Боги солнца в Египте
Зачастую в мифологии настолько все переплетается, запутывается и смешивается, что становится непонятно: кто был первым, а кто последователем. Так и с богом солнца. Ведь многие знают, что их несколько: Амон, Ра, Атум, Хепри. На самом деле Атум был изначально первым, так как именно он породил богов-близнецов (Шу — бога воздуха, и Тефнут — богиню влаги) из собственного семени, которое он проглотил, оплодотворил и выплюнул на землю. Они в свою очередь породили бога земли и богиню неба. Очень напоминает первые пять элементов создания мира. Не так ли?
Долгое время именно Атум являлся солнечным божеством в Гелиополе и изображался в виде мужчины (часто старика) с двойной короной, которая указывала, что он был властителем нижнего и верхнего Нила. Позднее египтяне стали разделять временные периоды появления солнца на небосклоне:
- утреннее солнце – это бог Хепри, часто изображался в виде скарабея (большого жука-навозника);
- Ра – в виде человека с головой сокола, который отвечал за дневное солонце;
- Атуму осталось время заката.
Таким образом, три бога постепенно слились воедино, образовав новый образ: бога Амон-Ра. Амон (Амен) в переводе означает «невидимый», поэтому многие фараоны давали своим детям имена очень своеобразные, например, Аменхотеп – «Амон доволен».
Значение Анубиса и Сета для современных эзотериков и оккультистов
Анубис
Для современных эзотериков Анубис – символ путеводителя в загробный мир и защитника от зла. Он является архетипом трансформации и перерождения, помогающим людям пройти через процессы изменения сильными и уверенными. Также Анубис считается покровителем всех, кто занимается исследованием Темного континента и астральных путей.
Анубис также считается покровителем всех, кто занимается целительством и шаманизмом. Его энергия помогает осуществить контакт с душами умерших и понять свою судьбу.
Сет
Для современных эзотериков Сет – символ силы и энергии, что позволяет ему быть прекрасным помощником в активации корневых чакр и стимулировании жизненной силы. Также Сет является символом управления временем и создания своей судьбы.
Однако, у Сета также есть другая сторона – он символизирует жестокость и насилие. Поэтому он может быть опасным для тех, кто не имеет достаточно силы контролировать его энергию. Сет часто используется в магии или ритуалах для уничтожения препятствий или исполнения желаний.
Символическое значение Сета переосмысляется в современной эзотерике, и возможности, открытые его энергетикой, могут использоваться для благодарного жизненного пути.
№10. Современные изображения Анубиса в массовой культуре не соответствуют его истинному образу.
В современных представлениях Анубис часто в лучшем случае страшная, могущественная фигура; и в худшем случае злодейская. В последние несколько десятилетий он приобрел популярность в массовой культуре. Эти современные изображения часто играют роль Анубиса как бога мертвых и загробной жизни в более агрессивной или иной злой роли, чем в египетской мифологии. Однако в классической египетской мифологии Анубис имеет гораздо более нравственную репутацию . Он является союзником Осириса, чей миф о воскрешении представляет большой интерес для ученых из-за его потенциального влияния на другие системы убеждений. Кроме того, в то время как современные живописания приписывают Анубису нечто сатанинское, на самом деле, в египетском пантеоне, его истинный расклад гораздо ближе к более разумной фигуре, которая находится в центре египетских представлений о смерти и загробной жизни; и концепции морали.
Считается, что изображением Анубиса стал именно шакал по той причине, что это животное – падальщик, не гнушающийся мертвечиной.
Анубис – чёрный. Этот цвет в Древнем Египте ассоциировался одновременно со смертью и с плодородной почвой Нила.
Этому божеству древние Египтяне присвоили сразу несколько «должностей». Прежде всего, он был абсолютным властителем царства Дуат – подземного мира. Также за Анубисом были закреплены следующие титулы:
Хранитель Весов. Знаменитые Весы Анубиса описаны в египетской Книге мёртвых. Согласно этому манускрипту, Анубис помещает душу умершего человека на специальные Весы, на другую чашу он кладёт пёрышко (символизирующее «Маат» или истину). В зависимости от того, какая чаша Весов перетянет, душа умершего либо отправлялась с Анубисом в загробный мир либо поглощалась женщиной-демоном Аммит.
Иштар/Инанна: Царица Вселенной
Иштар, также известная как Инанна, была месопотамской богиней любви, секса и войны. В соответствии с основными ролями Иштар ассоциировалась с плодородием и политикой. Однако сфера влияния Иштар выходила за рамки её основных аспектов, поскольку она также воспринималась как божественный вершитель правосудия.
Этой богине также поклонялись как типу лиминального божества, способного влиять на переходные периоды в жизни. В месопотамской мифологии Иштар часто выступала в качестве подстрекателя, который бросал вызов авторитету других богов или инициировал конфронтации, которые приводили к значительным событиям. В месопотамских текстах записано, что Иштар была сестрой-близнецом Шамаша и младшей сестрой Эрешкигаль, богини подземного мира. Этой богине поклонялись повсеместно во всем Плодородном Полумесяце, и у неё были храмы в каждом крупном городе. Однако её культовый центр находился в шумерском городе Урук.
Фото: yaustal.com
В соответствии с широкой сферой влияния, Иштар была вовлечена почти во все аспекты месопотамской жизни.
Как богиня, которая часто бросала вызов социальным нормам, жители Месопотамии считали, что Иштар позволяет последователям преодолевать укоренившиеся социальные границы, такие как гендерные роли и классовые ограничения.
Точно так же Иштар имела значительное влияние на политику Месопотамии, поскольку короли узаконивали своё правление, церемониально «женившись» на богине. Иштар также играла роль в более жестокой стороне месопотамской политики как богиня войны. В частности, правители часто призывали её для победы в битвах. Из-за своего влияния на светскую и политическую жизнь в Месопотамии Иштар продолжала оставаться одним из самых важных божеств на протяжении всей истории Месопотамии, даже когда другие боги потеряли свой статус в пантеоне.
Создаём основу для религий
Количество религий
Сколько крупных религий должно присутствовать в вашем мире? Стоит избегать создания монокультуры путем введения только одной, истинной религии. В нашем мире существует пять основных религий, можно отталкиваться от этого
Важно понимать, что это не все религии, а только основные. Позже нужно будет также включить в список более мелкие народные религии, суеверия и местечковые верования
Вы можете определить количество основных религий, бросив 2к4.
Количество богов
Здесь нет единого ответа. Ниже приведены наиболее распространенные типы пантеонов из истории человечества. Вы можете выбрать тот, который вам нравится, или бросить 2к6.
Типы пантеонов (таблица)
2к6 | Тип пантеона |
2 | Философское учение без богов (буддизм, гуманизм, даосизм) |
3 | Монотеизм (авраамические религии) |
4 | Дуализм: баланс и конфликт (викка, зороастризм) |
5-9 | Малый пантеон — 1к6 + 2 бога (скандинавский пантеон) |
10-11 | Большой пантеон — 4к6 богов (большинство классических пантеонов) |
12 | Поклонение предкам с/без анимизма (синто, традиционная китайская религия) |
Если у вас выпало несколько одинаковых типов, рассмотрите возможность использования раскола для объяснения схожих религий. Религии могут использовать один и тот же или похожий пантеон с несколькими заметными различиями в верованиях.
Ничто не провоцировало в мире больше конфликтов и насилия, чем религиозные различия. Это может стать золотой жилой для создания конфликтов и драматизма в ваших играх.
Аспекты богов
Теперь у вас есть пантеоны и количество богов в них, но что из себя представляет каждый отдельно взятый небожитель? Как он выглядит? Узнайте это с помощью комбинирования характеристик (1к8) и пола (1к8).
Характеристики и пол (таблица)
1к8 | Характеристика |
1 | Зверь |
2 | Монстр |
3-7 | Гуманоид (отражающий расовое большинство) |
8 | Химера (Часть человека, часть зверя) |
1к8 | Пол |
1 | Гиперфемининный |
2-3 | Женский |
4-5 | Отсутствующий, андрогинный |
6-7 | Мужской |
8 | Гипермаскулинный |
Сферы влияния
К этому моменту у вас должен быть готов пантеон, боги и их аспекты. Следующий шаг — определение их сфер влияния. Не бойтесь, если нескольким богам будут попадаться одни и те же сферы. Хороший способ оценить, насколько важна одна из сфер для религии, — это количество богов, которые за неё отвечают.
Я советую давать каждому богу 1к4 сферы. Если у богов в пантеоне совпали сферы, назначьте им разные аспекты. Пусть бог с меньшим количеством сфер будет более силён в этой области, чем тот, у кого сфер больше. Например:
Бог 1
Тьма > Отсутствие света
Бог 2
- Тьма > Мрак/Неизвестность
- Дикие земли > Природа
Бог 1 имеет только один домен и потому будет основным богом Тьмы.
Типы сфер влияния (таблица)
1к10 | Тип сферы | Аспекты сферы |
1 | Тьма | • Отсутствие света• Затмение/Тень• Мрак/Неизвестность• Невежество/Глупость |
2 | Смерть | • Уничтожение/Вымирание• Распад/Энтропия• Смертность/Убийство• Нежить |
3 | Знание | • Аркана/Тайная магия• Город/Цивилизация• Кузнечное дело/Ремесло• Тайны/Секреты/Обман |
4 | Жизнь | • Рождение/Плодородие• Рост/Медицина• Жатва• Могила/Погребение |
5 | Любовь | • Милосердие (всеобъемлющая любовь)• Преданность/Долг• Семья/Родство• Дружба• Гордость/Нарциссизм (любовь к себе)• Романтика |
6 | Море | • Рыба/Морская жизнь• Мореплавание/Путешествия• Приливы и отливы• Торговля |
7 | Небо | • Луна/Ночь• Навигация/Звезды• Штормы• Солнце (свет) |
8 | Война | • Рыцарство• Оборона/Защита• Состязания/Дуэли• Победа |
9 | Погода | • Муссоны (если они существуют у вас)• Осадки• Времена года• Шторма• Температура• Ветра |
10 | Дикие земли | • Земля• Охота• Природа• Монстры |
Осталось дополнить богов деталями и дать им имена (советую также пройти по списку божественных доменов жреца и подумать, какие из них лучше всего соотносятся с вашими богами. — Прим. пер.). Это самое интересное. Найдите связь между различными аспектами ваших богов, и отталкивайтесь от этого.
Мифология и культура
Египетская мифология занимает особое место в мировой культуре. Религия была центральным элементом культуры древних египтян и влияла на все сферы их жизни. Большое количество богов было создано и почиталось в египетской мифологии. Боги были неотъемлемой частью культуры и были вовлечены в каждый аспект жизни египтян.
Почему же у египтян было столько богов? Каждый бог отражал определенную сторону жизни и окружающей среды. Древние египтяне пытались объяснить все явления природы и своей жизни через божественных существ, поэтому мифология была столь обширна. Каждый бог был символом определенных сил природы и имел свое собственное место в иерархии богов
Большое количество богов также направлено на покровительство различным профессиям и ремеслам, что подчеркивало важность работы для египтян
Для древних египтян божества были не только почитаемыми, но и эмблемой национального единства. Множество богов в египетской мифологии было сильно связано с тем, что Египет был большой страной, и каждый регион имел свои собственные традиции и богов. Поэтому мифы были предназначены для объединения разных регионов и народов в общую культуру и религию.
Вывод: Египтяне имели такое множество богов в своей мифологии, потому что каждый бог символизировал определенные стороны природы и жизни египтян. Большое количество богов также направлено на покровительство различным профессиям и ремеслам. Мифология и религия были неотъемлемой частью культуры древних египтян и служили эмблемой национального единства.
Влияние веры в пантеон богов на общество и культуру
Вера в пантеон богов имеет огромное влияние на общество и культуру различных народов. Это влияние проявляется во всех аспектах жизни: от системы ценностей и моральных норм до искусства и архитектуры.
Основные черты пантеона богов определяют общественные отношения и структуру власти в древних цивилизациях. Например, в древнегреческой мифологии боги Олимпа были высшими существами, властвующими над людьми и регулирующими их жизнь. Это отражалось в организации государства: в Греции существовала система демократии, где каждый гражданин имел право голоса. Идея равенства и свободы однозначно связана с греческой мифологией.
Вера в пантеон богов также оказывала влияние на повседневную жизнь людей. События и обязанности, связанные с религией, структурировали их дни и годы. Ритуалы и церемонии проходили по строго определенным правилам, которые олицетворяли порядок и гармонию между богами и людьми.
Вера в пантеон богов влияла на искусство и архитектуру цивилизаций
Религиозные сооружения, такие как храмы и святые места, были важной частью культуры и архитектуры древних цивилизаций. Они служили местами поклонения и общения с богами, а также символами веры и единства общества
Пантеон богов также вдохновлял литературу и искусство. Мифы и легенды о богах и героях часто становились основой для произведений искусства, позволяя передать религиозные и философские идеи и ценности народа. Примером может служить древнегреческая эпос «Илиада» и «Одиссея» Гомера, где описываются приключения героев, вовлеченных в события, связанные с богами Олимпа.
Вера в пантеон богов имеет глубокое влияние на общество и культуру. Она определяет ценности, мораль и поведение людей, а также влияет на искусство, архитектуру и литературу. Каждый пантеон богов имеет свои уникальные черты, которые отражают особенности истории и культуры народа.
Двойственность могущества Амона
Египетская мифология полна множеством богов и богинь, каждый из которых обладает своими уникальными характеристиками и силой. Одним из наиболее могущественных богов Древнего Египта был Амон, который сочетал в себе двойственность характера и власти.
Амон — это бог невидимых и непостижимых сил, покровитель храмов, ремесел и сельского хозяйства. Он часто изображается как мужчина со сверкающей короной и палочкой, символизирующими его могущество
Важной чертой божества было его название, которое на древнеегипетском языке означало «те, кто не позволяет себя иначе представить»
Амон был покровителем фараонов, и его сила сопоставлялась с силой самого верховного правителя Египта. Он считался богом-творцом и богом воскрешения, который даровал жизнь своим поклонникам. Вместе с этим, Амон был покровителем воинов и отважных мужчин, которые искали его помощи в битвах и путешествиях. Он мог дать им силу и защиту, необходимую для победы.
Одна из особенностей могущества Амона заключалась в его способности проникать в самые тайные уголки вселенной и наблюдать за всеми деяниями людей. Он знал и видел все, что происходило на земле и в небесах. Благодаря этому, люди почитали его как глазожителя и ставили его надежды на получение знаний и мудрости.
Могущества Амона | Атрибуты |
---|---|
Творец мира | Сверкающая корона, палочка |
Покровитель фараонов | Корона, трость |
Помощь воинам | Мощь и сила |
Знание и мудрость | Глаз, символ знания |
Таким образом, Амон был самым могущественным богом Египта, чье влияние простирается на разные сферы жизни. Его двойственность в покровительстве фараонам и воинам подчеркивает его уникальность и силу, которую он даровал своим поклонникам.
Титаны
Титаны – второе поколение богов Древней Греции, порождённое природными стихиями. Первыми титанами были шесть сыновей и шесть дочерей, произошедших от связи Геи-Земли с Ураном-Небом. Шесть сыновей: Крон (Время), Океан, Гиперион, Кей, Крий, Япет. Шесть дочерей: Тефида (Вода), Тейя (Блеск), Рея (Мать-Гора?), Фемида (Справедливость), Мнемосина (Память), Феба.
Циклопы – три великана с большим, круглым, огненным глазом посредине лба. В глубокой древности – олицетворения туч, из которых сверкает молния
Циклопы и гекатонхейры были так сильны, что сам Уран пришёл в ужас от их мощи. Он связал их и бросил вглубь земли, где они и теперь неистовствуют, вызывая извержения вулканов и землетрясения. Пребывание этих великанов во чреве земли стало причинять ей страшные страдания. Гея подговорила своего младшего сына, Крона, отомстить отцу, Урану, оскопив его.
Крон сделал это серпом. От пролившихся при этом капель крови Урана Гея зачала и родила трёх Эринний – богинь мщения со змеями на голове вместо волос. Имена Эринний – Тизифона (убивающая мстительница), Алекто (неутомимая преследовательница) и Мегера (ужасная). Из той части семени и крови оскоплённого Урана, что упала не на землю, а в море, родилась богиня любви Афродита.
Ночь-Нюкта в гневе на беззаконие Крона родила ужасных существ и божеств Таната (Смерть), Эриду (Раздор), Апату (Обман), богинь насильственной смерти Кер, Гипнос (Сон-Кошмар), Немесиду (Отмщение), Гераса (Старость), Харона (перевозчика умерших в подземное царство).
Власть над миром перешла теперь от Урана к титанам. Они поделили вселенную между собой. Крон вместо отца стал верховным богом. Океан получил власть над огромной рекой, которая по представлениям древних греков, течёт вокруг всей земли. Четверо других братьев Крона воцарились в четырёх сторонах света: Гиперион – на Востоке, Крий – на юге, Япет – на Западе, Кей – на Севере.
Геспер – бог вечера и вечерней звезды. Его дочери от ночи-Нюкты – нимфы Геспериды, которые охраняют на западном краю земли сад с золотыми яблоками, некогда подаренный Геей-Землёй богине Гере при её бракосочетании с Зевсом
Музы – девять богинь наук и искусств. Каллиопа – муза эпической поэзии, Эвтерпа – муза лирики, Эрато – муза любовных песен, Мельпомена – муза трагедии, Талия – муза комедии, Терпсихора – муза танцев, Клио – муза истории, Урания – муза астрономии и Полигимния – муза священных гимнов.
Нерей – бог спокойного моря, счастливых плаваний, мудрости морских глубин. Его дочери – морские нимфы-Нереиды.
Форкий – бог бурного моря и штормов. Детьми Форкия в древнегреческой мифологии считались горгоны, грайи, сирены, Ехидна и Скилла (см. статью Чудовища древнегреческой мифологии).
Кето – злобная богиня морской пучины, сестра и жена Форкия. Оба они олицетворяли величественные и ужасные явления моря
Религия играла важнейшую роль в повседневной жизни древних греков. Главными богами считалось младшее поколение небожителей, победившее своих предшественников-титанов, олицетворявших вселенские силы. После победы они обосновались на священной горе Олимп. Лишь Аид, повелитель царства мертвых, жил под землей в своих владениях. Боги были бессмертны, но очень похожи на людей – им были свойственны человеческие черты: они ссорились и мирились, совершали подлости и плели интриги, любили и хитрили. С пантеоном греческих богов связано огромное количество мифов, дошедших до наших дней, захватывающих и увлекательных. Каждый бог играл свою роль, занимал определенное место в сложной иерархии и выполнял отведенную ему функцию.
Верховный бог греческого пантеона – царь всех богов. Повелевал громом, молниями, небом и всем миром. Сын Кроноса и Реи, брат Аида, Деметры и Посейдона. У Зевса было сложное детство – его отец титан Кронос, боясь конкуренции, пожирал своих детей сразу после рождения. Однако благодаря матери Рее Зевсу удалось выжить. Окрепнув, Зевс скинул отца с Олимпа в Тартар и получил неограниченную власть над людьми и богами. Был очень почитаем – ему приносили лучшие жертвы. Жизнь каждого грека с младенчества была пропитана восхвалением Зевса.
Согласно мифу Тот был рожден от лба Сета
Есть еще одна популярная версия о рождении Тота. Египетский манускрипт «Сражения Гора и Сета», датированный 1190 г. до н.э. — 1077 г. до н.э., описывает рождение Тота в результате упомянутой выше битвы между двумя богами, Гором и Сетом. Пока два бога боролись за свое право на власть, Сет случайно проглотил семя Хоруса, и таким образом Тот родился изо лба Сета. Будучи сыном двух божеств: Гора, который представляет порядок; и Сета, олицетворяющего хаос; Тот считается равновесием между ними и известен как Бог равновесия. Сразу после своего рождения Тот стал посредником в битве между двумя богами, Гором и Сетом. Будучи Богом Равновесия, его долгом было гарантировать, что битва между Хорусом и Сетом всегда будет на равных. Используя свои исцеляющие способности в разных точках боя, Тот убедился, что ни один из них не имеет чрезмерного преимущества перед другим. Он делает обе стороны одинаково способными и помогает поддерживать состязание между двумя богами, справедливым и равным.
Изображение Тота в Бруклинском музее, Нью-Йорк
Отражение древнеегипетских верований в искусстве
Мифологические воззрения Древнего Египта нашли широкое отражение в архитектуре и искусстве, литературе.
В египетских храмах и около них стояли скульптурные изображения божеств, мыслившиеся как «тела», в которых эти божества воплощаются.
Представления о том, что умершие должны иметь жилище, обусловили строительство специальных гробниц:
мастаба, пирамид, скальных склепов.
Гробницы и храмы украшались рельефами и росписями на мифологические темы.
На случай повреждения или уничтожения мумифицированного тела умершего в гробницу помещали его портретную статую
(наряду с мумией призванную быть вместилищем его ба и ка).
Росписи и рельефы в гробницах должны были создавать для умершего привычную обстановку:
они изображали его дом, членов семьи, празднества, слуг и рабов на полях и в мастерских и т. д.
В гробницы помещались также статуэтки слуг, занятых различными видами сельскохозяйственных, ремесленных работ, обслуживанием умершего.
В погребениях эпохи Нового царства в большом количестве сохранились т. н. ушебти, особые фигурки, обычно в виде запелёнатой мумии.
Считалось, что покойный силой магических заклинаний оживит их и они будут работать за него в загробном мире.
Высокими литературными достоинствами обладала религиозная и магическая литература,
в которой запечатлены многие мифологические представления египтян.
Широкое отражение получили мифологические сюжеты в сказках.
Например, в сказке «Змеиный остров» («Потерпевший кораблекрушение»)
действует огромный змей, который может испепелить человека своим дыханием, но может и спасти его, предсказать будущее.
Этот образ возник под влиянием представлений о богах-змеях.
В другой сказке к Реддедет, жене жреца Раусера, в образе её мужа является бог Ра,
и от этого брака рождается трое близнецов — детей солнца, основателей новой династии фараонов.
Под влиянием мифа об Осирисе была создана сказка о двух братьях Бате и Анубисе, в которой ложно обвинённый Бата погибает,
а затем оживает вновь при помощи Анубиса (в образе Баты сохранились также черты бога — быка Баты).
В сказке «О кривде и правде» младший брат ослепляет старшего (которого зовут Осирис) и завладевает его добром,
однако сын Осириса Гор мстит за отца и восстанавливает справедливость.
В сказке о мудром юноше Са-Осирисе (его имя в переводе означает «Сын Осириса») описывается загробное царство,
куда он ведёт своего отца, и суд над мёртвыми.
(P. И. Рубинштейн)
Тень и свет: богиня Маат
Маат — одна из самых важных богинь в древнем египетском пантеоне. Она является воплощением понятия идеального порядка и гармонии во вселенной. Без неё невозможно было представить существование и продвижение жизни в древнем Египте.
Маат считается одной из старейших богинь и была поклоняема в течение многих веков египетской истории. Её имя переводится как «правда» или «истина». Она представлялась в виде женщины с перьями на голове, что являлось символом её роли в суде в загробном мире.
Богиня Маат играла важную роль в системе общественного и юридического строя. Она была покровительницей правопорядка и нравственности. Маат считалась важным элементом правления фараонов, которые обязаны были ей следовать и соблюдать её законы.
Маат также символизировала баланс и гармонию, как в природе, так и в общественной жизни. Её символом является весы, на которых сравнивается сердце умершего человека с пером Маат. Если сердце тяжелее пера, то это значит, что человек не следовал законам Маат и будет наказан, а если сердце легче пера, то человек будет считаться достойным, и его душа получит возможность продолжить свое существование в загробном мире.
Богиня Маат также упоминается в древнеегипетском мифе о сотворении мира. Согласно этому мифу, Маат помогла богу Ра установить порядок и баланс на земле.
В целом, богиня Маат воплощает важные ценности египетской культуры, такие как справедливость, истинность, порядок и гармония. Её влияние на египетское общество было неоценимым, и она остается одной из самых известных и почитаемых богинь в истории Египта.
История[]
Родителями Анубиса были Нефтида и Сет, но сразу же после рождения мать отдала его Осирису и Изиде (по другой версии, бросила в камышах), так как она не хотела, чтобы Анубис знал своего отца и стал таким же как он. Сам Анубис скептически относился к этому, зная, что он «другой» ребенок, а не воин. После бог Анубис стал помогать Изиде в поисках частей Осириса и принял участие в бальзамировании воссозданного тела Осириса.
Мифология
В ранней египетской мифологии говорится о том, что у Анубиса могло быть другое происхождение. Он мог быть сыном Осириса и Нефтиды, которая могла не сообщить этого Осирису. Предательство Нефтиды могло сыграть роль в желании Сета убить Осириса. В более поздней мифологии Анубис всё же является сыном Сета.
Вероятно, что Анубис был одним из самых важных египетских богов. Когда труп был мумифицирован, жрецы надевали маски с головами шакала и, возможно, молились Анубису. У гробницы жрец совершал отверзение уст, дабы дать мертвецу возможность есть, дышать и двигаться. Анубис также единственное божество, которому разрешено проводить церемонию отверзения уст.
Влияние мифологии Анубиса и Сета на культуру
Мифология Древнего Египта вдохновляла многих художников, писателей и кинематографистов на создание произведений искусства. Анубис и Сет, как два ярких представителя египетской мифологии, оказали значительное влияние на культуру.
Анубис, бог мертвых и мумификации, часто изображался в искусстве и литературе Древнего Египта. Он символизировал смерть и переход души в загробный мир. Современные фильмы и книги показывают Анубиса как мистического существа, которое вставляет в тело погибшего человека амулет и тем самым подвергает его мумификации.
Сет, бог бури и хаоса, был одним из самых известных богов Древнего Египта. Его образ использовался для создания мифических и фантастических существ. Современные фильмы, например, часто изображают Сета как разрушителя, который готов уничтожить весь мир.
Таким образом, мифология Анубиса и Сета не только вдохновляла на создание произведений искусства, но и была использована в современной культуре для создания новых образов и символов. Эти боги останутся важными фигурами не только в истории Древнего Египта, но и в современной культуре.
Пантеон Египетских Богов
В общей сложности Египетский пантеон богов насчитывал более 700 божественных созданий, но многие из них были почитаемы лишь у отдельных групп людей. Поэтому здесь будет представлен перечень основных египетских богов:
- Осирис – египетский бог земледелия, повелитель потустороннего мира и судья над душами людей. Изображается: мужчина с чёрной кожей, закутанный в белый саван;
- Анубис – бог-проводник на суд Осириса, покровитель бальзамирования и защитник могил и мёртвых душ. В большинстве случаев нарисован человек с головой шакала либо полностью в зооморфной форме;
- Сет – бог зла, брат Осириса, покровитель войн и убийств, а также защитник бога Ра в схватке со Змеем. На изображениях Сет чаще всего выглядит как мужчина с главой существа, похожего на смесь собаки и тапира;
- Гор (Хор) – хозяин неба, сын Осириса, главный защитник людей и соперник Сета. Его изображают в форме мужчины с головой сокола;
- Геб – хранитель земли, отец Осириса и Исиды. Изображается: человек с птицей на голове;
- Тот – бог Луны, мудрости, письменности и времени, советник Ра и Осириса, покровитель науки. Выглядит: мужчина с головой ибиса;
- Атон – бог солнечного диска. Изображается: круг с лучами в виде ладоней;
- Птах – бог-творец – создатель Земли, покровитель ремесленников. Изображается: мужчина, облачённый в саван;
- Апис (Хеп) – бог плодородия. Изображение Аписа выглядит так: человек с головой быка;
- Амон – бог чёрного небесного пространства. Изображался: человек с солнечной короной;
- Апоп – гигантский змей, нападающий на Ра во время путешествия по подземному Нилу;
- Бастет – богиня радости, веселья и любви. Изображалась в форме женщины с головой кошки;
- Исида – жена и сестра Осириса, великая волшебница, в текстах пирамид изображается так: женщина с крыльями птицы;
- Нут – богиня неба, была в виде огромной коровы;
- Ра – бог Солнца, покровитель жизни. Выглядел: мужчина с головой сокола и солнечным диском на голове;
- Себек – бог-крокодил, владыка вод.
Почему египтяне имели такое множество богов в своей мифологии?
Исторические факторы
Египтяне жили в сложных условиях, которые влияли на их религиозную культуру. Некоторые историки предполагают, что широкое разнообразие богов в египетской мифологии связано с политическим и религиозным разнообразием в различных регионах страны.
Возможно, египтяне создали так много богов, чтобы объединить свои регионы под единым пантеоном. Кроме того, религия играла роль в управлении египетским обществом, и государственные ритуалы проводились для укрепления связи между монархом и богами.
Также, существовало множество обрядов и традиций в египетской религии, которые были связаны с поклонением отдельным богам. Боги имели свои собственные функции и ответственности, и их культ был иногда связан с региональными особенностями, такими как сельскохозяйственный цикл или географическая местность.
Из египетских мифов также можно сделать вывод, что многие боги были созданы в ответ на реальные проблемы и опасности, такие как болезни, природные катаклизмы, нападения диких животных и инфекции. Каждое божество имело свой уникальный аспект, и их культы были направлены на обеспечение защиты и благосостояния египетских граждан.
Осирис
Среди имен богов Египта имя Осирис было особенно популярно, так как именно он стал родоначальником всех мифов о воскрешении. Именно его тело было мумифицировано впервые его женой Исидой. Обычно Осирис изображался в виде мумифицированного человека с зеленоватой кожей и символами высшей власти в руках (скипетр и цеп).
Родители Осириса – это Геб и Нут. У него была сестра — Нефтида, и брат — Сет, который впоследствии стал самым популярным в истории Египта. Имена богов часто передают некий особый смысл, и Осирис тому не исключение. Его имя переводится, как «могучее солнце» или «трон солнца», то есть намекает на высоту его положения – бога возрождения, а также судьи всех умерших.