Введение
Гений — это интеллект, охваченный необходимостью.
Спиноза навсегда вошел в историю человеческой культуры как философ, который с такой ясностью и остротой ставил проблемы, не решенные человечеством по сей день, и не только ставил, но и находил для них решение, которое до сих пор не решает своих общих задач. теоретическая точность, бескомпромиссная и неумолимая последовательность, ведущая к его мышлению…
Великий голландский философ-материалист Бенедикт Спиноза (Барух де Эспиноза) родился в 1632 г. в еврейской купеческой семье, переехавшей в Амстердам из Португалии из-за религиозных преследований со стороны испанской инквизиции. В еврейской общине Амстердама царила атмосфера фанатичного преследования евреев-диссидентов. Спинозу отправили учиться в семилетнюю еврейскую школу, где готовили раввинов. Благодаря своим незаурядным способностям в юном Спинозе видели будущее иудейской религии. Однако он не оправдал этих ожиданий. В кругу выдающегося учителя, гуманиста и врача ван ден Эндена, у которого Спиноза изучал латынь, он познакомился с математикой, естествознанием и медициной, а также с философскими идеями того времени. Спиноза все больше отдалялся от общины и еврейской религии. Совет раввинов строго предупредил его, но на него это не подействовало. Затем, после неудачной попытки подкупа Спинозы, совет раввинов проклял его и изгнал из общины. Не ограничиваясь простым отлучением, раввины подали жалобу на Спинозу городским властям Амстердама, изображая его опасным атеистом и добиваясь его изгнания из города. В результате этой жалобы философу пришлось покинуть Амстердам.
В это время вокруг Спинозы постепенно собирался круг единомышленников, который продолжал существовать даже после того, как Спиноза покинул Амстердам и поселился в деревне Рейнсбург, где примерно в 1658–1660 годах. Г-н он написал свой первый философский труд — Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье. Там же он начал работу над Трактатом о совершенствовании ума и над своим основным произведением — Этикой, которое он писал с перерывами в течение 12 лет. Наконец, в Рейнсбурге Спиноза подготовил и опубликовал Основы философии Декарта, доказанные геометрически с приложением Метафизических мыслей. Это единственное произведение, опубликованное при жизни Спинозы под его именем.
В 1663 году Спиноза переехал в деревню недалеко от Гааги, где он близко познакомился со знаменитым физиком, математиком и астрономом Кристианом Гюйгенсом. Здесь Спиноза продолжил работу над Этикой и написал Теолого-политический трактат, который был опубликован в 1670 году
В качестве меры предосторожности он был опубликован анонимно. Этот трактат вызвал бурю возмущения своего автора, имя которого вскоре стало известно. В 1674 году трактат был запрещен к продаже и распространению. . В этот период жестоких нападений и преследований Спиноза переехал в Гаагу, где получил предложение преподавать в Гейдельбергском университете. Людвиг Поральц, пригласивший его, не знал, что Спиноза был автором Теологического и политического трактата, и знал его только как автора Основ философии Декарта. Поэтому он предложил Спинозе свободу философствовать при условии, что он не будет осуждать государственную религию. Однако Спиноза отклонил это предложение, сославшись на то, что он не знал, до какой степени расширится его свобода философствования, чтобы не вызывать подозрений в посягательстве на государственную религию.
В этот период жестоких нападений и преследований Спиноза переехал в Гаагу, где получил предложение преподавать в Гейдельбергском университете. Людвиг Поральц, пригласивший его, не знал, что Спиноза был автором Теологического и политического трактата, и знал его только как автора Основ философии Декарта. Поэтому он предложил Спинозе свободу философствовать при условии, что он не будет осуждать государственную религию. Однако Спиноза отклонил это предложение, сославшись на то, что он не знал, до какой степени расширится его свобода философствования, чтобы не вызывать подозрений в посягательстве на государственную религию.
Находясь в тяжелых материальных условиях, Спиноза продолжал работать над главным делом своей жизни — Этикой. В 1675 году эта работа была завершена. Но все попытки опубликовать его оказались безуспешными, и Спиноза был вынужден отложить публикацию Этики и начать работу над Политическим трактатом. Но философу не удалось его закончить — 21 февраля 1677 года он умер от туберкулеза.
Произведения Спинозы были опубликованы в декабре 1677 года его ближайшими друзьями под названием Посмертные произведения. Через несколько месяцев после освобождения они были запрещены и не переиздавались до начала 19 века.
Взгляды Спинозы на общество
В своем учении об обществе Спиноза руководствовался методологией механики и математики. Он видит общество как механизм, который можно полностью объяснить с точки зрения физической природы. Спиноза отождествляет божество и государство. По его мнению, государство возникает не в результате определенных социально-экономических процессов, а на основе общественного договора, в силу необходимости власти и законов как норм, смягчающих и сдерживающих страсти и необузданные порывы народа.. С этой точки зрения цель государства — облегчить каждому человеку руководствоваться разумом и тем самым обрести свободу.
Спиноза выступал за сильную государственную власть. Однако он считал, что верховная власть не может вмешиваться во внутреннюю жизнь людей и диктовать им законы совести. Спиноза также выступал за свободу мысли и слова, свободу совести. Согласно взглядам Спинозы, свобода лучше всего может быть обеспечена при демократической форме правления.
Учение о состоянии Спинозы неразрывно связано с его этическими взглядами. Моральные и этические критерии человеческого общества со временем менялись не раз, но этические взгляды Спинозы актуальны и сегодня, поскольку они охватывают вечные категории человечества.
Спиноза видел главную задачу своей философии в обосновании этических вопросов, в разработке теории индивидуального поведения. Этическая направленность философских интересов Спинозы подчеркивалась им, основной труд философа называется Этика.
В своем исследовании этических проблем Спиноза обосновывает концепцию добродетели. Это улучшение знания или разума, поскольку только в этом есть высшее счастье или блаженство человека. Вершина добродетели — человек, ведомый разумом. Философ считал, что желания, определяемые разумом, всегда хороши.
В учении Спинозы обосновываются критерии индивидуального поведения человека, которые должны привести его к вершине добродетели. Спиноза убедительно доказывает, что лучше жить в обществе, чем в одном: от их сообщества гораздо больше комфорта, чем вреда, поэтому людям полезнее делать то, что способствует укреплению дружбы. И для этого нужно помнить, что души побеждены не оружием, а любовью и щедростью. Кроме того, Спиноза оправдывает брак и другие союзы, считая их основой любого общества. По Спинозе, самовосхваление и самоуничижение одиноких — это плохо. Необязательно делать что-то, после чего мы испытаем стыд и раскаяние, потому что эти чувства столь же плохи. Он также считал, что великодушие — это хорошо, а сострадание — плохо, потому что унизительно. Забота о бедных должна лежать на всем обществе. Многие из этих постулатов актуальны и сегодня.
В своем учении об этике философ указал путь, ведущий к познанию самого себя, к уменьшению силы страстей, к истинной свободе. Однако сам Спиноза указывал, что этот путь труден и его нелегко найти, но поэтому высшая цель человека — пройти этот путь.
Развитие философии Спинозы
Идеологическое развитие Спинозы началось и в течение нескольких лет продолжалось в еврейской религиозной школе, где, помимо религиозных текстов, изучались труды некоторых еврейских философов-схоластов. На будущего философа значительное влияние оказали свои философские взгляды еврейский философ и врач XII века Маймонид. Его взгляды основывались на пантеизме, то есть на более или менее последовательном отождествлении Бога и природы.
Философское учение Спинозы можно рассматривать как высшую ступень превращения пантеизма в материализм. Во многом это сопровождалось влиянием на Спинозу величайших деятелей того времени: Джордано Бруно, Декарта, Т. Гоббса и Т. Бэкона. Однако Спиноза пошел дальше.
В философской системе Спинозы резких скачков не заметно, он достаточно последовательн в своих убеждениях. Характерной чертой метода Спинозы было его стремление к четкой формализации рассуждений и доказательств. Он стремился сделать философию такой же точной наукой, какой была геометрия в его время. Философская система Спинозы наиболее близка к системе Декарта. Он разделял как рационалистический метод Декарта, так и его физические концепции. Неслучайно одно из шести главных произведений Спинозы посвящено доказательству идей Декарта. Однако, в отличие от Декарта, который сосредоточился на этом методе, Спинозу больше интересовало применение этого метода для получения знаний об окружающем мире и рассуждений об этом мире.
Эпоха, в которой он жил, не могла не повлиять на Спинозу. Это было время зарождения буржуазных и прогрессивных отношений. Спиноза родился и прожил всю свою жизнь в первой в мире буржуазной республике и стал свидетелем самой значительной буржуазной революции — английской. Ученые и философы других стран стремились в Голландию, где в тех условиях была наибольшая свобода вероисповедания и были лучшие возможности для научных исследований. Именно в этой стране Спиноза провел всю свою жизнь. Также в это время математика и механика получили наибольшее развитие благодаря открытиям Д. Бруно, Галилея, И. Кеплера. Развитие этих наук коснулось философии, основным направлением которой был механистический рационализм.
Основное отличие философской системы Спинозы от большинства философских учений 17 века заключается в ее этической ориентации. Он считал, что философия должна увеличивать власть человека над природой. Исследуя вопросы этики, Спиноза стремился определить место человека как в природе, так и в обществе и государстве. Окончательную форму философской системы Спиноза принял в главном труде своей жизни — Этике.
Список литературы
- Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. Политическая литература М. 1983
- История политических и правовых учений. Под редакцией В.С. Нерсесянца. Норма М. 1980
- Спиноза Б. Избранное. Перевод с голландского и латыни. Попурри Минск. 1981
- Таранов П. Энциклопедия высокого разума. АСТ М. 1985
- Спиноза Б. Трактаты М.: 1982
- Соколов В. В. Спиноза М.: 1971
- Реферат на тему: Основные философские проблемы развития техники
- Реферат на тему: Филосовско-правовые воззрения Нового времени
- Реферат на тему: Истина как процес и проблема ее критериев
- Реферат на тему: Ненаучные формы знания
- Реферат на тему: Проблемы смысла жизни человека
- Реферат на тему: Смысл жизни современного человека
- Реферат на тему: Управление — наука и искусство
- Реферат на тему: Номинализм и реализм. Понятие универсалий
- Реферат на тему: Философские идеи милетской школы и Гераклита
- Реферат на тему: Августин Блаженный и его учения
- Реферат на тему: Политика есть концентрированное выражение экономики
- Реферат на тему: Развитие средневековой философии
Заключение
Философское учение Бенедикта Спинозы имело большое значение в развитии философии. Он оказал большое влияние на философов 18-19 веков, в том числе на Дидро, Гегеля, Шелленга, Фейербаха и многих других. Философия Спинозы нанесла мощный удар по религиозному консерватизму. Спинозу называют одним из отцов свободы мысли. Его сторонниками и последователями были почти все последующие революционные прогрессивные мыслители.
Спиноза был первым в философии современности, который создал глубоко обоснованное учение о не-творении и вечности природы, ее бесконечности и господствующего над ней общего закона. Одна из особенностей материализма Спинозы состоит в том, что он напрямую ведет к атеизму. Спиноза предвосхитил целый ряд диалектических положений, разработанных в последующей системе Гегеля, в основном материалистическом учении. Спиноза стремился подойти к любой исследуемой области действительности с научной точки зрения.
Учение Спинозы — один из важнейших этапов развития материалистической философии, развития человеческой мысли в целом.