Особенности олимпиад и конкурсов по мхк и истории искусства

Положение предмета МХК

Олимпиады и конкурсы по мировой художественной культуре очень отличаются друг от друга. А все потому, что это относительно молодой предмет и его концепция менялась год от года. Автор МХК Лия Предчетенская определяла предмет достаточно широко, но эти взгляды в угоду времени ограничивались догмами коммунистической культуры. На первом месте стояли соцреализм, критический реализм и Ренессанс как противопоставление средневековым устоям.

Юрий Солодовников ввел в теорию Средневековье, восточную культуру (в том числе культуру Месопотамии). На уроках начали рассказывать обо всех видах искусства: не только о живописи, скульптуре и архитектуре, но также о театре, литературе, музыке и т.д. Сегодня огромную популярность имеют книги по МХК Галины Даниловой со взглядом на искусство через призму личности и общества (эти книги занимают 65% рынка).

По мировой художественной культуре отсутствует ЕГЭ, и при поступлении на культурологические и искусствоведческие факультеты учитываются экзамены по непрофильным дисциплинам: истории, обществоведению, литературе. Проявить себя профильно ученик может на олимпиаде. Рассмотрим концепции соревнований по МХК на Московской олимпиаде школьников и на Всероссийской олимпиаде школьников.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Задание — эскиз иллюстрации к одному или нескольким отрывкам из литературных произведений, входящих в программу средней школы.

Эскиз иллюстрации к одному или нескольким отрывкам из литературных произведений, входящих в программу средней школы.

Работа выполняется на листе форматом А3, любым черно-белым графическим материалом (карандаш, тушь пером, тушь кистью, черная акварель, акрил, гуашь, темпера…). Не применять – пастель, уголь, и другие сыпучие и маркие материалы, требующие использования специальных фиксирующих средств.

*Отрывки и произведения выбираются участником самостоятельно. Рекомендуются произведения русской литературы XIX—XX вв., входящие в программу средней школы. Существенными требованиями к выбору отрывка являются наличие действующих лиц (рекомендуется не менее двух) и взаимодействия между ними, рекомендуются сцены в интерьере. К выполненному заданию необходимо приложить отдельный файл, содержащий текст отрывка, автора и название выбранного произведения. Примеры работ, выполненных с отрывков, отвечающих данным требованиям, можно посмотреть .

Необходимые материалы: емкости для воды, стирающие резинки, кисти, графитовые карандаши, изобразительные графические материалы в зависимости от выбранной изобразительной техники (черная тушь, черная — акварель, акрил, гуашь, темпера…)

Рекомендуемая продолжительность: 6 академических часов (академический час = 45 минут), 1 день.

Участник вправе выполнить и прислать от одной до трех иллюстраций (как из одного, так и из разных произведений). После выполнения работа фотографируется или сканируется. Файлы работы должны иметь один из форматов JPG/TIFF/PNG/PDF, разрешение изображения не менее 72 dpi. Кроме того, отдельным текстовым файлом присылаются тексты отрывков и названия проиллюстрированных произведений.

Работы загружаются одновременно, каждая в отдельном файле. Форма загрузки размещена на главной странице курса.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

При оценке работ участников Олимпиады Жюри руководствуется следующими критериями:

Общие критерии для всех профилей:

  • соответствие композиции изображения поставленным задачам;
  • убедительность передачи объемно-пространственной формы в изображении, знание основ анатомии и перспективы;
  • владение навыками работы графическими и живописными материалами.

Иллюстрация:

  • владение навыками режиссёрской организации изобразительного рассказа;
  • умение изображать фигуры по воображению;
  • убедительность построения пространства изображаемой сцены, основных планов, масс, силуэтов;
  • знакомство с материальной культурой иллюстрируемого произведения.

Московская олимпиада школьников (МОШ)

Уже на заочном туре ученики сталкиваются с вопросами, выходящими за рамки школьной программы, а также с задачей написать эссе. Очный тур проходит в Третьяковской галерее, где будущие искусствоведы имеют возможность поработать с подлинниками. В 2019/2020 учебном году заявлена тема «Авангард. Список № I. К 100-летию Музея живописной культуры». В 2018/2019 году олимпиада была посвящена выставке «Илья Репин». Ранее организаторы обращались к темам «Оттепель», «Некто 1917».

Примеры заданий

Эссе. Сравните две картины: «Не ждали» И.Е. Репина и «Возвращение блудного сына» Рембрандта. Что общего и чем отличается трактовка традиционной темы в картине Репина?

Перед учениками была поставлена очень сложная задача. Они должны были обнаружить библейские корни (мотив блудного сына) в реалистической работе Репина. То есть распознать одну тему в контексте разных эпох и провести анализ.

Другие темы эссе по И.Е. Репину

  • «Потрясающее впечатление — еще не признак художественности». Как вы понимаете эту мысль Максимилиана Волошина, высказанную им в 1913 году в связи с покушением на картину И.Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван»?
  • Александр Бенуа в 1930 году написал: «…настанет время, когда Репин оживет, когда его снимут с полки и взглянут на него по-новому… и к искусству XIX века можно будет подойти с тем любопытством, с которым люди подходят к раскопкам, таящим величайшие ценности…» Как вы думаете, это время уже наступило?
  • Сравните картины «Запорожцы» и «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения» как групповые портреты.
  • Сравните пространство и движение в картинах «Крестный ход в Курской губернии» и «17 октября 1905 года».
  • Сравните свет и цвет в картинах «На солнце» и «Осенний букет».

График проведения

Олимпиада проводится по всем школьным дисциплинам. Будет три этапа: олимпиада на расстоянии (дистанционно), два очных этапа. График первого тура выглядит так:

  • точные математические науки: третье, тридцать первое декабря;
  • микрофизика – 1-ый очный этап – с шестого по восьмое января;
  • микрохимия – двадцать первое декабря 2023– двадцать первое января 2023;
  • компьютерные технологии – декабрь, февраль (14-10);
  • землеведение (география) – пятнадцатое декабря – пятнадцатое января;
  • языкознание (лингвистика) – январь, с 13 по 16 – первый этап;
  • наука о звездах – первая половина декабря, 1-15 число;
  • микроэкономика – на протяжении января, февраля 2023 года;
  • очерк (история) – декабрь месяц, с первого по двадцать пятое;
  • право – десятое января, девятое февраля 2023;
  • античная культура, латинский язык – участие принимают школьники средних, старших классов, даты еще не известны;
  • микробиология – декабрь, шестнадцатое, восемнадцатое число;
  • изобретательное искусство, конкурс юных изобретателей – девятое декабря.

Самой длительной, требующей много подготовки, станет олимпиада по очень интересной, новой дисциплине – финансовая грамотность. Проводиться эта проверка знаний будет, начиная с двадцать третьего сентября. В это время будет проходить ознакомительный этап, первый тур – двадцать седьмое октября – двадцать первое ноября. Заключительный, последний этап – семнадцатое декабря 2023 года.

Всероссийская олимпиада школьников (ВсОШ)

Заключительные этапы олимпиады проходят в разных городах — их отбирает оргкомитет (по заявкам). Часть заданий традиционно привязана к месту проведения последнего тура. Также в заданиях учитываются главная тема года и сопутствующие события, ближайшие государственные праздники.

Например, в 2015 году заключительный этап проходил в Санкт-Петербурге и главной темой стал Михайловский замок. Ученики должны были изучить окружение, экстерьеры, экспозицию. На практическом этапе школьникам предстояло создать макет книги, включив в нее как можно больше деталей и разделов. Условия предполагали написание аннотации, предисловия, вступительной статьи и послесловия, а также ограничения по объему — все как при издании настоящей книги.

В 2018 году в Казани школьникам предлагалось сравнить памятники Мусе Джалилю, проработать произведения искусства, отраженные в популярном сериале «Молодой папа», создать проект музея, посвященного куклам, и выполнить еще много других увлекательных заданий.

Что ещё почитать?

Изобразительная грамотность как планируемый результат обучения

Обитель Бориса Кустодиева. Дом-мастерская «Терем»

Эпоха барокко. Как познакомить учеников с архитектурными стилями?

Роль уроков искусства в эстетическом воспитании школьников

Дисциплины, по которым проводится олимпиада

Музыка

Темы для подготовки к Олимпиаде по музыке:

Категория «Классик». Базовый уровень (БУ):

 Музыка (5-8 кл общеобразовательных школ)

!!! Некоторые задания содержат аудиофайлы

Категория «Профи». Повышенный уровень (ПУ): 

  • Музыка (4-8 кл ДМШ)
  • Музыка (1-2 курс  СПО)

Подать заявку

×

Изобразительное искусство

Темы для подготовки к Олимпиаде по Изобразительному искусству:

Категория «Классик». Базовый уровень (БУ):

 ИЗО (5-7 классы ОО)

Категория «Профи». Повышенный уровень (ПУ): 

История изобразительного искусства (1-5 классы ДХШ / 4-8 классы ДШИ)

!!! Обращаем ваше внимание, задания содержат цветные иллюстрации, для наилучшего результата рекомендуем участвовать в режиме онлайн. Подать заявку

×

Искусство (МХК)

Подать заявку

×

Искусство (МХК)

Темы для подготовки к Олимпиаде по МХК (ИСКУССТВО):

Категория «Классик». Базовый уровень (БУ):

 Искусство (8-11 кл ОО)

!!! Обращаем ваше внимание, задания содержат цветные иллюстрации, для наилучшего результата рекомендуем участвовать в режиме онлайн. Подать заявку

×

Хореография

Подать заявку

×

Хореография

Темы для подготовки к Олимпиаде по Хореографии:

Категория «Профи». Повышенный уровень (ПУ): 

Хореография

ВНИМАНИЕ!

В данном разделе тестирующий комплекс предназначен:

  • для учащихся 5-8 классов ДШИ, обучающихся по Дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» с нормативным сроком обучения 8 лет;
  • для учащихся 2-5 классов ДШИ, обучающихся по Дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» с нормативным сроком обучения 5 лет*
  • 5,6,7,8 классы ДШИ (по Дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области Хореографического искусства «Хореографическое творчество» с нормативным сроком обучения 8 лет)

*При регистрации на сайте и выборе класса, участники данной категории должны руководствоваться следующей схемой соответствия классов по программам (срокам обучения — 5 лет или 8 лет):

5 лет обучения 8 лет обучения
2 класс 5 класс
3 класс 6 класс
4 класс 7 класс
5 класс 8 класс

Подать заявку

×

Театральное искусство

Темы для подготовки к Олимпиаде в разделе «Театральное искусство»:

Театральное искусство

Категория «Профи». Повышенный уровень (ПУ): 

ВНИМАНИЕ!

В данном разделе тестирующий комплекс предназначен:

  • для учащихся 5-8 классов ДШИ, обучающихся по Дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства «Искусство театра» с нормативным сроком обучения 8 лет;
  • для учащихся 2-5 классов ДШИ, обучающихся по Дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства «Искусство театра» с нормативным сроком обучения 5 лет*
  • 5,6,7,8 классы ДШИ (по Дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области Хореографического искусства «Искусство театра» с нормативным сроком обучения 8 лет)

*При регистрации на сайте и выборе класса, участники данной категории должны руководствоваться следующей схемой соответствия классов по программам (срокам обучения — 5 лет или 8 лет):

5 лет обучения 8 лет обучения
2 класс 5 класс
3 класс 6 класс
4 класс 7 класс
5 класс 8 класс

Подать заявку

×

Суть проведения, этапы, организаторы

Существует три этапа такого рода проверки: дистанционный (школьный), районный, региональный, всероссийский уровень. В первом этапе участвуют все желающие, которые хотят проверить свои знания, испытать силы. Второй шаг – олимпиада, которая проводится между победителями предыдущей ступени. Организаторами являются местные власти, которые разрабатывают вопросы, комиссия – представители, организаторы 3-его этапа. Участвуют ученики, которые перешли в седьмой класс, и старше. Третья ступень – олимпиада, которая проводится на региональном уровне. Четвертый, завершающий этап – олимпиада, участие в ней принимают победители областной, региональной олимпиады. Пишут такие работы ученики старших классов.

Олимпиада проходит по таким дисциплинам:

  • физико-математические науки;
  • микробиология, наука о земле, экология (естественные науки);
  • дисциплины из гуманитарного направления;
  • физкультура, основы безопасности жизнедеятельности.

Участники, которым удалось занять первое место среди своих сверстников, получают определенные привилегии при поступлении. Если школьник написал хорошо работу первого уровня (самый сложный вид олимпиады, со сложными заданиями), он имеет право поступить в колледж, университет без дополнительного тестирования, экзаменов. Ученик, занявший второе место, получает сто балов (это наивысший бал) во время прохождения Единственных государственных экзаменов.

Для занявших третье место школа, местные власти (если это региональная олимпиада) награду выбирает самостоятельно.

Сейчас проходит регистрация на московской олимпиаде школьников 2023 на официальном сайте, идет отбор на дистанционный этап.

По каким дисциплинам будет писаться работа

Заявки желающих поучаствовать в московской олимпиаде принимались на протяжении 2023 года, включительно до августа месяца. Такие проверки знаний будут проходить после окончания уроков, на выходных. Так что эти мероприятия не помешают, не навредят учебному процессору.

Олимпиада этого вида включает огромный спектр дисциплин, различных направлений, в который входят не только школьные дисциплины.

Советы по подготовке к искусствоведческим олимпиадам

Уделите особое внимание сравнительному анализу художественных произведений (в том числе по таким критериям, как жанр, тема, цвет, пространственные решения). Научите находить разность и общность

Научите детей проводить фронтальный анализ произведения: какая задача стояла перед автором, какие материалы и техники он использовал, кто герой, какое представление получила работа и т.д.
Учите школьников давать развернутые письменные ответы на вопросы, письменно рассуждать.
Привлеките к подготовке учителя литературы. Ученик должен быть хорошо знаком с жанром эссе и уметь работать с литературными отсылками.
Обращайтесь к сложным темам, таким как «Проблема времени в разных эпохах», «Помпеянские фрески и их влияние на развитие дизайна», «Единство формы и изображения», «Кросс-культурный анализ мостов», «Представления о театре», «Творчество современных художников», «Интерпретации знаменитых произведений „на новый лад“» и т.д.

Высшие учебные заведения предоставляют разные преференции для победителей и призеров олимпиад. Подробнее их можно изучить на сайте конкретного учебного заведения.
#ADVERTISING_INSERT#

Искусство

Наименование олимпиады

Профиль

Уровень

Олимпиада по комплексу предметов «Культура и искусство»

академический рисунок, живопись, композиция, история искусства и культуры

1

Олимпиада по комплексу предметов «Культура и искусство»

технический рисунок и декоративная композиция

1

Строгановская олимпиада на базе МГХПА им. С. Г. Строганова

рисунок, живопись, скульптура, дизайн

1

Московская олимпиада школьников

изобразительное искусство

2

Межрегиональная олимпиада школьников им. В. Е. Татлина

графика

2

Межрегиональная олимпиада школьников им. В. Е. Татлина

композиция

2

Межрегиональная олимпиада школьников им. В. Е. Татлина

рисунок

2

Южно-Российская олимпиада школьников «Архитектура и искусство»

искусство, черчение

3

Сибирская межрегиональная олимпиада школьников «Архитектурно-дизайнерское творчество»

архитектура, изобразительные и прикладные виды искусств

Рассмотрим Олимпиады 1-го уровня подробнее.

Российская олимпиада школьников по комплексу предметов «Культура и искусство»

Олимпиада проводится по двум комплексам предметов:

  • Академический рисунок, живопись, композиция и история искусства и культуры
  • Технический рисунок и декоративная композиция

В отборочном этапе Олимпиады (заочный) могут принять участие школьники 5 — 11 классов.

В заключительном этапе Олимпиады (очный) могут принять участие 45% от участников отборочного этапа, а также победители и призеры заключительного этапа предыдущего учебного года.

УЧАСТНИКИ ЗАГРУЖАЮТ:

  • Академический рисунок (4-5 работ)
  • Живопись (4-5 работ) 
  • Композиция (4-5 работ)
  • История искусства и культуры (выполнение индивидуального задания в течение 7 дней)

Видеолекции от ведущих музеев России – официальных партнеров олимпиады

1

Экскурсия «Внимание! Неопознанный объект»
Слайд-фильм «Портрет неизвестной в красной шали»
Мастер-класс «Павлин»
«Генерал-губернаторский дворец в городе Омске как памятник истории и архитектуры»

При поддержке музея «Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля»

2

  • Использование приёма «Словесное рисование» на уроках литературного чтения
  • «Гравюра. Мастер-класс в музее — помощь учителю ИЗО»

При поддержке музея «Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское» (Пушкинский Заповедник)»

3

При поддержке музея «Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Феодосский литературно-мемориальный музей А.С.Грина муниципального образования городской округ Феодосия республика Крым»»

4

При поддержке музея «Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Остров-град Свияжск»»

5

При поддержке музея «Муниципальное учреждение культуры «Историко-мемориальный музей-заповедник»Подолье»»

6

При поддержке музея «Муниципальное учреждение культуры
Пугачесвкий мемориальный дом-музей В.И. Чапаева»

7

  • «Поэзия акварели Ваталия Валькова. Мастер-класс от художника»
  • «Вадим Елин. От эскиза – к картине»

При поддержке музея «Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Тесинский художественный музей»»

8

При поддержке музея «Государственное бюджетное учреждение культуры Свердловской области «Нижнесинячихинский музей-заповедник деревянного зодчества и народного искусства имени И.Д. Самойлова»»

9

При поддержке музея «Муниципальное казённое учреждение культуры «Историко-Художественный музей имени академика М.К. Янгеля»»

10

При поддержке музея «Государственное бюджетное учреждение культуры Московской области «Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник»»

11

При поддержке музея «Омский государственный историко-культурный музей-заповедник «Старина Сибирская»»

12

При поддержке музея «МБУК «Региональный музей Северного Приладожья»»

13

При поддержке музея «ГБУК «Калининградский областной музей изобразительных искусств»»

14

При поддержке музея «Нижнетагильский музей изобразительных искусств»

15

При поддержке музея «Муниципальное учреждение культуры «Музей изобразительных искусств»»

16

При поддержке музея «Государственное бюджетное учреждение культуры Ростовской области «Ростовский областной музей изобразительных искусств»»

О том, какие требуются работы

Творческий конкурс «Академический рисунок».

Содержание работы должно показать наличие способностей в данной художественной области, умение отобразить в работе композиционное и тональное решение, владение перспективой и техникой карандашного рисунка.

Творческий конкурс «Живопись».

Содержание работы должно показать наличие способностей в данной художественной области, умение отобразить в работе композиционное и колористическое решение, передачу материальности натурного объекта, плановости, пространства.

Творческий конкурс «Композиция».

Содержание работы должно показать наличие способностей в данной художественной области, умение размещения композиции в листе, передачи материальности натурного объекта, плановости, пространства.

«История искусства и культуры».

Каждый участник получает индивидуальное задание, дату получения задания участник устанавливает самостоятельно (в личном кабинете).

Цели работы:

  • Анализ и систематизация изученного материала
  • Выявление главной темы
  • Четкий и последовательный рассказ
  • Оценка различных точек зрения проблемы
  • Аргументация
  • Собственное мнение

Комплекс предметов «Технический рисунок и декоративная композиция».

Для дисциплин отборочного этапа не предусмотрены темы и задания. Участники выполняют работу по «Техническому рисунку и декоративной композиции» на свободную тему.

Творческий конкурс «Технический рисунок».

Содержание работы должно показать соответствие пропорций изображения в листе натурному объекту и характера натурного объекта к изображению на листе, уровень графического владения техникой карандашного рисунка и владения перспективой.

Творческий конкурс «Декоративная композиция».

Содержание работы должно показать наличие способностей в данной художественной области, умение соблюдения равновесия в композиции, передачи характера композиции и размещение ее на листе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бронивиль
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: