Чукчи и коряки: в чем отличия?

Многонациональная культура россии

Свирепыя чюкчи

Воинами чукчи в те времена и правда были отличными. Основным их оружием дальнего боя были стрелы с ядовитыми наконечниками. Учиться стрелять из лука чукчи начинали тогда же, когда становились способны держать его в руках.

Силой и выносливостью они тоже не были обделены. Хорошим воином считался тот, кто в доспехе из моржовой кожи и с копьём мог догнать оленя и с места перепрыгнуть нарты.

Не то, чтобы никому и никогда не удавалось их победить. Хорошим тоном в случае поражения у чукчей считалось подтрунивать над противником и требовать у него смерти, а не пощады.

Вообще, отношение к жизни у них было, мягко говоря, наплевательским. Самоубийство считалось чуть ли не нормой, причём поводом для него могло быть что угодно — неудача, досада за плохую сделку или просто плохое настроение.

Старики могли попросить детей задушить их кожаным ремнём когда считали, что пришло их время — такая смерть считалась лёгкой. У женщин были особые костяные ножи, которыми они убивали сначала своих детей, а потом и самих себя, если их брали в плен.

Глава рода имел право лишить жизни любого из своей семьи без объяснения причин, если считал это необходимым. Соседи могли разве что пожать плечами и пару дней посудачить об этом.

В бой чукчи шли под звуки бубнов, сделанных из человеческой кожи, а после каждого убитого врага раскрашивали своё лицо его кровью, а затем татуировали себе точку на задней стороне правого запястья. У бывалых воинов такие точки сливались в одну сплошную линию от запястья до локтя.

Воевали чукчи много и охотно со всеми своими соседями — коряками, ительменами, юкагирами, якутами и даже с эскимосами Аляски, поэтому у них не было ни друзей, ни надёжных союзников.

Впрочем, они в них не особенно и нуждались, ставя себя выше всех прочих. Напомню, что настоящими людьми чукчи считали только самих себя. Впрочем, одно исключение всё же было.

Выиграли войну с Россией

Чукчи – единственный народ Крайнего Севера, воевавший с Российской империей и одержавший победу. Первыми колонизаторами тех мест стали казаки, руководил которыми атаман Семен Дежнев. В 1652 году они построили Анадырский острог. За ними на земли Заполярья отправились другие искатели приключений. Воинственные северяне не захотели мирно соседствовать с русскими, а уж тем более – выплачивать налоги в имперскую казну.

Война началась в 1727 году и длилась более 30 лет. Тяжелые бои в непростых условиях, партизанские диверсии, хитроумные засады, а также массовые самоубийства чукотских женщин и детей – все это заставило русские войска дрогнуть. В 1763 году армейские части империи были вынуждены покинуть Анадырский острог.

Вскоре у берегов Чукотки появились корабли англичан и французов. Возникла реальная опасность, что эти земли захватят давние противники, сумев договориться с местным населением без борьбы. Императрица Екатерина II решила действовать дипломатичнее. Она предоставила чукчам налоговые льготы, а их правителей буквально осыпала золотом. Русским жителям Колымского края было приказано, «… чтобы они отнюдь ничем не раздражали чукоч, под страхом, в противном случае, ответственности по суду военному».

Такой мирный подход оказался гораздо более эффективным, чем войсковая операция. В 1778 году чукчи, задобренные властями империи, приняли российское подданство.

Религия чукчей

Религиозные представления чукчей выражают амулеты (подвески, повязки, ожерелья в виде ремешков с бусами). Обрядовое значение имеет и раскрашивание лица кровью убитой жертвы, с изображением наследственно-родового знака — тотема. Оригинальный узор на колчанах и одеждах чукчей приморских — эскимосского происхождения; от чукчей он перешёл ко многим полярным народам Азии.

По своим верованиям чукчи — анимисты; они персонифицируют и обоготворяют отдельные области и явления природы (хозяева леса, воды, огня, солнца, оленей и т. п.), многих животных (медведя, ворона), звёзды, солнце и луну, верят в сонмы злых духов, причиняющих все земные бедствия, включая болезни и смерть, имеют целый ряд регулярных праздников (осенний праздник убоя оленей, весенний — рогов, зимнее жертвоприношение звезде Альтаир, родоначальнику чукчей и т. д.) и множество нерегулярных (кормление огня, жертвоприношения после каждой охоты, поминки покойников, обетные служения и т. д.). Каждая семья, кроме того, имеет свои семейные святыни: наследственные снаряды для добывания священного огня посредством трения для известных празднеств, по одному на каждого члена семьи (нижняя дощечка снаряда представляет фигуру с головой хозяина огня), далее связки деревянных сучков «отстранителей несчастий», деревяшек-изображений предков и, наконец, семейный бубен, так как камлание с бубном у чукчей не есть достояние одних специалистов-шаманов. Последние, почувствовав свое призвание, переживают предварительный период своего рода невольного искуса, впадают в глубокую задумчивость, бродят без пищи или спят по целым суткам, пока не получат настоящего вдохновения. Некоторые умирают от этого кризиса; некоторые получают внушение о перемене своего пола, то есть мужчина должен превратиться в женщину, и наоборот. Превращённые принимают одежду и образ жизни своего нового пола, даже выходят замуж, женятся и т. д.

Покойников либо сжигают, либо обёртывают пластами сырого оленьего мяса и покидают в поле, предварительно прорезав покойнику горло и грудь и вытащив наружу часть сердца и печени. Предварительно покойника обряжают, кормят и гадают над ним, заставляя отвечать на вопросы. Старики часто заблаговременно убивают себя сами или, по их просьбе, убиваются близкими родственниками.

Байдара — лодка, построенная без единого гвоздя, эффективная при охоте на морского зверя.
Большинство чукчей к началу XX века были крещены в Русской православной церкви, однако среди кочующих встречаются остатки традиционных верований (шаманизма).

Военное дело

Оседлые чукчи чаще всего делали набеги на больших лодках-байдарах под парусом на своих американских соседей, или жителей островов. А вот оленные чукчи занимались кражей стад у коряков и других местных жителей, отправляясь в грабительские набеги в основном зимой, когда могли передвигаться с ощутимой скоростью на запряженных оленями нартах.

Чаще всего набег выглядел так: к стойбищу подкрадывались на рассвете, когда жертвы спали в яранге, общем жилище из шкур оленя и жердей, в котором кругом располагались палатки отдельных семей. С помощью аркана роняли ярангу и начинали бить копьями через шкуры по ничего не соображающим спросонья людям, а выбиравшихся наружу — убивали. В это время другие чукчи уже угоняли оленей.

Правда, иногда жители яранги начинали стрелять через специальные бойницы в стенах из луков или огнестрельного оружия, и если убивали нескольких чукчей, те предпочитали сбежать.

Иногда чукчи устраивали засады на казаков или местных жителей, которые прятались в русских крепостях-острогах. Для этого небольшой отряд нападал на острог и получив отпор притворно сбегал, а если их начинали преследовать, заманивал врага в засаду, где его поджидали гораздо большие силы.

При крупных сражениях чукчи старались основным отрядом напасть с фронта, отвлекая противника, а вторым — обойти с тыла, внося неразбериху и панику в ряды врага. Осаждать крепости и брать их штурмом чукчи не особо умели, да им это чаще всего было не нужно.

В погоне за будущим

Можем ли мы наверстать упущенное? На первый взгляд — легко. Чукчи были неолитической культурой и отстали от переднего края цивилизации как минимум на 3000 лет. Мы задержались всего на несколько десятков. Сущие пустяки.

К сожалению, не всё так просто. Прогресс не просто идёт очень быстро, но ещё и непрерывно ускоряется. По расчётам Рея Курцвейла (одного из наиболее уважаемых футурологов современности) темпы технологического прогресса ускоряются в два раза каждые десять лет. Эти же идеи до Курцвейла высказывали Энгельс, Вернадский и многие другие.

Даже если не принимать в расчёт возможность наступления технологической сингулярности, которая прямо следует из описанной ими закономерности, на практике чем дальше, тем сильнее будет ощущаться каждый потерянный год и тем сложнее нам будет ликвидировать разрыв.

Я не знаю, сколько ещё лет мы можем позволить себе заниматься ерундой — искать «скрепы», бороться с «иностранными агентами», гробить остатки науки и пилить бюджет в шарашках типа Сколково с нано-результатом. Год, два, десять?

А потом мир вокруг нас незаметно, но необратимо изменится. С небес к нам иногда будут спускаться могучие белые колдуны в огненных колесницах, чтобы обменять свои шайтан-айфоны на наши балалайки, матрёшки и бочки с чёрной жижей. Шаманы из телевизора будут петь песни о великих победах славных предков, а лицо Бессмертного Вождя с каждым годом всё больше и больше будет походить на натянутый бубен.

А ещё лет через сто мальчишки на Марсе и Ганимеде будут рассказывать друг другу анекдоты про тупых русских — племя диких кочевых нефтяников с планеты Земля. Обидно, однако..

Антропология

Тип чукчей — смешанный, в общем монголоидный, но с некоторыми отличиями. Расовый тип чукчей, по мнению Богораза, характерен некоторыми отличиями. Глаза с косым разрезом встречаются реже, чем с разрезом горизонтальным; встречаются индивиды с густой растительностью на лице и с волнистыми, почти курчавыми волосами на голове; лицо с бронзовым оттенком; цвет тела лишен желтоватого оттенка; крупные, правильные черты лица, лоб высокий и прямой; нос крупный, прямой, резко очерченный; глаза большие, широко расставленные. Некоторые исследователи отмечали рослость, крепкость и плечистость чукчей. Генетически чукчи обнаруживают свое родство с якутами и ненцами: Гаплогруппа N (Y-ДНК)1c1 встречается у 50 % населения, также широко распространена Гаплогруппа C (Y-ДНК) (близкая к айнам и ительменам).

Современная жизнь коряков

К счастью, со временем противостояние превратилось в выгодное сотрудничество, а энергия народа была направлена в мирное русло. Середина прошлого века ознаменовалась консолидацией корякского народа.

Их землям были предоставлены права автономии. Несмотря на явную декларативность положения, коряки сумели объединиться и начать процесс возрождения этнических ценностей.

Современные коряки продолжают развивать традиционные занятия и ремёсла, которыми славились их предки. Сегодня большинство коряков имеет возможность получить достойное образование и работу. Представители этого народа становятся известными деятелями и мастерами России.

Девушка корячка, конец XIX века

Коряки — интересный и сложный в историческом плане народ. Многие тайны их прошлого до сих пор не разгаданы, и мы знаем очень мало о жизни племён до прихода русских.

Возможно, историю коряков нам поможет лучше понять их культура, ведь неспроста у этого народа сохранилось множество необычных и мудрых сказаний о прежних временах. Несомненно, предки современных коряков передали своим потомкам ценнейшее богатство — свой самобытный фольклор.

Русские

Почти 150 лет Россия пыталась убедить «свирепых чукч», что вместе удобнее, легче и выгоднее. Но свободолюбивый народ не слишком торопился принять российское подданство с автоматической обязанностью выплачивать натуральную подать (ясак).

Сначала чукчей пытались напугать. В 1641 году неудачей закончился поход атамана Семёна Дежнева. В 1727 очередное фиаско ожидало 400 солдат при поддержке местного населения во главе с казаком и полярным исследователем Афанасием Шестаковым. Его экспедиция положила начало чукотской войне, продлившейся до 1778 года.

Вплоть до воцарения Екатерины Второй действия россиян носили преимущественно карательный характер, несмотря на постановление Сената «уговаривать в подданство добровольно и ласкою». Чукчи сопротивлялись: нападали на русских при первой удобной возможности.

В 1779 году Екатерина объявила чукчей российскими подданными и освободила от ясака на 10 лет. В 1882-м чукчам разрешили платить подать по желанию – по лисьей шкуре с одного охотника.

Впрочем, когда вместо кнута достали пряник, недоверие аборигенов не испарилось. Чукчи по-прежнему не жаловали непрошеных гостей, и те отвечали взаимностью.

Не слишком-то много находилось желающих полечь за тысячи вёрст от дома от руки «немирных чукочей», поэтому в экспедициях простые солдаты и казаки принимали участие неохотно, испытывая ярую ненависть к непокорному народу.

Отношение к смерти и воинские традиции

Чукчам свойственен фатализм и восприятие смерти как перехода в лучший мир предков. Поэтому проигравший в поединке часто просил его добить, а немощных стариков по их желанию умерщвляли родственники. Часто женщины, видя что их мужчины проигрывают в битве, закалывали детей и затем убивали себя.

Русские путешественники времен покорения Сибири отмечали, что чукчи были настолько вспыльчивыми и эмоциональными, что, случалось, совершали самоубийство под впечатлением от невыгодной сделки или другого подобного расстройства.

При этом воинственность этого народа настолько укоренилась в их культуре, что по традиции более сильный воин мог запросто потребовать от слабого отдать его жену или оленей. Если тот отказывался делиться, следовал вызов на борцовский поединок. Проигравший лишался имущества или женщины, и всем это казалось справедливым.

Татуировки — отдельная гордость чукчей. Чаще всего ими украшались лица воинов или женщин. Особо же лютые бойцы за каждого убитого врага, рисовали себе точку на руке. И у матерых воинов из этих точек могла выстроиться линия от запястья до локтя.

Использовались и стимуляторы. Перед боем чукчи часто жевали шляпку мухомора. Опытным путем они обнаружили, что в малой дозе гриб действовал как стимулятор, и лишь в большой становился источником видений. Особо упоротые употребляли мочу бойца, объевшегося мухоморами (активные вещества в ней сохраняются, так что единожды съев гриб можно испытать эффект повторно). Был в этом, видимо, некий шик.

В общем, оказавшись на крайнем Севере, среди улыбающихся оленеводов, десять раз подумайте, стоит ли рассказывать анекдот про глупого чукчу, ведь среди слушателей может оказаться человек, чьи предки так и не покорились колонизаторам, кастрируя своих оленей зубами и отправляя в набег боевых транссексуалов.

  • Мышонок тим идет в детский сад читать

      

  • 4 школа фрязино закроют на ремонт

      

  • Лепка бабы яги из пластилина в детском саду пошагово

      

  • Таблица единиц массы 4 класс видеоурок школа россии

      

  • Памятка для детей на зимние каникулы начальная школа

Численность чукчей в России:

Своё название, которым их называют русские, якуты и эвены — адаптированное в XVII в.

русскими землепроходцами чукотское слово чаучу (богатый оленями), каковым именем чукчи-оленеводы называют себя в противоположность чукчам приморским — собаководам — анкальын (приморские, поморы — от анкы (море)) . Самоназвание — оравэтԓьэт (люди, в единственном числе оравэтԓьэн) или ԓыгъоравэтԓьэт (настоящие люди, в единственном числе ԓыгъоравэтԓьэн — в русской передаче луораветлан).

Соседи чукчей — юкагиры, эвены, якуты и эскимосы (на берегу Берингова пролива). Тип чукчей — смешанный, в общем монголоидный, но с некоторыми отличиями. Глаза с косым разрезом встречаются реже, чем с разрезом горизонтальным; ширина скул меньше, чем у эвенков; встречаются индивиды с густой растительностью на лице и с волнистыми, почти курчавыми волосами на голове; цвет лица с бронзовым оттенком; цвет тела лишен желтоватого оттенка.

Смешанность типа (азиатско-американского) подтверждается некоторыми преданиями, мифами и различиями в особенностях быта оленных и приморских чукчей: у последних, например, собачья запряжка американского образца.

Окончательное решение вопроса об этнографическом происхождении зависит от сравнительного изучения чукотского языка и языков ближайших американских народностей. Один из знатоков языка, В. Богораз, находил его близкородственным не только с языком коряков и ительменов, но и с языком эскимосов. До самого последнего времени по языку чукчей причисляли к палеоазиатам, то есть к группе окраинных народов Азии, языки которых стоят совершенно особо от всех остальных лингвистических групп Азиатского материка, вытесненных в очень отдалённые времена из середины материка на северо-восточные окраины.

Народные танцы

Несмотря на тяжёлые условия жизни, народ находил время и для праздников, где бубен был не только ритуальным, но и просто музыкальным инструментом, напевы на который передавались из поколения в поколение. Археологические свидетельства дают основания утверждать, что танцы существовали у предков чукчей ещё в I тысячелетии до нашей эры. Об этом свидетельствуют петроглифы, обнаруженные за Полярным кругом на Чукотке и исследованные археологом Н. Н. Диковым.

Все танцы можно разделить на обрядово-ритуальные, имитационно-подражательные танцы, танцы-инсценировки (пантомимы), игровые и импровизационные (индивидуальные), а также на танцы оленных и береговых чукчей.

Ярким примером обрядо-ритуальных танцев было празднование «Первого убоя оленя»:

После еды снимают все принадлежащие семье бубны, висевшие на шестах порога за занавеской из сырых шкур, и начинается обряд. В бубны бьют в продолжение всего остатка дня по очереди все члены семьи. Когда кончают все взрослые, их место занимают дети и в свою очередь продолжают бить в бубны. Во время игры на бубнах многие взрослые призывают «духов» и стараются побудить их войти в их тело….

Также были распространены подражательные танцы, отображающие повадки зверей и птиц: «Журавль», «Журавль высматривает пищу», «Полет журавля», «Журавль осматривается», «Лебедь», «Танец чайки», «Ворон», «Бой быков (оленей)», «Танец уток», «Бой быков во время гона», «Высматривание», «Бег оленя».

Особую роль играли торговые пляски, как вид группового брака, как пишет В. Г. Богораз, они служили с одной стороны новой связью между семьями, с другой укрепляются прежние родственные узы.

Язык и религия

Чукчи издавна верили, что мир делится на верхний, средний и нижний. При этом, верхний мир («облачная земля») населён «верхним народом» (по-чукотски — гыргоррамкын), или «народом рассвета» (тнаргы-рамкын), а верховное божество у чукчей не играет серьезной роли. Чукчи считали, что их душа бессмертна, верили в реинкарнацию, у них был распространен шаманизм. Шаманами могли быть и мужчины, и женщины, но особенно сильными у чукчей считались шаманы «превращенного пола» – мужчины, выступавшие в роли хозяек, и женщины, перенимавшие одежду, занятия и привычки мужчин.

Все выводы сделает время и сами чукчи.

Фольклор

У чукчей богатое устное народное творчество, которое выражено и в искусстве каменной кости. Основные жанры фольклора: мифы, сказки, исторические предания, сказания и бытовые рассказы. Одним из главных персонажей был ворон — Куркыль, культурный герой. Сохранилось много легенд и сказок, как «Хранитель огня», «Любовь», «Когда киты уходят?», «Бог и мальчик». Приведём пример последней:

В тундре жило одно семейство: отец, мать, и двое детей, мальчик и девочка. Мальчик пас оленей, а девочка помогала матери по хозяйству. Как-то утром отец разбудил дочь и велел, чтобы она развела костер и заварила чай.

Вышла девочка из полога, а бог поймал ее и съел, а потом отца и мать съел. Вернулся мальчик из стада. Прежде чем зайти в ярангу, посмотрел в дырку, что там делается. И видит — бог сидит на потухшем очаге и играет в золе. Мальчик крикнул ему: — Эй, чего делаешь? — Ничего, иди сюда. Зашел мальчик в ярангу, стали они играть. Играет мальчик, а сам смотрит по сторонам, ищет родных. Понял он все и говорит богу: — Поиграй один, я до ветра схожу! Выбежал он из яранги. Отвязал двух самых злых собак и побежал с ними в лес. Забрался на дерево, а собак привязал под деревом. Играл, играл бог, есть захотел и пошел разыскивать мальчика. Идет он, нюхает след. Дошел до дерева. Хотел вскарабкаться на дерево, а собаки поймали его, разорвали на куски и съели.

А мальчик пришел домой со своим стадом и стал хозяином.

Исторические предания сохранили рассказы о войнах с соседними эскимосскими племенами.

Столкновение цивилизаций

Первая встреча чукчей с русскими произошла в 1641 году, когда на реке Яне чукчи напали на русских сборщиков ясака под командованием атамана Семена Дежнёва.

Концепция покорения северных народов вообще была очень проста: специально истреблять их никто не собирался, местные племена должны были присягать на верность короне Российской Империи и платить ясак — натуральный налог пушниной.

Если они при этом начинали более-менее соблюдать российские законы — это было большой удачей. А если местное население крестилось в православную веру — это и вовсе было пределом мечтаний. Взамен Российская Империя пыталась защищать своих подданных от набегов соседей, то есть друг от друга.

Объяснить аборигенам, что их исконная земля — это теперь Россия и что им нужно делиться своей добычей с пришлыми, казаками было трудно, поэтому из числа местного населения обычно брали заложников.

В случае с чукчами коса нашла на камень: чукчи отказывались от своих заложников, а заложники, в свою очередь, старались покончить с собой при первой же возможности. Не было у чукчей и крупных вождей, с которыми можно было бы легко договориться — каждое стойбище жило само по себе.

Сначала чукчей безуспешно пытались привести в российское подданство «уговором и ласкою». Торговать чукчи соглашались, но ясак платить наотрез отказывались.

Внешний облик

Где живут чукчи и как они выглядят? На первую часть вопроса ответ сформулирован выше. Совсем недавно учёные доказали генетическое родство чукчей и индейцев. Действительно, в их внешнем облике много общего. Чукчи относятся к смешанной монголоидной расе. Они похожи на жителей Монголии, Китая, Кореи, но несколько отличаются.

Разрез глаз мужчин луораветланов больше горизонтальный, чем раскосый. Скулы не такие широкие, как у якутов, а цвет кожи с бронзовым оттенком. Женщины этой национальности во внешнем облике имеют больше сходств с монголоидами: широкие скулы, расплывшиеся носы с большими ноздрями. Цвет волос у представителей обоих полов чёрный. Мужчины стригутся коротко, женщины заплетают две косы и украшают их бусами. Замужние — носят чёлки.

Зимняя одежда луораветланов двухслойная, шьётся чаще всего из меха пыжика. Летняя одежда представляет собой накидки или куртки из оленьей замши.

Конец независимости

С приходом коммунистов в 1923 году всё изменилось. В 1930 году был создан Чукотский национальный округ и началась форсированная коллективизация. Стада конфисковывали, создавая «оленеводческие колхозы», вводили прописку в поселениях. Под знаменами раскулачивания и борьбы с религиозными пережитками планомерно уничтожали шаманов, старейшин и других носителей традиций и этнического духа.

Тем не менее, воинственный дух чукчей не угасал ещё долго. В 1947 году они по старой памяти отправились через Берингов пролив — повоевать с эскимосами, чем едва не спровоцировали конфликт между СССР и США.

Окончательно же уничтожила традиционную чукотскую культуру не военная сила и не завезённые чужаками болезни — сифилис, корь и другие, а система всеобщего образования.

Каждую осень работники РОНО собирали по всей тундре детей и увозили в школы-интернаты. Вернувшиеся после учебного года дети не хотели есть традиционную чукотскую пищу, пасти оленей и привозили с собой новую систему ценностей. Служба в армии довершала дело и молодые чукчи окончательно утрачивали связь с многовековыми традициями.

Основные занятия

Основные занятия тундровых чукчей — кочевое оленеводство, имевшее ярко выраженный мясо-шкурный характер.

Использовали также ездовых оленей в упряжке. Стада, отличались сравнительно, крупными размерами, олени были слабо приучены, выпасались без помощи собак. Зимой стада держали в укрытых от ветра местах, перекочевывая по несколько раз за зиму, летом мужчины уходили со стадом в тундру, женщины, старики и дети жили в стойбищах по берегам рек или моря.

Оленей не доили, иногда пастухи высасывали молоко. Для приманивания оленя пользовались мочой. Кастрировались олени путем перекусывания семенных каналов.

Основные занятия береговых чукчей — охота на морского зверя: зимой и весной — на нерпу и тюленя, летом и осенью — на моржа и кита. На тюленей охотились в одиночку, подползая к ним, маскировались и подражали движениям животного. На моржа охотились группами, по несколько байдар. Традиционное охотничье оружие — гарпун с поплавком, копье, ременная сеть, со 2-й пол.

19 в. распространилось огнестрельное оружие, методы охоты упростились. Иногда стреляли тюленей на большой скорости с нарт.

Рыболовство кроме бассейнов Анадыря, Колымы и Сауна было слабо развито. Промыслом рыбы занимались мужчины. Рыбу ловили сачком, удой, сетями. Летом — с байдар, зимой — в проруби. Лосося заготавливали впрок.

До появления огнестрельного оружия охотились на дикого оленя и горного барана, которые впоследствии были почти полностью истреблены.

Под влиянием торговли с русскими распространился пушной промысел. До настоящего времени сохранилась охота на птиц с помощью «бола» — метательные орудия из несколько веревок с грузами, которые опутывали летящую птицу. Раньше при охоте на птиц пользовались также дротиками с метательной дощечкой, петлями-ловушками; гаг били в воде палками. Женщины и дети занимались также сбором съедобных растений.

Для выкапывания корней пользовались орудием с наконечником из рога, позднее — железа.

Традиционные ремесла — выделка меха, плетение сумок из волокон кипрея и дикой ржи у женщин, обработка кости у мужчин. Развиты художественная резьба, и гравировка по кости и моржовому клыку, аппликация из меха и тюленьей кожи, вышивка оленьим волосом.

Для чукотского орнамента характерен мелкий геометрический узор. В 19 веке на восточном побережье возникли кустарные объединения по производству резных предметов из моржовой кости на продажу. В 20 в. развилась сюжетная гравировка по кости и моржовому клыку (работы Вуквола, Вуквутагина, Гемауге, Хальмо, Ичеля, Еттуги и др.).

Центром костерезного искусства стала мастерская в селении Уэлен (создана в 1931).

Во 2-й пол. 19 в. многие чукчи стали наниматься на китобойные шхуны и золотые прииски.

502: Bad Gateway

человек), говорят на чукотском языке.

Первые упоминания о чукчах, в русских документах — с 40-х гг.17 в., подразделяют их на «оленных» и «пеших». Оленеводы кочевали в тундре и на побережье Ледовитого океана между Алазеей и Колымой, у мыса Шелагский и далее к востоку до Берингова пролива.

Поселения «пеших» чукчей, оседлых морских охотников, располагались вместе с эскимосскими между мысом Дежнева и заливом Креста и далее на юг в низовьях Анадыря и реки Канчалан. Численность чукчей в кон.17 в. составляла около 8-9 тыс. чел.

Контакты с русскими первоначально сохранились в основном на нижней Колыме. Попытки обложить нижнеколымских чукчей ясаком, военные походы против них в середине 17 века не принесли результатов.

Из-за военных конфликтов и эпидемии оспы численность нижнеколымских чукчей резко сократилась, оставшиеся откочевали на восток. После присоединения к России Камчатки население Анадырского острога, основанного в 1649, стало расти, что

С конца 18 века активизировались торговые контакты Чукчей с русскими.

Согласно «Уставу об управлении инородцев» 1822 года, чукчи не несли повинностей, ясак вносили добровольно, получая за это подарки. Установившиеся мирные отношения с русскими, коряками и юкагирами, развитие пастушеского оленеводства, способствовали дальнейшему расширению территории чукчей на запад.

К 1830-м годам, они проникли на р. Большая Бараниха, к 1850-м — на нижнюю Колыму, к середине 1860-х — в междуречье Колымы и Индигирки; на юг — территорию коряков, между Пенжиной и бухтой Корфа, где были частично ассимилированы коряками.

На востоке усилилась ассимиляция чукчами — эскимосов. В 1850-х гг. в торговлю с приморскими чукчами включились американские китобои. Расширение территории обитания чукчей, сопровождалось окончательным выделением территориальных групп: колымской, анюйской, или малоанюйской, чаун-ской, омолонской, амгуэмской, или амгуэмо-вонкаремской, колючино-мечигменской, онмыленской (внутренние чукчи), туманской, или вилюнейской, олюторской, берингоморской (морские чукчи) и других. В 1897 численность чукчей составляла 11751 человек.

С конца 19 века, вследствие истребления морского зверя, численность береговых чукчей резко упала, к 1926 она составила 30% всех чукчей. Современные потомки береговых чукчей живут в посёлке Сиреньки, Ново Чаплино, Провидение, Нунлигран, Энмелен, Янракыннот, Инчоун, Лорино, Лаврентия, Нешкан, Уэлен, Энурмино на восточное побережье Чукотки.

В 1930 был образован Чукотский национальный округ (с 1977 — авт.

округ). Для этнического развития чукчей в 20 веке, особенно в период укрупнения колхозов и образования совхозов со 2-й половины 50-х гг., характерны консолидация и преодоление обособленности отдельных групп

Воевали с эскимосами

Чукчи всегда были умелыми воинами. Представьте себе, сколько храбрости необходимо, чтобы выходить в океан на лодке и нападать на моржей? Впрочем, не только животные становились жертвами представителей этого народа. Они часто совершали грабительские походы на эскимосов, перебираясь в соседнюю Северную Америку через Берингов пролив на своих лодках, сделанных из древесины и моржовых шкур.

Из военных походов умелые воины привозили не только награбленное добро, но и рабов, отдавая предпочтение молодым женщинам.

Интересно, что в 1947 году чукчи в очередной раз решили пойти войной на эскимосов, тогда лишь чудом удалось избежать международного конфликта между СССР и США, ведь представители обоих народов официально являлись гражданами двух супердержав.

Почему чукча — герой анекдотов?

Существует мнение, что юмористические рассказы про них были сложены русскими от страха и уважения, ощущения превосходства над собой. С XVIII века, когда казачьи отряды двигались по бескрайней Сибири и встречали племена луораветланов, пошли толки о воинственной народности, которую очень сложно превзойти в бою.

Своих сыновей сызмальства чукчи обучали бесстрашию и ловкости, воспитывая их в спартанских условиях. В той суровой местности, где живут чукчи, будущий охотник должен быть чутким, уметь сносить любой дискомфорт, спать стоя, не бояться боли. Любимая национальная борьба происходит на расстеленной скользкой тюленьей шкуре, по периметру которой торчат острозаточенные когти.

Внешний вид, подготовка и традиции

Лучше всего образ чукчи описал капитан Д.И. Павлуцкий, долгое время воевавший с этим народом, вошедший в их мифологию в виде злобного персонажа и в конце-концов чукчами же и убитый:

— Исчерпывающая характеристика, особенно ценная тем, что ее написал их непримиримый противник.

Собственно, сами чукчи делились на оленных кочевников, занимавшихся в основном разведением оленей, и оседлых рыболовов и охотников на морского зверя. Оленные чукчи были самыми подготовленными и сильными и воспринимали оседлых как более слабых и изнеженных, что не мешало им в случае морского набега, объединяться вместе, чтобы пограбить тех же американских эскимосов. Любопытно, что иногда некоторых воинов в поход заставляли идти против их же воли.

О частоте боевых столкновений с эскимосами говорит хотя бы такой обряд: когда встречались два этих народа и собирались торговать, перед торгом проводили жертвоприношение, убивая двух оленей и по тому, как они падали, определяли, кто в случае ссоры нападет первым.

Если ссора действительно случалась, все расходились, готовились, отправляя женщин и детей подальше, и с рассветом нападали на противника. Сама практика такого ритуала, говорит о том, что драки и войны были настолько обыденными, что их уже стали заранее регулировать с помощью жертвоприношения.

Оленные же или по другому, кочевые чукчи с детства тренировались в беге, переносе тяжестей и боевых и охотничьих искусствах. Мальчики подолгу бегали, преследуя оленей, и занимаясь выпасом стад, учились легко переносить голод и жажду, стрелять из лука и биться копьем и ножом, носить доспехи и бороться.

Ловкость юных чукчей доходила до того, что в их боевых обычаях закрепилась привычка уворачиваться от стрел во время битвы, если на них не было доспехов. Рассказывают, что малолетних чукчей приучали чуять опасность таким образом: к ничего не подозревающему мальчику подкрадывался родитель и прижигал ему кожу раскаленным ножом. И так до тех пор, пока парень не начинал отскакивать в сторону от каждого шороха.

А во время финального испытания за юным чукчей крался отец с луком и неожиданно стрелял в спину. Если парень уворачивался — становился воином. Если нет — умирал от раны, ибо такой неумеха был не нужен.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бронивиль
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: