Солдат без наград
Военная промышленность Германии не могла построить много тяжёлых стальных монстров. Куда большую опасность в те годы представляли лёгкие и грозные «Ягдпанцеры» IV, которых немцы выпустили почти в четыре раза больше, чем «Фердинандов», «Ягдтигров» и «Ягдпантер» вместе взятых. Проектировать истребитель танков «Ягдпанцер» IV начали в конце 1942 г. В то время Т-IV являлся основным танком вермахта. Немецкие танкисты этот танк знали и любили. Он был удобен и неприхотлив в эксплуатации. Базу Т-IV выбрали в качестве основы для будущего танка-истребителя. Мощную пушку поместили в бронированном каземате.
Толщину лобовой брони «Ягдпанцера» IV довели до 80 мм – по бронестойкости он сравнялся с «Ягдпантерой»
Низкий силуэт «Ягдпанцера» IV затруднял обнаружение, а мощная пушка поражала любую бронетехнику
К новому танку-истребителю предъявлялись высокие требования: толщина лобовой брони – до 200 мм, вооружение – 75-мм длинноствольная пушка. Но поняв, что с 200-мм бронёй танк увязнет в грунте, оставили 60-мм лобовую броню. Машина получила наименование «Ягдпанцер» IV. В декабре 1943 г. прототип боевой машины запустили в серийное производство с обычными 75-мм пушками: мощных пушек не хватало, они шли на вооружение «Пантер». Наличие дульного тормоза снижало отдачу при выстреле, но приводило к образованию клубов пыли, что демаскировало огневую позицию машины: пушка на «Ягдпанцере» располагалась ниже, чем на исходном танке. В полевых условиях экипажи снимали дульные тормоза. Вскоре и на заводах их перестали монтировать на стволы орудий. Истребители «Ягдпанцер» IV часто покрывали антимагнитной циммеритной обмазкой (тогда на броню нельзя прилепить магнитную мину). В их комплект входили сетчатые или 5-мм стальные бортовые экраны – средство против кумулятивных снарядов. Когда производство мощных противотанковых орудий в Германии возросло, на «Ягдпанцер» IV стали устанавливать длинноствольные пушки от «Пантеры». Выпускали эти машины до марта 1945 г. – до разрушения завода во время бомбардировки. Но производство танков-истребителей не прекратилось. Для «Ягдпанцеров» стали использовать шасси и корпуса танков Т-IV ранних модификаций с установкой на них неподвижных боевых рубок.
Последний «Ягдпанцер» IV стал выше. От ранних машин он отличался прямыми бортами нижней части корпуса и ступенькой на лобовом бронелисте
Боевая задача САУ
На ту же тему Зачем танку гусеницы?
САУ целиком порождены их боевыми задачами. Даже одно и то же шасси, если забронировать его иначе, выиграть полезную нагрузку, а за её счёт поменять свойства и калибр орудия, становится весомым аргументом поля боя.
Артиллерийская САУ может быстро поменять закрытую огневую позицию, отстреляться с предварительно разведанной новой и удрать раньше, чем накроет ответный залп врага.
Противотанковая САУ вовремя приедет туда, где всего полчаса назадмамой клянусь, не было никакой артиллерийской засады!», и серьёзно покусает с фланга танковый клин противника.
Штурмовая САУ неторопливо ползёт через укрепрайон противника и корчует из мёрзлой земли доты — даже бетонные и стальные — со всем их содержимым.
Советские танки Т-34-85 и САУ СУ-85М на улице берлинского района Уленхорст
Самоходки ПВО не факт, что собьют много самолётов, но совершенно точно сорвут идеальный удар с воздуха и серьёзно понизят его эффективность.
Боевой задачей. Каждая САУ выполняет свою, критически важную для общей эффективности боя функцию. То, что сделана она порой на шасси того же танка — не имеет значения. Главный вопрос:что САУ делает?». Простой короткий ответ на него — всё, что она может сделать лучше танка. Универсального — а потому регулярно проигрывающего машинам более узкого назначения.
История создания
После окончания Второй мировой войны на вооружении СССР находилось несколько самоходных артиллерийских установок. Это были штурмовые и противотанковые самоходки, предназначенные для стрельбы прямой наводкой. Следует отметить, что подобная ситуация наблюдалась и в армиях других стран. Существовали и другие виды САУ, способные поражать противника с закрытых позиций, но их было сравнительно немного.
Однако преимущества самоходной артиллерии по сравнению с буксируемой были очевидными, поэтому разработками новых САУ активно занялись во многих странах мира. Подобными изысканиями занимались и советские конструкторы, но после прихода к власти Никиты Хрущева все работы в этом направлении были приостановлены.
Хрущев считал, что будущее за ракетами, а в случае масштабной ядерной войны пушки и вовсе не будут нужны. Однако очень скоро стала понятна ошибочность этой позиции. Несколько локальных конфликтов 50-х и 60-х годов показали, что пушки остаются основным средством поражения противника, а артиллерия все так же является «богом войны».
Однако работы над новыми отечественными артиллерийскими системами начались только после ухода Хрущева с поста главы государства.
Перед началом проектных работ был тщательно проанализирован опыт использования САУ во время прошедшей войны, а также учтены последние тенденции развития этого вида вооружения.
ВНИИ-100 с 1963 по 1965 год проводила предварительные исследовательские работы относительно облика и конструкции будущей самоходной установки. Артиллерийскую часть будущей САУ решено было разрабатывать на основе буксируемой 152-мм гаубицы Д-20. Конструкция орудия, баллистика и боеприпасы этого орудия были взяты без изменений.
Относительно шасси будущей самоходки рассматривались два варианта: «Объект 124» (ПУ ЗРК «Круг») и шасси перспективного среднего танка «Объект 432». В ходе изысканий было выяснено, что для САУ больше подойдет компоновка с передним расположением двигателя, поэтому для будущей «Акации» было решено использовать шасси ПУ ЗРК «Круг».
Два опытных образца были изготовлены уже в 1968 году, в 1969 году начались заводские испытания, которые показали чрезмерную загазованность боевого отделения во время стрельбы. С этой проблемой смогли справиться, и в 1971 году новая САУ была принята на вооружение под обозначением 2С3 «Акация». Серийное производство самоходной установки было развернуто на УЗТМ еще в 1970 году (то есть, еще до принятия на вооружение), она начала поступать в артиллерийские полки мотострелковых и танковых подразделений на замену 152-мм гаубицам Д-1, Д-20 и МЛ-20.
В этот же период шли работы над созданием 152-мм гаубицы с картузным заряжанием. Однако исследования показали, что использование картузных зарядов не несет никаких преимуществ ни в кучности, ни в дальности стрельбы, ни в скорострельности орудия, поэтому дальнейшие разработки в этом направлении были признаны нецелесообразными.
В начале 70-х годов была проведена модернизация САУ 2С3 «Акация», в первую очередь она затронула конструкцию механизма заряжания и компоновку боевого отделения машины. Две укладки барабанного типа на базовой модификации были заменены на одну, что позволило увеличить боекомплект установки до 46 выстрелов. Также было изменено расположение люков в кормовой части и башни самоходной установки и установлена механизированная подача выстрелов с грунта. Кроме того, на САУ была установлена новая радиостанция. Модернизированная «Акация» получила индекс 2С3М. В серию она была запущена в 1975 году.
В 1987 году была разработана еще одна модификация САУ, она получила наименование 2С3М1. На этой машине был установлен панорамный прицел наводчика 1П5, новая аппаратура внутренней связи, а также более совершенная радиостанция. Кроме того, самоходка оснащалась оборудованием для приема информации с машины командира батареи.
Следующая модернизация «Акации» была проведена уже после распада СССР, она получила наименование 2С3М2. Самоходка получила автоматизированную СУ наведением и стрельбой 1В514-1 «Механизатор-М», а также новую систему постановки дымовых завес. В это же время был разработан вариант САУ 2С3М2 «Акация» под натовский калибр.
Последняя модернизация машины коснулась артиллерийской части установки. 152-мм гаубица 2А33 была заменена на более мощное орудие 2А33М аналогичного калибра, что позволило увеличить дальность стрельбы и существенно расширить номенклатуру используемых боеприпасов. Также установка была оснащена более совершенным бортовым оборудованием. Данная модификация получила наименование 2С3М3, пока она считается опытной машиной.
Компоновка САУ 2С36 «Коалиция-СВ»
Рабочие места членов экипажа гаубицы «Коалиции-СВ» расположены в компьютеризированном модуле управления, который размещен в носовой части шасси.
Экипаж, состоящий из 2-3-х человек, осуществляет полный контроль над процессами заряжания, наведения и стрельбы. Модуль управления оборудован бортовыми тактическими системами выбора цели, позиционирования и навигации. По показаниям приборов и датчиков экипаж постоянно следит за общим состоянием машины и количеством боеприпасов по типам выстрелов. Разработка нового семейства боеприпасов для перспективной САУ велась в рамках ОКР «Коалиция-БП».
Механизмы заряжания обеспечивают автоматический выбор необходимых типов снарядов (осколочно-фугасные (с газогенератором), активно-реактивные, управляемые, дымовые и пр.) и модульных зарядов. Возможно применение различного переменного заряда (например, от одного до шести штук). Модульные переменные заряды значительно расширяют, огневые возможности двуствольной САУ «Коалиция-СВ».
В гаубице «Коалиция-СВ» реализован пневматический механизм заряжания и микроволновая система воспламенения метательного заряда.
Экипаж «Коалиции-СВ» находится в башне, здесь он размещается в отдельной бронированной капсуле, как в танке «Армата».
Каждое рабочее место членов экипажа оснащено комплексом дистанционного управления автоматизированным огнем и приборного контроля выполнения всех операций на дисплеях единой информационно-командной системой. Информационно-управляющие каналы связи рабочих мест экипажа в модуле управления с модулем вооружения дублированы. Предусмотрены основные люки экипажа, эвакуационный люк, а также технологический люк перехода в модуль вооружения.
Установка модуля управления в носовой части корпуса позволяет разместить экипаж в наименее опасном месте боевой машины.
Основное вооружение находятся в башне, где установлена спаренная артиллерийская установка и боекомплект с системой механизированного заряжения. Весь боекомплект находится в специальном ящике-замане за башней. И заряжание пушек идет в автоматическом режиме — так же, как у современных танков. Кстати, схема заряжания скопирована с экспериментального танка «Черный орел».
Двигатель размещен в кормовой части машины.
Для самообороны на крыше установлен зенитный пулемет калибра 12,7 мм «Корд», а по бокам от башни установлены 81 мм пусковые установки дымовых гранат с электрическим управлением.
Модульное решение отделений вооружения и управления как самостоятельных компоновочных единиц, выполняющих определенную функцию, позволяет уменьшить численность и усилить защиту экипажа, в том числе от средств массового поражения, а также улучшить условия взаимодействия и работоспособность экипажа.
Серийные изделия планируется изготавливать с использованием шасси перспективного российского танка (Армата). Новое шасси (семь опорных катков на борт) обладает значительно лучшими характеристиками по грузоподъемности, подвижности, качествам подвески, снижающими колебания артиллерийской установки при стрельбе.
Компоновка САУ 2С36 «Коалиция-СВ» использует компоновочные решения и унифицирована с перспективным танком «Армата» не только по шасси, но и по двигателю, и основным элементам корпуса.
Тактико-технические характеристики двуствольной самоходной артиллерийской установки 2С36 «Коалиция-СВ»
- Масса, тонн — менее 48
- Тип брони — стальная катаная, противопульная
- Шасси — С унификацией на базе перспективной платформы.(Армата)
- Тип пушки — нарезная гаубица
- Калибр, мм — 2 Х 152 2А86
- Длина ствола, калибр. (мм) — до 52 (7904)
- Боекомплект, снаряды / заряды — 70 / 300
- Заряжание — Авто. пневматический механизм
- Систем воспламенения метательного заряда — микроволновая
- Скорострельность, выст./мин — 16 (23 — предположительно)
- Дальность огня, км. — 40-70 в зависимости от снаряда
- Режим «шквал огня» (MRSI) — Есть
- Углы ГН, град. — 360
- Экипаж, чел. — до 3
- Защита экипажа — бронированная капсула
- ТЗМ — есть на гусеничном и колесном шасси
- Максимальная скорость км/час — 80-90
- Запас хода км. — свыше 500
СУ-18
СУ-18, разработанная в 1930 году, открывает линейку советской самоходной артиллерии. За характерный силуэт игроки называют ее «уткой». Эта уточка — очень грозная машина в своей «весовой категории», и дело не только в 76-миллиметровой гаубице! Маленькая, похожая на скворечник самоходка неплохо бронирована — многие легкие танки 2-3 уровней потоньше будут, не говоря уже о самоходках 3-4 уровней. Броня позволяет начинающему артиллеристу освоиться и не особо бояться внезапно прорвавшегося к позиции противника. Развивать ее особо некуда, да и незачем, ведь следующая самоходка в линейке куда интересней.
История развития
Во время Второй мировой войны массированное боевое применение танков воюющими сторонами поставило вопрос о создании адекватных средств противодействия. Существовавшие ранее противотанковые буксируемые пушки лишь частично решали проблему. Буксируемая противотанковая артиллерия как правило была эффективна в условиях заранее подготовленной противотанковой обороны (ПТО), насыщенной большим количеством фортификационных сооружений, инженерных заграждений и минных полей, дающих базовую защиту орудиям и резко ограничивающих противника в манёвре. Однако даже при наличии достаточного количества тягачей противотанковым буксируемым орудиям не свойственна высокая мобильность. Расчёты и материальная часть буксируемых противотанковых пушек в боевом положении крайне уязвимы для ружейно-пулемётного огня противника, артиллерийского обстрела осколочными снарядами или любых атак с воздуха. Для максимально эффективного действия противотанковые буксируемые орудия требуют отлаженного тактического взаимодействия со своими стрелковыми войсками (пехотой) и войсковой ПВО, что далеко не всегда возможно.
Решением проблемы была разработка и запуск в серийное производство специализированных истребителей танков (танк-истребителей), однако на это требовалось время и значительные ресурсы, тогда как острый вопрос организации мобильной ПТО не терпел отлагательства. Неплохим выходом из создавшейся ситуации стал простой монтаж полевых противотанковых пушек на шасси устаревших или трофейных танков, достаточно мощных тягачей или бронетранспортёров. Как правило и орудие, и танковая база подвергались минимально возможным доработкам с целью ускорения конверсии производства. Для обеспечения удобства работы расчёта рубка или башня противотанковой САУ часто делались открытыми, в подавляющем большинстве случаев бронирование машины было противопульным.
Истребители танков (ИТ) могли оснащаться весьма мощными и, следовательно, тяжёлыми пушками, вплоть до таких образцов, как немецкое 128-мм орудие 12,8 cm Pak 44. Тем самым решались проблемы их мобильности и быстрого поворота в заданном направлении, — вручную повернуть орудие массой более трёх тонн в направлении атакующего с фланга или тыла вражеского танка было практически невозможно (для расчёта такая ситуация была гарантированной смертью). Относительная дешевизна в производстве зачастую приводила к тому, что изначально задумывавшиеся как временная мера, противотанковые САУ выпускались и воевали вплоть до конца войны.
Довольно многие ИТ, будучи САУ с открытым боевым отделением, в значительной мере сохранили большинство недостатков буксируемых противотанковых пушек, за исключением низкой мобильности последних: они по-прежнему были уязвимы для:
- осколков снарядов при артобстреле позиций,
- попаданий фугасных и кумулятивных снарядов из-за «затекания» ударной волны от взрыва в открытое боевое отделение,
- любых атак с воздуха,
- а также слабы в ближнем бою против вражеской пехоты — для уничтожения расчёта такой САУ достаточно забросить в её боевое отделение ручную противопехотную гранату.
В то же время открытое боевое отделение позволяет весьма тесно взаимодействовать в бою со своей пехотой, предоставляет экипажу возможность быстро покинуть подбитую машину, а также устраняет проблему загазованности боевого отделения САУ при интенсивной длительной стрельбе.
Несмотря на все достоинства, в послевоенное время из-за своих неустранимых в принципе недостатков противотанковые САУ с открытым боевым отделением достаточно быстро утратили боевое значение. Не последнюю роль в этом сыграла ориентация на использование техники в условиях ядерной войны — экипаж получает базовую защиту от поражающих факторов только внутри герметично закрытой боевой машины, что для противотанковых САУ с открытым боевым отделением невозможно в принципе.
Иначе получалось с ИТ с закрытым боевым отделением, сочетавших в себе все достоинства буксируемых противотанковых пушек и САУ с закрытым боевым отделением. Яркий пример таких ИТ— советская СУ-100, созданная на базе танка Т-34-85 и унаследовавшая от него достаточно хорошую бронезащиту. В частности такие ИТ надежно защищали свои экипажи от огня стрелкового оружия, воздействия ударных волн близких взрывов, осколков снарядов и шрапнели. Уничтожить такую ПТ-САУ можно было уже только противотанковым оружием. Но также такой ИТ свойственны и все недостатки любой САУ с закрытым боевым отделением.
Этот вид ИТ в СССР развивался вплоть до появления истребителей танков на основе БРДМ, вооружённых ПТУРСами. (В дальнейшем такие ракетные истребители танков делались и на гусеничной базе.)
СУ-8
Вот и осталась позади СУ-5. Если вы еще не охладели к артиллерии, то добро пожаловать в клуб большой мощности. Если СУ-26 и СУ-5 можно назвать вспомогательной артиллерией, то эта самоходка уже может претендовать на роль «убойной силы». И особенно когда установлена 152-миллиметровая гаубица, экипаж полностью обучен и закуплены дополнительные модули. Ведь нет танка, который эта самоходка не могла бы пробить и уничтожить несколькими попаданиями! Разве что мастодонты вроде Maus или VK4502(P) способны какое-то время стоять под ее огнем, грустно наблюдая, как ломается один прибор за другим.
Это не буксир. Просто одна СУ-14 предпочитает доехать до позиции побыстрее, а вторая пятится, чтобы в любой момент открыть огонь по новым целям.
За тяжесть наносимого урона приходится расплачиваться очень заметной трассой, которую чертит снаряд. СУ-8, не сменившая позиции после выстрела, гарантированно станет жертвой другой САУ. Так что для этой машины жизненно необходимы такие качества, как скорость сведения прицела и перезарядки орудия. И покупка таких недешевых модулей, как усиленный привод наводки и гаубичный досылатель, вовсе не роскошь. Скорее необходимость. А вот насчет третьей ячейки можно подумать. Во-первых, СУ-8, в отличие от младших собратьев, дама крупная, и замаскировать ее сможет не всякий куст. Маскировочная сеть будет очень кстати. Порой лишняя секунда невидимости решает исход столкновения с ворвавшимся на позицию легким или средним танком. Да и о вражеской артиллерии не стоит забывать.
Но это до тех пор, пока экипаж, в полном составе или частично, не разовьет дополнительный навык маскировки. Тогда появится смысл сменить маскировочную сеть на что-то другое. Прежде всего это противоосколочный подбой. Артиллеристы очень не любят вражеских «коллег» и, если заметят, откуда вылетел чужой снаряд, непременно пошлют свой в ответ. А от упавшего рядом фугаса радости мало. К тому же подбой повышает шансы на выживание, если на городской карте вроде Химмельсдорфа артиллерист махнет рукой на инструкции и пойдет в город притворяться ПТ-САУ и бить врага прямой наводкой.
Остальные модули не производят такого впечатления. Прямая видимость артиллеристу редко нужна, а скорость ремонта… Если артиллеристу нужно ремонтироваться — это значит, что либо его сейчас добьют, либо все равно успеет починиться, пока орудие перезаряжается.
Современные танки
После войны продолжали выпускать легкие, средние и тяжелые танки, но уже к концу 50-х все главные производители танков сконцентрировались на производстве основного танка. Благодаря новым технологиям в производстве брони, более мощным двигателям и вооружению потребность в делении танков на виды отпала сама собой. Нишу легких танков заняли БТР и БМП, так ПТ-76 со временем стал БТР.
Первым послевоенным массовым танком нового образца стал Т-54 вооруженный 100-мм орудием, и его модификация для применения в радиоактивных зонах Т-55. Эта модель стала самой массовой среди современных танков, более 30000 этих машин состояли на службе у свыше 30 стран.
После появления у потенциальных врагов танков с 105 мм орудием было принято решение модернизировать Т-55 под орудие 115мм. Первый в мире танк с 155мм гладкоствольным орудием получил название Т-62.
Родоначальником классических основных танков стал Т-64. Он в полной мере объединил возможности тяжелых (125мм орудие) и средних танков (высокая подвижность).
Следующие серийные модели Т-72, Т-80, Т-84, Т-90, Т-95 стали воплощением человеческого гения, не изменяясь в классическом понимании, но изменения в «начинке» делало их совершенно разными, и в тоже время похожими.
СУ-5
Когда все танкисты в команде погибают, в атаку приходится подниматься артиллерии. И она на это способна.
Если точечные удары игрока не удовлетворяют, то первой самоходкой, способной нанести действительно серьезные повреждения, будет СУ-5 образца 1934 года. Увы, привыкших к «башне» СУ-26 и ювелирной стрельбе в первое время разочаровывает необходимость доворачивать весь корпус при прицеливании.
Точность и скорострельность при этом падают в разы, и так эффектно забрасывать снарядами врага уже не получится. Приходится сосредотачиваться на одной мишени и расчетливо бить по уязвимым местам. СУ-5 — первая САУ в советской линейке, с которой начинается учеба терпению, усидчивости и чувству траектории. Но за приличную пробивающую способность и урон 152-миллиметровой мортиры этой машине можно очень многое простить. Возможность самоходки 4-го уровня наносить ощутимый урон практически любому танку дорогого стоит. Даже если и не пробьет какого-нибудь Maus’a, так гусеницу порвет. Или оборудование из строя выведет, экипаж покалечит, просто разозлит, в конце концов.
Все упомянутые выше достоинства 152-миллиметровой мортиры уравновешиваются одним, но существенным недостатком: боезапас. Вооруженная этим орудием, СУ-5 может увезти только четырнадцать снарядов, и фраза в боевом чате: «Я пустой, еду светить» — норма. Вряд ли имеет смысл оставлять себе эту машину, если изучена следующая, но раз уж придет в голову такая блажь, то противоосколочный подбой лишним не будет. Если светить — то светить чуть подольше.
Штурмовые орудия
Во время войн не всё подчиняется классическим правилам. Вот и самоходная пушка «Штурмгешутц» стала исключением из правил. Начав войну в качестве пехотного штурмового артиллерийского орудия, не имевшего вообще никакого отношения к танковым войскам Германии (члены экипажа «Штурмгешутцев» считались не танкистами, а артиллеристами), эта боевая машина в середине войны была принята на вооружение танковых войск. Мало того, если в начале войны экипажам лёгких «Штурмгешутцев» предписывалось не вступать в поединки с танками противника, то в конце войны именно они составляли основу противотанковых подразделений вермахта. При этом, как и другие классические танки, «Штурмгешутцы» последних серий были оснащены и мощными пушками, и толстой бронёй. Эти самоходки получили и пулемётное вооружение. Это была уже не просто артиллерийская установка, всего лишь поддерживающая войска огнём издалека, а настоящая боевая машина, предназначенная для ведения жестокого ближнего боя. Другими словами – самый настоящий танк, пусть и безбашенный.
Штурмовое орудие «Штурмгешутц» III начального периода войны имело короткоствольное орудие калибром 75 мм
Развитие бронетехники во время войны подчинялось единому закону развития жизни: выживает сильнейший. Не все боевые машины, созданные накануне или даже в годы войны, смогли «дожить» до её окончания. Типичным примером является германский тяжёлый танк «Тигр», производство которого было прекращено в 1944 г. А вот «Штурмгешутцы», наоборот, не только производились до самого конца войны, но и их выпуск постоянно увеличивался. Именно «Штурмгешутцы» стали самыми массовыми образцами бронетехники Германии. Их было выпущено более 10 тыс. штук. Производить безбашенные боевые машины по упрощённой технологии оказалось намного легче, чем «нормальные» танки. И это дало свои результаты. «Штурмгешутц», может, и не был столь хорош, как Т-IV. Зато два «Штурмгешутца» на поле боя оказывались всё же эффективнее, чем один «Панцер».
За четыре года непрерывных боёв «Штурмгешутцы» видоизменились. Маневренные, оснащённые новой длинноствольной пушкой и пулемётами, имеющие достаточное бронирование, они оказались чуть ли не главным средством сдерживания наступающего противника. Их единственный серьёзный недостаток (неповорачивающаяся пушка) в условиях оборонительных боёв перестал быть столь уж явным. Ведь сидящим в засаде самоходкам не нужно поворачивать пушку для стрельбы во все стороны, что свойственно танкам, идущим в наступление.
Низкий силуэт самоходной пушки «Штурмгешутц» IV делал эту эту боевую машину малозаметной на местности
Силовая установка
Силовая установка представляет собой единый 1200-сильный дизельный турбопоршневой двигатель А-85-3А (иногда обозначается как 2А12-3, 12ЧН15/16 или 12Н360). Моторесурс не менее 2000 часов. Масса до 5 тонн. Объем МТУ до 4 м3. Имеется возможность модернизации. По габаритно-массово-силовым характеристикам новинка должна превосходить лучшие зарубежные образцы моторно-трансмиссионных установок. необходимо отметить, что номинальная мощность двигателя 1500 л.с., до 1200 л.с. введено ограничение, что значительно увеличило моторесурс.
Разработкой двигателя занимался челябинский ГСКБ «Трансдизель», а производится будет на Челябинском Тракторном Заводе. Дизельный четырехтактный, Х – образный, 12 –цилиндровый с газотурбинным турбинным наддувом и промежуточным охлаждением воздуха, жидкостного охлаждения двигатель 12Н360 прошел весь ряд испытаний, от ресурсных до ходовых ещё в 2011 году.
Технические характеристики двигателя А-85-3А (12Н360) для САУ «Коалиция-СВ»
- Тип двигателя — четырехтактный, Х – образный, 12 –цилиндровый с газотурбинным турбинным наддувом и промежуточным охлаждением воздуха.
- Система смесеобразования — непосредственный впрыск топлива
- Мощность двигателя без сопротивления на впуске и выпуске, кВт (л.с.) — 1103 (1500)
- Частота вращения, с-1 (об/мин) — 33,3 (2000)
- Запас по крутящему моменту, % — 25
- Удельный расход топлива, г/кВт*ч (г/л.с.*ч) — 217,9 (160)
- Масса, кг — 1550
- Удельная мощность, кВт/кг (л.с./кг) — 0,74 (1,0)
- Габаритная мощность, кВт/кг (л.с./кг) — 1026 (1395)
- Удельная масса, кг/кВт — 1,32
- Длина, мм — 813
- Ширина, мм — 1300
- Высота, мм — 820
Двигатель 12Н360 — это вполне освоенный мотор, отнюдь не стендовый, он точно такие же стоял на наших перспективных танках (объект 195), проходивших не так давно Государственные испытания. В части силовой установки ГИ завершились успешно, двигатель претензий не имел — несмотря на то, что испытания были очень жесткие.
«Шквал огня»
«Коалиция-СВ» (индекс «СВ» означает «сухопутные войска») предназначена для уничтожения крупных бронированных целей (артиллерии, танков, противотанковых машин), ракетных комплексов, укреплённых военных объектов и различных инженерных сооружений в глубине обороны противника.
«Коалиция-СВ» в перспективе должна стать основным самоходным артиллерийским орудием в сухопутных частях российской армии. В частности, новая САУ призвана заменить в войсках немодернизированные машины «Мста-С».
Работы по созданию «Коалиции» стартовали в середине 2000-х годов в стенах ЦНИИ «Буревестник». Проект «Коалиции-СВ» стал ответом России на появление в западных вооружённых силах самоходок, превосходивших «Мсту» по тактико-техническим характеристикам.
Самоходная гаубица «Коалиция-СВ» на международной выставке «Армия»
В начале 2000-х годов в американскую армию начали поступать модернизированные версии САУ M109 Paladin, а немецкие ВС получили Panzerhaubitze 2000, которые, по мнению зарубежных обозревателей, являются лучшими в мире самоходными гаубицами по показателю скорострельности (12 выстрелов в минуту).
Современные западные САУ способны вести стрельбу в режиме, известном в России как «шквал огня» (по классификации НАТО — MRSI, Multiple Rounds Simultaneous Impact). Самоходки могут выпускать из одного орудия несколько снарядов, которые летят к цели по разным траекториям.
«Стрельба в режиме MRSI ведётся по навесной траектории, а снаряды летят под разными углами. В среднем выпускается по три-пять снарядов. Вероятность уничтожения цели с использованием MRSI достигает почти 100%. «Мста» на такое не способна, а вот характеристики «Коалиции» позволяют вести огонь в режиме MRSI», — сообщил в беседе с RT директор музея ПВО в Балашихе, военный эксперт Юрий Кнутов.
По мнению специалиста, «Коалиция» сильно отличается от «Мсты», несмотря на внешнюю схожесть. Новая САУ превосходит предшественника по дальности стрельбы (40—70 км против 25—29 км), скорострельности (15—20 выстрелов в минуту против 10), вместимости боекомплекта (70—90 снарядов против 50), скорости хода по шоссе (до 90 км/ч против 60 км/ч).
В то же время эксперт отметил, что «Коалиция» будет дорабатываться ещё в течение нескольких лет.
Тактика игры на ПТ-САУ
ПТ-САУ, или противотанковая самоходная артиллерия, является особой категорией техники в игре World of Tanks. Игра на ПТ-САУ требует от игрока особого подхода и умения применять тактику, отличную от тактики обычных САУ. Вот несколько советов и рекомендаций по тактике игры на ПТ-САУ.
1. Выбор позиции
Одним из ключевых моментов в игре на ПТ-САУ является выбор правильной позиции. ПТ-САУ обладает отличной скрытностью и укрытиями должны стать вашим лучшим другом
Используйте рельеф местности, здания, кусты и деревья для того, чтобы остаться невидимым для противника.
Обратите внимание на то, чтобы выбранная позиция позволяла вам иметь хороший обзор поля боя. Вам необходимо видеть противников и помогать своей команде в нанесении урона.
2. Нанесение урона
В отличие от САУ, ПТ-САУ обладает отличной броней и большой пробитием. Используйте это преимущество на полную мощь. Прицелитесь в слабые места противника, такие как люки, корма или башни.
Не забывайте об использовании премиальных снарядов с ещё более высоким пробитием
Они могут быть полезны при атаке вражеской тяжелой бронированной техники.
Обратите внимание на тактику «стрелять и убегать». Используйте вашу хорошую скорость поворота башни, чтобы стрелять и уйти в укрытие, прежде чем противник будет в состоянии ответить.
3. Поддержка команды
- ПТ-САУ одна из ключевых ролей в команде. Ваша задача — не только наносить урон, но и оказывать поддержку своим союзникам. Помогайте им выходить из сложных ситуаций, стреляя по противникам, которые угрожают вашим танкам.
- Обязательно отслеживайте мини-карту и радар, чтобы знать, где находятся ваши союзники и где требуется ваша поддержка.
4. Уклонение от атак
- ПТ-САУ обладает отличной броней, но это не значит, что вы должны оставаться на обозрении противника. Запомните, что самый лучший путь уклонения от атак — укрытие.
- Будьте готовы сменить позицию, если противник начал атаку или вас обнаружили. Залечь на месте или сделать быстрый отход позволит вам сохранить свою технику и продолжить бой.
- Не забывайте об использовании дымовых снарядов или активации навыков экипажа, которые могут помочь вам скрыться от противника.
Соблюдая основные тактические принципы и рекомендации, игра на ПТ-САУ станет еще более эффективной и приятной. Будьте внимательны, общайтесь с командой и учитесь смотреть на поле боя глазами командира.