностей

Сегодня иудаизм является одной из основных религий, принадлежность к которой определяет многие аспекты жизни иудеев.

Основные традиции в христианстве

Христианство является одной из основных религий мира и имеет множество традиций, которые приверженцы этой духовной веры исполняют уже многие века. Одной из главных традиций христианства является празднование Христова Рождества и Пасхи, которые проходят каждый год и являются значимыми событиями в жизни верующих.

Еще одной традицией христианства является крещение, которое производится при исповедании веры и является символом очищения от греха и перерождения. Кроме того, христиане по всему миру ежедневно молятся и ведут благочестивую жизнь, в соответствии с предписаниями Священного Писания.

Почему евреи «избранный народ», кто их из­брал и не было ли подтасовок во время выборов

Представление о богоизбранности еврейского народа — одно из ключевых в иудаизме. «Вы будете у меня народом святым», — говорит Бог (Исх. 19:5–6), даруя еврейскому народу свой Закон — Тору. Согласно талмудической тра­диции, акт избрания носил не односторонний, а взаимный характер: Бог, утверждали мудрецы Талмуда, предлагал Тору разным народам, но те отказы­вались, не желая обременять себя исполнением заповедей, и только евреи согласились ее принять. Правда, по другой (тоже талмудической) версии, согласие еврейского народа было получено под давлением — в прямом смысле этого слова. Бог наклонил скалу, под которой собрался народ, — «И сказали они: всё, что сказал Господь, сделаем и будем послушны». Однако статус избранного народа повлек за собой не столько привилегии по отношению к другим народам, сколько особую ответственность перед Богом. Беды, то и дело обрушивавшиеся на головы евреев, объяснялись несоблюдением заповедей — однако в конце времен, с приходом Мессии, ситуация должна в корне измениться: Бог долготерпелив, а его любовь к избранному народу неизменна. 

другие религии

11 вопросов про ислам

Чем шииты отличаются от суннитов, как одеваются мусульманки и что такое халяль

9 вопросов про буддизм

Кто такой Будда, едят ли буддисты мясо и празднуют ли Новый год

Частые вопросы о православии

Чем папа отличается от патриарха, умирают ли от смертного греха и зачем освящают танки

микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Телепередача дня

Скандальная ритмическая гимнастика Ссылка дня

Какого цвета эпохи?Герб дня

Белая роза Йорков

Архив

Хасидская одежда[править | править код]

Хасидский раввин в штраймле

Хасидская пара: мужчина в шляпе, женщина в парике

Хасиды придерживаются строгого дресс-кода. Они носят белую рубашку с чёрными брюками. Поверх рубашки они надевают старомодную чёрную капоту или пиджак, которые застёгиваются на женскую (левую) сторону. Туфли хасиды носят зачастую без пряжек и шнурков. Почти всегда хасиды носят на голове чёрную шляпу, стиль которой зависит от хасидского направления, к которому принадлежит хасид. Мужчины-хасиды всегда отпускают усы и бороды, некоторые хасиды отращивают пейсы, хотя это и не обязательная практика — так хасиды Австралии не носят пейсы (хасиды Хабада). В торжественных случаях (по субботам, а также в дни свадеб и других праздников) хасиды надевают меховые шапки штраймл либо сподик, кроме хасидов движения Хабад, которые, как правило, во все дни носят одну и ту же шляпу. Другие виды шапок и шляп: сподик (высокая меховая шапка чёрного цвета), шойбл (редко), кашкет и другие головные уборы.

Особую символическую роль в одежде играет чёрный пояс (гартл), который завязывают либо на уровне сердца (Хабад), либо на уровне живота, либо на уровне бёдер (гурские хасиды). Галстук хасиды стараются не носить, так как он напоминает форму креста. Замужние хасидки носят парик или косынку, некоторые из них бреют голову.

Спектр иудаизма

Иудаизм состоит из нескольких “ветвей”, также называемых деноминациями или течениями, которые занимают целый спектр — от традиционного религиозного до либерального. Тем не менее, евреи — это народ, а не религия; еврейство и иудаизм — это не всегда одно и то же. В то время, как иудаизм “должен быть” религией, которую практикуют евреи, есть евреи, которые “выбирают” какие-то элементы иудаизма, подходящие им лично, в то время как другие вообще не практикуют иудаизм. Некоторые из них приняли другие религии, такие как буддизм. Ветви иудаизма, в том виде, в котором они известны сегодня, покрывают довольно большой процент веры еврейского народа.

Полвека назад иудаизм можно было описать как состоящий из трёх основных направлений, и большинство евреев причисляли себя к одному из них: ортодоксальный (традиционный), реформистский (либеральный, в Европе известный также как прогрессивный) и консервативный (нечто среднее между двумя предыдущими ветвями, также известен за пределами Северной Америки как масортим). Есть также некоторые небольшие ответвления, такие, как реконструктивистский иудаизм, но по большому счёту американские евреи попадают в одну из ветвей “большой тройки”.

Хотя большая тройка всё ещё в значительной степени сохраняется, спектр иудаизма сегодня шире. Например, некоторые могут назвать себя “консервадоксами” (объединяющими консервативный и ортодоксальный иудаизм). И хотя я никогда не слышал этот термин, тот реформистский Темпль, в который я ходил с детства в Бруклине, поразил меня тем, что он был более “реформативным” (соединяя реформизм и консерватизм), чем исходно реформистский.

Верования и практика

Стоит также отметить, что хотя каждая ветвь иудаизма имеет своё более-менее “официальное” понимание еврейской веры, простое посещение определённой синагоги не обязательно означает, что человек верит в официальные её доктрины (или хотя бы понимает их).

Ортодоксальный иудаизм, например, “официально” учит, что Бог реален, но вы можете найти некоторых агностиков и даже атеистов, посещающих ортодоксальные синагоги. Многие не считают это противоречием, потому что иудаизм делает акцент на том, как жить, а не на том, во что верить. Потому, хотя религиозные верования, с которыми выросли евреи, и могут изменяться или уходить на задний план, многие предпочитают сохранять ценности и образ жизни. Есть ортодоксальные способы ежедневного поведения и образа жизни, такие как кашрут или соблюдения Шаббата согласно ортодоксальной галахе (еврейскому закону), но нет никаких доктринальных требований, кроме признания того, что Бог Един (о чём говорит молитва “Шма”, Втор. 6:4). Хотя и правда то, что большинство ортодоксальных евреев, например, верят в будущего Мессию, а большинство реформистов нет, нельзя сказать, что это верно для каждого отдельно взятого человека.

В отличие от предыдущих поколений, многие евреи сегодня не связаны с синагогой в принципе. Многие формулируют свою собственную версию иудаизма и не вписываются ни в одну из “официальных” версий этих направлений.

Вместе с тем, следующий обзор трёх основных ветвей всё ещё является актуальным кратким руководством по иудаизму.

[править] История

Несмотря на сопротивление раввинов, хасидизм быстро распространился
по Украине, Галиции, проник в Закарпатье, Венгрию, Бессарабию, Румынию
и часть Польши, а также захватил некоторые общины в Белоруссии. В
движение хасидов включились различные каббалистические кружки. Хасиды
заменили традиционный кагал
на принцип верности конкретному лидеру и назвали своей важнейшей
миссией распространение хасидизма. В то же время во времена Бешта
хасидизм не был единым учением, а представлял собой разрозненные
группы, независимые и не подчиняющиеся Бешту, а лишь признающие его
авторитетом. Духовный наследник Бешта Дов Бер из Межерича ненадолго
сплотил движение.

С тех пор хасидизм является не единым движением, а общим названием
для многих групп (от 100 до 150), среди которых наиболее круппные —
вижницкие, гурские, любавичские, бельцские и брацлавские хасиды.
Названия этих групп происходит от тех географических мест Восточной
Европы (за исключением разве что бостонских хасидов), где когда-то
проживал первый ребе основатель соответветствующего направления. Руководитель каждой из этих групп называется соответственно Адмор ми-Вижниц, Адмор ми-Гур и т.д. Исключение — брацлавские хасиды, не имеющие лидера, но сплотившиеся вокруг изучения наследия, которое оставил Ребе Нахман из Брацлава.

В Государстве Израиль большинство хасидов голосует за партию Агудат Исраэль или за избирательный список, в котором эта партия участвует. Лидеры главных хасидских направлений представлены в Моэцэт гдолей а-Тора («Совет великих в Торе»), который руководит этой партией.

Сатмарские хасиды (и некоторые менее заметные группы) не признают
Государства Израиль (в частности, призывают бойкотировать выборы в
Кнессет и демонстрируют лояльность антиизраильским политическим силам)
и занимают воинствующую позицию по отношению к «оппортунистам» —
сотрудничающим с государственными структурами ортодоксальных евреев.
Впрочем, и в этом вопросе в последние годы среди молодых израильских
сатмаров не наблюдается былого единства.

Заключение

Вне зависимости от размера, каждая ветвь иудаизма и отражала, и формировала мышление и поведение еврейского народа по всему миру. Каждая занимает своё место в этом широком спектре от ультра-ортодоксального до ультра-либерального иудаизма. И этот спектр полностью включает в себя 30% американских евреев, которые не причисляют себя ни к одной ветви иудаизма, тем не менее продолжая считать себя евреями. . И хотя в иудаизме есть существенное единство, он постоянно продолжает демонстрировать своё разнообразие.

Этот текст был адаптирован из более ранней статьи миссии Евреи за Иисуса, опубликованной 1 февраля 1990-го года.

Ссылки

Pew Research Center, Survey of U.S. Jews, Feb. 20–June 13, 2013. Figures may not sum to 100% due to rounding. Based on the net Jewish population (both Jews by religion and Jews of no religion). http://www.pewforum.org/2013/10/01/jewish-american-beliefs-attitudes-culture-survey/ Fishkoff, Sue. “Europe’s Conservative movement enjoying popularity boom.” Jewish News of Northern California, October 1, 2010. https://www.jweekly.com/2010/10/01/europes-conservative-movement-enjoying-popularity-boom/. Pew Research Center, там же Fishkoff, там же https://en.wikipedia.org/wiki/Conservative_Judaism Daniel Gordis, “Conservative Judaism: A Requiem,” Jewish Review of Books (Winter 2014), https://jewishreviewofbooks.com/articles/566/requiem-for-a-movement/ там же там же Pew Research Center, там же там же

Пожертвовать

Последнее: 16.07.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бронивиль
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: