Практическая логистика. путевые и транзитные документы

Международное соглашение о договорах автомобильной перевозки

Государственный контроль

Вопросы госконтроля определены в Федеральном законе от 24.07.1998 г. за № 127-ФЗ, на основании которого осуществляется надзор за автомобильными международными перевозками по всей Российской Федерации.

В законе отдельные статьи касаются принадлежности ТС (транспортных средств) российским или же иностранным перевозчикам, а также указаны начальные и конечные пункты. Например, для россиян-владельцев Транспортных средств – это проезд с России через рубеж иностранного государства либо в обратную сторону. Для иностранных перевозчиков таковым является проезд на территорию России и обратно или транзит через регионы нашей страны.

Книжка МДП и финансовые гарантии: что нужно учесть

На основании Конвенции перевозчик, оформивший Книжку МДП, гарантирует уплату таможенных сборов на сумму, не превышающую 60 тыс. евро. Многие грузы стоят дороже, и в целях документирования их транспортировки Книжка уже не подойдет. Понадобится оформить подходящее гарантийное обеспечение. На практике в России в этих целях составляются:

1. Гарантийные поручительства.

Оформляются они перевозчиком — с привлечением услуг страховых компаний. Расходы на поручительство определяются величиной таможенных сборов, а также длительностью маршрута до таможни назначения.

2. Гарантийные сертификаты.

Оформляются они получателем товаров на таможне — при условии предварительной уплаты сборов в установленном размере.

Чтобы точно исчислить размер пошлин к уплате, необходимо заранее знать:

  • стоимость перевозимых товаров;
  • код товара по ТН ВЭД ЕАЭС.

Таможенные платежи состоят из трех компонентов: суммы пошлины по коду ТН ВЭД ЕАЭС, НДС (20%) от стоимости товара вместе с пошлиной, а также сбора за оформление на таможне.

Важно! Гарантии в рамках МДП обеспечивают защиту интересов государственного бюджета, но не самих перевозчиков. В случае повреждения груза или привлечения перевозчика к административной ответственности покрытие убытков будет осуществлять он сам

В целях снижения риска необходимо застраховать груз в частном порядке.

Правила и обязанности для перевозчиков грузов по Международной конвенции CMR

Международная конвенция о договорах о перевозках грузов автомобильным транспортом (CMR) является международным соглашением, регулирующим правила и обязанности перевозчиков грузов. Конвенция была принята 19 мая 1956 года и вступила в силу 2 июля 1957 года. В настоящее время CMR ратифицирована более чем 50 странами.

Согласно конвенции CMR, перевозчики грузов обязаны выполнять ряд правил и обязательств при осуществлении автомобильных перевозок:

  1. Оформление договора о перевозке: Перевозчики грузов должны заключить договор о перевозке с отправителем груза. Договор должен содержать информацию о сторонах, характеристиках груза, условиях перевозки и т.д.
  2. Оформление накладной CMR: Перевозчики грузов должны составить накладную CMR, которая будет служить основанием для перевозки груза. Накладная должна содержать информацию о грузе, отправителе, получателе, условиях доставки и других важных данных.
  3. Упаковка и маркировка груза: Перевозчики грузов должны правильно упаковывать и маркировать груз, чтобы обеспечить его сохранность и идентификацию во время перевозки.
  4. Осуществление перевозки в срок: Перевозчики грузов обязаны осуществить перевозку в срок, указанный в договоре о перевозке. За нарушение сроков перевозки перевозчик может нести ответственность перед отправителем и получателем груза.
  5. Обеспечение безопасности груза: Перевозчики грузов должны обеспечить безопасность груза во время перевозки и принять все необходимые меры для предотвращения его утраты, повреждения или кражи.
  6. Ответственность за утрату или повреждение груза: Перевозчики грузов несут ответственность за утрату или повреждение груза, произошедшие по их вине. В случае потери или повреждения груза, перевозчик обязан выплатить компенсацию в соответствии с условиями договора о перевозке.

Это лишь несколько основных правил и обязанностей, определенных в Международной конвенции CMR. Конвенция также устанавливает порядок рассмотрения споров и прочие детали, регулирующие перевозки грузов автомобильным транспортом.

Соблюдение правил и обязанностей, установленных в Международной конвенции CMR, является важным аспектом для перевозчиков грузов. Это позволяет обеспечить безопасность и качество перевозок, защитить интересы отправителя и получателя груза и установить четкие правила взаимодействия между сторонами договора о перевозке.

Международная товарно-транспортная накладная CMR – расшифровка аббревиатуры и назначение документа

Транспортная накладная CMR — это международный документ, чрезвычайно значимый для осуществления автоперевозок международного значения. Это итоговый документ, отражающий основные сведения.

Благодаря ЦМР можно понять следующую информацию:

  • Сколько было товара,
  • Кто именно его перевез,
  • По какому маршруту перевозил,
  • Согласно каким документам осуществлялась перевозка,
  • Кто адресат, а кто отправлял товар,
  • Сколько времени заняла доставка.

В ней же указывается на то, что за товар поступил на таможню, в каком виде, в какой день и время, когда именно его принял отправитель и в каком состоянии на момент приема был товар.

В каких случаях нужна ЦМР

  1. Вознаграждение за перевозку предусмотрено;
  2. Места погрузки и выгрузки расположены в разных государствах;
  3. Конвенция КДПГ подписана хотя бы одним из государств, резиденты которых являются участниками сделки;
  4. Транспортировка груза осуществляется с помощью автомобильного транспорта.

Важно понимать, что количество ЦМР накладных должно соответствовать количеству единиц транспорта

Если груз опасен, то отправитель непременно указывает в накладной эту опасность и описывает её характер и меры предосторожности для безопасной транспортировки данного груза

Если груз опасен, то отправитель непременно указывает в накладной эту опасность и описывает её характер и меры предосторожности для безопасной транспортировки данного груза. ЦМР по своей сути является фактическим подтверждением осуществления трёхстороннего договора, который заключён между тремя сторонами, непосредственными участниками транспортировки товара на условиях конвенции КДПГ

Да и в случае судебных тяжб, именно CMR и является доказательством своевременного исполнения условий договора (или же неисполнения)

ЦМР по своей сути является фактическим подтверждением осуществления трёхстороннего договора, который заключён между тремя сторонами, непосредственными участниками транспортировки товара на условиях конвенции КДПГ. Да и в случае судебных тяжб, именно CMR и является доказательством своевременного исполнения условий договора (или же неисполнения).

Вся основная информация из транспортных и товарно-сопроводительных документов объединена в ТТН CMR. И главный момент состоит в том, что данные из других документов и информация в ЦМР должны совпадать.

А вот случаи, когда в ЦМР и упаковочном листе, или же в ЦМР и инвойсе, в ЦМР и ТИРе данные разняться, принесут Вам массу сложностей и проблем. Особенно много неприятностей такие несовпадения способны принести тому, кто осуществляет перевозки. Поэтому, ЦМР необходимо тщательно сверять и проверять, так как в противном случае невнимательность может обойтись очень дорого.

ЦМР содержит две категории сведений:

  1. Первая категория — это информация, записанная в специальных графах накладной и содержащая базовые сведения о перевозке.
  2. Другая категория не менее важна. Она включает в себя печати и отметки, а также рукописные замечания о перевозке и её ходе.

Кроме того, существуют такое обязательное требование к форме CMR, как наличие номера.

Если груз не указан ТТН ЦМР, то он считается контрабандой.

Международные конвенции и соглашения

Международные конвенции и соглашения регулируют общие условия международных автомобильных перевозок по вопросам:
— дорожного движения;
— дорожных транспортных средств;
— инфраструктуры;
— условий работ;
— налогового обложения;
— частного права;
— таможенных вопросов;
— организации перевозок специфических категорий грузов.
Ряд актов международного законодательства, действующих в рассматриваемой сфере, приведен в комментарии к преамбуле настоящего Закона.
Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций за время его существования разработано более 50 конвенций, соглашений и других международных документов по вопросам автомобильного транспорта с целью создания условий, способствующих развитию международных перевозок грузов и пассажиров автомобильным транспортом, расширения и укрепления международного сотрудничества в этой области (среди них, например: «Сокращения ИНКОТЕРМС — алфавитный код для ИНКОТЕРМС 2000». Рекомендация N 5 ЕЭК ООН; «Упрощенная отгрузочная маркировка». Рекомендация N 15 ЕЭК ООН; «Согласование кодов статуса перевозки». Рекомендация N 24 ЕЭК ООН; «Код фрахтовых расходов — КФР. Согласование описания фрахтовых расходов и других сборов». Рекомендация N 23 ЕЭК ООН и др.).
Сегодня экспорт услуг автотранспортных перевозок считается одной из выгодных областей внешнеэкономической деятельности, поскольку он не связан с продажей за рубеж материальных ценностей и сырьевых ресурсов. С 2001 по 2006 год объем перевозок в экспортно-импортном направлении только между Европейским союзом и Россией возрос на 272 тыс. тонн. А объем перевозок автомобильным транспортом в общем объеме перевозок составляет 61%

Поэтому можно сказать, что важность соблюдения международных договоров и соглашений в процессе осуществления автомобильных перевозок в международном сообщении подкрепляется еще и востребованностью данной сферы международных отношений, ее перспективностью и важностью в общем потоке международных перевозок

Важные понятия по договорам о перевозках грузов автомобильным транспортом (CMR)

Международная конвенция о договорах о перевозках грузов автомобильным транспортом, известная как CMR (от французского словосочетания Convention relative au contrat de transport international de marchandises par route), является международным договором, регулирующим правовой статус и обязательства сторон при перевозке грузов автомобильным транспортом.

Важные понятия, определенные в CMR, включают:

  • Перевозчик: физическое лицо или юридическое лицо, которое осуществляет перевозку грузов автомобильным транспортом по договору с грузоотправителем.
  • Грузоотправитель: физическое лицо или юридическое лицо, которое передает груз перевозчику для его перевозки.
  • Грузополучатель: физическое лицо или юридическое лицо, которому должен быть доставлен груз по договору о перевозке.
  • Грузовая накладная (CMR накладная): документ, оформляемый грузоотправителем и содержащий информацию о грузе, перевозчике, грузополучателе и условиях перевозки. CMR накладная является доказательством заключения договора о перевозке и является основным документом для оформления и контроля за перевозкой.

Вместе с этими основными понятиями CMR также определяет обязательства сторон, включая:

  1. Обязанность перевозчика доставить груз в назначенное место и в срок, указанный в договоре о перевозке.
  2. Обязанность грузоотправителя предоставить необходимые документы и информацию о грузе, включая характеристики груза, его количество и стоимость.
  3. Обязанность грузополучателя проверить груз при его доставке и в случае обнаружения повреждений или недостачи немедленно уведомить перевозчика.
  4. Обязанность сторон аккуратно обращаться с грузом и выполнять все необходимые меры для его сохранности.

Эти понятия и обязательства описывают основу международных договоров о перевозке грузов автомобильным транспортом в контексте CMR

Соблюдение этих условий важно для обеспечения безопасной и эффективной перевозки грузов в международных условиях

CMR страхование, его плюсы и минусы

Речь идёт о популярной разновидности страхования гражданской ответственности перевозчика для организации грузоперевозки международного значения с помощью автотранспорта в рамках КДПГ.

Такой вид страхования обезопасит экспедитора в случае нанесения вреда грузу при его перевозке. Ведь согласно международным конвенциям перевозчик обязан возмещать ущерб. Ответственность наступает в случае порчи или же потери груза перевозчиком, а также при финансовых убытках, связанных с простоем или срывом доставки, также при возникновении других затрат.

Если же имеется страховой полис ЦМР стандарта, то ущерб может быть возмещён как за счёт перевозчика, так и за счёт страховой, в случае подачи необходимых документов в страховую компанию.

Если у перевозчика имеется страховой ЦМР полис, то он получает такие преимущества:

  • Финансовые гарантии в случае потери груза или его порчи по вине перевозчика. Возмещение актуально при сотрудничестве с такими экспедиторами, стоимость уставного капитала и недвижимости которых в разы меньше возможных убытков.
  • Наличие страхового полиса – гарантия реальности компании, ее честности и дееспособности.

Форма CMR заполняется на том же языке, что и инвойс.

Но есть и несколько недостатков:

  • Отказ в возмещении убытков, если груз пострадал из-за постороннего лица, например, в ДТП.
  • Длительный процесс подготовки необходимых для получения компенсации документов.
  • Ограничение ответственности перевозчика с помощью применения лимитов и особенностей законодательства и конвенций международного значения.

Подведём итоги. Внимательность необходима не только при оформлении CMR, но прочих транспортных документов. Так как ошибки, допущенные при заполнении сопроводительных бумаг, плавно переносятся в ТТН, а о неприятных последствиях этих оплошностей, мы уже писали выше. Поэтому, во избежание лишних «головных болей», будьте компетентны и педантичны.

Дополнительные сведения по теме вы найдёте в рубрике «Транспортные документы».

Что означает аббревиатура TIR

Транспортная система под названием «Международные дорожные перевозки», далее по тексту МДП, работает на базе Customs Convention и была основана в швейцарском городе Женеве в середине ноября 1975 г, чтобы максимально упростить административные формальности при осмотре.

Участники ассоциации используют специальные книжки с наклейкой транспортной системы, которые разрешают пересекать стыки стран без уплаты пошлин. Конвенция MDP была принята под эгидой ЕЭК ООН.

TIR на фурах значит, что такому транспорту предоставлены льготы при пересечении границ:

  • контейнеры,прицепы  или полуприцепы должны иметь пломбы установленного образца;
  • отправляются из одной страны в другую, беспрепятственно проезжая таможенные терминалы;
  • на промежуточных таможнях груз не подвергается проверке;
  • служащие таможни гарантируют безопасность такому авто.

Логотип TIR используется не только для автомобилей. Например, на контейнерах, перевозимых по железной дороге, речным или морским транспортом устанавливаются аналогичные таблички, что существенно ускоряет проверки при переходе рубежа.


Маркировка TIR на контейнере

Уже более 40 тысяч международных компаний, занимающихся грузоперевозкой, принимают активное участие в TIR-системе и ежегодно больше 3,2 млн раз используют право ускоренного прохождения таможенных осмотров.

Для расширения торговли по всему миру планируется введение электронной системы E-TIR, которая станет в будущем Transit customs system.

В чем заключается разница между CMR и TIR, можно узнать, посмотрев видеоразъяснение:

CMR: трудности перевода

Общепринятое в России название международной накладной CMR – стало производным от французского наименования «Convention relative au contrat de transport international de Marchandise par Route», что в нашей стране называется «Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов», или Конвенцией КДПГ. Аббревиатура традиционно расшифровывается по французскому варианту. В других странах эта расшифровка может быть понятной не всегда, поскольку в разных языках накладная CMR называется по-разному: Frachtbief – по-немецки, Vrachtbrief – по-голландски, Consignment Note – по-английски и т.д.

В данном случае, одно из русских сокращений «СМР» следует отличать от аналогичной аббревиатуры «строительно-монтажных работ». Поскольку для употребления сокращения в значении «международной товарно-транспортной накладной» в русском языке иногда выбирается фонетический вариант «Си-Эм-Эр», это приводит к совпадению аббревиатур. Однако при необходимости передать русское звучание аббревиатуры CMR, во избежание путаницы, целесообразнее использовать более распространённую форму ЦМР, а в написании придерживаться принятого в практике грузоперевозки обозначения CMR.

Сама конвенция, давшая название документу, была принята в Женеве в 1956 году. После вступления в действие в 1958 году она претерпела ряд изменений (в 1978 году), которые, помимо прочего, касались страхования груза и алгоритма возмещения ущерба. В КДПГ представлено определение базовых понятий (при необходимости – со ссылкой на другие Конвенции, в которых, например, устанавливается, что такое транспортное средство), а также прописаны правила для участников международной автоперевозки, включая права и обязанности перевозчика. Там же определены основные требования к CMR.

Возможности электронных сервисов

Перевозчики имеют возможность задействовать программу IRU TIR-EPD, которая позволяет держателям Книжек TIR направлять предварительную информацию в национальные таможни. Получив сведения через TIR-EPD, таможенные органы могут быть уверены, что они предоставлены легальным держателем Книжки (и она является действительной). Электронный обмен информацией по соответствующей схеме снижает риски и ускоряет таможенную процедуру.

Получив ЭПИ, таможня назначает перевозке уникальный идентификатор MRN (Movement Reference Number), который перевозчик затем показывает на границе. Логин и пароль для доступа к программе TIR-EPD российский перевозчик может получить в АСМАП по завершении оформления Книжки.

Следует учитывать, что информационная система TIR-EPD может работать только с Книжками МДП. Если используются транзитные декларации, то данная система неприменима.

Следующее примечательное электронное решение — приложение CUTE-Wise, предназначенное для проверки подлинности книжек МДП. Оно обеспечивает функционирование системы SafeTIR, в которой производится отслеживание статуса Книжек. Основной пользователь платформы — таможенные органы, которые заинтересованы в удостоверении подлинности документации, предъявляемой перевозчиками в рамках Конвенции.

Рассмотрим теперь особенности практического применения книжки TIR.

Для железнодорожных доставок

Помимо обязательных для всех трансграничных перемещений грузов документов, при использовании железнодорожного транспорта для перемещения товаров между странами необходимы следующие сопроводительные документы:

  1. Свидетельство отправки, которое должно храниться у лица, отправившего груз.
  2. Свидетельство получения, находящееся рядом с грузом до его прибытия в пункт назначения.
  3. Договор железнодорожной перевозки, оформляемый перевозчиком.

Межгосударственные железнодорожные доставки регулируются конвенциями COTIF и СМГС. Эти конвенции подписаны 33 странами и подкреплены Бернскими конвенциями.

Про автомобильные транспортировки расскажет статья: Автомобильные перевозки.

Про перевозки по миру читайте здесь.

zinchenkosergey

Достаточно часто на магистральных тягачах можно увидеть табличку с загадочной аббревиатурой TIR. Некоторые, возможно, даже могли заметить, что машины с такой надписью на кузове не досматриваются сотрудниками полиции и не проверяются на пограничных пунктах. В чем же их секрет? Попробуем разобраться в вопросе по пунктам.

Машины маркируются специальным образом. /Фото: cargonews.ua.На самом деле никакого «секрета» во всем этом нет. Упомянутая аббревиатура расшифровывается, как «Transports International Routiers» или «Международные дорожные перевозки». Данная система работает в рамках международной таможенной конвенции о перевозке грузов с книжкой МДП. Основана система была еще в 1975 году, в Женеве. Водители магистральных грузовиков с удостоверением TIR имеют ряд весомых преимуществ по сравнению с другими перевозчиками грузов.

Зеленый — страны-участницы TIR. Салатовый — страны-партнеры TIR. /Фото: wikimedia.org.Принята система была под эгидой Европейской экономической комиссии ООН. На сегодняшний день система действует в 57 государствах, в том числе и в странах бывшего Советского Союза. Также в некоторых странах система TIR действует несмотря на то, что в них она не была подписана полностью. Например, в США.

Что такое Carnet TIR

Это просто документы. /Фото: cargolink.ru.Каждый водитель, участвующий в описываемой системе, должен иметь при себе соответствующие документы, которые и называются «Carnet TIR» или «Книжка МДП». По сути это своеобразный сопроводительный таможенный документ, который значительно упрощает работу перевозчика. В каждой стране-участнице TIR бланки реализует отдельная организация. В России это «Ассоциация международных автомобильных перевозчиков» базирующаяся в Москве. Внешне документ похож на крупный блокнот.

В манифесте Carnet TIR содержится вся необходимая информация о странах отравителе и получателе, таможнях, порядке отчетности, автомобиле на котором идет груз, а также о самом грузе.

Какие бонусы дает TIR

Членство в системе ускоряет процесс. /Фото: vk.com.Как уже было отмечено выше система TIR, призвана избавить грузоперевозку от «ненужных формальностей», значительно ускорив процесс транспортировки. Каждая фура после загрузки пломбируется и идет напрямую из точки А в точку Б. Пломбировка и наличие документов международной программы избавляют водителя от необходимости проходит полный, доскональный досмотр на таможне. Иными словами, такие автомобили считаются «проверенными», а потому пропускаются быстрее всего.

Оригинал взят у

nathoncharova

Регулирующие законы

Международными организациями установлены некоторые нормы, касающиеся грузоперевозок между странами.

Примерами этих норм могут служить следующие документы:

  1. Конвенция CMR о договоре международной перевозки грузов (КДПГ), регулирующая использование автомобильного транспорта в подобных случаях.
  2. Конвенция о морской перевозке грузов 1978 года.
  3. Варшавская конвенция 1929 года, регламентирующая использование воздушного транспорта в качестве средства доставки товаров между странами.
  4. Монреальская конвенция 1999 года, в которой говорится, что все грузы при трансграничных транспортировках должны быть застрахованы.
  5. Международная грузовая конвенция, известная также как конвенция COTIF.
  6. Европейское соглашение 1968 года, регулирующее транспортировку опасных грузов.
  7. Таможенная конвенция о доставках грузов с использованием книжки МДП 1975 года.
  8. Международный железнодорожный транзитный тариф МТТ.
  9. Конвенция С1М, регламентирующая международные транспортировки с использованием железной дороги.
  10. Гамбургская конвенция ООН о морских грузоперевозках.
  11. Венская конвенция 1991 года, регулирующая работу операторов транспортных терминалов.

Аббревиатура TIR (МДП) – что это значит?


Иначе говоря, этими буквами – TIR либо МДП — обозначается интернациональная система, позволяющая по определённой процедуре транспортировать грузы с пересечением границ между странами, присоединившимися к данному соглашению.

Система МДП функционирует, опираясь на Таможенную конвенцию ООН о международной перевозке грузов. Управление системой производится МСАТом (Международным союзом автомобильного транспорта). На сегодня в данной системе принимают участие 67 стран и Европейский Союз. Детальные сведения о Конвенции МДП содержатся в «Справочнике по МДП», который можно найти на сайте МСАТа, а полезная информация об автомобильных контейнерных перевозках вот здесь.

Что такое книжка МДП (Carnet TIR)?

с условиями поставки по ИНКОТЕРМС 2010

Бланки этих документов реализуют организации, определённые внутренними решениями стран, участвующих в системе МДП. В России это – АСМАП (Ассоциация международных автомобильных перевозчиков), находящаяся в Москве. Порядок получения и оформления книжек МДП, список необходимых для этого документов, текущая стоимость книжки, другая информация по сопутствующим вопросам, включая инструкции по подготовке и использованию необходимых при производстве интернациональных перевозок документов – прерогатива АСМАП и могут быть получены с сайта этой организации.

Книжка МДП – документ, внешне похожий на крупноформатный блокнот, в котором имеются:

  • обложка горчичного цвета;
  • грузовой манифест в жёлтом цвете;
  • попарно сдвоенные белого и зелёного цветов отрывные листы с корешками;
  • лист протокола;
  • форзац обложки и его отрывная часть.

Книжка имеет собственный уникальный номер из двух латинских букв и семи цифр. Срок ее действия ограничен — с помощью штампа на её обложке указывается последний срок её действия.

На каждый автомобиль для одной перевозки книжка заполняется в одном экземпляре, действительном вплоть до окончания перевозки. В процессе транспортировки груза таможенные органы стран, границы которых пересекает транспортное средство, проверяют лишь целостность произведённого ранее таможенного пломбирования. После проверки, если целостность пломб не нарушена, работник текущего таможенного органа изымает один лист книжки МДП и заполняет оставшийся в ней соответствующий корешок.

Полностью порядок заполнения этого документа приведён в соответствующей инструкции, также и русскоязычной, распространяемой Международным союзом автомобильного транспорта (IRU) и имеющейся в АСМАП и её отделениях в регионах.

При наличии обоснованной претензии к кому-либо из автоперевозчиков АСМАП покрывает эту претензию как гарант и, уже затем, выясняет отношения с нарушителем.

Всё здесь сказанное не прекращает права любой из пересекаемых автомобилем таможен провести полный контроль, как автомобиля, так и транспортируемого им груза, если посчитает это нужным.

Грузовой манифест TIR CARNET

  • Страна-отправитель и страна-получатель.
  • Таможня-отправитель и таможня-получатель.
  • Таможни в порядке очерёдности их прохождения.
  • Информация о перевозимом грузе: наименование, код по ТН ВЭД, вес брутто и нетто, число мест.
  • Информация о числе мест и указания о соответствующих таможнях назначения.
  • Перечень сопровождающих товар транспортных документов с указанием их номеров.
  • Номер регистрации автомобиля, выполняющего перевозку.
  • Номера применённых пломб, печати и прочие отметки таможни.

Если имеется соответствующий опыт, то всё необходимое можно заполнить и самостоятельно. Однако, для этого необходимо тщательно изучить множество самых различных бумаг, нередко оформленных довольно аляповато. Поэтому лучше все же поручить заполнение документов специалистам, как правило, имеющимся на таможнях. Сколько стоят услуги таможенного брокера и, чем они могут помочь участнику ВЭД, вы можете узнать в одной из наших статей.

Накладные при перевозках

Система декларирования (TIR-EPD) МСАТ поддерживается на сегодня 31 страной.

По окончании транспортировки один из имеющихся экземпляров заверяется получателем и возвращается перевозчику. Получателю груза достаётся последний экземпляр. За полноту и достоверность данных в CMR вся ответственность лежит на том, чья печать стоит в 22-й графе документа. Подробнее о том, что такое CMR мы уже уже рассказывали в предыдущей статье

Необходимо особо подчеркнуть важность совпадения данных, указанных во всех экземплярах не только данного документа, но и вообще во всех перевозочных документах

Как применяется Книжка МДП?

Автоперевозчик осуществляет следующие основные операции с использованием Книжки:

1. Заполнение обложки (до начала перевозки).

Часть данных к моменту вручения Книжки автоперевозчиком уже должна быть внесена национальной ассоциацией (АСМАП, если оформление осуществляется в России). В частности, это срок действия Книжки, сведения об ассоциации, данные об автоперевозчике.

В свою очередь, сам перевозчик отражает:

  • данные о странах отправления, назначения;
  • номер автомобиля;
  • номер имеющегося свидетельства о допуске к перевозкам;
  • реквизиты контейнера — в случае его применения;
  • примечания (например, о том, что перевозится тяжеловесный груз).

2. Заполнение грузового манифеста (до начала перевозки).

Здесь перевозчик отражает сведения:

  • о таможнях в рамках маршрута транспортировки;
  • о себе;
  • о странах отправления, назначения;
  • номер автомобиля, тягача;
  • о прилагаемых документах (CMR, упаковочных листах и иных);
  • о грузе (количество, разновидность грузовых мест, описание товаров, вес).

3. Заполнение отрывных листов — в соответствии с последовательностью прохождения таможенных постов в рамках маршрута.

По факту использования каждой пары листов (белого, зеленого) водитель оставляет у себя корешки. Факт заполнения первого (белого) листа означает открытие Книжки (начало процедуры НДП при прохождении национального таможенного контроля). Факт заполнения второго (зеленого) — закрытие (завершение МДП, выход из-под соответствующего таможенного контроля).

Для прохождения национальной таможенной зоны используется, таким образом, 2 отрывных листа — белый, зеленый. Выйти из таможенной зоны с открытой Книжкой недопустимо.

Важно! В открытой Книжке всегда нечетное число корешков, а в закрытом документе — четное. Открытие привязывается к таможенным процедурам по правилам МДП, а не к моменту начала и завершения движения груза по маршруту

В рамках соответствующего маршрута могут производиться в том числе процедуры вне Конвенции — и в этом случае используются не Книжки, а другие документы.

Ознакомимся с примером практических операций с отрывными листами Книжки:

1. Перевозчик, следуя из Германии в Россию (в Калининградскую область) через Польшу, открывает Книжку (отрывается первый лист, белый) на польской границе, проходит процедуру национального таможенного контроля по НДП.

Производится опломбирование. По завершении контроля Книжка закрывается (оформляется второй лист, зеленый) процедура завершается.

2. Перевозчик на границе Таможенного Союза (например, в Калининградской области) открывает Книжку в очередной раз — отрывается новый белый лист.

3. На первой таможне назначения в Калининградской области процедура завершается (зеленый лист).

Но в случае следования груза далее до последующей российской таможни Книжка открывается вновь (белый лист). С учетом рассмотренных выше особенностей применения TIR в ТС, на последней таможне назначения в России осуществляется закрытие Книжки — оформляется зеленый лист. Производится снятие пломб.

4. Использованная книжка передается в АСМАП.

Всего, таким образом, потребуется 3 пары отрывных листов (белого, зеленого):

  • для процедуры на германо-польской границе;
  • для процедуры на польско-российской границе;
  • для процедуры между первой российской таможней и последней таможней назначения.

Важно! Общее количество таможен назначения, которые могут быть отражены в Книжке, не может превышать 3-х. При заполнении TIR нужно учитывать порядок прохождения таможен.. Практическое заполнение книжки можно осуществить:

Практическое заполнение книжки можно осуществить:

  • самостоятельно;
  • при обращении к экспедиторам.

Первый вариант со временем осваивают многие опытные перевозчики — он позволяет сэкономить на оплате услуг экспедитора. Однако, есть определенные риски и неудобства. В целях заполнения Книжки возникает необходимость во внимательном изучении инвойсов, упаковочных документов, CMR-накладных — на это уходит время. При заполнении документа недопустимы:

  • подчистки, помарки;
  • неточности, приводящие к неоднозначному толкованию данных.

Если нужно что-то исправить, то следует вычеркнуть ошибочные данные и добавить правильные при условии удостоверения корректировки таможенным органом.

Международные автоперевозки – кто и как может этим заниматься

Основные условия, выполнение которых необходимо для оформления разрешения на выполнение международных автоперевозок.

  1. Наличие автотранспортных средств, принадлежащих заявителю и удовлетворяющих требованиям действующих норм.
  2. Компетентность лиц, несущих ответственность за выполнение трансграничных автоперевозок.
  3. Наличие страхового полиса у перевозчика.

Что необходимо для оформления разрешения на производство международных автоперевозок:

  • заявление о выдаче удостоверения;
  • подтверждение прав собственника или другое юридически сильное обоснование владения транспортными средствами;
  • документы о государственной регистрации соответствующих автотранспортных средств;
  • страховой полис;
  • документальное подтверждение профессиональной состоятельности ответственного работника;
  • опись прилагаемой документации.

Вас интересует какие документы могут истребовать у перевозчика для контроля? В утверждённом Министерством транспорта России «Административном регламенте по надзору в сфере транспорта» имеется пункт 11, который содержит в себе подробный перечень необходимых документов, необходимых при ввозе или вывозе различных грузов на территорию России или из неё.

Система SafeTIR

Система международных перевозок TIR неоднократно подвергалась атакам хакеров, которые стремились скачать секретные данные, чтобы дестабилизировать работу организации. Комитет администрации принял решение установить систему собственной безопасности, чтобы защитить документацию от подделок, а компьютеры от хакерских атак.

В 1995 году появилась программа под названием SafeTIR. Затем МСАТ ввел версию SafeTIR in Real Time, которая способна отправлять сведения о завершении действия книжки МДП. Получив эту информацию, участники системы мгновенно проверяют достоверность каждой отдельно взятой Carnet TIR.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бронивиль
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: